Полная версия
Люди. Годы. Жизнь. Книга первая
На соседней улице, имени Бебеля, находилась вечерняя средняя школа №22. Решил закончить её, получить аттестат зрелости на всякий случай. Побеседовал с директором школы, сообщил где учусь, меня взяли с распростёртыми объятиями. Так я стал учеников в квадрате – днём до двух, трёх часов нахожусь в техникуме, вечером, к шести часам, иду на занятия в вечернюю школу. Атмосфера в школе сложилась хорошая, меня приняли дружелюбно как самого молодого ученика. Преподаватели всегда откликались на желание знать больше программы. Уроки, иногда, проходили в сплошной дискуссии на разные темы. Мне опять повезло – преподаватели физики, русской литературы, как и в Заводоуспенке, Деревенчук Прокопий Васильевич, Петрик Любовь Вильгельмовна, отличались исключительно высоким педагогическим тактом, новаторством, большими знаниями своего предмета, общей культурой общения, притягивали к себе учеников, желающих знать больше, стремящихся к вершинам знаний. В большинстве, кто проходил обучение под их руководством, поступали в ВУЗы с первого раза и блестяще оканчивали. Светлая память о них живёт, согревает души многих учеников добрым чувством благодарности!
Двойная нагрузка только способствовала учебе в двух заведениях, недели пролетали как сутки. Закончился учебный год в вечерней школе, сдали успешно выпускные экзамены, получили аттестаты зрелости, отпраздновали выпускной вечер, расстались со школой со щемящим чувством неповторимости, интересно прожитого времени.
В техникуме специальные предметы давались легко, сказывалось желание скорее получить диплом, перейти на свои хлеба. До них оставалось совсем близко – окончить третий курс, уехать на преддипломную практику, написать диплом, вернуться в Свердловск только для защиты дипломного проекта. Старший курс прошёл в напряжённой учебе, поиске места прохождения преддипломной практики с возможностью написания диплома под руководством специалиста завода. Задача архи сложная, тем более для иногородних студентов. Нам предложили номерной завод в посёлке Онохой, Республика Бурятия. Посмотрел по карте где он находится, стало жутко – вблизи ни одного города, вокруг глухомань. В это время, весна шестьдесят девятого года, моя старшая сестра с мужем служили в Белорусском военном округе, пригороде легендарного города Орша. Прошу узнать, что находится вокруг, есть ли какие-нибудь заводы. Оказалось, есть почтовый ящик министерства обороны и министерства внутренних дел. Канцелярия техникума делает запрос на возможность прохождения практики с радиотехническим профилем. Приходит положительный ответ, прибыть в июле месяце. Так, одиннадцатого июля, оказался на земле красивейшей, синеокой республики Белая Русь. 08. 08. 2014.
Тридцать лет спустя
Эссе
Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Весна в тот год запоздала. Зима до последнего сохраняла нрав капризной и холодной дамы. Утренний морозец бодрил, румянил лица прохожим. Долгие прохладные вечера, сокращали прогулки по улицам провинциального городка и изрядно наскучили. Все ждали прихода весны.
Мое ожидание было особенно нетерпеливым. С осени остановилась работа по строительству загородного дома. Каркас стен остался без временной крыши, а значит весенние дожди будут размывать кирпичные стены. Обнаружилась слабость кладки стен сразу после первых осенних дождей. Шабашники, нанятые в работу по кладке стен, пользуясь бесконтрольностью хозяина и удаленностью объекта, продали «излишки» дефицитного цемента, в то время, соседским строительным бригадам и, благополучно прогуляли вырученные деньги. Наш народ не исправим. Не зря, Михаил Евграфович, великий классик – сатирик, земли Русской заметил: «Если вы меня спросите, что происходит в России через 100 лет, я отвечу – пьют и воруют». Предвидение великого сатирика сбывается и, по сей день, по истечении полутора веков нашей скоротечной жизни.
Потепление в восточной Белоруссии наступило в конце марта и, вполне можно было приступить к продолжению неотложных строительных работ на загородном доме. Предстояло уложить и закрепить поперечные деревянные балки перекрытия первого этажа дома и, на них поставить нижний венец деревянного сруба второго этажа. За последнюю неделю марта эта неспешная и приятная работа на свежем, весеннем воздухе подходила к завершению. В тот весенний, солнечный день, увлеченный работой на стройке, по времени, ближе к полудню, вдруг услышал приглушенный звук, шум и хруст. Быстро поднялся по лестнице на второй этаж дома, встал во весь рост на готовые подмостки. Предо мной предстало начало движения ледохода на реке Днепр во всем своем величии.
Невольно оставил работу, сел на венец сруба, заворожился, залюбовался красотой проплывающей картины из льдин разной величины, несущих на себе вырванные кусты, клочки прошлогодней травы, головешки от костров.
Выше по течению, река делает резкий поворот на юг. Напирающие с верхнего течения громады льда толкают островки уцелевшего ледяного покрытия реки ниже по течению. Сила движения отрывает их от воды и выталкивает на берег. Повсюду слышится хруст и перелив ледяной шуги. Весь Днепр пришел в движение. Весна вступила в свои права и наполнила жизнь красотой обновленной природы. Наступила первая весна, встреченная мной на давно задуманной новостройке.
Засиделся на бревнышке, пригрелся на солнышке и, вспомнилась мне весна детства на Урале, село Заводоуспенское.
Южнее села протекала речка Балдушка, с крутыми высокими берегами, покрытыми хвойным лесом. Зимой, в пойме реки, заготавливалась деловая древесина. Весной, при разливе реки, начинался сплав плотов леса. По выходным дням, компанией мальчишек с Октябрьской улицы, прихватив с собой не хитрый запас провианта, отправлялись смотреть сплав леса на реке. Зрелище впечатляло опасной работой плотогонов. Они шли с интервалом друг от друга, перекликались между собой, чтобы не допустить столкновения плотов и заторов по ходу сплава. Пока мы смотрели чудную картину на реке, в наши котелки набирался березовый сок. Подходило время обеденного костра. Жарим на палочках сало с луком, вытаскиваем из золы испеченную картошку, с аппетитом перекусываем, делимся впечатлениями от увиденного зрелища сплава леса, хохочем по разным пустякам. Собираем березовый сок из многочисленных малых емкостей в большую тару и, с радостным чувством проведенного дня, отправляемся домой.
Теперь вот сижу на берегу Днепра широкого, за тысячи километров от родного Уральского гнезда и, в памяти моей встают яркие события промелькнувшей первой половины жизни. Подрастают детишки, рассказываю им о далекой стороне необъятной России. Рассказываю и говорю себе – ведь пройдет какое – то время и, они напрочь все забудут. В подсознании крутилась мысль: «Как же донести до них и окружающих красоту мироздания, пережитые и переживаемые впечатления сокровенного чувства открытия и прочтения по своему, всего миропорядка? Пройдут годы и все мои мысли канут в бездну». С этими думами возвратился поздно вечером домой, совершенно подавленный, найденной мыслью без ответа самому себе.
Вскоре родился третий, золотой ребенок – дочка Настенька и, жизнь покатилась своим чередом, отбросив на потом все мои умозрительные занятия. Их мне пришлось оставить на долгие, долгие годы.
В Насте развилось неуемное желание читать и изучать учебники наперед учебного года. То есть, за лето, она многократно штудировала курс следующего, старшего класса. Остановить её было не возможно, да мы и не стремились её ограничить в желании учиться и знать все подряд. Школу Настя окончила с золотой медалью и экономический университет тоже. Учась на третьем курсе университета, принимала участие в Международной Московской Олимпиаде по экономическим, финансовым дисциплинам и
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.