bannerbanner
История педагогической мысли в Китае в Новое и Новейшее время
История педагогической мысли в Китае в Новое и Новейшее время

Полная версия

История педагогической мысли в Китае в Новое и Новейшее время

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

• Присвоение государственного статуса газете «Ши у бао» («Современное положение»), поощрение в создании редакций и научных обществ. В зависимости от внесенного вклада и способностей предоставлять материальное поощрение или присваивать повышение в государственной должности ученым разных провинций за написание новых книг, создание новых законов и разработку нового оборудования, имеющего практическое применение.

• Направление на учебу за границу. Приказывается всем высшим начальникам всех провинций из учебных заведений отобрать самых умных и целеустремленных учащихся и направить их на учебу в Японию и другие страны.


Все вышеизложенное содержит основные идеи реформистов по изменению основ образования, отражает надежды новой буржуазии на коренные изменения в феодальном образовании. По указу от 1905 года кэцзюй отменяется только спустя год. К этому времени в общих чертах формируется система образования Китая новой эпохи. Мечты, за которые боролись люди двух поколений, начиная со сторонников «усвоения заморских дел» и заканчивая реформистами, в конце концов начинают осуществляться.

Конечно, реформа образования, затронутая в «Ста днях реформ», не составляет даже малую часть образовательного плана реформистов. Идеальное образование, к которому они действительно стремятся, – это еще более волнующий «единый мир».

Идеал равноправного образования по Кан Ювэю

Акцент на исторический прогресс, требование реформировать феодальное самодержавие – одни из главных пунктов программы Кан Ювэя для «Ста дней реформ». Он резко отрицает принцип феодального господствующего класса – «небо неизменно, так и учение неизменно». Согласно «Гунъян саньши шо» («Комментарии Гунъяна о трех эрах»), общество разделяется на три эры – эра хаоса, эра рождающегося равновесия, эра великого равновесия. Он объявляет весь феодальный миропорядок только первым этапом человеческой истории, который неизбежно уступит место системе буржуазной демократии. Это теория исторической эволюции Кан Ювэя. Если общественная историческая философия распространяется на педагогическую мысль, то неравноправие образования «эры хаоса» вызывает глубокое сожаление и возмущение.

Все люди после смерти отправляются на небеса, все являются представителями рода человеческого, так почему же есть богатые и бедные? Почему нельзя пользоваться одинаковыми правами на образование? Постановка этих вопросов знаменует теоретическую зрелость Кан Ювэя: он уже не ограничивает себя критикой мелких проблем, таких как кэцзюй или старые учебные заведения, а измеряет и оценивает процесс реформирования образования через концепцию народовластия и равноправия.

Стоит отметить, что со временем степень резкости в критике Кан Ювэя в отношении неравноправия в образовании прошлых лет достигает таких высот, которых она не достигала в его некоторых прошениях и докладных записках времен «Ста дней реформ». Это указывает на некоторое противоречие между идеями и действиями Кан Ювэя. Национальное бедствие и серьезный социальный кризис вынуждают Кан Ювэя перейти к наблюдению и анализу, и в поисках истины он приближается к сути вопроса.

Отрицание ада приводит его к представлению об идеальном рае. На развалинах неравноправного образования «эры хаоса» Кан Ювэй строит поднимающийся до облаков дворец нового образования «эры благоденствия». Согласно теории народовластия и равноправия, инструментами строителя являются орудия, разрушившие в прошлом старое образование. В соответствии с его идеалами на смену феодализму приходит общество, в котором царит «полный мир», «высшая справедливость», «высшее человеколюбие», «совершенное управление». Здесь нет места феодально-патриархальному строю, иерархии и абсолютной монархии, даже нет государств, социальных классов и семей (но все еще сохраняется полиция).

В одной из частей книги «Отмена института семьи ради воспитания высоконравственного человека», которую Кан Ювэй и Лян Цичао считают «самой важной среди ста тысяч слов всей книги», Кан Ювэй системно и детально описывает такую педагогическую картину: ребенок принадлежит обществу, мать вскоре после начала беременности поступает в общественную народную больницу, где проводятся дородовые консультации. После прекращения грудного вскармливания ребенок поступает в общественный приют воспитания младенцев, где обучается языку и песням, где «пропитываются его чувства и слух». В три года ребенок поступает в детский сад, в 6 лет – в начальную школу, в 11 лет – в среднюю, в 16 лет поступает в университет. По истечении двадцатилетнего «общественного воспитания» и «общественного обучения» ребенок идет служить обществу. Книга полна множества ценных взглядов о раннем воспитании, школьном воспитании, образовательной среде, преподавательских стандартах и т. п. Концепция системы образования Кан Ювэя является одной из самых детально описанных систем школьного образования, обладающих буржуазным колоритом.

В целом в обществе «великого единения» каждый человек имеет права и обязанности в отношении образования.

Необходимо отметить, что под «человеком» Кан Ювэй понимает не абстрактное понятие человека, а именно человека, который вышел из реальной социальной среды. Описываемое им общество «великого единения» не такое совершенное, как он представляет, на самом деле это общество, построенное по принципу свободы и равноправия, где существует буржуазная великая «частная собственность» и которым управляют «богатые». Таким образом, равноправное образование в таком обществе невозможно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

В китайской истории принято разделение на следующие временные периоды:

 – древний – до 1840,
 – Новое время с 1840 по 1949 год и
 – Новейшее время с 1949 года. – Здесь и далее, кроме отмеченных отдельно, – примечания переводчика.

2

[Франция] М. Бастид: «Порабощение или освобождение? – Процесс внедрения иностранной педагогической практики и системы в Китай с 1840 года», [Канада] Рут Хейхо и др.: «Сравнительная история образования Китая и Запада». Пер. Чжу Вэйчэн и др. Шанхай: издательство Шанхай Жэньминь чубаншэ, 1990. С. 9.

3

Янь Юнцзин (1838-1898), уроженец провинции Шаньдун, в молодости переехал в Шанхай. С 1854 по 1861 год учился в США в Кеньон-колледже в городе Гамбир, штат Огайо. Внес большой вклад в педагогику и психологию Китая; кроме книги «Воспитание умственное, моральное и физическое», переводит книгу Джозефа Хейвена «Ментальная философия: интеллект, чувство и воля», и такие труды Спенсера, как «Принципы психологии» и «Истоки науки».

4

Исторические архивы Цинского императора Гуансюя касательно отношений между Китаем, Японией и Кореей. Пекин: Музей Гугун. Т. 52.

5

«Движение за новую культуру» развернулось на фоне антимонархических и антиимпериалистических настроений, призывало создать альтернативу устаревшему конфуцианству и традиционным идеологическим канонам. – Примеч. ред.

6

Чжоу Гупин. Распространение и влияние западной педагогики Нового времени в Китае // Вестник Восточно-китайского педагогического университета. (Издание Педагогика). 1991. № 3.

7

Чжоу Гупин. Распространение и влияние западной педагогики Нового времени в Китае // Вестник Восточно-китайского педагогического университета. (Издание Педагогика). 1991. № 3.

8

«Движение 4 мая» – антиимпериалистическое движение в Китае в мае – июне 1919 года, возникшее в среде студенчества под влиянием Октябрьской революции. – Примеч. ред.

9

Тянь Чжэнпин. Обсуждение теорий китайской педагогической мысли нового времени // Педагогическое исследование. 1990. № 4.

10

Цай Юаньпэй (1868–1940) – государственный деятель, ученый и переводчик, который занимал в разное время должности министра просвещения КНР, первого президента Академии Синика и ректора Пекинского университета. – Примеч. ред.

11

Цай Юаньпэй. Текст выступления при торжественном приеме союза учащихся и научного исследовательского общества Китая в Эдинбурге // Собрание произведений Цай Юаньпэя по эстетике. Пекин: Издательство Пекинского университета, 1983. С. 146–147.

12

Багувэнь – официальная форма аттестации на государственных экзаменах (кэцзюй) в виде восьмичленного сочинения, форма и количество знаков которого были строго регламентированы. – Примеч. ред.

13

Гун Цзычжэнь (1792–1841) – философ-неоконфуцианец, поэт и писатель, живший в эпоху Цин. – Примеч. ред.

14

Стихи вольного жанра 36-го года 60-летнего цикла // Полное собрание сочинений Гун Цзычжэня. Шанхай: Шанхай Жэньминь чубаньшэ, 1975. С. 521.

15

Вэй Юань (1794–1856) – политический деятель, конфуцианский ученый, известный географическими сочинениями о Европе и Америке. – Примеч. ред.

16

Отсылка к «Мэн-цзы»: чтобы избавиться от затяжного недуга, надо загодя иметь трехлетнюю полынь для прижиганий, а не во время болезни готовить ее.

17

Вэй Юань. Третий свиток морских планов // Географическое описание заморских стран. Т. 2.

18

Географическое описание заморских стран // Собрание сочинений Вэй Юаня. Пекин: Китайское книгоиздательство, 1976. Ч. 1. С. 208.

19

Хун Сюцюань (1813–1864) – лидер Тайпинского восстания и царь Тайпинского Небесного государства. – Примеч. ред.

20

Хун Жэньгань (1822–1864) – князь Тайпинского Небесного государства и двоюродный брат Хун Сюцюаня.

21

Хун Жэньгань. Новое сочинение в помощь управлению // Исторические материалы по китайской педагогике нового времени / Под ред. Шу Синьчэня. Пекин: Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 1981. Ч. 2. С. 2.

22

Нэ Чжэньбинь. История китайской эстетической мысли Нового времени. Пекин: Издательство «Социальные науки Китая», 1991. С. 46.

23

Чжан Чжидун (1837–1909) – выдающийся реформатор и один из первых инициаторов вестернизации династии Цин.

24

Чжан Чжидун. Настоятельный совет учиться. Ч. 2: Уразумение. Гл. 13.

25

Кэцзюй – система государственных экзаменов.

26

Император пытался осуществить реформы в Цинском государстве с помощью своих указов, однако инициатива встретилась с мощным противодействием со стороны консерваторов и императрицы Цыси. – Примеч. ред.

27

Исторические материалы по китайской педагогике нового времени / Под ред. Шу Синьчэня. Пекин: Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 1981. Ч. 2. С. 195.

28

Ма Сянбо (1840–1939) – педагог, ученый и основатель университета Аврора и Фуданьского и Пекинского католических университетов. – Примеч. ред.

29

Ежегодник: китайское образование / Под ред. Министерства образования. 1-е изд. Шанхай: Книгоиздательство Каймин, 1934. С. 2.

30

Юань Шикай (1859–1916) – политический деятель, который на фоне острых коллизий между республиканской оппозицией и президентом, стремившимся к установлению личной диктатуры, провозгласил себя императором. – Примеч. ред.

31

Лян Цичао (1873–1929) – лидер реформаторского движения. – Примеч. ред.

32

Лян Цичао. Теория о десяти великих жизненных силах гражданина // Сборник кабинета питья ледяной воды. Собрание сочинений. Пекин: Китайское книгоиздательство, 1941. Кн. 1. С. 62.

33

Лу Синь (1881–1936) – основоположник современной китайской литературы, оказал большое влияние на развитие общественно-политической мысли. – Примеч. ред.

34

Лу Синь. Культурная односторонность // Полное собрание сочинений Лу Синя. Пекин: Жэньминь Вэньсюэ чубаньшэ, 1981. Т. 1. С. 46.

35

Ли Дачжао (1888–1927) – один из первых китайских марксистов и коммунистов, один из основателей Коммунистической партии Китая. – Примеч. ред.

36

Чэнь Дусю (1879–1942) – один из основателей и первый Генеральный секретарь КПК, а также один из лидеров Синьхайской революции и «движения 4 мая». – Примеч. ред.

37

Чэнь Юаньхуэй. Семидесятилетие китайской педагогики // Вестник Пекинского педагогического университета (Социальные науки). 1991. № 5.

38

Учебные справочные материалы по истории педагогики Китая настоящего времени / Под ред. Линь Гуйлиня. Пекин: Жэньминь Вэньсюэ чубаньшэ, 1987. С. 3.

39

Обнародование и вступление в силу реформы школьной системы // Новое образование. Вып. 5. Т. 5.

40

Избранные сочинения по педагогике Цай Юаньпэя / Под ред. Гао Пиншу. Пекин: Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 1980. С. 145.

41

Избранные труды Чэнь Дусю по педагогической теории / Под ред. Ци Сямэя [и др.]. Пекин: Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 1995. С. 317.

42

Юнь Дайин. Долой приходское образование // Молодежь Китая». Январь 1925. № 60.

43

Манифест учащихся школы Святой Троицы Гуанчжоу // Сяндао чжоубао. Апрель 1924. № 62.

44

Чэнь Цитянь. Причины и способы отзыва образовательных прав, за которые мы выступаем // Академические круги Китая. Вып. 8. Т. 14.

45

Ежегодник: китайское образование / Под ред. Министерства образования. 1-е изд. Шанхай: Книгоиздательство Каймин, 1934. С. 8.

46

Чан Кайши. Основные положения народного образования и изменения нравов и обычаев // Годовщина расширения Чэнду. 24 июня 1935.

47

Чан Кайши. Жизненная сила современного государства // Второй этап военной подготовки в Эмэй. 10 сентября 1935.

48

Чан Кайши. Управление при строительстве государства. 16 мая 1936.

49

Янь Янчу (1890–1990) – общественный деятель, всю жизнь занимался развитием и распространением народного образования и руководил международным движением преобразования деревень. – Примеч. ред.

50

Лян Шумин (1893–1988) – философ, педагог и представитель современного конфуцианства. – Примеч. ред.

51

Сюн Минань. История образования Китайской Республики. Чунцин: Издательство Чунцин, 1990. С. 230–249.

52

Избранные сочинения Мао Цзэдуна. Т. 3. С. 1083.

53

История современного образования в Китае / Сост. Чэнь Цзинпань. Пекин: Народное образование, 1979. С. 97.

54

Всеобщая история образования в Китае / Гл. ред. Мао Лижуй, Шэнь Гуаньцюнь. Цзинань: Просвещение, 1988. Цз. 4. С. 105.

55

Ли Хунчжан. Обсуждение береговой обороны // Полное собрание сочинений господина Ли, рукописи докладов.

56

Шэн Сюаньхуай. Доклад о решении создания китайско-европейского учебного заведения в г. Тяньцзинь // Заметки об управлении царствующей династии в новой редакции. Т. 6.

57

Чжан Чжидун. Цюань сюэ пянь («[Книга] поощрения обучения»): комментарий к тексту.

58

Чжан Чжидун. Изучение создания и развития моделей учебных заведений // Полное собрание сочинений господина Чжана. Докладная записка № 57.

59

Чжан Чжидун. Цюань сюэ пянь («[Книга] поощрения обучения»): подготовка к обучению.

60

Чжан Чжидун. Цюань сюэ пянь («[Книга] поощрения обучения»): подготовка к обучению.

61

Сборник истории образования Китая в Новом времени, образование при Движении по усвоению заморских дел / Сост. Гао Шилян. Шанхай: Просвещение, 1992. С. 435.

62

Чжан Чжидун. Цюань сюэ пян («[Книга] поощрения обучения»). Порядок.

63

Хуан Синьсянь (род. в 1954) – профессор Фуцзяньского педагогического университета, института науки и технологии в области образования, изучает проблемы образования.

64

Хуан Синьсянь. Чжан Чжидун и китайское образование в Новое время. Фучжоу: Просвещение, 1991.

65

Сю Цитун. Иностранное образование и тактика [использования] «китайских наук в качестве основы, западных наук для применения // Вестник Сучжоуского университета. 1988. № 4.

66

Заметки об управлении царствующей династии. Т. 1.

67

Кроче Б. История: ее теория и практика. Пекин: Издательство «Commercial Press», 1982. С. 229.

68

Ли Цзэхо. История китайской идеологии нового времени. Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1979. С. 57.

69

Ван Тао. Победный справочник: теория копирования западных кораблей и пушек.

70

Ван Тао. Внешняя часть собрания прозы Ван Тао. Мнение о лечении застарелых недугов и укреплении здоровья.

71

Чжэн Гуаньин. Слова предупреждения в эпоху процветания. Торговая война.

72

Чжэн Гуаньин. Слова предупреждения в эпоху процветания. Торговая война.

73

Сю Шуе. Суждения о педагогической мысли ранних реформистов // Университетсткая газета Восточно-Китайского педагогического университета. 1990. № 1.

74

Сю Шуе. Суждения о педагогической мысли ранних реформистов // Университетсткая газета Восточно-Китайского педагогического университета. 1990. № 1.

75

Чжэн Гуаньин. Слова предупреждения в эпоху процветания. Экзамены, 2 часть.

76

Цы – жанр китайской поэзии, сочетающий строки разной длины. – Примеч. ред.

77

Фу – жанр китайской литературы, сочетающий прозу и поэзию. – Примеч. ред.

78

Чжэн Гуаньин. Слова предупреждения в эпоху процветания. Экзамены, 2 часть.

79

Цзюйжэнь – ученая степень второго уровня, присуждаемая на государственных экзаменах кэцзюй. – Примеч. ред.

80

Биографии китайских педагогов / Под ред. Шэнь Гуаньцюня, Мао Лижуя. Шанхай: Шанхай цзяоюй чубаньшэ, 1989. Т. 3. С. 213.

81

Шэньши – официальное сословие, представители которого сдали государственные экзамены и получили соответствующие должности. – Примеч. ред.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7