Полная версия
Записки из Японии
Анна Варга
Записки из Японии
Иллюстрации Екатерины Кулешовой
© Варга А., 2021
© ООО «Издательство Родина», 2021
Предисловие
2020.07.16
Когда у моей двоюродной сестры появилась старшая дочь, мне не было еще 12 лет, однако у нас с ней состоялся любопытный разговор. Она делилась со мной прелестями материнства и как бы невзначай говорила, что ничего прекраснее этого на свете нет и быть не может. Мой нрав вечного борца, наложившийся, вероятнее всего, на колкий подростковый максимализм, вызвал некоторое отрицание. Я позволила себе резко ответить ей, что мне это желание не знакомо, а вот по-настоящему достойное занятие я вижу в написании книг, каковые и считаю истинными детищами.
Впрочем, моя мечта исполнилась спустя двадцать лет, но только после того, как я сама познала радость материнства. Юношеский максимализм так и остался со мной, так и живет в моем сердце желание поменять мир, сделать его чуточку светлее. Таким образом, этой книгой я хочу разделить это мое желание с вами, мой дорогой читатель, раз уж вы не побоялись взять в руки это издание, которое лежало и «пылилось» около 12 лет на жестком диске компьютера, периодически переписывалось, дополнялось, однако душа его родилась еще в далеком 2008 году, когда 20-летняя будущая писательница и путешественница отправилась в далекую Японию.
Золотой храм (Кинкакудзи)
Эта книга о Японии, о моей жизни в этой удивительной стране, о таком непохожем ни на что другое мире. Однако это не совсем хронологически простроенное повествование. Порой оно напоминает разрозненные фрагменты, ничем не связанные между собой. На самом деле связь состоит только в том, что мне хотелось передать те оттенки многогранного мира, который открылся мне с приездом в Японию. Средневековая японская литература была знаменита так называемым жанром дзуйхицу (по-японски «вслед за кистью»). Он особенно полюбился мне в годы студенчества, так что книга о Японии будет чем-то похожим.
Когда-то мой учитель физики сказал, что я напишу книгу мира. Мне показалось это нереальным, недостижимым, чем-то громоздким и емким. Однако его пророчество сбылось. Книга мира, моего маленького мира, который начинается в Японии. Именно поэтому эту книгу я посвящаю ему, Анатолию Анатольевичу Найдину, который убеждал меня в мои гимназические годы, что физики, коими мы были, вполне могут состояться еще и как лирики, а также научил ценить знания, дружбу, семью и строить мир, начав с нас самих.
Как все начиналось
2020.07.16
Многие неоднократно задавали мне вполне напрашивающийся вопрос: как девочка из физико-математического класса оказалась на отделении востоковедения и африканистики и в 17 лет решила начать изучать Восток и японский язык. Мама одного из моих одноклассников, которая присутствовала на губернаторском вечере, посвященном вручению золотых медалей, спросила, куда я планирую поступать. Услышав в ответ что-то невнятное о мировой экономике, она сказала, что видит меня в Новосибирске на факультете востоковедения.
Размещение храмов Киё-мидзу-дэра (Храм Чистой воды) на территории Японии
Вернувшись домой, я тут же все изучила в Интернете и уже следующим утром встретила родителей повествованием о моих новых планах. Спасибо им, что не стали меня отговаривать. Папа отвез в Академгородок на «абитуру», мама переживала, но тоже не отговаривала. Прочитав за лето столько книг, сколько могло вместиться в мою математическую голову, я таки поступила, тем самым предопределив мое будущее. Каждый раз, когда мои японские коллеги задают этот вопрос, я шуточно отвечаю, что мне нашептали камисама (по-японски «боги»). Возможно, так оно и было. Ведь как иначе можно объяснить, что девочка из Новокузнецка оказалась в стране богов, далекой Японии.
Просто Анна в необыкновенном Унадзуки
Прыжок
2009–12–11–12
Это было еще до меня, поэтому ни страха, ни боли я не испытывала. Вы знаете, а ведь парашют может и не раскрыться… Сегодня прыгала с парашютом. Все уже болтались на ветру – только сила притяжения Земли их манила к себе. Мне же путь полуполета в воздушном пространстве был закрыт. Вдруг заметила, что стропы не держат меня: тщетно было тянуть за заветное колечко – он не раскрылся. Сила натяжения отсутствует, а вот гравитационная затягивает со скоростью падения меня… Зеленый, зеленый лес вокруг, внизу суетятся люди: заметили слишком быстро приближающееся пятно. Оно будто бы составляет для них угрозу – неумолимо надвигается, собирается захватить их, завладеть их временем. Стропы почему-то вспыхнули, странно – стропы загорелись, от этого меня раскачивало из стороны в сторону, словно кленовый лист, сорванный порывом ветра с дерева, будто серый, безвольный воздушный шарик. Сколько дыма – как неприятно пахнет этот дым, щиплет глаза, более того, кажется, он вот-вот разъест мои глаза… А я все продолжаю падать. Мысли: как красиво я лечу, застилая небольшой участок земли легкой серой дымкой. Те, что были внизу, тоже начали кашлять и щуриться… Зажимают носы – тщетно. Я вот-вот коснусь земли. Планировала и плавно легла у водоема (то ли это был бассейн, то ли небольшой пруд). Они все продолжали суетиться. Открыла глаза – так я пришла в этот мир. Ты стоял в стороне, глаза бегали, как будто кого-то пытливо искали. А я ведь – вот она я, молча стояла рядом – ты упорно меня не замечал… И не давал право на звук…
25.04.2014 Прыжок с парашютом в Подмосковье
Так я попала в Японию в моем сне… На самом же деле я летела на двух самолетах из Новосибирска, оплаченными стипендией Министерства образования Японии, с пересадкой во Владивостоке. Самым захватывающим в этом полете был отрезок пути Владивосток – Тояма. Причин было две. Во-первых, полетать на Як-40 удавалось не каждый день: здесь и акустика, и виды, и теснота… Во-вторых, интересное знакомство с попутчиком, летевшим в Японию для выбора автомобиля марки Mersedes. Тогда такой выбор места покупки меня удивил, но это совсем другая история. Мы в Японии.
Город Кобз, вид с холма
Viva momento…
Это самое красивое место, которое я когда-либо видела. Нисколько не преувеличиваю… Мы ведь любим действительно не за что-то и не почему-то, а просто любим и просто влюбляемся, независимо от того, в какое время года, суток это случается, снег ли за окном, дождь ли, холодно, тепло ли: все это внешнее и отнюдь не главное. Вокруг величественные, приводящие в состояние почти полного опьянения невероятной красотой… горы. Их оккупировали облака, прячут заснеженные вершины великанов от сторонних наблюдателей.
Тоямский замок
Да, не каждый может видеть эту красоту по-настоящему. Нет, не потому, что у многих людей в среднем низкое зрение, нет, совсем не поэтому. Видеть нужно сердцем, чувствовать, ценить и преклоняться перед столь воздушной красотой, неподвластной ни времени, ни катаклизмам, ни чьему бы то ни было воздействию… Они вечны. Проезжая мимо на моем почти игрушечном велосипеде, смотрю на них, не могу оторвать взгляд, очень пристально, внимательно, вдумчиво. Они ведь теперь тоже не смогут забыть меня, увидев хотя бы раз. А потом нашепчут об этом кому-нибудь, проходящему мимо, который научится читать их мысли… А мыслей очень много, великое множество положительной энергетики, которой они могут поделиться с любым из нас. Жаль, что плохо фотографирую, да и пытаться бесполезно: не получится остановить этот момент и сохранить в памяти… Жаль…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.