bannerbanner
Практическая телепатия. Непосредственная передача мыслей. Экспериментальное исследование феномена
Практическая телепатия. Непосредственная передача мыслей. Экспериментальное исследование феномена

Полная версия

Практическая телепатия. Непосредственная передача мыслей. Экспериментальное исследование феномена

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Против такого рода толкований выступил тогда американский невропатолог Бирд, который доказывал, что чтение мыслей основано на улавливании чтецом бессознательных мышечных движений агента. Когда последний задумывает что-либо и сосредоточивает все свое внимание на задуманных представлениях, то он, по мнению Бирда, невольно и бессознательно совершает такие мышечные движения, которые сводятся к выполнению задуманного; вот эти-то бессознательные, едва уловимые, мышечные движения улавливает чтец мыслей (перципиент), благодаря своей повышенной кожно-мышечной чувствительности; таким образом, все дело сводится, по мнению Бирда, не к чтению мыслей, а к чтению мышечных движений.

Впрочем, теория Бирда не была особенной новостью: еще в 1833 году E.Chevreul[12] поставил ряд опытов, на основании которых он пришел к заключению, что «мысль об определенном движении в состоянии двигать нашими мышцами, хотя мы сами при этом можем не желать и не сознавать этого движения». Такую же точку зрения развил в 1853 году Араго перед Парижской Академией Наук и Фарадей в Лондонском Королевском Обществе. Оригинальность теории Бирда заключалась лишь в том, что он допускал возможность бессознательного восприятия одним лицом мышечных движений другого лица и строил на этом объяснение всех случаев передачи мыслей.

Несмотря на всю простоту и, так сказать, естественно-научную понятность такого рода объяснения столь загадочного явления, ученое факультетское собрание в Нью-Йорке большинством голосов отвергло объяснение Бирда. Спустя 7 лет после того, т. е. в 1881 году в Англии появился новый чтец мыслей − знаменитый Бишоп, который в своем искусстве далеко превосходил Броуна. По инициативе ученого Карпентера для исследования этого вопроса была назначена комиссия, в состав которой вошли 4 профессора и наследный принц. Комиссия эта пришла к тому же заключению, которое раньше было высказано Бирдом, т. е., что чтение мыслей сводится, собственно, к чтению мышечных движений. На этом объяснении ученый мир Англии и успокоился.

Но в обществе интерес, возбужденный опытами Бишопа, оказался настолько велик, что в 1882 году в Лондоне основалось специальное «Общество для исследования психических явлений», которое поставило себе задачей собирать достоверные факты, говорящие в пользу передачи мыслей на расстоянии; полученные результаты были опубликованы в 1887 году тремя английскими авторами в обширном двухтомном труде под заглавием: «Phantasm of the living»[13].

Авторы эти − Герней, Майерс и Подмор − впервые пустили в оборот термин «телепатия», которую они разделяли на экспериментальную и самопроизвольную; под первой они разумели то, что мы называем передачей мыслей и что Richet назвал мысленным внушением; второй вид телепатии − самопроизвольный − обнимает все те случаи, когда люди чувствуют и видят то, что происходит далеко от них и о чем они даже не подозревают. Главною целью упомянутых авторов было доказать существование второй формы телепатии. Так как нас здесь интересует, главным образом, первая форма, то мы ограничимся лишь замечанием, что эти авторы, приняв во внимание возможность всех психических аномалий, сделав тщательную выборку фактов и вычислив количество допускаемых по теории вероятностей случайных совпадений, пришли к заключению, что телепатия возможна.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Я имею здесь в виду школу Маха, Авенариуса и др.

2

Употребляя в одинаковом значении понятия "сила" и "энергия", я позволяю себе маленькую вольность, которая, впрочем, не меняет сути дела: согласно определению физиков энергии есть произведение силы на пройденный путь.

3

E.Rutherford. Radioactive Umwandlungen. 1907. стр. 11.

4

А.Риги. Современная теория физических явлений. 1907. стр. 120.

5

O.Lenard. Ueber Kathodenstrahlen. 1906. стр. 33.

6

Oliver Lodge. Elektronen. Deutsch. Uebers. 1907.

7

У.Джемс, Психология. Русск. перев. 1905. стр. 4.

8

Почему психическая энергия является нам в виде мыслей – это мы знать не можем, как не знаем и того, почему, напр., энергия трения является нам в виде тепла и электричества. Вопросы эти входят в область теории познания, которой мы в настоящей чисто экспериментальной работе не касаемся.

9

Оствальд. Философия природы. 1903 г. стр. 284.

10

Некоторая доля, вероятно, отлагается в ганглиозных клетках в виде потенциальной энергии.

11

Так как мы в опытах с человеком не можем элиминировать других внутренних источников нагревания, то мы никогда и не можем установить точно, обусловлен ли подъем температуры тела превращением психической энергии или какой-либо другой.

12

E.Chevreul: Lettre a M. Ampere sur une certaine classe de mouvements musculaires. Rev. de Deux Mondes, 1 Mai 1833. − Цит. по Crassel. L'occultisme.

13

Gurney, Myers and Podmore: Phantasm of the living. London. 1887.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2