![Вторник, №16 (35), декабрь 2021](/covers_330/66987140.jpg)
Полная версия
Вторник, №16 (35), декабрь 2021
Фестиваль имени Чуковского на ММОКФ
На четвёртом Московском Международном открытом книжном фестивале (а он проходил с 11 по 14 июня на территории ЦДХ и его ближайших окрестностей) Фестиваль имени Корнея Чуковского был представлен своими участниками, наибольшее скопление которых наблюдалось в районе павильона «Артек» – месте проведения детской программы действа. Именно здесь состоялись презентации книг Михаилов – Грозовского и Яснова, а также вручение премии «Невский проспект» Александру Тимофеевскому за ещё одну – «Пусть бегут неуклюжи». Причём премию Тимофеевскому вручали Михаил Яснов и Сергей Махотин. Правда, без Валерия Воскобойникова, вынужденно задержавшегося в Липках, где он осуществлял руководство совещанием молодых российских литераторов, пишущих для детей… Любопытно, что все три упомянутые книжки вышли в издательстве «Самокат».
На презентациях и других мероприятиях ММОКФ из наших были замечены в качестве участников и группы поддержки: Ксения Молдавская, Татьяна Рудишина, Марина Бородицкая, Маша Лукашкина, Людмила Чутко, Григорий Кружков, Станислав Востоков и председатель оргкомитета Фестиваля имени Чуковского Сергей Белорусец. А плюс к ним – энергичный и мобильный Вадим Левин, уже около десятка лет живущий в Германии. Кстати, Вадим Александрович привёз оттуда несколько экземпляров второго номера детского русскоязычного журнала Евросоюза «Остров Там-и-Тут» и раздал попавшимся ему под руку авторам журнала…
30 июня состоялась запись радиопередачи «Большое будущее», в которой принял участие председатель оргкомитета Фестиваля Чуковского Сергей Белорусец.
Программа вышла в эфир на волнах радиостанции «Моя семья» (94,8 FM) 9 июля в 22.00.
25 августа, в Центральном выставочном зале «Манеж», состоялась пресс-конференция «Предупреждён, значит, вооружён». Она была организована и проведена Городским центром «Дети улиц». В пресс-конференции принял участие председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского Сергей Белорусец. Он рассказал о деятельности Фестиваля, а также анонсировал ближайшее мероприятие – сентябрьский переделкинский Костёр, который на этот раз будет осуществлён в содружестве с ГЦ «Дети улиц».
Внимание, Конкурс!
27 августа был подписан договор о творческом сотрудничестве между Московским фестивалем детской литературы имени Корнея Чуковского и всероссийской еженедельной литературно-развлекательной газетой «Школьник». В частности, представители газеты взяли на себя обязательства организовать в рамках Фестиваля литературный конкурс среди ребят школьного возраста, с поощрением победителей в виде публикаций в газете «Школьник».
Со стороны Фестиваля договор подписал Председатель его оргкомитета Сергей Белорусец, со стороны газеты генеральный директор ООО «Издательско-творческий остров СЕМРИК» Татьяна Григорьева.
Фестиваль – Фестивалю
18 ноября в помещении Российской государственной детской библиотеки состоялся второй этап Фестиваля национальностей, организованный Институтом развития инициатив молодёжи (ИРИМ) и Городским центром «Дети улиц».
Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского на красочном и многообразном действе был представлен председателем оргкомитета Фестиваля Сергеем Белорусцем, прозаиком и сценаристом Сергеем Георгиевым и поэтессой Ольгой Ворониной, которые среди прочих почётных гостей с успехом выступили перед переполненным залом. В частности, завершая своё выступление, Сергей Белорусец пригласил всех присутствовавших на торжественное вручение литературной премии имени Корнея Чуковского, которое пройдёт в Центральном Доме литераторов 3 декабря.
Да, 3 декабря 2009 года мы во второй раз вручили премии Чуковского.
Состав взрослого жюри, по сравнению с первым его созывом, несколько изменился.
В него, вместо выбывших из этой части игры Сергея Агапова, меня и Ксении Молдавской, вошли лауреаты нашей премии первого сезона: Юрий Кушак, Марина Бородицкая и Григорий Гладков, а также представляющий мемориальный Дом-музей Чуковского в Переделкине Владимир Спектор.
Мы же с Агаповым сосредоточились на членстве в оргкомитете Фестиваля.
Присутствуя на заседаниях жюри только в качестве наблюдателей, не имеющих права голоса.
Правильнее сказать, имеющих право совещательного голоса.
Даже двух…
А детское жюри под водительством ответственного секретаря премии Павла Крючкова приросло ещё одной коллективной литературной единицей: библиотечной группировкой «Рыжий кот» (руководитель Анна Епишенкова).
Между прочим, наиболее многочисленной и организованной.
По крайней мере, применительно к истории премии Чуковского…
Начиная с этого года, жюри премии Чуковского стало собираться в помещении «Гайдаровки».
В здании на Ружейном переулке.
Месте сборищ «Клуба детских писателей».
И месте работы гостеприимной Татьяны Рудишиной.
Хотя упреждающее заседание мы провели в нижнем буфете ЦДЛ…
А вот как прошло само завершающее событие фестивального года.
Само.
С Божьей и нашей помощью.
Ну и, естественно, с помощью наших помощников…
Фестиваль Чуковского.
С декабря до декабря…
3 декабря в Центральном Доме литераторов торжественной церемонией вручения премии-2009 завершил свою работу Третий московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского.
Премия, включающая в себя четыре номинации, была вручена уже во второй раз (первый на закрытии первого Фестиваля в 2007 году).
Будучи на данный момент самой престижной премией в области литературы для детей, премия Чуковского существует при поддержке Правительства Москвы и служит делу пропаганды чтения.
Премия вручается лучшим (по мнению жюри) детским писателям, творящим в жанре игровой поэзии на русском языке.
Бессменным председателем жюри премии является легендарный Эдуард Успенский.
Ответственным секретарём жюри (тоже – бессменным) – научный сотрудник переделкинского мемориального Дома-музея Корнея Чуковского литературный критик Павел Крючков.
Поимённо состав остальных членов жюри выглядел так:
лауреаты премии имени Чуковского-2007 Марина Бородицкая, Юрий Кушак и Григорий Гладков, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара Татьяна Рудишина и ещё один сотрудник Дома-музея Чуковского в Переделкине Владимир Спектор.
Все они (кроме Григория Гладкова, появившегося несколько позже) – наряду с председателем оргкомитета Фестиваля и премии поэтом Сергеем Белорусцем и членом оргкомитета Фестиваля и премии заведующим Домом-музеем К. Ч. Сергеем Агаповым – приняли участия в компактной, но весьма информативной пресс-конференции, состоявшейся в Малом зале ЦДЛ (всего аккредитовалось около двадцати российских и столичных СМИ).
В это же время (и несколько раньше) по фойе разгуливали персонажи сказок Чуковского, а также другие узнаваемые ростовые фигуры, включая уже знакомого тем, кто регулярно посещает мероприятия Фестиваля, трёхметрового белого медведя с триколором – символом России…
Ростовые фигуры водили хороводы, окружая радушной весёлой заботой малышей и детей постарше, которых оказалось отнюдь немало на фееричном, почти двухчасовом красочном литературно-музыкальном действе…
И разновозрастные ребята, и взрослые, собравшиеся в Большом зале ЦДЛ, с удовольствием наблюдали за торжественной церемонией закрытия Фестиваля и вручения премии, прошедшей незаорганизованно и по-домашнему раскрепощённо…
За что отдельное спасибо ведущему (а не ведомому – как было указано в тексте остроумной цветной афиши, анонсирующей этот праздник) Павлу Крючкову.
Концертная программа осуществилась силами актёров Театра «Игра» (руководитель Андрей Защеринский), Студии юного актёра (руководитель Галина Ривкович), эстрадного коллектива «Дети Солнца» (руководитель Елена Таланова), вездесущего Эдуарда Успенского (он прочитал стишок под названием «Не ходите, дети, ночью в Интернет…») и самих лауреатов литературной премии имени Чуковского – 2009.
Ими стали: поэт Михаил Яснов (номинация «За выдающийся вклад в отечественную литературу для детей»), поэт и сказочник Сергей Козлов (номинация «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной детской литературе»), поэт и просветитель Андрей Усачёв (номинация «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе»), поэт и музыкант Пётр Синявский (премия читательских симпатий «Золотой крокодил»).
Именно с этой премии началось награждение лауреатов. Её вручало детское жюри, которое на этот раз состояло из представителей четырёх детских литературных студий и других известных персоналий. Этим важным делом остроумно занимались поэт-песенник лауреат премии имени Чуковского – 2007 Юрий Энтин (сказавший, в частности, что считает премию имени Корнея Чуковского самой высокой доставшейся ему в жизни наградой) и секретарь Союза писателей Москвы председатель оргкомитета Фестиваля и премии Сергей Белорусец, вручивший представителям детского жюри памятные значки Фестиваля.
Следом планировалось награждение Сергея Козлова. Но из-за серьёзной болезни он, к сожалению, не смог присутствовать на церемонии. Поэтому диплом лауреата (его вручал близкий друг автора «Ёжика в тумане» поэт Юрий Кушак) был вручён жене Сергея Григорьевича Татьяне. Юрий Кушак по памяти прочитал коротенькую сказку, придуманную Козловым ещё в 1962 году, юные актёры из детской группы театра «Игра» исполнили лирический танцевальный номер, который прошёл под звуки – как выяснилось – самой любимой новоиспечённым лауреатом из всех песен, написанных композиторами на его стихи, – «Облака – белогривые лошадки»…А несколько отрывков из мультфильмов по сценариям и стихам Козлова, объединённые в один полутораминутный ролик, живо напомнили зрителям популярных анимационных героев этого чудесного поэта и сказочника…
Андрея Усачёва награждали сотрудники Дома-музея Чуковского – Павел Крючков и Сергей Агапов, вместе с примкнувшим к ним Сергеем Белорусцем.
Последний не только сердечно поздравил лауреата, но и вручил почётные грамоты Союза писателей Москвы, ручки-призы, а также значки Фестиваля директору Городского центра «Дети улиц» Светлане Волковой и трём победителям литературного конкурса на лучшее сочинение о национальной литературе…
Поэт и переводчик Марина Бородицкая сказала несколько поздравительных слов в адрес своего коллеги и нынешнего лауреата Михаила Яснова. Он в ответ прочитал смешное стихотворения, рифмы к которому – по ходу чтения – подбирал весь зал…
Кстати, кроме дипломов на руки и денег на банковские счета, все лауреаты получили и подарок от внучки дедушки Корнея. Каждому из них досталось по экземпляру – буквально – только что вышедшего в свет альбома «Неистовый Корней» с добрыми пожеланиями от Елены Цезаревны…
Певец и композитор пластилиновой вороны (это цитата из уже упоминавшейся афиши) Григорий Гладков увенчал концертную программу симпатичными песнями, которые исполнил со сцены при активной помощи нескольких десятков малышей и ребят постарше, приглашённых им для этого из зрительного зала…
Сама же церемония начиналась нежным и трогательным киносюжетом о деятельности Фестиваля за последний год (с декабря до декабря), снятым и бережно смонтированным Владимиром Спектором.
Послеконцертный дружеский фуршет, продлившийся полтора часа в нижнем буфете ЦДЛ, стал настоящим гимном корпоративной писательской солидарности!..
В заключение хочется поблагодарить за доставленное удовольствие от вечера – поэтов, актёров, работников Дома-музея, членов оргкомитета Фестиваля и его сотрудников (их есть смысл и возможность перечислить пофамильно): Ольга Мурзина, Людмила Алексашина, Ольга Воронина, Арсений Белорусец, Женя Доброва, пресс-секретарь Союза писателей Москвы Александр Герасимов…
Что ещё можно к этому добавить?
Премию Чуковского поэту и сказочнику Сергею Козлову, кандидатуру которого предложил жюри и яростно её отстаивал (хотя никто с ним и не пытался спорить) Юрий Кушак, мы успели вручить жене Козлова Татьяне за три недели до безвременной кончины Сергея Григорьевича.
И – он ещё успел этой премии порадоваться.
И – даже сердечно нас поблагодарить…
Союз писателей Москвы к тому времени уже успел не только обзавестись новым первым секретарём (им выбрали литературного критика, первого министра культуры России Евгения Сидорова, о чём читатели могли догадаться из процитированных выше наших отчётов о фестивальных мероприятиях), но и новым бухгалтером.
Людмилой Николаевной Алексашиной.
Кандидатуру которой порекомендовала секретариату СПМ Ольга Радзивилл.
Очень вовремя.
Потому что неожиданно выяснилось, что бывший бухгалтер Международного литфонда Татьяна, которую привлекла к работе по совместительству Римма Казакова незадолго до свой смерти, бухгалтером в общественной организации до этого никогда не работала.
А спешно учиться неизвестным ей доселе, но определяющим многое, если не всё, технически обязательным нюансам настоящей должности готова не была…
Правда, когда не стало РФ – и расчётный счёт Союза писателей Москвы оказался на 9 месяцев перекрыт для всех финансовых операций из-за различных юридических сложностей, связанных с переоформлением права первой подписи, я упросил Татьяну составлять и отправлять в налоговую инспекцию «нулевые» финотчёты о деятельности СПМ.
Татьяна мою долгосрочную (как выяснилось – аж трёхквартальную!) просьбу выполнила.
В память о Р. Ф.
Бесплатно.
Слава богу, Татьяниной бухгалтерской умелости здесь хватило.
Иначе СПМ просто пришлось бы тогда окончить свои дни…
Бывший ректор и проректор Литинститута Евгений Юрьевич Сидоров, хоть до поры и был нелегитимен в качестве первого секретаря СПМ, на первых порах нам помогал.
Ездил со мной и Ольгой Радзивилл на пару совещаний в столичный Департамент культуры.
Где нас эпизодически защищал.
Если ситуация того требовала.
Выпуская из (миролюбиво-улыбчивого по большей части) себя своего внутреннего дракона…
Ещё до того, как мы благополучно сдали-таки пресловутый финансовый отчёт.
Благодаря помощи вице-президента Фонда возрождения народной культуры Аркадия Яхниса.
Дипломированного философа, между прочим…
В этом деле нам крепко помог и некий бесфамильный (для меня) Максим.
Специалист по финансовым отчётам.
Которого где-то нашла Ольга Радзивилл.
И – с которым я никогда не встречался…
Да, мы в конце концов благополучно отчитались.
За фестивальную мистерию 2007 года.
Ближе к окончанию года следующего…
А до этого июльским летом мы с вдвоём с Ольгой ездили к Сидорову.
На дачу.
В Переделкино.
В тот его отсек, который ближе к Мичуринцу.
Приватно-правдиво рассказать о наших сложностях со сдачей отчёта.
Деловую часть разговора Евгений Юрьевич начал по-своему шутливо:
– Взятку давали?
– Как можно? – недоумённо ответили вопросом на вопрос мы…
Евгений Юрьевич потом несколько раз появлялся на чукфестовских традиционных Кострах.
Куда я его сам и приглашал.
Благо идти ему до них было всего минут двадцать.
Хорошей, почти безлюдной, поселковой прогулки.
С улицы Гоголя до улицы Серафимовича…
Помню, как однажды возникли на Костре потенциальные спонсоры.
Приглашённые мной.
Коих именно в этом качестве я первому секретарю СПМ Евгению Сидорову и представил.
Он среагировал моментально.
С ходу начав целенаправленную беседу о спонсорстве Союза.
Отнюдь не Фестиваля.
Как будто меня рядом и не было вовсе.
Да и не я их сюда пригласил.
По сути, привёл.
Имея в виду насущные наши нужды.
Фестивальные.
Чукфестовские…
При том что мемориальный Дом-музей Чуковского стал таковым благодаря Евгению Юрьевичу.
При нём как первом министре культуры России сделавшись из бывшей литфондовской дачи Корнея Ивановича отделом Государственного литературного музея.
Получив официальный статус.
Наряду с находящейся в пяти минутах ходьбы бывшей литфондовской дачей Бориса Леонидовича.
Пастернака.
Вроде как в мемориальный Дом-музей Чуковского Сидоров и приходил (или приезжал) с визитом, когда чуковский дом в 1994 году открывали…
Во всяком случае, так я понял из его устного рассказа.
Думается, и безотносительно к этому Евгений Юрьевич туда захаживал.
И – не раз.
А на московские мероприятия Фестиваля Евгений Юрьевич так и не пришёл.
Не приехал к нам в ЦДЛ из Переделкина.
Хотя я приглашал его неоднократно…
Но – всякий раз – он предлагал взамен себя пригласить Сергея Александровича Филатова.
Председателя Союза писателей Москвы.
Помнится, в своё время публицист и основатель Крестьянской партии Юрий Дмитриевич Черниченко приравнивал эту изысканно обозначенную словесно должность к званию английской королевы…
Кстати, Филатов к нам в ЦДЛ приходил.
Приезжал.
Причём не единожды…
И – я к нему тоже приезжал.
В разные места.
Многажды.
Не только в его фонд.
Который сначала располагался в столице на проспекте Мира, а потом переехал на улицу Космонавтов.
Да, приходил и приезжал.
Многажды.
На всевозможные московские мероприятия, организованные его Конгрессом интеллигенции.
Ездил в составах его различных сборных писательских команд по России.
Был в Санкт-Петербурге, Твери, Туле. Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Кирове, Перми, Екатеринбурге…
Наконец, в Чебоксарах.
Где, на ведомом Сергеем Александровичем в качестве модератора круглом столе, посвящённом детской литературе, объявил о нашей чукфестовской инициативе.
Присутствовал по его приглашению и на другом детлитовском круглом столе, который вёл тот же Филатов ранней весной 2011 года.
В конференц-зале Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Между прочим, будучи там, на этом круглом столе, я познакомился с Настей Орловой, тогда ещё мало кому известной детской поэтессой из Ярославля, и пригласил её поучаствовать в нашем Фестивале.
– Мне это надо? Вы уверены, что именно мне? – помню, с некоторым сомнением в голосе спросила меня тогда красавица и умница Настя, ставшая в течение последующей личной пятилетки качества и количества обладательницей почти всех возможных отечественных литературных премий для детских писателей.
В том числе премии Чуковского-2014, которую я Настеньке и вручал в Большом зале ЦДЛ.
– Да, именно вам! – коротко и убеждённо ответил я Насте 15 марта 2011 года.
Таким способом заполучив Настю в списочный состав Фестиваля Чуковского.
Даже в списочный актив этого состава…
А ещё приезжал я по приглашению Сергея Филатова в «Карабиху».
Под Ярославль.
На ежегодный Некрасовский праздник поэзии.
Срединным летом того же 2011 года.
Как председатель оргкомитета Фестиваля Чуковского.
Выступал на тамошнем пышном открытии.
С приветствием от нашего Фестиваля.
Плюс наблюдал за работой проводимого там под эгидой филатовского фонда семинара для молодых детских отечественных писателей…
Знакомился с ними.
Дабы выбрать тех, кто мог бы стать потенциальными участниками Чукфеста.
И – Настя Орлова была там.
В «Карабихе».
Не только как равноправная семинарская слушательница.
Но и как предельно работящая хозяйка и очень гостеприимная староста этого молодёжного делписовского семинара…
Кстати, тогда же, по итогам работы этого молодёжного семинара под благожелательным предводительством всегдашних участников Чукфеста Эдуарда Успенского, Марины Бородицкой и Валерия Воскобойникова, ярославская поэтесса Анастасия Орлова была принята в Союз писателей Москвы.
Это была инициатива председателя оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского секретаря Союза писателей Москвы Сергея Белорусца.
Благосклонно поддержанная председателем Союза писателей Москвы Сергеем Филатовым и руководителями молодёжного семинара детских писателей.
Впрочем, моя трёхдневная поездка в «Карабиху», с ежедневным двухразовым купанием в Которосли, протекающей прямо под окнами доставшейся мне комфортабельной ярославской гостиницы, случится несколько позже.
Да и Настины разнообразные, кучно обступившие её литературные премии.
А ещё до получения большинства из них отправили умницу и красавицу ярославну Анастасию Орлову на книжную ярмарку в Гавану.
В составе компактной отечественной писательской делегации.
Перед отлётом на Кубу (необстрелянная тогда) сильно волнующаяся Настя позвонила мне с просьбой проконсультировать её о том, как следует вести себя в заграничной поездке и что говорить на тамошних круглых столах и пресс-конференциях.
Я – как мог – успокоил Настю и что-то ей подсказал.
Видимо, по делу.
Потому как в знак благодарности Настенька прислала мне открытку с приветом из Гаваны.
А по возвращении подарила фляжку крепчайшего кубинского рома…
Продолжение следуетСаша ИРБЕ
![](/img/66987140/image1_61b51b58ae3bf000078f324e_jpg.jpeg)
Рассказы
Бабушка на велосипеде
Когда моя бабушка умерла, я ещё не могла оценить всей странности той истории, которая произошла с ней в самые последние месяцы её жизни. А началась она в далёкие послевоенные годы. Мой дед только что пришёл с фронта. Он был старше бабушки на восемь лет, а когда уходил на войну, ей было всего пятнадцать. Возвратился не предупреждая, как и многие возвращались тогда, перепрыгивая из одной попутки в другую. Поцеловал мать, привёл себя в порядок, переоделся и пошёл к дому своей возлюбленной, уверенный, что она его ждёт. Однако застал её катающейся на велосипеде с (как он тогда выразился) «сопливым недотёхой» из соседнего двора, которого он же, по его воспоминаниям, и научил на нём когда-то кататься. Разбираться не стал. Просто навёл на него револьвер и произнёс:
– Отваливай!.. Я долго ждать не буду! Чтоб последний день здесь тебя видел!
Бабушка уже при мне вспоминала этот момент несколько раз. И не потому, что он был страшным, а лишь потому, что именно с него, как она считала, все в её судьбе пошло наперекосяк.
Жили они в небольшом и только что образовавшемся посёлке, причиной появления которого стал завод, с неимоверной скоростью построенный в лесах Прикамья. Ради его обслуживания в посёлок были переселены поволжские немцы, недавние заключенные, специалисты с их семьями и домашней скотиной. Все и у всех были на виду. Характер же у моего деда был вздорный, напористый. Он был из казанских татар, отбывавших свой срок на лагерных работах неподалёку. За что и как его посадили – осталось уже неизвестным, но про то, что с дедом моим лучше не связываться, в посёлке знали все: сначала побьёт, а потом уже разбираться будет, за что и как.
А между тем дед мой был одним из первых пехотинцев, вошедших в Берлин. С немецкой земли он привёз с собой несколько трофеев: старый патефон, кружку с орлом, на себе – немецкий ремень, сапоги и шапку, коричневый чемодан, произведённый в Германии ещё в догитлеровскую эпоху. В него и пятьдесят лет спустя ещё складывали некоторые вещи. Были собраны моим дедом и подарки, которые удалось ему припасти для бабушки, чуть ли не пешком пройдя всю Европу. Несколько колечек, серебряные и золотые серёжки, только уже в девяностые годы снесённые в местный ломбард, большую, белую, очень тонкую, но очень тёплую шаль, в которую бабушка куталась, сидя перед окном в кухне каждую зиму.
Их свадьба состоялась шумно, весело, с большим количеством соседей и вынесенных на улицу вскладчину накрытых столов, и стала чуть ли не первой сыгранной в поселке после войны.
Своему «велосипедному другу» бабушка сказала, что никогда не испытывала к нему симпатий, что просто была война и ей было страшно, что своего суженого она с неё не дождётся. От деда действительно последние полгода не было писем. Слишком сложно им было идти из разорённой Европы.
Однако мне досталось уже то время, когда она с любовью вспоминала первый поцелуй с «сопливым недотёхой», в подробностях и в красках рассказывала собравшимся на её кухне кумушкам, как они вдвоём ранним утром бежали по траве к маленькому озеру, заросшему тиной и мхом, чтобы набрать воды и ей полить саженцы в огороде. Оба наклонились, больно ударились друг о друга висками, а потом, вместо того, чтобы выпрямиться, присели на корточки и начали целоваться. Поднимались уже вместе, почти не отрываясь друг от друга. И было у каждого в груди очень таинственно и тепло. Потом – вечером – опять встретились на этом пруду и опять целовались, а над ними, точно благословляя их любовь, висели белые и крупные звёзды.