Полная версия
Преступление Галилея, или Оболганный Аристотель
Книга имела большой успех, изложенные там открытия обсуждали и в научном сообществе, и за его пределами. Галилей стал ездить по различным городам Италии, демонстрируя другим учёным свой телескоп… Экземпляр вышедшей книги он, конечно же, дарит Козимо II, а вместе с ней и телескоп собственного изготовления. Всё это послужило последним аргументом в вопросе получения им желанной должности.
Во второй половине 1610 года Галилей получает приглашение переехать во Флоренцию и занять придворную должность «философа и математика великого герцога Тосканского». В обязанности Галилея теперь входит оценка инженерных проектов и различного рода изобретений, предлагаемых для реализации в Тоскане. Если до этого времени основной его деятельностью была преподавательская, отнимавшая массу времени, то теперь он имел намного больше времени, чтобы посвятить себя науке – Галилей специально попросил герцога предоставить ему свободный график работы, и эта просьба была удовлетворена. Вместе с тем ему предоставлялся пожизненный пост профессора математики в Пизанском университете – без чётко прописанной обязанности по чтению лекций. От университета Галилей в дальнейшем получал по 1000 скуди в год – собственно говоря, это и была плата за должность «придворного философа и математика»: герцог просто переложил расходы по её выплате на Пизанский университет. Поскольку же Галилей там совсем не появлялся, а университет явно не желал платить непонятно за что, это в 1928 году привело к судебному разбирательству, длившемуся два года и завершившемуся всё-таки в пользу Галилея.
До выхода «Звёздного вестника» главными астрономами в Италии считались Клавдий и уже упомянутый выше Маджини, теперь же их достаточно сильно потеснил Галилей. Данный трактат придал ему большую известность как в Италии, так и в других странах Европы.
В 1611 году Галилей предпринимает поездку в Рим. Его приглашают выступить в Римской коллегии, которая в то время была не только главным учебным заведением иезуитов, но и центром академической жизни Рима. Речь Галилея воспринимается очень тепло и дружественно, при этом все другие выступавшие превозносят его открытия в самых хвалебных тонах. На этом мероприятии присутствует Федерико Чези – основатель Академии деи Линчеи. 14 апреля 1611 г. он устраивает в честь Галилея обед на самом высоком холме города, и с наступлением темноты все гости имеют возможность взглянуть сквозь линзы галилеевского телескопа на небесные явления. 25 апреля того же года Галилея принимают в члены Академии деи Линчеи.
Этот приезд в Рим был для Галилея триумфальным. Вместе с тем весть о его открытиях не проходит мимо кардинала-инквизитора Роберто Беллармино, который, находясь в раздумьях по поводу новых астрономических наблюдений, пишет письмо астрономам Римской коллегии, обращаясь к ним с просьбой высказаться о верности положений, изложенных Галилеем. В целом, астрономы подтвердили то, что говорил Галилей, но с некоторыми оговорками: ими ставились под сомнение утверждения о Млечном пути и о двух звёздах по сторонам Сатурна.
Во время пребывания в Риме Галилей активно ведёт беседы, в которых завоёвывает к себе сильную симпатию, его популярность растёт гигантскими темпами, он тут же становится желанным гостем на различного рода банкетах и собраниях. В конце концов, поездка в Рим ознаменовывается тем, что он удостаивается аудиенции понтифика Павла V, а также знакомится с кардиналом Маффео Барберини – тем самым, который, став позднее папой Урбаном VIII, выступит инициатором инквизиционного процесса против Галилея.
Литература
1. Вуттон. Д. Изобретение науки: Новая история научной революции. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018.
2. Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. Т. 2.: От эпохи Галилея до середины XVIII века. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019.
3. Дмитриев И. С. «Философская комедия», или истина ценою ошибок // Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира: птолемеевой и коперниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2018.
4. Начала гидростатики: Архимед, Стэвин, Галилей, Паскаль. – Москва, Ленинград: ГТТИ, 1933.
5. Наука. Величайшие теории: 9: Природа описывается формулами. Галилей. Научный метод. – М.: Де Агостини, 2015.
6. Le opere di Galileo Galilei, Vol. 1. – 1890.
7. Le opere di Galileo Galilei, Vol. 10. – 1900.
8. Le opere di Galileo Galilei, Vol. 15. – 1856.
3. Популярность и оппоненты
В «Звёздном вестнике» Галилей особо не выступает с критикой прежних теорий, а большей частью просто излагает результаты своих наблюдений, лишь изредка отмечая их противоречие сложившимся представлениям. Однако некоторые изложенные там результаты, помимо всего прочего, вроде бы можно было использовать и как аргумент в пользу коперниковской системы мироустройства. Тем не менее, данного вопроса Галилей здесь касается лишь мельком, анонсируя свою так и не вышедшую книгу «О системе мира», про которую в привычной для него дерзкой манере говорит:
«Там мы многочисленными рассуждениями и экспериментами докажем существование сильного отражения солнечного света от Земли. Это будет для тех, кто болтает, что ее должно устранить из хореи светил, главным образом по той причине, что она лишена и движения, и света; шестьюстами доказательствами и натурфилософскими рассуждениями мы подтвердим, что она движется и своим светом превосходит Луну, а не является местом, где скопляется грязь и подонки всего мира» (2, с. 35).
Одна эта фраза создала целый взрыв споров по поводу движения Земли. У Галилея появилось большое множество противников, для которых движение Земли было крахом их мировоззрения. Вместе с тем Галилей к тому времени уже заслужил дурную репутацию из-за своего задиристого характера, и его очередное новшество многие воспринимали как очередную «задиру». А потому было немало тех, кто вообще всерьёз не воспринимал изложенное в «Звёздном вестнике». К таковым относился и профессор Кремонини, которого историки науки сделают чуть ли не символом перипатетической глупости – только из-за того, что тот отказывался смотреть в галилеев телескоп. Кремонини, бывший друг Галилея, говорил, что хорошо его знает, а потому всерьёз к нему и не относится. А вот, к примеру, что писал один из представителей знаменитого в то время семейства Фуггеров:
«Что касается Галилеева эфирного вестника, то он уже давно попал мне в руки, и, так как он представляется чистейшей болтовнёй для людей, сведущих в математике, или бахвальством, явно лишённым каких-либо философских познаний, я не посмел направить его Вашему королевскому величеству. Этот человек сие понимает и наряжается, подобно ворону у Эзопа, в чужие перья, которые он заимствует тут и там, чтобы себя украсить…» (цит. по: 6, с. 46).
Галилей же объяснял неисчислимое множество противников исключительно завистью. Спустя тринадцать лет он напишет:
«В моем „Звездном вестнике“ было приведено множество удивительнейших открытий на небе. Казалось бы, они должны были бы обрадовать всех любителей истинной философии. Но едва лишь „Звездный вестник“ вышел из печати, как со всех сторон стали появляться люди, обуреваемые завистью к тем похвалам, которые снискали мои открытия» (3, с. 15).
Однако списать на зависть все причины ненависти к Галилею отнюдь нельзя. Помимо недоверия к самому Галилею, доминировали ещё две причины, становившиеся основой критики: с одной стороны утверждалось, что оптические линзы не заслуживают доверия, а с другой – возник вопрос о противоречии коперниковской системы Священному Писанию, и этот вопрос, главным образом, поднял Лудовико делле Коломбе в своём трактате «Против движения Земли»13, где, впрочем, имя Галилея не упоминалось.
Чтобы иметь более наглядное представление о развернувшейся полемике, посмотрим сначала на те основные аргументы, которые имелись у Галилея, и которые вроде бы можно было истолковывать в пользу коперниковской системы. Галилей увидел в телескоп, что поверхность Луны имеет неровную, гористую поверхность, в то время как многие считали, что она совершенно гладкая. Это было лишь одно из господствующих мнений. Его раскритиковывал ещё Леонардо да Винчи, у которого мы находим и другие распространённые в его время представления о поверхности Луны: что Луна состоит из частей более или менее прозрачных, что она имеет разнообразие плотности и редкости. Сам же он ошибочно считал, что Луна состоит, подобно Земле, из суши и воды, при этом светит отражённым светом вода, а суша свет не отражает, чем и объясняется наличие на Луне тёмных пятен (4, 536—539). Вопрос о структуре поверхности Луны тесно связан с вопросом её свечения, отражения солнечного света. Сторонники представления о гладкой поверхности Луны были убеждены, что именно по этой причине она и светит, отражая свет от Солнца. Шероховатая же поверхность, с их точки зрения, не могла это делать. Позже значительная часть первого дня «Диалога…» у Галилея будет посвящена доказательству того, что шероховатая поверхность также отражает свет, но только более всесторонне. Однако принадлежность Галилею авторства данной мысли можно поставить под сомнение, ибо ещё тот же Леонардо да Винчи писал о необходимости неровной поверхности для получения такого отражённого света, каким светит Луна. Поскольку же он считал, что свет отражает вода, то предполагал, что на ней имеются такие же волны, как и на земных морях, которые и обеспечивают необходимую неровность. А если бы Луна имела совершенно гладкую сферическую поверхность, то её блеск был бы шаровидным, т.е. та часть, которая ближе к светилу, отражала бы свет значительно сильнее, что мы и наблюдаем на золотых куполах. В целом, в «Диалоге…» у Галилея даётся примерно то же доказательство, что и у Леонардо да Винчи, только оно там имеет намного более развёрнутый вид.
Вместе с тем в «Диалоге…» Галилей говорит о позиции перипатетиков, согласно которой Земля, поставленная в центр мироустройства, противопоставлялась другим планетам, и небесные тела, в отличие от неё, считались совершенными, а это в свою очередь означало, что их форма также должна быть совершенной. В модели же Коперника нет противопоставления земного и небесного как несовершенного и совершенного, Земля – это лишь одна из планет, и осуществляет вместе с ними одно и то же движение вокруг Солнца. Таким образом, с открытием неровности Луны рушилось представление о совершенности небесных тел.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Речь идёт о Б. А. Старостине, под редакцией которого в 1996 году вышла «История животных» Аристотеля. В комментариях к данному месту (кн. 2, гл. 3, п. 30) он говорит об ошибочности традиционного перевода этой фразы.
2
См. главу «„Разгромленный“ Аристотель».
3
Астрономическая теория, как считалась у древних греков, не может претендовать на истинность своего описания. Она должна лишь дать описание, находящееся в согласии с наблюдаемыми явлениями, – это и означает «спасти явления».
4
Проживавший в конце III – нач. II вв. до н. э.
5
На самом деле оно больше 1,3 млн. раз.
6
Я. И. Вейнберг в своей работе «Николай Коперник и его учение» (с. 87—92) ставит это под сомнение, отмечая, что такое мнение базируется исключительно на словах Пападополи (библиотекаря Падуанского университета, опубликовавшего книгу об его истории), которые являются весьма сомнительными и плохо согласуются с другими фактами биографии Коперника.
7
Следует иметь в виду, что «профессором» за рубежом называют почти любого преподавателя колледжа или университета.
8
См. гл. 8.5.
9
Описание термоскопа дано в работе врача Санторио Санторио (друга Галиолея) в 1612 году, однако Галилей утверждал, что это его изобретение. Вместе с тем сам принцип действия термоскопа был известен ещё древним грекам, упоминание о нём имеется в трактате Эмпедокла «О природе», а первое дошедшее до нас описание термоскопа содержится в трактате «Механика» Филона Александрийского.
10
«Сolombe» означает по-итальянски «голуби».
11
Спустя годы было проведено расследование, в ходе которого выяснилось, что голландские подзорные трубы начали изготавливать в Мидделбурге (называется мастер Захарий Янсен) ещё за три года до того, как Липперсхей пытался данный прибор запантентовать. Вместе с тем первое описание подзорной трубы содержится ещё в работах Леонардо да Винчи.
12
В другом распространённом переводе – «Медицейскими».
13
Трактат не был официально опубликован и распространялся в виде рукописи.