Полная версия
Ступени. Философско-литературные заметки. Часть 1
Вячеслав Александров
Ступени. Философско-литературные заметки. Часть 1
Чего от нас ждут люди, особенно близкие? Силы. Как мы можем её дать, если не любим себя и не верим себе?
Надежда на помощь других оправдана только до поры. Со временем остаётся надежда только на помощь Господа, но Его ещё нужно узнать и полюбить. Как это сделать? Ищи образ и подобие Божие в себе, и обретёшь силу, и не будешь уподобляться пуне, которая светит отражённым от солнца светом Каждый из живущих несёт в себе Солнце.
Нет людей никчёмных, есть только слабые люди, которые не знают (забыли) о своей силе, о том, что её источник всегда рядом. Часто для обретения силы нужно только изменить свою точку зрения на мир.
Всё, что нам необходимо на самом деле, всегда рядом, всегда в нас. Часто нам не достаёт того, что мы способны обрести самостоятельно – веры.
Путь к истине не может быть найден человеком, который не осознаёт основных целей жизни. Только по мере обретения смысла жизни человек, блуждающий становится человеком устремлённым.
Каждый из нас, живя мирскими заботами, заслуживает (достоин) только сочувствия, но не зависти.
Достижение цели начинается, чаще всего, с результатов, противоположных ожидаемым.
Успокойся, ибо всё, что произойдёт с тобой сегодня или завтра, неотвратимо. Всё, доброе и худое, оставленное нами в прошлом, неизбежно проявится, но это не означает, что всё предопределено. Никто не мешает изменить личную судьбу. Господь сделал, человека свободным в выборе между добром и злом. Будущее наше как раз и зависит от выбора, который мы совершаем каждое мгновение. Всё проявится, всё имеет свои следствия, и характер судьбы определяется лишь мерой добра или зла, к которым причастна наша душа.
«Не надо быть героем – надо не быть подлым» – может быть самая замечательная мысль, которую я когда-либо слышал.
10. Качество жизненного опыта определяется умением зло обратить в добро. Несчастье – стимул для жизни.
11. Неудачи, преследующие нас, возникают из-за наших желаний обладать единолично тем, что нам в принципе не может принадлежать.
12. Господь сотворил человека свободным, и, если мы при достижении своих целей ограничиваем свободу других людей, используем их как вещи, то будем неизбежно наказаны. В принципе, любая деятельность, конечная цель которой находится в миру, т.е. в мире вещей и материальных отношений, наказуема.
13. Стремление угодить желаниям тела – причина многих несчастий.
14. Мысль о присвоении, единоличном обладании – начало погибели.
15. Господь запретил Адаму и Еве вкушать плоды древа познания, а не знания, ибо знание им было дано изначально, и они не отделяли себя от Создателя и окружающего мира. Но, преступив запрет и -вкусив плодов древа познания, человек вступил на путь дьявола-сатаны, который захотел построить мир в соответствии со своей волей, т.е. произвольно. Произвол – это то, что лежит вне плана-слова Создателя. Познание часто связано с попытками ограничить представления других об окружающем мире своей точкой зрения. Это ведёт к отделению познающего от мира. Именно поэтому, вкусив плода, Адам и Ева устыдились своей наготы, т.е. они вступили на путь разделения того, что не может быть разделено. Мир един и будет пребывать единым.
16. Познание равно овладению. Владеющий (властвующий) ограничивает свою свободу необходимостью обслуживать то, чем владеет.
17. С момента грехопадения возникла необходимость обретения единства и, соответственно, преодоления ложного состояния, т.е. познания Истины (обретения изначального знания). Процесс познания, оторванный от Веры – это процесс формирования и преодоления заблуждений по поводу того, что представляют собой мир и Истина.
18. Искушение – это попытка подмены законов Божиих собственными.
19. В основе исторического процесса лежит напряжение индивидуальной воли, пытающейся соответствовать Воле Создателя. Идеал не создаётся разумом человека, а существует как изначальная реальность, с которой должна сообразоваться действительность. Нет в мире никакой силы, кроме воли, которая обеспечивает это сообразование.
20. Разум подобен закопчённому стеклу, через которое внутренний свет души не может вырваться наружу, а внешний свет – туда проникнуть. Не мир грязен, а наша воля, преломленная через грязное стекло разума, обслуживающего желания тела.
21. Человеческое знание не может быть полным, ибо оно отражает только вехи на пути к Истине. Как только на этом пути происходит остановка, а, тем более, начинается строительство умозрительных конструкций, знание тотчас превращается в предрассудки и заблуждения.
22. Сожаления по поводу того, что разрушилось или было разрушено, никчемны, ибо истинное неразрушимо.
23. Со-Знание – это коллективное знание. Нет коллективного бессознательного, есть коллективно принимаемая ложь. Воля Создателя действует всегда сознательно. Горе тому, кто пытается действовать против Неё. Главная проблема людей в том, что они действуют не бессознательно, а неосознанно.
Важно не то, какую работу выполняет человек, важно его отношение к тому, что он делает, важно, несёт ли он в мир свет и любовь, и силу.
24. Управление системой эффективно только в том случае, когда оно обеспечивает развитие. Развитие – это не приращение массы. Не связано оно и с мерами, обеспечивающими стабильность организации. Развитие связано с устремлённостью элементов организации вслед за её духом.
25. Для организации (системы) важен только её дух. Именно он обеспечивает её развитие, т.е. согласованную устремлённость отдельных частей к заданной цели. Только тогда, когда имеется возможность проявления духа всеми элементами системы, она обретает жизненную силу, обеспечивающую то, что нами называется успехом. Солнце, безусловно, открытая пуповина, которая связывает всё сущее в солнечной системе с Создателем.
26. Властолюбие – порождение тёмной воли, которая превращает своего носителя в беспомощного раба. Чем сильнее стремление к власти у человека, тем менее он свободен, и, следовательно, счастлив. Власть, как способ ограничения своеволия необходима только в миру, тем более что в нём нет целей, достижение которых может принести удовлетворение.
27. Люцифер – этот тот, кто отделил свет от любви (разум – от сердца). Свет (разум) и любовь (сердце) действовать отдельно друг от друга не могут, ибо в этом случае нарушается гармония. А проявляется она, когда свет и любовь перетекают друг в друга, порождая при этом силу. Разум, действующий в соответствии с велениями совести, обеспечивает человеку возможность обретения истины.
28. Свет бытия (жизненная сила) проявляется во всех царствах природы как знание. Но это знание ограничено рамками классов, видов, оно замкнуто в пределах их коллективной воли к бытию. Человек – это вид, в котором совершён прорыв видовых границ, но его воля, действуя через разум, пытается подвергнуть все явления рационализации, подчинить их себе. Это естественно, ибо человеческая воля через процесс познания только пытается нащупать, часто вслепую, путь к своему основанию – Воле Создателя.
29. Первородный грех. Каждое действие порождает свои следствия, и они будут проявляться, пока не будут изжиты. История человечества – это следствие выбора тех, кто его породил. В легенде об искушении Евы и Адама ясно показано, что становление человечества происходит в логике познания добра, зла и их онтологического смешения. Одно порождает другое – вот главная причина того, что действительность полна страданий и абсолютно всё, что действительно, внутренне ущербно. Ощущение ущербности, неполноты – основной источник активности, но, так как люди стремятся действовать по своему произволу или подчиняются произвольной воле других, они оказываются вне истины. Поэтому все явления в миру носят временный характер. Часто, именно через разрушение созданных разумом конструкций материя выходит на более устойчивый, стабильный уровень бытия. С другой стороны, беспрерывно продолжаются попытки Воли прорваться через завесы действительности. Что бы ни происходило в миру, всё несёт в себе катастрофическое противоречие, всё имеет свою изнанку, но и эта изнанка имеет свою изнанку, поэтому усиление одной тенденции обязательно ведёт к усилению противоположной. И всё- таки мир, несмотря на кажущиеся противоречия, един, и со всем своим добром и злом стремится выйти за пределы временных явлений. Мир и всё, что явлено в нем, стремится обрести полноту, истину. Видимое господство того, кого принято называть сатаной, временно. Мир устремлён в соответствии с волей Создателя. Цели его лежат за пределами видимого бытия. Человек привык смотреть под ноги и по сторонам, не замечая неба и звезд, но это не значит, что их не существует.
30. Единственная причина активности бытия – его не совершенность, ибо совершенен только Он. Любая система стремится к своему идеалу. Идеал – это то, что должно быть (и будет). Абсолютно реален только идеал, он всегда вне проявленного бытия. Идеал – это план, в соответствии с которым разворачивается та или иная система. Идеал всегда содержит в себе несколько уровней: завершённость системы на одном уровне означает начало совершенствования на другом.
31. Система – это комплекс отношений между – разнородными объектами.
32. Произвол – это слепая воля, т. е. воля, действующая вне замысла Создателя. Произвол характерен для идущих левым путём (правый путь – это путь постижения истины). Искушение – это испытание, связанное с распознанием лжи, выдающей себя за правду, или тем, что представлено материальными и социальными явлениями. Но видимость явлений и их суть не совпадают. Видимый мир поэтому и видим, что не прозрачен, т.е. представляет собой систему ловушек субстанции, суть которой – свет.
33. Объективно только то, что не носит временного характера. Всё, что временно – создано по произволу, следовательно, субъективно и является следствием уклонения от Его Слова.
34. По большому счету, все объекты, элементы бытия существуют постольку, поскольку реализуют волю Создателя.
35. Искушение – это подчинение объектам второй природы (деньги, власть, имущество). Объекты второй природы создаются не на основе проявления естественных возможностей человека, а как искусственные конструкции разума, призванные расширять границы потребление Объекты и системы искусственной природы составляют суть того, '-по называют цивилизацией. Окончательное включение человека в отношения, составляющие суть цивилизации, будет последним рубежом, пройдя который сатана воцарится в мире. И после этого мир пройдет один из двух путей:
36. -деградация до царства минералов вплоть до уничтожения планеты.
37. -прорыв Духа сквозь бастионы искусственной природы, обретение миром естественности, т.е. неразделённости.
38. Сколько существует в мире форм творения, столько существует и путей достижения замысла Создателя. Есть только одна возможность неисполнения Его воли – это прекращение существования. Воля человека преобразуется посредством обретения знания. Тот, кто знает, всегда выберет жизнь.
39. Мудрый не ждёт благодарности от людей, когда что-либо для них делает. Признательность за благодеяния и за помощь редка, и не нам судить людей за это. По большому счету, предоставляемая возможность оказать помощь и проявить милосердие – это уже само по себе награда, великая награда!
40. Да, конечно, любить людей, особенно тех, кто рядом, трудно, и нелюбовь наша к ним может быть и простится, но презрение прощено не будет.
41. Благодеяние, милосердие, помощь, признательность, благодарность (благодарить – дарить благо) не должны выражаться только материально, они – суть наших отношений. Доброе отношение к другому – это и есть благо.
42. Ты говоришь: «жизнь – дерьмо», но это – единственное, что принадлежит тебе в этом мире, и если ты превращаешь в дерьмо то, что тебе принадлежит по рождению, то что ты можешь сделать с тем, что тебе не принадлежит?
43. Цель и целое имеют один корень. Устремление к цели означает обретение целостности. Цель не будет истинной, если в результате действий, направленных на её достижение, будет ограничена свобода проявления возможностей отдельным человеком. Потенциал системы разворачивается только при условии согласованности действий её частей, т. е. когда система сохраняет единство в своём движении, когда части не пытаются подчинить себе целое. В нашем мире, где царит время, где каждое достижение оформляется -в виде социальных, физических законов и конструкций (которые только кажутся абсолютными и незыблемыми), движение к цели имеет поэтапный характер.
44. Каждый индивидуальный прорыв постепенно утрачивает свою энергетику, её усваивают менее активные элементы. Индивидуальные прорывы к Истине не способны обеспечить выход из системы её элементам. Система переходит в другое состояние не частями но как целое. Индивидуальные прорывы обеспечивают рост мощи вопи, устремляющей систему к обретению нового качества.
45. Эволюция систем происходит через упрощение связей между её частями, через разрушение границ, препятствующих их взаимопроникновению.
46. Абсолютный характер имеет только устремлённость, но не конкретная цель. Абсолютен путь, но не в том смысле, что движение – всё, а цель – ничто. Активность системы всегда связана с необходимостью достижения ею нового качества, с переходом её из одного состояния в другое.
47. Новое качество системы не может быть описано с помощью действующих законов, оно не может быть описано в виде образов и представлений. Цель, к которой устремляется бытие, может быть только предчувствована Она связана с тем, что устремлённость системы должна увеличивать степень свободы за счёт повышения универсальности всех составляющих её частей.
48. Грандиозность и простота Его замысла в том, что, в конце концов, все возможные варианты движения замыкаются в одной точке. Система, исчерпав все возможности своего изменения, обретает достаточную мощь и волю для перехода на другой уровень, т. е. для вхождения в новую- систему в качестве элемента, который начнёт свой путь достижения универсальности.
49. Развитие, целеустремление системы безусловно определяется Его замыслом. Необходимые качества творения приобретают посредством сознательной организации внешней среды. Селекция животных и растений – наглядный пример.
50. Слишком серьёзно относиться к успеху или неудаче глупо уже только потому, что успех – изнанка неудачи. В миру нет ничего однозначного, всё имеет двойственный характер. Главная проблема людей в том, что они не понимают абсолютной ценности каждого переживаемого мгновения. Конкретные планы и цели не могут быть достигнуты в виде задуманного, ибо будущее неопределённо, в том числе потому, что мы редко учитываем последствия усилий других людей. Удача, неудача – это лишь звенья в цепи событий. Если мы связываем свои цели с миром вещей, то мы несвободны в выборе своего будущего, ибо мы сами превращаемся в вещи. Человек, в конце концов, получает лишь то, к чему стремится. Каждый есть только то, с чем имеет дело. Опасно всё время иметь дело с теми людьми, которые в духовном, нравственном плане равны нам и, тем более с теми, чья жизнь определена только их местом в социальной иерархии, ибо эти люди уподобляются вещам. Задача в том, чтобы не уподобиться вещи самому. Вещь легко доставляет удовольствие, но ради её обретения человек платит слишком дорогую цену – время своей жизни.
51. Ощущение истины, выражаемое словом, чаще всего подобно птице, заключённой в клетку. Великие мудрецы древности часто не оставляли личных записей. Если истина прочувствована, то она передаётся окружающим ученикам непосредственно. Мудрость скупа на слова, ибо она выражается жизнью того, кто к ней причастен. Мудрость, как и глупость, выражается не словами, а образом жизни. Мудрец (учитель) воспринимается, главным образом, как воплощение тех истин, которые через него открываются миру.
52. Глупо переживать по поводу того, что уже происходит, ибо не в нашей власти изменить ход событий, происходящих и наступающих. Будущее предопределено, главным образом, тем, что и как мы делаем прямо сейчас, тем, о чём мы мыслим, куда забрасываем свои арканы, на кого расставляем свои капканы.
53. Мир взрослых и зрелых людей часто представляет собой кладбище законов и формул, утративших гибкость и актуальность. Их взгляд обычно обращён назад в прошлое, туда, где нет ничего живого. Но есть детский взгляд на мир, в котором сохраняется устремлённость за пределы обыденного к чудесному, т.е. к тому, что обладает целостностью (универсальностью), что не имеет ограничений в проявлении своих возможностей. Дети часто мудрее взрослых, ибо они ещё не утратили знания того, что мир не замкнут. А мы, закрыв наше сознание в клетку, выстроенную разумом, навесив на всё ярлыки собственных законов, наивно считаем, что мир именно таков, каким мы его себе представляем, и уже не понимаем, не видим его движения. Человек выпадает из того, что происходит на – самом деле, ибо его представления о мире и истинный мир, чаще всего, имеют мало общего. Взгляд человека часто обращён назад, вбок, но жизнь устремляется только вперед и вверх – к обретению полноты, красоты и гармонии.
54. Что делают большинство из нас в этой жизни? Откровенно паразитируют, т. е. стремятся удовлетворить свои притязания и потребности за счёт других (больше всего достаётся природе). Но как поступают с паразитами? Правильно, стремятся уничтожить. Это как раз то, что мы и делаем по отношению друг к другу, государство к государству, нация к нации и т. д. И пока в нашей жизни будет существовать стремление к присвоению, до тех пор мы будем стремиться к уничтожению друг друга.
55. Нам принадлежит только наше тело, и мы несём * основную ответственность за то, как этой собственностью распоряжаемся. Мы не способны управиться с тем, что принадлежит нам по праву, а пытаемся присвоить, т. е. использовать в личных целях, то, что не может нам принадлежать. И о каком счастье в жизни может идти речь?
56. Вера – это знание того, что ожидаемое свершится.
57. Раньше времени человек умирает, как правило, по одной причине – от уныния. Именно печаль блокирует течение жизненной силы в организме. Печаль рождает болезнь, а болезнь – ещё большую печаль. Первый шаг к выздоровлению – это снятие внутренней напряжённости, уничтожение тех блоков, которые не дают нормально работать органам. Самое эффективное средство для этого – улыбка души, искренняя внутренняя улыбка всего тела. Вера, надежда, любовь вместе порождают силу, которая наполняет душу, не потерявшую способность улыбаться.
58. Болезни, войны, природные катаклизмы имеют общую причину – внутреннее напряжение, возникающее в результате утраты системой истинной цели своего существования.
59. Переживание радости человеком – это, безусловно, то, что гармонизирует его природу. Любое чувство, которое доминирует в данный момент, играет определяющую роль в характере взаимоотношений всех органов, составляющих наше естество. Если человек постоянно обеспокоен, например, своими гастрономическими или сексуальными потребностями, то его жизнь будет проходить под знаком доминирующего чувства, т.е. беспокойства и голода. Жизнь человека определяется тем, на что и на кого направлена его любовь.
60. Уныние – это один из самых тяжких грехов. Взгляд унылого человека – это взгляд назад, т.е. туда, где остались только обломки жизни. Уныние по сути своей – отказ от участия в процессе достижения гармонии. Нет более верного способа ускорить победу смерти над жизнью в своём теле, чем уныние. Если радость буквально раскрывает всё наше естество для проникновения в него Его силы, и таким образом способствует обретению единства и целостности, то печаль и уныние прерывают нашу естественную связь с Создателем. Эго равносильно лишению реки источников, её питающих.
61. Будущее – это только то, что мы делали вчера и то, что мы делаем прямо сейчас. Причины и следствия суть одно и то же, ибо время – это только отсрочка, существующая в нашем представлении.
62. Радость озаряет нашу жизнь всякий раз, когда мы прикасаемся к сути бытия, ощущаем дыхание Создателя, непосредственное присутствие -в себе Истины. Радость – это свет, огонь Истины, озаряющий нашу жизнь, когда она устремляется к обретению целостности и предчувствует своё бессмертие, т.е. непрерывность.
63. Улыбка, именно она разрушает крепостные стены лжи, т.е. отчуждённости, разделённости. Улыбка – эго и оружие, и щит против воинов лукавого Улыбка сметает барьеры, удерживающие нас от проявления любви. Именно улыбающийся человек, несмотря на чудовищное давление внешних обстоятельств, делает эти обстоятельства и того, кто за ними стоит, бессильными.
64. Искренняя молитва, внутренняя улыбка – ничто так не способствует сохранению здоровья и молодости, ибо они сметают прочь барьеры, препятствующие доступу Его силы к каждой клетке нашего естества. Улыбка – это открытая дверь, через которую входят в душу Его святость, Его свет и любовь, и сила. Улыбка – это единственное оружие мудрого человека.
65. Самое трудное искусство – это искусство пребывания души в постоянной молитве и улыбке. Только таким образом можно достичь того состояния, когда Святой Дух донесёт благодатное своё дыхание до каждой клетки нашего тела. Пока Дух Святой в нас, мы живы и сохраняем молодость. Пока Дух Святой имеет беспрепятственный доступ к душе, до тех пор она очищается и просветляет всё, к чему имеет отношение.
66. Радость – это свет души, её огонь. Как без солнца невозможна жизнь, так и без радости невозможно совершенствование души. Восхождение, просветление души сопровождается радостью; радость сама вызывает просветление. Просветление в радости, радость в просветлении. Рождение высшего, светлого, конечно же, немыслимо без радости.
67. Бунт рождается в духе, который отвернулся от света, который потерял связь с источником света, источником силы.
68. Дух, душа будут находиться в смятении, пока утрачена связь с Источником Силы и поиск Источника ведётся в том направлении, где его нет, а видны только его отражённые блики. Люцифер (светоносец) – великий мастер иллюзий и миражей истины.
69. Всё, что пытается говорить о своей исключительности; всё, что пытается обрести силу и мощь за счёт других; всё, что хочет присвоить то, что было создано до него, и выдать за своё, свидетельствует о болезни духа. Дух стяжательства является причиной того, что цивилизация смертельно больна и не понимает тех истин, которые начертаны на её знаменах. Да-и сами знамена давно зачехлены. Мир дошёл до той степени извращения истины, когда призывают следовать духу Христа с тем, чтобы увеличить своё состояние и власть, т.е. излишества, приводящие к угнетению духа, умалению жизни. Подмена (измена) – вот на чём основана современная цивилизация. Только любовь, проявляемая нами к другим, оправдывает наше существование в этом мире, делает его небезнадёжным.
70. Даже одна спасённая тобою душа, пусть это будет собственная душа – это уже оправдание личной жизни. Тем более что спасение не бывает личным, ибо личное и индивидуальное – это лишь временные состояния (индивидуальность – это то, что связывает нас с физическим, животным миром, а личность – с духом).
71. Дух человека слаб только потому, что тёмен, но тьма эта – только недостаток света. Тёмен и слаб дух, пока не коснулся его свет знания, пока он не научился жизнь отличать от смерти. Кто выберет слабость и смерть, когда открывается возможность выбрать силу и жизнь?
72. Постоянно демонстрирует свои силы только слабый, только тот, кто не уверен в себе. Сильный не станет доказывать, что он силён.
73. Болезнь и ангелы смерти всегда подкарауливают тех, кто утратил смысл жизни или ещё не обрёл его.
74. Сила и здоровье (жизнеспособность) присущи только целеустремлённым. Жизнеспособность человека прямо определяется характером цели-, к которой он стремится. И силу (или слабость) нам даёт то, чему мы служим.
75. Дух не должен отрываться от тела, которое связывает его с физическим миром, ибо задача духа – преобразование, просветление материи. Дух, ушедший в отрыв от материального мира, подобен солдату, покинувшему самовольно поле боя. Только воин Христов может рассчитывать на жизнь, ибо сила открывается только тому, кто защищает жизнь. Смерть тела – это лишь смена доспехов, но каждая частица тела воина несёт в себе его силу. Просветлённость, достигаемая человеком при жизни, с утратой им тела, присуща не только душе его, но и каждой частице тела, возвращённого в землю. И уже эти частицы произведут свою часть работы по просветлению материи, тела Земли.
76. Гармония – это согласованная устремлённость тела, души и духа человека к достижению своего совершенства, неразрушимости.
77. Радость сопутствует в жизни тому, кто способен усмирить притязания физического и социального тела на единоличное владение чем-либо в миру. Но радость – это не бесстрастность, а напротив – активность, устремлённость к просветлению человеком своей природы. Нельзя сказать, что она (природа) плоха, она есть, она бурлит в своих противоречиях, она вся в становлении. Благословен ют, кто сознательно участвует в этом процессе. Только это участие даёт оправдание личной жизни.