Полная версия
500 великих загадок истории
Впервые это место упоминалось в 332 г. до н. э.: речь шла о походе Александра Македонского. Великий полководец завоевал почти весь известный в те времена мир, в том числе и Баальбек.
Поразительно, что ни греки, ни римляне, владевшие Баальбеком в течение нескольких столетий, не удостоили его террасы ни единым словом в многочисленных пространных сочинениях. Террасы не привлекли пристального внимания и современных историков.
Зато для уфологов здесь, пожалуй, все довольно ясно. Путеводной нитью в решении загадки послужила цитата из Библии: «И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из середины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого – четыре лица, и у каждого из них – четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крылами их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому: во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего» (Книга Пророка Иезекииля, гл.1).
С точки зрения уфологов, это повествование явно указывает на присутствие на Земле инопланетных существ.
Бессмертные руины Персеполя
Весной 334 г. до н. э. Александр Македонский выступил в поход против Персии. Его армия состояла из 30 тыс. пехотинцев и 5-тысячной конницы. Первое столкновение произошло летом 334 г. до н. э. на Геллеспонте при реке Гранте. Победителем в битве с армией противника, численность которой составляла чуть ли не миллион человек, вышел Александр.
1 февраля 330 г. до н. э. Александр захватил и разграбил столицу персов город Персеполь, затем сжег его, а жителей уничтожил. Добыча греков оказалась колоссальной: 120 тыс. талантов серебра, 8 тыс. талантов золота. Александру понадобилось 3 тыс. верблюдов и множество мулов, чтобы вывезти награбленное.
Гибель Персеполя ознаменовала конец великой Ахеменидской державы. Священный город персов, где хоронили царей и куда привозили дань из всех подвластных земель, так и не возродился…
Ныне величественные строения подымаются на фоне мрачной горы, которая с мусульманских времен называется Кух-и-Рахмат (Гора Милосердия).
Дворец Дария в Персеполе
Город из камня, Персеполь, был возведен в основном при царе Дарии I. Он строил столицу, желая обессмертить свое имя. В знаменитой Бехистунской надписи, высеченной на отвесной скале, царь оставил о себе память в скромной характеристике: «Я не был лжецом или злодеем… Согласно справедливости поступал я… Я не вспыльчив. Я владею собой и умею сдерживать гнев… То, что один человек говорит против другого, не убеждает меня, пока я не услышу речи обоих… Я – испытанный воин. Мои руки и ноги натренированы. Я хороший всадник. Я хорошо стреляю из лука с лошади и спешившись… О слуга, усердно рассказывай, какой я, как я ловок и как возвышаюсь над всеми».
Дарий I гордился не только собой и своей столицей, но более всего прославлял империю, которую ему удалось создать. Во время раскопок в углах зала его дворца под стенами были найдены каменные ящики, а в них находились золотые и серебряные пластины с надписями Дария на трех языках. Они повествовали о размерах его царства: «Вот государство, которым я владею – от Скифии, которая по ту сторону Согдианы, до Куша, от Индии до Лидии, – которое даровал мне Ахурамазда, величайший из богов».
Был у персов собственный пророк – Зороастр (Заратуштра). Последний утверждал, что его избрал Ахурамазда. Зороастр проповедовал добромыслие, добрословие и добродеяние.
Обрядами жертвоприношений руководили маги, особое племя, отличавшееся правом выполнять жреческие функции. Вероятно, им же приходилось приготовлять хаому.
В ритуалах древних арийцев хаома играла сакральную роль, но о ней ничего определенного не известно. Полагают, что она приводила людей в возбужденное состояние, которое позволяло им «увидеть» будущее. Считают, что хаому получали из эфедры – растения, распространенного в Азии.
С Персеполем тесно связана местность Напишти (арабское название Накши-и-Рустам). Здесь, в скале, в 8 км от Персеполя, высечены гробницы четырех царей из династии Ахеменидов. Они принадлежат Дарию I, его сыну Ксерксу, Артаксерксу и Дарию II. Все гробницы украшены рельефными изображениями воинов, а рядом с ними сохранились руины храма, где по традиции хранился вечный огонь.
…В наши дни уже практически завершены работы по реконструкции большей части построек Персеполя; он вновь поднялся из руин и предстал во всем своем античном великолепии.
Девяностометровая загадка Востока
Если Вавилонская башня существовала, то как она выглядела и для чего служила? Что это было, мистический путь на небеса, в обитель богов? Был ли это храм или астрономическая обсерватория?..
Научная история поисков Вавилонской башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, найденных на месте Вавилонского царства немецким архитектором и археологом Робертом Кольдевеем. Обломки кирпичного барельефа послужили достаточно веской причиной, чтобы кайзер Вильгельм II и только что основанное Германское восточное общество щедро финансировали раскопки древнего города на реке Евфрат на территории нынешнего Ирака.
В 1913 г. уровень грунтовых вод снизился, и археологи смогли приступить к исследованию остатков легендарной башни. На дне глубоких раскопов они освободили из-под наслоений сохранившуюся часть фундамента из сырцового кирпича и несколько ступеней лестницы. С тех самых пор и по сей день продолжается непримиримая борьба между сторонниками различных гипотез, по-разному представляющих форму этой постройки и ее высоту.
Вавилоняне за шесть веков до нашей эры строили величественные сооружения высотой до 90 м, но до наших дней от этих башен дошли только жалкие остатки. Был найден уникальный документ с описанием многоярусной башни в Вавилонии. «Этеменанки» – краеугольный камень Небес и Земли – так назывался знаменитый храм верховного божества Мардука. (Сейчас на месте «храма-небоскреба» раскинулось поросшее тростником болото.)
Вавилонская башня – Этеменанки
Вавилонский зиккурат был самым высоким и самым поздним сооружением такого типа, но он не был единственным высотным храмом в Месопотамии. Словно жемчужины, нанизанные на нить, длинной чередой стояли вдоль двух могучих рек – Тигра и Евфрата – колоссальные святыни. Традиция постройки башен родилась у шумеров на юге Междуречья. Зиккурат, возведенный в Уре по приказу царя Урнамму около 2000 г. до н. э., впервые облицевали слоем кладки из обожженного кирпича и украсили святыню монументальными наружными лестницами. В клинописных текстах, к сожалению, не сообщается об использовании зиккурата. Из поздних вавилонских источников нам известно, что на верхней площадке башни совершались жертвоприношения богам…
Многие историки убеждены, что храмовые башни служили жрецам также в качестве астрономических обсерваторий. Эти сооружения были самыми высокими точками на плоской, как стол, равнине междуречья Тигра и Евфрата. Глиняные таблички сохранили в веках свидетельства глубоких познаний вавилонских мудрецов в астрономии.
Астрономия была в те времена чисто вавилонской наукой.
Возможно, евангельские волхвы, пришедшие поклониться новорожденному младенцу Иисусу, происходили из Вавилонии, ведь никто другой из современников не обладал достаточными знаниями, чтобы предсказать появление на небе Вифлеемской звезды.
Легенда о вавилонском столпотворении, в которой говорится, что Бог покарал людей за гордыню, сформировала у многих европейских народов отрицательное отношение к царству Вавилонскому как рассаднику греха и порока. В действительности нравы и обычаи в тех краях были вполне пристойными.
О плачевном конце Вавилонского царства в Библии говорится как о возмездии за грехи и высокомерие перед Господом. Огненные письмена «МЕНЕ, ТЕКЕЛ, ПЕРЕС», появившиеся на стене дворца, возвестили неизбежную гибель царя Балтазара и раздел царства между врагами. Библейская мораль ясна: усмири гордыню, не замахивайся на то, что тебе не под силу, иначе будешь повержен.
У строителей Вавилонской башни есть много последователей в разных странах, и рекорды высоты зданий падают один за другим – технический прогресс этому способствует. Но даже по сравнению с современными гигантами 90-метровая Вавилонская башня – впечатляющее достижение древних строителей.
Кхинга, гималайская Троя
В Непале, в южной части провинции Мустанг, лежит долина Кали-Гандаки. Там проходит важнейшая дорога, пересекающая с севера на юг неприступные горы Гималайского хребта. Высокогорную долину закрывают с двух сторон крутые «восьмитысячники» Дхаулагири и Аннапурна, ревниво хранящие от чужеземцев свои тайны.
Через долину Кали-Гандаки в течение многих столетий проходил «соляной путь», соединявший Тибет с равнинными районами Индии. Историки подсчитали, что за один только XIX в. по горным тропам перевезли около 10 тыс. т соли. Для защиты важного торгового пути на небольших расстояниях друг от друга построены мощные укрепления. Теперь по старым торговым тропам проводники водят группы иностранных туристов.
Долина Кали-Гандаки
В разгар сезона в Кагбени многолюдно и шумно. Но уже в десяти километрах от поселка не встретишь ни одной живой души, но то и дело попадаются на пути руины жилищ, монастырей и крепостей, заброшенных несколько столетий назад.
В поселке Кхинга, примостившемся на высоте 3400 м, в горном оазисе найдена «гималайская Троя» – холм на краю поселка, скрывающий древние развалины.
До 1990 г. о древнейшей и средневековой истории Гималаев было не известно практически ничего. Жители Непала живо интересуются историей своего края, и «гималайская Троя» произвела в их стране сенсацию. «Тогда, в июле 1990 года, я впервые увидел холм Кхинга-Калун: 13-метровая насыпь круто поднималась над почти горизонтальным полем у восточной околицы Кхинги. Я смотрел на холм и понимал, что это моя Троя», – вспоминает профессор Хуттель о своей первой встрече с этим необыкновенным местом.
Ученые пытаются отыскать в холме подтверждение одной народной легенды. Глубоко под холмом Кхинга-Калун, гласит легенда, находится крепость «царственного всадника с сотней скакунов, хозяина трехсот домов». Название холма само по себе многозначительное: слово «калун» значит «развалины» или «опустелое место», а «кхинга» означает «дворец или укрепленный замок». Может быть, там и вправду стоял дворец правителя – гордого властелина 100 лошадей и 300 домов? Поселение Кхинга основано, по всей вероятности, во II в. до н. э. Археологи нашли не только человеческие кости, но и большое количество костей животных, в том числе фрагменты скелетов не менее сорока лошадей. Над этим захоронением в более позднее время была построена крепость.
Археологи докопались до каменной гробницы, находящейся на том же уровне, что и укрепления II–I вв. до н. э. В каменном склепе были похоронены 25 человек и 15 лошадей, кроме того, там же лежали останки других животных – судя по всему, отходы со скотобойни.
Ученым не удалось пока выяснить, почему люди, поселившиеся в Кхинга-Калуне, забрались так высоко в горы. Существует гипотеза, что в древности в Гималаях деревья росли на гораздо большей высоте, чем теперь. Сейчас в долине остался только небольшой оазис, а раньше там зеленели густые леса и обширные луга, которые привлекали в горы пастухов и земледельцев.
Пепуза – город монтанистов
Эти люди жили общинами, готовились к скорому концу света и поневоле скрывались от преследований ортодоксальной христианской церкви. Отцы церкви называли их сектантами-монтанистами, вероотступниками и еретиками.
Где-то на полуострове Малая Азия, вдали от густонаселенного побережья и от проезжих дорог, на каменистом бесплодном плоскогорье стоял ниспосланный свыше «новый Иерусалим», о котором говорится в Библии. Раннехристианская община монтанистов почитала эти отдаленные края «святой землей». Международная немецко-американская археологическая экспедиция искала «новый Иерусалим» более десяти лет.
В труднодоступной долине небольшой речки, к югу от города Ушак, группа профессора Петера Лампе открыла руины, относящиеся к эпохе Римской империи.
Археологи определили район поисков, основываясь на сведениях в античных документах. «Ключом к разгадке неизвестного местоположения Пепузы был тесно связанный с городом монастырь, о котором неоднократно упоминают античные литературные источники, – рассказал профессор Тэбберн. – Когда мы с трудом забрались в недоступное ущелье, нам в первую очередь бросились в глаза остатки римской дороги и развалины моста. Чуть подальше виднелось обширное древнее кладбище по соседству с руинами города. Мы вскарабкались на сто метров выше и на головокружительной высоте увидели большой пещерный монастырь – выдолбленный в скале сложный комплекс монастырских помещений с древними надписями на стенах».
…Пепуза была центром мощного пророческого течения в христианстве, которое распространилось в Малой Азии около 165 г. н. э. Основателем секты был фригиец Монтан. Он начал выступать с проповедями во фригийской деревне Ардабау и собрал вокруг себя сотни учеников. Новый учитель проповедовал о «тысячелетней империи», под конец существования которой во Фригии явится мессия. После кончины основателя секты Монтана его «святой дух» не покинул своих верных сподвижников и последователей, а говорил с ними через одаренных ясновидением «прорицательниц».
Около 200 лет монтанисты беспрепятственно распространяли свое учение, но в IV в. н. э. эту секту объявили еретической, и сектантов начали преследовать как злейших врагов христианской церкви. Около 550 г. н. э. религиозный центр монтанистов подвергся гонениям за ересь: войска римского императора захватили без боя слабо защищенный город Пепузу. Они заняли монастырь и другие постройки, принадлежавшие монтанистам, развалили на мелкие куски массивный гроб с останками основателя секты Монтана, разбросали и растоптали в пыли его кости…
Неразгаданные тайны гуннов
История гуннов до сих пор полна тайн. Почему лишь один из многих народов Азии двинул свои кибитки к далекому Риму? Почему другие варвары, завоевав многие земли Римской империи, отступили под натиском гуннской конницы? Куда исчезли гунны после смерти своего грозного вождя Аттилы? Наконец, где спрятаны сокровища, награбленные гуннами?
О них писал римский историк Аммиан Марцеллин: «Они кочуют по горам и лесам; никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи… Питаются они кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть».
На самом деле Аммиан несколько преувеличивает. Хуину были скотоводами и вполне могли питаться вареным мясом, кониной и бараниной. Что же касается «прелого мяса», то историк мог не знать, что таким способом многие кочевые племена лечили спины лошадей, натертые седлом.
С конца III в. до н. э. хунны стали совершать регулярные набеги на северо-западные границы Китая. Энергичный и способный предводитель хуннов Модэ сплотил свое племя, покорил ряд соседних народов и после ряда побед вынудил императора Китая заключить с ним «договор мира и родства», по которому империя фактически была обязана платить хуннам дань!
…В Паннонии (Венгрия), где находилась ставка гуннского вождя Ругилы, после его смерти в 445 г. произошли драматические события. Два его племянника – Бледа и Аттила, ставшие предводителями гуннов, не поделили трон, и вскоре Бледа был убит коварным братом.
Царь гуннов – Аттила. Средневековый рельеф
Аттила внушал страх не только европейским народам, перед ним трепетали воины его собственной армии, в которой царили железная дисциплина и боевая выучка.
Современники, при всей своей неприязни к гуннам, не могли не отметить их отвагу и военное мастерство. Но христианские писатели и священники полагали, что вождь гуннов и его воинство сильны тем, что воплощают победу на земле самых темных сил.
Северные гунны двигались на запад и попутно смешивались с другими племенами, например с уграми, жившими на Урале и Нижней Волге. В 375 г. во главе с царем Баламиром они перешли Дон и заняли земли от Дона до Карпат, разбив готов и аланов, «произвели в их землях страшные истребления и опустошения». Тогда впервые хунну попали в анналы европейских хроник и стали именоваться гуннами – «бичом Божьим».
Ранним утром 21 июня 451 г. в 150 км восточнее Парижа, на Каталаунских полях, сошлись в беспощадном поединке две силы – «света и тьмы» – воинство Аттилы и войско римлян под предводительством полководца Аэция Флавия. Вместе с римлянами против гуннов выступили многие варварские народы: готы, франки, аланы, вестготы, бургунды и другие. Битва длилась семь дней. Погибло 165 тыс. воинов.
Гунны были побеждены, но через год Аттила вновь собрал мощное войско, вторгся в Галлию и напал на Италию, произвел страшные разрушения в Венеции и подступил к Риму. В тот момент, когда гибель великого Рима казалась неизбежной, произошло непредвиденное событие. На очередном свадебном пиру Аттилы его новая жена, юная красавица Ильдека, дочь вождя германского племени бургундов, заколола повелителя половины мира, отомстив ему за гибель родного племени.
Гунны похоронили своего вождя на дне реки Тисы в тройном гробу – железном, серебряном и золотом. Так гласит предание.
О сокровищах, награбленных гуннами в походах, ходило множество слухов. Согласно некоторым из них, они зарыты где-то в последней итальянской резиденции Аттилы – Бибионе. Однако город этот, прежде находившийся в прибрежной полосе Адриатического моря, как и ряд других древних морских портов, оказался затопленным в связи с подъемом уровня воды Средиземноморского бассейна. Найти и исследовать легендарный Бибион – мечта любого археолога-подводника.
Сказочные сокровища древней Бактрии
В 1978 г. на севере Афганистана археологическая экспедиция обнаружила на холме нетронутое древнее захоронение, возраст которого ученые оценивали в 2 тыс. лет.
Афганские крестьяне называли эту возвышенность Тилья-тепе – золотой холм.
В захоронении обнаружили скелет вельможной покойницы. Ее одежду украшала золотая брошь в виде крылатой Афродиты, а скипетр, положенный рядом с телом, указывал на исключительно высокое положение похороненной.
Украшения, изображающие тритонов и дельфинов
Сказочные сокровища Тилья-тепе состояли из 20 тыс. отдельных предметов. Среди найденных изделий были тяжелые золотые пояса, чаши с чеканными узорами, кинжалы в богато украшенных ножнах.
Большинство золотых изделий отличались поразительным разнообразием и имели характерные черты разных культур: индийской, персидской, древнегреческой и древнеримской, а также культур кочевых степных народов. Очень странно выглядел в 4 тыс. км от Афин типичный греческий узор на вазе – играющие дельфины и брошь с Афродитой.
У историков вскоре нашелся ответ на вопрос, как попали греческие дельфины в далекие степи: вместе с войсками Александра Македонского.
Два года воевали греки в Бактрии. Легенда гласит, что одного из могущественных князей Бактрии завоеватель пощадил только благодаря заступничеству дочери князя – Роксаны. Александр с первого взгляда влюбился в красавицу-княжну. Вместо того чтобы отсечь князю голову, он своим тяжелым мечом отрезал два куска от каравая хлеба – себе и пленной княжне Роксане. Таким был македонский ритуал бракосочетания. В парадном зале одной из крепостей в Бактрии Александр принимал свадебные дары от покоренных князей и пировал со своими полководцами…
Через пять лет Александр умер. После смерти завоевателя Роксану и ее сына убили.
Через 200 лет после распада империи Александра Великого в «страну тысячи городов» Бактрию вторглись кочевые племена из Северного Китая. Мирную Бактрию захватила дикая орда кушан.
Бывшие кочевники, осевшие в завоеванной Бактрии, научились строить города. Кушанский город-крепость Топрак-кале был важным торговым центром на одном из шелковых путей, которые вели из Китая и Индии через Персию в Рим.
Археологи планировали многолетние исследования могил, но в декабре 1979 г. СССР ввел в Афганистан свои войска. Бои приблизились к месту раскопок, и археологи, упаковав находки в ящики, перевезли их в Кабул. Позднее ученые пытались спасти сокровища Тилья-тепе. Они обращались в ООН, предлагали временно передать драгоценные находки в Советский Союз или в нейтральную страну… В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана, но гражданская война продолжалась. Через три года, во время обстрела и штурма Кабула, Национальный музей серьезно пострадал, а ящики с золотыми украшениями перенесли в президентский дворец, который потом тоже взяли штурмом. Золото из могилы царицы затерялось в военной неразберихе…
Пергам: «старший брат Рима», ушедший навсегда
Однажды немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Хуман нанял сорок землекопов, вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю… Так был открыт древний Пергам и величайший памятник эллинистического искусства Алтарь Зевса.
Пергамский алтарь – одно из сокровищ великого города Древнего мира. В библиотеке во множестве хранились рукописи по медицине, ведь Пергам считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам.
Под сводами здесь были скрыты особые рупоры и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.
В 133 г. Пергам сделался столицей римской провинции Азия, и римские правители также не жалели денег на украшение города. На Акрополе вырос гигантский храм императора Траяна. Каждая его колонна была вдвое выше храма Афины, стоявшего рядом.
В III в. на террасе театра возник храм в честь императора Каракаллы, который приезжал лечиться у знаменитых пергамских врачей. Этот храм был невелик, но зато отделан драгоценным цветным мрамором.
Римляне построили в Пергаме еще два театра на 25 и 35 тыс. зрителей, так что в городе стало больше театральных мест, чем зрителей.
Алтарь Зевса из Пергама
Пергам был третьим по величине городом античного мира (после Рима и Александрии). Он прославился своей великолепной архитектурой, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства, библиотекой.
В ее прохладных залах в мраморе стен были устроены выложенные кедром ниши. В них хранили 200 тыс. свитков с творениями греческих философов и поэтов, трудами географов, священными книгами персидских, египетских и иудейских жрецов.
Глава Пергамской библиотеки ученый Кратес Малосский первым в мире выдвинул гипотезу о расположении на поверхности шарообразной Земли четырех массивов суши, разделенных полосами океанов. Около 168–165 гг. до н. э. он изготовил большой глобус, на котором изобразил четыре массива суши.
Царь Аттал и яд
Аттал III был последним царем Пергама. В историю вошло его завещание: своей волей он даровал царство, ему подвластное, «сенату и народу римскому». Случилось это в 133 г. до н. э.
Это был тонкий политический ход. Так иной шахматист жертвует одну из фигур за качество. Пожертвовав царством, Аттал выиграл покой и благополучие подданных.
Был же этот «мудрый царь» – так назовут его потомки – «коварным тираном» в глазах своих современников. С прискорбием взирали они на жалкого отпрыска славной династии.
Первый и…Не успели похоронить Александра Македонского, как его полководцы рассорились. Так начались долгие войны его наследников – диадохов. В этих междоусобицах выделилась небольшая горная крепость Пергам, лежавшая на северо-западе Малой Азии. В 283 г. до н. э. она стала столицей крохотного Пергамского царства.