Полная версия
Загадки морали дошкольника
Юлия Борисовна Гиппенрейтер, Алексей Николаевич Рудаков
Загадки морали дошкольника
© Гиппенрейтер Ю.Б., текст
© ООО «Издательство АСТ»
Предисловие
Воспитывая дошкольника, мы мечтаем о том, чтобы он вырос добрым и порядочным человеком, чтобы у него были верные друзья, доброжелательный учитель, заботливый и верный муж или жена, справедливый руководитель, честные партнеры и сотрудники…
Все перечисленные желания касаются нравственных качеств, без которых полноценная жизнь с близкими и более широким кругом людей невозможна.
Конечно, задача воспитания нравственного человека не нова. Начало ее уходит в древние обычаи и традиции народов, ее обсуждение продолжалось в различных религиозных поучениях и заповедях, трудах философов и психологов. Тем не менее конкретный вопрос о том, как воспитывать ребенка, какие качества необходимо в нем развивать, встают заново перед каждым поколением родителей.
Развитию нравственности посвящена наша предыдущая книга «Каким человеком вырастет ваш ребенок?» В настоящее издание включен материал этой книги дополненный и специально переработанный для родителей детей возраста от нуля до семи лет. [1]
Выводы опираются на исследования ученых, в частности, классика детской психологии Жана Пиаже, который открыл особенности развития сознания детей, ранее малопонятные взрослым, родителям и воспитателям.
Работая над книгами, мы постоянно общаемся устно и в переписке с родителями и детьми разного возраста.
Они нам рассказывают о событиях в своей жизни, делятся своими трудностями и переживаниями, а также замечательными находками в решении проблем. [2]
Мы приносим сердечную благодарность всем нашим собеседникам, большим и маленьким, без напряженного душевного труда и таланта которых невозможно было бы написать эту книгу!
Ю. Б. Гиппенрейтер
А. Н. Рудаков
Глава 1
Вместо введения
Мораль и нравственность
Стоит прежде всего уточнить смысл слов, которыми мы будем пользоваться. Словом мораль обычно обозначают принятые в обществе законы, правила или нормы поведения по отношению к другим людям. Близко к нему по смыслу слово нравственность. Но его чаще используют для описания внутренней стороны морали – того, насколько моральные нормы стали внутренними убеждениями человека, принципами, которыми он руководствуется в своих действиях. Так, при грубом нарушении норм человека осуждают за безнравственный поступок. Если нарушение не столь серьезно, касается правил приличия, то говорят о неэтичном поведении.
Итак, мы говорим: моральный закон, нравственный человек, этичность поведения. В то же время во многих случаях одно из слов: мораль, нравственность, этика – заменяют на другое, но смысл от этого не сильно меняется.
Мораль – часть человеческой культуры. Заговорив о морали, тут же вспомнили о заповедях. Несмотря на длительную историю, наиболее общими «законами» морали в нашей культуре остаются библейские заповеди. Они перешли в христианство, из него – в общеевропейскую культуру. Стоит заметить, что большинство заповедей содержат в себе частичку «не», в них декларируются запреты на определенные действия. Среди таких запретов: «не убей», «не укради», «не пожелай жены ближнего», «не лжесвидетельствуй». Подразумевается, что нарушение запретов – нравственное падение, а сами такие действия – зло. Подобные законы осознаны очень давно и содержатся практически во всех мировых религиях. Наряду с ними существует так называемое золотое правило: «не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе», оно сформулировано философами на основании заповедей.
Как запреты, так и смысл золотого правила лежит в основе воспитания ребенка. Мы говорим ему: «Это нельзя!», «Ты же не хочешь, чтобы тебе сделали так же?». Так мы начинаем с небольших эпизодов повседневного быта, однако впереди – долгая дорога становления ребенка как честного, справедливого, достойного человека.
Первоначальное нравственное развитие ребенка в большой степени зависит от семьи, прежде всего родителей. Они каждодневно заботятся о том, чтобы он учился правильно вести себя, вписываясь в жизнь семьи и других людей. Они что-то ему объясняют, на чем-то настаивают, что-то требуют, и все больше от него ожидают.
То, как ребенок понимает и усваивает поучения, зависит от его возраста и развития. Вместе с тем принципиально важно и то, как ведут себя родители. Ведь их действия становятся первыми образцами, которым ребенок будет следовать в общении с другими людьми!
Глава 2
С чего начинается мораль в воспитании
Важные слова
Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что во всех семьях происходит примерно так: ребенку нет еще и года, а его начинают учить, как хорошо говорить и что делать!
«Здравствуйте…, до свидания, спасибо…, извините…, пожалуйста…» К этим словам мы начинаем приучать малыша. Они очень важные, овладение ими – первые шаги общения с людьми, начало морального воспитания.
У годовалого малыша появление нового человека вызывает настороженность, иногда испуг. Но, сидя на руках у матери? он слышит фразу: «Скажи тете здравствуй», – при этом мама улыбается и ее голос звучит доброжелательно. Он узнает, что чужая тетя – это безопасно. А повторяя слова и интонации матери, учится приветствовать другого человека.
Заметим, что в этом «ритуале» приветствия заложено внимание и уважение к другому человеку. Возможно, ребенок еще не знает, что такое уважение, но он уже снабжен средством – простым словом – которое поможет ему такое чувство позже осознать и передать.
То же можно сказать о словах «до свидания». Смысл фразы передает готовность или надежду снова встретиться, то есть опять доброжелательное отношение к тому, с кем ты расстаешься. Заметим, что при замене этого слова на модное «пока-пока!» такой смысл исчезает.
Слова «Извините», «Пожалуйста», «Спасибо» также имеют важные этические смыслы: вежливость, смягчение просьбы, переживание за причиненное неудобство, благодарность, в общем, в них те же признание и уважение другого. Все сказанное знают и интуитивно чувствуют родители, поэтому терпеливо приучают своих детей говорить эти слова.
Первые моральные ограничения
Наряду с вежливыми словами ребенок узнает слово «нельзя».
Бывает, ребенок кусает маму. Маме приходится отстранить его и сказать: «Это нельзя!» Тон и отодвигание значат для ребенка больше, чем слова, но для взрослого – слова, тон и намерение остановить соединены вместе. Все вместе – прямой запрет.
Вполне возможно, действие будет повторяться, и запрещение тоже придется повторять наряду с попытками отвлечь малыша. Мама дает погрызть что-то, что можно, или произносит определенное «нельзя!» чуть с опережением. Через некоторое время ребенку приходится смириться с тем, что любящая и готовая удовлетворять желания мама сопротивляется, и он прекратит попытки кусать ее – усвоит запрет.
Бывает и по-другому – малыш шлепает маму ладошкой по лицу, или норовит ударить ее кубиком. Пусть узнает: «Это нельзя!» – мама отводит лицо, опускает ребенка с рук, и он теряет ее доброе расположение. А колотить ладошкой или кубиком по столу можно. Почему так? С мамой совсем нельзя, а тут сколько угодно можно! Постепенно малыш выучивает такое же «нельзя!» и в отношении бабушки, и брата, другого человека и даже кошки с собакой. Это важное ограничение, и освоить его по силам ребенку в год-полтора.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Мы надеемся, что вместе с ростом вашего ребенка нам удастся подготовить переработанный вариант второй части книги о школьниках до предподросткового возраста.
2
Мы используем некоторые их рассказы с любезного согласия авторов, конечно, меняя имена и детали.