bannerbanner
Душа человека. Смысл жизни
Душа человека. Смысл жизни

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Хорошо всё это разъясняет А. Р. Фокин, богослов, доктор философских наук, в статье «Различные патристические подходы к вопросу происхождения человеческой души»: «Традуционизм, то есть учение о передаче души вместе с телом от родителей было подробно обосновано Тертуллианом (160–220), который придерживался учения о телесности души. Механизм передачи души ребенку от родителей он объяснял следующим образом: у души, так же как и у тела, есть свое семя, которое одновременно с телом внедряется в утробу матери. Поэтому душа и тело каждого человека зачинается, образуется, совершенствуется и рождается одновременно.

То, что по свидетельству Библии душа и тело человека изначально имела различное происхождение, по мнению Тертуллиана не противоречит этому учению, ведь они только сначала были разделены между собой, как прах земной и дыхание Божественного духа, а после соединения образовали одного человека, в котором они столь тесно соединились и смешались друг с другом, что их семена стали чем-то единым; и таким образом роду человеческому был передан обычный способ размножения, когда душа и тело человека передаются от родителей в момент зачатия. Этой теории придерживалось немало известных богословов.

Преимущество теории традуционизма в том, что соответствует сказанию в Библии, что Бог в седьмой день почил от дел Своих. Также легко обосновать распространение и передачу первородного греха от первых людей к их потомкам. Однако существенным недостатком этой теории является несовместимость бестелесной, неделимой человеческой души и принижение ее достоинства как созданной по образу и подобию Божию. Кроме того, возникает вопрос о происхождении души Иисуса Христа....

Креационизм, то есть учение о непосредственном творении Богом каждой человеческой души, имеет чисто библейские истоки. При этом одни считают, что душа творится одновременно с телом, другие – после образования тела в утробе матери. Бог постоянно творит души человеческие согласно словам Иисуса Христа: «Отец Мой делает, и Я делаю» (Ин 5:17). А также из слов книги Екклезиаста: «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». (Екк 12:7). Преимущество теории креационизма в том, что сохраняется представление о душе как бестелесной, неделимой и неразрушимой субстанции, имеющей высшее происхождение.

Однако сторонники этой теории сталкиваются со значительными трудностями. Во-первых, постоянное творение Богом душ противоречит словам Библии о том, что Бог в седьмой день почил от дел своих (Быт. 2:2-3). Во-вторых, здесь не просматривается передача потомкам первородного греха Адама, и получается, что творимые Богом души человеческие появляются безгрешными. В-третьих, постоянное творение душ каждого человека ставит Бога в положение должника, который всякий раз обязан сотворить душу вновь рожденного ребенка».

Некоторые богословы пытаются соединить теории креационизма и традуционизма тем, что разделили душу человека на низшую животную и высшую божественную. Так, апологет Татиан полагал, что в человеке есть «высший дух» или «божественный дух», приходящий с неба и несущий в себе образ и подобие Божие; а есть также «низший дух», называемый человеческой душой, которая имеет земное происхождение. Неразумная животная душа человека передается через телесное семя в зачатии, а высшая разумная душа приходит в этот момент с неба непосредственно Богом или при посредстве ангелов, она соединяется с содержащейся в семени животной душой. Однако эта версия также имеет серьезные недостатки, поскольку вступает в противоречие с принципом неделимости и единства человеческой души, утвержденным многими авторитетными отцами Церкви и церковными соборами.

Все мусульманские концепции о душе основаны на текстах Корана, где относительно происхождения души сказано почти то же самое, что во второй главе книги «Бытие». Например: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму. А когда Я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь» (15:28,29). И еще: «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: “Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного”» (17:85). Основным источником учения о душе является книга Китаб ар Рух («Книга о душе»).

Другая версия, распространенная в восточных религиях, заключается в том, что душа человека – часть мировой души. Мировая душа – единая внутренняя природа мира, мыслящая как Высшее живое существо (Бог), обладающее стремлениями, представлениями и чувствами.

В кришнаизме душа – это пограничная энергия Кришны, проявление Господа, которая тождественна Ему и в то же время отличается от Него (44, Мадхья 20.108).

В брахмаизме Атман (душа) также подобен Брахману, но все-таки отличается от него.

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами в своей книге «Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма» пишет: «Наша душа была создана по образу и подобию Изначальной души, Бога Шивы, но она отличается от Изначальной Души тем, что она незрелая. В то время как Шива есть неэволюционное совершенство, мы находимся в процессе эволюции».

Вообще же идея о несотворимости души и вечности ее существования была популярной во многих религиях мира. Будучи не в состоянии объяснить, откуда берутся души людей, верующие полагали, что они просто всегда существовали до рождения человека и переходили от предка к потомку.

Аллан Кардек в «Книге Духов» приводит вопрос и ответ духа на эту тему:

80. - Творение Духов совершается ли постоянно, или оно совершилось однажды только в начале времени?

«Оно совершается постоянно; то есть Бог никогда не переставал творить».

- Создаются ли Духи непосредственно, или же они происходят один от другого?

«Бог творит их, как и другие создания, силою Своей воли, но, еще раз повторяю, происхождение их - тайна».

Майкл Ньютон, американский гипнотерапевт, (1931–2016) в своей книге «Предназначение души» пишет на основе сообщений людей, введенных им в гипнотическое состояние: «Моя душа была сотворена из огромной, несимметричной формы облачной массы. Я был исторгнут как крошечная частичка из этого мощного, пульсирующего, голубоватого, желтоватого и белого света. Пульсирующая масса испускала град таких частичек. Некоторые падают назад и вновь поглощаются массой, но я продолжаю двигаться вперед, и меня уносит в потоке с другими душами, подобными мне. Следующее, что я помню, это то, что я нахожусь в замкнутой сфере, где очень любящие существа заботятся обо мне.

Я помню себя в своего рода яслях, где мы размещены в отдельных ячейках (как в ульях), словно инкубаторные яйца. После того, как я стал лучше осознавать происходящее, я узнал, что нахожусь в инкубаторном мире Урас. Не знаю, как я попал туда. Я подобен яйцеклетке в эмбриональной жидкости, ожидающей своего оплодотворения, и я ощущаю, что здесь много других клеток молодой энергии, которые пробуждались вместе со мной. Здесь также имеется группа матерей, прекрасных и любящих, которые… прорывают наши ментальные оболочки и освобождают нас. Вокруг нас - вращающиеся потоки интенсивных, подпитывающих огней, и я слышу музыку. Вскоре меня забирают из Ураса и присоединяют к другим детям уже в другом мире. Лишь в редких случаях мне удается услышать подобные рассказы о «взращивании» душ от очень продвинутых Субъектов. Это «специалисты», известные как Инкубаторные Матери» - пишет Майкл. Это описание похоже на кадры из фантастического фильма.

Доналд Уолш, американский писатель, в своей книге «Беседы с Богом» приводит ответ «бога» о происхождении душ человеческих: «Сгустки энергии, которая уплотнилась и образовали изолированные объекты, заключающие в себе физические существа, - это и есть то, что вы называете душами. Мы говорим здесь о тех частях Меня, которые стали множеством вас». То есть, не душа в теле, а тело в душе, и души – части Бога, как будто Бог делится на части.

В этой книге Уолш запросто беседует с «богом», как с корешем, например: «Эй, Ты же Бог. Не ругайся». А «бог отвечает: «Кто ругается? Я констатировал факт. Я сказал: «Адово пламя, страхи – все еще работают» (страница 146). Уолш писал свои произведения, как это обычно бывает, под диктовку какого-нибудь духа, разбавляя своими домыслами. Таких примеров много, пишут целые тома, но никто не называет «Богом». Поэтому никакого доверия к к книгам Уолша нет, и в дальнейшем ссылок на них приводить не будем.

Есть также версия, что душа зарождается в теле человека, как бабочка в куколке, и по смерти человека уходит в мир иной реальности. И.В. Бояшов в своей книге «Кокон. История одной болезни» пишет: «Другие свидетельствуют –зарождаясь, вырастая и распрямляясь в коконе-человеке, душа оставляет затем без всякого сожаления скукожившуюся оболочку – там, впереди, для освободившейся бабочки нет ни мытарств, ни смерти, есть лишь беспредельный и вечный полет ее к удивительным хрустальным и светящимся мирам».

Ясно лишь одно: мы никаким образом не можем узнать о собственном духовном происхождении. Даже духовные существа Того мира этого не знают. Остается лишь надеется и верить, что наша душа от Бога, как и малые дети верили словам мамы что она нашла их в капусте.

Соединение души с телом

«Тот способ, каким души соединяются с телами

и становятся живыми существами, в полном

смысле слова удивителен и непонятен

для человека: а между тем это и есть человек»

Аврелий Августин


Существуют четыре версии соединения души с телом: 1) во время зачатия, 2) в период беременности, 3) во время рождения ребенка, 4) от зачатия до рождения. Рассмотрим эти версии.

Первая версия: душа и тело соединяются в момент зачатия.

Теорию традуционизма, то есть учение о передаче души вместе с телом от родителей, нужно отбросить как несостоятельную. Передача части души от отца посредством сперматозоидов – нелепая версия, так же, как и библейское сказание об одновременном творении Богом души и тела.

Но есть оккультная версия, которую излагает английская оккультистка Дион Форчун (Мэри Ферт Эванс, 1890–1946). В своей публикации «Эзотерическая философия любви и брака» она пишет: «В момент полового союза формируется психический вихрь, напоминающий водяной смерч, воронкообразное завихрение, которое поднимается в другое измерение. По мере слияния одного тела с другим вихрь поднимается во всё более высокие планы».

Во всех случаях здесь участвуют физическое, эфирное и астральное тела, поэтому, когда вихрь поднимается до астрального плана, то какая-то душа, находящаяся там, может быть втянута в этот вихрь, если она созрела для воплощения, и таким образом входит в сферу родителей. Если вихрь поднимается выше астрального плана, в эту сферу могут входить души различного типа, но такая высота – редкость, и поэтому говорится, что человек – порождение страстного желания, поскольку лишь немногие наделяются порождением чего-либо иного».

Вообще-то в нашей обычной жизни мы как-то интуитивно чувствуем, что есть разница, как зачат ребенок: с любовью или без любви, с желанием или без желания, намеренно или случайно, но почему это так, объяснения не находим. Так вот эта версия, может быть, и объясняет разницу в зачатии, которую подсказывает наша интуиция?

Доктор технических наук В.В. Налимов (1910–1997) также придерживается этой точки зрения и в публикации «Спонтанность сознания» пишет, что за пределами Земли существует бесконечное космическое информационное поле. В момент любовного слияния возникает энергетический вихрь, который спиралеобразно пронизывает материю и, поднимаясь до этого поля, захватывает душу будущего человека. При этом чем сильнее любовь, тем более высокие души захватывает этот вихрь.

Рассмотрим эту версию. Сущность процесса оплодотворения заключается в слиянии женской и мужской половых клеток. Женская яйцеклетка состоит из ядра и протоплазмы, поверхность ее покрыта блестящей прозрачной оболочкой и окружена гранулезными клетками, образующими лучистый венец. Яйцеклетки образуются в яичниках женщины, которые расположены в брюшной полости. Через каждые примерно 28 дней они выделяют одну (редко больше) яйцеклетку. Она очень маленькая, меньше точки в конце этого предложения.

Сперматозоид состоит из головки, шейки и хвостика. Головка содержит ядро, несущее наследственные признаки отца. Благодаря хвостику сперматозоид передвигается со скоростью 2-3 мм в минуту.

При половом сношении во влагалище женщины извергается сперма, в которой содержится более 40 миллионов сперматозоидов. Во влагалище часть сперматозоидов погибает под действием кислой среды, а наиболее жизнеспособные из них проникают в полость матки и через 1,5–2 часа достигают маточных труб, где они встречаются с яйцеклеткой. Яйцеклетку окружают миллионы сперматозоидов, но внедряется в нее один, иногда два, три и более.

Ядра обеих половых клеток сливаются в одно ядро, и таким образом образуется оплодотворенное яйцо – зигота. С этого момента начинается беременность. Проникший в яйцеклетку сперматозоид в конечном итоге разрушается, от него остаются лишь хромосомы, образующие единый набор с хромосомами яйцеклетки. Все сперматозоиды, не попавшие в яйцеклетку, погибают, распадаются и всасываются слизистой оболочкой труб. Таким образом, функция сперматозоидов состоит в доставке в яйцеклетку генетической информации и стимуляции ее развития.

Получив от сперматозоида и яйцевой клетки по 23 хромосомы, новая клетка – оплодотворенное яйцо, содержит 46 хромосом, т. е. полный набор, характерный для клеток тела человека. Одна из хромосом каждой пары получена от отцовского, другая – от материнского организма. Вот почему человек наследует признаки от обоих родителей. Оплодотворенная клетка является основой организма будущего человека, в ней заложено все: пол, группа крови, цвет глаз, строение всех белков организма и т. д. Логично предположить, что здесь и поселяется душа.

Л. Рон Хаббард в «Дианетике» (современная наука душевного здоровья) пишет: «В Дианетике при лабораторных условиях мы обнаруживаем, к своему изумлению, что клетки разумны, причем разумны каким-то необъяснимым в данный момент образом. Если мы не выдвинем утверждения, что человеческая душа вселяется в сперматозоид и яйцеклетку в момент зачатия, то в отношении многих явлений нельзя будет утвердительно сказать ничего, кроме того, что клетки действительно до какой-то степени разумны».

Но для этой версии существуют неразрешимые вопросы.

Применение противозачаточных средств. В качестве противозачаточных средств люди применяют презервативы, таблетки, свечи, кремы, колпачки, кольца и другие средства контрацепции. И когда эти средства применены, соответственно, яйцеклетка не оплодотворена, но душу втянуло психической воронкой силой страсти, то куда ей внедряться? У отца своя душа, у матери - своя, а третьего субъекта нет.

Оплодотворение искусственным путем (в пробирке). Это производится следующим образом: из организма женщины извлекают яйцеклетки и помещают в пробирку с питательной средой, потом туда добавляют суспензию из нескольких тысяч сперматозоидов. Через 2–3 часа один или несколько сперматозоидов проникают в яйцеклетку и оплодотворяют ее. Через 2–5 дней оплодотворенную клетку – эмбрион переносят в матку женщины. Сегодня во всем мире насчитывают пять миллионов «детей из пробирки». Разумеется, здесь никакой страсти нет, которая бы по оккультной версии втянула душу. Но и эти дети тоже с душой.

Многоплодная беременность, при которой одновременно развиваются несколько плодов – двойня, тройня, четверня, пятерня и даже шесть и семь плодов. При этом несколько созревших яйцеклеток оплодотворяются разными сперматозоидами и в матке оказываются сразу несколько зародышей. Таких близнецов называют разнояйцевыми (дизиготными). Они отличаются друг от друга, как и родные братья и сестры, рожденные в разное время. На Земле живет более ста миллионов близнецов, и у всех своя душа. Выходит, что при зачатии вошли сразу несколько разных душ и обитают в утробе матери весь период беременности.

Однояйцевые близнецы - когда одна оплодотворенная яйцеклетка делится на две или более частей, каждая из которых в дальнейшем развивается самостоятельно. Они имеют одинаковый пол, группу крови, очень похожи внешне и по характеру. Что же получается: одна душа при зачатии разделилась на несколько частей?

Кроме того, существует самопроизвольное абортирование, «феномен исчезнувшего близнеца», и возникает неразрешимый вопрос: куда девается душа у выкидыша и у исчезнувшего близнеца? Таким образом, и эту красивую оккультную версию тоже приходится признать несостоятельной.

Вторая версия: душа соединяется с телом плода в утробе матери – также вызывает естественный вопрос: когда, в какой период беременности? Здесь тоже немало предположений.

В иудаизме считается, что душа входит в тело на сороковой день после зачатия. Как поясняет это раввин Элиягу Эссос: «В тот момент, когда капля мужского семени попадает в женскую яйцеклетку, она вносит лишь энергию духовного свойства, переданную ей Всевышним. На процесс зачатия приходится три дня, во время которых эта энергия сохраняется. Эти три дня являются символом трех духовных качеств – интеллекта, интуиции и стремления к высшей цели. После соединения двух яйцеклеток еще 37 дней требуется для того, чтобы «объединенным» клеткам был дан духовный «туман», «пар». Некая взвесь из маленьких капелек, которые потом соединяются и создают сосуд, необходимый для получения души. По прошествии 40 дней сосуд готов к получению души. С данного момента возникает плод человека. К сороковому дню этот плод получает от Творца «задание». В продолжении девяти месяцев душа будет сформирована окончательно».

В соответствии с исламскими источниками, душа вселяется в зародыш после четвертого лунного месяца от зачатия, то есть после 120 дней развития. Об этом говорится в хадисе, переданном Абдаллой ибн Масудом (см. интернет): «У каждого из вас все составляющие его творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню как капля, потом находятся столько же как сгусток, потом находятся столько же как разжеванный кусок мяса (мудга), потом Аллах посылает к нему Ангела с четырьмя указаниями: пишет ему его деяния, продолжительность его жизни, его пропитание и какая будет его жизнь. Потом вдыхает в него «Дух».

Митрополит Макарий (Булгаков, 1816–1882), глава Священного Синода, писал в православно-догматическом Богословии: «Когда же именно творятся души человеческие и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит в утробе матери постепенно; а душа – существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению православной Церкви, «в то время, когда тело образуется уже и сделается способным к принятию оной».

Но когда плод в утробе готов к принятию «оной»?

Отец Серафим учит в интернете: «Душа дается Богом уже впоследствии, когда появляется телесная видимость человека в утробе матери». И что же: Бог смотрит, что там появилось, дать душу или не дать?

Духовный учитель Шри Чинмой в своей книге «Смерть и реинкарнация» на вопрос «Когда душа входит в тело», отвечает так: «Время между шестым и восьмым месяцами до рождения, являются обычным временем, когда душа входит в тело. В редких случаях она может войти в момент зачатия. Самое позднее время, когда душа может войти – обычно примерно за тринадцать-четырнадцать дней перед тем, как рождается ребенок. В очень редких случаях душа входит в тело всего за два-три дня до рождения, а иногда она может прийти даже вскоре после рождения». То есть Шри Чинмой на этот вопрос конкретного ответа не дает.

Майкл Ньютон в своей книге «Путешествия души» приводит ответы на эту тему людей (субъектов), введенных им в гипнотическое состояние. Субъект: «Я привык входить в развивающийся мозг примерно на четвертом месяце, и хотя наши Гиды дают нам в этом отношении некоторую свободу действия, я никогда не вступаю после шестого месяца. Когда я вступаю в лоно матери, я создаю красный свет плотной энергии и направляю его вверх и вниз – вдоль спинного мозга ребенка., входя по сети нейронов в мозг».

И еще, другой субъект говорил: «Я вошел в мое нынешнее тело на восьмом месяце. Я предпочитаю входить на последней стадии, когда мозг крупнее, и у меня есть больше возможности работать с ним во время соединения».

А также. Субъект: «Честно говоря, слияние еще не заканчивается даже для меня. Я говорю со своим телом, как со вторым существом, вплоть до шести лет. Лучше не формировать полное слияние. Мы какое-то время играем в игры, как два отдельных существа».

Ну, вот, они там, в утробе, еще играют в какие-то игры! Вообще, никакого доверия к книгам Майкла Ньютона нет. Никто не знает, что такое гипноз. Зато известно, как на сцене загипнотизированный человек выполняет волю гипнотизера: представляет себя петухом, кукарекает и хлопает руками как крыльями; может ощутить жару на берегу реки и раздеваться на сцене; может стать «деревянным» и, лежа головой и пятками на стульях, выдерживать при этом вес человека, севшего на него и так далее. Учитывая, что Майкл Ньютон был приверженцем индуизма, начитан эзотерической литературой, возможно «субъект», находясь в гипнотическом состоянии, воспринимает его идеи, добавляя свою фантазию, как это бывает во сне.

Контактёру Кирилловой Ирине «учитель» свыше сказал следующее (см. интернет): «На 21 день поселяется душа к эмбриону. Это не простой вопрос. Это сложнейшая технология. Он захватывает несколько этапов. По мере роста ребенка в лоне матери, Душа все больше прикрепляется к физическому телу. Поэтому мама сначала чувствует, что он толкается, что он слышит ее и понимает».

Этот же «учитель» сказал Ирине, что «Все тело создается в соответствии с планом души. Это Душа создает физическое тело. И то мнение, что в момент рождения вселяется Душа, в корне неверно. Физическое тело – это творение Души. Она его создает». Здесь «учитель» что-то напутал: душа создает физическое тело, как Бог человека из праха земного.

Есть также мнение, что душа соединяется с телом плода в утробе матери, когда начинает биться сердце. Сердце начинает биться на третьей неделе, но по факту сердца, как такового, еще нет, это просто сосудистая трубка, которая, сокращаясь, прокачивает кровь по сосудам. Затем появляются перегородки, камеры и окончательно завершается образование сердца к 22 неделе развития плода. Сердце пульсирует за счет сокращения сердечных клеток, а не потому, что его «толкает» душа.

Но попробуем аргументировать какое-либо мнение.

Рассмотрим внутриутробное развитие ребенка. После оплодотворения яйцеклетка продвигается по маточной трубе и одновременно делится на 2, 4, 8, затем на 16 клеток и т. д. Этот период клеточных делений называется дроблением и завершается образованием бластулы – многоклеточного зародыша округлой формы. Через 4–5 дней бластула попадает в полость матки. В течение двух дней зародыш остается в матке свободным, за это время исчезает его непроницаемая защитная оболочка. На 6– 9-й день зародыш погружается в слизистую оболочку матки и прикрепляется к ней. Это называется имплантацией (прививкой), после чего зародыш начинает получать питание из организма женщины.

Клетки продолжают делиться, распределяясь по трем слоям, из которых в дальнейшем образуются ткани и органы. Из наружного слоя клеток образуются покровные ткани и нервная система. Из среднего слоя развиваются мышцы, печень, почки, скелет. Из внутреннего слоя развиваются внутренние органы, в частности система пищеварения.

Вторая неделя. Вокруг делящихся клеток возникает своеобразный «мешок» – околоплодный пузырь, который постепенно заполняется жидкостью. Начинает образовываться плацента, которая соединяется с развивающимся эмбрионом пуповиной. Через пуповину из крови матери младенцу доставляется питание, вода, минеральные вещества и кислород, а отработанные продукты сбрасываются обратно в плаценту, чтобы быть выведенными организмом матери.

Третья неделя. Сгусток клеток еще не достигает половины миллиметра в диаметре, но в нем уже имеются примитивные дыхательные щели, трубка, которая затем превратится в сердце, и зачатки центральной нервной системы. Зародыш по форме почти не отличается от зародыша лягушки.

Четвертая неделя. Начинает образовываться лицо, и появляются темные круги там, где будут глаза. Развиваются рот, нижняя челюсть и горло. Принимают свою форму собственные кровяные клетки, и начинается кровообращение. К концу этой недели тонкая сердечная трубка будет пульсировать 65 раз в минуту. Эмбрион вырастает в 10 000 раз, по сравнению с моментом зарождения.

Пятая неделя. Начинают формироваться уши, появляются зачатки рук и ног, образуется от восьми до десяти позвонков, создается головной и спинной мозг, продолжает развиваться нервная система.

Шестая неделя. Развивается пищеварительный тракт, заканчивается формирование позвоночника. Эмбрион теперь имеет длину чуть меньше сантиметра. Появляются зачатки половых органов, до этого периода все эмбрионы являются потенциально обоеполыми.

На страницу:
3 из 4