bannerbanner
В ловушке времен
В ловушке времен

Полная версия

В ловушке времен

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Шла мимо бывшего Якутского драматического театра. Здание было заброшенным и опустевшим. Я знаю, что это – мистическое место: в нем живет утраченное, ускользнувшее в небытие Время. Из темных окон театра глядело на меня Прошлое…

С этим архитектурным шедевром почти трехвековой давности связано много важных и знаковых событий города.

Красивое строгое и лаконичное здание имеет долгую историю. Самое старинное из первых каменных сооружений старого Якутска, когда-то это был Свято-Троицкий собор – первый Кафедральный собор Якутской епархии Русской православной церкви. Император Петр I сам лично дал разрешение на строительство каменного храма. На строительство этого великолепного собора ушло 20 лет, оно началось в 1708 году и завершилось в 1728 году. Храм был освящен 23 июля 1728 года. В этом году 23 июля исполняется 290 лет со дня окончания строительства Свято-Троицкого собора. Дата не совсем круглая, но все же знаменательная.

В изначальном варианте собор был отстроен в московском храмовом стиле XV века, который представлял собой высокий куб с одним куполом, устремленным ввысь к северным высоким небесам.

Когда Свято-Троицкий собор стал кафедральным, внешний вид церковного здания изменился, с четырех сторон были сделаны пристройки, появились новые купола, еще была построена отдельная колокольня.

19 июля 1859 года в Свято-Троицком кафедральном соборе Якутска состоялась первая Божественная литургия на якутском языке. Евангелие на якутском языке читал сам святитель Иннокентий Вениаминов.

Как свидетельствуют сохранившиеся документы, один из очевидцев записал:

«С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев… Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно всё богослужение, казались удивительными для самих якутов…

Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили Владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своём».

В следующем, 2019 году, будет 160 лет, как впервые святое писание прозвучало на якутском языке благодаря многолетнему труду целой плеяды известных своими богоугодными делами, высокой духовностью и нравственной чистотой священнослужителей-миссионеров, положивших много сил для перевода священных текстов.

С течением времен в Якутске были построены другие храмы и соборы, отличающиеся изысканностью и богатством архитектурного великолепия, но, как вспоминают старожилы столицы, этот старинный храм всегда был полон прихожан, верующие любили это намоленное святое место.


После революции, в конце двадцатых годов двадцатого века, собор был закрыт. С этого времени началась иная, но не менее интересная и загадочная, жизнь этого церковного сооружения. В 1929 году с храма сняли купола, а высокая красивая белокаменная колокольня была разрушена до основания. Собор стал Храмом Искусства. В здании был размещен Национальный театр, где на сцене блистали первые талантливые и именитые якутские актеры.

Для нас, современных людей, это здание всегда ассоциируется именно с театром и тесно связано с историей театрального искусства.

Впервые 18 февраля 1928 года была представлена сценическая версия олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» Платона Ойунского. В этом году исполнилось 90 лет со дня первой постановки олонхо. Несмотря на тяжелые политические обстоятельства (тогда остро стоял вопрос о националистических взглядах среди ведущей части якутской интеллигенции) Анемподист Софронов как руководитель театра смог содействовать первой постановке олонхо на сцене якутского театра. Вышла в газете «Кыым» от 1 марта 1928 года статья Платона Ойунского о постановке Якутского национального театра по мотивам его олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» (был взят небольшой отрывок в виде драмы «Туйаарыма Куо»). В своей статье Ойунский дал анализ постановки, подмечая слабые моменты, выразил надежду на дальнейшую театрализацию эпоса и пожелал успехов артистам молодого якутского театра. Это было своего рода благословение известного поэта, писателя и политика, определившее путь якутского театрального искусства. Окончательный вариант трехактной драмы «Туналганнаах Ньуурдаах Туйаарыма Куо» был завершен П.А.Ойунским 29 июля 1930 года. С 1934 года театр носит имя Платона Ойунского.

Олонхо в репертуаре Якутского государственного национального театра вновь появляется только в 1937—38 годах. Пожелтевшие страницы газеты «Кыым» за 1937 год сообщают, что 4, 5, 6 апреля 1937 года состоятся постановки на сцене Якутского государственного национального театра по мотивам якутского олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» драмы П.А.Ойунского «Туйаарыма Куо». Режиссерами-постановщиками драмы указаны М.В.Жирков, Г.М.Туралысов и В.В.Местников. До конца театрального сезона драма не сходит с театральной сцены и имеет огромный успех у зрителей. Шла постановка драмы П.А.Ойунского «Туйаарыма Куо» именно в здании бывшего Троицкого собора. Это был первый триумф якутского театрального искусства.

Стены этого древнего каменного храма слышали прекрасные чарующие голоса наших певиц, стоявших у истоков театра, – первой исполнительницы роли Туйаарымы Куо неотразимой Александры Новгородовой, несравненной Екатерины Захаровой, преждевременно угасшего «певчего жаворонка» якутской сцены, бесподобной Анны Егоровой, очаровательной Анастасии Лыткиной. В этих стенах ожили драмы Шекспира, произведения русских классиков, пьесы и оперетты якутских писателей. Среди народа до сих пор ходят легенды о театре тех времен. Столько прекрасных премьер было, бурных оваций прогремело в этом удивительном месте.

Дипломный спектакль молодого режиссера Андрея Борисова «Желанный голубой берег мой…» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» состоялся в 1982 году в этом же здании бывшего Кафедрального собора. Это событие стало вехой в новом, совершенно другом пути Якутского драматического театра. Спектакль стал крупным художественным открытием якутского, российского театрального искусства. Это была последняя триумфальная премьера в этих старинных стенах.

В 1982 году театр переехал в новое здание. Бывший храм долго пустовал, стоял заброшенным, пока им не заинтересовался директор Театра Эстрады Василий Филиппов, ведь в те дни труппа театра была без собственного помещения. Древние каменные стены самого старого собора Якутска снова приняли людей искусства. Здесь еще появился ресторан «Чароит».


В 1994 году открылась одна из тайн этого древнего сооружения. Когда шли ремонтные работы канализационных коллекторов, были обнаружены три захоронения священнослужителей. О том, что вокруг Кафедрального собора был старинный погост, к тому времени никто не помнил и не знал, в старых планах города он не значился. Судя по обнаруженным останкам, здесь хоронили священнослужителей. Скорее всего, погост, где нашли вечный покой одни из первых священнослужителей Якутска, был очень старинным и небольшим по площади. В наши дни это кладбище у Троицкого собора не имеет никаких внешних признаков.

Среди старожилов Якутска бытует много мистических легенд, связанных с этим храмом. Как-то, гуляя по осеннему городу, я долго стояла у заброшенного здания бывшего собора и театра. Вдруг ко мне подошла пожилая женщина и спросила:

– Вы тоже здесь работали?

– Нет. Просто я люблю старинные здания, мне всегда интересно ловить в них ускользнувшее Время, – ответила я ей.

– А я давно девчонкой работала в швейном цехе театра. Когда мимо прохожу, всегда задерживаюсь и вспоминаю один загадочный случай, – начала беседу моя новая знакомая.

Я сразу заинтересовалась ее рассказом. Несмотря на холодную погоду, мы пошли в сторону площади Дружбы и сели возле Театра оперы и балета. Пожилая женщина начала свой рассказ:

«В 50-х годах прошлого века я была совсем молоденькая, после окончания семилетки устроилась в швейный цех театра, через знакомых узнали, что я хорошо шью и вышиваю. Тогда в театре ночным сторожем работал Слепцов Михаил Васильевич – очень общительный человек в возрасте. Был одиноким, поэтому жил в здании театра в маленькой комнатке, был очень аккуратным, сам умел мастерить, даже шить, поэтому его жилая комнатка была очень уютной.

Однажды Михаил Васильевич уехал по каким-то делам на родину, родом он был из Таатты. Начальство театра попросило меня заменить его на несколько дней, посторожить ночью. Три ночи дежурства прошли нормально, тишина и покой. Я делала два раза обход помещения и ложилась где-то с 2-х часов ночи и спала до 6 утра.

Но на четвертый день, в ночь последнего дежурства, произошло нечто странное. Глубокой ночью я легла на старый деревянный топчан, с головой укрылась одеялом, вроде уснула. Вдруг меня разбудило какое-то странное пение. Как церковное. Откуда-то издалека доносился красивый голос. Я вышла в коридор. Там при свете тусклых лампочек в проеме двери – стройный силуэт священника в рясе… Как ни странно, мне не было страшно. Я вернулась в свою каморку, мои уста сами начали произносить молитву: «Отче наш». Сама даже удивилась, что знаю слова этой молитвы. Я ни библию, ни молитвослов тогда в руках не держала, никогда в церковь даже не заходила, комсомолкой же была. А тут молитву знаю, оказывается. Мистика какая-то. Помолилась, и все утихло. Я легла спать с чувством какого-то облегчения, с тех пор начался мой долгий путь к Вере и Богу.

Утром пришла домой и рассказала бабушке, что со мной произошло. Бабушка, выслушав мой сбивчивый рассказ, сказала: «Зиночка, люди рассказывали, что возле храма был когда-то в старину погост, где хоронили священников и знатных людей города, совершивших богоугодное дело. Может, потревожили их вечный покой, поэтому всякие вот такие странные явления происходят».

С этого дня я стала как-то по-иному смотреть на мир и на людей, на жизнь вообще. Мне показалось, что я прикоснулась к вечности. И долго во мне звучало то прекрасное церковное пение.

Когда вышла на работу, встретила Михаила Васильевича. Улучив момент, чуть стесняясь, спросила: «Михаил Васильевич, ночью здесь странные явления не происходят?»

Старик удивленно на меня посмотрел, как-то странно улыбнулся, молча пожал плечами. Я сразу поняла, что он не желает говорить о таких вещах. Я постеснялась дальше спрашивать. Тогда мы, девчата тех лет, очень скромные и стеснительные были. С мужчинами не заговаривали первыми, я только вот с Михаилом Васильевичем могла запросто разговаривать, ведь он был такой общительный и добрый, у него всегда были шутки-прибаутки, все в театре уважали и любили его.

Вот такая странная история произошла со мной в те далекие 50-е. Я в театре всего полгода поработала, потом на учебу поступила, бухгалтером стала…

Но в театр этот старинный очень любила ходить, не пропускала ни одной премьеры, и сейчас хожу в театры», – закончила рассказ Зинаида. Мы попрощались и разошлись.

Я пошла опять же по улице Каландаришвили, снова мимо опустевшего старинного здания, которое хранило память о многих ярких моментах истории нашей столицы, жизни именитых людей республики.

22 января 2014 года епископ Ленский и Якутский Роман совершил молебен в помещении, где в былые времена находился иконостас. Стены старинного собора вновь, спустя почти три века, услышали церковное пение и слова священного писания. Храм вернулся к своим истокам. В конце мая 2014 года Министерство культуры Якутии передало здание Якутской и Ленской епархии.

В данное время после передачи Кафедрального собора Ленской и Якутской епархии, ведутся восстановительные и реставрационные работы.

В планах – реконструкция колокольни, от которой остался только фундамент, и восстановление воеводского дома.

16 марта 2016 года состоялась встреча архиепископа Романа с Виктором Дьяконовым – научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН. По предложению архиепископа Романа Дьяконов В. М. и сотрудники института будут осуществлять археологический надзор территории Троицкого собора и проводить археологические изыскания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2