Полная версия
Мариадон и Македа. Книга о царице Савской и царе Соломоне
– Слушаюсь, повелитель.
– Это не все, – после паузы Соломон продолжил: – Когда будешь вручать приглашение, на словах передай ее придворным, что если Македа и на сей раз осмелится отказать мне, то мы разорвем торговые отношения с ее страной. До этого времени мы оставались союзниками, но в случае отказа Израильское царство из союзника превратится в яростного врага. Ты все понял? – грозно произнес Соломон, посмотрев на гонца.
– Да, великий царь.
– Сколько дней тебе понадобится?
– Семь или восемь, быструю дорогу я уже знаю.
– Хорошо. Но не больше, поскольку ее каравану идти около месяца, и она может не успеть на пир и на сам праздник.
Немного подумав, Соломон сказал:
– Теперь второе задание. Ты говорил о каких-то загадках, которыми Македа испытывает мудрость правителей?
– Да, мой повелитель. Что прикажете?
– Ты должен узнать, какие загадки царица приготовит для меня. Сможешь? Тебе же удалось познакомиться с кем-то из ее придворных.
– Сделаю все, что в моих силах, повелитель.
Чтобы гонец понял, насколько это важно, Соломон строго проговорил:
– Сделай все, что в твоих силах и не в твоих, но без загадок не возвращайся. Подкупи, делай что хочешь, но чтобы загадки и желательно отгадки к ним оказались у меня до прибытия царицы.
– Слушаюсь мой повелитель.
– Я надеюсь на тебя. Ты можешь пробыть там сколько угодно, но возвращайся с загадками. Если справишься, озолочу.
– Я сделаю все, чтобы выполнить ваше указание, великий повелитель.
– Барнава, ты служишь мне давно, и я думаю, не нужно напоминать о том, что никто не должен знать о втором задании.
– Мой повелитель, вы можете полностью положиться на меня.
– Если вернешься без загадок или проболтаешься, то отправишься защищать наши северные границы. Думаю, что подкрепление им сейчас не помещает.
– Я вас понял, великий царь. Не знаю, сколько времени это займет, но я все выполню.
ГЛАВА 3. СЕВЕРНЫЕ ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬ СОЛОМОНА
Двадцать первый день Шеват
В это самое время на северных границах войска под предводительством доблестного военачальника Мариадона осаждали крепость, где укрылась часть арамейских войск. Это было крупное царство, некогда покорившееся царю Давиду, отцу Соломона. Их племена то большими, то малыми отрядами периодически совершали набеги на северные земли, грабили деревни и нападали на караваны, везшие в Месопотамию товары из Египта.
Первосвященник и некоторые из военачальников рекомендовали Соломону разгромить арамейское войско раз и навсегда из-за их непрекращающегося желания создать царство со столицей в Дамаске. Но Соломон не придавал этим вылазкам большого значения, будучи уверенным, что они не представляют большой угрозы для целостности Израильского царства. Только когда казначеи доложили царю, что набеги снижают прибыль от сборов с торговцев, предпочитавших менять маршруты, правитель приказал дать решительный отпор и разместить воинский гарнизон на территории арамейского царства для предотвращения подобных вылазок в будущем. Для Соломона, предпочитавшего мирные соглашения и торговые союзы войне, это была больше устрашающая акция.
Мариадон, которому было тридцать два года от роду, вместе с десятью военачальниками, присоединившимся к нему на разных этапах жизни, доблестно охранял границы царства. Соседние земли знали, что армия Соломона прекрасно обучена военному ремеслу, и даже не думали нападать на богатую страну, а предпочитали торговать и платить подати, когда их караваны пересекали землю правителя.
Главный военачальник Израильского царства Мариадон имел в подчинении десять воинских подразделений. Хорошо обученные войска его потеснили противника и уже вплотную приближались к Дамаску. В армии царили порядок и жесткая дисциплина, однако каждый солдат мог выразить свое мнение или пожелание вышестоящему. Главный военачальник, Мариадон, был внимателен к просьбам бойцов и относился к ним с уважением.
Все воинство Израильского царства делилось на офицеров и простых солдат, а военачальников было всего десять. Поскольку царство Соломона занимало обширную территорию, в армии также служили наемники из разных земель. Каждый новобранец проходил специальную подготовку и только после этого отправлялся оберегать границы. Чтобы избежать лишних потерь на поле боя, для солдат была изготовлена специальная единая форма, состоящая из белой рубахи, штанов и пары башмаков. Она способствовала быстрому перемещению в боевых условиях. Отличительной чертой солдатской рубахи была красная шестиконечная звезда на левой стороне груди.
Наемникам, каждый из которых поначалу сражался в собственной одежде, также выдавали форму, чтобы солдаты, воевавшие под знаменами израильской армии, смогли с легкостью отличить друг друга на поле боя. Офицерам к обязательной амуниции полагалась также серая мантия с красной шестиконечной звездой на всю спину, чтобы солдаты могли в бою следовать за ними. Форма десяти военачальников, каждый из которых был представителем знати Израильского царства, отличалась не только цветом мантии, которая была не серой, а белой, но и знаком. На рубахи и мантии военачальников, а также Мариадона был нанесен красным знак «Т» (тау).
В своем кругу Мариадон и военачальники, которые и ввели эти нововведения, называли солдат учениками, офицеров – товарищами, а военачальников – мастерами, а сам главный военачальник носил титул великого мастера.
В израильской армии применялся специальный язык символов и тайных слов, открывавшийся новобранцам при поступлении на службу. В широком понимании это служило тому, чтобы чужеземцы не смогли затаиться среди войск Соломона.
Тайное слово каждого из уровней имело еще несколько функций. Раз в месяц произнося слово, соответствующее их уровню, военные получали полагающееся им денежное вознаграждение. Офицеры получали жалование выше солдатского, а военачальники – выше офицерского, чем вызывали зависть некоторых подчиненных. Поскольку каждое новое звание повышало не только чин, но и давало стремительную прибавку к жалованию, все стремились заполучить тайное слово более высокого чина.
Мариадон старался учитывать просьбы солдат и офицеров о повышении вознаграждения, и порой это приводило к спорам с Соломоном, не желавшим увеличивать жалование, ссылаясь на множество строек в столице.
На десяти военачальниках лежала огромная ответственность. Они руководили пехотинцами, лучниками, кавалерией и совсем недавно поступившими на вооружения колесницами. Специально для колесниц сформировали три боевых отряда по триста единиц в каждой. Во главе этих отрядов военачальники поставили троих офицеров: Муфусаила, представителя одного из колен Израильского царства, и наемников сирийца Фанора и финикийца Амру. Отряды колесниц первыми вступали в бой при сражениях. Два атаковали противника с флангов, а отряд Муфусаила наносил удар по центру. Именно они принимали на себя всю мощь противника, прокладывая путь пехотинцам и кавалерии.
Высокая выучка и слаженность в действиях делали армию Соломона непобедимой. Царь гордился этим, но для Мариадона, чтившего принципы гуманизма, война была ненавистна. Он ставил человеческую жизнь превыше всего, и поэтому каждое сражение, где гибли солдаты как с одной, так и с другой стороны, вызывало печаль в сердце военачальника. Мариадон жил с мечтой о мире без войн и верой в то, что цель каждого человека – помогать ближнему, делая его жизнь лучше и справедливее, а не отнимать ее. Поэтому главный военачальник и на сей раз вел долгую осаду, чтобы избежать большого кровопролития.
Он не собирался следовать приказу Соломона о быстром взятии укрепленных крепостей, поскольку всегда принимал решение в соответствии с обстановкой. Такая независимость раздражала первосвященника Садока, видевшего в военачальнике своего соперника за влияние на разум царя. Мариадон пользовался безграничным доверием правителя и был единственным, кто мог прямо высказывать Соломону свое мнение. Это не было вызвано их разницей в возрасте или военными успехами военачальника, а имело некую предпосылку. Двенадцать лет назад Мариадон по первому зову тогда еще юного Соломона, нуждавшегося в поддержке, прибыл из земли Тирской и помог ему взойти на престол.
Внешний вид Мариадона вызывал восторг у друзей и трепет у врагов. Он был высокого роста, крепкого телосложения, имел темные волосы и большие глаза цвета меда. Многие говорили о внешнем сходстве величественного и отважного военачальника с царем, кое-кто шептался о похожести Мариадона с отцом Соломона, но подтверждения этим домыслам так никто найти и не смог.
Сам военачальник был нелюдим, неразговорчив и с презрением относился ко всему мирскому. Никто из смертных не ведал о его происхождении. Многое из прошлого Мариадона оставалось покрыто тайной за семью печатями. Знакомые с ним люди говорили, что мать, растившая его одна, происходила из Нефелим. А после того, как Мариадон прибыл в Иерусалим, недоброжелатели за глаза стали называть его сыном вдовы.
Враги боялись Мариадона, а солдаты, офицеры и десять военачальников чтили его за военный талант, мудрость и отвагу. Они видели в великом мастере настоящего лидера – искреннего, отважного, самоотверженного, который везде выступал против несправедливости. Помимо военных задач этих людей объединяла одна общая цель, которую они клятвенно обязались не раскрывать никому.
ГЛАВА 4. МАКЕДА ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ИЕРУСАЛИМ
Первый день первого весеннего месяца Адар
Гонец в сопровождении военных по приказу царя Соломона прибыл во дворец владычицы. Он передал для повелительницы приглашение на Песах, не подозревая, что Македа все уже знала от Юд-Юда, и во дворце шла подготовка к ее визиту в Иерусалим. Придворному советнику Барнава передал слова властителя о том, что тот ждет визита царицы Македы, и если она откажется и на сей раз, то Иерусалим разорвет торговые отношения с Сабой, и может дойти даже до объявления войны. Советник принял приглашение и заверил, что обязательно все передаст.
Когда кормилица через несколько часов вернулась в личные покои госпожи, та, поднявшись с пола после молитвы, встретила ее.
– Моя царица, доставили приглашение от повелителя Иерусалима и его угрозу о разрыве торговых отношений. Все, как вы и ожидали. Также гонец, прибывший с этим посланием, просит разрешить ему сопровождать вас и ваш караван, чтобы указать короткий путь.
Няня передала приглашение Македе и продолжила:
– Получив ваше согласие, он останется, а двух стражников, сопровождавших его, отправит обратно, чтобы они возвестили Соломона о вашем скором прибытии.
Читая приглашения, владычица произнесла:
– Хорошо, пускай потомится пару дней, а затем скажите, чтобы отправил гонцов и передал царю Соломону, что я прибуду. Сегодня новая луна, первый день первого весеннего месяца этого года. Хороший знак, что он вручил приглашение именно сейчас.
Отложив послание и поразмыслив, она продолжила:
– Здесь написано, что празднества в Иерусалиме начнутся пятнадцатого числа месяца авив, а за несколько дней до этого будут гуляния в честь высоких гостей. Знаешь, как мы поступим?
Не дождавшись ответа няни, повелительница сказала:
– Я прибуду туда в начале месяца, за десять дней до гуляний, чтобы получше познакомиться с Соломоном. Если это не тот, кого мы ожидаем, я сошлюсь на плохое самочувствие и отправлюсь обратно, чтобы не дожидаться пира и праздника, на который прибудут правители соседних земель. Только сначала мне со жрецами нужно будет выбрать благоприятный день, чтобы отправиться туда как можно раньше.
– Поступайте, как вам виднее, повелительница.
– Собери сегодня вечером всех жрецов в храме Альмаки.
– Хорошо.
– Жаль, что верховный жрец Урхеку уже не с нами. Ему я доверяла в выборе благоприятных дней как никому. Он с самого детства учил меня астрологии и ждал момента, когда на нашем пути встретится избранный.
Няня, опустив голову, сказала:
– С того самого вечера, как Юд-Юд вернулся из Иерусалима, здоровье Урхеку резко ухудшилось, и наутро он не проснулся. Жрецы уверены, что иерусалимские священники позаботились об этом, проведя особый таинственный ритуал.
Македа с трудом сдерживала эмоции. Внимательно посмотрев на царицу, кормилица произнесла:
– Владычица, может, вам еще раз стоит подумать о визите в Иерусалим? Видите, как они свалили с ног нашего верховного жреца? Придворные священники и я начали беспокоиться о вашей безопасности. Этот народ весьма опасен, может, стоит подождать пока Соломон наконец-то решит прибыть сюда, в Савейское царство.
– У нас нет выбора, время пророчества подходит. Мне нужно отправиться в Иерусалим, хочу я этого или нет, тем более очередной отказ Соломон может воспринять как оскорбление.
– Тогда позвольте мне и нескольким жрецам сопровождать вас, здесь в беспокойстве о вашем высочестве я точно долго не проживу.
– Хемсут, я рада твоему присутствию всегда, но караван до Иерусалима будет идти от двадцати дней до месяца. Зачем тебе отправляться в такое долгое путешествие?
– Я справлюсь, моя госпожа. Мне будет спокойнее находиться рядом с вами и оберегать вас всеми возможными способами.
Македа позволила кормилице сопровождать ее. Подумав немного, она спросила:
– Тебе удалось еще что-то узнать об израильском государе от наших стражников?
– Да, я повелела собирать информацию о Соломоне и его царстве. Подкупив чужестранных и иерусалимских торговцев, нам удалось кое-что выяснить. Первое, что рассказывают об израильском правителе, – он очень мудр и щедр. Второе, что говорят, – у него где-то триста или, по другим данным, тысяча жен и наложниц, привезенных из разных царств. На территории дворца Соломон построил для них огромный гарем и отводит на его обеспечение большие средства, желая вызывать зависть и восторг у своих гостей.
– Что, он собирается сделать меня триста первой женой? – то ли в шутку, то ли всерьез произнесла Македа.
– Рассказывают, что он хочет править миром, и поэтому набирает наложниц и жен из разных народов. Вам, моя госпожа, нужно быть бдительной. Он очень хитер, коварен, и свою мудрость, как утверждают его подданные, получил в подарок от самого бога.
– Что ты имеешь в виду?
– Эта история сама по себе вызывает много вопросов. В ночь перед помазанием на престол к нему во сне явился бог и предложил просить все, что хочет – богатство, силы, славы. Но Соломон отказался от всего этого и предпочел мудрость. Бог был доволен его решением и сказал: за то, что царь выбрал мудрость, а не богатство и славу, он будет иметь все это сразу.
– Как интересно, – задумчиво произнесла Македа.
– И поэтому некоторые из священников и подданных называют государя другими именами – «любимец бога», «друг бога». Еще его называют совершенным или миролюбивым, эти два имени происходят от слова Шалем, поскольку жрецы Соломона считают, что он объединил в себе солнце и луну и является целостным, идеальным человеком. Но как бы то ни было и сколько бы имен он ни носил, люди говорят, что эта мудрость помогает ему во всем, он удачлив, и бог благоволит ему.
– Что еще?
– Кое-кто из купцов говорит, что слухи о своей мудрости он распространяет сам, используя щедрые подарки. Над своим царством он поставил двенадцать наместников, каждый из них представляет влиятельный род. Армия у него самая сильная в тех землях, а ее главный военачальник Мариадон не знает поражений. Рассказывают, что повелитель молод, и его часто посещают приступы гнева. Для того чтобы он мог совладать с собой, придворный мудрец подарил ему особый перстень. Этот перстень часто помогал царю в моменты гнева и уныния.
– А что в нем такого особенного? – удивленно спросила Македа, коснувшись своего кольца на мизинце.
– Мудрец высек на перстне фразу: «Все проходит». В моменты сильного гнева царь смотрел на надпись, и это помогало ему обрести спокойствие. Но однажды Соломон так рассердился, что не смог совладать с собой, даже глядя на эту фразу. В гневе он сорвал кольцо с пальца и уже собрался бросить его, как в последний момент заметил светящиеся буквы на внутренней стороне. Он приблизил кольцо к глазам – надпись гласила: «И это тоже пройдет». Царь улыбнулся и снова надел его. Соломон не расстается с кольцом с того самого момента, как взошел на престол.
Македа расхаживала по покоям, внимательно слушая кормилицу. Она спросила:
– Ты рассказывала, что Соломон взошел на престол, являясь четвертым сыном царя, как же ему это удалось?
Вспомнив, что успели выяснить стражники об этой странной истории, кормилица ответила:
– Он не любит обсуждать эту тему, и поэтому она окутана множеством слухов и сплетен. Говорят, что два старших брата пали в войнах, что вел его отец, а третий брат, Адония, которому должен был перейти трон, после неудавшегося восстания загадочно исчез. Ему не понравилось желание отца передать трон младшему наследнику, Соломону, и он, заручившись поддержкой некоторых священников и военачальников, считавших его законным наследником, поднял бунт. Но удача была на стороне Соломона, и тому удалось изменить ситуацию. И после того, как юного наследника помазал на царство первосвященник Садок и ему присягнули на верность многие военачальники, Адония сдался. Рассказывают, что царь в знак доброй воли простил его и других заговорщиков, отпустив на все четыре стороны, и стал единоличным правителем Иерусалима. С тех пор этот самый первосвященник, высказавший поддержку Соломону, пользуется у того большим уважением.
– Пользовался, – с усмешкой сказала Македа. – Я же тебе рассказывала, как повелитель едва не лишил его места около себя и своего расположения. Мы смогли посеять раздор между ними, спасибо нашим богам.
– Соломон молод и эмоционален, а первосвященник хитер и найдет способ снова примириться с ним. Вы же видите, как они ответили нам, будучи на столь далеком расстоянии, и даже боги не смогли уберечь верховного жреца.
Македа задумалась.
– Нам нужно подготовиться к поездке, чтобы обезопасить вас в первую очередь, моя госпожа. У их первосвященника целая армия жрецов, и поговаривают, что в новом храме они поклоняются не богу, как думает простой народ, а дьяволу. Именно ему они молятся и приносят кровавые жертвоприношения. Узнав это, я решила отправиться с вами. Одну я вас туда не отпущу, моя царица.
– Спасибо тебе, кормилица, за заботу и за то, что смогла так много разузнать о Соломоне и его царстве. Мы не можем больше никого подвергать опасности, и если его священники так сильны, мы возьмем с собой туда своих жрецов, со мной будет шкатулка с изображением могущественного бога Ремфана. Он поможет нам, обережет и в пути, и в самом Иерусалиме.
– Нам нужно опасаться не только жрецов государя, но и его самого. Из всех рассказов видно, что он очень хитер, горделив и коварен, поэтому не остановится ни перед чем, пока не добьется своего.
– Моя няня, в этих рассказах правда может перемешаться с вымыслом, и пока мы с ним лично не познакомимся, ничего определенного сказать нельзя. По рассказу Юд-Юда он в самом деле мудр и хорош собой, а его царство процветает. Он так спорил с первосвященником, чтобы пригласить меня… это достойно повелителя. Из твоих историй можно понять, что у него доброе сердце, поскольку он простил заговорщиков, это тоже подходит под описанное в пророчестве. Хочется надеяться, что это он, так как пророчество обязательно должно сбыться. Вчера перед рождением новой луны я долго молилась, после чего легла спать, и во сне мне явился знак, видение – отправившись в те земли, я встречу избранного.
– Какое именно видение?
– В небе над Иерусалимом велось приготовление к Священному Союзу Солнца и Луны, светила приблизились друг к другу. Это меня воодушевило. И то, что именно сегодня гонец привез приглашение, стало еще одним добрым знаком, что скоро пророчество сбудется. Поэтому, моя Хемсут, я хочу поскорее отправиться туда, чтобы испытать царя загадками. И если он в самом деле окажется избранным, я подчинюсь правителю Иерусалима и даже приму его религию.
ГЛАВА 5. АШМЕДАЙ! АШМЕДАЙ! АШМЕДАЙ!
Ночь пятого числа весеннего месяца Авив
*Сутки начинаются вечером, после захода солнца.
Была уже поздняя ночь, когда Мариадон с военачальниками, собравшись в шатре, откуда можно было разглядеть последнюю осажденную крепость на пути к Дамаску, подбирал удачное время для штурма. Расположившись вокруг стола над картой, они обдумывали различные варианты.
После многочасовых рассуждений было принято решение начать штурм завтра днем, когда солнце будет в зените. Военачальники покинули шатер, а Мариадон, следуя их совету, решил прилечь поспать на несколько часов. После трех бессонных ночей он быстро заснул и во сне увидел свою первую встречу с еще юным Соломоном.
– Я прибыл к тебе на помощь в трудную минуту, как и обещал царю Давиду.
– Мариадон, ты знаешь, почему я вызвал тебя из земли Тирской в Иерусалим?
Мариадон ничего не ответил и продолжал спокойно смотреть на Соломона, облаченного в дорогие платья. Совсем юный повелитель, коему через несколько месяцев должно исполниться четырнадцать лет, продолжал:
– Ты, может, уже слышал, что мой брат Адония против желания ныне покойного отца Давида, хочет занять трон. Его поддержали первосвященник Авиафар и военачальник Иоав, к ним присоединились и другие бунтовщики. Презренные сказали, что если я не оставлю свои намерения стать правителем объединенного Израильского царства и не откажусь от престола, то они расправятся со мной. Адония еще при жизни отца завел собственное войско, при поддержке коего и объявил себя царем. Это бунт против воли царя Давида, желавшего самого лучшего для Израильского царства.
Мариадон продолжал внимательно слушать Соломона. Несмотря на то, что Мариадону на тот момент исполнился двадцать один год, он превосходил всех своих современников в военном искусстве, и ни одна армия не решалась идти войной против царства Тирского. Вдобавок к своим военным качествам он был весьма мудр и сдержан. Мариадон не собирался раболепствовать перед юным царем, которому пришел на помощь, и, выполнив миссию, желал вернуться в свои земли. Но понимая, что царь очень напуган бунтом и опасается за свою жизнь, он хотел дать тому высказаться.
– Когда отец узнал от пророка Нафана о заговоре и о том, что Авиафар вопреки его желанию поддержал Адонию, то сразу же издал указ и назначил Садока единственным первосвященником Иерусалима. Несмотря на это сейчас в стране два объявленных царя и два первосвященника.
Мариадон выслушав Соломона, произнес:
– Адония старше тебя, по древнему праву он и должен наследовать престол.
Молодой властитель разнервничался:
– Сейчас совсем другие времена, эти правила не действуют, и к тому же отец выбрал своим преемником меня! Перед смертью он приказал Садоку именно меня помазать на царствование, а враги, узнав о моем помазании, собрали армию и идут на нас войной.
Соломон, прижавшись к спинке трона, взволнованно уточнил:
– Ты разобьешь войско Адонии? Поможешь сохранить трон согласно воле отца?
– Соломон, тебе должно быть известно, что я сторонюсь излишнего кровопролития и веду только оборонительные войны. Но если это воля царя Давида, то я обязан защитить тебя. Я могу пообещать, что они не смогут причинить тебе никакого вреда.
– Спасибо тебе, Мариадон! Перед смертью отец сказал, что у вас с ним есть уговор, согласно которому я всегда могу к тебе обратиться, и ты примчишься на помощь, как только позову.
– Слово покойного царя Давида для меня закон. Он был великим воином и мудрым правителем, много рассказывают о том, как он освободил наше Тирское царство, когда я только появился на свет. Повзрослев, я дал слово, что тоже буду готов защитить его земли, когда понадобится. Но он меня так и не призвал, а так как я должен выполнить данное мной слово, то его последняя воля будет исполнена, и я помогу тебе.
– Благодарю, Мариадон. Проси потом, что хочешь – денег, женщин, земель – получишь все, что потребуешь, когда расправишься с заговорщиками.
– Мне не нужно всего этого. Но прежде чем приступить к службе, нам нужно условиться…
Не дав докончить Мариадону, Соломон резко произнес:
– Проси, что хочешь.
– Условие мое такое. Как только ты станешь единовластным правителем и твоим землям не будет угрожать опасность, обещай, что не будешь меня здесь понапрасну задерживать и дашь вольную тем солдатам, кого я выберу, чтобы они смогли отправиться со мной.
– Я дам тебе столько людей, сколько понадобится, и вдобавок ко всему за каждый год службы ты будешь получать из казны золото и серебро, сколько пожелаешь.
– Ты обещаешь это?
– Да, обещаю. Только помоги мне занять законное место и стать единоличным правителем Израильского царства.
– Соломон, ты еще молод и можешь не понимать, что такое обет, но царское слово должно соблюдаться. Как я обещал когда-то прийти в любой момент на защиту ваших земель, так же и ты тоже должен будешь выполнить свой долг передо мной.