bannerbanner
Поэтический батл «В Переплет!»
Поэтический батл «В Переплет!»

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Ольга Полещук, Алексей Васильев, Сергей Золотарев, Дана Курская, Валеновия (Манович) Кулешенко, Евгений Новиков, Полина Орынянская, Инна Теплова, Мария Шатрова, Ганна Шевченко, Югай Лета (Елена Федоровна), Дмитрий Беседа, Владимир Завикторин, Екатерина Ишимцева, Аскар Нигамедзянов, Кристина Пробст, Сергей Саркиц, Александр Удалов, Владимир Халтурин, Максим Замшев, Мария Ватутина, Юлия Белохвостова, Ефим Бершин

Поэтический батл "В Переплет!"

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК

«В ПЕРЕПЛЁТ!»

Сборник создан по итогам Первого поэтического баттла «В переплёт!» проведенного на площадке «Открытые сцены МХАТ» 18 сентября 2021 года во МХАТ им. М. Горького студентами первого выпуска группы театрального продюсирования «Новой Школы МХАТ» Университета Синергия.

С любовью к участникам,

организаторы проекта «Поэтический баттл «В ПЕРЕПЛЁТ!»

Антропьев Борис, Астраханцева Любовь, Глурджидзе Елена,

Книзель Наталия, Полещук Ольга, Размолодина Светлана

Хромова Ольга, Черкашина Валентина.

Битва при МХАТе

18 сентября 2021 года войдёт в историю МХАТ им. М. Горького как день начала новой традиции – актёрско-поэтического состязания в стихосложении.

Я на протяжении последних двадцати лет бывала на поэтических баттлах не менее шести-семи раз. Почему так мало? Потому что переваривать предыдущую вакханалию нужно было подолгу. Что обычно происходит на таких мероприятиях? Во-первых, это, скорее всего, зал со столиками, пивом или вином, с официантами и очень большим количеством зрителей. Во-вторых, это динамика и прыть конкурса, в котором предпочтение отдаётся, несомненно, напористости, нерву, экспрессии и стихотворения, и чтеца. Но дальше идёт – в-третьих. В принципе смыслы у тех авторов-участников, которые приходят на профессиональные литературные площадки, есть, и неплохие. Но лексика может быть какой угодно, в том числе обсценной. О том, что про любовь к родине или про Великую Отечественную стихи там читать не будут, а будут читать стихи о чём-то пограничном между недовольством властью и недовольством жизнью, многие тоже догадываются. Зачастую стихи баттлов и слэмов шуточные, ироничные, или митинговые, или наразрываортные. Из-за этого занимательного принципа таких сражений и являются они молодёжной формой проведения досуга. Это когда поэзия превращается в обслуживающий вид искусства, как, впрочем, и многое другое в нашей жизни.

МХАТ им. М. Горького организовал баттл «с человеческим лицом». С одной стороны, МХАТ всегда являлся литературоцентричным театром. Большая часть премьер – по произведениям лучших современных российских прозаиков, в театре идут поэтические спектакли проекта «Сезон стихов» с участием корифеев и молодых авторов, с Большой сцены читают военную лирику поэтов-фронтовиков…

Сам художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков, а вместе с ним и его команда – ценители поэзии, которые ставят поэтические спектакли не первое десятилетие.

И поэтому баттл во МХАТ, инициированный выпускниками и студентами продюсерского отделения театрального факультета, – это прежде всего красиво и чётко организованное действо с участием поэтов и актёров, пишущих стихи достойного уровня.

Я ручаюсь, что стихи Ганны Шевченко, Сергея Золотарёва, Леты Югай, Полины Орынянской, Даны Курской и Леры Манович покорили нашу публику. Так же, как и экспрессия Аскара Нигамедзянова, мудрая поэзия Екатерины Ишимцевой, трогательной Кристины Пробст, «маяковскость» Дмитрия Беседы и убедительная правда Владимира Завикторина, который стал победителем баттла (среди актёров).

Смею утверждать, что Владимир Завикторин – поэт, которого этот баттл открыл. Когда после выступлений я спросила у него, есть ли он (его стихи) в Журнальном зале, в социальных сетях, ответ был отрицательным. Стихи Владимира есть в интернете, но ни книг, ни публикаций нет. Это значит, что мы и наша литература до сих пор были беднее на одного замечательного поэта.

А среди поэтов лучшей была Дана Курская. Её стихи – о конкретном, пока их читаешь или слушаешь, но в какой-то момент со смыслами происходит трансформация, и нас выносит на другой метафизический уровень.

В театр пришло много людей, потому что баттл «В переплёт!» сумел объединить хорошую современную поэзию и состязательный принцип. И… как оказалось, для того чтобы в зале стояла благородная благоговеющая тишина, не обязательно кричать страшилки, пугалки и вопилки. Можно придумать и другие формы привлекательной нескучной подачи поэзии, большой поэзии, до которой нужно тянуться ввысь.

Статья от 18 сентября 2021г. «Литературная газета». автор Ватутина Мария

(старейшее российское периодическое издание, основанное 1 января 1830 года

в Петербурге при ближайшем участии А.С. Пушкина.)

Мария Ватутина

Председатель жюри

Руководитель литературной части МХАТ им. М. Горького

Лауреат Волошинского конкурса 2004 г., дипломант 2006, 2007 годов, Лауреат Специальной премии «Московский счёт» 2009 г., лауреат премии «Антология», 2010 г., Лауреат Международной Волошинской премии за книгу «На той территории», 2011 г., лауреат Бунинской премии за 2012 год, премии журнала «Октябрь» за 2012 год, почетный диплом премии «Московский счет» – «Лучшие книги 2013 года», лауреат Тютчевской премии 2015 г., Победитель Конкурса «Красная площадь. Время поэтов», 2016 г. Лауреат премии «Парабола», 2017 г. Лауреат премии журнала «Этажи», 2020г.


* * *

Человек, один, другой,

Ищет землю под ногой,

Чтоб возвышенное место

И надел недорогой.


Работяги и бичи,

Бедняки и богачи

Настилают, как умеют,

Кирпичи на кирпичи.


Залепляют белизной

Мирно стену за стеной

Поднимают к небу стены

И верхушки по одной.


А теперь установи

Символ смерти и любви.

Вот и вышел дом для Бога.

Только заходи живи.


Расступился круг тетёх.

Озираясь, входит Бог.

Темновато, но согрето,

На портретах лак подсох.


Мать узнал. И всех своих.

По углам прошелся, тих.

В этом будет слушать мертвых,

В этом утешать живых.


Остается. Подошло.

Темновато, но тепло.

Изначальный свет струится

Через верхнее стекло.


* * *

Хороший мальчик. На юриста.

Нет, не встречается ни с кем.

Сидит в сети. Берет по триста,

По двести… В общем, нет проблем.


Ему бы в стаю, чтоб прибиться

К хорошим русским мужикам.

Ему бы жизни научиться,

Сама я самости не дам.


Пилила, дрелила – бывало,

Тянула воз без дураков.

Да наших всех повыбивало

Хороших русских мужиков.


Чтоб без истерики, чтоб чинно,

чтобы при нем, как при броне.

А у меня растет мужчина

Как безусловный свет в окне.


Его я вымолила слезно

И подняла. И нет проблем.

Зонт. Застегнись. Давай не поздно.

Не разговаривай ни с кем.


* * *

Не замечая тяжести, давно

Не проводя по собственному телу

Ладонью, забываешь то и дело,

Что ты – оно.


Что ты стандартный суповой набор:

Мослы да кожа с жировой подложкой.

Тебя как будто нет с твоей ладошкой,

А есть курсор.


Есть местность, переулок на большак.

Достаточно и этого, признаться,

Чтоб мыслить и с телесностью прощаться

За шагом шаг.


Привычка к боли отрицает боль.

Ты слышишь, я уже не знаю боли,

Которая живет во мне. Со мной ли

Моя любовь?


К чему я? Да, телесность. Слыша смерть,

Телесное в тебе идет на убыль,

Как дерево горящее, как уголь,

Способный пламенеть.

Максим Замшев

Член жюри поэтического баттла «В переплёт!»

Российский поэт и прозаик, Главный редактор «Литературной газеты», Председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России. Награжден медалями «Защитник Отечества», «За просветительство и благотворительность». Медалью Суворова, дипломами «Золотое перо Московии 1 степени», «Дипломом им. Станиславского» и Дипломом «За выдающийся вклад в пропаганду русской словесности». Лауреат литературных премий им. Николая Рубцова, им. Николая Гумилева, им. Дм. Кедрина, им. Александра Грибоедова.

Автор десяти поэтических книг и четырех книг прозы.


*   *   *

Степь – это то, что для русского взгляда легко,

Также легко умирать, если  сделано дело.

Если шагать начинаешь – иди далеко,

Перемещай без любви опустевшее тело.

Если услышишь дорогу – обратно ступай,

Там тебя могут спасти, но зачем тебе, друже?

Рай на земле невозможен, а призрачный рай,

Тем, кто в аду побывал, оказался не нужен.


*   *   *

Ничего не получилось,

Получится не могло.

Жизнь бежала и разбилась,


Всюду битое стекло.

По  стеклу ходите люди,

Пусть звучит прощальный хруст.

Без шопеновских прелюдий

Станет мир тревожно пуст.

Но теперь не до Шопена,

Жизни не было и нет.

Пена только что шипела,


А теперь лишь белый след.

Лица оспою изрыты,


Стынет Гамлета вопрос.

Всё шампанское в корыто

Вылил хмурый Дед Мороз.


*   *   *

Ветви бесполезные сплетают

Время, что поймать пытался взгляд.

Ангел давно не улетают,

Целый день печальные сидят

На домах, вокзалах и деревьях,

Ищут человека своего.

Если возвратятся тени древних

Расстреляют всех до одного.

Времена смешаются как фишки

В мировом жестоком казино.

Продразвёрстка, кулаки, излишки.

К чёрту всё – ведь главное кино.

Я тогда возьмусь за чашку кофе,

Как крупье бестрепетной рукой.

Ангелы гуляют по Голгофе,

Словно  институтки по Тверской.

И мои страдания несметны,

Свет струится из кофейной тьмы.

Счастье в том, что ангелы бессмертны,

И несчастье, что бессмертны мы.

Ефим Бершин

Член жюри поэтического баттла «В переплёт!»

Ефим Бершин – поэт, прозаик и публицист, член Исполкома Русского ПЕН-центра, автор поэтических книг «Снег над Печорой», «Острова», «Осколок», «Поводырь дождя», «Метафора небытия», «Гранёный воздух», «Мертвое море», участник многих коллективных поэтических изданий, таких, как антология русской поэзии «Строфы века» и других. Его перу принадлежат романы «Маски духа», «Ассистент клоуна» и художественно-документальная книга о молдавско-приднестровской войне «Дикое поле». Совместно с немецким писателем Каем Элерсом Бершин принял участие в создании историко-философской книги «Метаморфозы любви. Россия – пульс мировой державы». Стихи, проза, статьи и эссе Бершина регулярно печатались и печатаются в крупнейших литературных изданиях России. На русском языке и в переводах они выходили в США, Германии, Швейцарии, Израиле, Аргентине, Румынии, Македонии.

Ефим Бершин награжден Европейской Академией Общественных наук медалью Фридриха Шиллера.


ОСЕННИЕ ЯМБЫ

1.

Собаки носят осень

во всю собачью прыть.

И листья, словно осы,

слетаются в костры,

и лес перерисован,

и в небе – решето,

и мир перелицован,

как старое пальто.

И кто вчера был в силе –

уже не бог, а – шут.

Опять по всей России

сухие листья жгут.

И дым плывет, как призрак,

в стране лесов и рек,

где призван, но не признан

блуждает имярек

бездомный, как Мессия,

которого не ждут.

Опять по всей России

сухие листья жгут.

И, вырвавшись из плена,

взошедшая со дна,

пылает, как геенна,

великая страна.

2.

Но, отражая танец

огня, сверкнет тесак.

«А кто сегодня агнец?» -

вдруг спросит Исаак

у горного отрога,

где закипает ночь.

И если нету Бога -

кто остановит нож?

И что ему ответит

угрюмый Авраам?

Как страшно воет ветер

по скверам и дворам!

Как долго тлеют листья,

меняя век на миг,

как будто тлеют лица

товарищей моих,

и так скрипят осины,

как будто кони ржут!

Опять по всей России

сухие листья жгут

и по лесам окрестным

торопят время вспять.

Как хочется воскреснуть,

пока другие спят.

3.

Последней электричкой

осенний вечер стерт.

Бреду, сжимая спички,

раскладывать костер,

пока на лес и купол

церковный, на острог,

на бледнолицых кукол,

стоящих вдоль дорог,

на добрых и недобрых,

на поле и ручей,

на ангелоподобных

воров и палачей,

на изумленных пьяниц

нисходит благодать.

Но кто сегодня агнец –

уже не угадать.

2010

Юлия Белохвостова

Член жюри поэтического баттла «В переплёт!»

Поэт, филолог, специалист по древнерусской литературе. Член союза писателей Москвы. Автор четырех поэтических книг. «Мне не идет весна» (2012г. изд-во «Тровант», г.Троицк), «Ближний круг» (2015г., изд-во «Перо», г.Москва), «Яблоко от яблони» (2018г., изд-во «Алетейя» г.Санкт-Петербург), «Синдром Айседоры» (2020г.изд-во «Стеклограф», г.Москва). Организатор цикла поэтических вечеров «У Красного рояля» в Третьяковской галерее (2009-2012). Участник российских и международных поэтических фестивалей и конкурсов. Дипломант Международного Волошинского конкурса (2015). Призер конкурса им. Гумилева «Заблудившийся трамвай» (2016). Победитель конкурса «Неоставленная страна» IX Всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира-2017»

– «Я благодарна организаторам поэтического баттла во МХАТе за приглашение в жюри уже потому, что смогла послушать стольких хороших поэтов. Уровень поэзии оказался очень высоким, что очень порадовало. Вторая радость – полный зал заинтересованных слушателей. Третья радость – прекрасная организация всего этого, плохо поддающегося по природе своей любой организации, процесса. И ещё радость встречи, общения, узнавания. Вот, что самое главное – это было радостно для всех участников прекрасного события. За это большое спасибо» ( Юлия Белохвостова).


ЛЕВ ТОЛСТОЙ

В полудреме утренней, в тумане,

принакрывшем беспокойство вод,

"Лев Толстой" идет к своей поляне,

человек, писатель, теплоход.


Перегружен судьбами людскими,

суммой незначительных забот.

Что их на плаву удержит? Имя,

зацепившись буквами за борт.


Что им в этом имени сегодня?

Миром ли закончилась война?

Хорошо, что Волга полноводна -

не достать до илистого дна.


Только тем до сей поры и живы,

вопреки теченью и судьбе,

что старик трехпалубный двужильный

наши души тянет на себе.


Тянет эту ношу человечью,

словно записавшись в бурлаки,

и "Антону Чехову" навстречу

подает гудок взамен руки.


*   *   *

Прости меня. Прощай меня всегда,

когда я не права, невыносима

и изворотлива: твои слова,

как ни прицелься, пролетают мимо.


Когда я отвечаю невпопад,

ворон считаю… Снимешь туфли в холле

и перья вынимаешь из-под пят

(ты ангелов прикармливаешь, что ли?)


Когда бойкот объявит телефон

ночным звонкам и сообщеньям в чате,

и освещает матовый плафон

нетронутую сторону кровати.


Когда осядет недопитый чай

на белой чашке траурной чертою –

прости меня. Всегда меня прощай,

хотя бы я прощения не стою.


*   *   *

Не хотелось бы только вдруг умирать, сегодня -

в череде недописанных книг, неудач, болезней,

не надеясь уже похудеть или стать свободней,

ненавидя себя за стремление стать полезней.


Оставлять о себе на память долги и штрафы,

два пакета белья для прачечной в коридоре,

в марсианских глубинах (точнее – впадинах) шкафа

восемнадцать платьев, ещё не видевших море.


Не хотелось врасплох застигнутой быть, в домашнем,

в раздражении или паче того в обиде,

не оставив инструкций – как поступить домашним,

или паче того – кого-то из них не видя.


Мне бы день или два: причесаться и причаститься,

завещание, платье выбрать, на стол посуду…

А пока я сижу – нахохлившаяся птица,

не готова, и суетиться пока не буду.

БАТТЛ ПОЭТОВ

Сергей Золотарев

Автор книг стихов «Книга жалоб и предложений», «Линзы Шостаковича», а также в качестве поэта и прозаика не раз печатался в толстых журналах. Миссия его творчества – удивлять!


-«Мероприятие необычное. Опыт интересный. Спасибо организаторам за интерес к современной поэзии. Единственно, я уже об этом сказал, я бы не стал сравнивать профессиональных поэтов и актеров, читающих свои стихи» (Сергей Золотарев).


* * *


Наш дом находился вдали от главных


дорог и вблизи одной,


где ход совершался посредством плавных


движений коры земной.


А море лежало в пяти минутах,


и к дому вели следы


путем наложения новых гнутых


подков приливной воды.


Дождь мог показаться москитной сеткой,


зной крышею был и с тем


Анютины книги, мои ракетки


служили основой стен.


Я в кресле-качалке в ветвях ротанга


сидел на веранде, стол


усыпавшей сливой, зашедшей с фланга


и взявшей июль в котел.


Земля под ногами была ничейной,


недвижимость обросла


полезными связями – с назначеньем


подвоя на роль посла.


И после обеда, читая каждый


свое, выпивая тень


цветочных горшков корневою жаждой,


мы долго листали день.


За эти часы проведя бок о бок


друг с другом немало лет,


мы поняли только, насколько робок


в постели шотландский плед.


Прошедший всю школу от садовода

любителя до спеца,


я мог размотать дождевую воду


в начало ее – с конца.


И что заставляло так прыгать капли


лягушками на капот,


поздней открывалось нам в клюве цапли,


«Массандры» набравшей в рот.


Но сколько бы ни хлебнули горя,


никто его не отер.


Она приносила мне рыбу с моря,


а я разводил костер.


Ловил ее руку и, сжав запястье,


в ладонь насыпал ручей


подсолнуха, чтобы жила во власти


деталей и мелочей.


И знаешь, когда б она ни прижалась

ко мне без меня при всех,


надеюсь, что это не будет жалость —


единственный смертный грех.


ЗЕМЛЯ САННИКОВА


Выпустили нас из «обезьянника»


среди ночи. И куда теперь идти?


Тут запел один про землю Санникова,


что пылает у него в груди.


Говорит, что птицы крови устремляются


прямо в Ледовитый океан


жажды, и ничем иным являются,


как опорным пунктом первых христиан.


Говорит, тот остров как Цветаева,


что завесилась в елабужской дали


облаком сиротства, – широта его


под собой не чувствует земли.


Будь мне Далем, говорит товарищ, будь мне


Вициным,


только – кровь из носу – раздобудь


карту удивительной провинции,


где провидцы прозревают путь.


Ладно, говорю, не бзди, отчаянный,


чай, не колумнисты у руля —


остров твой как гриб качает чайный,


но и он по урождению – земля.



Остров твой имеет ту особенность,


что уж никакой Собянин не снесет


собственность, записанную в совестных


книгах – словно киноэпизод.


Образ твой – как гроб стоит хрустальный


в сказочной палатке. В гробе том


на цепях зависимости Даля


спит Олег с полузакрытым ртом.


Вечно спит в холодном изоляторе


содержанья временного – в нем,


словно кислотой в аккумуляторе,


жизни заряжается объем.


Хочешь, повиси пока над бездною.


Я схожу за водкой и вернусь.


Только придержи мне дверь подъездную,


ибо я – на тросике спускающийся груз.


Или вот тебе билеты казначейские.


Выпей. Кстати, помнишь Чумака?


Умер. Разрядился, в том значении,


что нашел покой, наверняка.


* * *


Мать отстроила дитя


без единого гвоздя.


Смерть добавила четыре.


Жизнь повисла, как культя.


Дождь прошел и стало шире,


чем бывало до дождя.


Снег прошил все петли в мире,


как решили загодя.


Свет ушел и, уходя,


свет не выключил в квартире


свет не выключил в квартире


и не гаснет свет, хотя


раз в году дрожит, сходя.

Инна Теплова

Автор сборников стихотворений «Неслучайно», «Звучу», а также печаталась в альманахах «Зерно», «Облака» и многих других. Является соорганизатором ежегодного музыкально-поэтического марафона «Послушайте!» в г. Калуге.


– "Каждый из нас, участников первого баттла "В ПЕРЕПЛЁТ!" – невероятный счастливчик! Поделиться своими стихами и эмоциями на сцене МХАТ им. Горького бесценно. Равно как бесценно для поэта в наше время получить обратную связь от полутора сотен людей, увидеть их внимательные взгляды, услышать их искренние аплодисменты. И это только первый баттл! То ли ещё будет дальше. Хочется сказать, что размещение стихов в сети ослабило устную традицию в поэзии, но благодаря баттлу "В ПЕРЕПЛЁТ!" у нас появился шанс вернуться к самой естественной и эффективной поэтического текста. И за такой шанс я сердечно благодарю всех, благодаря чьим стараниям состоялся этот праздник слова. Счастлива быть причастной» (Инна Теплова).


Звучу


Послушай меня. Я пустой человек.

Не спеши возражать. Постарайся услышать.

Голос мой – это звон оцинкованной крыши

Под атакой дождя. Он из тех фонотек,

Где хранятся шумы пустотелых предметов,

Когда в них попадает имеющий вес

Посторонний предмет. Голос мой – это где-то

Заплутавшее эхо, словарный регресс.

Я пустой человек и звучу только если

В меня, будто в гулкий объёмный сосуд,

Льются чистые звуки и новые песни.

Послушай меня ещё пару минут.


Держусь


Утро не задалось. Я пугаюсь всего непонятного,

Режу хлеб неуклюже тупой стороной ножа,

Сыплю сахар без меры и, запинаясь, невнятно

Бормочу то, что мужу хотела давно рассказать.

Почему-то не то говорю, совершенно не то, что подумала…

Я беру и роняю, беру и роняю ключи.

На работе коллега привычно блеснул чувством юмора.

Непривычно сквозь зубы цежу: «Идиот, замолчи».

По дороге домой, вскрикнув, перепугала прохожего,

Когда шарфик от ветра вспорхнул и завис у лица.

В общем, делала всё, что совсем на меня не похоже,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу