Полная версия
Карма любви. Вопросы о личных отношениях. В новом переводе
Ламы говорят, что прежде, чем мы примем такой обет – особенно такой серьезный, как брачный обет, – мы должны точно знать, что именно мы обещаем. Итак, первое, что нужно сделать, чтобы решить, стоит ли вступать в брак, – это решить вместе со своим партнером, что именно влечет за собой это обязательство. Значит ли это для вас «пока смерть не разлучит нас»? Вы действительно собираетесь поддерживать друг друга «в болезни и в здравии»? Является ли это окончательным обязательством или в дальнейшем допускаются отклонения? Бесчисленные браки потерпели неудачу, потому что у обоих партнеров в конечном итоге возникали разные представления о том, какие именно обязательства они взяли в самом начале. Может быть, было бы полезно заранее составить список, с которым вы оба согласны.
Соблюдение обетов считается искусством в Тибете. Это действительно начинается с изучения обетов в деталях, но затем нам также нужно получить много помощи и поддержки в их соблюдении. Тибетский монах чаще всего принимает обеты от того Ламы в своей жизни, который всегда был ближе всего: от того, кто знает его историю, кто знает его сильные и слабые стороны и кто берет на себя обязательство оставаться в его жизни и направлять его изо дня в день, особенно когда возникают проблемы с соблюдением одного из обетов.
Традиция гласит, что если вы принимаете обет от кого-то, с кем у вас уже есть близкие отношения, то вы будете более осторожны, чтобы хранить обет, хотя бы просто потому, что вам было бы так неприятно, если бы этот человек узнал, что вы этот обет нарушили, – и также потому, что это принесет ему боль и разочарование. Поэтому вместо того, чтобы искать случайного священника или другого такого дарителя обетов из телефонной книги, вы, возможно, захотите найти кого-то, с кем вы оба сможете наладить более длительные отношения – кого-то, к кому вы сможете обратиться за помощью, когда между вами возникнут проблемы; человека, который был с вами с самого начала. Не торопитесь – внимательно проверьте этого человека на порядочность и мудрость.
Также легче соблюдать обет, если у вас есть друзья и родственники, которые его уважают. У буддийских монахов это считается очень важным: уже более двух тысяч лет нас поощряли жить в окружении друзей, разделяющих схожие ценности, и мы обязаны встречаться с ними два раза в месяц, чтобы обсудить вместе любые проблемы, которые возникают с соблюдением обетов.
Все это началось задолго до изобретения календарей или часов – и поэтому, если вы выйдете ночью на улицу и увидите, что луна либо полная, либо черная, то вы знаете, что сегодня вечером должны быть на собрании по поводу соблюдения обетов. Если вы собираетесь жениться, то ищите поддержки у друзей, которые уважают такого рода обязательства, – друзей, с которыми вы можете поговорить, когда вам становится трудно.
Но я думаю, что больше всего вам поможет принять решение то, что тибетцы называют пеньюн сампа[6].
– Херб, послушай, – добавляю я, – прежде чем ты возьмешь на себя какие-то длительные обязательства перед Ирэн, я хочу, чтобы ты заглянул в свое сердце и спросил себя, почему ты даешь эти клятвы и что они могут сделать для тебя и для других.
Может быть, ты захочешь сделать то, что мы делаем в монастыре. Прежде чем мы принимаем наши настоящие монашеские обеты, Ламы заставляют нас принять «детские» монашеские обеты.
У Херба есть манера сжимать руками лицо, когда у него действительно серьезный вопрос о чем-то. Поэтому он сжимает лицо и спрашивает меня:
– Что такое детские обеты?
– Ну, когда мы впервые попадем в монастырь, старшие монахи дают нам пару месяцев, чтобы примерить несколько самых простых обетов и посмотреть, как они нам подойдут. Как только мы почувствуем, что легко с ними справляемся, нам разрешат принять полные обеты. В течение этого периода ожидания нам рекомендуется каждый день спокойно сидеть в уединении и составлять в уме списки того, почему мы хотим принять эти обеты: мы составляем списки обо всех хороших вещах, которые, как мы ожидаем, произойдут с нами, если мы примем полные обеты.
– Слушай, Херб, – признаюсь я. – Мой собственный Лама не был уверен, насколько хорошо западный человек, живущий в современном мире, справится с сотнями древних обязательств, и он фактически заставил меня соблюдать детские обеты в течение восьми лет, прежде чем согласился сделать меня полным монахом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сердечный Лама – Наставник автора, к которому Геше Майкл относится с большим уважением.
2
Мо – тибетские и буддийские гадания.
3
Хунг – тибетская мантра, состоящая из одного слога.
4
Ом мани падме хунг! – мантра Авалокитешвары, Будды Сострадания.
5
Майтрейя – будущий Будда, чье имя переводится как «Любящий».
6
Стремление помогать другим. (Прим. пер.)