bannerbanner
История Российской научно-популярной прессы в социально-культурном контексте
История Российской научно-популярной прессы в социально-культурном контексте

Полная версия

История Российской научно-популярной прессы в социально-культурном контексте

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Понятие «техника» может быть определено как:

• совокупность технических устройств;

• результат природопреобразующей технической деятельности, научно-технического творчества;

• материализованное, овеществленное, опредмеченное знание;

• «вторая», преобразованная, природа, природный материал, превращенный в органы человеческой воли.

Такое понимание техники сближает ее с технологией. В настоящее время выделяются два основных подхода к пониманию технологии: узкий и широкий. Под технологией в узком смысле понимается функционально-операционный аспект техники – весь спектр действий, выполняемых в определенной последовательности в процессе применения техники в любой сфере деятельности. Под технологией в широком, философском, смысле понимается часть «второй» природы, опосредствующей отношение человека к «первой», внешней, не созданной им природе.

Большое значение для понимания современного периода развития технических знаний имеет понятие техносферы, в содержание которого включаются:

• совокупность технических средств и видов технологий;

• технодеятельность по исследованию, созданию и эксплуатации техники;

• технознание, связанное с исследованием, созданием и эксплуатацией техники;

• преобразованная и преобразуемая природа;

• результаты технического воздействия, которые потребляются обществом; непроектируемые анропогенные объекты (отходы, выбросы, брак, излучение и т. д.).

Еще одно важное понятие для современного этапа общественного развития и соответствующего периода развития технических знаний – ноосфера. Сфера разума, или ноосфера, – это такое состояние, такой этап в истории нашей планеты, когда развитие будет направляться научным познанием, а не стихийными силами и темными страстями; на этом этапе человечество научится строить свою жизнь, опираясь на истинное знание.

К понятиям, которые непосредственно связаны с техническими знаниями, относятся «техническое знание» и «технические науки». При определении технического знания необходимо исходить из базового термина «знание». Под знанием понимается результат процесса познания действительности, ее отражение в человеческом сознании, проверенное общественной практикой и логически упорядоченное. Соответственно, техническое знание есть знание свойств, явлений и процессов, используемых в условиях искусственно созданных систем для формирования идеальных моделей технических средств, а также знание о путях, методах и средствах материализации этих знаний. Технические науки – это система теоретического знания, направленного на изучение и разработку идеальных моделей искусственных материальных средств целесообразной деятельности.

История развития технического знания тесно связана с историей всего общества, и каждому типу и уровню производительных сил, техники, технологических способов производства соответствует своеобразный период в истории технических знаний. Процесс формирования и развития технического знания с точки зрения его логики позитивен в своей основе. Это связано с тем, что стихийный процесс использования законов естественных наук сменяется сознательным использованием естествознания, которое приводит к становлению научных технических знаний, затем – технических теорий, потом – к возникновению технических наук, а позднее – и к формированию технознания, о котором будет сказано ниже.

Данный процесс происходит в несколько этапов. Поэтому при рассмотрении процесса формирования и развития технического знания важно сначала обратиться к периодизации его истории. Эту периодизацию можно основывать на одном или нескольких критериях. Нас будет интересовать периодизация, которая обозначила бы крупные периоды в развитии технического знания от донаучного к научному, от незрелого к зрелому, сформировавшемуся состоянию. Такая периодизация позволяет учесть смену парадигм в техническом знании, определяемых как внутренней логикой его эволюции, так и прогрессом в области технологических способов производства.

Технологический способ производства является основанием развития технического знания. Именно он позволяет понять взаимодействие науки и производства как кумулятивный и одновременно революционно-стадиальный процесс, показать качественные границы между основными стадиями их взаимодействия и вместе с тем преемственную связь на базе ускорения научно-технического прогресса.

В основе этого процесса лежит смена трех основных технологических способов производства: ручного, или орудийного; механизированного, или машинного; комплексно-автоматизированного, или автоматического. Глобальные технические революции, связанные с переходом к новому технологическому способу производства, создают базу и для возникновения нового этапа технического знания. Но это только одна сторона процесса. Другая сторона определяется развитием естествознания, и здесь глобальные революции в естествознании должны служить основой для возникновения нового этапа развития технического знания.

Смену технологических способов производства обусловливают: первая промышленная революция конца ХVIII – начала ХIХ в., ознаменовавшая переход от ручного (орудийного) технологического способа производства к механизированному (машинному) технологическому способу производства, и научно-техническая революция середины ХХ в., с которой связывают переход от механизированного (машинного) технологического способа производства к комплексно-автоматизированному (автоматическому).

Что касается глобальных научных революций, то их, по мнению В. С. Степина, в истории естествознания было четыре:

1) научная революция ХVII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания;

2) научная революция конца ХVIII – первой половины ХIХ в., определившая переход к новому состоянию естествознания – дисциплинарно организованной науке;

3) научная революция конца ХIХ – середины ХХ в., связанная с преобразованием классического стиля мышления и становлением нового, классического естествознания;

4) научная революция, начавшаяся в последней трети ХХ в., в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука[66].

На развитие технического знания влияли и успехи естествознания, и практика. С учетом этого можно выделить следующие основные периоды в развитии технического знания, связанные с научными и техническими революциями:

1) донаучный период, начавшийся в древности и продолжавшийся вплоть до конца ХVIII в.;

2) классический период (начало ХIХ – первая половина ХХ в.), базирующийся на знаниях классической науки и механизированном (машинном) технологическом способе производства;

3) неклассический период (вторая половина ХХ – первая половина ХХI в.), основывающийся на знаниях «неклассического» естествознания и комплексно-автоматизированном (автоматическом) способе производства;

4) постнеклассический период (ориентировочно его начало относится ко второй половине ХХI в.), который базируется на данных постнеклассической науки и будет развертываться под непосредственным воздействием будущей глобальной гуманитарной революции, знаменующей переход к новой антропогенной цивилизации.

В соответствии с предложенной периодизацией рассмотрим последовательно особенности исторического процесса развития технического знания в каждом из выделенных периодов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См.: Райнов Т. Наука в России XI–XVII веков. Очерки по истории донаучных и естественно-научных воззрений на природу. Части I–III. М.; Л., 1940.

2

См.: Жирков Г. В. Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе // Жирков Г. В. Журналистика: исторические этюды и портреты. СПб., 2007. С. 98–126.

3

Фойницкий И. Я. Моменты истории законодательства о печати // Сборник государственных знаний / под ред. В. П. Безобразова. Т. II. СПб., 1875. С. 363.

4

Фойницкий И. Я. Моменты истории законодательства о печати // Сборник государственных знаний / под ред. В. П. Безобразова. Т. II. СПб., 1875. С. 315; Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв.: учеб. пособие. М., 2001. С. 8.

5

Флетчер Д. О государстве русском. СПб., 1906. Цит. по: Фойницкий И. Я. Моменты истории законодательства о печати // Сборник государственных знаний / под ред. В. П. Безобразова. Т. II. СПб., 1875. С. 318.

6

Экономцев И. (архимандрит). Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху (к анализу церковной реформы Петра) // Петр Великий: pro et contra. СПб., 2003. С. 590–591.

7

Филимон А. Н. Яков Брюс. М., 2013. С. 294.

8

Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 82.

9

Духовный регламент всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского. М., 1904; Полное собрание законов Российской империи. Т. 6. СПб., 1838. С. 317–318. См. также: Фойницкий И. Я. Моменты истории законодательства о печати // Сборник государственных знаний / под ред. В. П. Безобразова. Т. II. СПб., 1875. С. 347.

10

См.: Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. 17501765. М.; Л., 1936; Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв.: учеб. пособие. М., 2001. С. 20–22.

11

Богданов А. П. Перо и крест: русские писатели под церковным судом. М., 1990. С. 401.

12

Пекарский П. П. История Императорской Академии наук. Т. II. СПб., 1873. С. 671.

13

Цит. по: Барсов Т. В. О духовной цензуре в России // Христианское чтение. Т. ССXII. Ч. 1. С. 11–112; Райков Б. Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. М.; Л., 1947. С. 262–264; Богданов А. П. Перо и крест: русские писатели под церковным судом. С. 409–412.

14

Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. 3. М.; Л., 1952. С. 202–232. Этот вариант названия статьи используется известным историком А. В. Западовым: Западов А. В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964. С. 3546. В другом переводе (с французского языка) статья названа «О должности журналистов в изложении ими сочинений, назначенных для поддержания свободы рассуждения» (см.: Сборник материалов к изучению истории русской журналистики. Вып. I. М., 1952. С. 45–46).

15

Западов А. В. Ломоносов и научная журналистика // Западов А. В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964. С. 35–46.

16

Маккавеев П. Религиозно-церковные воззрения императрицы Екатерины II // Екатерина II: pro et contra. СПб., 2006. С 561.

17

Русская журналистика в документах: История надзора / сост. О. Д. Минаева. М., 2003. С. 64.

18

Труды VIII съезда естествоиспытателей и врачей в Санкт-Петербурге. СПб., 1890. С. 10.

19

См. об этом: Федоров В. А. Духовная православная школа // Очерки русской культуры XIX века: Культурный потенциал общества. Т. 3. М., 2001. С. 365–386.

20

Русский архив. 1871. Т. 1. С. 130.

21

См. подробнее: Бастракова М. С., Павлова Г. Е. Наука: власть и общество // Очерки русской культуры XIX века: власть и культура. Т. 2. М., 2000. С. 334–337.

22

Сухомлинов М. И. Материалы для истории образования в России в царствование Александра I: в 2 т. Т. II. СПб., 1866. С. 2–3.

23

Девятнадцатый век / изд. П. И. Бартенева. Кн. I. М., 1872. С. 241.

24

О его деятельности см.: Жирков Г. В. Век официальной цензуры // Очерки русской культуры XIX века: власть и культура. Т. 2. М., 2000. С. 193–204.

25

Русская старина. 1903. Т. 115. Кн. 8. С. 416.

26

Русская старина. 1903. Т. 116. Кн. 12. С. 688.

27

Вернадский В. И. 1911 год в истории русской национальной культуры // Ежегодник газеты «Речь» за 1912 год. СПб., 1912. С. 3.

28

Русская старина. 1903. Т. 114. Кн. 4. С. 16.

29

Подробнее об этом см.: Щербакова Г. И. Журнал О. И. Сенковского «Библиотека для чтения» (1834–1856 гг.) и формирование массовой журналистики в России. СПб., 2005.

30

Одоевский В. К истории русской цензуры // Русский архив. 1874. Кн. 2. № 7. С. 28.

31

Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 908. Оп. 1. Ед. хр. 168. Л. 84 об.

32

РГИА. Ф. 908. Оп. 1. Ед. хр. 168. Л. 82–83.

33

Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения / сост. С. В. Рождественский. СПб., 1902. С. 335.

34

Цит. по: Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799–1855 гг.). СПб., 1909. С. 300–301.

35

Подробнее об этом см.: Котович А. Н. Духовная цензура в России (17991855 гг.). СПб., 1909. С. 301–325.

36

Русская старина. 1903. Т. 115. Кн. 8. С. 424.

37

Там же.

38

Там же. С. 426.

39

Подробнее об этом см.: Жирков Г. В. Век официальной цензуры // Очерки русской культуры XIX века: власть и культура. Т. 2. М., 2000. С. 200–203.

40

Цит. по: Лялина Г. С. Цензурная политика церкви в XIX – начале XX в. // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 473.

41

Бастракова М. С., Павлова Г. Е. Наука: власть и общество // Очерки русской культуры XIX века: власть и культура. Т. 2. М., 2000. С. 355.

42

Щуровский Г. Е. Об общедоступности или популяризации естественных наук (речь, произнесенная на съезде 28 декабря 1867 г.) // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. Январь. Часть CXXXVII. С. 39.

43

Щуровский Г. Е. Об общедоступности или популяризации естественных наук (речь, произнесенная на съезде 28 декабря 1867 г.) // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. Январь. Часть CXXXVII. С. 41.

44

Россия: Энциклопедический словарь. Л., 1991 (Факсимильное издание Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1898). С. 418.

45

Торопов А. Д. Систематический указатель литературного и художественного содержания журнала «Нива» за 30 лет (1870–1899 гг.). СПб., 1902.

46

Коничев К. И. Русский самородок. Повесть о Сытине. Л., 1966. С. 83–84. Подробнее об этом см.: Жирков Г. В. «Посредник» – издательство нового типа: союз «совместных» редакторов // Материалы Толстовских чтений 2014 г. в Государственном музее Л. Н. Толстого / отв. ред. Л. В. Гладкова. М., 2015. С. 249–261.

47

Подробнее об этом см.: Жирков Г. В. «Посредник» и единый фронт цензуры // Жирков Г. В. Л. Н. Толстой и цензура. СПб.:, 2009. С. 113–140.

48

Книга в России: 1891–1895. СПб., 1997. С. 173.

49

РГИА. Ф. 779. Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 61. Подробнее об этом см.: Жирков Г. В. Век официальной цензуры // Очерки русской культуры XIX века: власть и культура. Т. 2. М., 2000. С. 227–234.

50

РГИА. Ф. 779. Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 61.

51

Там же.

52

Л. Фейербах и царская цензура. Публикация И. Ф. Ковалева // Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 12. М., 1964.

53

Цит. по: Лялина Г. С. Цензурная политика церкви в XIX – начале XX в. // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 480.

54

РГИА. Ф. 779. Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 61.

55

Там же. Ф. 774. Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 67.

56

Там же. Ф. 776. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 3.

57

РГИА. Ф. 776. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 16.

58

РГИА. Оп. 2. Ед. хр. 20. Л. 172. 12 апреля 1871 г. выдача публике книги Ч. Дарвина по распоряжению Главного управления по делам печати была приостановлена.

59

Толстой А. К. Стихотворения. Царь Федор Иоаннович. Л. 1958. С. 361. Михаил Николаевич Лонгинов в 1871–1874 гг. был начальником Главного управления по делам печати.

60

Грекулов Е. Ф. Православная церковь – враг просвещения. М., 1962. С. 170–172.

61

Преследование царской цензурой книги И. И. Мечникова «Этюды о природе человека». Публикация Я. М. Притыкина // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 4. С. 287–289.

62

Бекетов Н. Н. Речи химика. СПб., 1908. С. 176.

63

См.: Жирков Г. В. Журналистика России: от золотого века до трагедии. 1900–1918. Ижевск, 2015. С. 234–305.

64

Ореханов Г. Русская православная церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников. М., 2010. С. 43.

65

Об этом см.: Жирков Г. В. Печать в системе антирелигиозной пропаганды периода нэпа (1921–1927 гг.) // Медиаскоп. 2014. № 4.

66

Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки: учеб. пособие. М., 1995.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3