bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Что до образов оригинальных произведений – мне думается их главнейшее свойство – универсальность. Типичность как сказали бы советские литературоведы. Вот например, гоголевская шинель. Вроде бы вполне себе реалистическое произведение о социальных проблемах, маленький человек и все такое – а прочтите это произведение глубоко после школы внимательно, – много там этого? Я при последнем прочтении, а это месяца полтора назад, ощутил полнейшее пренебрежение реализмом, такое чувство что Николай Гоголь попытался воссоздать реальность, в то время как скорее всего создал свою. Кто главный герой этого произведения? Акакий Акакиевич Башмачкин? Едва ли. Призрак, который срывает шинель с обидчика-чиновника? Уже ближе. По мне главное здесь – реальность, в которой в порядке вещей призрак бедного чиновника гиперболизируется до невероятной степени, становится возмездием, или свежим осязаемым ветром, который опьяняет читателя, вскрывает ему настоящую изнанку шинели и ткань всего произведения воспринимается совершенно по-другому. В образе же Башмачкина каждый может увидеть любой образ, проекция которого отражается в реальности или даже местами себя самого. Универсальный и многотрактовочный образ, при всей своей конкретности и чуть ли не осязаемости – непременный признак значительного и запоминающегося произведения. Если бы Гоголь жил в наши дни, его Башмачкин стал бы Джокером, уникальнейшим фильмом 2019 года, когда приближенность к арт-хаусу, острые социальные проблемы, провокация и пронзительность победили избытые красивые аватары и прочую эффектную ерунду. Мне до сих пор нравится пересматривать этот фильм, который я увидел больше года назад в кинотеатре с женой. Звучит как из другого мира: в кинотеатре… Это был последний фильм, который видел в кинотеатре. Жене естественно не понравился фильм. Жесткий, рассчитанный на умного и терпеливого зрителя, неудивительно что он не понравился любителям форсажа. Кстати, я заметил, что когда воспринимаешь прозведение один – кино например, это одно восприятие, когда с кем-то – где-то смотришь его глазами и его восприятием, поэтому первое впечатление не всегда объективным является. Настоящее интересное кино как Джокер будешь пересматривать в десятый раз – увидишь ранее не замеченную деталь, штрих или подсказку к раскрытию образа персонажа, нюанс, которого раньше не видел. Так, бывает, что заезженную знаменитую картину, по которой еще изложение в среднем школьном возрасте писал, вдруг, неожиданно – замечаешь на ней невидимый ранее нюанс, мелкую деталь, которая переворачивает всю картину, наполняет другим, совершенно неожиданным и другим смыслом. Такое тоже бывает.

Что до этих напитков покрепче – песня, когда мы были в самом цвете молодости, встречались с девушками, беззаботно и весело прожигали жизнь, так как это единственный способ спасти молодость, а не выбросить на помойку, поэтому она кажется такой простой, печальной и щемящей. А когда ведет машину симпатичная тебе девушка, которой всего-то двадцать два года, но она уже давно успела сказать нашей Марусе на ее шутливое замечание, что Андрей проявляет внимание к тебе, – Да, что вы, он старый. – А мне всего тридцать шесть. Но когда несколько лет назад в очереди в продуктовом магазине молодая девчонка – то ли выпускница школы, то ли младшекурсница шараги называет тебя «дяденька» становится не по себе, словно ты идешь по городу мальчиком, а завернул за угол и стал чуть ли не дедом и тебя все приняли за пенсионера. Может еще объективные факты – рост, вес, одежда не по первой моде и прочее – а может это самообман и стоит спокойно и просто признать, что да, уже не юнец. Но и не старикан. Но засматриваешься на девочек младше и где-то становишься сам себе неприятен, когда ровесницы даже в конторе кажутся тупыми и неулюжими тетеньками, брюхатыми, погрязшими в сплетнях и стереотипах, лелеящих свою несоразмерную и ни с чем не сообразную самооценку, да даже мысли и мозги молодых девок иногда кажутся чище и не забитые таким количеством дерьма, хотя раз на раз не приходится конечно.

Наверное один из самых заметных признаков старения является отношение человека к вещам прошлого. Своего или не своего. По-другому воспринимаются музеи, уже не кажется первая прялка на Руси атавизмом и хламом, а отцовый однокассетный магнитофон, который ты много слушал по юности, у тебя никогда не поднимется выбросить рука. Мой друг любит старые компьютеры, устанавливает на них старые операционные системы, игры под них – они напоминают ему о юности, времени, когда было хорошо, которое никогда не вернешь, но к которому приятно прикоснуться. Наверное по-настоящему молодые люди этого не замечают, а спокойно бы выбросили ненужное, так как способность вещи вызывать ностальгические чувства или связанные с ней приятные воспоминания не нужны – так как хорошо именно сейчас, а те песни, фильмы и игры – интересно будет послушать, посмотреть и поиграть потом, когда появится значительное годичное кольцо на этом дереве и взгляд из окна заменится взглядом на дом с окнами.

Поэтому сегодня у меня не вызывают смеха люди, ни за какие деньги не расстающиеся со старой машиной, которые будут доказывать ее преимущества, пусть даже придуманные, но рассказанные с убеждением. Убеждением, что тогда было лучше, так как веселее, лучше и моложе были они. Здесь стоит согласится с собеседником. Ему будет приятно. Правда многогранна и никому не нужна. Человеку по большому счету нужна своя правда. Где-то, какой-то участок мозга все прекрасно понимает, но душе не нужны доказательства, а для любящего мужа своя жена будет самой красивой в любом случае. У Франца Кафки есть афоризм: «Жить в правде». Со своей стороны я бы добавил: «Хорошо жить в своей правде». Она очень хрупкая, любому будет жаль ее, все равно что выкинуть паспорт и начать жить другой жизнью. Сложно? Сложно. Уж лучше беречь и охранять, а любой намек на правду запечатывать несколькими печатями. Так как известно: неправду нужно семью неправдами подкреплять, чтоб на правду была похожа.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6