bannerbanner
Untitled.wav. Книга про то, как делать музыку в провинции
Untitled.wav. Книга про то, как делать музыку в провинции

Полная версия

Untitled.wav. Книга про то, как делать музыку в провинции

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

От людей увлеченных часто приходится слышать о необходимости рискнуть, поставить все на кон, совершить прыжок веры в омут с головой и тому подобное. С одной стороны, такая позиция выглядит честно. Но важно трезво оценивать риски, и помнить, что вы ввязываетесь в марафон, а не в спринт. Достигнуть результата одним рывком скорее всего не получится, вариант «живи быстро – умри молодым» не подходит. Качественный результат будет нарабатываться годами, которые надо прожить продуктивно, имея возможность стабильно и осмысленно уделять время любимому делу, а не судорожно метаться с халтуры на халтуру.

Еще момент по финансам, который стоит иметь в виду. Возможность заработка для музыканта неразрывно связана с текущим общим экономическим положением. При любом финансовом шухере (а они цикличны, т.е. регулярно повторяются) количество свободных денег у граждан уменьшается, начинается затягивание поясов и индустрия развлечений попадает под удар одной из первых. Концерт можно и в ютубе посмотреть, пива с друзьями – дома попить, а не в кабаке, а Новый год и юбилей любимой фирмы отметить скромненько шампусиком в офисе, вместо дорогого ресторана с живой музыкой. Поэтому я бы советовал не торопиться сжигать мосты.

Определиться с музыкальными предпочтениями. Какую музыку вы хотите исполнять, какие навыки для этого требуются. Тут важно не распыляться. Времени у вас немного, важно использовать его эффективно. Попробуйте разное, посмотрите, что лучше получается. Найдите то, что вам ближе, или интуитивно понятней. Выберите какой-то конкретный кусок и целенаправленно долбите. Я для себя это называю вахтовым методом. Вы просто выделяете какое-то время на плотное погружение в конкретный инструмент/стиль. Анализируете всю доступную информацию, ищите преподавателей. Ваша задача стать крепким специалистом в чем-то конкретном. Это займет несколько лет.

Если у вас нет основательного бэкграунда, я бы не советовал лезть в мейнстримовые специальности – там высокая конкуренция, жесткие каноны, высокие стандарты. Попробуйте что-нибудь экзотическое. Проскочить совсем на халяву я бы не рассчитывал, это не прокатит ни в одном инструменте, но хотя бы избежать толчеи в час пик – уже будет полегче. Лучше быть первым парнем на деревне, чем десятым в городе.

Задача тут в том, чтобы понять для себя технологию успешного освоения чего-то конкретного, одержать маленькую победу и стать личностью в музыкальной тусовке. «А, это тот чувак, что играет пилой на гвозде подсвистывая себе пупком – а чё, клево играет, давай позовем, будет прикольно!» Освоите что-то одно, потом возьметесь за другое. И так всю жизнь…

Серьезно учиться музыке. Тут два аспекта. а) Освоение специальности и б) Общее развитие. В любом случае, нужен хороший преподаватель по специальности, а также, возможно, какое-то учебное заведение для общего развития, которое будет вам доступно (вечернее). Если вы настроены всерьез, то всякие сольфеджио, гармония, история музыки, анализ форм и тому подобное, на мой взгляд, нужны. Тут опять же вахтовый метод – выделяете на это все какое-то ограниченное время (условно, два-три года). Время это пройдет незаметно, а на выходе вы будете значительно грамотней.

Я считаю, что занятия с грамотным преподавателем как минимум сильно сэкономят ваше время (главный невозвратный ресурс!), позволят избежать каких-то грубых ошибок. Да, видеоуроков сейчас предостаточно, но, во-первых, они не дают обратной связи, вы не сможете оценить правильно поняли главные мысли и верно ли их интерпретируете. Кроме того, на старте, не имея опыта и понимания общей картины, вы вряд ли сможете адекватно оценить содержательность того или иного курса, выбрать по каким стоит заниматься, а какие можно (и лучше) пропустить. Поэтому я бы рекомендовал поискать живого преподавателя, хотя бы по скайпу. В этом случае шансы получить нужную информацию, на мой взгляд, значительно выше, чем наковырять ее самостоятельно.

Обеспечить себе возможность регулярной игры и записей. Искать единомышленников, создавать группу. Или вписаться в существующую – это не столь принципиально. Важна регулярная игровая практика, в разных условиях. Обзаведитесь хорошим инструментом, подзвучкой к нему, всем необходимым для работы. Вы должны быть полностью упакованы (без излишеств!) и готовы к бою в любой момент. Предложения иногда поступают очень неожиданно.

Искать возможность зарабатывать музыкой хоть какие-то деньги. Пусть сначала и символические. Идейные (в хорошем смысле) музыканты часто с этим пунктом не согласны, но я считаю его очень важным.

Жизнь так устроена, что количество висящей на вас ответственности неуклонно возрастает. И рано или поздно это вынуждает отказываться от приятных увлечений. Звучит уныло, но когда вам 18-20, вы полны сил, у вас есть время на себя, тусовки и сейшена с друзьями. Увы, это не будет длиться вечно. Когда вам 35-40 и у вас работа, семья и дети (жизнь не только из музыки состоит, ага), на приятные ништяки уже часто просто нет времени. Если в этой ситуации музыка для вас по прежнему исключительно хобби (считай, расходы), вам будет сложно уделять ей достаточно внимания и в конечном счете сохранить ее в своей жизни. Ну, можно, конечно, отложить лет на 20, чтоб вернуться когда-нибудь потом, когда с работой полегче станет, дети подрастут, времени будет побольше.. Но, как показывает практика, это «потом» скорее всего так и не наступит, а время назад не провернешь…

Если же выступления будут приносить пусть небольшой, но доход, то это несколько меняет дело. Да, на музыкальные заработки вы скорее всего не проживете и семью уж точно не прокормите, но, по крайней мере, это будет приятная и всегда уместная подработка, и у вас будет дополнительный повод не бросать. А моральная поддержка от возможности заниматься своим любимым делом будет колоссальной, особенно в непростых жизненных ситуациях.

Я понимаю, что в этих мыслях много от головы и мало от сердца. Но поверьте, если вам удастся не потерять голову на старте и нащупать свой баланс, то со временем ваша радость от пребывания в музыке будет только расти.


В общем и целом, для зарабатывания денег есть другие, куда более простые способы, нежели публичные выступления. Что делать? Мы считаем – качественно играть музыку и получать от этого удовольствие. Ведь вы изначально пришли именно за этим? Если нет – настойчиво рекомендуем попробовать себя в иной области. Но если музыка для вас ценна сама по себе – добро пожаловать в следующую главу.

Что

такое

провинция

You can take the girl out of the country, but you can't take the country out of the girl

Американский городской фольклор 1970-х годов.


Из названия книги, казалось бы, следует, что чем дальше вы от столиц, тем актуальнее она для вас. Оставим пока за кадром концерты мировых звезд и прочие бонусы проживания в больших городах. Сосредоточимся на том, что может дать столица в музыкальном плане лично вам. Обычно говорят, о том, что там:

– проще найти музыкантов или коллектив

– можно учиться у лучших преподавателей

– записываться в лучших студиях

– лучше оборудованы концертные площадки

– легче собрать слушателей на концерт

Но вот вам набор фактов:

– город в глубине сибири, с населением менее 70 тысяч человек породил, как минимум, два коллектива, достойных, по нашему (и не только) мнению, выступать на лучших площадках страны. Похвастаться таким результатом может не каждый «миллионник»

– видеочаты, ютуб и видеошколы позволяют учиться у самых крутых музыкантов в мире

– железо для «бюджетной» звукозаписи, при правильном применении, способно записывать звук вполне студийного качества, а сводить и мастерить трек можно через сеть, в любой студии планеты

– концертные площадки, в действительности, укомплектованы практически идентичным аппаратом. Самый крутой звук, на котором играли, например, мы, был выставлен не в Москве и не в Санкт-Петербурге. То же самое можно сказать и о квалификации звукорежиссеров.

– статистически, количество зрителей на вашем концерте вообще не зависит от размера населенного пункта, если речь идет о залах вместимостью менее тысячи человек. Широко известная в узких кругах группа всегда собирает соответственно узости этих кругов – что в Москве, что в Заколючинске.

Таким образом, с приходом эпохи интернета возможности у вас и у ваших столичных коллег практически равные, вот послушайте, что говорят петербуржские музыканты:


«бессмысленно играть концерты в Санкт-Петербурге. При всем моем уважении к тем людям, которые ходят на них постоянно вот уже на протяжении нескольких лет – проще собраться на какой-нибудь уютной кухне и поиграть песни, которые от тебя хотят услышать»


Мы сами регулярно делали концерты в столицах – и в качестве гостей, и в качестве «понаехавших» местных жителей. И признаки «провинциальности» встречали с завидной регулярностью, вне зависимости от «столичности» города.

Нет никакого смысла переезжать в столицу, если вы рассчитываете только от этого получить какие-либо дивиденды. На нашей памяти немало групп сменило локацию в поисках лучшего будущего, и примерно половина из них прекратила существование, а вторая – пребывает все в той же безвестности, что и до переезда. Что греха таить, мы и сами дважды покидали родной город, хоть и не питали никаких иллюзий по этому поводу. Само собой, личным опытом можем только подтвердить вышесказанное. Кстати, немало реальных звёзд и вовсе уезжает из столиц во всякие пригороды, а то и дальше, посещая эти города только для записи-выступления-интервью.

Единственный разумный довод, побуждающий к переезду – возможность поиграть с новыми людьми, повариться в новом бульоне. Рядом с плюсом идет и минус – сохранить состав группы при переезде будет крайне сложно. И чем больше музыкантов в группе – тем больше вероятность, что у кого-то из них найдутся обстоятельства, несовместимые с переездом. Личная жизнь, работа, учеба, социальные связи – список длинный, а перспективы жизни в новом городе – туманны. В свое время, у нас в коллективе на рабочий контракт (!) в шоу поехала только половина группы. Что уж тут говорить о мотивации отъезда в неопределенность, пусть и в поисках лучшей доли.

«Провинциальность» – не что иное, как признаки непрофессионализма: плохой промо-материал (афиши, видео, аудио), плохой звук и свет на концерте, некачественное исполнение, общая неорганизованность мероприятия.

Ваша провинциальность определяется лично вами и не зависит от географического положения. Это ваша точка отсчета, с которой мы и будем работать.

Но все таки, работать будем – где, спросите вы? При прочих равных, большие города удобнее для музыканта. Так что, если вы ничего не потеряете от переезда – переезжайте на здоровье. А если придется идти на компромиссы (начиная с времени пути на работу/обратно, и заканчивая потерей ключевых музыкантов) – стоит очень серьезно подумать.

Для себя мы решили так: чтобы общаться с коллегами, учиться, пополняя копилку опыта совместной игрой, выстраивать новые социальные связи, не обязательно переезжать. Путешествуйте – и получите все плюсы с минимумом минусов. Пусть даже в соседний городок, но выбирайтесь, периодически, из своего уютного мирка.

У наших заграничных друзей-музыкантов, (скажем так, условно, среднего эшелона) есть одна общая черта – они много ездят. И много играют – как за деньги, так и бесплатно. Ездят активно и те, кто имеет кроме музыки основную, «дневную» работу. Пожалуй, в этом есть глубокий смысл.

Анатомия шоу

Театр начинается с вешалки… а заканчивается очередью в гардероб

К.С. Станиславский и народное творчество


Потому что в этом шоу-бизнесе, так сказать, кроме того, что ты должен уметь играть на гитарке, еще массу других качеств должен иметь,чтобы себя реализовать. Вот Митяю пришлось выучиться на звукорежиссера, например. А до этого – на слесаря и на таксиста.группа «Чёрный Обелиск»


Если вы все-таки влипли в персональную музыкальную историю, учтите: работать придется сразу по двум направлениям. С одной стороны, постоянно совершенствоваться в том, что вы делаете, то есть непосредственно в музыке. С другой – работать над всем остальным.

Хороший концерт в современных условиях – комплексный продукт слаженной работы множества людей. Причем большинство из них вообще для зрителя незаметно. Это звукооператоры, художники по свету, дизайнеры, видеооператоры, фотографы, администраторы, промоутеры… Именно их работа, в итоге, отличает профессионально сделанное шоу от школьной самодеятельности.

Можно ли воссоздать такое «на коленке», не имея денег, людей и оборудования? Сложно, но возможно.

Вариант «я просто буду круто играть музыку» в андеграунде не работает. Вообще никак. Те аспекты, которые вы не контролируете, будут исполнены из рук вон плохо, а чаще – не реализованы вообще.

Речь не только о самом начале вашей музыкальной деятельности. Все это пригодится и в будущем, когда вы, надеемся, попадете на приличные концертные площадки, будете заказывать съемку видео и арендовать студии звукозаписи. Конечно, вы не станете, к примеру, лучшим в мире звукорежиссером, не посвятив этому все свои силы. Однако базовые знания в областях, которые не относятся к музыке напрямую, но непосредственно влияют на качество выходного продукта, сослужат вам хорошую службу. Вы сможете, во-первых, квалифицированно подбирать людей под ваши задачи – то есть, отличать профессионала от непрофессионала. Во-вторых, вы будете способны грамотно поставить задачу. Что является необходимым, пусть и недостаточным, условием ее выполнения. Ответственность за финальный продукт всегда несете только вы сами, а нанятые люди – просто выполняют работу, причем так, как они ее видят. Заплаченные деньги не гарантируют вам вообще ничего. Вы должны быть к этому готовы.

Так что, первое, что нужно сделать – отказать самому себе в скидках на провинциальность – во всех аспектах.


Минимально, хороший концерт состоит из:

– промо-материалов (афиша, видео, аудио) и работы промоутера

– выверенного тайминга площадки

– качественного исполнения (включая работу с залом и конферанс!)

– хорошего звука и света

– фиксации результата (фото, видео, аудио)


Все это должно быть исполнено на достойном уровне. Причем, начиная с первого же вашего концерта. Плохо сделанным шоу вы сами себе копаете яму, из которой потом будете мучительно выбираться. Первое впечатление бывает только один раз, и оно должно раз за разом приводить к расширению вашей аудитории. В противном случае вы просто выжигаете за собой землю, выращивая армию зрителей, которая не придет на ваш концерт второй раз. И друзьям идти отсоветует.


У вас, полагаем, уже есть песня, которую вы как-то играете. Чтобы двигаться дальше, необходимо:

– оценить ваш уровень как исполнителя,

– найти или собрать коллектив,

– выстроить внутри него эффективные рабочие процессы,

– обеспечить контроль качества выходного продукта.


Если все прошло успешно – можно разговаривать о:

– производстве промо-материалов,

– «раскрутке» концерта

– подготовке к реальной работе на «площадке»


Начнем по порядку.

Умеете ли вы играть?

В музыке нет иного уровня, кроме мирового: это когда человек держит у себя дома сто компактов, и среди них – твоя музыка. Остальное все – сельская самодеятельность

Борис Гребенщиков


Вы, наверное, уже нервничаете – когда уже закончится пустопорожний треп и начнутся драгоценные советы, которые сделают из вас звезду рок-н-ролла? Но давайте сначала посмотрим, готовы ли вы ей стать.

Первое, что следует понять – умеете ли вы играть. И правильный ответ на этот вопрос зависит от выбранного вами стиля. Потому как входной ценз для музыканта везде разный. Разнятся и требования к материалу, и требования к технике исполнения.

К примеру, трехаккордный аккомпанемент Am-Dm-Em вполне себе допустим – в жанре «дембельской песни». Требования к текстам в нем, с литературной точки зрения, тоже не очень высоки. Однако, для успешной работы в этом, примитивном, казалось бы, жанре, вам потребуется взять планку Владимира Высоцкого, если вы сами не были в горячих точках, а то и вовсе не служили в армии. Иначе – зрительный зал гарантированно выдаст пресловутое «не верю».

Но попробуйте только, с одной этой душевной трехаккордовой последовательностью, заглянуть, к примеру, на джазовый сейшн! Ваша техника, гармоническое мышление, вокальные и поэтические данные будут подвергнуты жесточайшему остракизму.

Итак, ваше умение играть полностью определяется рамками стиля, сложившейся традицией, и ничем иным. Вплоть до того, что характеристики игры, определяющие один стиль, в других считаются дефектами исполнения.


Мимо нашего окна пронесли покойника

Тоника, субдоминанта, доминанта, тоника

Народное творчество


Мимо нашего окна пронесли джазмена

Тоника, субдоминанта, тритоновая замена

Aртём Дубашов


Не спасет даже академическое образование (все же, претендующее на какую-то универсальность) – всегда найдется микротональная музыка, традиционное тувинское горловое пение, или вовсе какой-либо акционизм, со своими правилами и канонами.

В рамках стиля, для слушателя (да и, в большой степени, для коллег по цеху), существуют всего две градации мастерства – «убедительно» и «неубедительно». Значение этих терминов вам вряд ли кто-то сможет объяснить, но любой профессионал легко отличает одно от другого. Предельно упрощая, можно сказать – «убедительно» – когда получается музыка, «неубедительно» – когда получается последовательное воспроизведение нот.

Конечно, внутри каждого направления есть музыканты разного уровня. Но это – разговор о высших материях, «иконах стиля». Мы же, пока что, ведем беседу о вещах куда более приземленных.

Все просто: вы готовы к сцене, если вы убедительны в рамках стиля.

Определить, так ли это, несложно: запишите свою игру и сопоставьте с лучшими образцами. Если, конечно, вы умеете слушать.

Это гораздо проще произнести, чем сделать, потому что речь идет о мельчайших деталях: мелизматике, правильном свинге, нюансах звукоизвлечения. Огромное количество музыкантов (речь, конечно же, о локальной сцене), заявляющих о своем умении слушать, тем не менее, опровергают это своей игрой.

Нужен арбитр. Поскольку авторитеты – вещь субъективная, остается лишь покомпонентный анализ. Он не даст ответов на все вопросы, но, хотя бы, техническая составляющая исполнения может быть выведена на чистую воду. Речь, конечно же, о мультитреках (поканальных записях, до этапа сведения) серьезных групп. Сделав кавер на такую вещь «клик в клик», поставив треки рядом, и при необходимости, замедлив, вы сможете закрыть для себя 90% вопросов о качестве вашей игры.

Критериев, упрощенно, три:



С творчеством все, конечно, намного сложнее, но если вы способны приемлемо пройти подобный тест, то с вами, по крайней мере, можно разговаривать о музыке.

Также, не забывайте о том, что внутри каждого стиля есть серьезный разброс по сложности произведений. Неважно, играете вы авторскую музыку или берете готовое, ее сложность должна быть вам по плечу. Перескочить через две ступеньки не получится, и, поверьте, ваша неумелость в исполнении на грани собственных возможностей будет тут же услышана музыкантами, и почувствована слушателями. При работе на пределе – ошибки неизбежны. Поэтому и кажется, что виртуозы играют сложную музыку легко и не напрягаясь. Иначе, просто не выйдет сыграть хорошо, необходим внушительный запас по технике. Грубо говоря, вы готовы играть вещь на концерте, если можете сыграть ее без ошибок в полтора раза быстрее.

Играйте только то, что можете исполнить убедительно. Не в студии, после двадцатого дубля и квантования звукорежиссером! В любое время, даже если вы пьяны и связаны!

Дальнейшие шаги просты как дым. Выбираете материал, который вам по силам, и несете на сцену. Если хотите играть музыку, которая, пока еще, звучит у вас сыровато – садитесь заниматься – до тех пор пока не зазвучит как надо. Главное, чтобы ваш коллектив появился в публичном пространстве после того как станет звучать прилично, а не до этого.

Что делать, чтобы довести свой уровень до социально приемлемого? Заниматься самостоятельно, играть с более опытными музыкантами, изучать теорию. Сейчас в сети более чем достаточно материалов, чтобы изъять любую «магию» из процесса обучения.

Однако, в той же самой сети сейчас огромное количество «курсов обучения игре на …», и прочих инфоцыганских проектов. Поговорим о том, как ориентироваться на этом базаре, и как вообще построить процесс обучения.

Стратегия роста

Максимум, что нужно таким людям от таких, как я – пара разовых консультаций

Павел Забуруев о учениках, ориентированных на профессиональный подход к музыке


Как правило, профи не рассказывают ни своим друзьям, ни своим коллегам, где и как они прокачали то или иное умение. Причина такой таинственности проста – уникальность и индивидуальность ценится тем выше, чем у меньшего количества исполнителей она есть в багаже.

Бред сивой кобылы


Найти преподавателя, который «всему научит» и сделает из вас супер-музыканта… Звучит как хорошая идея, годный план, который позволит с самого начала, на старте, уйти от «самодеятельности», сэкономить время, и все такое прочее, что так любят серьезные ребята.

Но, в реальности, практически никто из серьезных музыкантов не преподает на потоке – у них, тупо, нет такого количества времени. Обычно – это разовые мастер-классы длиной не более часа. Даже те профи, что сместили акцент с собственно музыки на её преподавание, и, в принципе, готовы толочь воду в ступе за деньги, говорят о том что перспективные ученики возвращаются не чаще чем раз в несколько месяцев.

В академической среде занятия по специальности проходят, в целом, аналогичным образом – играете выученный дома материал, преподаватель вносит правки.


Выводов из этого можно сделать ровно два:

– там, где вас ждут по принципу «чем чаще тем лучше» – занимаются не обучением музыке, а «зарабатыванием» денег

– если вам необходимы частые занятия с преподавателем, вы, скорее всего, или слишком ленивы, или слишком одиноки, или просто хотите переложить ответственность за качество своей игры на кого-то другого.


Так что, если вы старше трех лет, примите как данность – обучение музыке строится, в основном, на самостоятельной работе. Которая, во многом, состоит из анализа – как играют профи, как играете вы, и как эту пропасть между вами преодолеть. Само собой, это тренирует ваш слух, чувство ритма, и ту самую внимательность к деталям, которая необходима любому музыканту.

Да, система среднего образования с детства приучает нас к тому, что на занятия нужно «ходить». Но практически каждый может вспомнить одноклассника, который спокойно разобрался с интересующим (!) его предметом по книжкам, и степень владения предметом у этих людей, как правило, много выше средней.

Безусловно, наставник – нужен. Великими спортсменами не становятся без тренеров, а музыкантами – без преподавателей. Но к выбору учителя нужно подходить с холодной головой.

– с порога отметаем всю эзотерику. Раскрытие «внутреннего природного голоса», игра «как подскажет тело», «свободные импровизации в потоке позитивной энергии» – лесом, полем.

– шлём еще дальше школы, обещающие сделать из вас профи, и особенно те, что обещают сделать это быстро (как правило, по «уникальной» методике). Туда же – всех адептов «тайного знания» в любой его форме

– обходим стороной места, где тусовка превалирует над обучением.

– по возможности, сразу ищем преподавателя, который играет в нужном вам стиле. Иначе велик шанс получить на выходе не то, что хочется – несмотря на общие принципы игры на инструменте (к вокалу также относится), разные стили ставят разные задачи, и решаются эти задачи тоже далеко не одинаковыми способами.

– не рассматриваем «теоретиков» – только практикующие музыканты, либо люди, у которых какая-никакая музыкальная карьера была в прошлом. Хорошо, если преподаватель играет/играл в группе, которую вы знаете и уважаете. Да, вплоть до номинантов «Грэмми» и прочих знаменитостей. Такие уроки доступнее, чем вы думаете.

– помним, что популярность в нашем мире не равна качеству. Есть малоизвестные (относительно, конечно) «технари», «сессионщики», и т.д., в музыкальном плане представляющие из себя куда больше, чем «звезды».

На страницу:
2 из 3