Полная версия
500 великих загадок истории
Черчворд расшифровал тысячи таинственных каменных табличек с письменами майя, обнаруженных в Мексике, которые доносят до нас символы, алфавит, историю происхождения и развития Му. И вот что поразительно: иероглифический алфавит египтян и индейцев майя с Юкатана несет множество схожих символов. Во всяком случае, тесную связь между этими народами отрицать никак нельзя.
Развалины астрономической обсерватории майя на Юкатане
Американский археолог и историк XIX в. Ле Плонжон, посвятивший 14 лет жизни изучению письмен майя, обнаруженных в Южной Америке, нашел уникальную надпись на одном из древних строений, где говорилось о том, что первые поселенцы майя прибыли на американский континент с Майякса (вероятно, географическое название).
Еще одно любопытное совпадение. Древнеегипетский бог мудрости и Луны, Тот, является абсолютным двойником божества Кукулькан, которому поклонялись индейцы майя.
У майя были самые точные таблицы затмений Луны и Солнца. Они вычислили с абсолютной точностью величину оборота Земли вокруг Солнца.
Майя установили весьма точное время оборота Луны вокруг Земли. Майя считали Венеру восьмой звездой, а Землю – седьмой. Но им были известны и внешние планеты – Уран, Нептун, Плутон, что значительно подкрепляет бытующее мнение о получении майя астрономических сведений от космических пришельцев.
Величайшая загадка майя – их календарь, который является квинтэссенцией мудрости. Подавляющее большинство манускриптов майя – календарная система, выраженная в цифровой теории, – это хронология и система точнейших предсказаний. Майя использовали три календаря, чьи циклы интерполировались (определение промежуточных значений величины по некоторым известным ее значениям). Первым был календарь, называемый «Длинный отсчет». Вторым – «Тцолкин», или «Священный календарь», базировавшийся на 260-дневном цикле. Он был рассчитан с такой аккуратностью, что отставал лишь на день за 6 тыс. лет. Оба календаря дополняли друг друга и составили законченный цикл в 52 года. Цифра, одинаково значимая для майя и для Египта. Пирамиды в Гизе имеют угол 52°.
Календари майя отображают не только время на Земле, но и в галактике. Они отражают эволюцию Солнца и других планет. То есть они несут в себе код космических знаний. Чтобы разрешить такую неземную загадку, человеку надо возвыситься над земной суетой до космических высот.
Пирамиды Теотиуакана
В 50 км к северо-востоку от мексиканской столицы находятся руины таинственного древнего города. В пору своего расцвета он имел население численностью от 150 до 200 тыс. человек, а его культурное влияние простиралось до территорий современных Гватемалы и Белиза.
Это был самый выдающийся город-государство на территории современной Мексики в доиспанские времена. Никто точно не может сказать, почему он неожиданно пришел в упадок и был покинут жителями около 750 г. н. э. Неизвестно даже, каково было настоящее название этого города. Имя, под которым он известен сейчас всему миру, дали ему ацтеки, основавшие свою древнюю столицу – Теночитлан. Колоссальные постройки и их удивительная планировка вызывали у индейцев благоговейный трепет, поэтому покинутый город получил у них название Теотиуакан – божественное место. Они считали, что именно отсюда боги начали сотворение мира. С высоты птичьего полета он удивительно напоминает материнскую плату современного компьютера с двумя «микропроцессорами» – колоссальными пирамидами Солнца и Луны. Их окружают 600 пирамид меньшего размера. Пирамида Солнца была воздвигнута около 150 г. н. э. На ее строительство ушло около 3 млн т кирпичей, валунов и булыжников.
Известно, что на вершине пирамиды Солнца находился храм, где проводились религиозные церемонии. Ученые отмечают удивительное сходство комплекса пирамид Теотиуакана с египетскими пирамидами. Пирамида Солнца имеет основание, равное по площади основанию Великой пирамиды в Гизе. И, хотя высота последней почти в два раза больше, на этом сходство не заканчивается. Обе пирамиды имеют в своей математической основе число π. Периметр пирамиды Солнца равен ее высоте, умноженной на 4 «π», а пирамиды в Гизе – на 2 «π». Напоминает о египетских пирамидах и наличие меньших по размеру пирамид-спутников вокруг двух главных пирамид – Солнца и Луны.
Вид на храмовый комплекс в Теотиуакане
Именно пирамиды Солнца и Луны становятся в день весеннего равноденствия главными героинями Теотиуакана. На вершине пирамиды Солнца местный шаман-науатль, облаченный в ритуальные одежды, увешанный амулетами, с яркой лентой на голове, взмахами жезла, украшенного орлиными перьями, призывает силы четырех сторон света снизойти, и многие верят, что в этот момент высвобождается божественная солнечная энергия, заключенная в пирамиде Солнца. Чтобы приобщиться к ней, тысячи паломников выстраиваются на ступенях пирамид Теотиуакана.
Многие побывавшие здесь говорят, что испытывали неописуемое чувство покоя, умиротворенности и гармонии с окружающим миром и с самими собой.
Кенсингтонский рунический камень
Неутомимые викинги из «старой доброй» Скандинавии были не только завоевателями, но и первоклассными мореходами. Их мореходные дружины основали новые государства в далекой Сицилии и в России, разведали побережья и реки всей Северной Европы и открыли Исландию, а затем Гренландию.
Из всех находок, свидетельствующих о скандинавском присутствии на территории Соединенных Штатов, самые жаркие споры вызвал Кенсингтонский камень.
Поздней осенью 1897 г. шведский эмигрант фермер Олаф Охман корчевал пни на пригорке возле своего дома вместе с младшим сыном Эдуардом. Когда он вытаскивал очередной пень, из-под земли показался камень, зажатый между переплетенными корнями. Охман заметил на камне какие-то надписи и отнес его в соседнюю деревушку Кенсингтон в Миннесоте, общину эмигрантов из Скандинавии, где он был выставлен на всеобщее обозрение. Один из жителей догадался, что надпись сделана рунами— старинным скандинавским алфавитом, которому по-прежнему учили детей в некоторых местных школах того времени.
Грубая копия надписи была отправлена О. Дж. Брейду— профессору скандинавских языков в университете штата Миннесота. Брейд остался равнодушным к открытию, как и другие специалисты по Скандинавии, которые сочли надпись современной фальшивкой. Глубоко разочарованный, Охман отнес камень обратно на свою ферму. Там он и лежал, пока его не увидел Хьялмар Холанд, посетивший этот район в 1907 г. Он был убежден, что надпись подлинная, и в течение следующих пятидесяти лет пытался убедить в этом окружающий мир, приводя в доказательство ее перевод: «Восемь готов и 22 норвежца отправились исследовать земли, лежащие к западу от Винланда. Мы разбили лагерь у двух каменистых островков в одном дне пути к северу от этого камня. Однажды мы пошли рыбачить, а вернувшись домой, обнаружили 10 человек, истекающих кровью и умирающих. Господь всемогущий, сохрани от зла. Еще 10человек остались в море присматривать за нашими кораблями в 14днях пути от этого острова. Год 1362».
В конце 1940-х гг. камень был выставлен на обозрение в Смитсоновском институте в Вашингтоне, и доктор Мэтью Стирлинг, директор Американского бюро этнологии, назвал его «возможно, самым важным археологическим объектом, обнаруженным до сих пор в Северной Америке».
Можно ли считать подлинность Кенсингтонского рунного камня окончательно доказанной? К сожалению, обстоятельства его открытия остаются довольно туманными. Сохранившиеся описания различаются в мелких подробностях даже относительно дерева, под которым был найден камень. Если бы кто-то в то время позаботился сохранить пень и сосчитать годичные кольца, то можно было бы по меньшей мере установить минимальный возраст захоронения камня.
Профессор Эрик Уолгрен из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе посвятил несколько лет исследованию Кенсингтонского рунного камня, который он считает подделкой на основе словарного состава грамматических особенностей и системы датировки. В частности, надпись содержит много необычных словарных форм, включая ded явно английского происхождения, а также составной термин opdagelsefard, означающий «исследовательское путешествие». Грамматика выглядит странно: окончания слов не характерны для XIV в., но широко использовались в XX в. Все числа в тексте написаны по-арабски, в то время как в средневековых рунных надписях пользовались римскими числительными.
Защитники подлинности Кенсингтонского рунного камня усердно обрабатывали архивы всех языков и диалектов Скандинавии в поисках возможных параллелей и нашли ряд близких слов и словосочетаний, но ничего похожего на opdagelsefard. Они также смогли доказать, что арабские числительные использовались в Скандинавии еще в XIV веке, однако это не то же самое, что использование арабских числительных в рунных надписях, так как при этом смешиваются две совершенно разные системы общения.
«Что касается предполагаемых параллелей, то существование сходных слов и грамматических форм в различных скандинавских наречиях раннего и среднего Средневековья само по себе не является достаточным доказательством, – пишут Р. Джеймс и Ник Торп в книге “Древние тайны”.– Хотя отдельные элементы Кенсингтонского рунного камня могут быть подлинными, рунологи считают, что текст нужно рассматривать как одно целое, прежде чем подходить к вопросу о его аутентичности».
Уоллес резюмирует точку зрения рунологов в своем критическом вердикте: «К рунной надписи на Кенсингтонском камне можно применить простой тест. Если мы удалим из рассмотрения все руны, не имеющие бесспорного исторического происхождения от XIV в. и ранее, то останутся лишь простейшие формы, такие как «и» и «мы». Эти формы оставались неизменными с раннего Средневековья до настоящего времени».
«Возможно, но маловероятно»– таков был вердикт специалистов о надписи на Кенсингтонском камне с тех пор, как Холанд отвез его в Скандинавию в 1911 г. Попытки подкрепить аргументы в пользу рунного камня другими предполагаемыми рунными надписями, обнаруженными на территории Соединенных Штатов, оказались безуспешными. По единодушному заключению рунологов, все они являются либо очевидными современными подделками, либо трещинами на поверхности камня, имеющими совершенно естественное происхождение».
Более широкий исторический подход мог бы прояснить проблему происхождения Кенсингтонского рунного камня. Насколько вероятным было присутствие викингов или выходцев из Скандинавии на территории современных Соединенных Штатов в 1362 г.? Могла ли экспедиция викингов отправиться в путешествие на Средний Запад Америки?
Для ответа на эти вопросы были представлены два исторических свидетельства скандинавского происхождения. Одним из них является «Карта Винланда», которая считалась доказательством успешной экспедиции в Америку под руководством гренландского епископа Эйрика в 1118 г. К сожалению, этот единственный в своем роде документ так же небезупречен, как и Кенсингтонский рунный камень.
Холанд попытался увязать датировку рунного камня с событиями скандинавской истории. Магнус Эриксон, король Швеции и Норвегии, попросил некоего Поуэлла Кнутссона отплыть в Гренландию в 1354 г. для «защиты» тамошних христиан. Холанд предположил, что экспедиция Кнутссона, состоявшая из шведов и норвежцев, отклонилась на запад, высадилась на берег в Винланде, а затем исследовала внутреннюю часть континента. Разведчики частично были перебиты туземцами, что отражено в надписи на Кенсингтонском камне. Выжившие после резни могли стать основателями племени «белых индейцев»– манданов, живших вдоль берегов Миссури.
К сожалению, у нас нет никаких оснований верить тому, что экспедиция Кнутссона вообще отправилась в Гренландию. Не сохранилось никаких норвежских или гренландских записей об их отбытии или возвращении.
Пока лингвистика, история и археология выносят суровый приговор Кенсингтонскому рунному камню. Но если он не подлинный— значит, это подделка. Если ли у нас причины подозревать это? Исторические обстоятельства того времени, когда он был найден, практически гарантировали, что находка получит широкий общественный резонанс. Всемирная выставка, назначенная на 1892 г. в Чикаго, отмечавшая 400-летие открытия Америки Колумбом, возмутила многих американцев скандинавского происхождения на Среднем Западе, которые считали, что с их предками обошлись несправедливо.
Последний удар по сторонникам Кенсингтонского камня был нанесен серией исповедей. В 1973 г. некий Уолтер Крэн, лежа на смертном одре, сделал магнитофонную запись, в которой он утверждал, что его отец Джон признался (тоже перед смертью) в изготовлении надписи при соучастии Олафа Охмана. Сам Уолтер искал и нашел подтверждение этой истории у Джона Охмана, сына Олафа, перед тем как тот испустил последний вздох. Целью подделки, по словам Уолтера Крэна, было «одурачить людей во всей стране, особенно образованных, которые смотрели на них свысока… чтобы мистификаторы наконец-то смогли как следует посмеяться над ними».
Это признание звучит весьма убедительно. Многие скептики пришли к выводу, что оно является прекрасным завершающим штрихом в истории Кенсингтонского камня, хотя целых три признания на смертном одре – это, пожалуй, уже слишком…
Раскроют ли секрет пустыни Наска?
Возникновение ее рисунков относится к эпохе «народа наска», то есть от 200 до 600 г. н. э. Этот народ не переселился откуда-то из других мест, а развивал в этих краях свою культуру, опираясь на достижения предшественников. Создатели гигантских знаков на пустынном плоскогорье использовали в своей работе более древние образцы.
Все профессионалы и любители до сих пор сосредотачивали усилия на изучении формы и расположения знаков и старались угадать значение непонятных знаков, форму которых можно разглядеть только с самолета или вертолета. Маркус Райндель решил пойти по непроторенному пути и выбрал другую точку отсчета. «Если мы хотим расшифровать иероглифы пустыни Наска, мы должны найти людей, которые их создали».
Райндель проводил поверхностное обследование горных склонов в окрестностях городка Пальпа, в 40 км от Наска, и на глубине 30 см обнаружил там верхнюю часть стены. Раскопки подтвердили, что это стены древнего города, который находился в непосредственной близости от знаменитых рисунков.
После первой экспедиции археолог начертил детальный план города и смог восстановить кое-что из его истории. 1900 лет назад на равнинной части долины, в междуречье рек Рио-Гранде, Рио-Пальпа и Рио-Вискас, поселенцы возвели внушительных размеров строение 400 м в длину и 100 м в ширину. Метровые стены из кирпичных блоков поднимались на высоту 12 м и символизировали могущество, власть и богатство. Основой богатства «народа наска» было сельское хозяйство, процветавшее благодаря разветвленной оросительной системе.
Немецкий археолог ищет исконный смысл таинственных рисунков пустыни Наска в долине реки Рио-Гранде. Прежние обитатели этих мест «населили» окрестные скалы тысячами изображении разных животных и человекоподобных существ. Небольшие выбитые на скалах изображений (петроглифы) датируются IV в. до н. э. Позднее их повторяли в увеличенном виде на плоских поверхностях горных склонов. Рисунки величиной от 10 до 20 м были хорошо видны издали.
Гигантские рисунки в пустыне Наска
«Именно отсюда должна была развиться традиция наземных рисунков, – предполагает Райндель. – По мере увеличения они становились все более размашистыми и абстрактными и занимали уже не скалистые склоны, а обширные поверхности пустынного плоскогорья».
Рассуждения ученого, по-видимому, довольно логичны, но здесь возникает законный вопрос: почему эти гигантские схематичные рисунки находятся в таких местах, где никто не может их рассмотреть?
Новые находки в пустыне Наска
Первым увидел геометрические фигуры на знаменитом плоскогорье Наска американский археолог Пол Косок. Ученый с изумлением всматривался с борта самолета в невероятный калейдоскоп трапеций, треугольников и спиралей, усеявших пустыню в трехстах километрах от столицы Перу Лимы.
Абсолютно прямые линии рассекали плоскогорье по всем направлениям и убегали за горизонт, как бы «не замечая» возвышенностей и ущелий. А между городами Наска и Пальпа раскинулся уникальный в своем роде «зоопарк пустыни» – гигантские очертания птиц, змей, обезьян, китообразных и даже насекомых. Потом выяснилось, что техника нанесения гигантских фигур была довольно простой: следовало лишь сдвинуть камни, обнажив мягкую землю, и уложить их в ряд. На это уходили годы, зато изображения могли сохраняться в этом засушливом районе тысячелетиями!
Пол Косок предположил, что перед ним – гигантский астрономический календарь. 21 июня 1939 г. ученый увидел на закате дня, как Солнце садилось точно на пересечении одной их прямых линий с горизонтом. Позже он нашел линию зимнего солнцестояния и еще больше утвердился в правильности своей догадки относительно смысла этого калейдоскопа. Но надо было отождествить и другие фигуры плоскогорья с астрономическими объектами. За эту сложнейшую задачу взялась помощница Пола Косока, немка по национальности Мария Райхе.
Целых семь лет ушло у нее на составление первых приблизительных карт и топографических планов плато площадью пятьсот квадратных километров, испещренного загадочными рисунками. В 1947 г. исследовательница получила возможность пользоваться вертолетом.
Первую подробную схему изображений ей удалось закончить лишь к 1956 г., последнюю – когда Марии уже было хорошо за 80.
«Первая дама Наски» скончалась в 1998 г. в возрасте 95 лет. Ее дом в городке Ика (недалеко от знаменитого плоскогорья) превращен в музей, одна из улиц Ики теперь носит имя Райхе. В городке установлен бюст подвижницы, а в Наске в ее честь названа одна из школ.
В Ике живет продолжательница дела Марии Райхе – Виктория Никитцки. Известный астроном, автор книги «Кроме Стоунхенджа» Дж. Хокинс проанализировал очертания фигур на плоскогорье Наска с помощью компьютера и заявил после завершения работы: «Компьютер разбил вдребезги теорию звездно-солнечно-лунного календаря!» И действительно, далеко не все фигуры удалось отождествить с астрономическими объектами.
Мария Райхе – исследовательница пустыни Наска
Согласно гипотезе москвички Аллы Белоконь, изображения в Наске нанесены сверху потоком направленной энергии. Многие контуры очерчены сложным движением «рисующего луча» – колебательным, вращательным и поступательным. А это – типичные маневры НЛО! По-видимому, изображения наносились управляемым потоком энергии с регулируемым соплом. Если эта гипотеза верна, то рисунки адресованы не нам, а прибывающим инопланетянам.
Международная экспедиция под руководством итальянского археолога Джузеппе Орефичи провела раскопки на плоскогорье Наска и обнаружила здесь, в частности, своеобразные колодцы со спиралевидными спусками к центру с диаметром наверху 18 м и глубиной 15 м. Спиралевидные сходы вели к подземным водным источникам и охранялись жрецами. Далекие предшественники нынешних перуанцев были прекрасными земледельцами. В борьбе за живительную воду они проявили потрясающее трудолюбие и высокое инженерное искусство, создав широко разветвленную ирригационную систему из колодцев, резервуаров и подземных водоемов. Эффективность их такова, что признано целесообразным начать реставрацию всего этого комплекса.
…В 1980 г. вертолетчики Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана обнаружили на плато Устюрт (бассейн Аральского моря) загадочные стреловидные изображения. Они выглядели как овальные фигуры длиной 800–900 м и шириной 400–600 м. Эти овалы с втянутой внутрь горловиной и двумя стрелами, указывающими на север, выложены камнями высотой около метра и имеют следы скрепляющего раствора.
Кто и зачем выполнил эту тяжелейшую работу, любоваться которой могли на протяжении многих столетий одни птицы, до сих пор неизвестно.
Погребенный город Сауаши
Уже практически век ученые спорят о происхождении в перуанской пустыне Наска громадных н не очень геометрических фигур и рисунков, так называемых геоглифов («гео» – в переводе с греческого – земля, «глиф» – вогнутая линия). Выдвигаются самые разные гипотезы, зачастую противоречащие друг другу. Итальянский же археолог Джузеппе Орефичи, однако, полагает, что он может объяснить эти загадочные фигуры пустыни Наска, если обратиться к канувшему в Лету городу Сауаши – колыбели цивилизации пустыни Наска.
С середины XVI в., после завоевания империи инков Писарро, в разных вариантах в Латинской Америке стала ходить легенда о том, что на пустынных равнинах перуанского юга, между Андами и Тихим океаном, находятся странные геометрические фигуры. Такие громадные, словно их сделали какие-то «гиганты».
Что означают эти фигуры? Может быть, как утверждают некоторые, это беговые дорожки для «олимпиоников» доколумбовского периода? Или магические знаки шаманов? А может быть, гигантские рисунки соответствуют нашим знакам зодиака? Может, это своеобразный звездный календарь? Но проведенные недавно компьютерные расчеты показывают, что только 20 % найденных в Наске линий, стрел и иных геоглифов соответствуют астрономическим обозначениям.
Швейцарский исследователь следов пришельцев Эрих фон Деникен считал, что трапециевидные формы многих геоглифов – это не что иное, как посадочные площадки космических кораблей. Пришельцы с других планет были приняты аборигенами пустыни Наска за богов. И местные жители стали преклоняться перед ними и рисовать животных – своеобразные гигантские кодовые знаки для общения с этими богами.
Археолог Джузеппе Орефичи на сегодняшний день считается в научном мире самым крупным ученым и лучшим специалистом по изучению пустыни Наска. Вот уже 17 лет подряд он по полгода проводит в древнем городе Сауаши, вернее, на том месте, где он когда-то был, пытаясь найти связь между геоглифами и древней цивилизацией. В местечке рядом с Сауаши, в 12 км на северо-запад от геоглифов, находятся следы поселения, где итальянский археолог обнаружил ряд интереснейших вещей, наведших археолога на мысль о том, что ключ к разгадке тайны геоглифов находится в погребенном Сауаши.
Развалины города Сауаши
Он считает, что Сауаши был колыбелью и центром цивилизации пустыни Наска. После определения «контуров» этого древнейшего города, его первоначальный вид был воссоздан с помощью компьютерной графики. В центральной части Сауаши, чуть правее, располагался большой собор или иное культовое сооружение, налево – большие пирамиды. Удивительно, но местные жители, в то далекое время не знавшие письменности, были способны строить пирамиды высотой до 20 м и по периметру 109 м. Они даже построили оригинальный водопровод и колодцы на разных уровнях города, которые работают и по сей день!
Все здания и сооружения в Сауаши были выполнены на семи уровнях и строились из кирпича-сырца. Археологами были найдены и захоронения, частично уже разграбленные кем-то. Отсутствие хоть какого-либо оружия, даже ритуального, в захоронениях подсказывает ученым то, что местные жители скорее всего были очень мирными людьми. В одном гигантском некрополе площадью 24 км2 было захоронено 200–300 тыс. аборигенов. Так что «гигантизм» был вполне свойственен им, и поэтому влияние «потусторонних сил» на Наску оказывается под сомнением. Все это сделали сами земляне, считает Джузеппе Орефичи!
Археологи нашли трепанированные и мумифицированные черепа. Нашли трепанированную голову, превращенную в мумию, с какой-то веревкой. Ученые полагают, что это не что иное, как приношение богам. А перед подношением головы богам эту голову скорее всего несли привязанную за веревку к чему-то и затем подвешивали на что-то, в этих могилах были найдены и трогательно сотканные фигурки, которые сохранили 2-тысячелетнюю историю ритуалов народов наска. Эти разукрашенные 3-сантиметровые «куколки» украшали церемониальную ткань, используемую во время ритуалов. Сохранилась и большая гамма цветов (по крайней мере 250!), очень тонкая работа изготовления этих «куколок», датируемых специалистами III в. до н. э. Краски настолько сохранились, что кажется, эти изделия были созданы только вчера. Но в этом нет ничего удивительного: климат в Наске очень сухой.
Было найдено даже расшитое «пальто» одного из жителей Наски, на котором находилось более 500 «куколок» с поднятыми руками или играющими на музыкальных инструментах. Археологи считают, что это также элементы ритуала.