Полная версия
История древнего мира
2. Возникновение классов в Египте. В IV–III тысячелетиях до н. э. население Египта стало разделяться на классы.
Классы – это большие и устойчивые группы людей, отличающиеся между собой по положению в обществе, по отношению к средствам производства и распределению продуктов труда.
Первоначально возник класс рабов и класс рабовладельцев.
Класс рабовладельцев сложился из знатных людей, которые не трудились и жили за счет эксплуатации труда рабов. Рабовладельцам принадлежали не только рабы, но и лучшие участки земли. Они жили в богатых домах, окруженных тенистыми садами. Даже внешним видом они отличались от остальных жителей Египта. Одежда рабовладельцев была из тонкого полотна, на поясе висел медный кинжал с рукояткой, украшенной золотом. Они носили золотые браслеты и ожерелья.
Рабы работали на полях рабовладельцев, пасли скот, трудились на постройках плотин и каналов. За свой труд от хозяина они получали столько еды, сколько было нужно, чтобы работать и не умереть от голода. Жили рабы в общих хижинах, носили скромную одежду. Даже жениться они могли с разрешения рабовладельцев, рабов могли бить и продавать, как скот.
Самым большим классом в Египте были крестьяне-общинники. Они работали на своих участках, своими орудиями труда, расчищали земли, строили каналы и дамбы. Рабовладельцы распространили свою власть и на крестьян, забирали лучшие участки расчищенных земель. Крестьяне должны были отдавать им часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота.
Крестьяне, которые перестали заниматься сельским хозяйством и жили ремесленным трудом, составили последний четвертый класс египетского общества – ремесленников.
В Египте стал складываться рабовладельческий строй. Рабовладельческий строй – это строй, при котором существуют класс рабов и рабовладельцев. Для Египта и других стран Древнего Востока основным населением оставались крестьяне, и основные богатства создавались трудом крестьян и ремесленников.
3. Первые государства в Египте. С возникновением классов эксплуататоров и эксплуатируемых началась борьба между ними. Крестьяне противились захвату земли знатными людьми и не хотели отдавать им то, что добывали тяжелым трудом. Рабы стремились вернуть свободу и не хотели работать на рабовладельцев. Только силой можно было сломить сопротивление крестьян и рабов и заставить их повиноваться рабовладельцам.
Рабовладельцы искали помощи у вождя племени. Накопленные вождем богатства позволяли набирать многочисленных стражников и отряды воинов. Стражники и воины ловили убежавших рабов, охраняли поля, стада и дома рабовладельцев. Непокорных крестьян и рабов избивали палками, бросали в тюрьмы, казнили.
С ростом числа стражников и воинов усиливалась и власть вождя, который стал полновластным повелителем племени. Вожди стали царями.
В IV тысячелетии до н. э. в Египте возникли первые государства: установилась царская власть, располагавшая войсками, стражниками, палачами, тюрьмами.
Государство было силой, с помощью которой рабовладельцы удерживали свое господство над эксплуатируемыми – крестьянами и рабами, и нужно было для борьбы с внешними врагами и для защиты границ.
Государство стало особой формой правления, отличающейся от родового управления большей организованностью и жестокостью. Государство – это аппарат управления народом с помощью верховной власти, опирающейся на силу и законы.
4. Объединение Египта под властью фараонов. Первоначально в Египте было около 40 государств. Цари их часто воевали друг с другом. Победитель присоединял владения побежденных царей к своему царству[11]. Один из царей покорил весь север Египта – дельту Нила, а другой – весь юг – долину реки.
Около 3000 лет до н. э. царь южного царства завоевал север Египта. Египетские сказания сохранили имя первого царя объединенного Египта. Его звали Мину. Образовалось единое государство, владения которого простирались от порогов Нила до Средиземного моря. Столицей его стал город Мемфис. Главным городом на юге был город Фивы.
Царей Египетского государства называют фараонами. Фараону принадлежала неограниченная власть, он распоряжался людьми, землей и водой во всем Египте. После его смерти власть переходила к сыну или к другому родственнику. Правление фараонов одного рода называлось династией.
? 1. Объясните, что такое эксплуатация. Почему стала возможной эксплуатация одних людей другими? Почему пленников в Египте первоначально убивали, а в IV–III тысячелетиях до н. э. стали оставлять в живых?
2. В чем было различие между крестьянами и рабами? Что было между ними общего? Чье положение было хуже? Докажите.
3. Было ли государство при родовом строе? Почему оно образовалось в Древнем Египте? Подумайте, есть ли разница между страной и государством. Что в государстве было верховной властью, а что аппаратом управления?
4. Сколько тысяч лет назад образовалось единое государство в Египте?
§ 14. Управление государством в Египте
Египетское государство просуществовало две с половиной тысячи лет, за это время на престоле сменилось сотни фараонов, 26 династий управляло Египтом. Египетское государство знало несколько царств. Раннее царство (3000–2800 г. до н. э.). Древнее царство (2800–2250 г. до н. э.). Среднее царство (2250–1580 г. до н. э.). Новое царство (1580–1085 г. до н. э.). Позднее царство (1085–525 г. до н. э.).
1. Власть фараонов и жречества. Власть фараона в Египте была неограниченная, он был полновластным правителем страны. Не только простые люди, но и вельможи падали перед фараоном на землю и целовали след его ноги. Египтянам казалось, что такой безграничной властью, какой пользовались фараоны, могли обладать не люди, а боги, поэтому фараона считали «великим богом».
О силе власти фараонов говорит постройка пирамид – огромных каменных гробниц, в которых хоронили фараонов.
Особенно знамениты пирамиды фараонов Древнего царства. Самая большая пирамида была построена около 2600 лет до н. э. для фараона Хеопса. Высота ее почти 150 метров. (Сосчитайте, сколько было бы этажей в доме такой высоты.). Чтобы обойти пирамиду, нужно пройти около километра. На ее постройку пошло 2300 тысяч каменных глыб; самые меньшие весят по 2½ тонны.
Древних историк – грек Геродот описал, как строили эту пирамиду. Со всего Египта стражники сгоняли на постройку крестьян и рабов. Одновременно работало 100 тысяч человек: одни выламывали каменные глыбы в горах, другие тащили их на салазках, третьи обтесывали глыбы и укладывали на место. Надсмотрщики подгоняли работавших ударами плетей и палок.
Постройка пирамиды и дороги к ней от каменоломен продолжалась 30 лет. В то время, когда крестьяне трудились на постройке пирамиды, их наделы зарастали бурьяном, песок заносил каналы, орошавшие их поля. Хотя работавшие на постройке сменялись каждые три месяца, тысячи их умирали от непосильного труда и побоев.
Пирамиды и сейчас высятся среди пустыни как немые свидетели неограниченной и жестокой власти фараонов. Узкий ход ведет вглубь пирамиды, в небольшую комнату, где лежало тело фараона. Почти все погребения фараонов были расхищены еще в древности.
Вблизи от пирамид высечен из целой скалы сфинкс – огромная статуя льва с головой человека. Это изображение одного из фараонов. Высота статуи более 20 метров. Каменный великан внушал населению такой страх; что его называли «отец ужаса».
Огромной властью в Египте пользовались жрецы – служители религиозного культа египтян. Это были самые грамотные и образованные люди, обладающие научными знаниями и религиозными тайнами. В их ведении были не только храмы[12], но и школы Египта, где обучались грамотности дети фараона и знатных вельмож.
Жрецы поддерживали власть фараона и считали его наместником бога на Земле. За это фараоны щедро одаривали жрецов землями и рабами. Часто жрецы вмешивались в управление государством.
В истории Египта фараоны не раз пытались ограничить власть жречества, но это кончалось обычно тем, что на место неугодного фараона они ставили нового, послушного им правителя.
2. Чиновники[13] и войско. Фараоны управляли страной с помощью чиновников и войска.
Весь Египет был разделен на области (номы). В Египте было 42 нома (области). В каждом из них был начальник (номарх), назначенный фараоном. В его распоряжении было множество писарей, стражников, надсмотрщиков, тюремщиков и судей. Номархи следили за соблюдением законов, написанных фараоном, сбором налогов, ремонтом плотин и каналов. Если рабы и крестьяне поднимали восстания, номархи с помощью стражников должны были подавить их.
Для защиты границ государства и завоевательных походов фараоны содержали большое войско, основной силой которого были пехотные полки, состоявшие из крестьян, насильно взятых на военную службу. Фараоны нанимали за плату воинов среди других народов. Наемников использовали для подавления восстания крестьян и рабов в самом Египте.
Войско применяло боевые колесницы – двухколесные повозки, запряженные лошадьми. На колеснице стояли один – два воина с луком. Командовали войсками военачальники, но часто во время походов во главе войска стояли сами фараоны.
3. Сбор налогов и повинности крестьян. Чтобы содержать дом фараона, чиновников и войско нужно было собирать налоги с крестьян и ремесленников.
Чиновники записывали, сколько у каждого крестьянина земли и скота, сколько фруктовых деревьев. Со всего этого крестьяне должны были платить налоги зерном и другими продуктами. По всему Египту стояли высокие царские амбары, доверху наполненные зерном. Собранные продукты использовались для награждения вельмож[14], для содержания чиновников, стражников и воинов.
Кроме уплаты налогов, крестьяне выполняли трудовые повинности: должны были строить дороги, храмы, дворцы, пирамиды, ремонтировать плотины, рыть каналы. Система искусственного орошения в Египте находилась в руках государства и называлась ирригационная система.
Многие ремесленники работали в мастерских, принадлежащих фараону и другим богатым рабовладельцам, и получали заработную плату. Те ремесленники, которые работали дома на себя, платили налоги государству.
4. Восстание бедняков и рабов. Как ни тяжела была жизнь крестьянина и ремесленника, им угрожала еще более тяжелая участь – стать рабом. Первоначально рабами в Египте были только взятые на войне пленники, но затем в рабов стали превращать и бедных египтян.
Нужда заставляла бедняков просить у богача зерно в долг: нередко ремесленнику и крестьянину было нечем накормить семью. Случалось, что у крестьянина не оставалось семян для посева. Если бедняк не мог отдать долг в назначенный срок, богач обращался к чиновнику, и тот продавал его в рабство.
Борьба бедняков и рабов за свои права не раз приводила к восстаниям.
Сохранились древние записи о крупнейшем восстании бедняков и рабов, происшедшем около 1750 года до н. э. (Часть записей об этом восстании помещена ниже, в приложении к § 14. Внимательно прочитайте их и ответьте на вопросы).
В деревнях восставали крестьяне, в городах – ремесленники, к ним присоединились рабы. Восставшим удалось захватить столицу, расправиться с чиновниками и рабовладельцами и завладеть их богатствами.
Восставшие не уничтожили рабовладельческого строя, потому что никакого другого строя себе не представляли. Рабовладельцы собрали силы и восстановили власть фараонов в Египте.
Из «Описания бедствий страны». Вопросы к «Описанию». Кто восстал в Египте? Против кого восстал? Найдите в «Описании» ответы на эти вопросы. Каких успехов удалось достигнуть восставшим? Из чего видно, что восстание не привело к уничтожению рабовладельческого строя? Кому сочувствовал автор «Описания?» Докажите это на основании текста «Описания».
Подняли люди мятеж против царской власти, установленной богом Ра.
Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми.
Начальники страны спасаются бегством. Чиновники убиты. Уничтожены списки, по которым собирали налоги.
Бедные люди входят в великие дворцы.
Тех, которые были одеты в тонкие полотна, избивают палками. Владельцы роскошных одеяний в лохмотьях. Собственники богатств стали неимущими.
Тот, который не имел даже пары быков, стал владельцем стада. Тот, который брал зерно, сам дает его. Рабы стали владельцами рабов.
Это несчастье для сердца моего. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени.
? 1. Расскажите о власти фараонов в Египте. Что является подтверждением их власти над народом? Какой властью обладали жрецы, как они влияли на власть фараонов?
2. Как фараон управлял страной с помощью чиновников и войска?
3. Что такое налоги и трудовые повинности? Кто платил налоги, и нес трудовые и военные повинности в Египте.
§ 15. Могущество и упадок египетского государства
1. Развитие хозяйства Египта во II тысячелетии до н. э. К середине II тысячелетия до н. э. египтяне достигли крупных успехов в развитии хозяйства. Установление в Египте рабовладельческого строя способствовало орошению и осушению земель. Ежегодно чиновники собирали на эти работы десятки тысяч крестьян и рабов, которые строили каналы к «высоким полям», лежащим вдали от реки. В долине Нила значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель.
В Египте стали разводить приведенных из Азии лошадей и верблюдов. Ремесленники научились сплавлять медь с оловом. Такой сплав называется бронзой. Он много тверже и прочнее меди.
Новой столицей Египетского царства стал большой и красивый город Фивы.
Вся долина Нила от порогов до дельты была усеяна сельскими поселениями и городами. К середине II тысячелетия до н. э. население Египта составило 8 млн. человек, это была в то время самая густонаселенная страна древнего мира.
Рост населения и богатства Египта позволил фараонам создать самую большую армию, с которой они совершали завоевательные походы.
2. Завоевания фараонов. Первые египетские фараоны совершали завоевательные походы в соседние страны: Нубию (Эфиопию), Ливию и Синайский полуостров, откуда привозили множество рабов, золота, скота другие богатства.
Из Азии, Ливии и Нубии на Египет совершали набеги дикие пастушеские племена, и египетским фараонам приходилось думать и о защите границ. Но однажды одно пастушеское племя из Азии (гиксосы), воспользовавшись народным восстанием, свергло фараона и более ста лет господствовало в Египте.
Египтянам удалось прогнать гиксосов и восстановить на царствовании природных фараонов. После этого власть фараонов еще больше окрепла, и они начали совершать дальние завоевательные походы.
Около 1500 лет до н. э. фараон Тутмос III двинулся с войсками в Азию. В результате долгих войн ему и царствовавшим после него фараонам удалось завоевать Палестину и Сирию – страны, расположенные на восточном берегу Средиземного моря. Владения Египетского царства достигли на севере реки Евфрата, на юге фараоны завоевали Нубию, славившуюся золотыми рудниками.
Фараоны беспощадно грабили завоеванные страны. В Египет шли караваны верблюдов, тяжело нагруженных золотом и слоновой костью. Воины гнали стада скота и табуны лошадей, из Азии плыли корабли с дорогими сортами дерева, а по пустыне уныло брели длинные вереницы пленников.
Наибольшего могущества египетское государство достигло при фараоне Рамсесе II, прозванным Великим. Он совершил поход в Сирию и при городе Кадеш разбил войско хеттского царя. Фараон Рамсес II и хеттский царь Хаттусили III заключили в 1280 г. до н. э. мирный договор, по которому поклялись жить в мире и дружбе и поддерживать друг друга в случае восстания. Это был первый известный в истории мирный договор.
3. Упадок и гибель египетского государства. Захватнические войны фараонов, обогащавшие египетских рабовладельцев, подрывали силы Египта.
Взятые в войско египетские крестьяне гибли в битвах, умирали от лихорадки в болотистой Нубии и от зноя в пустынях Ливии и Азии. Участок воина обрабатывать было некому, и крестьянские хозяйства разорялись. Когда израненный и больной воин возвращался в родное селение, часто оказывалось, что его имущество расхищено, а жена и дети проданы в рабство.
Миролюбивому египетскому крестьянину претили завоевательные походы фараонов. Против завоеваний фараонов выступали и жрецы. Но жажда наживы и славы заставляла фараонов и их вельмож вновь и вновь насильно отрывать крестьян от земли и заставлять их умирать на полях битв в далеких странах.
У бедняков и рабов росла ненависть к фараону и рабовладельцам, наживающихся на их бедствиях. На территории Египта вспыхивали восстания бедноты и рабов. Не прекращали борьбы с захватчиками и покоренные народы. Как только египетское войско уходило из завоеванной страны, в ней начиналось восстание.
Начался упадок египетского государства. Население страны сокращалось, поля зарастали сорняком, казна была пуста, население не могло платить налогов, некому стало восстанавливать плотины и каналы.
В египетском войске все больше стало полков наемников, которые были ненадежны, могли перейти на сторону противника, кроме того, зная свою силу, наемники поднимались против фараонов и возводили на царство своих вождей.
Вначале Египет потерял все завоевания в Азии и Нубии, а в начале I тысячелетия до н. э. с трудом оборонялся от нападения соседей.
У Египта появились опасные соперники в Азии в лице Ассирийской и Вавилонской державы. Цари этих держав разбивали войска фараонов и требовали от них покорности и дани.
В конце концов, ослабленное египетское государство погибло под ударами новых завоевателей. В 525 г. до н. э. в Египет вторглось из Азии сильное войско персов. Часть наемников фараона ему изменила. Египетское войско было разбито. Персы завоевали весь Египет.
О знаменитых фараонах Египта. Тутмос III. Он правил 54 года и скончался в середине XV в. до н. э. Во время его правления египетское государство достигло пределов, за которые в дальнейшем фактически не выходило: от четвертых нильских порогов до Северной Сирии. Подвластные народы – эфиопы, ливийцы, сирийцы – платили Тутмосу III ежегодную дань. Огромное количество золота и слоновой кости поступало в Египет из Эфиопии, серебро, свинец и олово, ткани, красители, ценный камень лазурит – из Палестины и Сирии, строевой корабельный лес и ценившийся в древности кедр – из Ливана.
Рамсес II (XIII в. до н. э.) процарствовал 67 лет и умер в глубокой старости (его мумия прекрасно сохранилась). Он вел войны в Сирии и Палестине с царем Хеттской державы, находившейся на территории Малой Азии. От времен Рамсеса II сохранились огромный пещерный храм в Абу-Симбеле (у вторых порогов Нила) и исполинское изваяние фараона высотой 20 м.
? 1. Что способствовало росту могущества египетского государства и началу завоевательных походов фараонов?
2. При каких фараонах Египет достиг наибольшего могущества, раскажите о них и их завоеваниях (используйте материал параграфа и дополнительный материал). Составьте рассказ о египетском войске и его походе в чужую страну.
3. Чем было вызвано ослабление Египетского царства? Как погибло египетское государство?
§ 16. Религия Древнего Египта
Сохранившиеся до наших дней пирамиды, храмы и сфинкс говорят нам о былом могуществе египетского государства. Интересна и загадочна религия Древнего Египта. Неоценимый вклад внесли египтяне в сокровищницу мировой культуры.
1. Представления о богах. Религия египтян была языческой: поклонение силам природы и многобожие.
Когда египтяне занимались охотой и жили родовым строем, они представляли себе богов в виде зверей и птиц, а злых богов изображали в виде опасных хищников.
В каждом городе или области чтился свой бог или богиня, были обряды для их почитания и способ изображения их.
С развитием земледелия египтяне стали поклоняться Нилу и солнцу, как источникам жизни.
Египтяне думали, что где-то в пещере сидит бог Нила и льет из кувшина воду, а от того, сколько он выльет воды, зависит их жизнь. Бога солнца называли Ра. Думали, что Ра каждый день проезжает на золотой лодке по небу с востока на запад и вечером уходит в пустыню.
С образованием у египтян единого государства Ра стал главным богом, управляющим другими богами, как фараон Египтом. Его называли «царь богов».
Жрецы старались примирить веру в местных богов с верой в богов общих, они говорили: «Наш бог – тот же, что и у других, лишь иначе называется».
Один из египетских фараонов Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) хотел провозгласить Ра единым богом всего Египта и упразднить других богов, обратив их святилища в храмы солнечного бога. Он дал ему новое имя – Атон-Ра, что значит «солнечный диск». Введению единобожия воспротивились египетские жрецы. После смерти Аменхотепа они опять ввели поклонение многим богам. Египетские жрецы обладали многими тайными знаниями, в том числе знанием о существовании единого бога, которые передавали только посвященным людям. Они не хотели, чтобы религиозные знания были доступны простому народу.
2. Сказания Древнего Египта. От религиозных представлений египтян сохранились сказания или мифы. Особенно известны сказания о воскресшем боге и сказание о суде Осириса.
С запада и с востока к долине Нила подступают пустыни. Каждое лето перед разливом 50 дней подряд дует из пустыни горячий ветер-суховей и несёт жгучий, раскалённый песок. Люди и животные изнывают от духоты, слепнут от пыли. Растения вянут, под песком не видно зелени. Природа как будто умирает. Но вот прекращается суховей и начинает дуть освежающий ветерок с моря. Вся природа вновь оживает, как бы воскресает.
Отсюда возникло сказание об умершем и воскресшем боге природы. По этому сказанию, злой бог суховея – Сет пришёл из пустыни со своими 50 слугами. Он убил бога Осириса, помогавшего произрастать посевам. Однако так же, как воскресает природа, воскрес и Осирис.
По верованиям египтян, воскресший Осирис стал царём и судьёй в царстве мёртвых. Он судил умерших людей. Если человек не нарушал при жизни воли богов, его сердце было лёгким, и он оставался жить в царстве Осириса, где было много воды, а пшеница в рост человека. Грешников Осирис сурово наказывал: их пожирало страшное чудовище.
3. Вера в загробную жизнь. Египтяне считали, что человек состоит из трех частей: 1) тело, 2) душа или «двойник», изображающаяся в виде тени человека, и 3) дух, изображаемый в виде птицы. После смерти душа и дух покидают тело. Египтяне считали, что между добрыми и злыми духами идет непрерывная борьба за жизнь человека. Болезнь и смерть – это победа злых духов, которые не окончательно берут верх; за гробом продолжается спор добрых и злых сил. Первые охраняют, вторые стараются истребить ту часть человеческого существа, которая покидает тело после смерти.
По верованиям египтян, душа может вернуться в тело, если его сохранить. Для этого вынимали внутренности, вымачивали останки в соляном растворе и пеленали в белые ткани, пропитанные смолами. Так тело не разлагалось, а высыхало. Высохшие тела называют мумиями. Сделать мумию стоило очень дорого, это было доступно только богатым людям.
Древние египтяне верили сказаниям о богах и о «загробной жизни» и очень боялись суда Осириса.
В Древнем Египте была написана специальная книга, которая учила, как надо отвечать умершему на суде Осирису – «Книга мертвых».
Из «Книги мертвых». Ответ души простого египтянина на суде Осириса:
«Я не обманывал никого, не пребывал в праздности. Я не отнимал раба у господина его, не мучил вдов, не грабил могил, не охотился на священных животных, я чист, я давал хлеб и воду нищему, одежду – нагому, я приносил жертвы богам и кормил умерших».
Ответ души посвященного жреца на суде Осириса:
«Я не обидел ни мужа, ни жены, ни ребенка. Рук моих не запятнала кровь. Я не ел нечистой пищи. Не присваивал чужого имущества. Не лгал и не выдал великой тайны».
? 1. В чем особенность языческой религии? Можно ли религию Древнего Египта считать языческой? Докажите, что в верованиях египтян говорится об окружающей природе?
2. Почему в Египте возник миф о воскресшем боге?