Полная версия
Мы идем по жизни, как по полю
Борис Иванович Щербаков
Мы идём по жизни, как по полю
Стихи
Всё в твоих руках
Так будет не всегда
(По мотивам одноименной притчи)
Однажды человек один, по улице гуляя,Увидел старика, что прямо на дорогеСтоял и вверх смотрел, наверно, птиц считая.Подумал: мудр, живет уж без тревоги,Должно быть, знает много, много пережил.Спрошу, вдруг даст совет мне дельный.«Скажи, старик, вот я не стар и полон сил,Но без работы, ну а сын – бездельник.И дочь моя гуляет, а женаЧто есть, что нет, совсем от рук отбилась.Как изменить мне эти времена?Ты мудр, помоги мне, сделай милость».В глазах у старика зарделась вдруг мечта,Но он вздохнул и говорит: «Повесь-ка ты на двериТабличку с надписью „Так будет не всегда“.Ты молод, друг мой, здравым будь и будь в себеуверен».Ушел старик, а время всё летело…За ум сын взялся, дочка вышла замуж.И у жены в дому всё заблестело.Работу получил, не плохо вышло так уж.Он едет на машине, видит старика.Бывают встречи, не предугадаешь.И тормозит, крича издалека:«Привет, тщедушный, снова птиц считаешь?»Старик улыбкой встретил мужика.Тот радостно: «Окей, наладилось, всё круто!Теперь какой совет ты дашь мне на века?»«Табличку не снимай», – старик ответил почему-то.Возвращение Благодати
(По мотивам ингушской притчи)
В одном дому, во время обычное,Проснулся Хозяин и вышел во двор.Увидел следы непривычные,Подумал сначала, что вор.Но смотрит: следы-то из дома,А в дом вроде нет ничего.К тому же замок-то не сломан,И это смутило его.Ну что же, пройдемся проверим.Снег свежий, отчетливый след…Шел долго, подходит к пещере,А в ней удивительный свет.Он крикнул: «Кто ты, незнакомец,Что к дому свой след не оставил,Откуда пришел, чей питомец,Каких ты устоев и правил?»И голос ему отвечает: «Я это, твояБлагодать,Давно на тебя рассердилась,Ушла свою долю искать.К тебе моя нежность закрылась.Вернись, ты напрасно пришел».Мужицкое сердце забилось:«Виновен, тебя я довел,Прости же, мне трудно живется.С тобою счастливым я былИ сердце моё разобьётся,Вернись – ты мой ангельский тыл».«Слова без усилий пусты,Но вот что тебе я скажу:Коль всё же пришел ко мне ты,Тебя, так и быть, награжу.Для пользы семьи и детей,Я дам тебе, что пожелаешь,Вернуться просить же не смей».Промолвил бедняга: «Как знаешь,К домашним схожу я своим,Коль мне ты, конечно, позволишь,Совета спросить у родни».Ответила та: «Как изволишь».Пошел он домой, рассказал,Сочли предложенье не зряшным.И каждый сказал, что желал,Что было для них самым важным.Сын первым: «Мы золота просим»,А дочь говорит: «Нет, зерна».«Давайте мы распри отбросим, —Сказала, подумав, жена. —Пожалуй, нам все же согласьеДавно бы пора обрести,Без этого только несчастьеНа жизненном будет пути».Послушал, вернулся в пещеруИ просит мужик Благодать:«Согласия, дружбу и веруНавеки семье его дать».«Ну что же, – она отвечает, —Даю вам, что просите, – ловкоМеня вы смогли обыграть.Ведь то, что сказал ты, вот только —Тому без меня не бывать.Поэтому я возвращаюсь,Живите в согласьи, любви.Я в дружбе всегда возрождаюсь.Спасибо, что так удивил».Вода и свобода
(По мотивам притчи Леонардо да Винчи)
Плескалась весело водаВ морской родной стихие,Вдруг мысль шальная к ней пришлаИ горечь от бессилия.За что она обречена жить в море, как в плену?Здесь беспардонная волна её гнетет,Какую жуткую винуВ душе своей она несёт?За что ей не дают восстать,Отправиться в полет?Ей так хотелось полетать,Не ощущая гнет.«О солнце, милый верный друг,Согрей, возвысь меня.Хочу я видеть все вокруг,Чтоб подо мной земляРаскрыла все свои просторы,Всю красоту лесов, полей.Сорви с меня стальные шорыПустынных каверзных морей».И солнце тихо улыбнулось,Отдав ей сердца жар,И море зноем поперхнулось,Отправив в небо пар.Вода сверкала, вот она – свобода,Как хорошо, как видно все вокруг.Быть облаком в гостях у небосвода,Где ветер твой надёжный друг.Но облако всё выше поднималось,И капли мёрзли, прижимаясь, чуть дыша,А молния сверкала и металась,И туча пролилась, от холода дрожа.И на земле вода вдруг оказалась,Среди червей и блох в грязи лежа.Всё крахом, всё, о чем мечталось,И плакала воды бессмертная душа.А почва с жадностью её в себя впитала,И долго пищею она была травы.Всю тяжесть жизни здесь она познала,Не скоро возвратясь в обитель синевы.Порою нас испытывает время,Меняя способы и виды бытия,И душу рвет нечаянное бремя,Дав осознать нам наше истинное Я.Быть просветлённым
(По мотивам ведической притчи)
– Учитель, помоги мне – научи,Что значит просветлённым быть?Ответил тот, нагар снимая со свечи:– Всё видеть, знать и просто жить.– Но видеть, что в плену у бытия?– Всю мимолётность успеха и бед.И тщетность людского усилия.– Но как же так – ведь это чистый бредИ просто пессимизм!– Нет, лишь восторг и чистая свобода,Сметнувшая анахронизм,Орла, парящего на пике небосвода,Над бездною истоков тщетных изм.Помехи и цель
(По мотивам древней притчи)
«Мастер, – однажды спросил ученик, —Почему возникают сложности,И появляются как раз в тот миг,Когда мы цель сразить в готовности?Они мешают нам и отклоняют в сторону,Пытаются запутать, обмануть,Такие трудности ломают нашу борону,Которой расчищаем мы свой путь».«Ты называешь это трудностью,Но все они лишь цели твоей часть.Прими в расчет борьбу со сложностью,Чтобы впросак с налёту не попасть».Учитель улыбнулся и продолжил:«Представь прекрасный лук в твоих руках,Ты рос, мужал и наконец-то дожил,А цель, увы, закрыта в облаках.Туман стоит, ты ничего не видишь,Вот сильный ветер, наконец, прогнал его.Но без расчёта ты задачу не осилишь,Ты взял поправку, только и всего.Ты не боролся с ветром и туманом,А лишь учёл, к чему они ведут.Здесь ничего не связано с обманом,Умом и опытом ты одолел редут.Твой лук тяжёл и жёсток – не тростник.А тетиву ты должен натянуть,Но разве с луком борешься в тот миг?Ты мышцы тренируешь – в этом суть».«Но существуют люди, для которыхСтрельба из лука и приятна, и легка,А для меня препятствия и шорыЖизнь подставляет, бьёт меня в бока».«Никогда на других не смотри,У каждого своя мишень, свой лук,И цели есть у каждого свои,И время для свершения, мой друг.Так, для одних есть цель попасть в мишень,А для кого-то – выпустить стрелу.И побороть сомненье, слабость, лень.Не возлагая на других вину».И улыбнувшись вновь, учитель произнёс:«Хочу открыть тебе секрет один:И ветер, и туман, что он принёс,И жёсткий лук, твой друг и господин, —Всё это существует по себе,Как данность жизни, а не чтоб мешать тебе.На трудности всегда легко пенять,Ты соберись и начинай стрелять.А можешь и гордыню усмирить,И выбрать цель попроще и вблизиИ с радостью в упор в неё палить,Тогда уж совершенства не проси».Надень сандалии
(По мотивам китайской притчи)
Один мальчишка всех критиковал,Учитель строго глянул, он притих.«Коль ищешь совершенства, —педагог сказал, —Начни с себя, а не с других».Проще самому надеть сандалии,Чем покрывать ковром весь мир.В Китае эту притчу почитали —Для жизни неплохой ориентир.Продолжающий движение
(По мотивам китайской притчи)
Во времена далекиеЖил-был мудрец в Китае,За знания глубокиеЕго все почитали.Однажды, путешествуя,Попал на конкурс он,Где ждали соискания,Придя со всех сторон,Все лучшие художникиТех праведных времён.Для взора строгих критиковПредставили ониОгромное количествоПрекраснейших картин.В оценке всех достойнейшихТе выбрали лишь две,Но самых превосходнейшихВо всей большой стране.В смущении смотрели,Шептались меж собой,Устали, закипели,Дать первенство какой?Искусство, утончённостьОбоих мастеров,Равны проникновенность,Гармония, остов.Не могут отыскатьИзъянов никаких.Тут нужно помогать,Мудрец смотрел на нихИ вышел с предложением:«Давайте помогу».Узнали, с уважениемДоверили ему.Он подошёл к художникамИ тихо говорит:«Прекрасные картиныНе знаю, право, сам,Как подыскать причины.Хочу дать слово вам.Прошу, чтоб оценилиСвои работы вы,Изъяны их раскрыли,Добавили канвы.А нас освободилиОт этой кутерьмы».Художники задумались,И первый говорит:«Свою картину знаю,В ней сила, колорит.Её все обожают,Она звездой горит».Мудрец сказал: «Прекрасно,А что же скажешь ты,Тебе всё тоже ясно?»Второй же всё молчит…«Простите, я не знаю,С каких огрех начать».«Ну что ж, предпочитаюТебе я приз отдать».«Но как! – воскликнул первый. —В моей огрехов нет,И ваш вердикт не верный,Прошу нам дать ответ».«Друзья, скажу вам прямо,Коль мастер говорит,В работе нет изъяна,То, значит, он изжитИли достиг предела.Долг первенство отдатьТому, кто может смелоОшибки признавать,Кто смотрит зорко, зрелоИ видит ясно суть,Движенье продолжает,А ты окончил путь.Пусть правду уважает,Достигнувший того же.И первенство оставитТому, кто путь продолжит».Нищий и правда
(По мотивам русской притчи)
Постучал как-то раз к одному старикуНищий странник без сил, одинокий.Наш старик его принял, налил кофейкуИ, поскольку душой был широкой,Пригласил на ночлег, чтоб не шел тот во тьму.Расспросил, мол, откуда путь держишь, куда?Отвечал бедолага, поправив суму:«Людям правду несу я всегда.От того, где б я ни был, куда бы ни шел,За неё все меня прогоняют».Удивился старик, но накрыл ему стол,Повечеряли, ночь… Засыпают.Утром есть приготовил и будит – вставай.Тот проснулся, увидел: старик одноглазый.И в лицо хохотнул: «Да ты, дед, кривой».Рассердился старик и прогнал его сразу.А вдогонку сказал: «Не изменишь судьбы,Ненавистен ты всем не за правду.И упрёки твои просто злы и грубы,И в общеньи возводят преграду».Так правда, без любви произнесённая,Порою просто может оскорбить.Лишь истина, заботой озарённая,Всех окрыляет, помогает людям жить.О радости и несчастье
(По мотивам китайской притчи)
Во времена далёкиеВ Китае жил старик,И в годы те нелегкиеЖил скромно, как привык.Но многие монархиОт зависти к нему,Порой несли подарки,Узнайте, почему.У старика был белыйПрекрасный, статный конь.Бесстрашный и умелый,Крутой, как сам огонь.И сказочные ценыДавали за него.Старик же неизменноОтказывал легко.Но как-то раз из стойлаПропал наш белый друг.Селенье не спокойно,Сочувствуют вокруг.«Глупец, – кой-кто толкует, —А мог разбогатеть.Мы знали, что своруют,Умнее будет впредь».Старик им добродушно:«С догадкой не спеши,Конь убежал с конюшни,Ну так вот и скажи.Не знаю я, что это,Несчастье или нет.Благословенье света,Или другой сюжет».А через две неделиВернулся верный друг,Чуть погулял на воле,С собой привел подруг.Табун, считай, из леса,Привел он старику.Народ в покат: «Повеса,На счастье земляку».Старик: «Ну что за драка,С догадкой не спеши.Вернулся наш гуляка.Вот так вот и скажи.Не знаю я, что это,Удача или нет,Благословенье света,Или другой сюжет».Народ не стал перечить,Но всякий думал так:«Старик судьбой отмечен,А с виду-то простак».Сын старика послушал:«Не будем рассуждать,Не время бить баклуши,Их нужно объезжать».За дело взялся споро,Почти объездил всех,Но жизнь полна узоров,Упал он, как на грех.Сломал бедняга ноги.Судачат все опять:«Да, прав был наш убогий,На нем судьбы печать».Старик совсем не весел,Но всё же им сказал:«Вам не разжечь мне чресел,Давно я аксакал.Да, сын, увы, увечен,Сломал он две ноги.Да, мир не безупречен,Не будьте же строги.Увы, никто не знает,Что плохо, а что нет.Лишь время все расставитИ принесет нам свет».И надо же – случилось,В страну пришла война.На горе, не на милость,Приходит к нам она.Все женщины в печали,Всех молодых мужчинВсех начисто забрали.Остался только сын,Сын старика, калека,Но дома и живой,А многих уж навекиИм не вернуть домой.Печалятся все люди,И снова к старику:«Опять ты прав по сути,Нам не унять тоску».Старик же им глаголет:«Торопитесь опять,Что время производит,Нам часто не понять».Такая вот судьбина,В ней время не гранит.И жизнь – не картина,А сложный лабиринт.Всё в твоих руках
(По мотивам китайской притчи)
В старинном городе, давным-давно,Жил был мудрец, а по-китайски – Мастер.Учеников вокруг него полным-полноИ среди всех один был мелкий пранкстер.Решил он мастера подставить без потуг,По-русски это значит облапошить.Пошел однажды на цветущий лугИ бабочку поймал, закрыв в ладоши.Трепещет, бедная, её обуял страх.Наш пранкстер же к учителю подходит,А бабочка щекочется в руках.Но замер он, глаза ж свои отводит.И, улыбаясь, говорит тихоня:«Учитель мой, ты сможешь распознать,Жива ли бабочка, что я держу в ладонях?»А сам готов ладони крепко сжать.Учитель же, не глядя на парнишку,Ему ответил: «Всё в твоих руках»,Впросак поставив мелкого плутишку,Интригу превращая в пыль и прах.Человек без лица
(По мотивам чеченской притчи)
Ехал как-то всадник по дороге,Думал о насущном, о семье.Видит: неподвижно, раскорячив ноги,Бедолага распластался на земле.Непорядок, вдруг помрёт несчастный.Поднатужился, в седло его взвалил.Тот же, оклемавшись в одночасье,Рысью вдоль дороги запылил.А увидев, что хозяин поотстал,Обернулся, подлый, и кричит:«Ты не обижайся, лошадь я украл,Вор моя профессия, прости».Словом и поступком душу ранив,Насмехался, ёрничал нахал.Грустно отвечал ему хозяин,Будто его сердце кто-то сжал:«Ты про это никому не говори».«Ты стыдишься, что тебя я обокрал?»«Если сможешь, всё ж меня пойми.Не хочу, чтоб веру потерял,Тот, кто невзначай тебя услышит,И в дороге в ходе будних днейОн, найдя того, кто еле дышит,Мимо пробежит вдруг поскорейИз опасности попасть на подлеца.Так что говорить о том не смей.С тем прощай, убогий без лица».Ключ к счастью
(По мотивам китайской притчи)
Давным-давно жил камнетёс,Был тяжек его труд.И лишь в обрывках давних грезОн был богат и крут.Устав, воскликнул: «Боже мой,Ну что ж я нищ, как пёс».И в тот же день, придя домой,Он стал крутым, как босс.Всё есть, богаты закрома…Прислуга льстит – живи.Притом красавица жена,Лишь Бога не гневи.Но как-то мимо проезжалЦарь славной той страны,Весь в злате, гордо восседал…Пред ним и мы бедны.Подумал бывший камнетёсИ вскрикнул: «Боже мой,Я снова, как бездомный пёс.Вот править бы страной!».И в тот же миг он во дворце,Пред ним все пали ниц.Он грозен, дума на лице,Ну, в общем, царь, не принц.Шли дни и годы, славен онНо в битве как-то раз,Ударом солнечным сражен.Пришел и этот час.«Ну что за тяжкая юдоль?» —Он думал, чуть дыша:Мне б солнца свет иметь, как кровь,Представила душа.И в тот же миг он сам огонь,Он яркий дивный свет.Рукой попробуй, только тронь,А тучам спросу нет,Они закрыли мир пред ним.Воскликнул он тогда:«Хочу быть облаком самим!».И стал он как вода.Пролился струями дождя,Заполнил мир собой…Но вот утёс разбить нельзя,Опять какой-то сбой.Он бился, бился об утёсИ только море брызгНу, что же делать? Не вопрос —В утес сам превратись,А камнетёс кирку занёс —И бил, крушил его.«Да буду сам я камнетёс,Нет лучше ничего!».Вы спросите: и в чем мораль?Смири свой пыл и спесь.Умей прогнать свою печаль,Люби всё то, что есть.Как важно правильно слушать
(По мотивам еврейской притчи)
Давным-давно задумал вдругОдин обычный государьК царю, что был его сосед и друг,Как полагалось это встарь,Гонца для просьбы отослать.Тот запоздал, в дороге задержался.Вбежал и сходу начал излагать,Что должен был, однако запыхался.Сумбур – не разговор, а пламенный отстой:«Мой господин… велел… сказать, чтоб лошадь…голубую,Ему вы дали, а если… не дадите, то…». «Постой», —Не смог царь выслушать белиберду такую.Он на гонца глядел и странно улыбнулся:«Скажи, что лошади такой я не имею,А если бы была бы, то…» – и царь запнулся.Наверно, съел не то за трапезой своею.Гонец же испугался, что попал в немилость,Метнулся из дворца, прыг на коня и вспять.Докладывать царю о том, что приключилось,Как смог его тот царь безумно напугать.Послушав донесение трусливого гонца,Владыка страшно рассердился.Решил войной пойти на наглеца,Ведь думал – друг, а тот вот так раскрылся.Долго длилась жестокая битва,Измотала всех злая война,Много крови невинной пролито,И казна безнадежно пуста.Перемирье – воевать нету сил.И начались переговоры.И царь второй у первого спросил:«Какие между нами споры,Что означало вдруг послание твоё —„А коль не дашь мне лошадь, то…“?»«Пришли тогда другую, вот и всё».А ты хотел сказать мне чтоСвоим ответом: «А если бы была бы, то…?»«Да непременно бы отдал тебе в подарок».Умеешь слушать – непонимание снято!Рисунок домысла бывает слишком ярок.Два гордеца
(По мотивам христианской притчи)
Узнал паслён, что помидору сроден.И возгордилась ягода – уж с яблоком на ты:«Кислишь и лишь в компот или варенье годен,Вот я, как вырасту в салат для красоты».А помидор, услышав, возмутился, что за байка.И треснул от натуги, так его бранил.Случилось, это не заметила хозяйка,И, долго пролежав, он просто сгнил.Паслён же, как ни тужился, не вырос,Созрев, упал на землю и иссох.В салате встретиться им как-то не случилось,Обоих в жизни ожидал подвох.За гордость нас наказывает время,Таится в ней весь корень зла.К себе будь строг, отринь гордыни бремя,Душа твоя останется чиста.Подвесной мост
(По мотивам грузинской притчи)
В горах над ущельем построили мостТрудом и уменьем народа.Путь сократив на много верст,Он был как символ, знамя рода.Гордились люди тем, что сотворили:Четыре троса, досточки меж нижними двумя;Друг к другу в гости по нему ходили;Гоняли скот, мост жил, как животворная струя.Два верхних троса, как перила,Держась за них, всяк мог его пройти.И детвора безбоязно ходила,Он, словно солнце, жизнь всем осветил.Но как-то верхних два исчезли,Собрались люди, опасаются идти.Перил-то нет, хоть не держались прежде,Но вот без них какой-то страх в груди.С родителями тоже всё подобно,Мы взрослые люди, их образ задумчив и тих.Когда же их теряем в год прискорбный,Нам тягостно и грустно жить без них.Великодушие
(По мотивам сказки Леонардо да Винчи)
Орленок из гнезда, головку приподняв,Увидел несколько парящих птиц вокруг,«Кто это?» – он спросил у мамы, просияв,Границы знаний расширяя вечный круг.«Друзья всё это наши, спи, сынок, —Ответила задумчиво орлица. —Орёл по жизни очень одинок,На нашей крутизне не так легко гнездиться.Мы в одиночестве, как правило, живем,Но всё ж порой нам нужно окруженье.Царь птиц, однако, все-таки Орёл,И жаждет он любви и поклоненья.Все, кого видишь ты, мой маленький, внизу, —Друзья по жизни нам от Бога».Орленок с изумлением разглядывал красуИх виражей и не скрывал восторга.Вдруг с возмущением закричал:«Ай, ай, смотри, они у нас еду украли!».«Нет, успокойся, им отец наш дал,Чтоб голод свой здесь в поднебесье утоляли.Запомни раз и навсегда:Чтоб дружбы и любви добиться,Как бы Орёл ни голодал,Он должен пищею делиться.Для всех, кто обитает в высоте,Не так легко найти себе питанье,Им нужно помогать в беде.Такая у Орлов привычка и желанье».Тот, кто стремится умножать друзей,Великодушным должен быть, терпимым.И уважение стяжать не силою своей,А лишь добром, без корысти творимым.Нужно прыгнуть
(По мотивам китайской притчи)
«Начисто забудь о прошлом о своём —И станешь просветленным», —Так мастер говорил свершавшему подъёмАдепту, что казался утомлённым.Ответил тот: «Я час от часу делаю шажок,Светлею постепенно».«Да, можно так расти, дружок,Но просветление мгновенно.Чтоб пропасть, друг, преодолеть,Тебе придется прыгнуть,Под мелкий шаг не полететь,И вечность не постигнуть».Богатство – добро или зло?
(По мотивам греческой притчи)
Однажды юноша задал вопрос Платону:«В каких условиях богатство будет зло, а при какихдобро?»Платон вздохнул, откушал корнишонуИ говорит: «Все просто и хитро.Для добрых и честных людейБогатство не будет во зло,И тем, кто по жизни мудрей,В ком знанье уменье зажгло.Кто знает, что делать с деньгами, —Здесь тоже богатство на пользу.Бесчестным, зажатым грехами —Оно равносильно циррозу.Так и в других началахЗависит, кто стоит за ними,В каких настоян идеалах,И им, мой друг, не быть другими».Три вида храбрости
(По мотивам даосской притчи)
На ярмарке один купец, гуляя,Увидел фокусника со змеёю на груди.Был впечатлён, решил: давай узнаю,Как можно не боясь спокойно так идти.А вдруг ужалит, змеи очень ядовиты.И мало ли, что твари той на ум взбредёт.Спрошу, где смелости истоки в нем закрыты,Он что-то знает, мне их так не достаёт.«Вы, видно, очень храбрый человек,Коль держите за пазухой змею.Я на такое не отважился б вовек.А этих гадов страх как не люблю».И улыбнулся фокусник, змея же зашипела.«Хотите знать? Ну что ж, поведаю я вам,Как в мир гляжу спокойно и умело,Шагая в жизнь по весям и годам.Однажды, когда я учиться начал,Наткнулся как-то на древнейший манускрипт.Для самураев был он предназначен,В нём смысл бесстрашия толково был раскрыт.Три вида храбрости в Вселенной проживают.И первый тот, где ты не представляешь,Всех тех угроз, тебя что поджидают.А страха нет, коль риск не понимаешь.Второй, когда осознаёшь опасности,Но силой воли пересиливаешь страх.И на основе личной страстности,Тобою атакован грозный враг.А третий вид заложен в эрудиции,Когда ты на основе знаний не боишься.И лишь для посторонней диспозицииТы храбрецом в их взглядах отразишься.Вот таковы основы у бесстрашия,Кем будешь ты – тебе решать,Герой или игрок безбашенный,А может быть, мудрец, готовый побеждать».Любовь, Здоровье и Богатство
(По мотивам христианской притчи)
Однажды женщина, проснувшись на зареУвидела трёх стариков седобородых,О чём-то говоривших во дворе,Довольно древних, но могучих от природы.«Войдите в дом, чайку попейте, – пригласила, —Ведь дождь идёт, прождёте неприятье».Была она добра, проста, учтива,Но отказались те: «На нас лежит заклятье,Мы вместе в дом войти никак не можем».Ей старец средний объяснил:«Вот этого зовут Здоровье – он моложе,А этого Богатство – полон сил.Меня зовут Любовь… Вы у своих спросите —Кому вы предпочтенье отдадите,Того в свой дом и проведите».И женщина вошла в свой домИ, что узнала, рассказала мужу.Тот, хоть и был немного удивлёнИ уж три дня болел – он был простужен,Но сразу выдал: «Приводи Богатство».«Ну как же так, тебе не помешало бы Здоровье».Тут дочка вышла: «Что за спор, что за злословьеТам, где должны быть лишь любовь и братство?»Ей рассказали всё подробно.«Прошу, родители, Любовь вы пригласите.Жизнь без неё тюрьме подобна,А с ней вы к облакам взлетите».Чего не сделаешь для дочери родной.И вышла мать и позвала того, кого зовут Любовью.И он зашёл к ним в дом походкою простой,А вслед другие старики, не дрогнув даже бровью.И женщина спросила: «Как же так,Ведь одного могла я пригласить?»Ответили они: «Разорван мрак.Ваш выбор смог заклятие разбить».С тех пор Любовь у них живётС Богатством и Здоровьем рядомИ счастье людям раздаёт.И дети с ними, той любви отрада.Камень и дорога
(По мотивам одноименной притчи Леонардо да Винчи)
Жил-был большой красивый камень на холме,А рядом весело ручей журчал.Он среди зелени сиял в цветной чалмеИ, радуясь, искрился, как кристалл.Но время шло, ручей наш высох,А камень на пригорке все лежал.Скучал он без ручья на высяхИ часто всю окрестность озирал.Внизу дорога горная проходит,А по обочине камней гурьба.Там интересно: ездят, ходят,А он один – нелёгкая судьба.И как-то он от скуки вниз гляделИ вскликнул, волю чувствам дав:«За что мне столь убожеский удел,Что проку от цветов и пышных трав?Разумней жить с собратьями, пусть тесно,Но на дороге жизнь с огоньком».Сказав же, сдвинулся с насиженного местаИ вниз скатился кувырком.Кто только здесь не проходил, не проезжал.И люди с лошадьми, повозки и коровы.И всем он, попадаясь на пути, мешал,В дорожной толчее он жесткость испыталподковы…Всяк норовил его толкнуть, ударить —Башмак крестьянский и сапог в ботфортах,Коровы часто на него могли нагадить.Он горько вспоминал жизнь на родных высотах,Где мирно он лежал среди цветов.Куда ушла его былая красота?Теперь он среди грязи и врагов,А в сердце беспросветность – пустота.С людьми подобное порою происходит,Живя в роскошных сельских уголках,Вдруг в города за призрачной мечтой уходят,Все осознав у безнадежности в зубах.Богатство Антисфена
(По мотивам греческой притчи)
А ну-ка расскажи нам, Антисфен:Как, не имея ничего, гордишься ты достатком?Как понимать столь странный крен?В чем правда здесь и какова разгадка?Увы, Сократ, увы, мои друзья,В моей душе и бедность и богатство.В хозяйстве накопить его нельзя,Стяжательство по сути своей рабство.Я знаю много частных лиц,Проживших жизнь свою, копя.Наживших злата и тряпиц,Но почитающих нищими себя.И потому за всякий труд берутся,На явную опасность не глядя.И всё добром глупцы не запасутся,Достаток свой никак не обретя.А вот наследство получили два братишки,Всё поровну – у одного из нихХватает средств и даже есть излишки,Другому – дай доходов неземных.Слыхал я про тиранов жадных,Свершавших преступления сверх меры.Из-за нужды такое сделать бедных,Пожалуй, не заставят и химеры.А вот они же алчны и всегдаУничтожали массами народыИ обращали в рабство города,Лишая их надежды и свободы.Мне очень жалко их, они больны серьёзно,Им не помогут никакие уговоры.Они всё жрут и жрут, и эта страсть несносна,К тому ж заразны жадности той споры.А у меня всего полно, я сам с собой дружу,А вот барыш мне достаётсяВ том, что поем и голода в себе не нахожу.А коль попью – и жажда уберётся.А одеваюсь я тепло и по сезону,Не хуже богача, как Калий всем известный.И дома стены мне, как тёплые хитоны,А крыша мне, как плащ прелестный.Постелью я доволен и настолько,Что разбудить меня – ужасная проблема.Потребность чувствую, как толькоЯ в наслаждении любовью, то гаремаНе нужно мне, доволен тем, что есть.И женщин не боюсь я опорочить,С восторгом отдают они свою мне честь,Поскольку их никто другой не хочет.И кажется мне всё таким приятным,Что больше наслажденья не хочу,А меньше – ведь страшны, но все ж опрятны.К тому ж для пользы и они мне по плечу.Но самым драгоценным благомВ своём богатстве вижу я,Что коль отнимут одним махом,То я никак не снижу для себяВозможности продолжить пропитаньеВ привычном качестве и мере.Побаловать себя вдруг выпадет желанье,Я не на рынок, не в моей манере.А достаю из недр моей душиВсё то, что подаёт мне наслажденье.И подношу ко рту чуток своей лапши,Дождавшись аппетита настроенья.И это лучше всё ж, чем походяУпотреблять прелестные продукты,Вот как сейчас я, уходя,Фасоское вино допью и поедаю фрукты,Не ощущая жажды и желанья,И только потому, что рядом я,Случайно обратил на них вниманье.Одно лишь несомненно, что честнееУпотребляющие дешевизну,А кто берёт дороже и пышнее,Поболее достойны укоризны.Чем больше мне хватает из того, что есть,Тем менее гляжу я на чужое.Так пропадают желчь и спесьИ в сердце зарождается благое.