bannerbanner
Легенда о ленивом эскимосском мальчике Ка-Ха-Си
Легенда о ленивом эскимосском мальчике Ка-Ха-Си

Полная версия

Легенда о ленивом эскимосском мальчике Ка-Ха-Си

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Алексей Дельвиг

Легенда о ленивом эскимосском мальчике Ка-Ха-Си

Согласно древней эскимосской легенде, ленивый мальчик Ка-Ха-Си родился на Аляске на живописных берегах озера, которое располагается на труднопроходимом пешем участке между реками Кускоквим и Юкон. В 1842 году это озеро с лёгкой руки лейтенанта российского императорского флота Загоскина было нанесено на географические карты под эскимосским названием Кукаклик. Несмотря на то что Ка-Ха-Си принадлежал к самой низкорослой народности, которая когда-либо населяла землю, а именно к племени Ишигак (1), он был нормального роста, что вызывало смешанные чувства у его соплеменников: от благоговейной зависти до полного отвращения. Как вразумлял своих учеников эскимосский мудрец Эркунгассок: «Люди ненавидят и чураются тех, кто хоть капельку отличается от них».

Перед самыми родами мать ленивого мальчика, которую звали Алигнак (2), угораздило пойти в самое полнолуние к берегу озера за водой, где она внезапно почувствовала родовые схватки. В результате именно там она родила своего сына, наблюдая за странными завихрениями над водой, которые она приняла за душу озера Анирниит (3), проявившая себя в виде отсветов северного сияния на водной поверхности. Опасаясь неминуемой смерти, которая, по поверьям эскимосов, настигала свидетелей этого явления, молодая эскимоска от страха закрыла глаза и просмотрела как действительную причину божественного сияния, так и многие последовавшие за родами события.

На самом же деле Алигнак стала невольной свидетельницей проделок божественной Инуат (4) озера Кукаклик, которая весело порхала над водой, присматриваясь к Луне и её божествам – таинственному Таркуиуп Инуа (5), могущественному Игалуку (6) и многоликому Алигнаку (7). В это полнолуние все три перечисленные лунные божества пребывали в хорошем настроении, так как эскимосское племя, жившее внизу на земле, уже давно не могло убить оленей и тем самым высвободить оленьи души Анирник (8), которые потом беспокоили бы их своими причитаниями и жалобами. А потому лунные божества ласково помахали рукой божественной Инуат и пошли заниматься своими делами, объяснить суть которых непосвящённым вряд ли возможно и ещё в меньшей степени необходимо. Инуат, естественно, пришла в полный экстаз от редкостной удачи – внимания лунных богов – и, не подумав хорошенько о последствиях, а скорее повинуясь секундному чувству кокетливой непринуждённости, игриво дунула в лицо Ка-Ха-Си ещё до того, как малыш издал первый крик. Зато какой вопль издал потом младенец, в лёгкие которого вошла пульмональная сила богини Инуат! Казалось, что разверзлись тверди земные, и небо расщепилось пополам, чтобы выпустить во Вселенную настойчивый неслыханный вскрик нового маленького человечка!

Доподлинно неизвестно, чем уж там таким невероятно важным занимался в это время лунный бог Таркуиуп Инуа, но он с выраженной досадой отреагировал на неимоверный шум с озера и вызвал дух кровожадного волка Ахлута (9) разобраться с источником назойливого горластого бесчинства. На приличном отдалении за происходящим пристально наблюдали адский демон Туурнгаит (10) и дух-убийца шаманов Кигатилик (11), потому что они слишком хорошо осознавали, что любой контакт человека и богини Инуат приводит как минимум к тому, что из посвящённого может вырасти всесокрушающий Ангакок (12). Мощь Ангакока может быть впоследствии усилена непобедимым союзом со всесильным духом хозяина морских животных Торнгарсоаком (13), а зачастую и с духом хозяина охоты Теккеицертоком (14). А ни демону Туурнгаиту, ни тем более духу-убийце шаманов Кигатилику не нужны не только сильные шаманы-целители Ангакуиты, их заклятые враги, но и просто независимые храбрые люди с собственной позицией – так уж устроена жизнь.

– Сейчас посмотрим, что тут за безобразие творится… может быть, и удастся поживиться свежим человечьим мясом! – так думал алчный дух волка Ахлут, стремглав несясь через чащу леса к берегу озера, в надежде застать врасплох роженицу и её первенца.

В самом деле, беззащитная мать лежала без сил на берегу озера, а около неё ползал растущий на глазах ребёнок. И только волк Ахлут хотел вонзить свои острые зубы в молодую плоть человеческого детёныша, как из воды во всей красе появился дух-защитник охотников и рыболовов Аглулик (15) и прогнал злобного волка. Самое смешное в этой истории было то, что малыш Ка-Ха-Си каким-то неведомым образом к тому же подпалил сзади хвост убегающему волку Ахлут огненным факелом! Легко себе представить, что этому есть вполне логическое объяснение, и здесь не обошлось без одного из вездесущих гномов Ингнерсуак (16), которые при необходимости могут принимать вид огня… Так или иначе, но волк Ахлут получил, так сказать, отлуп и более того запомнил своё поражение и унижение, которые он целиком и полностью относил на счёт маленького невинного бутуза по имени Ка-Ха-Си.

Неожиданное спасение карапуза также не пришлось по душе демону Туурнгаиту и духу-убийце шаманов Кигатилику, которые стали держать совет, как бы извести дитя несчастной Алигнак. В самом деле, простой здравый смысл им подсказывал, что будет не так просто добраться до малыша, обласканного такими нехилыми божествами, как божественная Инуат озера Кукаклик, дух защитников охотников Аглулик, а также, вполне возможно, гномы Ингнерсуак. На помощь же лунного божества они небезосновательно шибко не надеялись, так как тишина над озером всё же воцарилась, а это именно то, чего и хотел достигнуть Таркуиуп Инуа. Вот примерно такая диспозиция сложилась на момент рождения эскимосского мальчика Ка-Ха-Си.

Что, скажите на милость, прикажете делать, если ты во что бы то ни стало хочешь добиться какой-то цели? Единственная правильная тактика – это наблюдать и изучать проблему для выработки плана ее решения, а применительно к данному случаю – пытаться узнать слабые стороны противника или врага. И примечать было что! Паренёк рос в физическом и интеллектуальном смысле не по дням, а по часам и очень скоро стал намного выше всех самых мощных охотников, рыболовов и воинов лилипутского эскимосского племени Ишигак, благо, это было не так уж и трудно. Мать Алигнак и отец Панаугйи (17) не могли нарадоваться на своего богатыря, но эту радость разделяли далеко не все в племени, и вскорости они остались в этом смысле в полном одиночестве. Почему же так могло произойти? Очень просто! Помимо всего прочего, мальчонок был крупный и мощный и потому требовал слишком много еды, которая у эскимосов ценится больше самой жизни. К тому же, как мы уже отмечали, в любом человеческом обществе не очень жалуют тех, кто не походит на всех остальных, чужаков, не от мира сего – тут уж ничего не поделать. Пробиваться таким людям везде нелегко, тем более, в условиях крайне холодного климата на аляскинском озере Кукаклик, что тихо плещет свои воды между озёрами Артимот и Кулик.

Справедливости ради отметим, что и в самом деле Ка-Ха-Си мог бы вести себя чуточку помудрее со своими земляками и как-то пытаться найти с ними общий язык. Теоретически это возможно. Без такого рода работы с его стороны соплеменникам казалось, что мальчик проводит все дни в состоянии транса и пробуждается разве только что для еды и некоторых обязательных физических упражнений. На этом основании его и прозвали вполне логично кличкой Ленивый, или Икиасуктук (18).

– Ты всё время витаешь в облаках… Что с тобой? Почему бы тебе не пойти побегать или поиграть с детьми? – с волнением в голосе иногда справлялась его мать Алигнак.

– Я бы с удовольствием так и поступил, если бы не был слишком занят! – следовал обычный ответ пацанёнка при том, что никакой внешней активности с его стороны не наблюдалось.

На самом же деле Икиасуктук Ка-Ха-Си действительно выбивался из сил ради своего племени, оттачивая своё уникальное мастерство, о котором мы поведаем чуть ниже, а также налаживая связи и дружеских отношений со всеми духами и божествами, которых он только мог встретить на своём пути. Дело в том, что после прикосновения дыхания божественной Инуат с озера Кукаклик уже с малолетства он обладал чрезвычайно редким талантом отсоединения своего духа Анирниит, который мог потом путешествовать самостоятельно и незаметно выполнять порученные ему задания. То он мог, например, подобрать и снова вложить в руки выпавшее было из рук отца копьё в самый ответственный момент охоты, то запутывал лесные тропинки для того, чтобы предотвратить нападение на селение волка озорника Амагука (19), то запугивал и обескураживал северного оленя Карибу, чтобы облегчить охоту на него людей из своего племени… Ка-Ха-Си не приходило в голову, что на самом деле он занимается оттачиванием своего шаманского дара, в обязанности которого как раз и входит следить за взаимоотношениями между духами и людьми, а также помогать последним, делая их жизнь более счастливой и продуктивной…

– Икиасуктук Ка-Ха-Си, кажется, один может съесть целого моржа, в то время как этой еды хватило бы всему нашему племени на целую неделю! – неугомонно раздавались недовольные разговорчики.

В немалую степень они провоцировались, конечно, главными заговорщиками в лице демона Туурнгаита и духа-убийцы шаманов Кигатилика, которые для этой цели обзавелись подходящим сообщником из самого племени, заражённого духом воровства Тыгиса (20

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Племя эскимосов, рост которых составляет около 30 см.

2

Мачта (эскимос.)

3

Души людей, животных, всех предметов и вещей, которые могут проявлять себя, например, в виде северного сияния, что, по верованиям эскимосов, представляет собой небесные игры душ умерших детей в мяч.

4

Определённый вид души, которая живёт в человеке, животных, растениях, а также реках, озёрах и т.п.

5

Таинственное лунное божество, функции которого строго не обозначены.

6

Лунное божество, которое является одним из самых могущественных в эскимосском пантеоне.

7

Одно из божеств Луны, которое является также духом затмений, приливов, воды и погоды.

8

Единственное число (душа) от слова «Анирниит» (души).

9

Дух, который может принимать очертания волка, выходящего из воды за своими жертвами.

10

Зловещий демон, который приносит неудачу в охоте или порчу оружия, а также может вселяться в людей и наводить порчу. Туурнгаит и шаман являются кровными врагами.

11

Жуткий дух, который беспощадно убивает шаманов.

12

Эскимосский шаман

13

Дух-хозяин морских животных и оленей карибу, на которых главным образом охотятся эскимосы. Это один из самых могущественных богов эскимосской мифологии.

14

Дух-хозяин оленей и охоты, который относится к наиболее важным божествам в пантеоне богов эскимосской мифологии.

15

Дух, живущий в водах озёр и рек и защищающий охотников и рыболовов.

16

Сверхъестественные существа типа гномов или эльфов, которые живут под землёй или в скалах и могут превращаться в огонь или яркий свет.

17

Копьё (эскимос.)

18

Ленивый (эскимос.)

19

Дух волка озорника, который действует исключительно хитростью, плутовством, обманом и розыгрышем в преследовании своей цели, а потому непостоянен и крайне изменчив в своих предпочтениях. Он с теми, кто ему интересен, а не выгоден.

20

Дух воровства и воров клептоманов

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу