Полная версия
Нирвана-упанишада. Тайное учение об освобождении
Нирвана-упанишада
Тайное учение об освобождении
Переводчик С. М. Неаполитанский
© С. М. Неаполитанский, перевод, 2021
ISBN 978-5-0055-7191-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Проект «Сакральные тексты Индии», являясь междисциплинарным и кросскультурным по своему формату, направлен на издание древних текстов, составляющих основу многообразного духовного, философского и культурного наследия Индии.
В проекте, объединившем академических и независимых исследователей, было опубликовано более 30 книг, включая Бхагавад-гиту, Веданта-сутры, Йога-сутры Патанджали, Упанишады, тексты Пуран.
Book Information:
Nirvana Upanishad
Translation by Neapolitanskiy Sеrgey M.
Language: Russian, Sanskrit.
The «Sacred Texts of India» project, being interdisciplinary and cross-cultural in its format, is aimed at publishing ancient texts that form the basis of the diverse spiritual, philosophical and cultural heritage of India.
rasosvet@mail.ru
Keywords: advaita, atman, brahman, upanishad, vedanta, nonduality, illusion, nirvana
Введение
Нирвана-упанишада (тайное учение об освобождении) – одна из 108 упанишад канона, представленного в Муктика-упанишаде. Она относится к Риг-веде и принадлежит к группе санньяса-упанишад.
Нирвана-упанишада краткими метафорическими фразами описывает состояние отреченного от мира странника, устремленного к освобождению.
Нирвана-упанишада записана в стиле сутр – лаконичных афористичных высказываний, конспективно обозначающих основные положения. Термин «сутра» (sūtra), происходящий от санскритского корня siv, «шить» «сшивать, объединять», буквально означающий «нить, прядь, шнур». И в основном он относится к краткому философскому утверждению, в котором максимальный объем информации содержится в минимальном количестве слов. Системы знаний передавались в древней Индии изустно, и поэтому для облегчения запоминания материал транслировался в сжатой форме, с помощью нескольких слов, в которых заархивирована информация о различных областях знаний. С этой позиции текст Нирвана-упанишады ассоциируется с когнитивной картой или мнемонической матрицей для структурирования учения и облегчения запоминания.
Составленные для устной передачи сутры позволяют интегрировать в памяти ключевые компоненты более обширного материала, открываемого ученику. Краткость сутр, аллегоричность и многозначность терминов, с одной стороны, препятствует переводу и пониманию текста, но с другой – ограждают от догматизма, постоянно расширяя смысловые перспективы, что позволяет избежать превращения бесконечной истины в ограниченное верование, концепцию или догму.
Дата составления и автор Нирвана-упанишады неизвестны, но как считает Патрик Оливелль1, она возникла в период сутр (1—2 вв. до н.э.), передавалась изустно и была записана и классифицирована как упанишада в начале нашей эры.
Эта упанишада, как и многие другие, посвящена Брахма-видье и описанию состояния человека достигшего осознания тождественности с Брахманом. Но в отличие от таких упанишад, как Нарадапаривраджака, в ней не упоминаются обряды и детали отреченного образа жизни.
Нирвана-упанишад неоднократно переводилась на европейские языки2.
Данное издание Нирвана-упанишады содержит транслитерацию санскритского текста (стандарт IAST), примечания, перевод и библиографию. На русском языке перевод с санскрита публикуется впервые3.
Мангалам
oṃ vāṅme manasi pratiṣṭhitā |
mano me vāci pratiṣṭhitam |
āvirāvīrma edhi | vedasya mā āṇīsthaḥ |
śrutaṃ me mā prahāsīḥ | anenādhītenāhorātrānsandadhāmi |
ṛtaṃ vadiṣyāmi | satyaṃ vadiṣyāmi |
tanmāmavatu | tadvaktāramavatu |
avatu māmavatu vaktāram |
oṃ śāntiḥ śāntiḥ śāntiḥ ॥
Ом. Да будет моя речь основана4 на моем уме.
Да будет мой ум основан на речи.
О явное, откройся мне.
Пусть вы оба (речь и ум) будете для меня носителями Вед.
Пусть услышанное мной не оставляет меня.
Я объединяю день и ночь, изучая это.
Я буду говорить то, что правильно.
Я буду говорить истину.
Да защитит меня это.
Да защитит это говорящего.
Да защитит меня. Да защитит говорящего.
Ом! Мир, мир, мир.
Нирвана-упанишада
atha nirvāṇopaniṣadaṃ vyākhyāsyāmaḥ |1. Теперь объясним тайное учение об освобождении5
paramahaṃsaḥ so’ham |2. Парамахамса осознаёт: «Я есмь Он»6.
parivrājakāḥ paścimaliṅgāḥ |3. Он относится к странникам, не носящим отличительных знаков7.
manmatha kṣetrapālāḥ |4. (Он) защитник от страсти8.
gaganasiddhāntaḥ |5. Небеса – его учение.
amṛtakallolanadī |6. Волны бессмертия – его река9.
akṣayaṃ nirañjanam |7. Непреходящее – его чистота10.
niḥsaṃśaya ṛṣiḥ |8. Свобода от сомнений – его провидец.
nirvāṇodevatā |9. Освобождение – его Божество11.
niṣkulapravṛttiḥ |10. Его поведение вне традиций12.
niṣkevalajñānam |11. Его знание абсолютно13.
ūrdhvāmnāyaḥ |12. Наивысшее – его писание14.
nirālamba pīṭhaḥ |13. Без опоры его сидение15.
saṃyogadīkṣā |14. Единение – его посвящение16.
viyogopadeśaḥ |15. Разделение – его наставление17.
dīkṣāsantoṣapānaṃ ca |16. И радость посвящения – его очищение.
dvādaśāvadityāvalokanam |17. Он видит двенадцать солнц18.
vivekarakṣā |18. Различение – его защита19.
karuṇaiva keliḥ |19. Сострадание – его развлечение20.
ānandamālā |20. Блаженство – гирлянда.
ekāntaguhāyāṃ muktāsanasukhagoṣṭī |21. Уединенная пещера, поза освобожденного и счастье – его сообщество21.
akalpitabhikṣāśī |22. Его пища – случайное подаяние22.
haṃsācāraḥ |23. Его образ жизни – хамса23.
sarvabhūtāntarvartī haṃsa iti pratipādanam |24. Его поучение: «Брахман (Хамса) в сердце всех существ»24.
dhairyakanthā |25. Стойкость – его залатанная одежда.
udāsīna kaupīnam |26. Непривязанность – набедренная повязка.
vicāradaṇḍaḥ |27. Исследование – посох.
brahmāvalokayogapaṭṭaḥ |28. Видение Брахмана – его ткань для йоги25.
śriyāṃ pādukā |29. Счастье – его сандалии26.
parecchācaraṇam |30. Желание других направляет его поведение27.
kuṇḍalinībandhaḥ |31. Кундалини – его связь28.
parāpavādamukto jīvanmuktaḥ |32. Освобожденный при жизни – тот, кто свободен от осуждения других.
śivayoganidrā ca |33. Шива – его йогический сон.
khecarīmudrā ca |34. Кхечари – его мудра29.
paramānandī |35. Высшее – его блаженство.
nirgataguṇatrayam | vivekalabhyaṃ manovāgagocaram |36. То, что свободно от трех гун и обретается различением, не досягаемо для речи и ума.
anityaṃ jagadyajjanitaṃ svapnajagadabhragajāditulyam |37. Созданный мир непостоянен; он похож на мир, увиденный во сне, на облако в виде слона и т. д.
tathā dehādisaṅghātaṃ mohaguṇajālakalitaṃ tadrajjusarpavatkalpitam | viṣṇuvidhyādiśatābhidhānalakṣyam |38. Поэтому такие совокупности, как тело, образованные сетью из нитей заблуждений, воображаются как змея в веревке и именуются сотнями имен, таких Вишну и Брахма30.
aṅkuśo mārgaḥ |39. Власть над чувствами – его путь31.
śūnyaṃ na saṅketaḥ |40. Его назначение – не пустота.
parameśvarasattā |41. Его бытие – Высший Владыка32.
satyasiddhayogo maṭhaḥ |42. Единение с истиной и совершенством – его монастырь33.
amarapadaṃ tatsvarūpam |43. Состояние бессмертия – его истинная природа.
ādibrahmasvasaṃvit |44. Изначальный Брахман – это знание себя34.
ajapā gāyatrī |45. «Я есмь Он» – его гаятри35.
vikāradaṇḍo dhyeyaḥ |46. Посох обуздания страстей – это то, что он хранит в своем уме.
manonirodhinī kanthā |47. Контроль мыслей – это его залатанная одежда.
yogena sadānandasvarūpadarśanam |48. Через йогу достигается видение своей природы вечности и блаженства.
ānanda bhikṣāśī |49. Блаженство – это подаяние.
mahāśmaśāne’pyānandavane vāsaḥ |50. Место сожжений для него как роща блаженства36.
ekāntasthānam | ānandamaṭham |51. Уединенное место – монастырь блаженства.
unmanyavasthā |52. Сверхсознание – его состояние37.
śāradā ceṣṭā |53. Скромно его поведение.
unmanī gatiḥ |54. Его путь – сверхсознание.
nirmalagātram | nirālambapīṭham |55. Его непорочное тело38 – престол Независимого (Брахмана).
amṛtakallolānandakriyā |56. Блаженные волны бессмертия – его деятельность.
pāṇḍaragaganam | mahāsiddhāntaḥ |57. Ясное небо – его великое учение39.
śamadamādidivyaśaktyācaraṇe kṣetrapātrapaṭutā |58. Его тело и ум удостоены божественной силы благодаря таким практикам, как спокойствие и самоконтроль40.
parāvarasaṃyogaḥ | |59. В нем соединено высшее и низшее41.
tārakopadeśāḥ |60. Слог Ом – его наставление.
advaitasadānando devatā61. Недвойственное существование и блаженство – его Божество.
niyamaḥ svātarindriyanigrahaḥ |62. Практика самоограничения – обуздание внутренних органов чувств42.
bhayamohaśokakrodhatyāgastyāgaḥ |63. Его отречение – отказ от страха, заблуждений, скорби и гнева.
aniyāmakatvanirmalaśaktiḥ |64. Из-за отсутствия ограничений проистекает его безупречная сила43.
svaprakāśabrahmatattve śivaśaktisampuṭita prapañcacchedanam |65. В самосветящейся реальности Брахмана происходит уничтожение феноменального мира, окутанного энергией Шивы44.
tathā patrākṣākṣikamaṇḍaluḥ | bhavābhāvadahanam |66. Также око Вишну, которое является его сосудом с водой, испепеляет существование и несуществование45.
bibhratyākāśādhāram | śivaṃ turīyaṃ yajñopavītam |67. Шива, четвертое состояние, удерживающий основу пространства, – его священный шнур46.
tanmayā śikhā |68. Прядь волос на затылке состоит из того же.
cinmayaṃ cotsṛṣṭidaṇḍam |69. Его посох освобождения состоит из сознания.
santatākṣikamaṇḍalum |70. Око вечности – его сосуд для воды47.
karmanirmūlanaṃ kanthā |71. Искоренение последствий действий – его залатанная одежда.
māyāmamatāhaṅkāradahanam |72. Он сжигает иллюзии, гордыню и эгоизм48.
spraśāne anāhatāṅgī |73. Его тело на месте сожжения остается нетронутым49.
nistraiguṇyasvarūpānusandhānaṃ samayam |74. Связь с истинной природой, которая находится за пределами трех гун, – его обет50.
bhrāntiharaṇam |75. Заблуждения уничтожены.
kāmādivṛttidahanam |76. Вожделение и подобные склонности сожжены.
kāṭhinyadṛḍhakaupīnam |77. Твердость характера – его тугая набедренная повязка51.
cīrājinavāsaḥ |78. Его одежда – лохмотья или шкура оленя52.
anāhatamantraḥ |79. Беззвучна его мантра53.
akriyayaiva juṣṭam |80. Недеяние – его радость.
svecchācāra | |81. Он ведет себя, как захочет.
svasvabhāvo mokṣaḥ |82. Ибо его природа – свобода.
paraṃ brahma plavavadācaraṇam |83. Его практика – лодка, плывущая к Высшему Брахману54.
brahmacaryaśāntisaṃgrahaṇam |84. Целомудрие и умиротворение – его влечение55.
brahmacaryāśrame’dhītya vānaprasthāśrame’dhītya sa sarvasaṃvinnyāsaṃ saṃnyāsam85. Пройдя обучение на стадии ученичества и отшельничества, он приходит к отречению от всех отношений.
ante brahmākhaṇḍākāram |86. И наконец, для него раскрывается природа неделимого Брахмана.
nityaṃ sarvasandehanāśanam |87. И навечно исчезают все сомнения.
etannirvāṇadarśanam |88. Таково видение освобождения56.
śiṣyaṃ putraṃ vinā na deyamityupaniṣat |89. Это тайное учение не следует передавать никому, кроме ученика или сына.
Глоссарий
ābhāsa (абхаса) – явление, видимость, фантом, призрак воображения; ошибочное, мнимое явление; отражение; проекция; (в логике) заблуждение, подобие причины, софизм, ошибочный, хотя и правдоподобный аргумент. В Веданте слово «ābhāsa» описывает мнимое явление, например, отражение объекта в зеркале.
abhāva (абхава) – исчезновение, отсутствие, прекращение существования, несуществование.
abhyāsa (абхьяса) – упражнение, тренировка, практика.
ādhāra – поддержка, сила поддержки, основа, опора.
adhyāropa (адхьяропа) – проекция, наложение, ложное, ошибочное восприятие, приписывание свойства одной вещи другой, ложное познание, когнитивное искажение, неправильная атрибуция.
adhyāropa-apavādā (адхьяропа-апавада) – ведантический метод преднамеренного наложения и последующего отрицания.
adhyāsa (адхьяса) – отражение; ложная атрибуция или ошибочное предположение, проекция, смешение.
adhyātma (адхьятма) – внутренняя сущность, истинное я, высший дух, высшее я.
adṛṣṭa (адришта) – невидимый, незаметный, что за рамками наблюдения.
advaita (адвайта) – недвойственность, недвойственное, не-два.
agama (агама) – полученное из надежных источников, свидетельство авторитета; традиционная доктрина, учение, предписание; собрание таких доктрин, священное писание.
aja (аджа) – нерожденный, несотворенный.
ajāti (аджати) – нерождение, нерожденность, невозникновение, непроисхождение.
ajāti-vāda (аджати-вада) – доктрина отсутствия рождения (происхождения) мира.
ajñāna (аджняна) – невежество, отсутствие понимания или знание.
akalpitā (акальпита) – неконцептуальный, невоображаемый; реальный, неискусственный, природный, неподдельный, естественный, настоящий, врожденный, истинный.
ākāra (акара) – форма, образ, фигура, аспект; идентичность; знак, внешний вид; образ, запечатленный в уме, впечатление; идея. В буддийской психологии ākāra – образ восприятия, построенный умом (манасом) на основе форм восприятия (нимитта).
ākāśa (акаша) – пространство, эфир, небо. Происходит от корня kāś, означающего «быть». В ведийском санскрите это существительное с общим значением «открытое пространство, пустота».
akhaṇḍa (акханда) – неразделимый, неделимый, непрерывный, неимеющий частей, целый.
akhaṇḍaikarasa (акханда-эка-раса) – неделимая единая сущность, одна неделимая субстанция.
akṣara (акшара) – «нетленный, неразрушимый, неизменный», «слог, слово» и т. п. Также эпитет Господа, Вед и омкары.
akṣata (акшата) – нерушимое, неповрежденное, целое, целостное.
aliṅga (алинга) – неделимое, непроявленное состояние, несепарабельное, недифференцированное, не имеющее знаков; изначальная материальная субстанция (прадхана), постоянное «вещество» во всех вещах.
āloka (алока) – свет, яркость, сияние; все, что может быть воспринято, видимое.
amātra (аматра) – неизмеримый, не имеющий меры (частей, звуков, границ), необозначаемый буквами. Он – аматра потому, что за пределами Аум нет звука или части, т. е. беззвучное (аматра) не обозначается какой-либо буквой.
ananta (ананта) – бесконечный, неограниченный.
anantara (анантара) – не имеющий внутреннего, неделимый, не имеющий промежутков, непрерывный.
anātmā (анатма) – не-Атман, то, что не является Атманом; нереальное; нет Атмана.
āṅga (анга) – часть, член, принадлежность, существенный атрибут; компонент системы; тело.
anumāna (анумана) – умозаключение, вывод, соображение, размышление, обдумывание; то, что приходит из ума.
aṇumātra (ануматра) – имеющий размер атома, состоящий из атомов, мельчайший.
apavāda (апавада) – отрицание, опровержение, деконструкция; устранение неправильных знаний через правильные знания.
apuṇya (апунья) – грех, зло, порок, нечистота.
apurva (апурва) – не существовавший раньше, совершенно новый, бесподобный, беспрецедентный, несравненный; следствие, которому непосредственно не предшествует причина.
āropa (аропа) – приписывание природы или свойств одного предмета другому; наложение; ошибочная предикация, атрибуция; замена, идентификация с. Добровольное принятие иллюзорного проявления, как если бы оно было реальным.
artha (артха) – значение, смысл; цель, намерение, целенаправленность, воля, замысел, результат, успех, назначение, благо, выгода, полезность, преимущество, ценность; объект.
āsana (асана) – телесная поза, положение; телесные практики.
asaṅga (асанга) – без контакта; несвязанность; независимый или не затронутый чем-то.
asat (асат) – нереальность, небытие; нереальный, неистинный, несуществующий.
asparśa (аспарша) – без отношений, без контакта, без соприкосновений.
āśrama (ашрама) – четыре уклада жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса; обитель; место, где занимаются духовной практикой.
ātman (ātmā) (атман) – «Я», «Я есть», «Я естьность», «Высшее Я», «Абсолют, осознающий Себя», всеобъемлющее духовное начало, поток осознания, чистое сознание, единственный субъект, лишённый частей или атрибутов, свидетель; возвратное местоимение: сам, себя; дыхание; Дух; жизнь.
avasthā (авастха) – состояние, положение.
avidyā (авидья) – неведение, невежество, ошибочное понимание, иллюзия; незнание сущностной реальности; невидение реальности.
aviveka (авивека) – отсутствие различения, суждения или дискриминации; неразделение, неразличение.
bala (бала) – сила, энергия.
bandha (бандха) – связанность, рабство, закабаленность, порабощенность, ограничение (антоним: мукти – освобождение, свобода); привязанность; связь, узы, оковы, цепь, путы, замок, присоединение; фиксация, крепление.
bhagavān (Бхагаван) – Господь; личностный аспект Бога, обладающий шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отрешенностью в их абсолютной полноте. Слово «бхагаван» (к основе bhaga прибавлен суффикс -vant – суффикс обладания, причастности к чему-либо) первоначально значило «обладающий богатством / благом», «счастливый», «славный», «благословенный» и т. д. Происходит от существительного bhaga («доля», «удача», «счастье»), родственного русским словам «бог» и «богатый».
bhava (бхава) – рождение, появление, происхождение, возникновение; пребывание, состояние бытия, существование, жизнь; становление (от bhu – быть).
bhāva (бхава) – чувства, эмоции; сущность, состояние, мысль и т. п.
bhavana (бхавана) – состояние рождения или возникновения, место, обитель.
bhāvana (бхавана) – формирование в уме, понимание, понятие, концепция, замысел, состояние сознания; представление, мнение, воображение, предположение, фантазия, мысленный образ, размышление, намерение, внимание, цель, проекция, созерцание, становление; порождающий бытие, производящий.
bhoga (бхога) – опыт, удовольствие; наслаждение.
bhūta (бхута) – элемент, сущность, бытие, существо; указывает на существование в становлении; плотные элементы, составляющие физическое тело и видимый или осязаемый мир, который познается через чувства.
bīja (биджа) – семя, источник, начало.
bodha (бодха) – знание, понимание; восприимчивость, наблюдение; идея; мудрость, пробуждение, состояние бодрствования, сознавание.
Brahmā (Брахма) – божество, сотворившее вселенную; демиург, создающий все разнообразие материального мира. После сотворения вселенной Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества.
Brahman (Брахман) – Абсолютная Истина, Абсолют, единый, самосущий безличный Дух, вечный неизменный, Сущий. Происходит от корня bṛh «расширяться, расти, увеличиваться».
brāhmaṇa (брахмана) – священные писания индуизма, представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведийские ритуалы. Части некоторых брахман являются сами по себе Араньяками или Упанишадами.
brāhmaṇa (брахмана, брахман) – сословие ученых, учителей и священнослужителей; высшее из четырех сословий в системе варнашрамы.
buddhi (буддхи) – разум; сила формирования и сохранения понимания, концепций и общих понятий, понимание, интеллект; умение распознавать; проницательность. Происходит от корня budh (пробуждать, знать, понимать); самый чистый аспект (саттва) ума (читта), ответственный за когнитивные функции более высокого уровня: интуиция, интроспекция, принятие решения, категоризация, абстрагирование и т. д.
cetana (четана) – разум, сознание, понимание, восприятие; обладающий сознанием.
cinmātra (чинматра) – только сознание.
cinmaya (чинмайя) – состоящее из сознания, преисполненное сознания.
cit (чит) – абсолютное знание, сознание, осознание.
citta (читта) – ум, разум, мышление, внимание, мысль, сердце, сознание, размышление, понимание, понятие, цель, намерение, отражение.
darśana (даршана) – видение, способность видеть, наблюдение, взгляд, наблюдательность, соблюдение, способность замечать, восприятие, ощущение, способность восприятия, осознание, понимание, представление, проницательность, перцепция.
dehatraye (дехатрайе), или śarīra-traya, – три тела, тройственное тело: грубое тело (sthūla-dēha), тонкое тело (liṅga-dēha), причинное тело (kāraṇa-dēha).
deśa (деша) – место, область, положение, пространство, страна, часть; объект; точка.
devatā (девата) – божество, божественность, Бог, почитаемое божество.
dhāraṇā (дхарана) – концентрация, удержание; фиксация внимания на объекте.
dharma (дхарма) – форма, изменяющийся аспект, качество, свойство, функция, атрибут, характеристика объекта, природа, знак, специфическое состояние, признак; особенность; долг, праведность, религия, установленный порядок, обычай, индивидуальное или коллективное обязательство (физическое, моральное или духовное); объект, живое существо, сущность.
dharmī (дхарми) – объект (или личность), несущий атрибуты; обладающий дхармой; основной существенный характер или неизменяемое «вещество, субстанция» объекта, в противоположность его изменяющейся форме (дхарме), то есть то, что несет атрибуты; основа, субстанция, субстрат.
dhīmata (дхимата) – мудрый, разумный, ученый.
dhyāna (дхьяна) – медитация, созерцание, глубокое сосредоточение, длительное удержание внимания, глубокая, абстрактная медитация, поток познавания, поток осознания, поток непрерывной мысли об объекте.
dhruva (дхрува) – фиксированный, твердый, недвижимый, неизменный, постоянный, длительный, вечный.
draṣṭṛ (драштри) – зрящий, зритель, наблюдатель; субъект, который получает впечатления; истинное я, сущность.
dravya (дравья) – субстанция, вещество, объект.
dṛg (дриг) – тот, кто видит; воспринимающий, видящий, переживающий, субъект, свидетель; зрение, видение, знание, различение.
dṛśya (дришья) – что видно, видимое, созерцаемое, известное; любой познаваемый объект; то, что видят, воспринимают.
duḥkha (духкха) – боль, страдание, скорбь, неудовлетворенность, беспокойство, тревога, неловкость, стесненность, мука, горе, печаль, неприятность, заботы, беда, волнение, трудность, препятствие.
dvandva (двандва) – пара; пара противоположных состояний или качеств (таких как счастье и печаль, холод и жар); дуальность, бинарность, двойственность и т. п.
eka (эка) – один, единичный, один и тот же, первый, одиночный, единый, единственный.
ekāgratā (экаграта) – концентрация на одном, однонаправленное внимание.
ekatānata (экатаната) – однонаправленность, постоянный однонаправленный поток; имеющий ум (внимание), утвержденный только на одном объекте.
ekātmatā (экатмата) – отождествление, идентификация; тождественность сущности.
gandharva-nagari (гандхарва-нагари) – город гандхарвов, город построенный в воздухе, воздушные замки, призрачный город. Метафора иллюзорности, утопии.
gauṇa (гауна) – подчиненный, вторичный, косвенный или менее непосредственный (противоположность главному или основному); образный, метафорический.
ghana (гхана) – компактный, плотный, непрерывный, постоянный; расширение, диффузия; множество, количество, масса; любая компактная масса или вещество; сконцентрированный, сгущенный.
grahaṇa (грахана) – восприятие, осознание, постижение, ощущение, понимание; приобретение какого-либо знания; включение в себя; процесс восприятия.