Полная версия
Концепция институционально-организационных циклов – ключ к пониманию смысла и логики истории России
Важнейшим фактором социально-культурной динамики П. Сорокин считал процесс становления, развития и распада той или иной доминантной, в определенных исторических условиях, культурной системы. Иначе говоря, циклическая динамика исторического процесса основывается на периодической смене социально-культурных типов – чувственного (исходящего из непосредственного восприятия окружающего материального мира), идеационального (отдающего приоритет сверхчувственному, божественному перед бренностью реального мира), и интегрального (идеалистического, признающего многообразие и взаимодействие духовного и материального в культуре общества).
П. Сорокин так обрисовал картину всемирной истории на основе периодической смены социокультурных типов: «Каждый из трех типов культуры и изящных искусств был реализован несколько раз: среди племен, не имевших письменности, в Древнем Египте, Вавилоне, Иране, Индии, Китае, Греции и Риме и в западном мире. Доминирующей формой греческой культуры и изящных искусств от девятого до шестого века до н. э. была идеациональная; со второй половины шестого до конца четвертого века до н. э. она была преобладающе интегральной; в течение последующих веков греко-римская культура и искусство приобрели преимущественно чувственную форму; после третьего века н. э. они дезинтегрировались в эклектическую смесь разных типов, и так было до тех пор, пока эклектизм не был заменен, после шестого века, христианской идеациональной культурой и изящным искусством, которые сохраняли свое господство до конца двенадцатого века»[27].
В конце двенадцатого века идеациональное искусство и вся идеациональная культура начали дезинтегрироваться, возникли и стали развиваться новые чувственные культура и искусство. В тринадцатом веке эти два потока встретились и произвели чудесную европейскую интегральную культуру и искусство тринадцатого и четырнадцатого веков. В конце пятнадцатого века чувственный тип культуры для большинства европейских изящных искусств (кроме музыки, интегральный тип которой сохранял свое хрупкое превосходство почти до девятнадцатого века) стал доминирующим и господствовал до конца девятнадцатого века. В течение столетий его господства чувственная культура беспрецедентно прогрессировала в науке, технологии, экономике и политике, она создала огромную сокровищницу великолепных произведений чувственной музыки, живописи, скульптуры, литературы и драмы. Однако в конце девятнадцатого века эта творческая культура начала проявлять симптомы усталости и дезинтеграции. В двадцатом веке великолепный чувственный мир западного человека начал быстро разрушаться и затем гибнуть. Войны, революции, мятежи и преступления, в свою очередь, ускорили дезинтеграцию чувственного строя. Она продолжается и в настоящее время[28]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 7. – M.: Русская книга, 1998. С. 488.
2
Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. С. 20.
3
Там же. С. 79.
4
Татищев В.Н. Предложении о сочинении истории и географии российской. (1737). Впервые напечатано в книге Нила Попова «В.Н. Татищев и его время». М. 1861. С. 663–696.
5
Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. I. Т. 1–2 – М.: Мысль, 1988. С. 51.
6
Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. I. Т. 1–2 – М.: Мысль, 1988. С. 39.
7
Там же С. 39.
8
Электронная библиотека ДиректМедиа. История России. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2005.
9
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 4-е издание. СПб., 1889. С. 85.
10
Там же. С. 87.
11
Там же. С. 88.
12
Там же. С. 124.
13
Там же. С. 115.
14
Соловьев В.С. Философское начало цельного знания. – Минск, Харвест, 1999. С.180.
15
Соловьев В.С. Философское начало цельного знания. – Минск, Харвест, 1999. С. 182.
16
Там же. С. 181.
17
Там же. С 181–182.
18
Там же. С. 185.
19
Соловьев В.С. Философское начало цельного знания. – Минск, Харвест, 1999. С. 183.
20
Там же. С. 190.
21
Там же. С.188–189.
22
Там же. С. 189–190.
23
Соловьев В.С. Философское начало цельного знания. – Минск, Харвест, 1999. С. 199.
24
Там же. С. 200.
25
Там же. С. 202–203.
26
Там же. С. 230.
27
Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ. – М.: Наука, 1997. С.26–27.
28
Там же. С. 27–29.