Полная версия
Империя. Книга 1
Однако пришло время, когда шумерские города не захотели подчиняться владыкам Киша и отложились от него. Они вели между собой войны, грабили друг друга, захватывая земли и каналы, но не стремились удержать их. То один из них, то другой относительно ненадолго возвышался, после чего неизбежно следовало падение. Таким образом, сколько-нибудь крупной державы у шумеров не сложилось. Объединения городов быстро рассыпались, их единство имело непрочный и временный характер. Важнейшим сплачивающим шумеров фактором было почитание священного города Ниппура, где почитался верховный бог Энлиль – «господин ветра».
Лишь в XXIV веке до Р.Х. шумеры попытались поставить над собой общего владыку – правителя Уммы и Урука Лугальзагеси, провозгласив его «царем страны». Он был сыном чародея, разгромил Киш и Лагаш и сжег их храмы, что было расценено многими как святотатство. По праву сильного Лугальзагеси контролировал 50 городов Шумера, но там продолжали сидеть местные правители.
Никаких признаков Империи в общественном строе шумеров отыскать невозможно. Однако созданная ими культура была оплодотворена имперским началом со стороны восточных семитов. Востоковед В. Емельянов отмечает, что именно афразийским правителям – семитам «в древности было свойственно стремление к унификации власти и политическому объединению страны, к обожествлению царя и жесткой иерархизации пантеона. Афразийское сознание любит единство непохожих феноменов, шумерское, напротив, предпочитает множество похожих и даже подобных друг другу вещей…»[2]. Историк А. Ковалев высказывает ту же мысль: «Концепция унитарного государства была чужда нижнемесопотамскому менталитету и с трудом усваивалась им… Грандиозная фигура восточносемитского властителя, чуждого шумерским „энси” и „лугалям” как этнически, так и идеологически, стоит у начала следующей эпохи в истории Месопотамии и всей Западной Азии – эпохи „империй” или „деспотий”»[3].
Выходец из восточносемитских народных низов, которому эпос приписывает чудесное происхождение, напоминающее историю Ромула и Рема, бывший когда-то виночерпием у царя Киша, а в будущем ставший известным под именем Шаруккин («Истинный царь»), возглавил сопротивление завоевателю Лугальзагеси. Он основал государство с центром в маленьком городе Аккаде, создал профессиональное войско из метких лучников и разгромил шумерские рати. Лугальзагеси был пленен и в оковах проведен через ворота храма Энлиля в знак того, что его царственность отнята и передана Шаррукину.
Сейчас мы называем этого владыку Саргон Древний, или Саргон Аккадский (2334–2279 гг. до Р.Х.[4]). Его правление изменило историю не только Междуречья, но и всего мира. На свет появилась первая Империя. А Саргон стал первым императором.
САРГОН АККАДСКИЙ
(2334–2279 гг. до Р.Х.)
Ведя своих воинов от победы к победе, Саргон подчинил себе все Междуречье и Элам (историческая область на юго-западе современного Ирана, традиционно враждовавшая с Месопотамией), дошел до Ливанских гор и Малой Азии. В его руках объединились все земли «от верхнего моря до нижнего моря», то есть от Средиземного моря до Персидского залива.
Саргон завел постоянное войско. Воинов новой армии царь расселил вокруг Аккада. Снаряжением и продовольствием они полностью обеспечивались с государственных складов. В этой армии были генералы, офицеры, гарнизоны, топографическая служба, а возглавлял ее сам царь. Завоеванные города из независимых карликовых государств были обращены императором в составные части единой державы, а во главе их становились присланные из Аккада чиновники. Стены этих городов были срыты.
По словам историка И. Дьяконова, «победа Аккада для Месопотамии означала централизм, укрепление политического и экономического единства страны, рациональное использование ирригационных систем, подчинение храмовых хозяйств царскому хозяйству, уничтожение традиционной олигархии, связанной с местными общинами и храмами, и выдвижение на первый план новой знати из предводителей царского войска и царской бюрократии»[5].
До сих пор власть в Шумере принадлежала жрецам и древним родам городской аристократии. Саргон в противовес им возвысил новых людей и сформировал первое в истории «служилое дворянство». Востоковед Г. Кругликова пишет: «Саргон избрал столицей государства не отягощенный аристократическими традициями, почти безвестный город Аккад, где сосредоточил в своих руках все нити управления… в Аккаде поселилась и несла службу новая неродовитая знать из близких, способных и преданных Саргону людей. Здесь же на положении то ли вельмож, то ли заложников проживала верхушка бывших правящих родов»[6]. Этот метод централизации власти монарха станет образцом на все последующие 4500 лет истории Империи.
Саргон объединил разные народы, города и культуры не для достижения временных политических целей, а для постоянной жизни в общем для всех в государстве. В Междуречье воцарился мир, его жители наконец смогли вздохнуть с облегчением после стольких лет внутренних и внешних войн. Одна из шумерских поэм той эпохи рисует следующую картину «имперского мира»:
Все чужеземные страны спокойны.Все чужие народы довольны…И в Шумер добро само лодками потекло[7].(Пер. В. К. Афанасьевой)Однако шумерские элиты, за столетия независимости превратившиеся в олигархические режимы, не желали сдаваться. Преемникам Саргона железом и кровью приходилось поддерживать единство построенной им державы. Но простому народу создание Империи принесло много выгод – ученые фиксируют значительный рост уровня жизни простых горожан в Аккадский период. Кроме того, идея единого государства становилась для подданных Саргона все более привычной.
НАРАМ-СУЭН
(2254–2218 гг. до Р.Х.)
Если первые государи Аккада носили несколько разноречивых титулов, утверждавших их власть над многими городами и областями, то внук Саргона, царь Нарам-Суэн (2254–2218 гг. до Р.Х.), заменил их все на один, весьма многозначительный в своем универсализме – «царь четырех сторон света».
Однако развитое и благополучное государство было новым явлением в тогдашнем мире и в условиях, когда его ресурс сопротивления внешним угрозам был еще весьма ограничен, служило объектом постоянной агрессии со стороны полчищ привлеченных богатством варваров. В начале XXII века до Р.Х. натиск горского племени гутиев разрушает Аккадское царство. Их иго удалось сбросить лишь восемьдесят лет спустя. Эта освободительная борьба против варваров сплотила шумеров и аккадцев, государство было возрождено.
Империю восстановили цари III династии Ура. Ур-Намму (2112–2094 гг. до Р.Х.) впервые провозгласил себя «царем Шумера и Аккада», а его преемник Шульги (2094–2046 гг. до Р.Х.) восстановил аккадский титул «царь четырех сторон света».
УР-НАММУ
(2112–2094 гг. до Р.Х.)
Имперская идея получила в Уре свое дальнейшее развитие. Именно тогда появилась первая версия «Шумерского царского списка», в котором представлен единодержавный взгляд на прошлое страны: менялось место престола, случались периоды смут, но царственность никуда из мира не уходила. «Представление о некоей „субстанции” или „сиянии”, окружающей как божество, так и земных представителей власти, было широко распространено у самых разных народов мира; новым в данном случае является идея о непрерывной преемственности этой „субстанции” как вечно существующей»[8], – отмечает особенность этой идеологии И. Дьяконов.
Государи нового Урского царства подчеркнуто следуют шумерским традициям в культуре, но государство создают на аккадский лад. Шумерский язык остается языком высокой культуры, но сами шумеры постепенно растворяются в семитском море.
ХАММУРАПИ
(1792–1750 гг. до Р.Х)
III династия Ура впервые централизует экономику Месопотамской Империи: внешняя торговля и кредит становятся государственной монополией, на провинции накладываются жесткие обязательства по поставке своей продукции, которая сосредотачивается в огромных имперских логистических центрах. Это важная новация также станет на века признаком настоящей Империи, так как государственное регулирование экономики является гарантией справедливого распределения богатства. Цари Ура создали безукоризненный чиновничий аппарат для контроля за соблюдением царских законов.
Впоследствии Месопотамия, несмотря на различные неурядицы и вторжения, всегда восстанавливалась как единое государство. Царство Саргона Древнего стало своего рода эталоном. После Ура, разгромленного врагами с восточных гор, эламитами и просочившимися в страну западными кочевниками-амореями, столицей становится Вавилон.
Старовавилонская держава переживает наивысший подъем при царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х), крупном дипломате и государственном деятеле, справедливом судье и целеустремленном строителе Империи. Он верил в свое призвание – вновь объединить Месопотамию, освободив ее от ига чужеземцев. Хаммурапи изгнал из Междуречья эламитов, объединил все шумерские и аккадские города, завоевал лежащее к северу от Вавилона царство Мари, подчинил своему влиянию северный город Ашшур.
Императорский титул, который принял Хаммурапи, подчеркивал его роль как объединителя: «царь, который привел к повиновению четыре стороны света». Если до этого политическая мысль шумеров исповедовала идею переноса царственности из города в город, то Хаммурапи вознамерился основать вечное царство и навсегда утвердить его в своей столице.
«Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля…» – так, с утверждения вечной царственности Вавилона, начинались «Законы Хаммурапи». На целую тысячу лет город Вавилон становится для всех окружающих народов столицей мира.
Однако столичный статус оказался во многом формальным, так как вскоре после смерти справедливого царя Вавилон захватили очередные варвары – касситы – горцы, научившиеся у индоевропейских народов использовать боевые колесницы.
За столетие чужеземной власти страна внутренне переродилась. «Уцелевшие указы касситских царей показывают, что они были либеральными правителями…»[9] – с явным одобрением пишет британский ассириолог Генри Саггс. На деле этот «либерализм» касситов свидетельствовал о предельном упадке государства.
Цари на колесницах ощущали себя в Междуречье чужаками и в обмен на дань по сути уступили страну олигархическим элитам. Вавилон и ряд других городов превратились в самоуправляющиеся привилегированные и экстерриториальные по отношению к государству центры, освобожденные от налогов и повинностей.
Появляется легендарное вавилонское ростовщичество. «Ростовщичество пропитало все поры вавилонской деловой жизни, наложило на нее и на самих вавилонян неизгладимый отпечаток»[10], – отмечал ассириолог В. Белявский. По его оценке, именно в Вавилонии впервые появляется понятие «капитал»: «Они называли его „головой” (по-шумерски sag-du, по вавилонски – qaqqa-du). Наше слово „капитал” происходит от латинского caput, что тоже значит „голова”… Капиталом… называли сумму, даваемую взаймы или помещаемую в деловую операцию и приносящую прибыль»[11].
В Вавилоне, как отмечает археолог Эвелин Кленгель-Брандт, «богатство концентрировалось в руках немногих крупных предпринимателей, которые диктовали и заработную плату, и цены. Некоторые банкирские дома, переходившие по наследству от поколения к поколению, например „Эгиби и сыновья” в Вавилоне и „Мурашу и сыновья” в Ниппуре, играли весьма важную роль в хозяйственной жизни. Они не только ссужали деньги в кредит, не только покупали и продавали земельные участки, а также сельскохозяйственные продукты, но и затевали различные темные аферы и спекуляции. Представители дома Эгиби даже поставляли рабынь в публичные дома. Эти банкирские семьи, в которых браки заключались по расчету, все более разветвлялись и усиливали свою власть»[12].
Вавилон становится первым в истории банковским центром, где правит финансовая олигархия, где все продается и все покупается. В качестве мирового финансового центра его потом сменит ханаанский Тир на берегу Средиземного моря. Города прибрежного Ханаана в начале своей истории были портовыми филиалами вавилонских торговых компаний. Но после ассирийского завоевания Вавилон потеряет статус главного мирового финансового центра и олигархи переведут свои капиталы в «тихую гавань» Тира и других ханнанских городов. Тир, поверженный Александром Македонским, в свою очередь, передаст эстафету своей африканской колонии Карфагену. Карфаген станет властелином Запада, но будет стерт с лица земли римлянами после трех грандиозных Пунических войн, а ему на смену придет опять же ханаанская колония Аквилея на северо-востоке Италии. Разрушенная Аттилой Аквилея будет перенесена на новое место и станет называться Венецией, превратившись в главный торгово-ростовщический центр Средневековья. Открытие Америки отодвинет Венецию от глобальных торговых путей и выдвинет на первый план сперва Нидерланды, а затем Лондон, куда переедут все банкиры и торговцы «века просвещения». И, наконец, в XX веке Лондон также уступит пальму финансового первенства своей бывшей колонии – США, Вавилону нашего времени – Нью-Йорку. Со времен Вавилона до эпохи возвышения Нью-Йорка в течение 4000 лет олигархи, жрецы «капитала», будут бороться с монархами, «божьими помазанниками», за власть. Империя Хаммурапи станет их первой, но не последней жертвой.
Разумеется, олигархия не хотела и не могла терпеть действительно сильного монарха – завоевателя, законодателя, судию, слугу Божия, а не сотрудника «сильных мира сего». Поэтому царская власть в Вавилонии была низведена до жалкого положения. «Вавилон не только не был восточной деспотией, но даже не был в полном смысле слова и монархией. Скорее он был аристократической республикой с ежегодно переизбираемым царем-магистратом»[13], – констатировал Белявский.
На Новый год в вавилонском храме бога Мардука Эсагиле проводился ритуал, смысл которого состоял именно в том, чтобы максимально унизить достоинство монарха в глазах общины Вавилона, голосом которой были олигархи. Царь отдавал жрецу все царские одежды и инсигнии, становился на колени и приносил клятву, в которой сообщал, что не совершил ничего плохого перед автономной вавилонской общиной, то есть олигархией. Весьма показательно, что о самом боге Мардуке в этой клятве речи не шло. Жрец давал царю несколько пощечин, а затем тянул за уши. Для того чтобы поругание царской чести было более эффектным, было придумано представление о том, что если глаза царя во время ритуала наполняются слезами, то это угодно Мардуку. Поэтому жрецы тянули царские уши на совесть.
Вавилон был пропитан духом торговли. На его улицах творилось настоящее столпотворение: звучала разноплеменная речь, покупалось и продавалось все – от зерна и меди до рабов и девичьей чести. Вавилонские дельцы были уверены в том, что богатство дает им право попирать и волю царей, и другие народы. Они ловко спекулировали славой великого города и его сакральным значением для Месопотамии, установившимся при справедливом Хаммурапи.
Однако принцип имперского мироустройства теперь никем в Месопотамии не оспаривался. И на смену деградировавшему Вавилонскому царству пришла Ассирия, ставшая самой могущественной Империей в истории древнего Востока.
Ассирия. Первая сверхдержава
«Ассирия была первой в истории действительно универсальной монархией, покоившейся на военном начале и объединившей в конце концов… весь древневосточный мир с его культурными очагами: Вавилоном и Египтом»[14], – подчеркивает востоковед Б. Тураев. В отличие от предшествовавших государств-носителей имперской традиции, которые угасали в течение одного-двух столетий, Ассирия удержалась в статусе сверхдержавы 700 лет, хотя не раз переживала трудные времена.
Ассирийская Империя выросла из незначительного, но весьма древнего города Ашшур в Северной Месопотамии. Он был северным провинциальным городом в Империи Шумера и Аккада еще при Саргоне. На политику Ашшур долгое время не оказывал заметного влияния, однако его роль в транснациональной торговле была очень важна, так как город контролировал переправы через реку Тигр. Ассирийцы создали первый вариант Великого шелкового пути: торговые маршруты вели с востока – Ирана и Афганистана, богатых самоцветами и оловом, на запад – в Сирию и Малую Азию, богатые медью и железом. Ассирийцы торговали повсюду – от Балкан до Индии.
Купцы были главными людьми в Ашшуре. Правители даже не смели называть себя царями (они носили титул «ишшиакум», соответствующий обычному выборному градоначальнику), а для внешних договоров использовался термин «алум Ашшур» (народ Ашшура). Однако путь Ассирии оказался обратным тому, какой проделал Вавилон. В Вавилоне произошла деградация от империи к торгово-банковской олигархии, здесь же из торгового города Ашшура выросло блистательное царство Ассирии.
Монархи Ашшура усилились в XIV–XIII веках благодаря войнам за имперское наследие Вавилона. Когда оставшееся от Хаммураппи царство было захвачено касситами, Ашшур стал претендовать на имперский трон, так как его цари происходили из старой аккадской знати, в то время как в Вавилоне и других древних городах воцарились чужеземцы.
К концу XIII века царь Тукульти-Нинурта (1244–1208 гг. до Р.Х.) завоевал Вавилон. Царь касситов Каштилиаш был в цепях уведен в Ашшур. Туда же был вывезен и идол главного бога Вавилона Мардука.
Победоносный Тукульти-Нинурта принял императорский титул: «Царь вселенной, царь страны Ашшур, царь четырех сторон [света], божественное Солнце всех людей, царь могучий, царь страны Кардуниаш [Вавилонии – К. М.], царь страны Шумера и Аккада, царь Верхнего [Средиземного – К. М.] и Нижнего [Персидского залива – К. М.] морей, царь обширных гор и равнин, царь страны Шубари, [страны] Кути и царь всех стран Наири, царь, кому боги помогли добиться его желанных побед и кто пасет четыре стороны [света] своим страшным могуществом»[15].
Для увековечивания своего императорского статуса царь решил построить новый город в трех километрах севернее Ашшура по реке Тигр и назвать его Кар-Тукульти-Нинурта («Порт Тукульти-Нинурты»). В новом парадном городе были построены грандиозный храм и дворец. В храм был перенесен идол главного бога Ашшура, а во дворце поселился царь. Был введен императорский церемониал по образцу вавилонского. Однако ашшурская олигархия не простила столь дерзкого вызова. Тукульти-Нинурта, первый ассирийский император, стал жертвой придворного заговора, он был объявлен сумасшедшим, а затем низложен и убит. Его город был заброшен.
Торжество олигархов привело к упадку Ассирии. Ашшур вернул статую Мардука обратно в Вавилон. Олигархи обоих городов действовали, как правило, заодно, сопротивляясь попыткам монархов ограничивать их привилегии и доходы. Все семь столетий существования Ассирии эта схватка военной империи и торгово-ростовщической олигархии не прекратится.
Лишь через триста лет, в IX веке до Р. Х., потомки Тукульти-Нинурты цари Адад-Нирари II и его сын Тукульти-Нинурта II вернули Ашшуру имперское величие. Следующий царь Ашшурнацирапал II покорил города Сирии и Ханаана и, пойдя по стопам великого предка, перенес имперскую столицу в город Кальху. В убранстве его дворцов впервые во всей полноте раскрылась самобытность ассирийского имперского искусства: мускулистые тела царей и закованных в броню воинов, погони за побежденными врагами, схватки с дикими зверьми на охоте, бег колесниц, штурмы городов и изумляющие по сей день пятиногие крылатые быки-шеду, создающие иллюзию движения.
Все свои завоевания ассирийцы осмысляли в рамках концепции священной войны, в которой царь понимался как инструмент божества. «Движущей силой экспансии стало стремление бога Ашшура главенствовать над остальными божествами; средством – военная организация, обладающая дотоле неизвестной мощью. Ассирийские войска несли к самым отдаленным границам мира того времени оружие бога Ашшура. Ассирийцы бились в его войнах. Именно Ашшуру отчитывались по завершении кампаний»[16], – отмечает датский ассириолог Йорген Лессёэ.
Ассирия вступила в свой золотой век. Ее армия стала непобедимой благодаря первой в мировой истории кавалерии и новому железному оружию, пришедшему на смену бронзе.
До ассирийцев лошади использовались только запряженными в колесницах, на которых потомки Иафета арийцы ворвались в мир Древнего Востока в XIV веке до Р.Х. Благодаря этим танкам древности арийцы основали в густонаселенном Междуречье царство Митанни, завоевали покрытое горами обширное нагорье к востоку от Ашшура и Элама, которое назвали своим именем Ариан (современный Иран), и, наконец, покорили дравидов Индии. Железо же стало известно Древнему миру благодаря «народам моря», которые прошлись вихрем по прибрежным государствам Древнего Востока после Троянской войны (среди этих народов видную роль играли греки-ахейцы).
Когда экспансия арийцев и народов моря угасла, их наследие – лошади и железо – стало достоянием всех развитых держав той эпохи. Но именно Ассирия смогла создать армию нового типа, используя самую передовую тактику и технику.
Еще одним новшеством наряду с использованием кавалерии и железного оружия стало изменение самого характера вооруженных сил: ассирийское войско стало первой профессиональной армией. Солдаты стали получать за свою службу регулярное жалование, а не только часть военной добычи, как было прежде. Они не обрабатывали землю и не занимались хозяйством, целиком посвящая себя военному делу. Боевая выучка таких профессионалов поднялась на недосягаемую высоту по сравнению с иррегулярными войсками других стран. Впервые в армии появились отдельные отряды военных инженеров. Их задачей стало строительство коммуникаций и сооружение осадных машин.
Наконец, ошеломляющим успехам ассирийской армии способствовала поставленная на высочайший уровень разведка. Спецслужбы возглавлял, как правило, лично наследник престола. Ассирийские агенты собирали сведения, сеяли смуту в тылах врага, проводили тайные операции по устранению вражеских правителей.
Безусловное военное превосходство ассирийцев сделало их жестокими завоевателями. Привыкшие к победам, они карали за неповиновение. Непокорные народы и города нередко истреблялись целиком. Такая политика нередко приводила к восстаниям.
Но Империя никогда не может строиться только на насилии. Народы, входящие в ее состав, рано или поздно осознают преимущества мирной жизни в безопасных границах огромного государства под властью закона. Поэтому, пока ассирийцы пытались править с помощью одной лишь жестокости, Империя содрогалась от гражданских войн, несмотря на свои богатства и военную мощь. Назревала необходимость в реформе имперского строительства.
С этим историческим вызовом сумел блестяще справиться выдающийся царь Тиглатпаласар III (745–727 гг. до Р.Х.). Он взошел на престол после того, как прежняя династия пришла в упадок в результате смуты, вызванной ожесточенной борьбой между двумя «партиями» ассирийской знати. Старая, олигархическая знать хотела продолжения жесткой эксплуатации провинций в целях собственного обогащения. Новая, военная аристократия призывала к поддержанию мира на покоренных территориях, так как политика разграбления приводила к ожесточению и объединению врагов Ассирийской Империи, угрожая самому существованию государства. Тиглатпаласар полностью реализовал программу «военной партии».
ТИГЛАТПАЛАСАР III
(745–727 гг. до Р.Х.)
Империя была умиротворена путем глубокой централизации власти. Управление покоренными городами теперь осуществляли не местные цари, а назначаемые из столицы имперские наместники. Ранее подчинение правителя страны автоматически расценивалось как подчинение его подданных. Однако к началу I тысячелетия до Р.Х. мир Древнего Востока успел пережить нашествия гутиев, амореев, хурритов, арийцев, народов моря, касситов и арамеев, кочевников и горцев, варваров с пращами и древних «конкистадоров» с «абсолютным» оружием. После каждого из этих нашествий в завоеванных городах воцарялись новые династии из числа пришельцев. И столь частая смена правящих домов лишала эти династии легитимности в глазах собственных подданных: не раз и не два случалось так, что народ изменял своим князьям, а, стало быть, и принесенная этими правителями клятва верности оказывалась ничтожной.