Полная версия
Мировое комплексное регионоведение – предметные поля субдисциплин
Александр Петрович Аулов, Олег Николаевич Слоботчиков
Мировое комплексное регионоведение – предметные поля субдисциплин
© Аулов А.П., Слоботчиков О.Н., 2021
© НАНО ВО «ИМЦ», 2021
Введение к циклу лекций по курсу «Мировое комплексное регионоведение – предметные поля субдисциплин»
Учебное пособие для студентов магистратуры по направлению «Зарубежное регионоведение» Института Мировых Цивилизаций содержит сокращенный курс лекций, контрольные вопросы, списки литературы.
Данный курс рассчитан на студентов-магистрантов, прослушавших базовые курсы лекций по зарубежному регионоведению и в определенном смысле является итоговым, так как в нем предполагается рассмотрение взаимодействия регионоведения с дополнительными к основному курсу дисциплинами: политологией, политической регионалистикой, геополитикой, демографией. В известном смысле курс приходится ограничить наиболее приближенными к регионоведению вышеуказанными отраслями научного знания. Естественно, возникают вопросы относительно других субдисциплин, которые могли бы дополнить регионоведение (геоэкономика, этнография и этнология и т. д.). Однако объем спецкурса не позволяет расширить поле рассмотрения и нацеливает студентов на самостоятельное изучение дополнительных дисциплин.
Таким образом, курс лекций предназначен для магистрантов не только освоивших зарубежное регионоведение, но и знающих базовые курсы политологического и экономического циклов наук.
Тема 1
Методологические аспекты понятия «регион». Особенности классификации регионов в регионоведении
1. Предмет и основные понятия регионоведения.
2. Основные виды классификаций регионов и особенности структуры регионов.
Вопрос 1. Предмет и основные понятия регионоведенияРегионоведение является комплексной междисциплинарной теорией, сложившейся в последние 15–20 лет на пересечении двух основных отраслей знания. С одной стороны, регионоведение опирается на основные географические дисциплины, в т. ч. физическую географию, экономическую и политическую географии (по преимуществу – пространственные дисциплины).
С другой стороны, регионоведение опирается на науки, связанные с всеобщей историей и социологией: геополитика, теория международных отношений и мировой политики. Кроме того, значительную роль в развитии данной дисциплины играет теория мировых цивилизаций, культурология, этнопсихология, демография (т. е. дисциплины с временными историческими методами, опирающиеся на понятия времени, исторической динамики).
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что: регионоведение – комплексная, интегральная, социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы с учётом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.
Само регионоведение можно разделить:
– по страновому принципу: на внутреннее (изучение регионов отдельных стран) и зарубежное (изучение регионов зарубежных стран и международных организаций, союзов, макрорегионов);
– по сферам социума: политическая регионалистика, социально-экономическая регионалистика, этническая и конфессиональная регионалистика.
Предмет регионоведения. Каждая научная дисциплина считается зрелой тогда, когда возможно выделить ее предметную область, объект исследования, теоретические модели объекта, набор теоретических и эмпирических методов, с помощью которых данный объект исследуется.
Предметная область регионоведения достаточно широка, хотя очень специфична.
Во-первых, регионоведение исследует внутреннее устройство отдельной страны (государства, социально-экономического организма). В этом плане центральным понятием является понятие региона страны (РС). Регионы страны подразделяются на внутренние регионы – ВР (не имеют выхода на границы других государств) и международные регионы (граничат с регионами других стран – МР). Между внутренними и международными регионами нет абсолютных границ. Так, Смоленская и Оренбургская области были внутренними в СССР, в настоящее время стали международными, т. к. граничат с Белоруссией и Казахстаном. Укрупненные регионы СССР, Югославии, Чехословакии превратились, а независимые страны со своим набором внутренних и международных регионов. Обратный процесс – консолидация 13 первичных американских штатов первоначально в конфедеративное, а затем в федеративное государство США.
Отсюда видно, что исследование регионов предполагает их анализ как в стабильно-структурном состоянии, так и в динамическом с учетом и центробежных, и центростремительных тенденций и процессов.
Итак, предметная область регионоведения выделяет в отдельном социуме своеобразный срединный уровень, располагаясь ниже государства как высшей политической системы и возвышаясь над районами и поселениями городского и сельского типа.
Первая часть наших лекций нацелена на выработку умения анализировать различные виды регионов отдельной страны (внутренние регионы и международные регионы – ВР И МР), их структуру и функциональные связи, классификацию (таксономию) различных видов регионов[1].
В нашем курсе в целях недопущения среди терминов логической путаницы мы будем употреблять понятие регион наряду с вышеуказанным первым смыслом региона (РС) еще в двух смыслах:
– как большую группу стран, объединенную международными, политическими, экономическими, культурно-цивилизационными связями и союзами в рамках одного или даже нескольких континентов (например, страны Западной Европы и страны Восточной Европы, Лига арабских стран – ЛАС, группа тихоокеанских стран – АТЭС и др.);
– как целостное экономически-политическое объединение типа Европейского Союза, созданное на основе законодательного органа (Европарламента) и исполнительного органа с набором своеобразных министерств в рамках Еврокомиссии, сформированных судебных органов, имеющих широкую компетенцию в области прав человека (ЕСПЧ).
Необходимо провести дальнейшее уточнение понятия регион. В первом смысле данное понятие подразумевает регион как часть социальной системы (государства, страны), закрепленной на определенной территории и охватывающей свои подсистемы и элементы едиными органами управления в различных сферах со способностью к самовоспроизводству и развитию.
Второй смысл данного понятия более прост: под регионом (макрорегионом) понимается группировка стран на различных континентах и в различных международных союзах.
Третий смысл понятия – самый свежий, инновационный и неустоявшийся – возможная конфедерация ряда стран, отказывающихся от части суверенитета в пользу наднационального парламента и правительства. Надо еще посмотреть, не развалится ли ЕС после выхода Англии, пойдут ли по его пути другие подобные объединения (макрорегионы типа ЕврАзЭС и АСЕАН) или выберут иные способы развития.
Основным понятием для нас будет выступать понятие региона в первом смысле, что обусловлено давними традициями внутреннего и зарубежного регионоведения.
Важно соотнести между собой понятия государство и регион как двух основных политических уровней в стране, а также проанализировать соотношение понятий регион-территория-пространство и соотношение региона с более мелкими образованиями: районами, городами, селами.
Будучи подсистемой и внутренней частью государства, регион сам является системой для районов и всех видов поселений. Отталкиваясь от самого общего понятия государства как системы институтов и отношений властного типа, мы выделяем регион как предельную единицу в политической системе страны. Выделение регионов внутри страны связано с наделением их определенными политическими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.
Наиболее явно это происходит в государствах федеративного и конфедеративного типа, где полномочия государства и его регионов четко разделены в конституциях. Более сложно процесс регионализации в современных условиях затронул государства унитарного (например, Франция, Италия) и смешанного типа (Испания): здесь проводится политика децентрализации, в которой особое значение текущее законодательство при сохранении конституциональных основ унитарного государства.
Таким образом, государство и регионы являются двумя видами политических субъектов, взаимодополняющих друг друга, обладающих неравными полномочиями и правами при сохранении доминации центральных властей. Неслучайно безусловный приоритет как в области суверенитета, так и в области монополии на органы принуждения остается всегда за центральным государством. В случае нарушения баланса отношений между государством и регионами возникает опасность сепаратизма, анархии и неуправляемости, роста криминалитета на местах. Районы, города, села не являются политическими субъектами.
В связи с этим в конституциях развитых стран (в т. ч., в Российской Федерации) большинство субъектов данного типа объединены в систему местного самоуправления (за исключением, например, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя как отдельных субъектов федерации). Самостоятельность местных органов власти ограничена как прямым подчинением региональным властям, так и центральным органам государства.
Поскольку государство и регион закреплены на определенных территориях, а население, проживающее на этих территориях, объединено в своеобразные сообщества, то, по мнению ряда авторов, их можно назвать государственное территориальное сообщество и региональное территориальное сообщество (ГТС и РТС).
Наряду с данными понятиями значительная роль в регионоведении принадлежит понятиям «территории» и «пространства».
Территория понимаемая как геотория – главный ресурс земной поверхности, за которую ведут борьбу этносы и народы. После закрепления на территории определенного государства этносы из бродячих превращаются в оседлые или, согласно концепции ведущего российского этнолога Ю.И. Семенова[2] – социальные организмы племен и племенных союзов превращаются в геосоциальные организмы, усиленные государственными органами на закрепленных территориях с определенными границами.
В дальнейшем владение земной сушей конкретными государствами дополняется контролем за морской и воздушной средой. Неразделенной земной частью остается Антарктида (континент), а также океанические и морские пространства за пределами внутренних вод и экономических зон каждого государства.
Таким образом, государственная территория:
– представляет собой определенную часть земной поверхности, находящуюся под суверенитетом данного государства;
– отделяется от территории других государств государственными границами;
– включает в себя сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды и воздушное пространство над ними.
На территории государств происходит размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование, территориальное разделение труда, экономическое или национально-этническое районирование. Вследствие районирования осуществляется выделение как регионов, так и более мелких подсистем (районов и поселений).
Пространство (специфицируемое в дальнейшем как социальное пространство, экономическое пространство, пространство – местоположение этносов и суперэтносов) складывается вследствие взаимодействия человека и геотории. Человек и социальные группы обладают системой инструментов, орудий, средств производства, а также социальными институтами (мораль, религия, право), позволяющими нарастить на геотории производственную и социальную инфраструктуру.
Таким образом, у понятия «пространство» имеется как географический смысл, так и социальный. Географы часто отождествляют понятия территории и пространства. Географическое пространство как бы подчеркивает структурированность территории, разделение ее на различные виды ландшафтов, урочищ, горных цепей и речных водоразделов. Человек же в виде социальных пространств создает производственную сферу, правовое пространство, информационное и духовное пространство.
На территории развитой страны закрепляется целый пучок социальных пространств. В современных условиях к ним присоединились определенные виды международных пространств: информационные системы (интернет), международное телевидение; финансовые структуры – офшорные центры, банки, биржи, работающие в едином режиме в Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке, Токио, Берлине, Женеве, Сингапуре. Наконец, с помощью воздушной среды обслуживается сеть международных аэропортов-хабов, перебрасывающих пассажиров с континента на континент.
В свое время Вернадский В.И. говорил о наращивании над геосферой и биосферой ноосферы-царства разума объединенного человечества. Можно помечтать и о развитии единого земного университета, единой космической сети на Земле, Луне, Марсе; главное, чтобы человечество не успело уничтожить себя с помощью агрессивных государств и военно-политических блоков.
Вопрос 2. Основные виды классификаций регионов и особенности структуры регионовПри переходе от эмпирического уровня познания к теоретическому важную роль играют классификации и типологии исследуемых объектов (в нашем случае, регионы и макрорегионы, межстрановые и наднациональные интегративные объединения).
Типология и классификация – два родственных понятия. Границы между этими понятиями в значительной мере условны, но есть и различия.
Классификация – это, как правило, группировка объектов по количественным признакам.
Типология – это выяснение генерализованных черт совокупности объектов, где они группируются по качественным признакам (функциям).
Для регионоведения (и страноведения) особое значение имеют комплексные классификации, т. е. классификации и типологии по более или менее значительному числу признаков.
Таким образом, типологический подход позволяет увидеть во всей полноте красок жизнь стран и регионов, а также понять и выделить общий процесс. Типология – это весьма существенный шаг к синтезу общего и особенного.
Никакая область знания не может претендовать на звание науки до тех пор, пока не разберется во всем многообразии объектов своих исследований, не приведет их в определенную систему, не установит взаимосвязей и взаимозависимостей между ее частями. Зоология и ботаника, развивавшиеся с глубокой древности, стали современными науками только благодаря К. Линнею, создавшему классификацию всего животного и растительного мира. Алхимия превратилась в современную химию лишь после открытия Д.И. Менделеевым периодической системы элементов.
Для исторических наук особое значение имело выделение К. Марксом пяти общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Несмотря на утопизм понятия коммунизм (в современных условиях большинство авторов перешло к понятиям постиндустриального общества или постэкономической формации[3]) Карлом Марксом был сделан основательный шаг от эмпирических классификаций А. Смита, Д. Рикардо к сущностной типологии этапов развития общества.
Выделение Н.Я. Данилевским и О. Шпенглером 10–11 основных цивилизационно-культурных типов социума скорректировало одностороннюю экономистскую типологию марксизма.
Наконец, выделение русскими евразийцами различных типов местоположения этносов в географической среде позволило создать своеобразную типологию социально-экологических общностей, которые, согласно Л.Н. Гумилеву[4], делятся по типу обладаемой пассионарности, а также по линии субэтнос, этнос, суперэтнос.
Наиболее широкое распространение в литературе по мировой экономике и геоэкономике получила классификация с подразделением стран на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В качестве синтетического показателя при этом применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения. В последнее время в международной статистике применяется и более дробная классификация стран: страны с низким, средним и высоким показателями ВВП на душу населения.
Для регионоведения важно как выделение эмпирических классификаций, что было показано ранее, так и переход к более комплексным и сущностным типологиям на основе глобальных сопоставлений и анализа в рамках учета специфики различных типов цивилизаций и культур. При выработке и анализе классификаций регионов необходимо учитывать их связь с конкретно-историческим обстоятельствами, а также появление новых форм районирования и регионализации, которые могут дополнить описанные выше три вида классификаций регионов.
Так, при анализе регионов страны к делению регионов на внутренние и международные регионы можно добавить так называемые транснациональные регионы. Транснациональные регионы создаются под новаторские проекты нескольких стран. Это требует создания интернациональной управленческой команды, а также согласования различных систем национального права. К удачным проектам можно отнести подводный туннель под Ла-Маншем (Франция и Англия как его участники), трансальпийский подземный туннель, объединяющий ряд стран ЕС (Франция, Италия, Германия) и нейтральную Швейцарию; к полуудачным – подводный газопровод Северный поток 1 и 2 (Россия и Германия), который функционирует на 50 % из-за разногласий.
В обычных классификациях необходимо подчеркнуть привязку моделей регионов к конкретным континентам, к традиционным группировкам стран, создаваемых на базе страноведения и политической регионалистики. Ограничимся только континентом Европы. В рамках географического деления Европы можно сгруппировать страны на блоки Западной Европы и Восточной Европы. В дальнейшем Западную Европу следует подразделить на северо-западную и юго-западную. Соответственно страны Восточной Европы распределяются на северо-восточные и юго-восточные страны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Барыгин И.Н. Международное регионоведение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – С. 51–66.
2
Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы и концепции от древности до наших дней. – М.: Современные тетради, 2003. – Часть 1.
3
См.: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2000. – Лекция первая.
4
См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – Часть II.