Полная версия
Грани Таро теней
Грани Таро теней
Елена Николаевна Егорова
Фотограф Елена Николаевна Егорова
© Елена Николаевна Егорова, 2022
© Елена Николаевна Егорова, фотографии, 2022
ISBN 978-5-0059-3730-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Зимой 2005 года я, будучи 20-летней студенткой юридического факультета, увидела в книжном магазине «Феникс» (г. Ростов-на-Дону) чёрно-красную коробку с загадочным названием «Таро теней». Это было первое издание (издательство «Аркаим»), которое стоило в то время чуть меньше трёх тысяч рублей – в несколько раз больше, чем моя стипендия! Недолго думая, я купила эту колоду – в ту пору у меня даже компьютера не было, не то, что интернета. И я понимала, что разбираться с новой колодой придётся самостоятельно: это не классика, о которой можно поговорить с любым тарологом: в этой чёрной коробке, обтянутой плёнкой, чувствовалось нечто большее.
К колоде шла книга, которую до сих пор ругают многие практики, но к ней мы с вами ещё вернёмся при более детальном рассмотрении карт. Раз загуглить материал и практики мне было негде, то я, промучившись с колодой почти полгода, забросила её в дальний угол, испытывая смесь ужаса с разочарованием. «Есть и другие колоды, – думала я, – не с каждой удастся найти общий язык, да и в магию лезть фу-фу-фу».
слева – издание «Аркаим» 2004 года, справа – издание А. Г. Москвичёв 2022 года
Прошло пятнадцать лет.
В это время я «набивала руку», работая преимущественно с английской и французской системами Таро, написала и издала семь книг:
– «Лёгкий курс по картам Таро» (учебник на основе Таро Уэйта);
– «Маркетинг для таролога» (как оформлять профиль в соцсетях);
– «Личный бренд эзотерика» (основы продвижения в соцсетях);
– «Квантовое Таро 2.0» (книга-толкователь по этой колоде);
– «Ступени Золотого Таро» (книга-толкователь по колоде Таро Тавальоне);
– «Таро рыцарей-Тамплиеров» (книга-толкователь и исследования по символике и истории ордена);
– «Основы современной индийской астрологии» (учебник по ведической астрологии (джйотиш)).
Однажды я познакомилась с практиком Валентиной Борковой, которая в работе с клиентами использует Таро теней, и мне вновь захотелось взять в руки эту колоду. Как говорится, «закрыть гештальт», ведь за эти годы я неустанно практиковалась в таро, общалась с множеством эзотериков и перелопатила солидную гору литературы, курсов и мастер-классов. Вдобавок открыла базовые курсы по Таро и астрологии за это время, что также помогло мне в наработке необходимого опыта. Поэтому когда у меня в руках вновь оказалась эта колода (уже издание А. Г. Москвичева), то я решила основательно погрузиться в её изучение – не только в мифологию и историю, но и разбирать с её помощью бытовые вопросы: работа, карьера, финансы, отношения и тому подобное.
Также хочу отметить, что в данной книге я излагаю собранный и систематизированный материал, а также знания и опыт работы с этой колодой с благодарностью к масштабной и глубочайшей работе создателя колоды – Веры Скляровой (АРЕВ) и художника Александра Разбойникова (в издании 2004 года указан художник О. Э. Васильченко). Возможно, практикам этой колоды данная книга покажется поверхностной и «для новичков», но мы с вами вспомним, насколько сложной кажется новичку книга-руководство, идущая вместе с картами, поэтому я решила облегчить знакомство с глубоким и многогранным миром Таро теней.
Хочется предупредить о следующем моменте, о котором я не раз буду говорить на страницах этой книги. Например, вы решаете сделать расклад на бытовую ситуацию, и вам падает, скажем, Сатана (аркан №1). И тут же начинаете думать о порчах! Но на самом деле, всё зависит от контекста заданного вопроса (есть разница, какую ситуацию рассматривать: конкретно на магическое воздействие или на повышение по работе), поэтому я приводила примеры трактовок по разным сферам жизни, чтобы вы не начали, как я когда-то, во всём видеть колдовство.
Итак, что есть в этой книге:
– конечно же, немного об истории создания Таро теней;
– рассмотрение каждого аркана вместе с историей его сюжета, так как без этой информации будет трудно понять посыл карты;
– толкование каждой карты в основных сферах жизни (собранные и систематизированные знания и опыт): личность, работа/деньги, отношения, здоровье и негативные воздействия + сочетания с другими картами;
– практика по бытовым раскладам на этой колоде (ТОП-3 расклада в отдельной главе);
– практика по трём раскладам на двух колодах (Таро теней + классическая колода Уэйта).
Поэтому, я искренне верю, что для вас эта книга окажется полезной не только в плане трактовок и практических примеров, но и в плане систематизации и упорядочивания имеющихся сведений о сюжетах карт.
Елена Егорова,Санкт-Петербург,lightastrolog.ruО колоде Таро теней Веры Скляровой
Начнём с того, что эти карты практически во всём отличаются от классических колод – другие изображения, другая символика, другие смыслы и астрологические соответствия (планеты, созвездия, звёзды и астероиды). В этой книге я также буду рассматривать и буквы иврита, но нужно понимать, что символизм карты может не всегда соответствовать этим глифам, поскольку считается, что Таро теней основано на чернокнижных магических архетипах, а не на классике, доступной широкой аудитории. Смысл колоды в том, чтобы раскрыть «теневую сторону» происходящего в ситуации или в характеристике личности, придать толкованию проблемы больше глубины через определённые архетипы. Если мы берём в руки классическую колоду, то можем читать её вдоль и поперёк, понимая сюжет практически каждой карты, однако с помощью Таро теней мы видим, как магические элементы подсвечивают скрытые стороны характера, желаний, воздействий и поступков человека. То есть, да, впервые взяв эту колоду в руки, можно подумать, что она создана только для диагностики магических воздействий, но, ознакомившись с этой книгой, вы поймёте, что круг вопросов, которые можно рассмотреть с помощью этих карт, достаточно широк. Это, в свою очередь, потребует от вас определённых навыков и опыта – желательно приступать к изучению Таро теней имея, как минимум, базовые знания по картам (классика Таро). Иначе вам покажется, что колода негативна от первой и до последней карты, однако это не так. Рассматривая карты, мы увидим не только чёрное и белое, но и притаившееся между этими цветами множество оттенков.
Далее, стоит отметить, что практики расходятся во мнениях – Таро это или всё-таки оракул? Я склоняюсь к мнению, что это Таро, поскольку, по крайней мере, у Старших арканов сохранена структура и основные смыслы, в отличие от пронумерованных Младших арканов. При этом вокруг этой колоды ходит масса слухов: например, для чего нужна святая вода при работе с картами? Кто-то считает, что для «активации колоды», но здесь подразумевается защита таролога (после раскладов окропить комнату). Также автор колоды, Вера Склярова, упоминала о том, что Старшие арканы нужно хранить отдельно от Младших, завернув в чёрную бумагу. Все эти нюансы (заканчивая созданием магического круга) порождают недопонимание среди практиков – у особо впечатлительных создаётся даже ощущение, что колода «вампирит» энергию, хотя во многом это зависит от разных аспектов работы с картами. На самом деле, я ничего страшного в них не увидела, помимо того, что пришлось обложиться книгами, чтобы почерпнуть знания по библейским сюжетам, мифологии, демонологии, каббале и прочих вещах. Иначе сложно понять сюжет карты, не зная его подоплёку! При этом важно понимать, что все эти вещи и придают каждой карте определённую многогранность и глубину, над которой (особенно в первое время) придётся хорошенько поразмышлять. Если классическое Таро основывается на архетипах (и здесь многие кивают в сторону Карла Густава Юнга), то Таро теней берёт для каждой карты отдельную историю, порой уходящую корнями в античность. Прорисовка сюжетов достаточно скромная, но мне, как любителю минимализма, это кажется большим плюсом – глаз не цепляется за лишние детали и цветовую палитру.
Так каков же тогда состав колоды?
– Старшие арканы, в принципе, классические: в них идёт планетное и зодиакальное соотношение, плюс соответствующие буквы иврита. По традиции именно Старшие арканы показывают первопричину происходящего и я их использую в раскладах вместе со всей колодой;
– Младшие арканы имеют сквозную нумерацию в отличие от классики, поэтому сходу определить, что лежит перед вами – Король кубков (Лорд Пенгерсвик) или Король мечей (Агриппа) довольно проблематично. При этом я буду давать также астрологические соответствия: как по классике, так и те, которые предложила создательница колоды в своей книге «Путешествие по девяти чёрным туннелям»;
– буквы иврита здесь также показывают подоплёку сюжета, а астрологические символы (планеты, звёзды, созвездия, астероиды) дают подсказки и по времени события;
– можно встретить библейских персонажей, которые подскажут, какое принять решение;
– герои различных легенд будут предвестниками вероятного исхода дела;
– тёмные божества подсветят наиболее сложные и глубокие проблемы;
– семь смертных грехов покажут, что нам мешает достичь своих целей и где надо бы покаяться;
– травы и цветы помогут в ритуальной работе, но важно понимать, что если на карте изображены срезанные пионы в вазе (аркан №45 «Пионы»), значит, в ситуации есть присутствие другого человека. В карте «Петрушка, базилик, папоротник» (аркан №46) изображены данные растения, растущие сами по себе (ситуация сформировалась самостоятельно, без участия кого-либо со стороны);
– зеркала покажут то, что происходит на самом деле («окна в другие миры»);
– элементы магического арсенала помогут раскрыть нашу силу и тому подобное.
При этом важно понимать, что карты могут делиться и на другие группы: например, монах Авель, как представитель христианского эгрегора, может пересекаться со Святой водой, а Серп Сатурна – с Тремя парками (так как идёт тема отсечения и судьбы/кармы). В качестве сигнификатора (карты-бланки) можно использовать любую карту (а не только Старшие арканы!), если она олицетворяет рассматриваемую ситуацию. Либо можно взять лорда или леди Пенгерсвик, например, если мы знаем, что на человеке есть негативное воздействие, тогда берём одну из этих гендерных карт. Правда, я не использую сигнификаторы вообще в своих консультациях, спокойно работая без них.
Также отмечу и момент, на который указывала Вера Склярова, говоря о том, что Таро теней раскрывают грани тени карты Дьявол, однако на самом деле практики могут делать ошибку при чтении раскладов, которую сделала и я в начале знакомства с колодой. То есть, когда мы делаем расклад и начинаем повсюду видеть привязки, порчи, окормы, крадники, привидений и прочее. Однако далеко не всегда и не все карты говорят, что «стопудово сглаз имеется!» Поэтому я и написала эту книгу для тех, кто всё-таки решил нырнуть глубже в работе с бытовыми, житейскими вопросами. К слову сказать: если вас, например, интересуют грани карты Смерть, то у Веры Скляровой есть соответствующая колода: Таро чёрных сил (о ней она также упоминала в книге «Путешествие по девяти чёрным туннелям»), которая является второй частью трилогии тёмных иерархий, а третья часть посвящена Таро демонов.
Далее, я не люблю очеловечивать колоды, однако у Таро теней чувствуется резковатость и прямолинейность в работе. Колода не мягкая и не дружелюбная, как, скажем, Таро Уэйта или Таро Колесо года, здесь чувствуется даже сарказм и безапелляционность! И это, разумеется, не вампиризм чистой воды, на который некоторые практики порой списывают свою усталость.
К Таро теней хорошо обращаться за действительно сложными вопросами, и впечатлительным и нежным натурам я её не рекомендую точно так же, как и скандинавские руны. С этой колодой нужно работать с холодной головой и трезвым умом, а ещё иметь характер и внутренний стержень, не позволяющий поддаваться лишним эмоциям. Если нет стабильности в этом плане, то и с картами будет реально тяжело работать: выявлять психологические блоки, страхи, затыки и препятствия – сам по себе процесс во многом достаточно болезненный и непростой. Это как минимум, копнуть в боль вопросов «почему я до сих пор одинока» или «годами бьюсь как рыба об лёд, но до сих пор в долгах».
Я считаю, что Таро теней – это шедевр, который будет рабочим инструментом ещё многие годы. Вера Склярова создала поистине уникальную систему, раскрывающуюся в любых вопросах: не только в магических, но и в вопросах по работе/карьере/бизнесу, в отношениях, финансах и по здоровью.
Самое главное, от чего зависит успешная работа с картами – правильно поставленный вопрос. Это 50% успеха в любой деятельности: мантической и магической. В противном случае вместо внятного и реально ценного ответа можно получить чепуху в раскладе. В Таро действует правило: «каков вопрос – таков и ответ», поэтому мы не юлим и задаём вопрос в буквальном смысле. Также стоит проговаривать и сроки: «до конца года», «в ближайший месяц», «в отпуске», «накануне поездки» и тому подобное. Лучше задавать больше вопросов, нежели постараться впихнуть всё в один вопрос, образуя тем самым многоходовку в стиле: «Смогу ли я увеличить доходы в два раза, если оформлю рабочий аккаунт в соцсетях, буду раздавать визитки у торгового центра и арендую кабинет?» Разбивайте вопрос на отдельные части и работайте над каждой отдельно, иначе будете получать расплывчатые ответы в философском ключе. Либо когда люди задают абстрактные вопросы в стиле «Кто меня приворожил?» или «Когда я разбогатею?» Тогда что должны ответить карты?.. В лучшем случае мы должны перефразировать такие вопросы, например, «есть ли на мне воздействие от Клавдии Петровны с соседнего дома» или «увеличу ли я доход в два раза до конца года?»
В целом, по Таро теней вам придётся нарабатывать собственную практику и опыт, и отталкиваться можно от этой книги – понятное дело, невозможно изучить, например, всю литературу по демонологии, чтобы подробнее описать, скажем, Сатану или Люцифера. Вам в помощь могу только предложить список книг для самостоятельного изучения.
Ещё не могу не упомянуть о том, что толковать по одной карте вам будет очень непросто ввиду её многогранности и глубины, поэтому лучше всего (если не пользуетесь готовыми раскладами) вытягивать по три карты на один вопрос. Мне удобнее работать с такими триплетами, нежели раскладывать карты по определённым схемам. Что касается дополнительных карт, то я их вытаскиваю лишь в тех случаях, когда реально затрудняюсь в трактовке выпавшего аркана (а есть люди, которые к одной карте тянут по 5—8 допов! А ведь больше карт не дадут большей точности ответов!).
Когда нужны дополнительные карты?
Например, когда выпадают такие Старшие арканы:
– Ваалверит, владыка соглашений (аркан №6);
– Обратный ход колеса (аркан №10);
– Экзорцизм (аркан №12);
– Зеркала (аркан №14) и вообще все зеркала в принципе, чтобы понять, что за ними находится/происходит, что они отражают и поглощают;
– Асмодей (аркан №15).
Из Младших арканов:
– Кольцо Фрастраты (аркан №28);
– Четыре ветра (аркан №33);
– Привидение (аркан №54);
– Чванство (аркан №56);
– Сладострастие (аркан №57);
– Серп Сатурна (аркан №74).
При этом важно понимать, что дополнительную карту мы вытаскиваем не с целью прояснить основную, а задаём ей конкретный вопрос, раскрывающий конкретику того, что именно было не понятно в трактовке основной карты (так как расклад – это логическая цепочка, которую мы читаем в связке всех элементов).
Перевёрнутые карты в системе Таро теней не используются – на это намекает не только сама колода, но и её рубашка, исключающая перевёрнутое изображение (пентаграмма и голова козла).
Показатели магических способностей в натальной карте
Предваряя большой раздел по толкованию карт Таро теней, как астролог, я не могу пройти мимо данной темы – она поможет отчасти развеять миф о «даре», который на поверку чаще оказывается способностями или талантами. При этом да, «дар» существует (например, передача по роду), но говоря об астрологии проще найти именно предрасположенность к изучению оккультизма или занятию магическими практиками. При этом к оккультным наукам относят Таро, астрологию, шаманизм, алхимию, каббалу, хиромантию, нумерологию, теософию, медитации, йогу, некромантию и тому подобное. Если говорить о научном подходе, то у людей, занимающихся эзотерикой, обычно иначе развит интеллект и функционирует гормональная система (этот момент изучала российский нейрофизиолог, доктор медицинских наук, Наталья Бехтерева, 1924—2008 годы жизни).
Во многом на предрасположенность к оккультным практикам влияет Плутон: он даёт большую концентрацию на внутренней силе, магнетизм, стремление к власти, проницательность и умение чувствовать изнанку вещей. То есть, через концентрацию внимания человек с сильным Плутоном способен менять ход событий (действует как маг, который по классике Таро изображён как человек, готовый исполнить своё намерение и умеющий использовать все доступные ресурсы), например, выражение «способен убить словом» будет как раз о Плутоне.
Итак:
– если выделен Плутон в натальной карте (например, в 1 или 8 домах или в собственном знаке Скорпиона);
– если выделен знак Скорпиона – например, в нём находится скопление планет;
– Плутон и/или Нептун в 1, 4, 7, 8 или в 10 домах + аспекты с личными планетами: с Солнцем, Луной или с Венерой;
– также взаимосвязи Плутона с личными планетами, что ещё может быть усилено Лилит (Чёрной Луной);
– соединение Луны с Плутоном – тема женской магии (также могут быть способности по материнскому роду);
– соединение Венеры с Плутоном – тема любовной/сексуальной магии или работа с финансовыми потоками;
– Лилит в соединении с Плутоном, Луной или Венерой – это как минимум интерес к практикам и ритуалике;
– выделенные 4, 8 и 12 дома, либо расположенные в водных знаках (Рак, Скорпион, Рыбы);
– Меркурий в Скорпионе или в аспектах с Плутоном даёт магическое мышление, умение докопаться до сути вопроса (усиливается Лилит). Однако, если Меркурий идёт в квадрате к Плутону, то могут выходить сильные проклятия, а если в трине, то лечебные заговоры;
– выделенный Нептун (вместе с Луной считается покровителем карт Таро, кстати) или сильный – например, в собственном знаке Рыб;
– Уран, Нептун или Плутон в соединении с южным узлом – могут быть способности из прошлых жизней (например, у меня сильный Плутон в соединении с южным узлом, но там находится рядом и Селена (Белая Луна), что может давать целительские способности и умение бороться против негатива. Если б Плутон соединялся с Лилит, то наоборот, таланты в чёрной магии);
– связь Урана и Нептуна с Солнцем и/или Луной (у меня Уран и Нептун в доме личности в трине к Солнцу в доме преподавания);
– можно ещё рассмотреть Прозерпину, которая даёт крепкую энергетику. Например, в Скорпионе она указывает на способности к медитации и работе с тонкими мирами.
Также важно понимать ещё и стихийную направленность: например, если у человека в натальной карте преобладает стихия огня, то ему проще работать со свечами, например. А если вода, то он может заряжать жидкости, в том числе и молитвами.
История и толкование карт Таро теней
I. Сатана или Чёрная магия
Соответствие классическому Таро: Маг.
Буква еврейского алфавита: Бет (Beit, «рот человека»). Это вторая буква (первая, Алеф, принадлежит 22 аркану «Антихрист-Шут» в данной колоде), происходящая от иероглифа «дом», символизируя организацию пространства Вселенной также как и храм человеческой души, соединения высшей и низшей мудрости. По мифологии Бет – это клочок земли, возникающий из океана, ему суждено стать домом и пристанищем для нашего разума как основой мудрости.
Астрологическое соответствие: по классике идёт ассоциация с Меркурием, олицетворяющем «ловкость рук и никакого мошенничества», а также это бог торговли.
Аркан №1. Сатана
Если говорить о сюжете карты, то отмечу, что слово «Сатана» происходит из еврейского (sāṭān), что означает «препятствие», «противник», а в тюркских языках можно встретить «шайтана». Впервые оно упоминается в значении имени собственного в первой главе Книги Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и Сатана» (Иов.1:6, где Сатана становится обвинителем людей от имени бога). Здесь мы увидим, что Сатана – образ безымянного врага, имя нарицательное, например, так могли назвать человека, который «переобулся в воздухе» и встал на сторону противника. Далее этим именем назвали одного из приближённых к богу ангелов в книге Чисел, где оно буквально означает «препятствующий». Причём до сих пор не делается особых различий между Сатаной, Дьяволом, Асмодеем, Люцифером, Вельзевулом и прочими, так как многие считают, что эти имена – лишь аспекты одного и того же существа в христианской традиции. Также считается, что на небе ангел назывался Люцифер (в переводе с латыни «несущий свет», «лучезарный»: именно так в средние века называли утреннюю звезду Венеру), а после изгнания он стал Сатаной.
Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» отвёл Сатане девятый круг ада, представив его трёхликим, огромным и крылатым, и по грудь вмёрзшим в лёд. Также говорится о том, что у Сатаны шесть плачущих глаз из-за уготованных ему страданий из-за предательства, но с другой стороны мы понимаем, что он хочет жить сам, без «высшего начальства». То есть, на карте мы видим дух раздора, противостоящий религиозным, политическим и социальным силам и являющий собой символическое зло, с которым сталкиваются все смертные. Также отмечу, что в «истинном обличье» Сатана как образ зла появился в Европе лишь к концу 12 века, и далее начал обрастать различными подробностями. Добавим сюда эпоху Крестовых походов (вплоть до фанатичных войн во имя бога) и усиление папской власти на фоне междоусобиц, голода и бедности, и получим основные факторы для развития и укоренения в сознании христиан «облика зла». До этого же образ Сатаны был достаточно скромным: им интересовались в основном теологи, а в искусстве ему пока что не находилось «почётного» места.
Здесь же хочу ещё отметить любопытный момент: свою внешность Сатана (рога, козлиная шерсть и т.д.), скорее всего, позаимствовал у древнегреческого бога Пана, сына Гермеса (бог торговли, и его древнеримский «аналог» Меркурий!). Однако в притче об овцах и козлах (от Матфея 25:31—46) мы узнаем, что Иисус разделил овец (спасённых) и козлов (проклятых), которых бросил в ад вместе с дьяволом. А уже в позднем Средневековье на итальянских фресках можно встретить образ Сатаны, закованного в цепи в аду и поедающего грешников. Считается, что он ненавидит бога и людей: первого за то, что он стоит выше него, а вторых за то, что они сделаны по образу и подобию бога, поставившего человека выше ангелов. И, наконец, отмечу, что действие Сатаны на нас допускается богом для нашего духовного роста и закалки характеров, чтобы мы осознали тяжесть грехов и научились ценить добро. Почему Сатана стал таким популярным со времён Средневековья? Потому что он воплощал в себе образ бунтаря, восставшего против самого бога – это находило живой отклик в человеческих сердцах. Проще было многие пороки объяснить гордыней и указать людям на их место, но при этом образ в итоге стал достаточно романтизированным до сих пор (от сатанистов до тарологов, проводящих ритуалы с арканом «Дьявол» на привлечение больших денег, власти и секса). При этом сатанизму, как и магии в целом, присуща двойственность (что для одного добро, для другого может быть злом и наоборот).
То есть, Сатана перекликается с классическим арканом «Маг», однако, если тот старается прокачать себя как профессионала и творца своей реальности, то Сатана, как теневой аркан, действует эгоистично и разрушительно.
Что касается чёрной магии (обращение к злым духам для причинения вреда) как таковой, то здесь стоит упомянуть о том, что, как правило, к ней относят колдовство, некромантию, вызывание духов, наведение сглаза/порчи, привороты/отвороты, магия Вуду и так далее. Далее в процессе рассмотрения колоды мы будем сталкиваться с некоторыми проявлениями магии.
И, наконец, давайте рассмотрим Меркурий, чей знак находится в правом нижнем углу карты. Именно он находится ближе всего к Солнцу, поэтому часто может быть сожжённым, также бывает ретроградным четыре раза в год. Меркурий (как и древнегреческий бог Гермес, отец бога Пана) покровительствует торговцам, рекламщикам, маркетологам и СМИ в целом. Он символизирует речь, общение и торговлю, управляет образованием, письмом, счётом, целенаправленным размышлением, помогает быстро усваивать знания. Типично меркурианская поговорка: «ловкость рук и никакого мошенничества!» (из фильма «Путёвка в жизнь» 1931 года).