bannerbanner
Детский сеанс. Долгая счастливая история белорусского игрового кино для детей
Детский сеанс. Долгая счастливая история белорусского игрового кино для детей

Полная версия

Детский сеанс. Долгая счастливая история белорусского игрового кино для детей

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 10

7

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

8

Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 55.

9

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузберга. М.: Эксмо, 2008.

10

Красінскі, А. В. Беларускае кіно: кароткі нарыс / А. В. Красінскі, В. І. Смаль, Г. П. Тарасевіч ; рэд. М. Ц. Лынькоў. Мінск: Выд ва Акад. Навук БССР, 1962.

11

Бондарева, Е. Л. По важнейшему адресу / Кино Советской Белоруссии: статьи, очерки, беседы / Сост. Е. Л. Бондарева. М.: Искусство, 1975. С. 138–151.

12

Светлов, Б., Чернушевич, А. О детях и для детей // Современное белорусское кино. Минск, 1985.

13

Дзіцячае кіно Беларусі / В. Нячай // Гісторыя кінамастацтва Беларусі : у 4 т. Т. 3 : Тэлевізійнае кіно: 1956–2002 гг. / навук. рэд. В. Ф. Нячай. Мінск : Беларус. навука, 2002. С. 188–217.

14

Нячай, В. Ф. Дзіцячае кіно Беларусі / Беларусы. Т. 12. Экраннае мастацтва / А. В. Красінскі [і інш.] ; рэдкал. : А. В. Красінскі [і інш.] ; Нац. акад. навук Беларусі, Ін т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы. Мінск : Беларус. навука, 2009. С. 311–338.

15

Нечай, О. Ф. Образ ребенка в белорусской экранной культуре / Антропология на рубеже веков : мат‑лы ІХ междунар. конф. «Экология человека в постчернобыльский период». Мн., 2002.

16

Нечай, О. Ф. Образы социальных сирот в кино / Экологическая антропология. Ежегодник : мат‑лы ІХ междунар. конф. «Экология человека в постчернобыльский период». Мн., 2003.

17

Кривоносов, А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью / Государство и право. 2003. № 7 С. 92–98.

18

Ковалова, А. Дореволюционное кино и… дети / Киноведческие записки. 2010. № 94/95. С. 362–377.

19

Александр Ханжонков – один из первых и крупнейших российских кинопромышленников. В его киноателье поставлен первый полнометражный игровой фильм в России – «Оборона Севастополя» – и первый кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида, или борьба усачей с рогачами» Владислава Старевича. После октябрьской революции Ханжонков покинул страну, но через несколько лет вернулся, впрочем, его попытки возобновить кинопроизводство оказались безуспешны.

20

Парамонова, К. К. Рождение фильма для детей: Некоторые вопросы истории детского кинематографа 1918–1926 гг. : Лекция. М., 1962. С. 4

21

Мастацтва Савецкай Беларусі : зб. дак. і матэрыялаў : у 2 т. Т. 1 : 1917–1941 гг. / Гал. арх. упр. пры Сав. Мін. БССР, Ін‑т гіст. партыі пры ЦК КПБ, Ін‑т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і факльлору Акад. навук БССР, Цэнтр дзярж. арх. Каст. рэвалюцыі і сацыяліст. буд‑ва БССР ; склад. :А. Я. Атрошчанка [і інш.]. – Мінск : Навука і тэхніка, 1976. – С. 176.

22

Урванцева, Н. Г. В. И. Ленин в детских играх 1920‑х гг. / Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 1. С. 14–17.

23

Бурмистров, А., Сальникова, А. Советское детское игровое кино 20‑х годов ХХ века и его юные зрители / Ученые записки Казанского университета. Т. 156. Кн. 3. Гуманитарные науки. 2014. С. 137.

24

Там же. С. 138—139.

25

Кино‑фильмы для детских кино‑сеансов / М. : [«Совет по внешкольному воспитанию и педпропаганде при Губсоцвосе МОНО»], «Мосполиграф» 18 тип. им. М. И. Рогова, 1928. С. 5

26

Общество друзей советской кинематографии создано в августе 1925 года по инициативе Главполитпросвета Наркомпроса и Ассоциации революционной кинематографии (АРК). Оно занималось кинофикацией страны, создавало кинокружки на предприятиях и в учебных заведениях, управляло кинолюбительским движением и в целом взяло на себя просвещение с помощью кино. В 1926 году председателем правления избрали председателя Высшего совета народного хозяйства Феликса Дзержинского. В 1934 году Общество прекратило существование.

27

Крупская, Н. К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. статей, выступлений и писем / Сост. О. И. Грекова и др.; 2‑е изд. М. : Просвещение, 1987. С. 134—135.

28

Лацис, А. И. Дети и кино / Главсоцвос. Наркомпрос ; под ред. Е. Угаровой; предисл. Пистрак. М. : Теа‑кино‑печать, тип. «Эмес», 1928. С. 26.

29

Воложинский, В. Где находился первый минский синематограф и о чем повествовали первые минские киноленты? / Белорусский портал TUT.by https:// news.tut.by/culture/344182.html

30

См. сноску 28. : Там же. С. 33

31

Кино‑фильмы для детских кино‑сеансов / М. : [«Совет по внешкольному воспитанию и педпропаганде при Губсоцвосе МОНО»], «Мосполиграф» 18 тип. им. М. И. Рогова, 1928.

32

Сьпіс фільм, якія маюцца ў БДК і дазволеных да дзіцячых сеансаў / Списки кинофильмов иностранного производства, изъятых Главрепеткомом Нарком‑ проса БССР из проката // Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 246 Оп. 1 Д. 153. С. 53.

33

Кино‑фильмы для детских кино‑сеансов / М. : [«Совет по внешкольному воспитанию и педпропаганде при Губсоцвосе МОНО»], «Мосполиграф» 18 тип. им. М. И. Рогова, 1928. С. 14

34

Об этом: Лойтер, С. М. Русский детский фольклор и детская мифология : Исследование и тексты. – Петрозаводск : КГПУ, 2001.

35

Джеки Куган – первый ребенок‑кинозвезда. Снимался в кино с раннего детства и прославился на весь мир в семь лет после фильма Чарли Чаплина «Малыш» (1921). В 1923 году родители Джеки заключили с киностудией рекордный контракт на полтора миллиона долларов. В 1930‑е годы интерес к нему стал падать, после совершеннолетия актер остался без работы и без денег.

36

В 1935 году Сергей Эйзенштейн начал работу над фильмом «Бежин луг» по следам трагедии Павлика Морозова. После просмотра чернового монтажа материал забраковали, съемку заморозили. Несмонтированные пленки позже сгорели во время бомбежки.

37

Нусинова, Н. «Теперь ты наша»: Ребенок в советском кино, 20–30‑е гг. // Искусство кино. 2003. № 12. С. 81–87.

38

Там же.

39

Келли, К. Товарищ Павлик. Взлет и падение советского мальчика‑героя / пер. И. Смиренская. М., Новое литературное обозрение, 2009.

40

Баранникова, Н. Б., Безрогов, В. Г. «Все разделилось вокруг на чужое и наше». К вопросу о локальном/глобальном в учебнике начальной школы 1900– 2000‑х гг. / Конструируя детское: филология, история, антропология. М.; СПб.: «Азимут»; «Нестор‑История», 2011. С. 150–167.

41

Протоколы заседаний 1‑го Всебелорусского совещания сценаристов, переписка с авторами о киносценариях // Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 246 Оп. 1 Д. 263 С. 242.

42

Культурный герой в мифах – герой‑созидатель, он упорядочивает мировой хаос, обучает людей ремеслам, словом, воплощает творчество и просветительство. Прометей, Геракл, Гильгамеш – примеры такого героя.

43

Кларк, К. Советский роман: история и ритуал. Екатеринбург, 2002.

44

ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) – в конце двадцатых и начале тридцатых годов группа ленинградских литераторов, провозгласивших отказ от традиционного искусства. Обэриуты выступали против «зауми» и испытывали смысловые пределы слов языковыми аномалиями, абсурдом, отсутствием и опровержением логики и другими экспериментальными приемами. Самые известные обэриуты – Даниил Хармс, Александр Введенский, Константин Вагинов.

45

Багров, П. Эдуард Иогансон / Киноведческие записки. http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/104

46

В 1927 году Самуил Маршак, будучи главным консультантом Детского отдела Государственного издательства в Ленинграде, привлек обэриутов к сотрудничеству. В декабре 1931 года возникло «дело детской редакции Госиздата» – редакцию обвинили в создании антисоветской группировки литераторов и «политической борьбе с Советской властью методами литературного творчества путем протаскивания в печать произведений для детей и юношества, содержащих контрреволюционные идеи и установки, и использования «заумного» творчества для маскировки и зашифровывания контрреволюционного содержания литературного творчества группы». Обэриутов арестовали для дачи показаний. Для Хармса и Введенского дело завершилось тюремным заключением и краткой высылкой из Ленинграда.

47

Дзига Вертов (псевдоним Давида Кауфмана) – режиссер документального кино, основатель советской документалистики. Его фильм «Человек с киноаппаратом» называют одним из лучших в истории кино. Используя приемы документального кино, Дзига Вертов создавал эмоциональный, сгущенный образ действительности.

48

Окна РОСТА – серия сатирических агитплакатов, которые выпускало Российское телеграфное агентство (РОСТА) в 1918—1920 годах. Нарисованные в узнаваемом, лаконичном и остром стиле, с оглядкой на традиции лубка, подписанные стихотворными строками, плакаты стали заметным и знаковым явлением ранней советской культуры. Самые известные авторы окон РОСТА – Владимир Маяковский, Дмитрий Моор, Михаил Черемных, Михаил Вольпин, Кукрыниксы.

49

Синявский, А. Что такое социалистический реализм // Антология самиздата. http://antology.igrunov.ru/authors/synyavsky/1059651903.html

50

Гройс, Б. Стиль Сталин / Утопия и обмен. Москва: Знак, 1993.

51

Добренко, Е. Социалистический реализм и реальный социализм (Советские эстетика и критика и производство реальности) // COLLOQUIA, № 18, С. 57–91.

52

Поэтический реализм – направление в европейском кинематографе 1930—1940‑х годов, изображавшее быт маленького человека любовно, поэтически. Самые известные приверженцы поэтического реализма – режиссеры Жан Ренуар, Жан Виго, Марсель Карне.

53

Все белорусские фильмы : каталог‑справочник в 2 т. / Авт. сост. И. Авдеев, Л. Зайцева; науч. ред. А. В. Красинский. Минск: Белорус. наука, 1996–2000. Т. 1. С. 107.

54

Малокартинье – время резкого сокращения производства в советском кинематографе, длившееся примерно с 1943‑го до 1953 года по сталинскому указу снимать «меньше, да лучше». В это время советский кинопрокат спасли трофейные фильмы.

55

История советского кино: 1917–1967 : В 4 т. / Под ред. Х. Абул‑Хасимова. М.: Искусство, 1969

56

Министерство кинематографии БССР было учреждено в 1944 году и спустя девять лет вошло в состав министерства культуры. Первым министром кинематографии БССР стал писатель и кинодраматург Микола Садкович.

57

Производственные документы киностудии «Беларусьфильм» за 1947 год // БГАМЛИ. Фонд 112 Опись 1. Дело 30. С. 72—73.

58

Дети партизана (Полесские робинзоны). Материалы по фильму // БГАМЛИ. Ф. 112 Оп. 1 Д. 333. С. 385.

59

Бухина, О. Гадкий Утенок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах. КомпасГид, 2016.

60

Миколка‑паровоз. Смета фильма // БГАМЛИ. Ф. 112 Оп. 1 Д. 171. С. 36.

61

Kimball, M. A. From Folktales to Fiction: Orphan Characters in Children’s Literature // https://www.ideals.illinois.edu/bitstream/handle/2142/8216/librar?sequence=1

62

Леонтьева, C. Г. Суггестивность в массовой пионерской словесности: советские ценности в прагматике текста // Пушкин и Калиостро. Внушение в искусстве и в жизни человека: Материалы конференции. СПб., 2005. С. 125–135.

63

Ковалов, О. Сатурн, пожирающий детей / Искусство кино. 2010. № 4. https://www.kinoart.ru/archive/2010/04/n4/article6

64

Маленький сержант. Дело сценария // БГАМЛИ. Ф. 112 Оп. 1 Т. 3 Д. 1144. С. 9–12.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
10 из 10