bannerbannerbanner
О культуре в Барнауле. Том №3. 2007 г.
О культуре в Барнауле. Том №3. 2007 г.

Полная версия

О культуре в Барнауле. Том №3. 2007 г.

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

О культуре в Барнауле. Том №3

2007 г.


Вадим Александрович Климов

© Вадим Александрович Климов, 2021


ISBN 978-5-0055-5350-8 (т. 3)

ISBN 978-5-0051-8547-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Что такое «Афиша»? Программа о событиях культуры в отдельно взятом городе. Идея неоригинальная, главное информация – где, что и когда, потому что о театрах, музеях, о концертах и выставках надо говорить часто, лишним не будет. И была бы моя воля, новости искусства и культуры стояли бы на первой полосе всех СМИ.

Уверен, что мир устроен не правильно, например, в газетах рубрика «Культура» всегда соседствует с криминалом и спортом, и обязательно на последних страницах. Поэтому моя сверх задача, говорить о творчестве, об искусстве, о людях жизнь, которых, это составляющая нашего культурного пространства.

Критика в искусстве явление особенное, в современном искусстве понятие профессионального критического анализа сведено к заметки в газете, до уровня примитивного – «нравиться или не нравиться, понимаю – не понимаю».

В программе «Афиша» существует одно авторское мнение и порой оно резкое и категоричное. С ним можно соглашаться или нет, но автор имеет собственное суждение и не против если оно вызывает споры.

Можно обвинить журналиста, занимающегося вопросами культуры в паразитизме. Казалось бы, чего проще крутиться рядом с людьми искусства, представляться арт критиком, кого-то хулить, кого-то лелеять, ответственности никакой, это же не политика и не уголовщина, где за неаккуратное слово могут и по голове дать.

В искусстве, так сложилось, что между художником и публикой есть звено, призванное обслуживать и тех и других, одних просвещая, завлекать, других раздражать, тем самым провоцировать на творчество.

На протяжении первых 6 сезонов программа о событиях культуры существовала в эфире ТВ АТН, не каждый канал может себе позволить некоммерческую программу. В АТН шли на это сознательно, понимая необходимость и важность поддержки местных деятелей культуры.

«Афиша» не очень популярная программа, если сравнивать с новостями, но многие смотрели программу, есть разные отзывы.

Искусство требует особого внимания. Это только кажется, что мы отдельно, а искусство отдельно, на самом деле все смешалось и называется культура.

До встречи в эфире.


Я написал это, наверное, в 1999 или 2000 году, когда программа еще выходила на ТК АТН. Но сегодня в третьем томе истории культуры в городе Барнауле от первого лица уже 2007 год.

Примерно, с 2002 или 2003 года «Афиша» выходила уже в эфире ТВ Мир.

Это моя история культуры основанная на текстах программы «Афиша». Я не стал выстраивать хронологию событий, а сохранил только числа.

К третьему тому я понимаю, что это нудное чтиво, что впереди еще 9 томов и я себя надоем, но мне интересно закончить.

01.12.07

«Афиша» программа авторская, это значит, что за все сказанное отвечаю я, то есть это мое мнение. По-другому и не может быть, критика искусства требует персональной ответственности.

Зайков

Николай Зайков попал в Барнаул после окончания архитектурной академии. Он зачем то приехал в Барнаул, здесь у него были одногруппники и здесь предложили работу. Скромненько так, но он сразу принес на первую же большую выставку свои работы, и они прозвучали, их заметили, но не придали значения.

Потом была выставка в «Темной галерее», где я назвал искусство Зайкова промграфикой, есть такой термин из недавнего прошлого.

Потом другая выставка, третья, то со студентами, то отдельно, то городские пейзажи, то натюрморты и портреты. Работы начали попадаться на стенках в не галерей, и проник художник в городское пространство, стал своим и в Союз художников его взяли и мастерскую дали.

В прошлом году работы Николая участвовали в большом конкурсе, в самой «Третьяковской» галерее и Зайков стал победителем, а в этом году он опять принял участие в том же конкурсе, и опять стал первым графиком. Здесь бы вспомнить чеховских барышень «в Москву, в Москву», но будет ли толк.

Зайков станет популярным художником в Барнауле, уважаемым педагогом, время его поколения наступит. Искусство его интересно на фоне квадратных километров серой пейзажной размазни. Он выделяется четкостью мысли и умением, твердый рисунок у парня.

Хотелось бы записать Зайкова в паровоз и верить что, глядя на его успехи, поколение дизайнеров и архитекторов найдет в себе смелость заняться искусством, выйти на зрителя, а не только на заказчика.

Хорошо ведь когда рядом положительный пример.


Н. Зайков


Зайков создал свою школу, я назвал ее «Зайковщина».

Примерно к 2013 году его последовательней и подражателей среди студентов института архитектуры и дизайна, где преподает Николай, стало заметно больше. Некоторым пришлось пройти этап копирования стиля Зайкова и найти свой художественный язык, некоторые не справились и покинули учителя.

Я уже писал, что Коля хороший художник и прекрасный педагог.

А еще он хороший организатор. Помню, как он задавал вопрос губернатору Карлину на встрече с творческой интеллигенцией, и губернатор учил его заниматься искусством. Он сказал примерно следующее: «Знаю я все про современное искусство и молодежь. Повесите на стену какую-нибудь непонятную штуку, скажите, что это искусство и продадите за огромные деньги». А Николай просил помочь в организации выставки молодых художников «Аз. Арт».

Денег потом дали в виде гранта.

Симфонический оркестр

Чудесная музыка, прекрасный зал, великолепный солист, интересный дирижер. В филармонии сейчас все красиво, изящно, достойно всяческих похвал.

Администрация филармонии нашла интересный ход для того, что бы расширить музыкальную палитру, к нам с концертами приезжают успешные музыканты, те кто знаком с зарубежными сценами и оркестрами.

Для нашего симфонического оркестра, надо думать, полезно работать с известными солистами, у них высокий исполнительский уровень, происходит сотворчество, а в исполнительском искусстве это важно.

Для публики гастроли солистов, конечно, интересны, публика жаждет нового. У нас любят симфоническую музыку, есть свой зритель, но он капризный, к оркестру относится надуто. Тут есть несколько заблуждений и главное, наверное, в том, что своих в провинции не ценят. Поэтому в филармонии и ставят на гастролирующих солистов.

В этот раз с нашим оркестром музицировал Юрий Кальниц.

Симфоническая музыка требует усидчивости, сосредоточенности. Концертный зал, это особая культура и сотрудники филармонии как никто это понимают, поэтому на телеоператоров бабушки шикают, мягко ступать не дают, администраторы настойчиво просят снимать с одного места. Я их стараюсь понять, но только зачем мне тогда приезжать на съемку в филармонию? Я же на фоне этого концерта стараюсь рассказать, как прекрасна симфоническая музыка, как она развивает воображение, насколько высок уровень культуры симфонического произведения, особенно признанных композиторов.

Весь съемочный процесс, как правило, занимает 15 минут и далее оператор на цыпочках выскальзывает из зала и публика этого даже не замечает. Сюжет в телепрограмме это в первую очередь пропаганда искусства и только в филармонии некоторые пока недопонимают важности пропаганды.

Антракт. Пора в буфет. В далекие времена это был лучший театральный буфет в городе, а ныне, Бог мой, ныне скука.

Директор сказал мне, что это временно, красные пластмассовые стулья заменят. Ну, может быть мебель не успели закупить, а бумажные скатерти, и одноразовые чайные чашки, это не солидно.

Хочу сознаться, что после подобной критики в адрес театра драмы, директору театра был звонок, и значит я прав, ведь в театре иль концертном зале все должно быть прекрасно, и искусство и буфет.

Про это еще классик говорил.


О. Пашаева.


Судя по тону, на меня шикнула какая та бабушка на входе в зал. Я обиделся, зашел в буфет, а там меня настигло большое разочарование.

Потом в филармонии постелили ковры и купили хорошую мебель в буфет. Это, наверное, был единственный раз, когда случилось мелкое недопонимание в филармонии. Обычно меня всегда принимали хорошо.

А после того как директором стала Елена Надточий, я всегда был дорогим другом и желанным гостем.

Критика бывает очень полезная, был такой случай, я пожаловался, что работа буфета в театре драмы не соответствует уровню и все исправили

ТМК

Собачек жалко, они счастья ищут.

Я сразу завелся, увидев полную совковую попсу на сцене в мюзикле «Собаки». А нам обещали рок.

На второй минуте длинный пролог уже утомил, хотя я могу с удовольствием слушать 14 минут блюз «Уездный город N». Не терплю подмены стиля. Я видел на сцене квазирок. Какого то Леонтьева, но в лучшем случае Кузьмина, когда Пугачева отошла во время его гитарного запила, да здесь и гитарного запила нет. Если послушать «фанеру», можно понять что композитор старался, Евгений Гутчин где то, что то уловил и только.

И все, друзья, больше от рок-культуры здесь ничего.

Я смотрю на сцену и вижу балет, который мог бы работать, кого бы это назвать, чтоб не обидеть? Пусть будет балет телевиденья ГДР 30 лет тому назад. Тогда это было круто, но не было рок-н-роллом.

Я вижу солистов, которые выхаживают на сцене эстраду в линию, а потом в какой-то момент появляются большие кольца и начинается цирк.

Я уже начал думал, что как радикальный воинствующий эстет сейчас встану и крикну «Сила – в правде, рок-н-ролл – forever». Как бы режиссер не был молод, и его рок-кругозор ограничен Элтоном Джоном, нет ему снисхождения. Надо знать, что рок-н-ролл жив, жил и будет жить. Я говорил на днях с БГ.

Я слушаю «Зоопарк» и новый альбом «Ленинграда», я вижу публику на рок концертах и знаю, что в городе около 100 групп играющих всякий рок, от жести до регги. И вижу, чувствую кожей, эту фальшь.

Спектакль «Собаки» полное не попадание в тему, тут нет игры и подмена стиля, и не надо вспоминать «Иисуса» или «Юнону» это рок оперы из другого времени. Там жанр позволял, а тут стилистический промах. Не стоит путать рок и попсу, как Божий дар с яичницей. Вместе им не сойтись.

Часть гонорара передайте приюту для животных, может, искупите.

Все это рок-н-ролл.


Ю. Гальцева.


Ужасный был спектакль. У режиссера большая проблема с чувством стиля.

Константин Яковлев симпатичный парень, хороший актер. Он мне очень нравился на сцене. Но с режиссурой у него такие ляпы, что стыдно за весь театр.

Клипы

Рок культура это особое заповедное и радикальное явление, здесь все крайне обостренно, особенно чувство правды. Когда мы придумали фестиваль видеоклипов, я почему-то даже не вспомнил про попсу. Не пришло в голову и теперь даже не знаю, будут ли попсовые клипы.

Рок-н-ролльные уже есть, вы сейчас увидите несколько эпизодов из разных клипов. Вот это рок, и не стоит строго судить творчество этих молодых музыкантов. За ними ничего нет, ни продюсеров, ни профессионалов, это самодеятельность как весь рок-н-ролл.

Ведь «Машина времени» когда то тоже была самодеятельность.


Не помню, в чем была задача фестиваля видеоклипов. Но было интересно. Я показал некоторые клипы в эфире. Мне, казалось, что это способ выйти на большой экран, и это возможность творческой реализации.

Фестиваль получился. Мы отметили победителей и чем то наградили их на церемонии в Рок-н-ролл кафе.


Дамы и господа в финале программы я говорю о том, что ждет публику в ближайшее время.

В галереи «Универсум» выставка памяти артиста эстрады и губернатора Михаила Евдокимова. Я не могу ее показывать, все же понимают, что это событие постараются использовать политики, а в «Афише» я не говорю о политике, пока сам не стану депутатом.

В павильоне «Открытое небо» Бирюков представляет проект «Присутствие екс. Перформанс».

В галереи «Турина гора» работы Ольги Усольцевой, а потом выставка Игната Ортанулова и Павла Джуры.

В «Кармине» открыли выставку живописи Ирины Леденевой и там же выставка конкурс «Поиск духовности – пока звучат колокола».

В зале Союза художников «Край, где уже не свернуть» Демкина, Карнаев и Жук. Далее Михаил Будкеев, выставка к 85-летию художника. В Художественном музее «Шедевры Русского музея»

В МТА спектакль «Прекрасное далеко». В драмтеатре готовят премьеру «Войцк». В филармонии лауреат международных конкурсов Олег Крыса и симфонический оркестр.

В «Байк Баре» Слава Кобзарь. В музыкальном училище большая программа «на встречу международному конкурсу либертанго»

Теперь новости от театрально концертного агентства «Лига Арт» – Долина, Бутырка, Ледовое шоу.

В клубе «Точка» журнал «Я покупаю», устаревает вечеринку «Пожиратели рекламы»

«Афиша» не претендует на полноту информации, для этого есть журнал «Отдых инфо». На этом позвольте отклониться, всего доброго, творческих успехов. Не стесняйтесь пользоваться проверенным такси.


В. Климов.


Такими были финалы некоторых программ. Обычно это все интересные культурные мероприятия. Плюс реклама.

Такси, это моя любовь. Я многие годы пользовался некоторыми таксопарками. Долгие годы мне помогал Андрей Диулин, который в то время был владельцем таксопарков.

Про политику я не шутил, была в моей жизни серьезная встреча с политиками. Для некоторых политических групп я разрабатывал предвыборные компании и писал программные тексты. Меня продвигали в Общественную палату и в депутаты краевого законодательного собрания. Депутатом я не стал и членом палаты тоже.

03.02.07

Программа о культуре нашего города, мы целенаправленно рассказываем только о событиях культуры в Барнауле.

Меня упрекают, что я редко рассказываю о танцевальных коллективах, тому есть причины. Еще реже в программе «Афиша» встречаются материалы о детских студиях, а сегодня сразу и детская, и танцевальная студия.

ГХМ

«Познание формы» назвал свою первую персональную выставку в художественном музее Олег Копылов. Художник он интересный, позиционирует себя керамистом, то есть он делает главный акцент не на графику и живопись, которая все же присутствует в его творчестве.

В Барнауле достаточно своеобразная ситуация с керамистами. Во-первых, это промысел «Турина гора» и они в какой то мере создают фундамент, но в то же время есть художники, которые в аппозиции этому промыслу, и тут как не странно, уместно это слово из политического лексикона. Есть у нас несколько заметных авторов, которые теперь просто самостоятельные, тот же Евгений Скурихин признанный авторитет, а когда то он был одним из первых художников «Туриной горы».

И вот теперь можно говорить про Олега Копылова. Художник многоплановый, с интересным пространственным мышлением, здесь и традиционно чайники и кружки, но каких форм, с какой задумкой. Есть крупные формы, те же античные маски и что немало важно, для керамиста Олег художник политехническный. Он ищет подходящие технологии, не останавливается, пытается соединить задуманное на уровне идеи, формы и технологии.

На выставки есть графика и живопись и мы видим жанровое разнообразие – пейзаж не о просторах родных, с вершинами и бескрайними полями, а милые, скромные домики с палисадниками.

В натюрморте есть недосказанность, небрежность, но она творческая. Любопытны поиски, эксперименты автора в абстрактном искусстве, можно заметить, что художник найденное в абстрактных композициях перенес в керамику. Видно, что искал линию.

У Копылова твердый рисунок и чувствуется с анатомией все в порядке, есть школа и это, скорее всего, толкает его к большой скульптуре. Он уже выходит, пока на парковые композиции, малые архитектурные формы, но заметно стремление автора к скульптуре классической. Если уже сделал торс, то точно не остановиться.

Можно поздравить автора с удачным дебютом на большой выставочной площадке, хотя, на самом деле, выставка маленькая, но интересная.


Стало интересно, что сейчас с этим автором и почему я про него не слышу. Оказалось что в этом же 2007 г он погиб в катастрофе в возрасте 40 лет.

СХ.

Большая выставка и для Барнаула приятная. Приятно принимать гостей, хотя гостями этих художников называть не следует, они наши алтайские, только из Бийска и как ни странно, для барнаульской публики уже знакомы. Они выставлялись на краевых выставках уже не раз.

Выставка называется «Бийские юбиляры».

Открывают экспозицию работы Людмилы Ивановой, много лет художник посвятила самому психологически сложному жанру – портрету. Ее портрет нельзя назвать сто процентным соцриализмом, но на первый взгляд так и есть, в этом жанре не просто уловить изменение стиля.

Рассматривая произведения Людмилы Ивановой, всплывают в памяти обложки журнала «Юность», конца 70-х, середины 80-х годов, когда уже позволили писать не только доярок или отличников студентов вставших во фронт с книжками подмышками.

В портретах Ивановой встречаются совершенно классические для соцреализма композиции, молодая женщина с ребенком на руках, задумчивый художник перед холстом, тётеньки бальзаковского возраста. Но среди этих кондовых портретов есть серьезные работы, настоящая картина, а это сейчас редкость, в таких работах есть развернутый сюжет, есть принципиальная авторская позиция. Обратите внимание на работу «Ожидание – трудные годы». И конечно, заглавная работа Ивановой «Первые шаги».

А натюрморты, мне показались, безвкусными.

Большая часть выставочного зала отдана художнику Зауру Ибрагимову, он представляет много живописных произведений – жанровые композиции, натюрморты и, конечно, пейзажи. Их очень много, основная часть, это любимый горный Алтай, ведь Бийск ворота в Горный Алтай.

Живопись Ибрагимова неоригинальна, она качественная, композиционно грамотная, с цветом и светом художник не промахивается, но она неинтересная. Не увидел я восторженного выкрика или лирического всхлипывания, нет на поверхности эмоции.

Его пейзажи, как хорошо выполненные уроки, никакой импровизации. Это, наверное, характер, потому что и в графике, которую показывает Ибрагимов, а он более известен как график, тоже нет этого творческого порыва. Просто, художник показывает целый арсенал приемов и техник, демонстрирует большой набор композиционных решений, но все это бывшее.

Конечно, пройден большой творческий путь, художнику уже 70 лет и в то время когда он активно работал, был идеологический заказ и условности, но в том и сила творческой самостоятельности, что бы развести историю – художник и власть.

В произведениях Ибрагимова нет прямой идеологической конъюнктуры, художник не шел на поводу. Он просто художник и это его творческий багаж.

Работы еще двух авторов можно увидеть на этой выставки. Акварели Виталия Губина, к сожалению, художник умер в декабре 2006. Я хорошо знал его великолепно мягкие, лирические акварели.

Он часто выставлялся на больших краевых выставках и его произведения всегда выделялись и запоминались. Старшее поколение знало этого великолепного мастера пейзажа по работам, а то поколение, что училось в НовоАлтайском художественном училище в начале 80-х были знакомы или слышали удивительные истории о его сыне – Вадиме Губине, он легенда училища.

Виктор Егошин тоже пейзажист, его Алтайские просторы, Монгольский Алтай, не эпические произведения, это милые сердцу, удивительные, необыкновенно красивые уголки Алтая. Художник не размахивается, он скромно, постельной мягкостью завораживает зрителя.

А почему Бийские юбиляры?

Потому что трое из них с 1937 года рождения, а один с 47. Вот и считайте.


Так случилось, что я не много знаю бийских художников, но всегда старался относится к ним с особенным уважением. Это моя проблема.

Считаю, что они были обделены. Мне, казалось, что им труднее чем художникам из Барнаула. Но была троица на которую я наехал и чуть не получил по лицу. Об этом еще будет повод рассказать

ГМИЦ

С 1 февраля по 31 марта в павильоне современного искусства «Открытое небо» проводится цикл молодежных фото проектов «Мир накануне лета».

Актуальное название согласитесь.

Первыми этот проект открыли выставкой «Без времени» авторы Анастасия и Дмитрий Синицыны. В пресс-релизе к этой выставки есть много любопытного, объясняющего творческую идею авторов. Цитата: «фотоаппарат стал лишь средством передачи внутреннего мира, средством подобным холсту, краскам и кисти. Фотоснимок – не просто констатация факта, слепок жизненного опыта – полноценное творческое самовыражение авторов». Несколько запутано.

Мне показалось, что как раз, судя по работам, внутренний мир этих авторов настолько романтичен, что становится несколько приторно. Это красиво, великолепно, когда в душе художника мир и благоденствие, и в кадре лепесточки, бабочки, капельки, небо, костерок и свечка. Куда без свечи романтику. Такой запиленный штамп. Их внутренний мир весь на крупных планах, он извращен своей красивостью.

Еще цитата «На этой выставке вы не найдете потрясающих профессиональных снимков с «правильными» ракурсами, неожиданной подачей света и фокусировкой. Все эти фокусы – прерогатива ультрамодных фотографов, ищущих свое «Я» в наш век постоянно меняющихся и совершенствующихся технологий. Без времени похоже на собрание «Любительских «фотографий».

Интересно, здесь и отстраненность от профессионалов, и одновременный наезд на современную, видимо, коммерческую фотографию, и попытка стать своим для дилетантов, опять все запутали.

Что касается работ, кадр скомпонован правильно, и со светом умеют работать или просто чувствуют, а вот идея простая. Я нашел один интересный снимок, они его поместили в самый закуток, это памятник Пушкину.

У меня очень простая оценка этой выставки – посредственно. Вы может, увидите что-то иное.

Добро пожаловать. Там уже кусочек лета.


Много я сделал фото выставок, насмотрелся. И последнее время все чаще думаю о том, что большинство людей с фотоаппаратом не понимают, что такое искусство. Они любят снимать. Пусть снимают.

Как то я сделал выставку на 800 фоторабот. Вот это был мощный заход по Сибири.

Детский театр

Давно и специально в программе «Афиша» не было материалов о детском творчестве, есть тому причины, но сегодня другой случай.

Пока это называться студия современного танца «Хампти-Дампти», что значит Шалтай Болтай.

Существует студия с 1992 года, есть уже много заслуг, богатый опыт и так далее, но сейчас у студии новый творческий этап, с детьми работает молодой хореограф и ставит не просто хореографическую программу, а современный балет или почти балет. Хореограф Александр Андрияшкин приехал из Новосибирска и всем, кажется, что он сможет привнести новое в привычное.

Идея этой постановки, ее драматургия несколько замороченная, и насколько мне удалось понять, концепция авангардная и все это можно назвать актуальным искусством.

Какого то литературного авторского материала в основе этой постановки нет. Либретто сочинили сами артисты и естественно. Они хотят задать и и найти ответ на те вопросы, которые их волнуют.

А какие вопросы тревожат юное поколение?

Их волнует, как устроен мир и как к нему приспособится, только ответы, как правило, в таком возрасте крайне резкие – юношеский максимализм господа взрослые, если помнете.

Спектакль многим покажется резким, перемудренным, непонятным, но таково современное искусство, если отбросить «муси- пуси».

Сходите с детьми интересно, что получится.


Я рассказывал про этот спектакль по просьбе Светы Каменных, она художник модельер и давно работает с этим коллективом.

Почему я старался не говорить о многочисленных детских танцевальных студиях, потому что они эксплуатируют самые низкопробные творческие идеи.

Они плотно подсаживают родителей на эстраду, а это безобразно. Но в случае с этим коллективом, можно говорить про какие то проблески искусства. Хотя денег я с них взял, потому что для них это реклама. Дети у них занимаются за деньги.

На страницу:
1 из 4