bannerbanner
Предназначение человека. Тайны собственного Я
Предназначение человека. Тайны собственного Я

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

Здесь, в Индии, мы больше наблюдаем за тем, как художник работает, чем смотрим на его произведение. Художественное творчество – это не то, что художник производит, а сам художник в процессе творения.

На Западе музыка великого композитора может передаваться из поколения в поколение, наши же великие музыканты не сосредотачиваются на сочинении произведений, они создают новых музыкантов, которые развивали бы традицию творчества.

Роберт Свобода «Агхора»

Поэтому настоящее творчество – это непрерывный созидательный труд, осенённый откровением.

Это усилия, направленные на то, чтобы наполнить мир вокруг себя красотой и любовью своего сердца.

Это большая ответственность и динамичная задача на всю жизнь.


Люди должны прилагать эти усилия и трудиться, чтобы ощущать ценность собственной жизни и обмениваться ей с миром. Задумайся, дорогой читатель, чего в твоей жизни больше, и что милее твоему сердцу – состояние дефицита и потребление или состояние творчества и желания отдавать? И почему именно так обстоят твои дела?

По поводу творческого начала Николай Заболоцкий написал свои знаменитые строки[3]:

Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Гони её от дома к дому,Тащи с этапа на этап,По пустырю, по бурелому,Через сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постелиПри свете утренней звезды,Держи лентяйку в черном телеИ не снимай с неё узды!

Святой обязанностью человека является осознанный созидательный труд. Способность к творчеству является важнейшим качеством и индикатором зрелой личности. Вера в себя, самоуважение, гордость собой (в лучшем смысле этого слова), ощущение своей значимости, чувство собственной полноценности напрямую связаны именно со способностью творить.

Мы очень нуждаемся в уважении к себе, нам нужно чувствовать себя живыми и состоявшимися, нам очень и очень важно ощущать «Я есть! У меня есть моё место в мироздании! Я могу красиво и достойно проявлять себя! Я имею право быть ответственным и искусным творцом!»


Предназначение – это эмоциональное и энергетическое изобилие.

Предназначение невозможно в состоянии дефицита.

Предназначение – это щедрость и созидание, это желание постоянно наполнять мир красотой и любовью своего сердца.

Помните старую добрую сказку братьев Гримм про горшочек, который варил кашу? Стоило главной героине сказать: «Горшочек, вари!», как он начинал варить (производить, генерировать, созидать) вкусную и сладкую кашу.

Так вот, дорогой читатель, у нас с тобой внутри тоже есть такой горшочек, и он постоянно что-то варит. Человек по натуре своей является творцом, это один из первостепенных законов бытия. И когда мы следуем своей природе, занимаясь созидательной деятельностью, мы ощущаем вкус настоящей жизни.

По разным причинам огромное количество людей в этом мире испытывают нехватку самоуважения и веры в себя. Многие из нас находятся в состоянии повышенной осторожности и напряжения, недоверия к миру и людям, живут с чувством вины или глубинного страха. Все эти эмоции забирают большое количество жизненных сил, не давая нам ощущать умиротворение и уверенность в самих себе. В таком состоянии наполнять свою деятельность творческой энергией получается непросто. Максимум, на что хватает человека – понемногу зарабатывать деньги, ни шатко, ни валко выполнять свои обязательства и только. Такая «полуфабрикатная» деятельность особо не вдохновляет, и постепенно у человека накапливается ощущение внутренней пустоты, печали и даже депрессии.

Казалось бы, что беспокоиться, если на внешнем плане у тебя всё хорошо – дом, работа, семья, достаток. Чего тебе ещё надо, неугомонному? Ответ прост: нам не хватает ощущения лёгкости и полёта, не хватает чувства новизны и восхищения этим миром, не хватает откровения и радости жизни. Всё это случается именно потому, что мы научились жить без созидательного труда.

Мы ничего не производим и не отдаём.

Мы лишь потребляем или выполняем задачи, к которым нас принуждают обстоятельства.

Мы загнаны в рамки различных систем, мы ходим на нелюбимые работы, мы играем по навязанным нам правилам, носим социальные маски, без которых общество нас не примет.

И потому в пространстве наших жизней больше не остаётся места для свободы и созидания. Повзрослев, мы отказываемся мечтать, мы отрекаемся от своей творческой силы, мы больше не хотим верить в чудо, что живёт в наших сердцах.


Одна из важнейших причин всевозможных депрессивных состояний – отсутствие возможности для творческого начала, и, как следствие, чувство бессмысленности собственной жизни.


Когда мы вынуждены заниматься одной и той же опостылевшей работой, когда нет надежды на изменения и развитие, когда мы ограничены рамками жёстких обстоятельств, когда не можем быть творцами собственной жизни – тогда к нам приходит скорбь и чувство собственной никчёмности.

Для таланта сама идея репетиции ничего не значит; если вы найдёте что-то, в чём вы талантливы, вы будете это (чем бы это ни было) делать, пока не пойдёт кровь из пальцев или глаза из орбит не начнут выпрыгивать.

Даже если никто не слушает (не читает, не смотрит), каждое такое действие – это бравурный спектакль, поскольку вы как творец счастливы. Даже, быть может, в экстазе.

Стивен Кинг «Как писать книги»

Дорогой читатель, ты когда-нибудь задумывался над тем, почему утром мы не можем подняться с постели, а вечером, наоборот, никак не может закончить дела, чтобы лечь и уснуть? Почему мы маемся, словно обязательно должны сделать что-то ещё? Возможно, у этого вполне могут быть объективные объяснения – сложный день, физическая усталость, непростая ситуация на работе и тому подобное.

Но, помимо этого, есть ещё одна очень важная причина: утром я не могу и не хочу вылезать из постели потому, что знаю, что этот день ничего нового и интересного мне не предложит. Мне снова предстоит окунуться в повседневные заботы, я вновь буду вынужден выполнять свои скучные обязанности, которые не принесут мне ни счастья, ни удовлетворения. Потому оттягиваю встречу с предстоящим днём, прячась под одеяло.

А вечером я никак не могу заставить себя лечь спать, потому что внутри меня сидит ощущение пустоты от очередного бессмысленно проведённого дня. И я судорожно пытаюсь найти себе хоть какое-то занятие, которое смогло бы нейтрализовать это неприятное чувство. Хочу сделать ещё хоть что-нибудь, что принесло бы смысл и ощущение, что день прожит не зря.

– Пойдешь ко мне в штат?

– Кем?

– Криэйтором.

– Это творцом? Если перевести?

– Творцы нам тут… не нужны, – сказал он. – Криэйтором, Вава, криэйтором.

Виктор Пелевин «Generation “П”»

И что бывает с человеком, который каждый свой день проживает с неизменным чувством пустоты и бессмысленности? Что случается с нами, когда в нашей жизни нет никакого творчества и мы не можем принять участие в созидании собственной жизни, когда лишь вынуждены играть навязанные нам роли? Ответ прост – в этом случае приходит чувство вины и стыд за впустую потраченное время. А вместе с ними и страх смерти.


Боязнь грядущего рождается в результате чувства вины и стыда за бездарно потраченное время.

Страх смерти – это наш стыд за пустые и бессмысленные дни, годы, жизнь.


Дорогой читатель, как ты думаешь, что чаще всего отвечает человек, когда его спрашивают: «Чем ты займёшься, если тебе больше не нужно будет зарабатывать?»

Статистика говорит, что самый распространённый ответ такой: «Если у меня будет достаточно средств, чтобы не работать, я начну путешествовать по миру».

Что же, вполне логично и понятно.

Вот только интересно, надолго ли человека хватит?

Сколько можно путешествовать и просто наслаждаться новыми впечатлениями?

Как долго человек готов переезжать с места на место, наблюдать за людьми из разных стран, пробовать национальную кухню, знакомиться с историей и культурой, но при этом больше ничего не делать, не трудиться и не прилагать никаких созидающих усилий?

Как долго он сможет быть лишь потребителем, пусть даже интересных впечатлений?

Может показаться, что долго. Но это далеко не так. Год, другой, пятый… А после придёт чувство пресыщения, усталости, раздражения. Почему? Да потому что настоящая радость жизни формируется в результате постоянных созидательных усилий и труда, а не потребления. Ощущение реальной жизни приходит только тогда, когда мы что-то создаём и тем самым проявляем свою уникальность.

Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать, и вопрос о творчестве («Для кого люди творят? Почему они творят?») суть вопрос безответный.

На самом деле у каждого художника не только своё понимание творчества, но и своё собственное вопрошание о нём. Это соединяется с тем, что я сейчас говорю об истине, которой мы взыскуем, которой мы способствуем нашими малыми силами. Основополагающую роль здесь играет инстинкт, инстинкт творца…

В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа…

Если убрать из человеческих занятий все относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.

Андрей Арсеньевич Тарковский[4].

Как я могу ощутить самого себя, если я живу исключительно как потребитель?

Как я могу радоваться своей жизни, если я вынужден быть исполнителем чьей-то воли и рабом обстоятельств?

Как я могу встретиться с собой, если я не прилагаю осознанных усилий, не преодолеваю трудностей, не прохожу мук выбора, не совершаю шагов в неизведанное, не ошибаюсь, не делаю шагов к успеху, не получаю откровений?

Могу ли я с гордостью сказать этому миру «Я есть! Я живой! Я ценен! Я личность!», если моя жизнь лишена счастливого труда, творческой ответственности и самовыражения?

Могу ли я быть счастливым, если вся моя жизнь – лишь бессознательная рефлексия на приходящие извне ситуации и события?

Как я могу называться состоявшимся взрослым человеком, если постоянно нахожусь в ожидающей позиции, считая себя беспомощным, несчастным и полностью зависящим от внешней среды?

Потребительское настроение и нахождение под давлением вынужденных обстоятельств создаёт у человека ощущение пустоты и поверхностности жизни. Без осознанных усилий и творческого интересного труда невозможно понять себя по-настоящему. Каждому из нас нужен созидательный труд и новые задачи, чтобы сформировать и проявить своё «я».

Может показаться, что жить, не прилагая усилий очень просто и легко. Плывёшь себе спокойно по течению жизни и ни о чём не беспокоишься. Сплошная и счастливая «Акуна Матата!».

Нам говорят: «Вы ленивы! Вам не хочется пальцем пошевелить, лишний шаг сделать…»

Слепцы! Да разве ж это не самое прекрасное, не самое благодетельное в мире?! Вот мы ленивы – да разве ж мы способны поэтому сделать кому-нибудь зло? Ох, бойтесь, господа, активных людей! Мы-то, может быть, наполовину и приятные такие, что мы ленивы.

Аркадий Аверченко «Шутка мецената»

Сегодня многие уверены, что, если у тебя достаточно средств, чтобы постоянно наслаждаться и отдыхать, значит, ты добился настоящего успеха в жизни. Бездеятельность и инертность возведены в ранг желаемой мечты, а работа стала синонимом наказания. «Ничего не делать и получать деньги» – с такими названиями выходят многочисленные обучающие семинары и рассылаются рекламные материалы с предложениями пройти соответствующие курсы.


В современном мире успешным человеком считается тот, кто может себе позволить ничего не делать.


Мы стремимся найти работу, которая будет приносить хорошие деньги, но не потребует от нас никакой ответственности и усилий.

Мы мечтаем об отношениях, в которых можно использовать партнёра, но при этом не вкладывать в него.

Мы формируем мировоззрение и образ жизни, в котором нет места труду и усилиям.

Мы ждём от жизни чуда, которое должно снизойти на нас и сделать нас счастливыми.

Мы ждём царя-кормильца, ловим золотую рыбку, ищем Цветик-семицветик, ищем старика Хоттабыча, джинна из лампы, говорящую щуку или, на худой конец, клевер с четырьмя лепестками. Главное, чтобы они смогли выполнять наши желания при минимуме наших усилий.

Мы хотим удачно выйти замуж или жениться. Мы мечтаем устроиться поудобней. А если честно – мы мечтаем расслабиться и просто плыть по течению жизни. Мы мечтаем об инертности и покое. Без усилий, труда и забот.

Есть такое слово «asolare», которое, я полагаю, впервые появилось здесь, в Венеции, а затем вошло во все языки Итальянского полуострова. Это хорошее и полезное слово «asolare» означает сидеть на солнышке и ничего не делать – и всё в этом одном слове.

Гэри Дженнингс «Путешественник»

В своё время мудрые шаманы-индейцы говорили, что течению может плыть даже дохлая рыба.

Только, дорогой читатель, мы хотим выйти за пределы этой парадигмы. Мы говорим о нашем предназначении как об активной жизненной позиции. Оно открывается лишь тому, кто готов трудиться и становиться творцом. Невозможно обрести своё предназначение, сохраняя настроение потребителя, лентяя или жалобщика. Осознание своего предназначения – это удел смелых, живых, дерзких, амбициозных, трудолюбивых. Творческий труд и бездеятельная инерция несовместимы!

Именно поэтому, дорогой читатель, на протяжении всего нашего повествования мы будем изучать предназначение с активной и ответственной стороны.


Итак, творчество – это позитивная созидательная энергия человека, которая становится регулярным, добровольным, осознанным трудом и является выражением его природного таланта.

Творчество рождается из желания сделать этот мир красивее и лучше. Творчество по сути своей есть откровение, радость жизни, готовность отдавать и делиться своим сердцем.


Творчество мы проявляем через мысли, намерения, слова, действия, образ жизни, способы общения, отношение к самим себе и миру. Истинное творчество – это та энергия, которую мы вкладываем в каждый свой созидательный импульс.

Осознанность

Осознанность является ещё одним важным понятием, без которого тема предназначения не может быть сформулирована в полной мере. Если творчество – это энергия внутреннего изобилия, которой каждый из нас по-своему наполняет мир, то осознанность – это способность быть в контакте со своими чувствами, эмоциями и мыслями в любой момент времени. Быть осознанным означает всегда отдавать себе полный отчёт в том, что происходит с тобой и вокруг тебя.

«Сегодня ветрено!» Эту фразу Уихара услышал, выходя из дома. Вот яркий пример – ни смысла, ни выражения… просто «Сегодня ветрено». Пустые слова, ни к кому не обращенные, ничего не говорящие…

Телевизор, помогающий пережить скучный вечер, популярные песенки из радиоприемника или люди, сидящие друг напротив друга в пригородном поезде, – это те же пустые, ненужные слова. Но когда они доносятся из уст собственных родителей!

Уихара вовсе не улыбалась перспектива служить им вечным развлечением, средством скоротать часок-другой. Именно поэтому он послал их к черту, да и весь остальной мир тоже. Какой смысл жить с людьми, думающими только о развлечениях?

Рю Мураками «Паразиты»

Были ли у тебя, дорогой читатель, такие ситуации: приходишь домой, кладёшь куда-то ключи или мобильный телефон, а потом не можешь вспомнить, где они? Или разговариваешь с человеком, но вдруг ловишь себя на мысли, что совсем его не слышишь и полностью забыл, что он только что тебе говорил? Приходишь на работу, чем-то активно занимаешься, а под вечер не можешь вспомнить, как провёл этот день? Смотришь в книгу, но при этом совсем не можешь на ней сосредоточиться?


Осознанность – это полный контакт с реальностью в каждый настоящий момент времени. Осознанность – это истина текущего момента.


Почему мы не способны вспомнить, что мы только что делали, куда положили какую-то вещь или о чём только что беседовали с человеком? Почему мы не можем вспомнить события, которые случились с нами буквально пять минут назад? Почему огромная часть событий нашей жизни словно проплывает мимо нас, и мы в них совсем не участвуем?

Да потому что в момент совершения того или иного действия мы просто-напросто в нём отсутствуем. Нас там нет. Конечно, тело и голова на месте, но сознание находится где-то далеко.

У человека есть особая способность – физически находиться в одном месте, а сознанием быть далеко. Словно расщепиться надвое или даже натрое. Многие из нас в подобном состоянии проживают всю свою жизнь. Люди убегают от семьи, от отношений, от работы, от самих себя, в конце концов. Многие из нас предпочитают жить вдалеке от самой жизни. Это и называется «быть в неосознанности». Почему? Потому что мы не видим в жизни радости, интереса, перспективы, творчества.

Мы сбегаем оттуда, где нам скучно, грустно, тоскливо, больно, одиноко, неприятно, опасно. Мы расщепляемся, сбегаем от жизни и привыкаем жить в таком состоянии. Причём, уходя от той объективной реальности, что нам дана судьбой, мы не можем просто силой своей фантазии создать себе другую альтернативную реальность. Мы создаём лишь иллюзию.

Вот дети так не умеют. Ребёнок нуждается в том, чтобы его жизнь была наполнена событиями и радостью. Ребёнок хочет непосредственно участвовать во всём, что происходит вокруг. Он внимателен к миру, который его окружает, и потому проживает насыщенную и интересную жизнь. Вспомните, какие длинные в детстве были дни. Скорость времени была другой и жизнь казалась бесконечной. Мы смотрели на мир с удивлением и восхищением. Мы жили по-настоящему, с полным присутствием.

А что происходит сейчас с нами, взрослыми людьми? По мере нашего роста мы всё меньше и реже испытываем восторг и восхищение жизнью. С каждым днём наши будни становятся всё серее и скучнее. Добро пожаловать во взрослую жизнь!

Замечал ли ты, дорогой читатель, как меняется твоё восприятие времени по мере взросления? Чувствуешь, как время ускоряет бег? Ощущаешь, как быстро мелькают дни, месяцы, сезоны, года? Мы словно бы мчимся на скоростном поезде сквозь жизнь, и наши дни сливаются в одну сплошную серую полосу. И чем глубже бессознательное состояние, тем меньше у человека контакт со временем, тем быстрее оно утекает.

В бессознательном состоянии нет ощущения реальности бытия. События происходят словно во сне. И потому нет ощущения живого времени.

Продлить время своей жизни можно, если мы научимся осознанно присутствовать в каждом мгновении нашей реальности.


Ребёнок хорошо понимает, чего хочет. Он интуитивно тянется туда, где ему интересно, где он сможет проявить себя. Но умудрённые жизненным опытом взрослые объясняют ему всю серьёзность бытия, и он перестаёт быть самим собой.

Сначала мы учим ребёнка ходить и говорить, а потом заставляем сидеть и молчать.

Мы учим его быть удобным и адаптивным, учим его думать и действовать по навязанным шаблонам и стереотипам. В результате он теряет самого себя, свою осознанность, своё творчество, свою радость жизни. По мере взросления человек обретает навык находиться в бессознательной реальности, а это, в свою очередь, порождает сильный эмоциональный дискомфорт.

Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрёшь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете.

Рэй Бредбери «451° по Фаренгейту»

Хорошая память является следствием осознанности. Мы можем легко вспомнить всё, чему были свидетелями – потому что мы там реально присутствовали.


Бессознательное состояние сознание сродни сну: человек будто выпадает из настоящего.

Жить в бессознательном – это как спать с открытыми глазами, твой взор обращён к миру, но жизненные ситуации совершенно не откладываются в сознании.


Задай себе вопрос, дорогой читатель, сколько в твоём сегодняшнем дне осознанного контакта с самим собой и окружающей тебя реальностью? Какой процент времени твоего дня проходит в состоянии бессознательного? Как часто ты испытываешь ощущение пустоты и бессмысленности по истечении дня?

Мы не выбираем времена, мы можем только решать, как жить в те времена, которые выбрали нас.

Дж. Толкин «Властелин Колец»

Как правило, сознание человека работает в двух основных режимах:

Первый режим – это состояние пассивной рефлексии, работа исключительно на приём и реагирование. В рефлексивном состоянии сознание инертно и сродни зеркалу. Оно включается только при условии внешнего воздействия или наличия активирующего фактора. Есть раздражитель – есть реакция. Ты мне – я тебе. Представь, дорогой читатель, долговременные отношения, например в семье, когда один или оба супруга живут в таком режиме. Что будет происходить в такой обстановке? Или представь профессиональные отношения, когда подчинённые работают исключительно в присутствии начальника.

Второй режим – активного творческого проявления. В этом случае сознание становится участником жизни, а не её пассивным рефлексирующим свидетелем. Это состояние самодостаточного творчества, активного труда, осознанных усилий. Человеку не нужны постоянные внешние стимуляторы, он в контакте с самим собой и способен проявлять себя самостоятельно.

Чего греха таить, жить в режиме пассивного реагирования намного проще и легче: ведь от тебя не требуется никаких усилий, знай себе реагируй и ни о чём не думай. Поэтому многие предпочитают жить именно таким образом. Ведь намного проще жить, когда не нужно делать выбор и нести ответственность.

Что касается меня, то я, уж верно, происхожу от какого-нибудь богатого короля или владетельного князя, жившего в незапамятные времена, ибо не родился ещё на свет такой человек, который сильнее меня желал бы стать королём и разбогатеть, – для того чтобы пировать, ничего не делать, ни о чём не заботиться и щедрой рукой одарять своих приятелей и всех порядочных и просвещенных людей.

Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Вот только найти своё предназначение не представляется возможным, если человек предпочитает жить в пассивном состоянии. Даже приличное хобби не заведёшь, если будешь жить пассивно. Да чего уж там, если человек пассивен, у него погибнут даже неприхотливые кактусы. Что уж говорить о живом творчестве и радостном труде.

Ожидающее рефлексивное состояние по сути своей есть не что иное, как состояние дефицита и претензии, это жалоба на то чего-то не хватает. Чёрная дыра сердца. Прямая противоположность созидательной деятельности. Состояние неосознанности – это попытка перестать быть творческой личностью, попытка раствориться во внешней среде, желание снять с себя индивидуальную ответственность.


Осознанный человек смотрит на жизнь с позиции «какой вклад в жизнь я делаю», а не с позиции «что жизнь делает со мной».

Это две принципиально разные точки зрения.


Входя в неосознанное состояние, человек выбирает испытывать чувство беспомощного пассивного наблюдателя. Потому что за нежелание быть ответственным и активным приходится платить собственным бессилием.

Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным. Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого.

Фредерик Бегбедер «Windows on the World»

Сейчас в мире очень высок уровень претензии, и, как следствие, высок уровень депрессии. Признаком хорошего тона является привычка ругать правительство своей и других стран, жаловаться на жизнь, жалеть себя несчастного, быть недовольным критиканом, искать причину вовне. Претензия и недовольство стало модной и востребованной нормой. «Мне все должны! Где я могу получить свои привилегии?» – таков любимый девиз потребителя.

Осознанность даёт человеку одно очень дорогое качество – чувство свободы. Свобода выбирать свою реакцию, свобода быть творцом своего пути и своей судьбы.

Но с точки зрения пассивного потребителя свобода – это способность быть получателем. Под понятием «демократические свободы» многие имеют в виду возможность бесконтрольно наслаждаться и быть опытным потребителем.

С точки зрения осознающего себя человека, свобода – это ответственность в своих обязательствах, верность принципам своей совести, уважение к законам жизни, творческий труд, активность и усилия. Самостоятельный взрослый выбор и добросовестный труд, а не пассивное ожидание и неудовлетворённая претензия.

Состоянию осознанности следует учиться, развивать и проявлять. Конечно, это не просто. Но если человек обретает этот навык, он уже никогда не захочет жить по-другому.

На страницу:
2 из 7