bannerbanner
О культуре в Барнауле. Том №4. 2008 г.
О культуре в Барнауле. Том №4. 2008 г.

Полная версия

О культуре в Барнауле. Том №4. 2008 г.

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

О культуре в Барнауле. Том №4

2008 г.


Вадим Александрович Климов

© Вадим Александрович Климов, 2021


ISBN 978-5-0055-6592-1 (т. 4)

ISBN 978-5-0051-8547-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Заметки и тексты передачи "Афиша" – о культуре в Барнауле. Программа выходила с 1993 по 2016 год. Автор и ведущий Вадим Климов.

12.01.08

Барнаул, конечно, не такая культурная столица, как Санкт-Петербург, но для краевого центра определенного масштаба, мы вполне прилично смотримся.


В. Климов


«Критика, это правильное кровообращение, без нее неизбежен застой и болезненные явления». Никалай Островский.

СХ.

Михаилу Будкееву присвоено звание Народного художника – как раз к юбилею автора. И как заведено у художников, к такому событию приурочили выставку, то есть выставка к 85-летию художника.

«Мотивы жизни» – большая выставка, серьезное отношение. Можно было бы поговорить о значимости звания «Народный» и о том, как важно это для развития всего алтайского изобразительного искусства. Можно посетовать на то, что в 90-е годы, из-за неразберихи звание Народного не дали Геннадию Федоровичу Барунову, а потом через Москву не прошла кандидатура Федора Семеновича Торхова. Теперь иные времена, и вот Михаил Яковлевич – Народный художник.

Стоит ли сегодня говорить о живописи Будкеева, нужно ли говорить о том, что пейзаж – это «наше все». Для художника – это самый простой способ остаться в стороне во времена перемен и идеологического давления. Родной пейзаж – это всегда выездная тема, на все краевые и зональные выставки пейзажи брали без разговоров.

У Будкеева четыре основных темы: горный Алтай. Он много пишет горных пейзажей, любит высокогорье. любит писать воду. Художник покорен Катунью и снежными вершинами, Горный у него пестрый.

Такой же пестрый Барнаул. Это тоже благодатная тема. Старый город, исторические события, классический сюжет Будкеева. Самая известная работа «Наводнение в 1969 году». Художник много пишет город, его узнаваемые места: мэрия, танк, демидовский столп. Нет в работах индустриальных пейзажей: заводов и новостроек.

А Монголия у Будкеева особенная. Есть много общего с пейзажем горного Алтая, но в некоторых работах, назовем их памятники архитектуры, Михаил Яковлевич находит другой изобразительный язык. Может, так диктует натура, но пропадает пестрота, в композиции появляется простор, воздух. Вырисовывается академизм, которого так не хватает.

Прикипел художник к монгольским просторам, к монгольской культуре, и это объяснимо. В культуре этого народа много декоративного, яркого: пустыни и степи, мелкие пестрые кони, буддийские храмы и яркие одежды кочевников.

Совершенно иначе выглядят работы, которые можно назвать – европейский период, Много лет назад художник ездил на «творческие дачи». Поездки эти давали много знакомств с коллегами, была интенсивная работа, с непривычной глазу натурой. Были обсуждения работ в неформальной обстановке. Из таких командировок художник привозил интересные работы. У Будкеева есть совсем несвойственная его манере серия «дачных этюдов». В них не найдешь мелкого мазка, теплой палитры, размашистой композиции, здесь видна хорошая европейская школа, уверенный академический рисунок, правильные отношения.

Но для нас Будкеев, все же, певец Алтая: сказочность, пестрота лугов и цветущих слонов, бурлящие потоки и грозные скалы. Все смешалось: кони, люди.

Будкеев – художник, украшающий мир, сегодня можно сказать, что его Алтай нереален. Художник его выдумывает, немного наивно.

Надо сходить – это первый Народный художник в Алтайском крае.


Очень уважаю и люблю всю семью. Делал несколько раз с Михаилом Яковлевичем интервью. Он рассказывал мне о войне и о том, как начал рисовать. Люблю Сергея Михайловича и Катю. Прекрасная семья. Но знаю историю с тем, как не дали Народного Борунову и Торхову. И почему через много лет Народного получил Будкеев. Первым должен быть Борунов. Это Народный академист. А получили Народного народника.

Кармин

Я ожидал большего от выставки работ Василия Куксы в галерее «Кармин», речь шла о ретроспективе. Двадцать лет творческой деятельности.

Современному художнику в нынешнее время трудно собрать такую экспозицию, если ты не метр заслуженных времен. Художники продают работы, и у Куксы не оказалось больших, серьезных произведений, отражающих все этапы его творчества. Так средних размеров выставка.

Да и про этапы говорить сложно. Автор все в одной поре, пораженчески зеленая палитра. Художник живет одним цветом, за редким исключением. И, конечно, на выставке однообразные пейзажи горного Алтая, любит он их, они востребованы покупателями.

Художник думает, что на пейзажах он оттачивает мастерство, но он перестает творчески мыслить и следует типичное развитие.

Я говорил об этом в связи с выставкой Будкеева. В городском пейзаже Василий Кукса развернулся широко, есть у него и старый Барнаул, и уже сталинский классицизм, и появляется Европа. Париж в работах Куксы такой же по цвету, как и Барнаул.

И Китай, от которого стоило ожидать яркости, контрастности, утонченности в той же гамме. Не интересен мир этого художника, он одинаково серый, как в ТВ новостях.

Единственное о чем стоит упомянуть, мир этого автора в туманной дымке, и за ней скрывается тонкий, чувственный художник, все время ищущий, но вынужденный отрабатывать, что он уже придумал, что понравилось публике.

Я все время жду от Куксы большего, может от того, что есть какие-то проблески, кажется, сейчас он раскроется. А нет, пока все смазывает скромная улыбка автора. Стесняется.

Вася перестал на меня обижаться очень давно. Он хорошо живет, его пейзажная размазня нравится покупательницам. Он окружен поклонницами. Некогда ему на меня обижаться.

ГМИЦ

Что поделаешь, это тоже изобразительное искусство. Приходят новые технологии, так было и будет. Эволюция искусства, если хотите.

Выставка работ братьев Дмитриевых в павильоне современного искусства «Открытое небо». Это не хулиганство, они не корчат рожи в спину академическому искусству, это просто новое время.

А какое название: «Что может заставить кролика летать».

Все пропитано масс культурой, это уже не постмодернизм, это полное погружение в мейнстрим и единственная возможность этому потоку сопротивляться – стебаться.

Но и этого уже было. Гомер Симпсон – миссия мирового стебалова, а малышня из центрального парка его апостолы. Может старшее поколение и не понимает о чем идет речь, но уже поколения, выросшие на попсе знают, что почем.

Это реформа Эзопова языка. Нет в этом искусстве той требуемой глубины, какую мы привыкли видеть в академическом искусстве, но когда 40 лет назад Энди Уорхол нарисовал банку супа, там вообще ничего не было. Теперь стройные ряды «виноградовых и дубосаровых», «куликов» и «синих носов» шагают упакованные в «дольче габаны» по страницам глянцевых изданий и продаются и продаются. Вот оно – новое искусство.

У Ивана и Александра Дмитриевых тоже есть представление о современном искусстве, сегодня они погрязли в борьбе с масс культом, их нонконформизм тоже глобальное направление и пусть продолжается бой, такая сегодня правда творчества.

Смешная получилась выставка, а они, наверное, серьезно ко всему относятся.

Лично я познакомился с Дмитриевыми намного позже, Они прекрасные художники и ко всему относятся реалистично. Ваня прекрасный художник, он стал на какое-то время молодежным лидером в Барнауле. Саша быстро уехал. Ваня тоже потом уехал. С Иваном мы сделали несколько проектов в галерее «Республика ИЗО», а потом и Саша присоединился. Очень хорошие парни.


Лично я познакомился с Дмитриевыми намного позже, Они прекрасные художники и ко всему относятся реалистично. Ваня прекрасный художник, он стал на какое то время молодежным лидером в Барнауле. Саша быстро уехал. Ваня тоже потом уехал. С Иваном мы сделали несколько проектов в галерее «Республика ИЗО», а потом и Саша присоединился. Очень хорошие парни.

19.01.08

В Барнауле, появились новости культуры, смотрите по субботам на канале Россия, а нас на канале Рен тв.


«Культура, это не надстройка как ее понимают марксисты, а особая форма человеческой жизни». Мирче Элиаде.

Родионов

Пора поговорить о литературе, есть в городе разные писатели, а Александр Михайлович Родионов особенный. У него своя тема, он много и с успехом занимается историей, краеведением, он активный общественный деятель. С ним есть о чем поговорить: о литературе, о ситуации в писательских кругах, о проблемах и победах

Оставим только ответы на мои вопросы и все равно понятно, о чем говорит писатель, пусть будет монолог. Я должен сказать о писательских трудах. Можно сидеть и выдумывать историю о немолодом интеллигенте, сочинять страшилки на потребу публике, погрязшей в мистических анекдотах. А можно быть большим писателем даже в маленьком городе.


А. Родионов.


Жаль, что нет этого интервью в печатном виде. Родионов был хороший дядька. Он умер в 2013 году. Я как-то вспоминал, как мы, кажется с Токмаковым, лазили к нему в окно, когда он жил на Чкалова.

Книга

В тот же день, когда мы с писателем Родионовым говорили о литературе, состоялась презентация серьезнейшей книги. «Алтайский Благодатный край». Издание солидное, большой проект «Наследие народов Российской федерации». Книга издана в Москве тиражом 2000 экземпляров.

Информационно насыщенное издание с массой прекрасных статей известных авторов, признанных специалистов в науке и культуре – рассказывают об исторических этапах развития территории, которую теперь называют Алтайский край.

Издание великолепно иллюстрировано уникальными фотоматериалами.

Это не просто энциклопедический иллюстрированный сборник статей, это фундаментальный труд. Как правило, такие издания носят презентационный характер, где поверхностно, с хорошей полиграфией преподносятся самые традиционные события, явления, природные ландшафты. Такую книгу дарят гостям. В этом случае получилось по-другому, я имел возможность сравнить книгу той же серии про горный Алтай и эту. Эта книга серьезнее.

Презентация прошла в краевой библиотеке, которая скоро отметит круглый юбилей – 120 лет со дня основания. К этой дате еще вернемся.

ОН.

Хорошие художники при странных обстоятельствах, – назвал бы я эту выставку в павильоне современного искусства «Открытое небо». Художники Красикова, Корчуганов и Арам Маелян, назвали ее «Баллада трех художников».

Хорошие работы, каждый в отдельности яркий художник, у каждого своя манера, свой изобразительный язык. Они не похожие один на другого. Каждый автор творческая величина. Маелян – экспрессивен и эмоционален, стремителен в своих графических листах, изобретателен в техниках, его рисунок поэтичен, а работы на стекле глубоко рассудительны.

Анатолий Корчуганов дотошен, мелочен в деталях, но не излишен, вдумчивый художник, его «лоскутность», народность. Этнические мотивы отсылают к самым смелым экспериментам в изобразительном искусстве начала ХХ века. Его яркие цветастые полотна насыщены сюжетом, за ними видна история, которую можно пересказать.

И даже Наталия Красикова, с ее всепоглощающей вселенской грустью – это замечательный художник. Ее сентиментальные пейзажи, утопические портреты – это прекрасный пример авторского понимания природы характера.

Художник не стремится украсить окружающий мир, а пытается раскрыть его, преломив через собственные представления. Две ее новые работы особенно выделяются – «Красный портрет» и «Улица в тумане». Судя по этим произведениям, художник перешагнул точку возврата. И увидела цель искусства.

Этот совместный проект, мне показался бесцельным. Это ненужное собрание – надо было выставляться каждому отдельно, было бы три прекрасные песни, а так «Баллада не в тему». Я убежден, что каждый художник должен быть прогрессором искусства, а собираться надо, как говорил один известный художник-концептуалист Чеканов-Лёка, в двух случаях: когда приходится защищаться или нападать.

Так что зря они кучковались.

Арапов кино

В Барнауле нет цирка, зато есть кино, и не только кинотеатры, у нас есть режиссеры, которые не забывают малую родину.

Вадим Арапов около 20 лет назад уехал из Барнаула поступать во ВГИК. Поступил, учился у самого Вадима Юсова. Много работал, как оператор, прошел все стадии становления современного российского кинематографа: реклама, музыкальные клипы, сериалы, работал оператором и режиссером. Привез показать полнометражный телевизионный фильм «Каникулы любви» с участием известных актеров. Приехав на новогодние каникулы в родной город, режиссеру очень хотелось устроить премьеру на публике. Сложности всегда подстерегают художника, не все было просто с организацией просмотра, но подключились знакомые, помог Юрий Павлов – председатель общества «Бастион», оказывающее юридическую помощь населению. И в короткие сроки удалось найти зал.

Вадим Арапов снял не нудную мелодраму, психологически напряженный фильм без милиционеров, убийств и 185 пистолетов на погонный метр пленки. Фильм не выйдет на большой экран в кинотеатрах, но его обязательно покажет канал «Россия».

Приятно за успех товарища, не понятны скользкие моменты с предоставлением зала, но хорошо, что люди протянули руку помощи. Будем ждать картину «Каникулы любви» режиссера Вадима Арапова на телеэкране.


В. Арапов.


Вадик скромный, ненавязчивый, он приезжал в Барнаул по домашним делам, навещал маму. Ему хотелось, встретиться с друзьями, показать им кино. Но его все время не понимают в министерстве культуры. Не находит он с ними общего языка. А кто находит?

Фестиваль видео клипов

«Первый всеформатный фестиваль видеоклипов» был организован творческой группой В12 и программой «Афиша» при поддержки «Рок-н-ролл» кафе.

Почти 2 месяца проходил отборочный конкурс, мы получили около 50 клипов различной тематики. Отбор проводился жестко и авторитарно. Художественный руководитель творческого объединения режиссер. Александр Быков и я выбрали то, что на наш взгляд, отвечает художественным задачам фестиваля. Получилось 21 работа, теперь эти клипы можно посмотреть в «Рок-н-ролл кафе», где проходит зрительское голосование.

В начале февраля в этом кафе пройдет скромная церемония награждения. Главная цель фестиваля не выявить лучшего, а оживить творческую среду. Не скажу, что нам все удалось, особенно непонятна отстраненность профессионалов. Я обязательно покажу клипы победителей в программе «Афиша».

МТА

В Молодежном театре давали спектакль «Ревизор» – бессмертная комедия Гоголя, как принято теперь говорить. Роль городничего в этом спектакле исполняет Народный артист Валерий Сергеевич Золотухин. Не так часто он радует барнаульскую публику выходом на сцену театра, художественным руководителем которого является, но случается.

Этот вечер был особенным, в зале присутствовал губернатор А. Б. Карлин. Это его первый визит в Молодежный театр, но ждут его в театре не как зрителя, а как всемогущего чиновника. От этого визита театральная общественность ждала главного решения по зданию ДК БМК, которое давно передано театру, но реконструкция заморожена.

Из источников близких к администрации удалось узнать, что вопрос находится на контроле губернатора. Если так, то это хорошая новость, потому что теперь все претенденты – от генералов, до бакалейщиков – прекратят поползновения в сторону этого лакомого куска на площади Октября. И будет у нас Молодежный театр в прекрасном здании. А если Карлину театр понравился, я бы рекомендовал еще пару раз его посетить, уже как зритель. Надо посмотреть спектакль «Прекрасное далеко».


Помню, как Золотухин играл монолог городничего в лицо губернатору. Карлину кажется понравилось. Не помню, что было после спектакля, наверное, пошли в кабинет к директору. Тогда самый важный вопрос был, когда начнут ремонт. Сегодня наверное многие не помнят, что театр ютился в половине «Дворца пионеров». Теперь эту половину зачем-то снесли. Можно было отремонтировать и пустить туда арендаторов или другой театр. Сейчас кажется совершенно безобидным задавать вопросы, а тога немногие могли задавать неподготовленные вопросы Александру Богдановичу. Я пишу это 29 октября, у Карлина день рождения. Странные у нас были отношения.

26.01.08

Я бы с удовольствием поговорили о политике в свете предвыборной компании, но только в рамках культурного пространства. Выборы это политика, но в конечном результате, мы выбираем чиновника, который решает вопросы, касающиеся всех сфер человеческой деятельности и вопросы культуры общества должны быть не на задворках.

Сегодня мы будем говорить о так называемой клубной культуре, герои нашей программы не политик, он журналист, радиоведущий, конферансье, арт директор клуба «Чаплин» Константин Семенов.


«Культура несет радость, которая, по сути, есть радость сопротивления». Гастон Башлар.

Семенов

Климов – Сегодня мы будем обсуждать клубную культуру явление это особенное и наш гость хорошо знаком с этой субкультурой Константин Семенов журналист радио, ведущий ди-джей конферансье арт-директор клуба Чаплин.

Семенов – На самом деле что же такое культура и бескультурье давайте поговорим об этом. Культура ведь не только в клубах, но и на улицах нашего города. На самом деле ты вот так начал и я подумал, а что же такое клубная культура

К – Мне кажется надо разделять были советские клубы где были кружки библиотеки секции, студии и конечно танцы. И вдруг, в какой то момент появились новые клубы ночные, и произошла подмена понятия отдых, отдых все больше стал превращаться в танцы.

С- Что такое было раньше и те клубы о которых ты говоришь были и дискотека была и обязательным пунктом программы было выступление лектора.

Диск жокей готовил особую программу, слайды о жизни в странах социалистического лагеря, либо о какой то проблематики, которой была посвящена вечеринка.

Ведь раньше тоже были по-своему тематические вечеринки. Допустим, посвященные, полетом в космос.

Показывали слайды, выдавали информацию, рассказывали о зарубежных группах, но это было уже ближе финалу эпохи застоя, и как иллюстрации ко всей полезной информации звучали песни.

Могли показать какие то танцевальные номера, соответственно танцами все это и заканчивалось. Ради этого и шли на дискотеку.

В принципе все это происходит и сейчас, только немного трансформировалось на современном уровне.

Все это присутствуют, я имею в виду дискотеки мы же говорим о клубной культуре подразумеваем танцы, я и сегодня выступаю с лекциями о здоровом образе жизни.

К – Твои дискотеки, программы в клубе Чаплин, теперь ты называешься арт-директор

С – да арт-директор

К – они действительно отличаются от других в городе, у вас есть тематические вечеринки. А в других клубах ди-джей меняет пластинки, а публика за «информацией» ходит в бар.

С- В принципе так и есть, еще группа мальчишник в свое время пела «Ведь это просто танцы» и не нужно относится к этому как к чему то большему, и ждать чего то больше. У меня вызывает легкую улыбку, когда перед выходными раздается в клубе звонок и спрашивают, а какая у вас сегодня программа. Им подробно рассказывают и можно подумать, что люди действительно делают выбор, основываясь на подобной информации. Люди просто приходят в популярное место, или туда где им нравится, наверни-ка, предполагая какая там будет музыка, какая обстановка, что и кто будет и проводят время.

К – После таких «советских клубов» с которых мы начали разговор, появились такие модные дискотеки. Они часто были в ресторанах или где-то отдельно, туда ходила молодежь, которую считала себя модной, потом появились первые ночные клубы некоторые из них на какое-то время становились модными. Есть сейчас модные клубы.

С – Сейчас уже сегментация происходит более детально и тщательнее.

Нельзя сказать, что есть одно самое модное место. Раньше, вспомним например, в городе могла быть одна модная радиостанция, а сейчас более молодые слушают одну станцию, люди другого возраста другую, я бы не стал использовать слово модная, это просто для кого-то более приемлемый формат музыки на радио, ТВ или формат развлечения, отдыха и все люди выбирают. Клуб Чаплин для тех, кто постарше. Точка для тех, кто помладше это мы такую концепцию предполагаем, а время покажет. В молодежном формате в городе больше клубов, для тех, кому около или за 30 уже начинаются сложности, выбирают клуб, либо просто ресторан. Мы тоже ресторан и конечно клуб и не претендуем на то, что мы повышаем культурный уровень людей, мы не говорим так, но реально собственно этим и занимаемся, не навязчиво занимаемся развлечением, но тем неимение важно то, что мы создаем в нашем городе разнообразие на карте отдыха.

К – Вообще программы в клубах, как правило однообразны. Дискотека, то есть ди-джеи и стриптиз, очень часто, у вас есть свой коллектив, который играет музыку, что называется в живую

С – Два коллектива

К – Да «Графите» и «25 кадр» вашей площадкой постоянно пользуются другие артисты, за последнее время можно вспомнить десяток звезд русского рока. Местные группы у вас выступают, вспомним патриотическое мероприятие «день музыканта». А как ты смотришь на повсеместное явление стриптиза, может все же надо отдельные бары или такие программы могут быть в светском заведение.


К. Семенов.


С – Специальные клубы должны быть, но сейчас уже ажиотажа вокруг стриптиза нет. Стриптиз в нашей программе фигурирует как общепринятый элемент шоу программы, и мы не делаем на этом акцента, хотя если переезжает более профессиональный, чем в Барнауле артист тогда может быть, мы сделаем специальную стриптиз программу. А так обычно это такой же элемент как живая музыка, дискотека и т. д. Можно даже не объявлять номера, они могут так нон-стопом пройти, выйдут несколько девушек и удалятся, все на них краем глаза посмотрят, кто-то может в оба глаза.

К – Это уже не особенное явление не вызывает

С – да это уже обыкновенно, раньше ехали за границу посмотреть, потом шепотом рассказывали, у нас надо художественный уровень повышать.

К – В сторону клубов часто показывают пальцем и говорят, вот там молодежь под воздействием различных препаратов запрещенных находится. Все это особая тема для обсуждений моралистов, периодически устраиваются спец мероприятия органами внутренних дел по выявлению. Мне кажется, это надуманное явление и специально кем то культивируется, я же в клубах бываю.

С – Странно что таким же образом не указывают пальцем на подъезды домов. Хотелось, что бы это делали по чаще, потому что когда я захожу в подъезд или мой ребенок заходит, и мы видим, что там шприцы валяются. Становится это крайне не приятно. В клубах я не видел, что бы валялись шприцы, не только в тех клубах, где я работаю, но и где бываю, если честно, в друге клубы я редко захожу, и все же. За эти места я могу с уверенностью сказать, что у нас такого просто быть не может. Может случиться конечно неприятность человек попал в клуб, мало ли в каком состоянии он пришел, и не смотря на то что, конечно, есть фейс контроль, охрана, но они могли не заметить этого. Так что на клубы все это наговаривают надо с явлением в других местах бороться, у нас же приличные гости.

К – А у нас нет же такого подобного персонажа как Паша фейс контроль в Москве.

С – Такого нет и даже подобного желания не возникает у владельцев, что бы такое было. У нас если и заявляют на афишах и в рекламе, что работает фейсконтроль, мы понимаем, что все это ерунда, пройдут практически все кто имеет желание, и они попадут туда. Были бы не сильно пьяными и прилично одетыми. Потому что клубу надо зарабатывать деньги и тем промоутерам кто вечеринки устраивает тоже хочется заработать это их профессия.

К – У нас и такого пафосного клуба нет, как какой ни будь «Достоевский» в столице.

С – В принципе да.

К – Демократичные позиции.

На страницу:
1 из 3