Полная версия
Отсебятины. Мысли о вечном и временном
***
Самое бестолковое, что можно сделать в семейных отношениях – ожидать чего-то, не говоря супругу об этом, а потом обижаться, что неозвученное не исполнилось. Чем больше неозвученного, тем сильнее дистанция. Проходит время, и два человека живут в разных мирах, в голове у каждого – своё кино, практически никогда не становящееся общим.
В конце концов, не так уж и сложно научиться быть вместе в быту или в постели. Но быть вместе в одном пространстве идей, смыслов и чувств намного сложнее. Его не видно сразу, оно развёртывается в диалоге, а потом в совместном росте пары. Нет общего пространства смыслов, идей и чувств – нет и совместного роста. Сплошная рассогласованность, которая с каждым днём делает совместную жизнь всё труднее и труднее.
Делитесь внутренним миром с близкими людьми, иначе может настать такой момент, что уже не с кем будет делиться.
***
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Этими тремя вопросами, сформулированными Кантом, я делился со студентами, преподавая философию психологам. Я их задаю и самому себе, когда суета оседает и можно соприкоснуться с собственной глубиной. Я вообще часто вспоминаю тот период, когда погрузился в философию как преподаватель и исследователь, как один из самых продуктивных для разных сфер жизни, особенно для психотерапии. Настолько ярко вспоминаю, что желаю соприкоснуться с философией глубже и в самом недалёком будущем.
Мне кажется, конструирование смыслов своей реальности, которые становятся опорами, настолько важная задача, что её можно решать только на сто процентов осознанно, иначе в фундамент жизни попадёт мусор. Современный темп жизни вынуждает нас быть тактиками в ущерб стратегии, поэтому мы так яростно повышаем качество жизни, но не бережём всё то, с чем есть долгосрочные отношения – природу, значимых людей и своё личное будущее.
Задавать себе глубокие вопросы – лучшее психотерапевтическое самолечение, которое себе может позволить каждый, а делиться находками в процессе обдумывая – лучшая групповая самопсихотерапия.
***
Здоровые семейные отношения подразумевают способность к самоиронии. Тогда я могу, остановившись, честно сказать себе: «Придержи коней», поднять забрало и снять облачение крестоносца, решившего сражаться за самую праведную правду. В семье почти все неправильно: отношения неэгоистичны, иерархия непродуктивна, справедливость уступает место любви, искренность безопаснее лжи, а ещё вы не боитесь пукать друг при друге. Потому что правильность требует неестественности, массы усилий на поддержание фасада в ущерб глубине. Она не сможет вынести главного парадокса счастливой семьи, когда воюющие стороны сдаются на милость друг друга одновременно, наплевав на свои государственные интересы, чтобы найти общий интерес, зная, что всего предусмотреть не получится.
***
Сегодня буду писать банальности.
Чтобы действовать и проявляться необходимо чувствовать, что люди и мир вокруг дружественны. Без надежды не хочется ничего предпринимать. Чтобы быть в безопасности нужно видеть риски, понимать, что люди и мир могут причинить вред.
Мы живём в конфликте между этими двумя тенденциями. Одновременно они же образуют целостную систему, способны сбалансировать друг друга. Проблема в том, что в воспитании и информационном пространстве, мы сталкиваемся с однобокостью. Идёт разговор о коронавирусе, так или «мы все умрём», или «не страшно, это всё барахло, укрепляйте иммунитет чесноком». Зайдёт речь о власти, так президент или помазанник Божий, или демон. Истина, в любом случае, где-то посередине.
Большой подарок – научиться творчески использовать сомнение. Не говорить всему «да» или «нет», а собирать факты и делать свои выводы. Вовремя спрашивать – похоже ли то, с чем я столкнулся, на правду, согласуется ли со здравым смыслом, и можно ли верить тому, кто говорит. В творческом сомнении соединяются чувства и разум, чутьё и интеллект. Противоречие между надеждой на добрый мир и необходимостью беречь себя смягчается. Появляются силы действовать, потому что больше не парализует тревога, но тревога опредмечивается и подпитывает наблюдательную осторожность.
***
У Экзюпери Роза призывала:
– Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – Так уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок.
Она была бережна с собой, но очень груба с Маленьким Принцем. Так нельзя достичь никакого чувства «вместе», о котором я говорил уже, как о чём-то принципиально важном. Внимательность к чувствам другого – это и чуткость к боли, когда я готов порой даже пожертвовать своим комфортом для комфорта партнёра по отношениям. Риск абсолютно оправдан. Если вам навстречу сделают такой же шаг доверия, то вы почувствуете это как огромную душевную теплоту, надёжность и мир. По сути, если этот настрой может быть сохранён, то любые отношения не бесперспективны. Взаимное доверие даёт импульс для совместного целительного терпения и целительного диалога, в которых каждый согласен пройти совместный путь постепенной притирки точно так же, как обтачивают зубную пломбу, чтобы она идеально подходила к смыкающемуся с ней зубом другой челюсти.
***
Мне очень отозвалась фраза Ясперса о погружении в собственную историчность. Я понял, что сам использую такое погружение для себя и прошу думать о нём своих клиентов. Мы как личности разворачиваемся в исторической перспективе, любая черта нашего характера – это форма адаптации, реакции и преобразования жизни. Исследуя себя, я начинаю становиться себе понятен, осознаю смысл и функцию уникального рисунка личности, начинаю понимать, какого будущего для себя хочу, какие условия могу для себя создать, чтобы меняться. Жизнь ощущается как целое, если в ней можно заметить и признать преемственность различных этапов. Она теряет силу и надежду, если часть прошлого отбрасывается. Поэтому историчность требует смелости, искренности и навыков рассказчика, чтобы история протянулась из прошлого в будущее через настоящее.
***
Дух мира в нашем сердце – это сила не отвечать на зло. Это понимание временности и иллюзорности бурь в человеческом сознании. Ясное видение, что вне нас зло не может существовать, а раз так, я должен быть тем, на ком цепь агрессии прервётся. А если мне придётся защищать свою или чью-то жизнь, я могу только остановить того, кто нападает. Но не нападать на него, даже в самых благих смыслах. Иначе мы закружимся в танце умножения злобы. И если я осознаю, что между мной и кем-то ещё есть вражда, из этого может быть только один вывод – мы оба неправы… А отсюда начинается путь покаяния, в котором сотрудничество важнее правоты.
***
В жизни каждого человека встречаются люди-опоры, события-опоры, книги-опоры – всё то, что становится поворотным пунктом, способом остановиться в потоке привычной жизни и посмотреть одновременно и в себя, и в мир. Такой взгляд позволяет ощутить связь, наше глубокое неодиночество, сопричастность всему и испытать, пусть даже на мгновение, мир в душе, который превыше всякого ума. Важно хранить в сердце и памяти эти опоры, возвращаться к ним, открывая новые измерения опыта. Так происходит личностный и духовный рост – через Встречи, помогающие выйти за пределы себя, когда «я» не теряется, а искренне дарится, раскрываясь в пространстве отношений.
***
В индивидуальной работе, на тренингах и учёбных курсах очень часто встречаю людей, которые ищут себя. Правда ведь, это нормальное и естественное состояние? Похоже, что да, но не похоже, чтобы право на поиск было принято в нашей культурной среде. Потому что этим людям трудно быть в поиске, это, как будто бы стыдно. Они страдают от необходимости найтись уже вчера, окружающие подгоняют и смотрят с укоризной, точно так же, как и их собственный внутренний критик.
Между тем, нам никто не оставил инструкции по обращению с жизнью и собой, и каждый имеет право на паузу, в которой занят не столько социальной реальностью, сколько собственным путём. Он имеет право поставить свою жизнь под вопрос и найти новые ответы. Новые ответы означают перемены. Видимо, поэтому окружающие и смотрят с осуждением, понимая, что с новым человеком им придётся строить иные отношения.
Получается, что эволюционируют не только отдельные люди, но и группы и сообщества, и это происходит в то самое время, когда кто-то запускает перемены в себе, а окружающие принимают его, сами меняясь через это принятие.
***
« – Тебе легко говорить, – сердито возразила Пеппи, – а я, может быть, всю ночь не спала ни минуты и мечтала о том, как буду утром поливать клумбу. Неужели я допущу, чтобы моя мечта не осуществилась из-за какого-то паршивенького дождика! Нет! Этому не бывать!..»
(Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок»)
Упрямство на пути к мечте редко помогает достичь скорого результата. Но оно развивает стойкость и силу воли. Ещё вчера упрямца называли дураком, а сегодня он уже получил именно то, о чём мечтал. Так постепенно в том мире, в который мы вброшены, каждый вытаптывает пространство для самых глубинных движений души, на котором она может резвиться, напитываясь энергией от возможности отдохнуть от необходимости защищаться.
***
Воспитывая детей, родители часто берут на себя миссию «подготовить их к суровым условиям жизни». Суровые условия в голове каждого родителя свои. Кто-то хочет адаптировать ребёнка к жестокости и учит нападать и защищаться. Кто-то хочет адаптировать к вездесущей лжи, поэтому учи обманывать и вычислять ложь. Кто-то считает важным научить ребёнка конкурировать с другими и добиваться своих целей, пользуясь другими людьми, самому уклоняясь от сотрудничества и манипуляций.
Мне интересно, задумывались ли эти родители, что, воспитывая детей таким образом, они не готовят их к жизни, а закладывают кирпичики для сохранения в обществе лжи, жестокости, манипуляции и тщеславия.
***
В санатории много детей. Утром родители водят их на процедуры и на море. Днём они обычно прикованы к планшетам, а вечером начинается игра.
Уже стемнело, я спускаюсь по еле освещённой лестнице и вдруг сталкиваюсь с двумя пацанами. В их глазах ужас. Они смотрят на меня не моргая, я тоже застыл и смотрю на них. Потом один из них говорит: «Ну вы нас и испугали! Мы, вообще-то, настоящих чудовищ ищем…».
И я вот сейчас думаю, куда во взрослых подевались те дети, которые постоянно находятся в поисках чуда? И всё чаще прихожу к мысли, что они заточены во внутренней психбольнице, чтобы не казаться дураками. Они, действительно, больше не кажутся дураками. Но точно так же не выглядят и счастливыми.
***
К сожалению, есть много уловок, чтобы разрешить себе бесчеловечность. Нужно просто найти такую точку зрения, с которой можно не воспринимать того, с кем ты в конфликте, как человека, и автоматически ты получишь право его очернять, унижать, ненавидеть, желать «справедливо убить». Особенно страшно то, что приём работает в обе стороны. Сейчас таким волшебным словом стало слово «геополитика». С его высоты можно смотреть на жизни людей как на разменную монету, рассуждая о том, чья страна круче. А ведь «страна», «политика» – это абстракции, условности, которые люди придумали, чтобы удобнее жить, а теперь творение оборачивается против творцов. По сути же дела, все политические и социально-экономические границы – это такое барахло по сравнению с чудом человеческой жизни и здоровых человеческих отношений.
***
На сегодняшней открытой группе я подумал, что обычные споры о том, кто глава семьи – муж или жена – совершенно лишены смысла. Потому что, если власть в семье становится политической, то сама суть союза, основанного на любви подрывается в своей основе – умении принимать и быть равными, понимая, что для семьи нужны двое – мужчина и женщина. Нет необходимости в принципе единоначалия, если можно достигнуть единомыслия. Есть только одно препятствие, лежащее на пути согласия – гордость, подпитываемая страхом, что власть надо мной захватят, стоит только дать слабину. В отвратительную игру борьбы за власть в семье нужно просто перестать играть обоим супругам одновременно.
***
Кризис. Сказка. Добро. Три темы семинаров, которые я проведу на следующей неделе в Благовещенске слились в моём сознании в единую линию смыслов. С нами что-то случается. Это чаще всего опыт, но иногда – Опыт. именно так, с большой буквы, который переворачивает привычный ход жизни. Он не всегда негативный. События со знаком плюс тоже бывают кризисными. Пережить кризис значит осознать его, создать историю. сказку своей жизни. Правда в том, что каждый по бисеринке собирает свои истории, которые ждут внимательного слушателя, готового распахнуть сердце и быть рядом. Добро побеждает травму, когда становится фундаментом сопричастности.
Я смотрю на дождь за окном, и мне очень хочется сохранить это настроение для каждого из тренингов, чтобы в них была глубина. И не только в них, а вообще – в моей жизни.
***
Сегодня играли зрительские истории на открытой репетиции Плейбэк-театра и, к счастью, никто ни разу не вспомнил о политике (тем более американской). Для меня это очень важный опыт. Искренняя жизнь людей – это их переживания, отношения, убеждения, ценности. Всё то, что находится внутри и требует особой атмосферы, чтобы открыться другим. Требует внимательности и осознанности, щедрости в самом нематериальном смысле этого слова. Стоит перенести центр тяжести в сокровенную жизнь души, как меняется мир вокруг. Новая точка сборки означает шанс на изменения, которые всегда доступны, если смотришь внутрь себя и почти никогда, если увлекаешься взглядом на внешний мир приходящих и уходящих вещей.
***
Психотерапия должна предполагать уважение и удивление множеству форм человеческой индивидуальности. Настолько, что ты теряешь необходимость думать о «нормальности» или «ненормальности» людей, а готов быть рядом и помогать не диагнозу, а личности. Тогда настоящей нормой становится совсем иное – то самое уважение к внутреннему миру человека как огромной ценности, вследствие которой каждый так или иначе сможет раскрыться в пространстве психотерапии. И я думаю, хорошо было бы, если это уважение вместо наклеивания ярлыков просочится в нашу повседневность. Тогда ведь даже те, у кого имеются серьёзные расстройства смогут не бояться самих себя и найти своё место в обществе, не боясь быть оскорблёнными и изгнанными.
***
Мысли перед сном.
В медакадемии среди вопросов по анатомии был и такой – «Анатомия и атеизм». Я его считал самым странным, потому что анатомия, как и гистология, доказывала присутствие Бога. По крайней мере для меня. Смотрю в микроскоп на глаз на тонком окрашенном срезе или на селезёнку, или на яички, или на ворсинки кишечника, и мир выстраивается в систему не случайностей, а удивительного потока жизни, которая сложна уже на уровне мельчайшей клетки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.