Полная версия
Фокус на жизнь. Научный подход к продлению молодости и сохранению здоровья
Найти подтверждения справедливости теоремы Томаса можно, просто наблюдая за людьми. Например, один человек уверен, что жизнь прекрасна и полна приятных сюрпризов – и правда повсюду находит удачу. Другой убежден, что мир – опасное место, где на каждом шагу подстерегают неприятности, – и его постоянно преследует невезение. Психологи считают, что в этом нет никакой мистики. Если человек верит в ту или иную концепцию, то действует в соответствии с этой верой. Оптимист радуется каждому дню, встречам с людьми, новым задачам, благодаря чему легко обзаводится друзьями, заводит романтические знакомства, добивается успехов в работе – из всего этого и складывается его удачливость.
В то же время настороженность пессимиста, закрытость, недоверие и даже агрессия отталкивают от него людей, мешают развитию и становятся причиной фатальной череды неудач. Это демонстрация принципа «что посеешь, то пожнешь», однако «посев» часто происходит неосознанно: человек может искренне верить, что стремится к лучшему будущему, крепкой семье и успешной работе. Но подспудная убежденность в том, что ничего хорошего не выйдет, исподволь или явно проявляется в поведении и ведет к реальным последствиям. К сожалению, предсказать, а затем и помочь осуществиться можно не только конфликтам и потере работы, но и тяжелым болезням и даже преждевременной смерти.
«ЭТО СМЕРТЬ ЗА МНОЙ ПРИХОДИЛА»: КАК НАПРОРОЧИТЬ СОБСТВЕННУЮ КОНЧИНУ?Необязательно ходить к пророкам, гадалкам или же случайно, как бедный Андрей Фокич, услышать предсказание о близкой смерти, чтобы стрелка биологических часов устремилась к последней минуте. Иногда человек сам запускает в себе «смертельную» программу. Так, в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголь описывает кончину героини произведения Пульхерии Ивановны. Пожилая женщина была здорова и полна сил, пока не случилась история с кошкой. Любимица хозяйки, никогда прежде не отлучавшаяся из дома, вдруг пропала на три дня. Затем исхудавшая беглянка вернулась, набросилась на еду с жадностью, но вскоре вновь исчезла, уже насовсем.
«Задумалась старушка. “Это смерть моя приходила за мною!” – сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять». Пульхерия Ивановна восприняла возвращение и новую пропажу любимицы как знак свыше. «Уверенность ее в близкой своей кончине так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено, что действительно чрез несколько дней она слегла в постелю и не могла уже принимать никакой пищи», – пишет Гоголь. Вскоре «пророчество» сбылось: она действительно покинула бренный мир.
В этой истории можно усмотреть мистический посыл, однако сам автор раскрывает перед нами вполне прозаическую подоплеку ситуации. Кошечка сбежала от доброй хозяйки в лес к диким котам, которые «подманили ее, как отряд солдат подманивает глупую крестьянку». Затем беглянка попыталась вернуться, но прежняя жизнь уже не привлекала ее, так как она «слишком свыклась с хищными котами или набралась романтических правил, что бедность при любви лучше палат». И только убежденность Пульхерии Ивановны в том, что под видом отощавшей кошки за ней приходила смерть, наполнила событие особым смыслом. Старушка напророчила себе скорую кончину – и так в нее уверовала, что слегла и умерла. Так вера героини в реальность ситуации сделала ее реальной по своим последствиям.
Через несколько лет такая же судьба постигла и ее бедного супруга. Гуляя по саду, вдовец услышал голос покойной жены, звавшей его. Афанасий Иванович от всей души поверил, что это знак скорой смерти. «Он весь покорился своему душевному убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его; он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял как свечка и, наконец, угас так, как она, когда уже ничего не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя».
Вера в приметы и знаки – не единственный способ сократить жизнь. Реальные последствия может иметь, например, уверенность, что 70 или 80 лет – это предел человеческой жизни. Другой вариант – беспокойство о том, что большинство членов семьи не доживало до 75 лет – и так далее. И когда кончина действительно настигает человека в возрасте, который он напророчил, все вокруг только вздыхают: «Он как знал!» От глаз окружающих скрыты тысячи шагов и решений, проросших из семян убеждений и сделавших исходно недостоверное утверждение реальным по последствиям.
КОГДА ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПОДРЯХЛЕТЬ?Если человек обладает даром «напророчить», а затем «воплотить» собственную преждевременную смерть, то тем более не вызывает сомнений его способность «предсказать» и возрастные изменения и заболевания. Давайте рассмотрим, как наши умственные концепции выливаются в реальные последствия на примере мышечной слабости.
Ученые из Центра сравнительной физиологии человека и приматов Университета Нью-Мексико (США) провели исследование по изучению особенностей старения мышц у шимпанзе[12]. Они наблюдали, как меняется с возрастом мышечная ткань животных и каким образом это отражается на их двигательных способностях. Но главной задачей специалистов было сравнить течение данных процессов у приматов и человека.
Дело в том, что одно из проявлений старения у людей – это потеря мышечной массы, называемая саркопенией (греч. Σἁρξ – мясо, πενία – уменьшение). Считается, что именно саркопения повинна в развитии старческой слабости – состояния, при котором затрудняется физическая активность, увеличивается риск падений, человек начинает ощущать себя немощным и дряхлым. Однако при наблюдении за животными ученые не смогли обнаружить очевидной связи между саркопенией и слабостью. Даже при утрате значительного объема мышечной массы пожилые шимпанзе по-прежнему оставались физически активными. Единственным их отличием от молодых сородичей была потребность в частом отдыхе. В ходе другого исследования выяснилось, что возрастные нарушения, в том числе саркопения, у людей развиваются гораздо медленнее, чем у приматов[13].
Почему же человек в 60 лет начинает чувствовать, что дряхлеет, а к 70 годам немощь уже воспринимается как норма? Эксперт из Центра сравнительной физиологии человека Мелисса Томпсон, автор одного из вышеупомянутых исследований, считает, что такая ситуация связана с человеческим восприятием: «Мы склонны думать о наших телах как о машинах, которые просто изнашиваются от чрезмерного использования, но наши исследования доказывают, что это не является неизбежным ‹…›: постоянная физическая активность способствует здоровому старению».
Ученые из Университета Огайо (США) установили, что одна из причин возрастной мышечной слабости – ухудшение работы нервной системы[14]. Однако, по их мнению, значительную роль в развитии физической немощи также играет психологический настрой: если человек формирует в своем сознании собственный образ «дряхлого человека», то у него снижается мотивация к физической активности и нарушения начинают прогрессировать.
Таким образом, ученые раскрывают механизм, при помощи которого «пророчество» (я старею, и мое тело должно становиться дряхлым) выливается в реальные последствия (снижается мотивация к физической активности, т. е. из образа жизни исключается фактор, позволяющий пожилым шимпанзе оставаться бодрыми и подвижными). Еще выразительней процесс превращения «пророчества» в «последствия» описан американским кардиохирургом Стивеном Гандри в книге «Парадокс долголетия. Как оставаться молодым до глубокой старости» (М., Бомбора, 2020):
«На Западе принято считать, что с возрастом люди становятся немощными, поэтому мы устроили свою жизнь так, чтобы как можно меньше пользоваться мышцами даже тогда, когда мы все еще можем уверенно двигаться. Мы сами накликали на себя беду.
Я знаю множество примеров, когда все еще шустрые старики, заботясь о своем будущем, заранее переезжают в одноэтажные дома или переносят спальни с верхних этажей вниз. Все что угодно, только бы не пользоваться лестницами в старости, ведь это будет очень тяжело. Угадайте, что происходит с людьми, которые прекращают регулярно подниматься по ступенькам? Они становятся немощными, как того и боялись».
КАК «ПРОРОЧЕСТВА» РЕАЛИЗУЮТСЯ НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ?Механизмы, при помощи которых реализуются «пророчества», включают в себя не только поведение – созидательное или разрушающее. Вера в то, что мы будем здоровы или больны, проживем мало или поставим рекорд долгожительства, не только определяет наши поступки, но и оказывает влияние на организм на самом глубоком уровне.
Последние исследования в области психологии и биологии показывают, что идеи оказывают влияние не только на ментальные структуры человека, но и на его биохимию и на работу его генов. Так, известный американский биолог Брюс Липтон в книге «Биология веры. Как сила убеждений может изменить ваше тело и разум» (М., Бомбора, 2018), посвященной влиянию мыслей и установок на биохимию тела и активацию или подавление экспрессии генов, указывает, что «позитивное восприятие ума укрепляет здоровье, задействуя при этом иммунные функции, а торможение иммунной деятельности за счет негативных восприятий может привести к его ослаблению».
Липтон приводит пример пациента, которому был поставлен диагноз – рак пищевода. В середине 70-х годов ХХ века этот вид рака считался абсолютно неизлечимым. Человек узнал о своей болезни и через несколько недель умер. Вскрытие показало, что у него действительно были злокачественные опухоли в печени и в легком, причем речь отнюдь не шла о конечной стадии болезни, грозившей быстрой гибелью. При соответствующем лечении у пациента было бы немало шансов вылечиться или, по крайней мере, прожить еще несколько лет. В то же время никаких следов рака пищевода, который, по мнению врачей, и убил больного, обнаружено не было.
– У него был рак, но умер он не от рака, – сказал лечащий врач этого пациента, когда его пригласили на интервью для обсуждения данного случая. – Я думал, что у него рак. Он думал, что у него рак. Все вокруг думали, что у него рак… Неужели я каким-то образом лишил его надежды?
По мнению Брюса Липтона, убеждения действительно могут либо мобилизовать силы организма для борьбы с заболеванием, либо подыграть болезни. «Убеждения играют для человека ту же роль, что светофильтры на объективе фотоаппарата – они изменяют его образ видения мира, – пишет автор. – И биология человека приспосабливается к этим убеждениям».
Липтон ссылается на слова Стива Коула, эпигенетика из Медицинской школы Калифорнийского университета, назвавшего живую клетку «машиной для превращения опыта в биологию». Этот вывод базируется на исследованиях в сфере поведенческой эпигенетики. Множество экспериментов показало, что нейроны мозга обладают способностью переводить убеждения с языка слов на молекулярный язык; т. е. наши убеждения приводят к образованию определенных химических соединений, влияющих на судьбу триллионов клеток человеческого тела.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Dor-Ziderman Y., Lutz A., Goldstein A. (2019). Prediction-based neural mechanisms for shielding the self from existential threat. NeuroImage. 202. 116080. doi: 10.1016/j.neuroimage.2019.116080.
2
Sample I. Doubting death: how our brains shield us from mortal truth. The Guardian, 19.10.2019. https://www.theguardian.com/science/2019/oct/19/doubting-death-how-our-brains-shield-us-from-mortal-truth.
3
Солнцева А. У зверей и ангелов нет тревоги. [Интернет-издание] // «Газета. Ru» 15.04.2017. https://www.gazeta.ru/comments/column/solnceva/10627091.shtml?updated.
4
Greenberg J., Pyszczynski T., Solomon S. (1986). The causes and consequences of the need for self-esteem: A terror management theory. In: Baumeister, R. F. (Ed.) Public Self and Private Se Springer-Verlag, New York, pp. 189–212.
5
Вишневский А. Похвала старению // Отечественные записки. 2005. № 3. https://strana-oz.ru/2005/3/pohvala-stareniyu.
6
Смолькин А. А. Исторические формы отношения к старости // Отечественные записки. 2005. № 3(24). https://strana-oz.ru/2005/3/istoricheskie-formy-otnosheniya-k-starosti.
7
Панченко А. А. Образ старости в русской крестьянской культуре // Отечественные записки. 2005. № 3(24). https://strana-oz.ru/2005/3/obraz-starosti-v-russkoy-krestyanskoy-kulture.
8
Гарипова Г. Р. О роли языка в формировании мышления (к постановке проблемы). Вестник Башкирского университета, 2009. Т. 14 (4), С. 1484–1486.
9
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
10
Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред. Кузнецов С. А. – СПб.: Норинт, 2001.
11
Салимьянова И. В. Образ пожилого человека в русской языковой картине мира: АКД, Омск, 2011. https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005399829.pdf.
12
Thompson M. E., Machanda Z. P., Fox S. A., Sabbi K. H., Otali E., Thompson González N., Muller M. N., Wrangham R. W. Evaluating the impact of physical frailty during ageing in wild chimpanzees (Pan troglodytes schweinfurthii). Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2020 Nov 9;375 (1811):20190607. doi: 10.1098/rstb.2019.0607. Epub 2020 Sep 21. PMID: 32951544; PMCID: PMC7540960.
13
Kraft T. S., Stieglitz J., Trumble B. C., Garcia A. R., Kaplan H., Gurven M. Multi-system physiological dysregulation and ageing in a subsistence population. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2020 Nov 9;375(1811):20190610. doi: 10.1098/rstb.2019.0610. Epub 2020 Sep 21. PMID: 32951553; PMCID: PMC7540955.
14
Clark B. C., Manini T. M., Wages N. P., Simon J. E., Clark L. A. Voluntary vs Electrically Stimulated Activation in Age-Related Muscle Weakness. JAMA Netw Open. 2019;2(9): e1912052. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2019.12052.