
Полная версия
Вечный двигатель
Дуэли вне стен тюрьмы были двух типов: комплексная (последовательная) и мгновенная, то есть та, которая состоялась сразу, как только возникал конфликт между сторонами. Второй случай был возможен, когда конфликтующие стороны не являлись членами Каморры. Поэтому, кто первый выстрелит – тот и победил.
Комплексная дуэль осуществлялась по правилам: проходила она в заранее оговоренном месте и четко назначенное время; место должно быть подобрано таким способом, чтобы исключить возможность друзей конфликтующих сторон спрятаться где-то и в нужный момент прийти на помощь. Техника, которую используют каморристы во время дуэли, содержит маятниковые движения: уклонения от выстрелов; участники дуэли прячутся за препятствиями, совершают прыжки, перекаты, кувырки, чтобы уйти от пули. Во время дуэли можно использовать, как один, так и два револьвера одновременно и производить выстрелы с двух рук одновременно. При этом должно соблюдаться условие, что у противников одинаковое количество оружия. Шансы противников должны быть равнозначны – это проявляется и в количестве патронов в револьвере – у дуэлянтов должно быть равное количество.

Многие фильмы содержат сцены с дуэлью, например, фильм «Быстрый и мертвый» (1995). Вероятно, читатель возразит, – в фильме события развиваются не в Италии, не именно в Неаполе, а на диком Западе. Смею вам заметить, что эти территории принадлежали Испанской империи, как и Неаполь. Если хотите увидеть многоступенчатую дуэль, то это отражено в одной из сцен фильма «Всадник без головы»(1973).
В анализируемом источнике упоминается о том, что дуэли могут быть не только между мужчинами, но и… между мужчиной и женщиной – в этом случае используется только холодное оружие. С помощью дуэли могут выяснять отношения и женщины – в этом случае также используется только холодное оружие.
Когда речь идет о дуэли между двумя каморристами вне стен тюрьмы с использованием холодного оружия, то конфликтующие стороны дерутся на кинжалах – норманнским хватом, также может использоваться дага (исп. daga – «палаш, кинжал») или стилет-штырь – в данном случае применяется фехтовальный хват. В дуэли между двумя мужчинами может использоваться абордажный меч длинной клинка 70 см, если же дуэль между мужчиной и женщиной, то используется двухсторонний малый абордажный клинок. И все это оружие морского происхождения. Какой вывод можно сделать из представленного перечня оружия для дуэлей? В нем нет складных ножей, которые пытаются навязывать. Они появились позже – в XIX веке. Использовалось различное оружие, но основная дуэль была на револьверах. Это не весь перечень дуэлей Неаполя, позже рассмотрим его более подробно.
Карло ди Аддоссио в труде «Дуэль Каморристов» описывает дуэль, как три стадии: appicceco, raggiunamento, questione:
«Эта трехактная дуэль может принимать такие формы, как вызов или приглашение, или назначение, как говорится на жаргоне Каморры. То есть можно бросить вызов (appicceco), пригласить к рассуждению или разъяснению (raggiunamento), или задать вопрос (questione). Приглашение к рассуждению не зависит от реальных факторов, соперники или их друзья будут считать себя беззащитными. Они будут рассуждать о причине и попытаются ее разъяснить. И если спор не завершен после отрицательного исхода рассуждения, перейдут к еще одному вызову и это будет второй этап. Это вопрос, который приведет уже к спонтанному выяснению отношений. Однако вопрос будет назначен на другое время. Возможно даже в другой день и в другом месте».
Следует отметить, что дуэли происходили, как между членами Каморры, так и между оппонентами, не имеющими отношения к Каморре. И в этих двух случаях дуэли проходили по-разному: простые люди могли схватиться за оружие и устроить дуэль сразу, без учета каких-то правил. Совершенно иначе обстояли дела, когда дуэль устраивали каморристы – в этот момент мог появиться миротворец и запретить дуэль, и каморристы были вынуждены подчиниться, поскольку миротворцы были уважаемыми людьми, при этом не имели отношения к самому сообществу Каморра.
Дуэль между двумя каморристами всегда находилась под контролем руководства Каморры. Старшие Каморры собирались и изучали дело. И если не могли найти решение, то шли за советом к более мудрым представителям Каморры. Если спор между двумя сторонами решить не удавалось, то дуэль разрешалась.
Карло ди Аддоссио в труде «Дуэль Каморристов» по этому поводу пишет следующее:
«Ссора между двумя гуаппи заканчивается вызовом и прекрасно изображена в двух сонетах Руссо, которые автор приводит в книге. Желая найти причину происхождения спора, от которого участники не сразу переходят к вопросу, а откладывают стрельбу на другое время, можно с уверенностью заявить, что для Каморры это происходит как знак уважения к дисциплине, где запрещено предпринимать что-либо, без предварительного разрешения капо или осведомленных о происходящем».
Сонет Руссо из книги Карло ди Аддоссио:
Acciaccusielle! Picciuttielle ‘e sgarra,
vuie ca purtate ‘o cappelluccio ‘a sgherra,
namazzaromano ca pare navarra
e sirascatevene ‘o serra-serra,
e siguardate, staguardatasguarra
comm’ana lama int’apanza, o pe terra
fa scunucchià la gente pe caparra,
mo’ scemiate pe nun ghì ‘a guerra!
A vvuie, acciaccusiellepicciuttielle!
Chi Iene core se facessennanza!
Jammo!Quann’eccacciatesticurtielle?!
Na zumpatellasola!.. Peccrianza!..
E ch’è!.. Facile ‘e surde… ‘e stunatielle?..
Vetramano ‘e stentinerine ‘a panza!
Следует отметить, что не использование при исследованиях первоисточников, а довольствование информацией из сети Интернет, привело к тому, что Каморра, да и другие организации юга Италии обросли множеством мифов и недостоверной информацией. Информация об этих структурах, которая сегодня существует на юге Италии, появилась не так давно. Все это было написано и создано в рамках закона о восстановлении итальянской культуры.
Поэтому дуэли, которые сейчас преподают итальянские, так называемые, маэстро к историческому наследию этой территории не имеют никакого отношения. Дуэлей на бостонах ни в Палермо, ни в Неаполе, ни в Калабрии не существовало.
Сицилийский мастер фехтования Бласко Флорио в своем трактате «Наука о фехтовании» (1844 г.) описывает палки только в контексте драк между простолюдинами. Рыцарь же не имеет право взять в руки палку. Мало того, в Палермо рыцарь не имеет право проводить дуэли на револьверах – это противопоставление себя обществу. Огнестрельное оружие можно было использовать в грабежах, убийствах, но не на дуэлях – это считается подлостью, что строго наказывается.
Современное представление о Каморре далеко от истины. Механизмы, которые строят организацию и поддерживают ее в работоспособном состоянии, авторам исследуемых источников неизвестны. Я же все это описал подробно.

Пиччотти и каморристы
После общего подготовительного курса юноша чести попадает в центр подготовки. И становится в Каморре солдатом, то есть пиччотти. Как известно, все в Каморре стремятся достигнуть ранга каморриста, поскольку это дает массу возможностей: помимо благополучия, которое, в том числе, выражено и в денежном достатке, это приносит всеобщее уважение, что крайне важно. Однако вырасти из пиччотти до ранга каморриста не так просто. Помимо специальной подготовки, которую он должен пройти согласно специализации, его ждет ряд испытаний.
Прежде, чем рассматривать путь восхождения пиччотти к следующему рангу, предлагаю остановиться на описании некого внешнего облика солдата Каморры, увиденного глазами Джузеппе Алонги. А я вам доложу, он красочно описывает и психологические особенности, и моральный облик пиччотти и каморриста. Однако, не следует забывать, что это – не более, чем личное мнение автора. И тут откровенно прослеживаются некоторые противоречия. В частности, относительно их образованности: вероятно, дело в том, что подготовка в Каморре отличалась от общепринятого образования.
Джузеппе Алонги в трактате «Каморра: исследование криминальной социологии» неоднократно подчеркивает, что уровень образования членов Каморры очень низкий: из выборки в 200 человек – 100 неграмотны, 60 умеют только писать, 40 из них могут читать и писать на очень низком уровне. В тоже время он отмечает очень высокий уровень подготовки в медицине – даже необъяснимо высокий. Им приписывают неимоверные способы исцеления самих себя. Скорость удивительная – опасные для жизни раны, огромные порезы заживали у них за несколько дней. В силу этого, они могли причинить себе боль, чтобы добиться желаемого. Описывается случай, как один член Каморры, чтобы выйти из карцера, проткнул себе щеку иглой, а затем с усилием раздул закрытый рот, чтобы несвежий воздух попал в рану, вызвав при этом воспаление. Чтобы придумывать такие «фокусы», безусловно, нужно обладать определенными знаниями.
Несмотря (по мнению автора), на необразованность каморристов, он в тоже время отмечает их способность к быстрому обучению, к пониманию и запоминанию всего изученного.
«Они демонстрируют быструю смекалку, упорную злобу и лицемерие, подвижны, у них острый язык, хорошо запоминают числа, шутки, используют выразительные жесты; характеризуются постоянной подвижностью; они обычно увлечены какой-то идеей, и трепетно к ней относятся. Но когда кажется, что они должны вступить в бой, начинают смеяться и снова становятся холодными и спокойными вместо того, чтобы вернуться к тому же дискурсу и снова увлечься им». («Каморра: исследование криминальной социологии», Джузеппе Алонги).

Еще один момент вызывает некоторое недоумение: в Каморре существуют свои правила, регламенты, уставы, но, чтобы все это разработать и написать, нужно обладать высоким уровнем интеллекта! Факты говорят нам о том, что не такие уж они были и необразованные, а Каморра была организована на высоком уровне.
Члены Каморры не стремятся выполнять какую-то работу, однако, когда касается преступлений, их не останавливают ни трудности, ни опасности. (Об этом пишет Д. Алонги в трактате «Каморра: исследование криминальной социологии»). Они становятся проницательными, как куницы, и терпеливыми, демонстрируют уловки и увертывания настолько искусно, что всегда в этом преуспевают. Помимо жестокости, которая характерна для членов Каморры, они способны на героические поступки, жертвуя собой, спасают других. В то же время, когда они не заняты преступной деятельностью, а находятся в обыденной обстановке, они дисциплинированы и уважительны с окружающими.
Крещение пиччотти в каморриста
Каморрист – это уважаемый человек, при этом он мог быть, как прямым и непосредственным руководителем, так и управлять негласно. Если вспомним гражданский корпус ордена францисканцев, принадлежащие к нему осуществляли руководство негласно. И они были очень уважаемыми людьми. А были непосредственные руководители определенной территории, например, кварталом или группой лиц. Успешному переходу от ранга пиччотти в каморристы, предшествовал экзамен в виде определенной дуэли, который принимали три капо: капо по фехтованию, капо по формальностям и капо общества.
Дуэль при крещении в каморристы Джузеппе Алонги описывает следующим образом: капо достает три ножа – два отдает дуэлянтам, один оставляет себе. Претендент на звание каморриста выбирает себе партнера, при этом нужно соблюсти условие – между ними никогда не возникало ни вражды, ни ссор. Противники сражаются с обнаженной грудью, задача попасть в плечо. За дуэлью наблюдает капо, у которого в руках третий кинжал, если кто-то из дуэлянтов попадает не в плечо оппонента, а в другое место, то наблюдающий за дуэлью имеет право убить нарушителя. Если кто-то из сторон получил травму, то дуэль должна быть остановлена, в противном случае, капо также может применить свое оружие и убить того, кто не подчинился правилам и продолжил дуэль.
Кто первый из дуэлянтов попадает в плечо – тот и победил. Если кандидат на звание каморриста проигрывает, то ему дают вторую попытку. Если же он не смог победить и во время второй попытки, то посвящение переносится на другое время. Претенденту предоставляется третья попытка, но она последняя и, если он ее не реализовывает – навсегда остается пиччотти.
Разновидности дуэлей в Каморре
Значение дуэлей в Каморре разностороннее, как я уже отмечал – это некая автоматическая система, которая заставляла всех ее причастных упражняться, тренироваться в искусстве владения оружием, поскольку в любой момент каждого из них могли убить. Поэтому дуэли – это элементы и управления, и подготовки.
Дуэли Каморры:
1. Каменная дуэль: каменную дуэль устраивали на пляжах – участники становились на расстоянии 12–15 метров и бросали друг в друга камни.
«В свое время, когда между неаполитанцами возникали драки, они бросали друг в друга камни, подобного рода дуэли заканчивались смертельными исходами», – приводит пример Джузеппе Алонги.
Сейчас каменная дуэль используется в качестве тренировочной и является первым этапом в подготовке молодого юноши чести.
2. Крепостная дуэль: чтобы провести эту дуэль, изначально сооружают из камней импровизированные крепости, за которые прячутся условно говоря две команды. Задача – захватить крепость противоположной стороны. В этом случае в бою использовались рогатки для метания камней.
Карло ди Аддоссио в своем трактате приводит следующее описание крепостной дуэли:
«14 июля 1701 года, – согласно анонимному неаполитанскому дневнику (1700–1709 гг), написанному под авторством Салазар: «в прибрежной зоне Dogana Regia некоторые простолюдины возвели замок из камней и разделились на две группы. Одна из них представляла солдат Императора, другая – Филиппа V. Между защитниками замка и нападавшими произошла очень жестокая битва камнями».

3. Спонтанная: спонтанная дуэль не относится конкретно к каморристам или пиччотти, а случается, как способ выяснения отношений в преступной среде Неаполя. Обычно, это просто драка, которая перерастает в поножовщину. Спонтанная дуэль относится к тренировочной. Возникает некий спор, он перерастает в драку, во время которой нужно каким-то образом достать нож, чтобы убить противника. Чаще всего удар наноситься норманнским хватом, если человек им не владеет, то осуществляется фехтовальным хватом.
4. Дуэль на кинжалах: характерна пиччотти и считается очень опасной, поэтому для обучения этой дуэли создавали специальные школы, где тренировки происходили на деревянных кинжалах.
5. Дуэль на ножах (тюремная): это экзаменационная дуэль, когда пиччотти переводят в ранг каморриста.
«Тирата или долг, также является дуэлью с кинжалом или ножом, но предназначена для инициации в Каморру. Это способ не заявить о себе, а скорее – стать частью Каморры», – пишет Карло ди Аддоссио в труде «Дуэль Каморристов».
6. Дуэль на штырях или стилетах: данный вид дуэлей свойственен только каморристам. Стилет имеет свои особенности применения: у него отсутствуют режущие удары, производятся только горизонтальные пробивающие выпады. Использование стилетов больше свойственно для наемных убийц, то есть дуэли на стилетах происходят между убийцами.
7. Дуэль на револьверах: как мы уже выяснили, дуэль на револьверах является исключительной монополией Каморры, то есть основной её дуэлью. Дуэль на револьверах может осуществляться как сходу – возник спор между двумя сторонами и разрешение конфликта происходит сразу. Второй вариант – по правилам. Сходу разрешают конфликт только те, кто не имеет отношения к Каморре, поскольку членам Каморры необходимо получить согласие общества, прежде чем устраивать дуэль. По правилам могут проводиться даже групповые дуэли, но существует максимальное количество человек – 6 дуэлянтов.
8. Каморристы не используют палку, как дуэльный инструмент
Палку при разрешении конфликтов использовала только «чернь» в кварталах Неаполя. Используемая палка по размерам напоминает испанскую толедо, но лишь внешне, поскольку толедо изготавливается по специальной технологии, в данном случае могли взять в руки первую попавшуюся палку размером с человеческую руку.
Описанные разновидности дуэлей, существующие в Каморре, по сути, представляют собой программу тренировки, то есть учебную программу Каморры. Согласно этой программе, происходит поэтапная постановка навыков при использовании различного вида оружия.
Следует отметить, что в Каморре техника уклонения от ножа, пули и камня была одинакова. Что имеется в виду? Движения ног при уклонении от пули такие же, как при уклонении от ножа и камня. Если же учить от ножа уклоняться одним способом, от пули и камня – другим, то в боевых условиях человек просто не сможет быстро сориентироваться, какую именно технику применять, что чревато смертельным исходом.
Помимо владения оружием, какими еще навыками обладает каморрист? А это зависит от его специализации. Вы помните, что каждого новобранца классифицируют на основании того, к чему он склонен. И определяют его криминальную специальность: вор, грабитель, наемный убийца.
Если же проанализировать оружие и виды навыков, необходимые для вышеописанных трех криминальных профессий, то придем к неким двум конфигурациям. Когда речь идет о воре, то ему нужно уметь проникать в помещение с помощью подбора ключей, тихо заходить в помещение и так же тихо выходить, чтобы никто не услышал. Можно сказать, что и наемному убийце необходимы те же навыки: незаметно проникнуть в помещение, где находится жертва, убить без лишнего шума с помощью ножа. Поэтому в данном случае огнестрельное оружие не применимо: вырисовывается следующая конфигурация:
Нож – Вор – Наемный убийца

А вот для вооруженных ограблений очень хорошо подходит огнестрельное оружие, поэтому возникает вторая конфигурация – с точки зрения навыков:
Револьвер – Грабитель – Боевик
В каких еще государствах можно увидеть структуры, готовящие кадры по такому же принципу, как в Каморре?

Предлагаю вниманию читателей фильм «Сволочи» – наглядное пособие того, как готовили в Каморре. Фильм демонстрирует, что в СССР также существовали закрытые школы, в них отбирали малолетних преступников и готовили из них диверсантов. Для Союза – это были кадры, которые могли выполнить любую поставленную задачу, для малолетних преступников это была возможность свою вину перед Родиной искупить кровью. Отбирали в эти школы самых отъявленных – убийц и грабителей.
К подбору инструкторов для них также подходили со знанием дела – это были не ординарные офицеры Красной армии, а те, кто еще дополнительно отсидел в местах лишения свободы. В этом случае понятно, почему Сталин в 1937 году военных посадил в тюрьмы – отпетые негодяи, даже если они и малолетние, никогда не стали бы подчиняться незапятнанному офицеру, а вот тем, кто отсидел срок в лагерях и стали там авторитетами – будут.
Принципы построения школ для подготовки, что в СССР, что в Неаполе – едины. Чьи идеи были воплощены в СССР? Ответ на этот вопрос вы найдете в моей книге «Рыцарский орден русских воров». Но она не только об этом: откуда вообще появилась наука в СССР, как отбирали кадры, как их готовили, кто в этом сыграл ключевую роль. Одна из центральных фигур книги – академик Алексей Самуилович Яковлев – испанский дворянин родом из Флоренции. Мы видим испанские корни. Если вспомните, Республиканская Испания во время своей гражданской войны (1936–1939 гг.) была дружественной СССР, который тайно принимал в этом участие посредством советских специалистов и техники. Испания даже переправила в Москву через Одессу свой золотой запас. Случайно ли в СССР были воплощены испанские идеи подготовки кадров? И даже фильмы об этом сняты. Центры подготовки в СССР – это и есть Каморра, только в СССР они так не назывались.
Испания с помощью Каморры или подобного рода организаций контролировала оккупированные территории. В СССР тоже возникла такая необходимость во время войны, когда армия довольно энергично наступала, позади оставались оккупированные территории, на которых требовался контроль. Для этих целей и создавались диверсионные отряды, которые могли контролировать оккупированные территории с помощью негласного аппарата. Диверсантов просто переправляли в эти места с определенной легендой, и они становись жителями этих регионов.
Путь от юноши чести до каморриста
Как уже известно, обучение будущего каморриста происходило в два этапа: годовая школа, где определялась его специализация; затем два года обучения в специализированном центре, где происходило обучение владением различными видами оружия. После первого этапа молодой человек чести становился пиччотти, также на этом этапе он постигал философию Каморры. В общем обучение длилось три года, однако каморристом можно было стать не раньше, чем через 6 лет. Поэтому еще три года после обучения пиччотти находился в среде, работая там согласно криминальной профессии, выполняя приказы вышестоящего руководства. Все это время, прежде чем номинировать кандидата в каморристы, за ним пристально наблюдают. Следует отметить, что прежде чем юноша чести становился каморристом, не всегда проходило шесть лет, могло быть и больше, но не меньше шести, и это строго соблюдалось.
Что удалось вывести из вышеописанного?
Во-первых, рассмотренные дуэли имели в Каморре многофункциональное значение – это и программа подготовки, и система контроля, и система взаимодействия между членами организации, и система разрешения конфликтов, и система естественного отбора, то есть выявления тех людей, которые могут подвести в самый неподходящий момент.
Во-вторых, описаны все элементы, которые необходимы для создания организации, которая способна стать нелегальным аппаратом контроля на оккупированной территории.
Для создания такой организации, прежде всего должен быть орден францисканцев, который знает, как эту систему построить и одновременно является параллельной системой контроля. Орден францисканцев, а именно гражданский корпус, выступая в качестве провокаторов, создает преступную среду на улицах Неаполя. Те, кто способны на преступление, а именно такие и нужны Каморре, рано или поздно попадают в тюрьмы, где их уже поджидают те же представители гражданского корпуса ордена францисканцев и в тюрьме начинается их обучение, а затем продолжается в подготовительных центрах в течении трех лет.
В-третьих, управление Каморрой и подобного рода структурами осуществляется с помощью трех систем:
Параллельная – гражданский корпус ордена францисканцев.
Внутренняя – иерархия, система повышения рангов, начиная от юноши чести и заканчивая капо каморра.
Автоматическая – дуэли.

Молодые юноши чести, когда стремятся стать частью Каморры, четко понимают, какое будущее их ждет – уважение в обществе и обеспеченная старость. Если правильно двигаться вверх по ступеням иерархии, выполнять задачи, которые ставит руководство, то можно уйти в отставку уважаемым человеком с обеспеченным будущим. А молодым людям, отправляясь в путешествие под названием «жизнь», крайне важно понимать, что их ждет. А каморристу, в отличии от большинства жителей Италии, понятно его будущее.
Каморра в местах заключения
Каморра в тюрьмах была «хозяйкой». Члены Каморры полностью контролируют места лишения свободы. Как только заключенный переступал порог тюрьмы, он оказывался в их власти. Каморра также контролировала все денежные потоки в тюрьме, поскольку у нее везде были свои люди. Джузеппе Алонги в трактате «Каморра: исследование криминальной социологии» приводит известную фразу, которой человек из Каморры характеризовал мощную продуктивность своей секты: «Nuie facimn'asci l'oro de'pidocchi», что в переводе означает:
«Мы добываем золото из вшей».
Это означает, что эффективность Каморры в зарабатывании денег в тюрьмах была организована на высшем уровне. Никто не мог сравниться в этом деле с каморристами, поскольку они зарабатывали на всем. Фраза: «мы добываем золото из вшей» происходит из истории, описанной Джузеппе Алонги. В тюрьме у каморриста была одна вещь – не в лучшем виде и наводнена вшами, он умудрялся ее по кругу давать заключенным, чтобы те могли ее заложить и получить немного денег. И подобных способов в копилке каморриста было бесчисленное множество.