Полная версия
Философия на «отлично»
Наше тело, будучи включено в единую природную цепь причин, испытывает ряд состояний, аффектов. Эти состояния могут быть вызваны как воздействием вещей окружающего мира, так и осознанием этого воздействия. Аффекты могут повышать способность тела к действию (например, радость), а могут и снижать ее (например, печаль). В первом случае мы говорим, что человек активен, а во втором – что пассивен. Мы не способны избежать аффектов, поскольку они выражают природную необходимость, и освободиться от аффектов в таком смысле – то же самое, что освободиться от желаний и не испытывать удовольствий и неудовольствий, что невозможно. Однако, согласно Спинозе, опасно быть рабом аффектов, рабом состояний своего тела, не позволяющим человеку достичь полной свободы. Идеи подобных аффектов получаются через «беспорядочный опыт», следовательно, являются смутными. Напротив, путь человека к свободе заключен в адекватном познании.
Спиноза – один из наиболее ярких мыслителей, определяющих свободу как познанную необходимость. Свобода человека так же не имеет никакого отношения к выбору, как и свобода Бога. Хотя разум не всесилен в обуздании аффектов – важную помощь ему в этом оказывают более сильные аффекты, – Спиноза верил, что человек, в конечном счете, способен прийти к полностью адекватному познанию, будучи движим «интеллектуальной любовью к Богу». Суть этой любви – познавать Бога как единую субстанцию, включающую в себя все возможные состояния.
В философии Спинозы нашли свое отражение несколько важных тенденций. Во-первых, это пантеистическая составляющая, стремящаяся к нахождению Бога в природе, в многообразии природных явлений. Сильна и натуралистическая тенденция – стремление к объяснению всех фактов на основе природных закономерностей. И, конечно, Спиноза был продолжателем рационализма и философии Декарта, что ясно отражено в его трактовке человеческого познания и человеческой деятельности.
Готфрида Вильгельма Лейбница можно назвать «немецким Ломоносовым» – настолько поражает энциклопедичность его знаний и фантастическая работоспособность. Он преуспел в разных областях познания: в математике, логике, физике, биологии, праве, экономике, инженерной деятельности. Кроме того, он прославился в политической и научно-организационной деятельности. В частности, познакомившись с русским царем Петром Великим, он подготовил план создания Академии наук в Санкт-Петербурге. Среди главных философских сочинений Лейбница следует назвать «Новые опыты о человеческом разумении», «Теодицею» и «Монадологию».
Лейбниц был важным систематизатором в области философской мысли. Именно он внес в философию деление на материалистов (направление, которое, как он считал, берет свое начало с Эпикура) и идеалистов (опиравшихся на учение Платона). Отталкиваясь в своей философии от рационализма Декарта, он внес важные уточнения в его метод. Лейбниц различает в своем учении две группы истинных суждений: истины разума и истины факта. Соответственно, все наше познание подчинено двум главным законам – закону достаточного основания и закону непротиворечия. Смысл закона непротиворечия состоит в том, что нельзя об одном и том же предмете в одном и том же отношении одновременно и утверждать, и отрицать что-либо. Логические суждения истинны только исходя из своей формы, поскольку их отрицание невозможно: таковы, например, известные логические законы – закон тождества, закон исключенного третьего. Это то, что Лейбниц называет истинами разума – такими истинами, для обоснования которых нам не нужно обращаться к нашему опыту. Но большинство истин не таково: даже такая истина, что после дня должна идти ночь, не является истиной разума, поскольку логически непротиворечиво помыслить обратное. Эти истины, истины факта, нуждаются в дополнительном обосновании и подчинены закону достаточного основания, который гласит: «Ни одно предложение не может быть принято без доказательства, ни одно название без объяснения».
Обращаясь к понятию субстанции (впоследствии Лейбниц вводит другой термин для нее – «монада»), Лейбниц особо выделяет в ней момент активности (одно его определений субстанции – «существо, способное к действию», также он говорит, что «нельзя объяснить, в чем состоит существование субстанции, если отнять у нее деятельность»). Лейбниц приравнивает субстанции к нематериальным силам, действующим в природе. Этих сил множество, а потому и субстанций-монад также много. Лейбниц выделяет несколько видов монад: энтелехии (простые полностью бессознательные неорганические и растительные монады), души (монады, наделенные способностью к восприятию и памятью), духи
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Аристотель, Р. Декарт, Д. Юм.
2
Историки обычно называют 476 г. н.э. – дату падения Западной Римской империи – завершением эпохи Античности. Однако платоновская Академия, одна из наиболее влиятельных философских школ Античности, просуществовала до 529 г. н.э.
3
Историки обычно называют Средними веками эпоху с V в. н.э., однако один из периодов средневековой философии, патристика, начинается со II в. н.э.
4
Бэкон Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 2. С. 19.
5
Бэкон Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 2. С 25.
6
Там же.
7
Бэкон Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 1. С. 308.
8
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Просвещения. С. 449.
9
Среди наиболее важных достижений И. Канта следует выделить два: во-первых, он показал, что ни один закон природы не может быть взят из простого наблюдения, все они получаются в результате творческой активности ученого; во-вторых, наш разум важен не столько в теоретическом смысле – как инструмент познания, сколько в практическом – как законодатель, устанавливающий моральные нормы.
10
К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. 11-й тезис.
11
Элиаде М. Аспекты мифа. С. 18.
12
Экзистенция (от лат. existentia) – переживаемое человеком собственное существование. Подлинная экзистенция указывает на то, что человек может задавать вопросы по поводу смысла своей жизни, создавать определенный образ своего будущего и стремиться к его воплощению.
13
Трансцендентальный – являющийся всеобщим субъективным условием нашего познания. Б. Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир.
14
Трансцендентный – выходящий за пределы, недоступный познанию или, по крайней мере, его обыденной форме.
15
Филолай. Фрагмент B 6.
16
Планету Меркурий греки называли Гермесом.
17
Любопытно, что в древности утреннюю и вечернюю Венеру считали разными звездами. Утреннюю называли Фосфор, а вечернюю – Геспер. Вероятно, пифагорейцы были первыми, кто поняли, что утренняя и вечерняя звезды – это одна планета.
18
Планету Марс греки сначала называли Фаэтоном, а затем – Аресом.
19
Планету Юпитер греки называли Зевсом.
20
Планету Сатурн греки называли Кроносом.
21
Филолай. Фрагмент А16а.
22
Пер. Т. Васильевой.
23
Нигилизм – философия, отрицающая общепринятое мировоззрение и общественные ценности.
24
The Sophists. An Introduction// Ed. by Patricia O’Grady. P. 49 – 50.
25
Фр. 114 (Дильс-Кранц).
26
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. С. 331.
27
Там же. С. 333.
28
Там же. С. 340.
29
Действующая причина – причина, побуждающая к наступлению определенных изменений.
30
Э. Жильсон. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. С. 153.
31
«Органон» в переводе с древнегреческого означает инструмент, метод.
32
Главное отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор сам целенаправленно создает условия, в которых проводятся опыты, а не просто наблюдает существующее положение дел.