![Сказки для театра](/covers_330/66748343.jpg)
Полная версия
Сказки для театра
Водяной. То есть как? Нас устраивало, как прежде…
Кикимора. А почему к нам? Если не на землю, как раньше, пусть хотя бы в соседнее болото!
Крикса (кричит). Что ж, теперь и крикнуть нельзя, что ли?!
Эхом возвращается фраза «Уж и крикнуть нельзя…»
На Криксу вместе с ветром выливается вода с водорослями.
Кикимора. Деточка моя! В нашем болоте диверсанты.
Злыдня. А ну-ка крикнем мы!
Хмыра (Злыдне). Давай, три-четыре.
Злыдня и Хмыра (кричат). Пошли все во-он!!!
Страшный шум и треск. Эхом возвращается фраза: «Пошли все во-он!!!» Ветер, вода. Злыдня и Хмыра выплёвывают изо рта водоросли.
Злыдня. Не-ет, так не годится.
Хмыра. После каждого ветра макияж поправлять?
Громовой. Ну что, поверили? Отдельная благодарность нашему гостю Василию.
Вася. За что? За исполнение?
Громовой. И не только. Василий — наш гость из земли Коччойяг. Пришёл сюда разобраться, откуда взялись ураганы, и навести порядок. И он это сделал! Браво, маэстро! Встал куда надо, и исполнил свою партию.
Настя. Васенька, зачем же ты так? Что же ты наделал? Ведь мы хотели договориться по-хорошему.
Вася. Я ничего не понял. Мы всего лишь спели дуэтом. Это и был ключ к пелене? Я должен был догадаться!
Кикимора (Водяному, тихо, оглядываясь). Ну, реши же этот вопрос… Нам что, теперь всегда разговаривать тихо? Я не привыкла!
Водяной. Жили мы, жили, кричали в пелену, никому не мешали.
Дядя Гриша. Как это — никому? А людям?
Кикимора. Да ладно вам! Потерпели бы, пока наши детишки вырастут, натешатся.
Вася. Прекрасно! Вот вы и потерпи́те.
Водяной (Кикиморе, робко). Кика, а может, правда, потерпим?
Кикимора. Ну что же, вопрос с замужеством дочери отложен на неопределённое время.
Злыдня и Хмыра что-то шепчут на ухо Зыбочнику. Тот улыбается.
Зыбочник. Нет, не отложен. Ещё возможны сюрпризы! Моя группа поддержки хочет уговорить свою подругу. Правильное решение! Вперёд, девчонки!
Злыдня и Хмыра подбегают к Криксе, шепчут ей на ухо. Та постепенно веселеет.
Крикса. Секундочку! Я решила принять подарок Зыбочника.
Зыбочник. Ну, это другое дело!
Крикса. Ты не понял. Я не замуж выхожу, я только покачаюсь на качелях. Не всё сразу.
Зыбочник. Ладно! Молодец! Иди скорее ко мне на качели!
Крикса (хитренько). Дай мне покачаться одной!
Зыбочник. Без меня? Вообще-то я не люблю, когда меня сдвигают с насиженного места.
Крикса. Что, жалко для невесты какой-то качельки?
Зыбочник. Да пожалуйста! Чего не сделаешь для будущей жены!
С трудом освобождает качели и отходит подальше. Крикса прыгает на качели и начинает сама раскачиваться. Раскачалась настолько, что сорвалась с них и с гиком улетела за кулисы. Странный звук с эхом. Несколько секунд все ошарашены. Потом загалдели одновременно.
Водяной. А дочка-то где? Коленки, поди, разбила. Пойду узнаю! (Убегает.)
Все. Где невеста? Что происходит?
Зыбочник (усаживается на свои качели). Та-ак, невеста удрала. (Помощницам.) Бунт? Сговорились? Я найду на вас управу! (Кикиморе.) Это неуважение к женихам! Я свои права знаю!
Водяной (прибегает). Беда! Дочки нет! А в пелене большущая дыра.
Зыбочник. Как — дыра?
Кикимора. Ещё и дыра? Кто позволил? Чужие, поди, расхозяйничались!
Зыбочник (Кикиморе). Успокойся, несостоявшаяся тёща! Эта прореха — дело рук твоей дочери. Прыгнула с качелей, продырявила туман и сбежала от всех нас.
Дядя Гриша. Засиделись мы тут. Настя, Вася, проблему свою мы решили, знакомых навестили, пора и честь знать.
Кикимора (дяде Грише). Вот и ты бежишь от меня, бросаешь в беде. Сначала дочь, потом ты… (Всем.) Теперь слушаем меня и не перебиваем. Поскольку изменилась международная обстановка, в болоте стало шумно, сыро и неприятно, приказываю прекратить все крики.
Зыбочник. А плюрализм мнений?
Злыдня. А правда в глаза?
Хмыра. А критика?
Кикимора. За пределами Язельского болота — пожалуйста! А у нас в болоте я объявляю чрезвычайную ситуацию! Что, гости, злорадствуете?
Вася. Ну что вы! Мы уже нахлебались этой беды! Теперь и вы знаете, что это такое!
Настя. Теперь и вы в состоянии понять, что в таких условиях жить невозможно.
Кикимора. Упрекаете? Ждёте раскаяния? У меня свой народ, свои подданные, о спокойствии которых я должна заботиться. А вы мне никто! О вас пусть заботится первая леди вашего Коччойяга. Видимо, она о вас совсем не заботится, если вы сюда пришли сами.
СЦЕНА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Крикса и Полевой. Стог сена в поле. Подходит Полевой. Из стога вылезает Крикса — волосы в соломе, глаза вытаращенные. На голове сломанный венок.
Полевой. Крикса… Вот это сюрприз! А ты откуда взялась?
Крикса. Прилетела на качелях.
Полевой. Не ушиблась?
Крикса мотает головой.
Полевой. У тебя что-то произошло?
Крикса. Страшное несчастье — сломался твой венок. Так жалко…
Полевой. Это беда поправимая. Я сплету тебе новый. А пока сядь поешь. Сейчас время обеда.
Полевой даёт ей краюху хлеба и кувшинчик молока.
Крикса. Покажешь, где ты живёшь?
Полевой. Конечно. А ещё покажу поля с рожью и пшеницей.
Слышно ржание коней.
Крикса. А это кто?
Полевой. Это кони. Они купаются в речке.
Крикса. А речку покажешь?
Полевой. Обязательно.
Крикса. А луга?
Полевой. И луга, там пасутся коровы и козы.
Крикса. А это что за цветы, на солнце похожие?
Полевой. Это подсолнухи.
Запели птицы.
Крикса. Кто это?
Полевой. Это птицы. Если бы ты осталась до утра, мы послушали ранних пташек, самых талантливых!
Крикса. Ради птиц я останусь до рассвета.
Полевой. А твои родные знают, где ты сейчас?
Крикса (мотает головой). Ну и пусть не знают! Я уже сбегала из дома.
Полевой. Это неправильно. Ты мне даже не невеста, только гостья. Кстати, как твои дела с женихами? Кого ты выбрала? Почему одна?
Крикса молчит, жмёт плечами.
Полевой. Ты прилетела ко мне просто погостить?
Крикса. А если не просто?
Полевой задумался.
Крикса. Мне всё здесь так нравится!
Полевой. Милая моя девушка, я проведу для тебя экскурсию, покажу тебе животных, растения. И самую главную диковинку — природную тишину. (Смотрит на Криксу.)
Крикса (смотрит на Полевого). Последнее мне так
нравится…
Полевой. А потом я отведу тебя домой, на болото.
Крикса. Почему?
Полевой. Потому что здесь нельзя кричать — животных распугаешь. Нельзя вредительствовать даже протестуя, ведь все эти растения — это чей-то труд. И, наконец, тут надо работать. Я отвечаю за безопасность животных и посевов.
Крикса (грустно). Собираешься вернуть меня назад… А зачем приходил ко мне на болото, такой путь проделал?
Полевой. Очень хотел тебя увидеть.
Крикса. Не понравилась? Разочаровала?
Полевой. Очень понравилась! Ты такая красивая!
Крикса откладывает кувшинчик с молоком. Полевой надевает ей на голову новый венок.
Крикса. Покажи, как это — работать.
Полевой. Ты на самом деле хочешь это увидеть?
Крикса. Да. Я буду работать, как ты.
Полевой. Только вот что: за наш труд благодарности не жди.
Крикса. То есть как?
Полевой. А вот так. Мы невидимы людям. Они не догадываются, что у них есть помощники. Поэтому подсобить им можно только бескорыстно.
Крикса. Что это за колосья упавшие?
Полевой. Это от ураганов.
Крикса. Здесь что, бывают ураганы?
Полевой. Ещё какие!
Услышали плач. Из-за стога выходит Мальчик и плачет.
Крикса. Малыш, ты чей? Что у тебя случилось?
Полевой. Он тебя не слышит. Ты забыла, что мы из другого мира.
Крикса. А как же мы общались с людьми в болоте?
Полевой. Там был пароль, ключевое слово.
Мальчик (плачет). Вася-а, братик, я потерялся! Хочу домой!
Крикса. Вася? Уж не наш ли это новый знакомый, жених Насти? И что теперь делать? Малыша надо вернуть домой! А я придумала как!
Крикса положила на землю цветочный венок и привязала к нему верёвочку. Она делает несколько шагов, держа верёвочку и волоча по земле венок.
Мальчик (смотрит вниз). Чудеса! Цветочный венок сам движется!
Полевой. Умница, Крикса. Теперь пошли в деревню.
Крикса. А как узнать, где именно он живёт?
Полевой. Очень просто! Остановимся у любого дома. Кто-нибудь узнает малыша и отведёт домой.
Крикса с Полевым идут к «деревне». Мальчик перестал плакать и, наблюдая за венком, идёт следом за ними. Они подходят наугад к первому же дому.
Мальчик. Ой, а это не мой дом!
Мальчик берёт венок и идёт к другому дому. Полевой и Крикса ждут, когда он войдёт в дом.
Крикса. Я помню, что благодарности не будет. Это нормально. Зато малыш дома, и теперь душа спокойна! А почему здесь все деревья повалены?
Полевой. От ураганов.
Крикса. Опять от ураганов. Здесь что, так часто случается ненастье?
Полевой. Каждый день. От криков на болоте.
Крикса смущена.
Полевой. Но ты же не знала об этом, правда?
Крикса отводит взгляд.
СЦЕНА СЕМНАДЦАТАЯ
Болото. Галдёж. Кикимора зажала уши.
Кикимора (кричит). А ну-ка, замолчали все!!!
Дядя Гриша (вдруг понял). Подожди, Кика. Мне показалось, что эхо больше не возвращается. Ну-ка, проверим.
Кикимора. Не может быть. (Кричит со всей силы.) Э-ге-гей!!!
Пошли вы все подальше, жалкие людишки!!!
Дядя Гриша (кричит). Будь счастлива, Кика!!!
Все прислушиваются.
Дядя Гриша. Эха нет. Урагана нет. Выходит, что пелена вновь изменила свои свойства. Почему?
Зыбочник (злобно). Почему, почему? Из-за дыры! Громовой туман перепрограммировал, но прореха в тумане восстановила прежний баланс. Теперь можно кричать сколько угодно, на земле и на болоте это никак не скажется.
Дядя Гриша. Теперь станет так, как было когда-то раньше? Когда мы жили каждый сам по себе и никому не мешали?
Зыбочник. Да, а жаль! Не успел я вас наказать!!! Получается, что я невольно помог вам всем — и болоту, и земле Коччойяг. А это скучно.
Вася. Это значит, на земле ураганов больше не будет?
Зыбочник. Если ненастье и случится, это точно произойдет не из-за криков на болоте.
Настя. Ура-а-а!
Вася. Всё-таки мы дождались справедливости!
Водяной. Пойдём, Кика, прошвырнёмся вдоль болота. Надо переговорить.
Водяной и Кикимора уходят.
СЦЕНА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Кикимора и Водяной идут рука об руку вдоль болота. Видна пелена и дыра в ней.
Кикимора (такая скромная-скромная). …Так вот. Потом я из Коччойяга вернулась домой, а через полгода обрела тебя, мой дорогой. И скоро мы отпраздновали новоселье в твоём родовом поместье, здесь, в Язельском болоте. Или ты уже жалеешь, что встретил меня?
Водяной. Как я могу сокрушаться об этом, Кика? Какая бы ты ни была, ты — моя лучшая половина. Жаль только, что ты редко бываешь дома. Вся в делах и в заботах.
К ним подбегают дядя Гриша, Настя с Васей, Зыбочник и Громовой.
Настя. Это и есть та дыра? Наверное, Крикса в беде.
Дядя Гриша. Не думаю. Я догадываюсь, куда и к кому она убежала.
Настя (радостно). Что ж, история подходит к своему доброму завершению. Уважаемый Зыбочник! Как я рада, что доброе начало в тебе всё-таки победило!
Зыбочник и Громовой переглядываются и хохочут.
Настя. Ты как будто ждёшь удара, сразу начинаешь обороняться. А если перед тобой собеседник искренний, с добрыми намерениями?
Зыбочник. Таких не бывает!
Настя. То есть на языке души ты разговаривать не умеешь?
Зыбочник. Умею. Но сначала соберу компромат на собеседника. Или пусть докажет, что он сильнее меня, тогда я его выслушаю. Искренне и с пониманием.
Настя (Громовому). Громовой, наверное, ты хочешь сейчас извиниться за дурные поступки и за хамство?
Громовой (перестал смеяться). Вы хотите меня унизить публично?
Настя. Покаяться — это, по-твоему, унизиться?
Вася. Настя, не сотрясай воздух!
Настя. Вам обоим сегодня не повезло. Когда-нибудь вы встретите своих невест, только верьте в это! Не огорчайтесь!
Зыбочник и Громовой переглянулись и захохотали до упаду. По другую стороны пелены появляются Полевой и Крикса. Держатся за руки, подходят к дыре. Крикса пролезает в дыру, Полевой остаётся за пеленой. Криксу пока никто не замечает.
Настя (Зыбочнику и Громовому). А что смешного?
Зыбочник (Громовому). Ты огорчился по поводу невесты?
Громовой. Умираю от горя.
Настя. Но вы же добивались её руки!
Зыбочник (Громовому). Тебе нужна была эта девушка?
Громовой. Двести лет не нужна. У меня таких девиц по целому залу на каждом концерте.
Настя (Зыбочнику). А тебе?
Зыбочник Типаж не мой. Страшна, как чёрт, и криклива слишком. Я не смешиваю работу и дом. Шуметь можно на работе, а дома нужна тишина и спокойствие.
Кикимора. Они даже не стесняются!
Зыбочник. Правды не надо стесняться.
Настя. А зачем же вы сватались?
Зыбочник. Честно? Меня устраивали её мама и папа. Такое родство пригодилось бы в болотной политике.
Громовой. А мне для рекламы.
Настя. Как же так? Я всегда верила в торжество добра.
Вася (Насте). Настя, я уже говорил, что с нечистью добром договориться нельзя. Только с позиции силы.
Настя. Значит, я пока не нашла нужные слова. С недолюбленными очень сложно.
Кикимора. Хорошо, что дочь вас всех не слышит.
Крикса. Да слышу! Мама, я здесь.
Кикимора вскрикнула, обнимает дочь.
Кикимора. Ну нельзя же так, доченька! Заставила нас волноваться! Не обращай на них внимания!
Крикса. Мама, неужели я была такая же, как они? Такая же наглая, шумная, циничная? Какой ужас! Как стыдно!
Зыбочник и Громовой переглянулись и на цыпочках отошли подальше.
Крикса. Мама, я нашла себе суженого. (Залезла в дыру.) Теперь можно, пойдём!
Из пелены появляется Полевой.
Полевой. Всем доброго дня!
Крикса. Познакомьтесь ещё раз — это мой любимый. У него необыкновенное имя — Полевой! И я пришла попрощаться. Мой дом теперь далеко отсюда.
Кикимора (грустно). Дочь повторяет мои ошибки. А что с ней делать? Моя девочка — лучшее, что есть у меня! Слышите, что я говорю? (Кричит.) Нежная, робкая, трепетная!!!
Крикса. Мама, не кричи. От криков деревья валятся и колосья гнутся.
Полевой. Подтверждаю — моя невеста самая ласковая и трепетная.
Кикимора. Ой, боюсь, разочаруется и вернётся к нам. Любовная лодка разобьётся о быт! Мы это проходили…
Водяной (грозно). Не при всех, Кика!
Кикимора. Конечно, дорогой, обсудим это дома. Не время ссориться — дочка нашлась.
Крикса. А где мои подруги?
Прибегают Злыдня и Хмыра.
Злыдня и Хмыра. Мы здесь.
Крикса. Спасибо, девчонки, за подсказку! Благодаря вам я сбежала отсюда прямиком к своему счастью.
Хмыра. Мы же подруги!
Злыдня. Мы подслушали эту тайну у Зыбочника.
Крикса. Но я вас оставляю. Я наигралась, милые мои, мне уже неинтересны ваши игры. У меня начинается другая жизнь. А вы, подружки, уходите в соседнее болото. Вам же всё равно, против кого орать. А ещё лучше, найдите кого полюбить.
Злыдня и Хмыра переглянулись.
Злыдня. Нет, нам рано влюбляться, мы ещё не выразили свои жизненные взгляды. Вон из кочки коряга торчит — мы протестуем по этому поводу!
Хмыра. И выскажем всё, что накопилось в душе!
Крикса. А Зыбочник? Вы остаётесь у него на работе?
Хмыра. Да ну его! Вечно дрыхнет на качелях! Всё за него делаем!
Злыдня. Мы попробуем сольный проект.
Хмыра. Ну, разве что кто-нибудь предложит нам выгодный предвыборный контракт… Уточним, против чего будем протестовать, внесём исправления в текст — и вперёд.
Кикимора. На нашем болоте кричать больше не позволю.
Крикса. Настя, моя новая подруга из Коччойяга, ты заставила меня вспомнить слова, о которых я совсем забыла.
Кикимора. Это какие же?
Крикса. Спасибо тебе за всё. За участие, за заботу. Я так счастлива!
Кикимора (трогает лобик Криксы). Маленькая моя, ты не заболела? Благодаришь — мы не учили тебя такому.
Крикса. А я ещё и другие слова теперь знаю — ПРОСТИТЕ МЕНЯ! За моё хамство, за крики! Я причинила вам много неприятностей, создала много проблем! Я готова исправить их.
Вася. Невероятно. Не поверил бы никогда.
Кикимора. Ты не обязана ни перед кем каяться и отчитываться…
Крикса (радостно). Мне совсем нетрудно! Мама, папа, пойдёмте домой, я хочу забрать свой гардероб — сарафаны из камышей и парики из водорослей из последней коллекции.
Водяной, Кикимора, Крикса и Полевой уходят. Кикимора уходит последней, оглядывается, машет рукой дяде Грише. Они секунду смотрят друг на друга, тот машет ей в ответ.
СЦЕНА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
На сцене Настя, Вася, дядя Гриша, Зыбочник и Полевой.
Громовой (встаёт в позу). Ну что же, на этой ноте мы с вами и попрощаемся, дорогие жители и гости этого болота! Выступать перед вами известный вокалист Громовой уже не будет. Сами понимаете, акустика не устраивает. (Зыбочнику.) Прощай, коллега! Успехов! А мне пора в соседнюю топь, спою вечером на свадьбе у Шишиги, чтобы порожняка не гонять. Эх, жаль, что уже нет прежней пелены, покричать бы в неё, отвести душу, а то потом не смогу петь о любви к ближнему. (Уходит.)
Злыдня и Хмыра. Нам тоже пора. (Уходят.)
Зыбочник. Хотите, напоследок открою тайну? Качели у меня волшебные. С их помощью получилась дыра в тумане, можно и наоборот — «заштопать» её. Для этого надо раскачаться и попасть ровно в прореху. И знаете, что будет? Вернётся то, что было прежде. Все крики, издаваемые на болоте, будут возвращаться сюда же, а следом за криками — дожди, ураганы и метели. Может, попробуем? Накажем этот топкий мирок?
Вася, Настя и дядя Гриша переглядываются.
Вася. Да!!! Пусть все проблемы останутся в болоте.
Настя и Дядя Гриша. Нет!!!
Вася. Почему — нет?
Дядя Гриша. Потому что иначе на земле Коччойяг совсем исчезнут дожди, ветер и снег, а придёт засуха. Солнце перестанет радовать. Пусть всё будет, но в свое время. И, если дождь, то — грибной или помогающий полить огороды.
Зыбочник. Неинтересно с вами. Ладно, оставим эту интригу на будущее. Мне тоже пора отдохнуть от всех вас. Отчалю на пару недель за бугор, погреться на чужих болотах, повисеть на лианах, на гамаках. Хотел взять с собой невесту, видать, не в этот раз. Ну, бывайте!
Настя. Оказывается, качели — это грозное оружие!
Вася. Подожди, Зыбочник, мы можем обсудить…
Зыбочник раскачивается и прыгает с качелей куда-то за кулисы. Настя, Вася и дядя Гриша подходят к болотной пелене.
Настя. Ну, вот и всё. Осталось произнести заветную фразу.
Настя, Вася и дядя Гриша (одновременно). Как же мы любим наше Язельское болото!
Болото ушло в туман, болотные персонажи исчезли.
Настя. И всё вокруг стало обыкновенным, необитаемым.
Вася. Просто красивое тихое болото с кочками, на которых много-много ягод. А вот и наша корзинка.
Настя (ахнула). Васенька, у тебя же дома маленький брат! Бежим, проведаем, всё ли в порядке. Скорее через лес и домой! Дядя Гриша, не отставайте.
Вася. А кстати, где он? Что-то я его не вижу.
Настя. Не волнуйся, дядя Гриша не заблудится. Он и лес, и болото знает очень хорошо!
СЦЕНА ДВАДЦАТАЯ
Настя и Вася входят в дом Насти. Настя ставит на стол полную корзину ягод.
Вася. А ты переживала! Братик давно спит, родители отдыхают после трудового дня. Тебе тоже пора на покой. Сегодня был странный день. Настолько странный, что завтра мы не поверим сами.
Настя. Первый раз в это лето набрали ягод: я напеку пирогов, сделаю мочёную бруснику!
Вася. А куда делся дядя Гриша?
Настя. Шёл за нами до самого села.
Вася. Да? Он быстро исчез из виду. Кто он такой?
Настя. Наш сосед.
Вася. Где он живёт?