bannerbanner
Пора учиться любви, или Как воспитать Homo amoris
Пора учиться любви, или Как воспитать Homo amoris

Полная версия

Пора учиться любви, или Как воспитать Homo amoris

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

В рамках эволюционных процессов рост разнообразия жизненных процессов, способствующих удовлетворению потребностей человека, может рассматриваться как стимулирование формирования и закрепления эффективных способов адаптации к окружающей среде.

Жизненные процессы любого существа сами по себе настолько важны и содержательны, что многим индивидам именно они представляются главным смыслом жизни. По этой причине они стремятся к максимальному комфорту любой ценой, однако при этом часто не считаются с интересами других.

Бесконечные возможности присущего жизни Разума, в том числе, познавательные и творческие возможности homo sapiens, реализуется в ходе научно-технического и духовного прогрессов.

Прогресс в Эволюции характеризуется тем, что в истории Земли постепенно возникают все более высокоразвитые биологические существа, то есть существа, которые становятся все более восприимчивыми к окружающему их миру и все лучше приспособлены к нему.

Прогресс, начиная с изобретения человеком каменных орудий труда и колеса и кончая созданием и массовым использованием всевозможных машин, компьютеров и проч., являл собой движение вперед, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Прогресс – это развитие человечества в направлении к более совершенному состоянию.

Научно-технический прогресс (НТП) – это поступательное развитие науки и техники, стимулирующее как материальное производство, так и непроизводственную сферу и кардинально влияющее на развитие общества. В XVII–XIX веках сформировалось модернистское понимание НТП как инструмента бесконечного совершенствования человеческого общества и окружающей среды на основе непрерывно растущего вала научно-технических знаний. К началу XX века это понимание трансформировалось в идеологию научно-технического оптимизма, проповедующую всесилие прогресса, способного осчастливить человечество. Однако во второй половине XX века стали очевидными не только всесилие НТП, не только его позитивные, но и негативные следствия, в первую очередь в сохранении мира на нашей планете и в сохранении самой планеты.

Распространились и опасные технократические иллюзии – людей стали убеждать в том, что наука все может и технически все осуществимо. Пропагандируется вера в неограниченное могущество науки и техники и в якобы свободные от нравственных норм научные исследования. Авторитетное ученые и политики стали утверждать, будто наука сделала человека таким могучим, что ему теперь под силу фундаментальные изменения природы и всего живого. И вот уже ставится задача добиться господства человека над всей природой. Так за последние годы XX – начала XXI веков сформировался новый тип цивилизованного развития – так называемая техногенная цивилизация, и современный мир перешел на технологии тотального разрушения экосистем и естественных сообществ организмов, деформации и кардинальных, но не всегда целесообразных, изменений окружающей среды и одновременно – на разрушение духовности человечества. Всё это привело к глубочайшему кризису современной цивилизации. НТП стал одной из причин этого кризиса, однако именно НТП может и должен стать средством его преодоления.

Большие надежды ученые и особенно политики стали возлагать на новые направления, связанные с искусственным интеллектом. Но и здесь нас ожидает множество подводных камней: с одной стороны, создание все более совершенных человеко-машинных и машинных интеллектуальных систем, несомненно, сильно расширит производительные и познавательные возможности человечества, однако, с другой стороны, может возникнуть опасность новой поляризации общества и появления всесильной касты сверхлюдей, владельцев алгоритмических программ, и многочисленной, но бесправной и никому не нужной касты «простых» людей.

Мы видим, что природа НТП двойственна. С одной стороны – фантастические, особенно в XX веке, достижения, используемые на благо человечества (например, атомная энергетика), с другой стороны – наращивание возможностей использования достижений НТП в антигуманных целях, во вред природе (использование атомной энергии в военных целях). И так во всем, что бы ни открыл и ни изобрел человек. Прогресс в науке и технике, таким образом, оборачивается колоссальным ростом рисков и опасностей, угрожающих жизни как таковой. И поскольку человечество не может отказаться от НТП, оно обречено развиваться, наращивая новые знания и технику, но одновременно увеличивая все новые и новые опасности. Выход один – нужно каким-то образом блокировать возникающие опасности. Главным фактором, сдерживающим рост таких опасностей и растущей агрессивности человечества, может быть только всеобщая возросшая духовность. То есть рядом с научно-техническим должен идти духовный прогресс.

Духовный прогресс предполагает развитие таких качеств, которые направлены на защиту жизни, в том числе окружающей природы, животного и растительного мира, каждого индивидуума и всего человеческого сообщества. Духовность самого человека может выражаться в уважении и любви к ближним (в том, что называется христианской любовью), в миролюбии, доброжелательности, эмпатии, в развитии других гуманистических качеств, а со временем также – в развитии могучих, но пока скрытых способностей: от телепатии, самогипноза до самоврачевания и управления собственными внутренними органами. Основы для этого заложены в самой природе homo sapiens: в каждом человеке имеются громадные потенции. Помимо известных всем физических органов восприятия, он обладает еще многими органами, а именно, сорока девятью энергетическими центрами, которые находятся в полускрытом состоянии в различных местах его тела в состоянии бездействия, но которые по мере изменений в окружающем мире и расширения сознания человека, разовьются в органы познания и восприятия горних миров, давая различные высшие способности и высшие знания. Именно эти энергетические центры обеспечат связь физических органов человека с энергиями Тонкого мира и позволят использовать невиданную мощь этих энергий. Эволюция человека идет в направлении все большего раскрытия и развития его энергетических центров, что позволяет предположить, что в будущем (трудно сказать, в близком или очень далеком будущем) его высшие способности, относимые современной наукой к паранормальным, станут доступными многим людям.


О том, какими качествами будет обладать человек ближайшего будущего сегодня еще можно фантазировать. Можно представить себе человека через 50–100 или даже 500 лет – вряд ли он будет сильно отличаться от нас. Но представить, каким будет homo sapiens через 100 тысяч или даже 1 млн лет невозможно даже в самых смелых фантазиях.

Некоторые футурологи предрекают гибель вида homo sapiens и его исчезновение с лица Земли уже в не очень отдаленном будущем. Полагаю, что все же это не произойдет, и вот по какой причине. Разум в ходе великой Эволюции постоянно самосовершенствовался и проявил себя как главное стимулирующее средство жизни. Так был создан мозг – инструмент Разума. Самосовершенствование Разума всегда было и является устойчивой тенденцией. По этой причине и Разум современного человека, расширяющийся за счет развития искусственного интеллекта, уже сегодня обладает огромной жизнеспособностью. И есть твердые основания полагать, что Разум вместе с материей будет продолжать дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование. Этот процесс не закончится никогда, потому что свойством Разума-материи всегда было и пребудет вечно самосохранение. А потому и homo sapiens в будущем не исчезнет, хотя физически, ментально и духовно он наверняка изменится основательно.


Эзотерики считают, что современная цивилизация переживает период перехода от одной Эволюции, в которой развивался интеллект, к Эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом.

Духовный прогресс предполагает познание человеком ближнего окружающего мира, Бога (Вселенной) и, конечно, – познание самого себя. Очевидно, что именно человек как носитель Разума, наращивающий в ходе Эволюции свой интеллектуальный и духовный потенциал, призван все более становиться демиургом, творцом новых идей, открытий и дел.

И потому очень важно, чтобы уже сегодня – сейчас! – каждый из нас смог сам найти смысл собственной жизни. Бывший узник фашистских концлагерей известный психотерапевт Виктор Франкл дает нам такое наставление: «Один из важнейших уроков, которые я усвоил в Освенциме и Дахау, заключается в том, что в нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение… Смысл нельзя дать, его нужно найти… Осуществляя смысл, человек реализует сам себя».

Несомненно, один из главных смыслов существования человека разумного, наряду с самосохранением, самосовершенствованием и развитием познавательной и творческой деятельности, состоит в активном содействии Эволюции Разума, Красоты и Гармонии нашего мира. Ведь по природе своей человек по-прежнему остается неотрывной составной частью этого мира, частью развивающегося единства. Поэтому он, даже будучи духовно несовершенным, пока еще слишком агрессивным, не может не быть заинтересован в поддержании этого единства и сохранении жизни каждой букашки. Истина проста: существование мира, в котором мы живем – это основа нашего собственного существования. И важнейшими заповедями homo sapiens могут быть только такие: не убей! не навреди! люби! делай добро!

Напрашивается еще и такое гипотетическое суждение: если человек – Божье творение, т. е. создан он Богом (т. е. Вселенной с присущим ей Разумом) по образу и подобию Божьему, то, несомненно, человек – инструмент Божьего (Вселенского) познания, и создан он Эволюцией для познания Богом (Вселенной) самого себя.

Искусственный интеллект: кибернетический рай или конец homo sapiens?

Ойкумена взбудоражена: наш мир стремительно меняется – что станет со средой обитания? Каким будет человек будущего?

Многие футурологи, отмечая безудержный рост технизации нашей жизни, считают, что наш вид человека разумного вступил в стадию революционных изменений. Происходит, считают они, слияние, переходящее в симбиоз человека и техники при доминирующем, подавляющем биологические основы, росте техники. В последние годы в мозги человечества внедряется идеи о том, что в ближайшем будущем homo sapiens якобы исчезнет и вместо него на планете Земля будут господствовать сверхлюди – полулюди-полуроботы – некий гибридный тип сверхразумных и сверхумелых существ, киборгов.

Так, герой фантастического романа Дэна Брауна «Происхождение» [М.: Изд-во АСТ, 2018] сообщает изумленным обывателям следующее:

«Наш вид на грани исчезновения. Я всю свою жизнь предсказывал будущее. И в этот раз я проверил все варианты, на всех уровнях. И должен сказать: с огромной степенью вероятности: человечество в его привычном виде через пятьдесят лет перестанет существовать…

Если вы до сих пор не почувствовали слияние человека и техники… – оглянитесь вокруг…

Мы уже начинаем вживлять электронные чипы в мозг, запускаем в систему кровообращения поглощающих холестерин нанороботов, производим искусственные конечности, которые управляются нашим мозгом, используем инструменты генетической коррекции… для улучшения нашего генома и в прямом смысле конструируем и создаем улучшенные версии человека… Человек на наших глазах превращается во что-то иное… Мы становимся гибридом – сплавом биологии и технологии. Орудия, которые сегодня живут вне нашего тела – смартфоны, наушники, очки, медицинские препараты, – через 50 лет будут встроены в наш организм в таком количестве, что мы перестанем быть homo sapiens… Не успев оглянуться… мы откроем новую страницу в эволюционной книжке с движущимися картинками. И когда это произойдет, мы будем смотреть на современного homo sapiens так же, как сейчас смотрим на неандертальца… Наше будущее – прекрасно, оно куда ярче, чем может показаться» [Браун Д. Происхождение. – М.: Изд-во АСТ, 2018, с. 504].

Однако лично я не в восторге от такого будущего. Сильно сомневаюсь, что описанный гибридный вид станет новым видом человека, хотя создание «гибридных» биороботов дело вполне осуществимое.

Человечество в течение многих тысячелетий использует всевозможные протезы, запчасти и приспособления для улучшения функционирования различных органов. Однако интенсификация использования различных биотехнических и технических приспособлений для улучшения физиологических возможностей и продления жизни вряд ли способна изменить биологическую природу homo sapiens.

Но вот другой писатель, не фантаст, а израильский ученый, доктор истории Юваль Ной Харари в двух увесистых кирпичах, «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история будущего» [М.: Изд-во Синдбад, 2019], раскапывает тему более основательно. На вопрос, к чему будет стремиться человечество, будем ли мы просто наслаждаться благами, «не спуская с поводка голод, мор и войну и поддерживая экологическое равновесие», Харари отвечает так: «Возможно, это было бы разумнее всего, но человечество вряд ли так поступит. Оно редко довольствуется тем, что имеет. Самая обычная реакция на триумф – не удовлетворение, а жажда новых триумфов… чем мы будем себя занимать?

…Беспрецедентно высокий уровень благосостояния, здоровья и спокойствия, а также наш прошедший опыт и наши нынешние ценности дают основание полагать, что следующими целями человечества будут бессмертие, счастье и божественность. Сократив смертность от голода, болезней и насилия, мы постараемся победить старость и даже саму смерть…

Homo Sapiens не будет истреблен взбунтовавшимися роботами. Скорее всего, он будет понемногу себя изменять, сливаясь с роботами и компьютерами все больше, пока наши потомки не оглянутся и не поймут, что они уже совсем не то существо, которое написало Библию, построило Великую Китайскую стену и смеялось над фильмами Чарли Чаплина… На самом деле это происходит уже сейчас, посредством многочисленных весьма обычных действий… В погоне за здоровьем, счастьем и властью человек изменит сначала одну свою черту, потом другую, третью и так в конце концов перестанет быть человеком» [Харари Ю. Н. Homo Deus. Краткая история будущего. – М.: изд-во Синдбад, 2019, с. 29–30, 62].

Ну а дальше – сплошной рукотворный рай: «В один прекрасный день наши познания станут столь глубокими, а наши технологии столь продвинутыми, что мы сможем создать эликсир неувядающей молодости, эликсир истинного счастья и любое другое вожделенное снадобье. И никакой бог нас не остановит…

Заглядывая на 20 лет вперед, мы можем с уверенностью сказать, что в 2038 году будем производить и потреблять больше, чем сегодня. Нанотехнологии, генетическая инженерия и искусственный интеллект произведут очередной промышленный переворот, а супермаркеты станут занимать в наших городах целые кварталы» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 237, 251].

И все эти чудеса будут происходить не столько за счет прогресса так называемого «компьютерного сознания», сколько в результате грандиозной революции, в которой железяки-компьютеры резко повысят свои возможности решать невиданное множество задач, описываемых сложными алгоритмами (ранее считавшимися – исключительной компетенцией человека и решаемым благодаря творческим способностям человека). «До сего дня высокий интеллект всегда шел рука об руку с высокоразвитым сознанием. Только сознательные существа были способны выполнять задачи, требующие „много ума“ – играть в шахматы, водить машины, диагностировать болезни, идентифицировать террористов. Теперь же мы разрабатываем новые типы интеллекта без сознания (автор не счел нужным разъяснить, что это такое: „интеллект без сознания“. – Н. П.), которые справляются с подобными задачами намного лучше, чем люди. Дело в том, что в основе всех вышеперечисленных задач лежит распознавание образов, а в нем лишенные сознания алгоритмы могут скоро превзойти человеческое сознание» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 362]. Из дальнейших авторских суждений можно понять, что все дело именно – в алгоритмах, и именно искусственный интеллект позволит справиться с решениями сложнейших алгоритмических задач. «Представление, будто бессознательным алгоритмам никогда не угнаться за гениальной человеческой мыслью, – не что иное, как самообман. Сегодняшний научный ответ на эту пустую мечту может быть сведен к трем простым положениям:

1. Организмы суть алгоритмы. Каждое животное, включая Homo Sapiens, – это собрание органических алгоритмов, сформированных естественным отбором за миллионы лет эволюции.

2. Алгоритмические вычисления не зависят от материалов, из которых сделан калькулятор. На каких бы счетах мы ни считали – деревянных, железных или пластмассовых, – если к двум прибавить еще два, получится четыре.

3. Следовательно, нет оснований полагать, что алгоритмы органические могут что-то такое, что неорганические алгоритмы никогда не смогут повторить или превзойти. Если вычисления правильны, то какая разница, где работают алгоритмы – в углеродной или кремниевой среде?» [Харари Ю. Н. Указ соч., с. 373].

Приведенные положения почти не вызывают возражений. Становится понятно, что запускается действие железного принципа: всё, что может быть оцифровано, должно быть оцифровано. А потому чем больше будут оцифрованы и представлены в виде алгоритмов такие виды человеческой деятельности, как управление автомобилем (трактором, обрабатывающим центром, ракетой), диагностика заболеваний, подбор медикаментов для лечения, распознание различных образов и объектов, перебор огромных массивов информации в поисках нужной и т. п.,  – тем все больше человеческая деятельность будет замещаться машинной деятельностью.

Однако при этом возникают новые проблемы. «Самым важным для экономики XXI века может стать вопрос о том, что же делать с… бесполезными людьми. Чем будут заниматься человеческие существа с высокоразвитым сознанием, когда не обладающие сознанием сверхумные алгоритмы почти все станут делать лучше?.. Чем же мы займемся, когда алгоритмы будут учить, лечить и создавать сайты лучше, чем мы?» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 372].

Неизбежно возникнет, кроме того, еще одна важная социальная проблема. По мере вытеснения алгоритмами людей с рынка труда богатство и власть будут концентрироваться в руках тонкого слоя элиты – владельцев всемогущих алгоритмов. Социальное и политическое неравенство достигнет небывалого уровня. Но если на смену миллионам водителей придет один алгоритм, то все доходы и влияние достанутся корпорации, владеющей алгоритмом и нескольким миллиардерам, владеющим корпорацией.

И тогда встает вопрос вопросов: все ли функции homo sapiens можно оцифровать, алгоритмизировать? Харари справедливо отмечает: нет – не все. Некоторые индивиды настолько нестандартны и креативны, что их нельзя будет ни заменить, ни расшифровать. Они-то и образуют малочисленную привилегированную элиту усовершенствованных людей. Эти сверхлюди будут обладать беспрецедентным мыслительным потенциалом, что позволит им принимать многие важные решений. Они будут предоставлять системе важнейшие услуги, в то время как система не сможет ни понимать их, ни управлять ими. Однако подавляющее большинство людей не будут усовершенствованы и, следовательно, станут низшей кастой, подчиненной как компьютерным алгоритмам, так и новым сверхлюдям.

Спасительные проекты человечества XX века – борьба с голодом, эпидемиями и войнами – ставили своей целью гарантировать универсальную норму благосостояния, здоровья и мира для всех без исключения. «Проекты XXI века – обретение бессмертия, счастья и божественности также предполагают облагодетельствование человечества в целом. Но поскольку эти проекты нацелены на то, чтобы превзойти норму, а не сохранить и гарантировать ее, они смогут привести к созданию новой касты сверхлюдей, которая откажется от своих либеральных корней и будет обращаться с обычными людьми не лучше, чем европейцы XIX века с африканцами» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 406, 409].

Вот таким видит будущее человечества известный израильский ученый Юваль Ной Харари (который деликатно просит воспринимать свои предсказания не как пророчества, а как вероятности). Его суждения выглядят на первый взгляд убедительно. Ученый настойчиво проводит мысль о том, что человеку трудно, или даже невозможно, свернуть с магистрального пути, ведущего в компьютерный рай и одновременно закрепляющего невиданное социальное неравенство (с фантастическим могуществом высших каст и полной утратой своей идентичности и превращением в рабов или исчезновением в небытии миллиардов представителей низших каст). То же, между прочим, проповедуют и представители мировой капиталистической верхушки, которые мечтают о будущей власти, не демократической и даже не автократической, а магической; то же преподносится широким массам в литературных произведениях жанра фэнтези, вроде упомянутого романа Дэна Брауна, и фильмах типа «Гарри Поттер». Получается, что альтернативы описанным сценариям развития человечества – нет. Но так ли это?

Небольшой опыт нашей цивилизации (всего каких-нибудь 7 тысяч лет) свидетельствует о том, что, несмотря на тяжелейшие катаклизмы и бедствия, революционные потрясения и войны, homo sapiens в биологическом развитии не претерпел каких-либо изменений и, несмотря на многочисленные социальные язвы (непрекращающуюся агрессивность, преступность, коррупцию, наркоманию, алкоголизм и проч.) некоторая (едва заметная) ментальная эволюция человечества все же происходит. Все меньше остается государств и структур, в которых грубо попираются права человека, все больше народов строят свои отношения на основе равенства и партнерства. Похоже, что такова тенденция общечеловеческого развития. И никакой искусственный интеллект и формируемый им Homo Deus (Человек-Бог) не смогут эту тенденцию пресечь.

Поэтому вряд ли в будущем миллиарды представителей «низших каст» будут безропотно мириться с потерей своей индивидуальности. И в вероятностном компьютерном раю «высшим кастам» волей-неволей придется делиться социальными благами, в том числе властью, с «низшими». Но дело не только в этом.


Возможности чисто машинных систем, в том числе роботов с искусственным интеллектом, при всех успехах компьютерных технологий в выполнении операций, поддающихся алгоритмизации, пока несопоставимы с аналитическими и творческими потенциями человеческого мозга. Мозг человека незаменим. Более того, его возможности бесконечно велики, настолько, что изучить их полностью, как считают многие ученые, вероятно, не удастся никогда.

Сегодня все чаще ставится вопрос: сможет ли человек в будущем создать существо (гомункулуса, киборга, Голема или что-то подобное), которое намного будет превышать его собственные интеллектуальные способности? Если исходить из того, что человек на протяжении тысячелетий своего существования постоянно пытался преобразовать окружающий мир и создавал всевозможные механизмы, которые намного увеличивали его физические силы (от примитивных палок-копалок до современных машин, ракет и компьютеров), то, надо полагать, что тенденции НТП сохранятся, и человек непременно будет стремиться создать все более и более совершенные человеко-машинные и машинные интеллектуальные системы. Очевидно, это могут быть системы, значительно усиливающие отдельные его мозговые функции (память, вычислительные операции, сложные аналитические и логические действия и т. п.) – этим путем наука и техника двигаются уже сегодня. Но в итоге это будет всё тот же homo sapiens с тем же, или более развитым, биологическим мозгом, но дополненным и усиленным искусственным интеллектом.

А вопрос о создании искусственного сверхразума, более мощного, чем биологический мозг человека немного напоминает вопрос незабвенного шутника Ходжи Насреддина: может ли всемогущий Аллах создать гору, настолько большую, что Он сам не в состоянии будет ее сдвинуть? Создание всемогущего надчеловеческого искусственного суперразума невозможно еще и по той причине, что сегодня мы не знаем (и, возможно, никогда не узнаем), что такое Разум и, в частности, что такое Разум Человека.

Опираясь на достижения биологической инженерии, некоторые ученые стали возлагать большие надежды на создания генетически модифицированных растений и животных. Считается, что в сочетании с 3D-технологиями генное редактирование может обеспечить «биопечать» живых тканей для восстановления и регенерации организмов. Если это так – в добрый путь. Однако когда производят так называемые «высокоточные» манипуляции с геномом человека, взятого у жизнеспособного эмбриона с целью «спроектировать» младенцев, обладающих конкретными качествами и устойчивостью к определенным заболеваниям, то это направление вызывает много вопросов и сомнений.

На страницу:
2 из 3