bannerbanner
Беседы с учениками. Группа сознания. 21.03–21.11.2019
Беседы с учениками. Группа сознания. 21.03–21.11.2019

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Ученик: Как обычно, у меня дышит в основном живот. Привычка.

Учитель: Да, да. У кого что. Поэтому совершенно свободно, дыхание свободное без всяких искусственных форм. Какие ещё вопросы?

Ученик: В работе по наблюдению за умом. Мне удалось один раз поймать и проследить всю игру. То есть вот зародились мысли у меня привычные, они эту игру усиливают, усиливают, усиливают. Я, наконец, поняла, что это за игра. И я сделала такую вещь, что «да, да, да, вот как бы я сделаю так, как обычно». Но на самом деле я уже была готова к тому, что я просто пронаблюдаю за этим. И поищу момент, как можно было бы сделать совсем другое что-то. Мне удалось, ничего как бы специально не объявляя, что «я буду делать по-другому» – я так не объявляла, но мне удалось сделать по-другому, совсем по-другому. Я продолжаю наблюдать вот за тем, как оно… как сказать, складывается в одну кошёлку. Появилась первая мысль, и туда начинает перекладываться всё привычное, что с этим понятием связано, и мне как будто говорят: «Ну, вот букетик. Что мы с ним будем делать? Как обычно?» Вот уже такие вещи проявляются.

Учитель: Хорошо. Ещё?

Ученик: Георгий Леонидович, когда в прошлый раз медитировали, мы говорили: «Убираем мысль без следа». То есть, есть какое-то место определённое или это наше место, куда мы обычно складываем всё? Но это же не без следа.

Учитель: Ну тогда можем попробовать, как я и говорил, попробовать мысль вызвать, потом убрать её просто. Чтоб она просто – раз, и как бы растворилась. Вот она возникла ниоткуда, как бы ниоткуда, как бы не из чего, потом – раз, и растворилась. Попробуем поиграть в это.

Но давайте пока помедитируем с опорой на дыхание, а там посмотрим.

Сели в удобную позу. Ту, которая вам будет удобна. Сели, глазки закрыли. И спокойно начали работать.

Медитация.

Учитель: Хорошо. Глазки открываем. Всё в порядке у вас там? То есть с позицией, как я понимаю, пока сложности ещё, да? То есть позиция должна у вас быть уже спокойная, не требующая ваших усилий. Не требующая ваших умственных усилий, чтоб вы не затрачивали на это время и справлялись с этим. Она должна быть уже почти естественной. Нормальная, спокойная, без всяких напряжений. Здесь у нас слабое место ещё. То есть позиция не должна мешать вам. Она должна вас поддерживать. Сели спокойно, выдерживаем. Всё, больше ничего делать не надо.

Сейчас давайте попробуем также посвятить время медитации такой своеобразной. То есть мысль вызвали и попробовали. Они, я понимаю, сами заполняют ваше состояние сознания. Но попробовали. Просто – раз, вызвать какую-то конкретную, выделить её из общего шума, потом – раз, убрать её. Растворили. Её нет. Потом опять вызвали какую-то мысль, не обязательно ту же самую.

Ученик: Ну ,то есть её подумать можно. Подумать её нужно. Да?

Учитель: Ну, это думайте сами, как у вас возникает мысль. Каким образом? Вы попробовали вызвать её. Что вообще мысль для вас? Вы её думаете или нет? Или она о вас думает? Или кто о вас думает? Ну, по крайней мере, попробовали мысль вызвать и убрать. Вызвать и убрать.

Посвятим этому некоторое время. Сели в удобную позицию, такую, чтоб вам было спокойно, комфортно, без напряжений всяких. Спокойно сели себе и начали работать.

Медитация.

Учитель: Хорошо. Достаточно. На спинку пока легли. Если холодно, можно окошко закрыть. Немного расслабились, отдохнули.

Шавасана

Учитель: Ну попробовали сейчас помедитировать без опоры, просто ни о чём не думая. Пришли мысли, мы не боремся с ними и не пытаемся их додумывать. То есть не пытаемся ничего делать.

Сели в удобную позу.

Ученик: Георгий Леонидович, а состояние такое иногда получается, как в какое-то забвение попадаешь.

Учитель: Не должно быть.

Ученик: Не должно быть?

Учитель: Это ошибочное состояние.

Сели в удобную позу и начали работать.

Медитация.

Учитель: Глазки открываем. Как по-вашему, сложнее или легче, чем с опорой?

Ученик: Сложнее.

Учитель: Сложнее. В принципе, с опорой легче: уцепился за дыхание и держишь контроль над этим. А так сознание – раз, и уплывает. Раз, и уплывает. То есть надо одновременно удерживать, одновременно отпускать. То есть вот здесь интересное такое состояние. Как мы говорили, ум – это некая способность наша. Он не какой-то нам заданный однозначно. Это некая способность думать, которой, в принципе, всё равно, что думать. Всё равно абсолютно. Только ей пока расставили приоритеты, что думать вот так вот лучше. Хотя на самом деле это абсолютно безразлично этой способности нашей, то есть нашему уму безразлично, о чём думать. Безразлично. Он с одинаковым усилием может думать об одной вещи, о другой, о двадцатой, о ‑надцатой. Совершенно спокойно. Вот это надо понять, как ни странно. Так что мы, конечно, выросли в определённых условиях, где есть определённые приоритеты расставленные, которые мы с вами держим.

Но для ума как такового, как некого свойства, безразличен объект мышления. Безразлично, что ему думать. Вот этот момент надо нам попытаться как-то осмыслить. Хотя вроде бы оно и так понятно, ну чего там. Безразлично. Но почему-то у нас приоритеты какие-то есть. Почему-то об этом думать хорошо, а об этом плохо.

То есть попробуем думать о том, что, в принципе, для ума безразлично, на какую тему думать. Безразлично. Какую дадите ему тему, такую и будет думать, такую и возьмёт. Вот этот момент важный.

Ну, конечно же, у вас получается медитировать по восемь раз, да? Естественно, чего там – по пять минут! Или не получается?

Ученик: Георгий Леонидович, можно вопрос? Вы, когда говорили рассеивать мысль, ощущение такое, что она живая.

Учитель: Живая.

Ученик: И прям сопротивляется.

Учитель: Да.

Ученик: Это для меня как-то даже шок.

Учитель: Да, естественно, она сопротивляется. Она хочет жить.

Ученик: И почему-то какие-то мысли очень сильные, мыслеформы надуманные.

Учитель: Наработанные уже, да.

Ученик: А какая-то слабая совершенно.

Учитель: Какие-то, которые мы не привыкли думать, они – раз, и ушли. Вот. То есть надо понимать. Надо прийти к тому, что, в принципе, ему всё равно, что думать. Вашему уму всё равно, что думать. Всё равно, о чём думать. Хочешь – будет думать об этом. Хочешь – о том. Хочешь – ещё о чём-нибудь. Но, поскольку от каких-то мыслей зависит как бы наша жизнь, поэтому мы стараемся думать их. А какие-то нам безразличны, мы стараемся их не думать. Ну и не стараемся, они просто сами не идут нам в голову. Вот оно так вот.

Ученик: Вот ещё такой момент. Мне легко удавалось вызвать. А в плане убрать – нелегко. То есть я пыталась и мне это удалось, только если следующую.

Учитель: Вместо этой – следующую?

Ученик: Предыдущая как бы… убралась.

Учитель: Заменить её как бы.

Ученик: Да. Но в какой-то момент, уже раз на пятый, я вдруг увидела, что они все достаточно близко. Вот те, которые были перед этим.

Учитель: Конечно.

Ученик: Они как будто бы все… окошки как будто бы закрывались, но они есть. То есть вот в любой момент.

Учитель: Да. Да. Примерно все в одном поле. Поэтому всё-таки стараемся, во-первых, медитировать в положенное время положенные пять-десять минут. То есть восемь раз на двадцать четыре часа. И получится достаточно легко и свободно. Просто надо организовать себя.

Ученик: Ну да. Поменять свой образ жизни.

Учитель: Он поменяется, да, он поменяется чуть-чуть, образ жизни. Да. Да.

Ученик: Четыре раза благодарность читать, четыре раза с опорой?

Учитель: Да. Пока так. Хорошо. Тогда сейчас пока закончим.

Ученик: А можно ещё один вопрос?

Учитель: Давайте.

Ученик: Поза неподвижная. А, если, допустим, ты чувствуешь, что вот здесь скопилось напряжение: в руке или где-то, остаёмся в этом напряжении? Или…

Учитель: Остаёмся. Поза должна быть неподвижной, вы не должны её замечать.

Вы пять минут должны не замечать. Всё.

Ученик: Но это я не должна, а если я вот заметила.

Учитель: Заметили если, ничего страшного. Остались в ней: «А, ну ладно, хорошо».

Ученик: Ну это как бы мысль получается, что возникает. Её также попытаться убрать?

Учитель: Да, да. Отпускать надо мысль. Да. Вам нужно с ней справиться.

Ученик: Не обращать внимание. Можно было бы не обращать, но почему-то сразу в горле на четвёртой минуте начинает першить. Я стараюсь не замечать, но…

Учитель: То есть начинаете бороться.

Ученик: Бороться.

Учитель: Бороться с собственным состоянием.

Ученик: И вот раздражение, что ничего не получилось.

Учитель: Четыре минуты у вас есть, хорошо. Просто надо спокойно к этому относиться.

Ученик: А, если в какой-то части тела произошло напряжение, мы просто замечаем и не пытаемся его убрать.

Учитель: Не пытаемся. Ничего не пытаемся.

Ученик: Если подбородок напрягся, значит…

Учитель: Не пытаемся, не пытаемся ничего делать.

Хорошо. Давайте закончим.

Беседа (25 апреля 2019 года)

Учитель: Пока сели. Как ваши успехи?

Ученик: Что-то сдвигается немножко, но пока такими слабыми шажками. Не получается в одно и то же время медитировать никак.

Учитель: Ещё какие сложности? Или радости, или успехи какие?

Ученик: Медитация без опоры явно сложнее, чем с опорой.

Учитель: Они в общем обе достаточно сложные. На самом-то деле, если говорить о медитации, о настоящей… Пока это всё ещё не медитация, пока ещё блуждание в собственных мыслях, состояниях, впечатлениях. Это не медитация пока. Хотя опять же я говорю, что ум – это некая способность. И больше ничего нет. В нём всегда присутствует тот, кто познаёт, и что познаёт. Всегда. И ум пустотный, то есть сущность ума. Она по своей природе пустотна. И здесь, конечно, нам сложно пока даже подумать об этом, даже что-то вычленить. Хотя они на самом деле соотносятся как, такое образное выражение, как бы лёд и вода. И то вода, и то вода. Лед конкретный такой, а вода – это как сущность ума. Хотя и нельзя сказать, что и лёд – вода и вода – вода. Всё вода! Но они вот соотносятся таким образом.

Давайте сейчас пока ляжем в шавасану, чтобы там немножко подготовиться.

Шавасана.

Учитель: Сели. Как всегда, в медитации надо, чтобы позиция была неподвижна. Это важно-таки освоить и выучить, потому что у нас всё время есть какие-то движения. Мы всё время движем или руками или головой. Какие-то небольшие движения всё время есть. Или языком вращаем, еще что-нибудь движется. Надо добиться всё-таки, чтобы позиция была неподвижна.

Поэтому, нам надо сесть в какую-нибудь удобную позу. Чтобы руки были там, где удобно. Голова удобно. Глаза повёрнуты на кончик носа, потому что глаза совершают под веками свои какие-то движения. Нужно, чтобы позиция была неподвижна, спокойна и неподвижна. Это надо наработать. Наработать. Еще необходимо формирование состояния благодарности. Оно – ну просто необходимый элемент. Потому что из состояния недоверия чему-либо и неблагодарности чему-то ничего хорошего не получится. Это просто на автомате ясно. Если мы ничему не доверяем, чего тут скажешь? Тут уже сказать больше нечего. Поэтому стараемся всё-таки нарабатывать и нарабатывать это состояние благодарности.

Сейчас мы посвятим некоторое время медитации с опорой на дыхание. Дыхание свободное. Не подстраиваем его ни подо что. Поэтому позиция ровная, спина ровная. Всё спокойно. Сели, спокойно работаем.

Медитация.

Учитель: Глазки открыли. Хорошо. Пока идёт эта борьба с собой, с мыслями, с осознаванием, что такое вообще мысль, что является мыслью. Это достаточно тяжёлая работа, с одной стороны. Ещё важно, чтобы состояние в медитации было ясным, чётким. Не отупевшее, не какое-то озабоченное каким-то там выражением. Лицо должно быть спокойное, без всякой маски, без всего. Но у нас оно пока такое, какое есть. Надо в себе тщательно развивать желание достичь этого состояния. Хотя мы жалуемся на то, что «ну не получается постоянное время». Ну, не может не получаться постоянное время! Не так много времени у нас захвачено медитацией. Ну, от силы в день минут двадцать. От силы. А мы не можем собраться, сконцентрироваться. Здесь, конечно, нам надо преодолеть этот барьер, справиться с собственной неорганизованностью, с собственными разнообразными состояниями, которые нам мешают. Это должно быть вашим основным желанием, основным стремлением. Вот. А мы пока к этому готовимся ещё только. Мы пытаемся к этому подойти как-то. Но это важный момент – включить себя в этот путь, то есть стать на путь медитации. И стараться идти к ней и в ней находиться. Но это непростой путь. Он тяжёлый. При кажущейся его лёгкости. И нам непривычный. В силу опять же его лёгкости. Нам легче что-нибудь вот сделать, куда-нибудь гвоздь забить, ещё что-нибудь. Даже, если это неподъёмное что-то – всё равно легче. Мы будем ходить вокруг этого и примеряться. А тут бороться не с чем как бы. Оно вот всё такое лёгкое, такое вот невесомое, неуловимое. Мысль такая неуловимая. Попробуйте её остановить, когда она то есть, то её нет. Причём мысль разная бывает. Мысль, вернее ум мыслящий, он делит на объект и субъект независимо, делит всё время. И у него возникают разные такие мягкие картинки, полутона, полуощущения… Вам же мысли являются, на самом деле, не до конца осознанные. И эти своеобразные картинки, своеобразная борьба состояний такая неуловимая. Она также не желательна. Не желательна.

Попробуем, опять же для эксперимента и для осознания вообще, что же такое мысль, попробуем мысль нашу, какую угодно, любую… как бы заострить её, чтоб она была чёткой, сформированной, а потом растворить. Потом снова заострить и снова растворить её. Снова заострить, чтоб она была чёткой, а потом опять растворить.

Ученик: Одну и ту же?

Учитель: Одну и ту же. Сели в удобную позу и попробовали.

Медитация.

Учитель: Достаточно. Ну, конечно же, ничего не получается, понятно. Всё-таки используем пока два вида медитации: с опорой и без опоры. Чередуем: один раз с опорой, второй раз без опоры. Конечно же, шавасана – тоже медитация, но не совсем. Она направленная, то есть направлена на то, чтобы тело было расслабленным, на получение некого конкретного результата, но всё равно она на полпути к медитации находится. Поэтому сейчас ляжем в шавасану, одновременно заканчивая и одновременно получая опыт расслабления.

Шавасана.

Учитель: Встали и заканчиваем молитвой.

Беседа (15 августа 2019 года)

Учитель:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2