Полная версия
Изумрудный плен
– Прекрасно.
В последующие полчаса перед покупателями был выложен десяток лотков со всяким псевдоантикварным барахлом, и каждая «уникальная» вещь сопровождалась пространным комментарием и хвалебными отзывами. Эмма не слушала, ходила по залу и рассматривала витрины и вазы. Ее внимание привлекла стеклянная витрина с небольшой неказистой скульптурой, выполненной из позолоченной жести и повторяющей известную картину Сальвадора Дали «Распятие, или Гиперкубическое тело». Христос висит на кресте, который представляет собой развертку гиперкуба, – аналога обычного куба в четырехмерном пространстве. «Очень фантазийное», – подумала Эмма и пошла дальше смотреть «произведения» ювелирного искусства.
Фомин вскоре устал улыбаться. Когда его лицо изобразило тоску, хозяин магазина поинтересовался:
– Синьору ничего не понравилось?
Покупатель тяжко вздохнул:
– Все это очень интересно, но я не почувствовал вибрации моей кармы при прикосновении к этим чудесным вещам. Чтобы испытать страдания или наслаждения, вещь должна быть по-настоящему древней.
Теперь продавец смотрел на него подозрительно:
– Turista russo чрезмерные притязания. Ничем не могу помочь.
Эмма обворожительно улыбнулась:
– Я бы хотела взглянуть на золотые украшения, принадлежавшие самим императорам, или их реплики.
Подозрение Марчелло заметно усилилось:
– Белла синьора, рынок старинных вещей так не функционирует. В определенный день в интернете на обезличенном сайте выставляется лот, и в ходе аукциона устанавливается цена.
– О, синьор, – Фомин поспешил успокоить продавца, – мы ни в коей мере не хотели вас обидеть. Просто у нас, в России, не принято торговаться, мы немедленно платим за вещь запрошенную сумму. Купеческий размах, знаете ли.
Фомин, глядя в глаза продавца, уловил волнение. Непроизвольно у итальянца изменилась интонация, голос задрожал, появились высокие ноты, лицевые мышцы напряглись, бегающий взгляд выражал поиск непростого решения. Продавец – явно человек неискренний, прекрасно знающий, о чем идет речь, – скрывал правду. О, Фомин, будучи успешным предпринимателем, давно научился разоблачать лжецов по мимике и жестам!
Наконец итальянец, коснувшись носа (еще один признак лжи), выдавил из себя:
– Си, синьор! Но ничем помочь не могу. Взгляните на это кольцо с рубинами. Дольче и Габбана. Три тысячи евро.
«Оправа для моего камня находится здесь», – Фомин был уверен на сто процентов.
Подошла Эмма и примерила невзрачное колечко:
– Ступэндо! Восхитительно!
Фомин объявил:
– Тебе нравится, дорогая? Покупаем!
Выйдя на улицу, Олег дал знак «пора уходить» Сергею Климову, который разведывал обстановку и фотографировал подступы к магазину. Позже, в номере Фомина в изысканном отеле «Локарно» команда искателей приключений делилась впечатлениями.
– Приборы мониторинга для взламывания системы безопасности магазина удачно размещены в цветочном горшке, ящике стола и на высокой витрине с подвесками, – сообщил Олег Борисович, отпивая красного вина из бокала.
– Благодаря видео с камеры твоей броши, Эмма, я обнаружил в магазине сейф с электронным кодом. Система мне знакома. Установлен ли электромагнитный сканер? – деловито поинтересовался Сергей, глотнув мартини из коктейльной рюмки.
– Да, – Эмма потягивала фирменный коктейль «Маргарита» из бокала оригинальной формы. – Я спрятала сканер в фарфоровую вазу со львами.
– Отлично, Эмма! – Сергей допил мартини. – Пойду в свой номер и начну обработку поступающей информации. Мне нужно два дня. Видеонаблюдение как в магазине, так и вокруг него будет заблокировано, все звуковые датчики и датчики движения мы подавим, а системы доступа и связи отключим.
Олег Борисович хорошо разбирался в людях. Он сразу ухватил такие качества Сергея и Эммы, как энтузиазм и максимализм. Эти ребята не спасуют перед трудностями, не растеряются в сложной ситуации, будут упорно двигаться к своей мечте, для достижения высокой цели с легкостью нарушат закон.
Пока Сергей работал в гостинице, Фомин и Павловская вышли прогуляться в город. Посмотрев историческую зону форумов, они зашли перекусить на террасу Манфреди вблизи Колизея. Наслаждаясь итальянскими блюдами и редким вином, молчали, но Олег бросал на спутницу красноречивые взгляды.
Он начал издалека:
– Эмма, вы обворожительны.
– Спасибо, Олег Борисович.
– В вас сочетаются чувственность и мягкость со строгостью и решительностью, и никакого кокетства. Я покорен чарующим обаянием незаурядной женщины.
Эмма иронично сощурилась:
– Знаете, древние утверждали, что дистанция умножает обаяние.
– Обаяние – не только красота, но и ум. Вы чертовски умны. Но сегодня я хотел бы, чтобы говорило ваше сердце. – Фомин ближе придвинулся к собеседнице и, неровно задышав, продолжил расточать любезности: – Я ищу в вас черты испорченности, хоть в чем-то, и не нахожу.
– К чему вы клоните, Олег Борисович?
Он улыбнулся:
– Мы могли бы стать чуточку ближе.
Женщина намек поняла и отозвалась:
– Вы мне нравитесь, Олег Борисович. Всегда уверенный в себе, позитивно настроенный на результат, способный найти выход из трудной ситуации. Вы успешны, эрудированы, амбициозны. Но не в моем вкусе. Давайте просто останемся друзьями.
Фомин не привык усмирять свои вожделения и страсти:
– Я никогда не признаю своего поражения и не отказываюсь от дальнейшей борьбы. Оставьте мне надежду.
Эмма улыбнулась:
– Надежда – самое сладкое несчастье.
Он грустно отреагировал:
– Хочу убедить себя в том, что мое желание быть ближе к вам когда-нибудь сбудется.
Она мягко отстранилась:
– Сосредоточимся на деле. Одна ошибка – и все лучезарные мечты разрушатся навсегда.
– Я заговоренный, – в облике Олега сквозила самоуверенность. – Всегда получаю всё, что хочу, заведомо зная: ответственности не понесу.
Женщина смутилась, однако, проявляя профессионализм, повернула разговор в деловое русло:
– Я вот думаю, а как мы поймем, что это именно та оправа, которая нам нужна?
Фомин, немного отстранившись, надвинул на лицо маску самоуверенности:
– Я хорошо подготовился. – Он достал из кармана предметы: – Это деревянный макет изумрудной линзы, исполненный по соответствующим размерам, а это прототип оправы из меди для зеленого камня с соблюдением всех пропорций.
Эмма взяла протянутые ей образцы, поместила деревянный кружок в медную оправу и с одобрением вернула собеседнику:
– Брависсимо, Олег Борисович! Вы заслуживаете безусловной похвалы как художник, чьими картинами неизменно восхищаются.
– Я дорожу вашей похвалой.
Он положил ладонь на ее руку, которую она деликатно отстранила.
Операция состоялась через два дня. Поздней ночью, когда Рим спал, а туристы наконец исчезли с улиц, автомобиль, темный седан, взятый в пункте проката, припарковался на виа Аппиа Нуова недалеко от бутика Марчелло Корти. Сергей включил кодграббер – электронное устройство, по виду напоминающее мобильный телефон, для дистанционного взлома охранной системы – и вывел на полную мощность генераторы помех. На экране ноутбука отобразились слоты памяти перехваченных ранее кодов и результаты подавления сигнализации магазина. Все проводные и радиоканалы были заблокированы. Создав заграждение на частоте работы камер видеонаблюдения, он ослепил системы слежения. Остальную работу (подавление мобильной связи, интернета, GPS, Wi-Fi, жучков) сделали ультразвуковые излучатели.
– Порядок. Можно начинать, – сказал он.
Из машины вышли трое в темной одежде и надвинутых на глаза кепках, в перчатках из тонкой натуральной кожи; все направились к двери бутика. Как приведения, они исчезли за стеклянной дверью, оказавшись внутри мерцающей бликами золота и серебра лавки ювелира. Полумрак. Ажурные тени от света уличных фонарей, нагромождение витрин и прилавков, блеск стекла и металла заставили троицу минуту привыкать к необычной обстановке – нужно было унять волнение, пересилить робость. Достав из фарфоровой вазы со львами электромагнитный сканер, Сергей прочитал код и двинулся к сейфу. Олег и Эмма затаили дыхание. Сверхсовременный сейф с электронным кодовым замком смотрелся как оплот твердыни. Созданное итальянской компанией, претендующей в своем деле на мировое лидерство, это банковское оборудование гарантировало высочайшую степень ответственности за сохранность ценностей.
– Невзламываемых сейфов не существует, – прокомментировал Сергей.
Светя фонариком, он стал вводить шифр на панели с кнопками, а затем нажал подтверждение. Щелчок. Дверца открылась.
– О-ляля! – воскликнул Фомин. – С ума сойти!
– Жуть как просто, – Эмму кольнуло тревожное предчувствие.
Сергей вытаскивал содержимое – лотки с золотыми и серебряными изделиями, – а Фомин с фонариком придирчиво осматривал драгоценности. Когда на столе выросла гора из лотков, а оправы так и не обнаружилось, Олег в недоумении поднял глаза на Сергея:
– Ничего не понимаю. Интуиция меня не подводила никогда в жизни. Я уверен, что раритет здесь. Поведение продавца сквозило нервозностью, все его рефлексы среагировали на мои слова. Должен быть тайник… – Он озадаченно посмотрел на Эмму: – Милочка, дражайший археолог, докопайтесь до истины, найдите зацепку.
Дважды просить не потребовалось. Пройдя с фонариком мимо витрин, Эмма вновь вернулась к той самой, где выставлялось гиперкубическое тело. Луч света фонарика вырвал из полумрака жестяную с позолотой фигурку Христа, висящего на четырехмерном кубе. Как человек с аналитическим складом ума, она представила себя наблюдателем с трехмерной сетчаткой глаза в геометрическом пространстве. В таком случае ей должны быть видны не только все грани этой фигуры, но и ее внутренности. И она увидела: восемь трехмерных граней и 24 двумерных.
– Это трансформер, внутри пустой, – негромко сказала она. – Сейчас он развернут, но ведь его можно свернуть и снова развернуть так, как нам нужно.
– Тайник внутри? – Олег с изумлением воззрился на статуэтку.
Сергей деловито поковырялся с замком витрины, быстро открыл его и, забрав гиперкуб, установил его на прилавке.
– Сделаем шаг в четвертое измерение, – произнесла Эмма.
Она ловко, словно кубик Рубика, поворачивала в разные стороны составляющие целого, и сложная фигура из восьми кубов наконец распалась. Взору «грабителей» предстал исходный куб, под гранью которого был устроен тайник, а в нем лежала оправа. С особой предосторожностью, очень медленно Фомин потянул руку в перчатке и взял двумя пальцами золотой артефакт. «Вот она, оправа для моего драгоценного камня!» – он сразу это понял. Антикварная вещь, не обладая в полной мере благородным блеском – местами потертая, потемневшая, тусклая, но всё же отсвечивающая золотыми бликами, – неудержимо притягивала, как магнит. Достав деревянный макет изумрудного камня, Олег аккуратно установил его в оправу, и образец абсолютно точно зафиксировался в золотом корпусе.
– Это то, что мы искали! – снизив голос до шепота, восторженно воскликнул он. Но тут нахлынул приступ паники, возникло головокружение. Он испугался: вдруг снова произойдет мистическое явление, как тогда с камнем, который заговорил! Протянув вещь Эмме, попросил: – Пусть это пока побудет у вас.
Убрав раритет в карман курточки, она спросила:
– С вами всё в порядке? Миссия выполнена?
– Да, да, конечно! Давайте всё расставим на места, и исчезнем отсюда. – Фомин пребывал в смятении. – Что-то мне нехорошо. Я задыхаюсь. Не хватает воздуха. Возможно, опьянен успехом. Пойду-ка к машине. Заканчивайте без меня.
Он вышел из магазина. Сергей возился с сейфом, укладывая в него обратно ювелирные изделия, а Эмма тщательно собирала гиперкуб, чтобы в прежнем виде вернуть на место в витрине. Олег неспешно шёл к автомобилю. Внезапно промелькнули две тени. Испуг заставил похолодеть. Оцепенев на секунду от страха, Фомин шарахнулся в сторону, и последние несколько метров до машины бежал. Удар по голове чем-то тяжелым оглушил его, и он, тяжело рухнув, потерял сознание. Эреду и Гудеа принялись тщательно обыскивать распластавшееся на тротуаре тело. Найдя в кармане кольцо и деревянный кружок, они поспешили ретироваться.
Закрыв сейф, витрину и магазин, Сергей с Эммой вышли на улицу. Тишина. Ни души. Шли спокойно, надвинув глубоко на глаза кепки, как вдруг Сергей наткнулся на препятствие и едва не упал. Человек! Луч фонарика высветил Фомина в бесчувственном состоянии. Эмма бросилась к нему:
– Олег Борисович, вы меня слышите? – Фомин застонал. Из раны на его голове сочилась кровь. – Ему срочно нужно в больницу!
Сергей, взглянув на булыжник, валявшийся рядом, предложил:
– Затаскиваем в машину и едем в частную клинику!
Павловская вела машину, а Климов в смартфоне искал клинику подальше от виа Аппиа Нуова, чтобы, договорившись с дежурным травматологом, оказать помощь шефу.
На другой день с утра Фомин лежал с перевязанной головой в кровати своего номера в «Локарно», прикладывая к месту ушиба холодный компресс – пакетик со льдом, – и жаловался:
– Еще повезло, что не убили. Непрерывное везение – закономерность для полоумных.
– О, вижу, способность к абстрагированию не нарушена! – Эмма ликовала. – Доктор сказал, рана неглубокая, есть легкое сотрясение мозга.
– Еще доктор сказал, что вы чудом избежали нежелательных последствий, – с укором констатировал Сергей. – Чтобы везение окончательно не иссякло, предлагаю завтра же улететь в Москву.
Фомин жалобно на него посмотрел:
– Уцелевший в кораблекрушении вполне может погибнуть в авиакатастрофе.
Эмма снисходительно улыбнулась:
– Каждый человек прежде всего должен спасать себя сам. Тому, кто ищет неприятностей, помочь ничем нельзя. Олег Борисович, вот ваша оправа, – она протянула золотое кольцо шефу. – Пусть созерцание этой вещи немного облегчит вам страдания.
Олег взял кольцо и задумчиво улыбнулся. Каково же было удивление Эммы и Сергея, обедавших в ресторане, когда в зал вошел Фомин без бинтов, пышущий здоровьем, со своей фирменной самоуверенной ухмылкой на лице.
– Официант, мне принесите то же самое, что и этим двоим!
Глава 5. Непререкаемая догма
По прилёту в Москву Фомин уединился в своем домашнем кабинете и стал с интересом рассматривать оправу. Первым побуждением было вернуть привлекательность и первоначальный блеск золотому изделию, которому много тысяч лет. Достав средство для чистки изделий из золота, он уже собирался погрузить в него оправу, как вдруг одумался. А что, если своеобразные качества предмета после очистки перестанут проявляться? От такой мысли спина похолодела, по рукам побежали мурашки. Отложив баночку со средством, он достал из сейфа железную коробку с камнем.
Полночь. Изумруд вставлен в оправу. Камень точно установился на своё место, как будто бы всегда там был. Положив его на стол, Фомин прислушался и с удовлетворением отметил: появилось бормотание. Негромкий хриплый голос звучал сначала приглушенно, а затем всё чётче. Некто, мужчина, говорил на незнакомом Олегу языке, и его голос, монотонный, но повелительный, разносился по комнате, бесстрастно повествуя, вероятно, старинное предание. Фомин ходил по кабинету, соображая, что же предпринять. Наконец решительно подошел к столу, взял изумруд в руку и взглянул сквозь него.
И увидел пожилого мужчину в рогатой шапке и нарядной тунике пурпурного цвета. Незнакомец внимательно и спокойно смотрел на оторопевшего Олега, который не мог произнести ни слова.
Старик в белой войлочной шапке с золотыми накладками в виде рогов заговорил:
– О, Олег Фомин, наконец-то ты снизошёл до меня. Я бог Энлиль.
Не в силах пошевелиться, Олег открыл рот в изумлении. Невероятно, но язык, на котором «бог» изъяснялся, он понимал. То, что человек в тунике не прост, Фомин понял сразу. Выразительное, даже жестокое и надменное выражение лица. Иссиня-чёрные, умасленные и аккуратно уложенные волнами волосы спадали до плеч, а прямоугольная борода, завитая в трубчатые локоны, имела вплетения из золотых нитей. На шее висели увесистые замысловатые бусы из агата, сердолика и лазурита, а на поясе блестел кинжал, украшенный чеканкой, гравировкой и зернью.
Энлиль смотрел на собеседника и посмеивался:
– Что, никогда не видел богов? Не бойся! Я владыка вселенной, моё слово свято, мои решения нерушимы. Тебя в знак благосклонности сделаю бессмертным. Ведь этого ты хочешь?
Олег покрылся испариной:
– Вы знаете о моей мечте? Но почему я?
– Ты избранный, – отвечало божество. – С этой минуты будешь моим смиренным рабом, единственная цель существования которого служить мне.
– Как-то неожиданно, Энлиль. А в чём моя задача? – спросил Фомин.
– Предстоит кое-что сделать.
Фомин в беспомощном замешательстве нерешительно проговорил:
– А если не получится?
– Ты же не хочешь, чтобы я наслал на землю бедствия – потоп, засуху, эпидемии, или погубил тебя? – издевательски хохотнул старик.
– Конечно, нет! – нервно воскликнул собеседник.
– Я могу тебя и наказать, – строго сказал бог.
Олег вдруг почувствовал головокружение, в глазах полыхнула вспышка, начались галлюцинации и потеря координации. Он закричал:
– Я верю, верю! Прекрати!
Воздействие прекратилось.
– Так-то лучше, – божество, отечески сощурившись, одарило «раба» приветливой улыбкой. – Ха-ха-ха! Он не понял! – Теперь его лицо стало суровым: – Ты попал в изумрудный плен, из которого не сбежать! Я, великий Энлиль, отправлю тебя в разные эпохи на поиск разгадки тайны. Зеленый камень поможет в трудном путешествии. Слушай внимательно! У меня украли Скрижаль судеб. Кто мог это сделать? Подозреваю Энки, но, может, в этом замешаны Инанна, Анзуд, или кто-то ещё. Выясни – кто! Хочу разоблачить предателя в наших рядах. И ещё: найди Скрижаль!
Олег искренне удивился:
– Никогда не слышал про Скрижаль судеб. Что это?
– Отрок, ценнее этой вещи нет ничего на свете. Её владелец полностью контролирует вселенную и судьбы всех людей. Ты сразу узнаешь эту чудесную табличку: на ней печать верховного бога Ану, моего отца.
– А что случится, если Скрижаль не найдется?
– Как что? Возврат к хаосу. Но ты найдешь, ведь так? – снова хохотнул Энлиль. – Кстати, опасайся Инанну.
Олег, объятый трепетом, хотел было еще что-то спросить, но старец со словами: «Камень наделит тебя неиссякаемой энергией. Успехов!» исчез. Как будто с экрана телевизора пропало изображение. Положив изумруд на стол, Олег задумчиво откинулся в кресле. Просидев так долго, наконец оживился, набрал в поисковике ноутбука слово «Энлиль».
В шумерской мифологии Энлиль изображался как божество коварное и злобное. Прозвище «Господин Ветер». В эпосе о Гильгамеше он назван одним из инициаторов Всемирного потопа. Переняв мощь отца бога Ану, возглавляющего сонм богов, Энлиль постарался ослабить его и превзойти.
Олег Борисович, сглотнул слюну, погрузился в дальнейшие исследования. Анзуд – огромная птица божественного происхождения в виде орла с головой львицы – посредник между богами и людьми.
Энки – хитроумный и многомудрый – господин царства мёртвых. Любитель выпить. Жутко завидовал своему брату Энлилю, так как тот владел надземным миром. Именно Энки сотворил людей из глины, создав первого человека Адапа, или Адама. Из-за вражды со старшим братом Энлилем предупредил людей о Всемирном потопе. Его коварство превзошла лишь богиня Инанна.
Инанна – внучка Энлиля и правнучка Ану, покровительница любви и войны. Носила на себе знаки тайной силы – ленты, ожерелья, подвески и прочее.
«Ещё та семейка! – подумал Фомин. – Очевидна параллель с «Книгой Бытия» Библии, но моя тёплая компания действовала в XXVII веке до нашей эры (как раз шумеры только-только изобрели письменность), а Библия написана позже. – Он встал, и на его лице появилась насмешливая ухмылка: – Не на того напали! Раб? Служить, как раб? Да никогда! А Скрижаль судеб мне и самому пригодится».
Когда вечером он отходил ко сну, то изумруд в золотой оправе положил рядом, на прикроватную тумбочку. Заснув, увидел сон.
Древний дворец из серого базальтового камня стоит на холме на берегу реки. Вокруг, на других возвышенностях, раскинулся окруженный крепостной стеной город из одноэтажных и двухэтажных строений с красными черепичными крышами. На стене грозные стражи с луками и стрелами. Одеты они в кожаные короткие туники, бронзовые нагрудники и железные шлемы с красными гребнями из конского волоса. Со стены открывается невероятный вид на величественную двуглавую гору с белоснежными шапками и лежащие у ее подножья зеленеющие поля и великолепные райские сады, в которых благоухают гранат, абрикос, виноград. Как человек образованный, Фомин догадывается: «Я погрузился в глубь веков. Это – гора Арарат и город Арташат, столица государства Великая Армения».
Никем не замеченный, входит он во дворец. В зале с мраморными статуями и зажжёнными канделябрами сидит на троне, отделанном слоновой костью и золотом, царь Тиридат. Облачённый в расшитую пурпурную тунику и накидку из шкуры леопарда, он выглядит грозно и внушительно. Черная бородка, густые брови с изломом, карие глаза. На груди массивная золотая цепь с диском «Лик солнца», на поясе кинжал, на ногах красные сапожки, в руке скипетр. Мужественную внешность и непреклонное выражение лица дополняет царская тиара – символ монархической власти правителя Великой Армении. «Удивительный головной убор», – поражается Фомин. Тиара состоит из трех элементов: красная треугольная шапка из войлока с зубцами и золотым шитьём – символ божественности армянского царя; диадема в виде золотого обруча с восьмиконечной звездой и двумя орлами – символ власти; белая лента, повязанная вокруг головы, с узлом на затылке и свисающими сзади свободными концами – символ предводителя народа.
Слева и справа от царя стоят, сложив руки на груди, начальник его охраны и хранитель царских сокровищ, полукругом расположились министры, военные, родственники и советники, вдоль стен – вооруженные секирами и копьями стражники. Все вельможи с кинжалами или мечами. Слева от царя, положив руку на трон, стоит царица, прекрасная армянка Зенобия. Черноволосую красавицу с гибким станом и полными волшебного света зелёными глазами, в тунике с узорчатой вышивкой и полупрозрачной накидке украшает диадема, инкрустированная драгоценными камнями и увенчанная крупным каплевидным изумрудом. Фомин поражается: это же его зеленый камень!
Тиридат поворачивает к Зенобии голову и ласково что-то шепчет. Женившись на ней, он, в жилах которого течет кровь скифов и иранцев, смог законно претендовать на армянский престол, войдя в историю под именем Трдат I. Прежний царь, Радамист, армянин, изгнанный народом из страны, спасаясь бегством, заколол по дороге беременную царицу Зенобию, бросив её в реку Аракс, – чтобы никому не досталась. Но она выжила и стала женой следующего армянского царя. Одна печаль: Рим не спешит признавать Тиридата правителем Армении, настаивая на другой кандидатуре.
В зал вбегает командующий кавалерией в доспехах, синем плаще и золотистом шлеме с белым гребнем.
– Великий царь, всемогущий Тиридат! – кричит он и падает перед правителем на колени. – Римские легионы в ходе битвы у Рандеи капитулировали!
– Как это случилось? – нетерпеливо спрашивает царь.
– Мой государь, они попали в ловушку. Мы окружили два легиона – XII «Молниеносный» и IV «Скифский». Им грозил полный разгромом. Это славная победа Армении в союзе с Парфией! Римский проконсул Сирии Цезений Пет запросил капитуляцию.
Вероломный Тиридат окидывает подданных взглядом, полным гордости за себя:
– Римляне безуспешно пытались поймать меня, когда я, совершая успешные рейды, грабил их, но теперь они сами придут ко мне на поклон. – Снова вперив пронзительный взор в прибывшего военачальника, спрашивает: – Вазак, на каких условиях ты принял капитуляцию?
Вазак встает с колен и начинает доклад:
– Вот подписанное соглашение, – и он протягивает секретарю пергаментный свиток, перевязанный синей и оранжевой лентами. – По соглашению все римские солдаты обязаны уйти из Армении. Их укрепления, припасы, провизия, оружие и одежда легионеров переходят нам. Парфяне также уходят. В Рим отправляются твои, государь, послы.
– И это всё?! – раскатистый возглас Тиридата оглашает зал.
Перепуганный Вазак шарахается назад и, тараща на царя глаза, лепечет:
– Нет, государь! Прости, не нахожу слов, чтобы описать коварство врага. Рим готов признать тебя царем Армении, если… – Вазак прерывает речь, подыскивая слова. Опустив голову, продолжает: – …если ты, государь, получишь Армению из рук Нерона. – Высокопоставленный гонец со страхом поднимает глаза, понимая, что его последний час настал.
Олег Фомин, пристроившись за статуей Геракла, с любопытством наблюдает эту сцену, придворные в ужасе холодеют, а Тиридат, помолчав пару минут, встает с трона и, прохаживаясь по залу, спрашивает: