Полная версия
Теория государства и права. Краткий курс лекций
Сергей Жинкин
Теория государства и права. Краткий курс лекций
© Жинкин С. А., текст, 2021
© ООО «Издательство «Эксмо», 2021
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
Понятие и предмет теории государства и права
Теория государства и права является важнейшей теоретической наукой о государстве и праве. Теория государства и права – это наука об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. Данная наука имеет политико-правовой характер, это теория (система обобщенного знания) о государстве и праве, государственных и правовых явлениях.
Как известно, у любой науки есть свой предмет, представляющий собой совокупность определенных явлений, феноменов. Предмет науки показывает, что она изучает, какие явления и процессы. Предмет науки при этом следует отличать от ее объекта. Объект науки – это та среда, в которой функционирует ее предмет. Объектом теории государства и права, как и других юридических наук, выступает государство и право, государственно-правовая действительность, общественные отношения, связанные с функционированием государства и права. Некоторые авторы считают объектом государственно-правовую надстройку, политическую и правовую системы. Предмет теории государства и права гораздо у́же.
Предмет теории государства и права включает следующие группы явлений:
1. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (например, закономерности соотношения типа и формы государства, закономерности возникновения государства).
2. Явления, хотя и не считающиеся закономерностями, но характеризующие государство или право в целом. К таким явлениям относятся, например, форма правления, нормы права, правовые отношения и т. д. К этой же группе в литературе иногда относят современные политико-правовые доктрины.
3. Правовые понятия и категории. Правовые понятия – это мысленные предметные образы, воспроизводящие в сознании государственно-правовые явления и процессы. Предельные по уровню обобщенности правовые понятия именуются правовыми категориями, примером могут быть политическая система, государство, право.
Предмет теории государства и права называют двуединым. Это означает, что в него входят два основных феномена – государство и право в своей сущности и специфических признаках и функциях, закономерностях своего развития и функционирования. Единство предмета теории государства и права обусловлено неразрывным единством государства и права, поскольку они:
– возникают одновременно в силу действия одних и тех же факторов;
– соответствуют друг другу по своему историческому типу;
– многоаспектно взаимодействуют в процессе своего функционирования.
Методы теории государства и права
Каждая наука изучает свой предмет определенными методами. Методы науки – это способы, приемы, с помощью которых изучается предмет науки, получаются новые знания о нем. Метод представляет собой средство, способ познания действительности, в отношении теории государства и права – действительности государственно-правовой. Совокупность методов, применяемых в той или иной науке, образует ее методологию. Поэтому методология теории государства и права – это совокупность методов познания общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.
Вопрос о классификациях методов теории государства и права является дискуссионным. В частности, некоторые авторы различают общие и всеобщие методы, некоторые разграничивают частные и специальные методы, однако четкого критерия для такого разграничения во многих работах не устанавливается. Следует согласиться с высказанной точкой зрения о том, что специальные методы разрабатываются в рамках специальных наук, которые не являются юридическими (математика, социология и т. д.), но которые используются и в теории государства и права. Использование таких методов как бы позволяет взглянуть на государственно-правовую действительность со стороны. Частные же методы разрабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками для исследования тех или иных феноменов (методы толкования, формально-юридический метод и т. д.).
Представляется, что для предотвращения излишнего усложнения методы теории государства и права можно разделить всего на две группы: общие и частнонаучные (частные). При этом предлагается следующий критерий. Общими являются такие методы, которые могут быть использованы во всех науках и во всех разделах теории государства и права, частными же являются методы, используемые лишь в некоторых науках и некоторых разделах теории государства и права.
Также для исследования государства и права важно отличать общие методы от общих принципов их изучения:
К общим методам теории государства и права следует отнести:
– исторический метод. Он состоит в сопоставлении рассматриваемого государственно-правового явления с другими историческими явлениями и процессами (например, с экономической ситуацией, идеологией). При этом может исследоваться историческая эволюция соответствующего государственно-правового феномена;
– логические методы. К ним относятся:
а) описание. В частности, можно описать режим законности в конкретном государстве путем рассмотрения его конкретных характеристик и их состояния в рассматриваемый период;
б) классификация. Так, классифицируются формы правления, органы государства, нормы права, правонарушения и т. д.;
в) определение. Некоторые определения юридических и иных терминов формулируются в самих текстах нормативных актов, что получило наименование легальных дефиниций;
г) анализ и синтез;
д) доказывание и опровержение и т. д.
– системно-структурный метод. В данном случае явление исследуется как система и как часть системы. Так, государство можно изучать как систему государственных органов либо как систему территориальных единиц. С другой стороны, оно может исследоваться как часть политической системы общества, часть общества либо мирового сообщества;
– функциональный метод. Он состоит в изучении функций одних государственно-правовых явлений по отношению к другим. Например, исследуются функции права как основные направления правового воздействия на общественные отношения, функции государства, функции законности, юридической ответственности и т. д.
К числу частнонаучных (частных) методов относятся:
– социологические методы, например опросы, анкетирование;
– метод моделирования. Он заключается в создании идеальных моделей и их сопоставлении с реальными общественными отношениями. Примерами таких моделей служат состав преступления, модели президентской и парламентской республик и т. д.;
– формально-юридический (иногда его называют догматическим). Данный метод выражается в анализе понятий, толковании содержания правовых предписаний и т. д. Такой анализ необходим для поиска и последующего исправления дефектов в правовых актах нормативного и индивидуального характера;
– правовой эксперимент. Он может заключаться, в частности, в проверке действия того или иного акта на ограниченной территории;
– сравнительный метод. В данном случае сопоставляются различные правовые системы и их отдельные институты, особенности юридической техники и структуры права и т. п.
Итак, методология – это специальный раздел теории познания, представляющий собой логическое обобщение исторического пути, средств и приемов научно-исследовательской деятельности. Использование различных методов познания государства и права дает ключ к пониманию различных явлений и процессов государственно-правовой действительности.
Функции теории государства и права
Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной науки на социальную жизнь, общественное сознание и государственно-правовую практику.
Функции теории государства и права определяются тем, что она является:
– гуманитарной наукой, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (в этом теория государства и права отличается от естественных и технических наук);
– политико-юридической наукой, изучающей государственные и правовые феномены, процессы;
– теоретической наукой, изучающей общие закономерности и сущностные характеристики государства и права (в отличие от частных юридических наук).
Теория государства и права как наука выполняет следующие функции:
1. Онтологическая. Теория государства и права исследует бытие государства и права, их возникновение, развитие и исторические судьбы.
2. Методологическая. Теория государства и права является теоретической и методологической основой для других юридических наук, вооружает их методами исследования государства и права. Иногда данная функция именуется познавательной (гносеологической).
3. Эвристическая (от эвристики – науки об открытиях). Теория государства и права не только исследует уже открытые закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, но и открывает новые.
4. Систематизирующая функция. Теория государства и права приводит многообразие юридических наук в единую взаимосвязанную систему.
5. Идеологическая. Теория государства и права вскрывает и изучает те ценности, которым должны служить государство и право. Собственно говоря, сама идеология и представляет собой некий предлагаемый набор ценностей. К таким ценностям можно отнести урегулированность общественной жизни, защищенность личности от произвола, труд, собственность и т. д. Иногда данную функцию называют аксиологической, а учение о правовых ценностях – правовой аксиологией.
6. Воспитательная. Теория государства и права участвует в формировании личности юриста, знакомит его с основными правовыми понятиями, закладывает основы правовой культуры.
7. Практически-прикладная (организаторская). Теория государства и права, как и юридические науки в целом, оказывает влияние на правовую политику государства, вырабатывает рекомендации, касающиеся функционирования органов государства, совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Так, идеи социального государства, гражданского общества, взаимной ответственности государства и личности первоначально возникли и получили разработку в правовой доктрине, а уже затем были реализованы на практике, в действующем законодательстве и направлениях политики соответствующих государств.
8. Прогностическая функция. Состоит она в том, что теория государства и права предсказывает (прогнозирует) будущее развитие государственности и права, будущее развитие и состояние политико-правовых явлений и процессов. Некоторые авторы выделяют и другие функции теории государства и права, например эмпирико-описательную, объяснительную, интерпретационную и др.
Место теории государства и права в системе наук
Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в получении и теоретической систематизации объективных знаний об окружающей действительности.
Науки принято делить на три основные группы:
1) естественно-математические;
2) технические;
3) гуманитарные (общественные).
Общественные науки изучают человека как участника социальных отношений, его взаимосвязь с обществом, общественные институты. К общественным наукам относятся политология, экономика, социология, философия, юридические науки и т. д.
Государство и право являются общественными институтами, поэтому и изучающие их юридические науки считаются гуманитарными. Не является исключением и теория государства и права.
Рассмотрим место теории государства и права в системе юридических наук. Система юридических наук, т. е. наук, изучающих государственно-правовую действительность, получила наименование «правоведение» (юриспруденция). Теория государства и права также является частью правоведения, изучая при этом проблемы государства и права в целом. Другие юридические науки исследуют лишь отдельные отрасли права, государственно-правовые институты, т. е. лишь определенные части правовой системы, поэтому в литературе их называют частными юридическими науками. Систему юридических наук можно разбить на следующие группы:
1) теоретико-исторические науки о государстве и праве (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.);
2) науки, изучающие структуру и деятельность государственных органов (например, правоохранительные органы);
3) отраслевые юридические науки, предметом которых является определенная отрасль права (в частности, гражданское, уголовное право и т. д.);
4) науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право);
5) специальные (прикладные) юридические науки (криминалистика, судебная медицина и т. д.).
Теория государства и права в системе правоведения занимается наиболее общими проблемами государства и права, является теоретической базой, методологической основой для других юридических наук. С другой стороны, изучая общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, теория государства и права опирается на достижения, фактический (эмпирический) материал и частные закономерности частных юридических наук. Она изучает государство и право в целом, в обобщенном виде.
Теория государства и права выступает теоретической и методологической основой правоведения, она вооружает другие юридические науки принципами и методами познания государства и права, государственных и правовых явлений. В системе правоведения она играет также систематизирующую роль.
Теория государства и права разрабатывает общие для всех юридических наук понятия. Понятия, разрабатываемые в теории государства и права, служат основой для разработки более частных понятий в отраслевых юридических науках, т. е. они конкретизируются и детализируются в отраслевых и иных частных юридических науках.
Кратко определим место теории государства и права в системе гуманитарных (общественных) наук. Являясь гуманитарной наукой, теория государства и права взаимодействует с другими общественными науками – философией, социологией, политологией.
Как известно, философия – это наука о всеобщих законах, общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Теория государства и права широко использует философские категории, такие, например, как «форма», «сущность», «принципы», «развитие», «система» и др.
Философия вооружает нашу науку общемировоззренческими подходами, общей методологией исследования государства и права. От мировоззренческих позиций исследователя в значительной мере зависят и результаты его исследований, что в полной мере относится и к теории государства и права.
Закономерности, изучаемые теорией государства и права, основываются на более общих закономерностях развития бытия и общества, изучаемых философией и социологией. Например, в теории государства и права и других юридических науках используются такие законы диалектики, как переход количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей.
Социология занимается исследованием общества как целостной системы, а также его отдельных составных частей и институтов, различных социальных групп. Теория государства и права, в свою очередь, опирается на закономерности развития общества и его систем, открываемые социологией.
По сравнению с философией и социологией теория государства и права является более частной наукой, так как изучает не бытие или общество в целом, а лишь государство и право как общественные институты, их специфику и закономерности развития.
Теория государства и права взаимодействует и с другими общественными науками – экономической теорией, социальной психологией, политологией, социологией.
Тема 2. Происхождение государства и права
Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе
Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.
Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:
– распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;
– являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);
– специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.
Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.
В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:
– социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;
– социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;
– санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;
– ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».
Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит – новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:
– резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;
– переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);
– неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);
– рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;
– необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.
У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные – в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.
Закономерности и формы возникновения государства
Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.
Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.
В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.
1. Возникновение государства – это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.
2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.
3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия – разрешаться в рамках родовой организации общества.
4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.
5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.
При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.
Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.
В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса – между патрициями и плебеями.
У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей – в королевскую власть.
Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка – в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.
Основные теории происхождения государства
Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.
Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.
Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.
Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.
Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.