bannerbanner
Толкование сказки «Царевна-лягушка»
Толкование сказки «Царевна-лягушка»

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Три категории самооценки или оценки человека другими людьми символически выражены сословиями невест. Невеста старшего сына из боярского сословия, невеста среднего из купеческого, а вот невеста младшего из болота.

Природа первых двух невест социальная, что символизирует социальную природу двух категорий сознания человека бытового и интеллектуального. Природа третьей категории сознания принадлежит иному миру.

Болото место гиблое, необитаемое, непроходимое символизирует подсознание человека – реальность, в которой внимание обычного человека бывает редко. Символом подсознания в других сказках является лес. В лес изгоняется мачехой Белоснежка. Символом подсознания является море, из которого появляются волшебные помощники во многих сказках. Это кобылица, уничтожающая урожай в сказке «Баба Яга и Заморышек», Ифрит в восточной сказке «О рыбаке», золотая рыбка в сказке «О золотой рыбке».

Лягушачья шкурка – символ скованности души, ограничения степени свободы души на низшем плане реальности.

Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой.

Заколдованность Василисы Премудрой символизирует незавершенность реализации потенциального сознания Божественной Монады. Другими словами – в сознании человека реализовано не все потенциальное состояние Духа, выраженное в Божественной Душе, но еще не проявленное в феноменальной реальности.

Процесс расколдовывания души происходит во всем эволюционном цикле человечества или человека, так как весь процесс жизни посвящен собиранию умом человека в феноменальной реальности опыта, соответствующего его божественной душе. Но осознанным процесс расколдовывания становиться только в завершающей части цикла, которому и посвящена сказка. Отличие божественной природы души, облаченной в оболочку духовного сознания от социальной природы интеллектуального и бытового сознания символически выражено в сюжете танца невест на балу. В ответственных периодах жизни человека интеллектуальное и бытовое сознание пытаются подражать сознанию духовному, но результаты их действий нелепы и смешны в сравнении с результатами сознания духовного.

Иван-царевич немного обрадовался, как услыхал, что́ лягуша бает; уехал, а лягуша пошла, сбросила с себя кожух, оделась чудо как! Приезжает на бал; Иван-царевич обрадовался, и все руками схлопали: кака красавица! Начали закусывать; царевна огложет коску[7], да и в рукав, выпьет чего – остатки в другой рукав. Те снохи видят, чего она делат, и они тоже кости кладут к себе в рукава, пьют чего – остатки льют в рукава. Дошла очередь танцевать; царь посылает бо́льших снох, а они ссылаются на лягушу. Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились.

Царевна-Лягушка №267

На пиру молодые снохи стали плясать; старшая плясала-плясала, махнула рукой – свекра ушибла; другая плясала-плясала, махнула рукой – свекровь ушибла; третья, лягушка, стала плясать, махнула рукой – явились луга и сады; так все и ахнули!

Царевна-Лягушка №268

Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жёны старших царевичей увидали её хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками – забрызгали, махнули правыми – кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их нечестно.

Царевна-Лягушка №269

Танец царевны – лягушки, сбросившей лягушачью кожу и облачившейся в платье царевны, символизирует взаимодействие Божественной Души, с Духом, реализующем ее потенциальность. Реализация потенциальности Божественной природы монады символически выражена в появлении леса, воды, птиц, озера, лебедей из рукавов платья танцующей царевны. Платье царевны – это одеяние Души, это внешняя сторона мудрости, выраженная символическим языком в сказках и мифах, по сюжетам которых творится реальность на низших планах.

Превращение на пиру танцующей царевной, воды и костей, помещенных в рукава платья, в элементы природы: лес, озеро, птиц символизирует обновление природы синтезированной, осознанной. Пир олицетворяет итог, завершение определенного эволюционного этапа.

Сюжет превращения царевной костей, помещенных в рукава платья в элементы природы аналогичен сюжету превращения костей матери земли – камней, в людей – мужчин и женщин, Девкалионом и Пиррой, персонажами греческой мифологии, спасшимися на корабле от всемирного потопа, которым Зевс истребил род человеческий. Бросание царевной костей, спрятанных в рукаве платья, аналогично бросанию камней Девкалионом и Пиррой.

Реальность, в которой реализовалась часть потенциальности Божественной Монады, скрывается за одеянием мудрости, выраженным платьем царевны. Из одеяния мудрости воссоздается новая реальность, в которой продолжает реализоваться еще не утвержденная потенциальность Божественной Души.

Этот процесс происходит только в единении Души с Духом, активность которого созвучна с потребностью в самовыражении Души – Монады. Созвучие, чувственность, согласие, гармония Духа с Душой символически выражена в сюжете танца. Дух, теряющий знание о потребности Души-Монады в проявлении ее потенциальности, теряет с ней связь, что в сказках символически выражено похищением царевны змеем, кощеем, вихрем и другими сказочными персонажами, олицетворяющими хаос времени и пространства. Не согласованным действия жениха и невесты до их встречи или после разлуки, противопоставляется гармония взаимодействия, выраженная в танце.

Примером временного единения Духа и Души является сюжет танца Золушки с принцем в сказке «Золушка». Превращение платья Золушки в одеяние нищенки в полночь, аналогично превращению Василисы Премудрой в лебедя.

Принц не отходил от нее ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете, даже о том, что ей надо уехать вовремя, и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь.

Она поднялась с места и убежала быстрее лани.

Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Принц бережно поднял ее и приказал расспросить привратников, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видал. Правда, привратники заметили, что мимо них пробежала какая-то бедно одетая девушка, но она скорее была похожа на нищенку, чем на принцессу.

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.

Шарль Перро. Золушка

В сказке сказано, что осталось немного времени до снятия чар, наложенных кощеем на Василису Премудрую.

– Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. Обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2