Полная версия
Школьное обучение еврейских детей в Одессе
Школьное обучение еврейских детей в Одессе
Аркадий Чудновский
© Аркадий Чудновский, 2021
ISBN 978-5-0055-7643-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Книга посвящена родителям и жене автора
В конце 18-го века Россия Польшей завладела
И с ней миллион евреев приобрела.
Где им жить? Екатерина II определила
«Черту оседлости», куда Одесса входила.
Раньше, по указам всех правителей,
В России не было еврейских жителей.
Но существовал манифест о свободах
Евреев, осевших в Российских городах,
О свободе их вероисповедания
И их имущественного владения.
Лицемерие российского Управления —
Манифест был, но не было разрешения.
Система еврейского образования
Перешла в Россию без изменения.
Сохранились «Хедеры», «Бейт- Мидраши»
Некоторое количество «Иешив».
«Бейт- Мидраши» – при синагоге «Дом учения».
Для религиозных книг изучения.
«Хедер» – комната, класс, еврейская
Религиозная школа начальная.
«Иешива» – сидение, заседание —
Высшее учебное заведение.
Кагалы платили за учёбу детей
Из многих бедных еврейских семей.
К обучению привлекали меламедов —
Не было профессиональных педагогов.
Слово раввина; «У меламеда есть вера»,
Давало право на открытие «Хедера».
Уровень «Хедера» определялся тогда
Уровнем знаний самого меламеда.
Проверка усвоения знаний детьми
Осуществлялась их родителями.
По традиции Тору учили с пяти лет,
Мишну – с десяти, Талмуд – с пятнадцати.
Каждый ребёнок этих заведений привык
Использовать древнееврейский язык.
Это позволило его сохранить,
А не (как бывало с другими) забыть.
Учение в Хедере казалось абсурдным.
Историк Ковнер считал его плодотворным.
Дубнов С. М. писал: «Воспитывали еврея
Только на его чувства воздействуя».
Как писал в своей статье историк Бубнов:
«Нужно избавиться от Хедеров
И перейти к начальному образованию
По современному требованию».
В Европе политическое веяние
По отношению к евреям изменилось.
Много законов для них появилось.
Этот процесс – восприятие, освоение
И интеграция в европейскую культуру
Евреями возродид движение «Хаскалу»
За борьбу с религиозной догмой
И просвещение евреев духовно.
Для М. Мендельсона важными были заботы
О системе образования реальной,
Такой как в Европе – рациональной,
Включать в изучение светские предметы.
Одним из шагов для этого в ту пору
Он сделал, переведя на немецкий Тору.
Доктор Бакс И. И. писал, что это издание
Оказало на евреев влияние,
Научив молодёжь немецкому языку:
После чего она могла читать классику.
Хаскала в России – основоположником
Был Исаак (Ицхак) Бер Левинсон.
Как все представители его народа,
Он начал учёбу в Хедере, в три года.
Мендельсон при поддержке министра издал
Книгу «Теуда бе Исраэль», в которой писал:
«Эта книга явилась, как свет в окне
Для еврейского просвещения в стране».
Знать свой язык для еврея, это ясно,
Но нужно знать язык государства своего.
Для иудаизма совсем не опасно
Изучать науки содержания светского.
Мендельсон был прозван «Отцом Хаскалы
России», а он сам был достоин похвалы.
Сторонник Хаскалы И. Крохмаль – раввин,
Считал достойным, и он был не один,
Сближение еврейского обучения
С основами светского образования.
Положение евреев в области образования
Улучшилось после назначения
В 1823г. Воронцова губернатором.
Он стал думать о развитии духовном.
Стали приезжать просвещённые евреи
И с собой приносить новые идеи.
Осевшие в Одессе Бродские евреи
Принесли с собой прогрессивные идеи.
Как подсказывало их мировоззрение,
Нужно менять хедерное обучение.
13.IX.1826г. евреи Г. Герштейн, Яков Натанзон,
Иосиф Швефельберг и Ландау Леон
На основе акта от 1804г. Александра I
Решили открыть учебное заведение
Отражающее современное воззрение,
В котором изучались бы как еврейские,
Так и учебные предметы светские.
Губернатор Ф. П.Пален идею поддержал,
Даже финансирование изыскал,
Для чего ввел сборы коробочные
За убийства птиц и скота ритуальные.
В программу нужно включить обучение:
Талмуд, чисто- и святое писание,
Еврейский язык и его грамматику,
Русский и немецкий языки, арифметику.
Пален уже 15 октября письмо отправил
Министру народного просвещения,
В котором сообщил о данном разрешении
И удовлетворение выразил
О решении евреев по вопросу образования
И правильного для детей воспитания.
Граф А. С. Шишков известил правительство,
Что он за открытие заведения
И оно будет под его покровительством.
Это согласно с целями управления.
Отдельно градоначальнику сообщил,
Чтоб евреев инициаторов допустил
Осуществлять училищем управление,
Обеспечив его финансирование.
31 декабря училище уже работало.
В нем шесть преподавателей было.
Сверх того был один помощник,
Русский, преподавал христианин Шостак.
Остальные были австрийские евреи.
Директор был Зитенфельд – иностранец еврей.
Все учебники были на немецком.
Пален сообщил министру о том,
Что программа обучения была новой
И для России является полезной.
Раввины оказали сопротивление,
Не желая в школе нововведения.
Они против светского образования.
И рав Реувен выразил отрицание.
Ахад-Хаям, Гессен, Дубнов отмечали,
Что раввины и хасиды вначале
Открытия школы предпринимали
Усилия помешать, но не преуспели.
Они старались, чтобы каждый еврей
Был отгорожен от прогрессивных идей.
Пален послал в Москву сообщение,
Как проходит еврейское обучение:
«Успехи, проявленные учениками
Училища, в короткое время,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.