bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

На эту мысль наводят внешние данные пса, в частности, густая высокая шерсть. Медвежьи языки черные, тогда как у некоторых волков, обитавших на северных широтах, они синего цвета. На сегодняшний день порода считается полностью исчезнувшей, но они могли быть прародителями нынешних Чау-Чау.»10

«Существует версия, что период миоцена (между 28 до 12 миллионов лет назад), существовали Cynodesmus – прародители всех собак, и Daphoneus – прародители медведей, а затем появился Simocyon – животное, которое было размером от лисы до маленького медведя.

Simocyon обитали в субарктических регионах Сибири и на северо-западе Монголии, как известно, у них было 44 зуба. Чау-Чау имеют характерный синий язык, такой же как и у маленьких медведей Тибета и Маньчжурии, объемный черепа, короткую морду и квадратный формат тела, кроме того, в то время как большинства собак с клыками имеют 42 зуба, Чау-Чау часто имеют 44 зуба, как медведи, хотя обычно теряют дополнительную пару зубов, когда они становятся взрослыми.

Некоторые ученые утверждают, что Чау-Чау является предком самоеда, норвежской элкхунда, шпица и кеесхонда»11.

«На территории Китая находится один из центров зарождения человеческой цивилизации. Археологи обнаружили здесь материальные следы нескольких региональных неолитических культур 7,5–2 тысячелетий до н. э. Древнейшим постоянным поселением человека на территории Китая является поселение Пэнтоушань, расположенное на северо-западном берегу озера Дунтин в заливном бассейне реки Янцзы, которое возникло не позднее 7.500 г. до н. э.

Древнейшие же ископаемые останки собаки, обнаруженные в Китае, относятся к так называемой культуре Хемуду, которая располагалась в 22 км к югу от залива Ханчжоу Восточно-Китайского моря, в которое впадает Янцзы, и датируются 5–4 тысячелетиями до н. э. Эти останки принадлежали 6 собакам, имевшим морфологические особенности, характерные для собак: укороченную морду, небольшой размер и частое расположение зубов.»12

При раскопках могильников археологи находили Чау вместе с их владельцами, о чем говорят научные работы археологов, а на изображениях Чау были всегда в шлейках, хотя другие охотничьи собаки изображались в ошейниках.

Первые упоминания о породе Чау-Чау были еще при китайском императоре ЦиньШихаундт (259-210 гг. до н.э.), хотя он и уничтожил китайскую литературу и все сведенья о предках и выведения породы Чау-Чау, но на глиняных фигурках династии Хань (206-220 гг. до н.э.) археологи точно определяют именно эту породу (самой древней находкой считается китайский барельеф 150 года до н. э., где изображена охотничья собака, внешне схожая с Чау-Чау; найдено огромное количество глиняных статуэток собак эпохи династии Хань, которые по строению напоминают нам Чау-Чау). Более того, изображения этой породы встречаются и в древних, времен Гуанси-Чжуанг, доисторических наскальных цветочных фресках (раскопки фресок так называемого весенне-осеннего периода). А два вождя того времени Цзюн и Ти описывали своих собак как «тяжелого строения с грубой стоячей шерстью, абсолютно прямыми ногами и голубыми языками». Еще есть и такое описание: «гигантских, с черными языками и внешностью льва».

В мавзолее Янлин – единственной более-менее раскопанной гробнице династии Хань около современного Сианя в Китае, где был похоронен император Цзин-ди (годы правления 156 – 141 до н.э.) вместе со своей женой императрицей Ван, найдены огромные отары овец, табуны лошадей, собаки, удивительно похожие на современных Чау-Чау, которые были выстроены стройными рядами (как и все собаки древних пород, Чау-Чау помогали пасти домашних животных).

«Ханьские погребальные статуэтки имели в истории Китая исключительное значение, они отразили философские и эстетические предпочтения жителей Китая в древности, правильно их называть по-китайски чао-чао, что в переводе значит «все видит». В статье описываются характерные особенности этих статуэток, выявляется их стремление к простоте и безыскусности в художественном стиле их выразительность и размах, их наивность, гармоничность и естественность обладают сильной жизнестойкостью.»13

«Первым государственным образованием бронзового века на территории Китая является государство Шан-Инь, или иначе Шан (1600—1046 года до н. э.), располагавшееся в среднем течении реки Хуанхэ на территории современного Аньяна. К периоду существования государства Шан-Инь относится могила Фу Хао, жены местного царя, которая является древнейшим известным императорским захоронением, обнаруженным на территории Китая и датируется 1200 г. до н.э. Вместе с Фу Хао было погребено 16 человек, в том числе женщин и детей, около 2.000 различных предметов и более 6.000 раковин каури, использовавшихся в то время в качестве денег. В углублениях на полу могилы Фу Хао были обнаружены останки шести собак, расположенных под останками жены правителя.

Как отмечает М. Е. Кузнецова-Фетисова (МГУ им. М. В. Ломоносова), «сопогребение собак, в частности то, что один костяк практически всегда находился в срединной яме, защищая спину погребенного от возможных неблагоприятных влияний из подземных областей, говорит … о большой роли этих животных в охране жизни населения Древнего Китая». Далее она пишет: «организация пространства могилы в какой-то степени брала за образец нормы жилищного строительства, со входом на юге и собакой у дверей».

Согласно Бруно Шиндлеру, использование собак в качестве жертвенных животных в Китае восходит к примитивным культам Бога Плодородия с головой собаки, поклонение которому впоследствии трансформировалось в поклонение Богу Шань Ди, почитавшегося как создатель мира и считался персонификацией неба. Систематические раскопки захоронений эпохи династии Шан в районе вокруг Аньяна, проводимые начиная с 1928 г., показали, что в ту эпоху принесение в жертву животных и людей было очень распространенным явлением. К тому же не было почти ни одного здания, которое бы не было освящено жертвоприношением собак, а также ни одной могилы без жертвенных собак.

Только при раскопках Сяотуня были обнаружены кости принесенных в жертву 825 людей, 15 лошадей, 10 быков, 18 овец и 35 собак. Собак обычно хоронили завернутыми в красные коврики или в лакированном гробу. Часто на шее у них были колокольчики, называемые «линь». Этот факт показывает, что в древнекитайском обществе собакам, как и лошадям, придавалось большое значение. До наших дней сохранилась даже китайская поговорка: «служить как собака/лошадь». На гадальных костях периода династии Шан содержатся вопросы относительно местонахождения потерявшихся собак. А в период династии Чжоу (1045 г. до н. э. – 256 г.) существовал ритуал жертвоприношения собаки, чтобы умилостивить четыре ветра. Сохранилось описание и другого ритуала, согласно которому, чтобы отогнать зло, император должен был колесами колесницы раздавить собаку.

Даже существовал специальный чиновник, в обязанности которого входило поставлять для этого ритуала одноцветно окрашенных собак без пороков. Согласно древней китайской легенде, затмения солнца случались, потому что его на небе грызли собаки. Поэтому, чтобы прогнать собак и спасти светило, били в барабаны и гонги. К так называемому периоду Сражающихся государств (V в. до н. э. – 221 г. до н. э.) относится гробница Маркиза И, который умер примерно в 433 г. до н. э. и был правителем маленького царства Цзэн в бассейне реки Янцзы. В одной из погребальных камер в гробнице Маркиза И был обнаружен двойной лакированный гроб самого Маркиза И, захоронения восьми молодых женщин, видимо его жен, а также только одной собаки в отдельном гробу.

В конце V в. до н. э. вместо собак начали приносить в жертву их фигурки, сплетенные из соломы. Впоследствии в могилы помещали глиняные фигурки собак. При раскопках было обнаружено большое количество таких фигурок (эпоха Хань и позднее). У многих фигурок серповидные хвосты, как у собак современных японских пород шибаину и акитаину. Однако если практика жертвоприношения людей в погребальных обрядах прекратилась с периода воцарения династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э.) и распространением конфуцианства, а вместо людей в захоронения императоров помещали скульптурные изображения слуг и стражи, практика захоронения настоящих собак не канула в лету. В мавзолее умершего в 113 г. до н. э. принца Лю Шэна, сына императора Цзин-ди из династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), было захоронено 11 охотничьих собак.

В ритуальном тексте эпохи династии Чжоу, который известен как Чжоу Ли, упомянуты собаки трех категорий: «тьянкуан» или сторожевые собаки, «фейкуан» или лающие собаки и «ши-куан» или съедобные собаки. Считалось, что за исключением печени, все остальные части собаки являлись съедобными. На пиршествах феодалов и высшей знати блюдо, приготовленное из риса на бульоне из собачьего мяса, считалось деликатесом. Если же мясо собак использовалось в ритуальных целях, то оно предварительно мариновалось в уксусе и перце. Вместе с тем, с древнейших времен в Китае собаки использовались в охоте, что нашло отражение в написании многих китайских слов, связанных с охотой, корень которых составляет иероглиф, обозначающий собаку.

В период правления династии Шан существовали «управляющие по собакам», которые участвовали в охоте, проводимой на определенной территории вне императорского владения.

В период Сражающихся государств (V в. до н. э. – 221 г. до н. э.), лучшие охотничьи собаки разводились в царствах Хань. Есть упоминание о том, что в царстве Хань в этот период существовал специальный «инспектор псарен», который следил за выращиванием, питанием и дрессировкой охотничьих собак для императорского двора. В одном из захоронений раннего периода существования царства Хань были обнаружены плитки с графическим изображением крупных собак в ошейниках, стоящих перед стаей отлетающих гусей и убегающих оленей в характерной стойке, указывая на дичь.

Кроме собак вышеуказанных трех категорий в древнем Китае существовали и гончие собаки. Так, в труде Сыма Цяня (145 г. до н.э. – 90 г. до н.э.), получившем название «Ши цзи» или «Исторические записки», рассказывается о том, что в столице царства Ци (309-301 гг.. до н.э.), богатом и развитом городе Линьцзы, жители любили смотреть на петушиные бои и собачьи бега и играть в шахматы и футбол. В Китае и особенно на Тибете, собаки считались императорскими животными. Этот статус они получили не позднее, чем со времени правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), когда в Китае начал распространяться буддизм. Буддистские монахи приезжали в Китай из Индии. Именно они рассказывали истории о том, что в Индии каменные львы охраняют входы в буддистские храмы и монастыри, а также во дворцы индийских правителей.

Свидетельств того, что в Китае когда-либо водились львы, не сохранилось. В Индии же, откуда прибывали монахи, в то время были широко распространены азиатские львы. В буддизме лев считается священным животным, сопровождавшим и защищавшим Будду. В Китае мастера, которые никогда не видели львов, изображали их по подобию местных собак. Такие парные скульптурные изображения мистических львов, охраняющих снаружи входы в храмы в Китае, стали называться львами Фо (от слова «Фо», означающего «Будда» на китайском). А позже и самих Чау-Чау стали использовать в качестве храмовой собаки-охранника в буддийских монастырях. Именно они стали одним из прототипов собак Фо (собак Фу). Так что совсем не львы, призваны по фэн-шуй охранять вход в дом. В даосской практике символического освоения пространства, которая называется Фэн-шуй, мифические львы-стражи известны как «львы Фу». Слово «Фу» в китайском означает «счастье». Позже в Китае появились породы собак, которых стали называть собаками Фу – «собаками счастья». К ним относятся: Чау-Чау, пекинес, ши-цу, шар-пей, паг и др.»14

Согласно древним китайским историческим записям, эта собака была распространена к югу от 5 хребтов, в провинциях Гуандун и Гуанси (современный Хэнань Хеби). Каждую весну и осень, ее платили в качестве дани императорам династии Шань. В период враждующих государств Чау-Чау была одна из двух популярных охотничьих пород. Во времена династии Тан (7 век н. э.) при дворе служили 100 000 охотников и 2500 собак Чау-Чау.

«Истинные же представители этой породы, отличающиеся своими выдающимися охотничьими качествами, действительно ценились высокопоставленными китайцами, так как являлись зеркалом их социального и политического положения и благополучия. Выискивая и идя без устали по следу тигра или медведя, смело нападая на них и вцепляясь мертвой хваткой в противника своими мощными сильными челюстями, Чау был воистину великолепным охотником на крупную дичь. Благодаря неимоверной ловкости, позволяющей ему мгновенно разворачиваться на месте на своих прямых конечностях, Чау стал незаменимым спутником и помощником охотников, добывающих оленей в густых зарослях. Принеся кому-либо в подарок столь ценное животное, можно было наверняка ожидать в будущем ответной услуги.»15

Учитывая охотничьи таланты Чау, один из императоров династии Тан (618–907 гг. н. э.) император Лин завел в провинции Юнань огромный питомник (25000 пар "гончих" Чау-Чау), наняв десять тысяч егерей для ухода за пятью с лишним тысячами собак с синими языками, разводил Чау. Они были членами императорского двора, их кормили наилучшим рисом и мясом, спали они на богатых коврах, окруженные армией прислуги, и даже были награждены высокими наградами и украшениями, например, такими, как орден Кай Фу. Эти Чау использовались для двух целей: они охраняли дворец и украшали его, потому что выглядели очень красивыми и величественными.

Северный парк для охоты, этого императора династии Тан, был по площади размером с Англию.

Кроме того, Чау без труда работал в упряжке и обладал пастушьим инстинктом. Как охранник и сторож, бесстрашный Чау не знал себе равных. Громко, облаивая добычу на охоте, он молча нападал на посторонних, вторгшихся на его территорию. В темноте его иссиня-черные язык и пасть были почти незаметны. Схватив жертву, он уже не выпускал ее. Хотя, Чау предназначались в первую очередь для охоты на крупную дичь, их с успехом использовали и на перепелов. На барельефе периода Хань (150 г до н. э.) изображены 8 охотников, которые несут сети на плечах в сопровождении 8 собак. Сети и собаки предназначены для охоты на перепелов и куропаток. В Книге обрядов (7 век нашей эры) «иностранный Чау» был классифицирован как охотничья собака, используемая для охоты на волков и леопардов.

«В то время как древние люди в разных концах земли еще только частично одомашнивали шакала, китайцы фактически уже вели племенные книги, оставляя документальные свидетельства о разведении собак. Основными питомниками Чау-Чау были буддийские монастыри, активно практиковавшие обмен производителями. Когда в период японской оккупации Северного Китая доктору Абсхагену разрешили посетить ламаистский монастырь, он обнаружил, что монахи в нем скрупулезно описывали вязки своих собак, начиная с XIII века, о чем и написал в своем эссе "Голубые Чау Монголии". В этом монастыре сохранилось оригинальное поголовье небесно-голубых Чау с устоявшимся типом, представителей которого монахи изредка гибридизировали с другими своими собаками этой породы. По свидетельству Абсхагена, его крайне вовремя предупредили об особенностях темперамента Чау и, когда его вместе с армейским майором внезапно обступила ощерившаяся стая собак, он уже был вооружен довольно-таки крепкой палкой.»16

В различные периоды своего существования породу Чау-Чау называли по-разному: собака варваров, собака – династии Тан, собака-лев, татарская собака и даже тибетский мастифф (хотя это для меня больше всего странно).

«Марс Зибер в своей книге "Бег ТиэеНипё" утверждает, что в 1121 году до н. э. император У-ван вывел няо – Чауподобную охотничью породу тибетских собак до 122 см в холке. В своей работе "Керамика эпохи династии Хань" Лауфер пишет, что тибетский мастифф с его массивным черепом и крепким, компактным сложением подобен Чау.

В книге "Собаки: их история и эволюция" Эдвард К. Эш рассказывает об изображении собаки, найденной в гробнице Хуфу (Хеопса), египетского фараона IV династии (XXVII век до н. э,, или 3600 г. до н. э.). Она была привязана у его трона и напоминала шпица или Чау.

С течением времени китайцам удалось несколько охладить огненный темперамент Чау. Порода стала, в основном, домашней. В её «обязанности» входили охота, охрана домашнего имущества, скота и, увы, применение в качестве пищи для семьи.

Несмотря на мнение, что мясо Чау использовали в еде, а его шерсть (красивая густая и теплая) – была ходовым товаром, речь шла о помесях с Чау, а не о самих этих собаках. Поскольку характерный для Чау-Чау иссиня-черный язык нередко передавался во время кровосмешения метисам, их зачастую принимали за чистопородных собак и пускали в еду. Архидиакон Грей писал о высоко ценившемся нежном черном мясе молодых собак, особенно передних конечностей и лап.» 17

И хотя официальная продажа и закупка собачьего мяса в Китае запрещена с 1915 года, этот запрет не всегда выполняется.

Первые сведения о Чау-Чау в Европе получили от знаменитого путешественника Марко Поло (1275–1292), который в своей "Книге" описал "собаку-льва", но так и не смог привезти её с собой в Европу, хотя пытался. После Марко Поло Чау-Чау была забыта в Европе вплоть до 1785 года, когда её вновь "открыл" английский естествоиспытатель Гильберт Уайт.

«В "Книге о собаке" Крокстона Смита упоминается пятьдесят четвертое письмо, написанное в 1780 году натуралистом Гилбертом Уайтом. В нем говорилось: "…мой ближайший сосед, юный джентльмен, служащий Ост-Индской компании, привез домой из Кантона пару собак (кобеля и суку) китайской породы, которых в этой стране специально откармливают для еды. Размером они были со среднего спаниеля, бледно-желтого окраса, с жесткой, колючей на ощупь (щетинистой) шерстью на спине, остроконечными стоячими ушами и заостренной мордой с лисьеподобным выражением. Их задние конечности были необычайно прямыми, без намека на углы в коленном и голеностопном суставах, из-за чего собаки двигались крайне неуклюже… а маленькие глаза, как кайма губ и слизистая полости рта с поразительно синим языком, – угольно-черными". Но потомства эта пара не дала.»18

«В 1820 году в газете сообщалось о восточной собаке, импортированной из Китая, которая имела толстую красную шкуру и сине-черный язык, это привлекло всеобщее внимание. Чау-Чау были размещены в зоопарке как «дикие собаки Китая».»19

«Живые Чау-Чау появились в Европе только в 1830-х годах в Англии как трофеи после Опиумных войн и подверглись там селекции в сторону увеличения львиноподобности, чем и объясняется серьёзная разница во внешности между древними и современными Чау-Чау.

Преподносившиеся в подарок гостившим на Востоке аристократам и купцам Чау оказывались в корабельных трюмах вместе с прочим товаром. Вместо подробного описания в судовых грузовых ведомостях, восточные безделушки и разнообразные пряности проходили под общим наименованием – "Чау-Чау". Так, за собаками, попавшими таким образом в Англию, стойко закрепилось это название. »20

Есть записи, согласно которым в 1865 году королева Виктория получила в подарок щенка Чау-Чау. Она была очарована подаренным ей пушистым щенком, до такой степени, что везде его с собой носила на руках. Знаменитый английский плюшевый медведь Тедди, был смоделирован с этого щенка друзьями королевы Виктории, чтобы облегчить ее ношу, сейчас же эта игрушка популярна во всем мире. В некоторых источниках говорится, что это фрейлины королевы, опасаясь за здоровье щенка, заказали у портного сшить игрушку, напоминавшую королеве ее любимого Чау-Чау, так как королева Виктория постоянно гладила, обнимала и носила с собой щенка. Королева Виктория даже не отдала его в королевский питомник, а оставила его жить в своих покоях. Это была единственная собака из огромного питомника, которая жила в покоях Королевы. По другим данным у королевы Виктории было два щенка породы Чау-Чау.

Кстати, многие породы обязаны своей популярности именно королеве Виктории. Многие собаки были представлены на выставках, а также получили стандарты описания по породе именно из ее питомника.

Все действующие стандарты породы мы рассмотрим чуть позже.

«Импорт Чау из Китая в Англию резко возрос лишь с 80-х годов XIX века. На английских выставках 1882–1884 годов порода демонстрировалась в классе Зарубежных собак под названием "Китайская съедобная", "Китайский Чау" или "Китайский Чау-Чау". В конечном счете их стали называть просто Чау-Чау.»21

Следующее упоминание о Чау-Чау в Англии относится к 1887 г., когда английский граф Ландслей (лорд Хью) привез в Англию первых хороших Чау, чтобы преподнести их в подарок своей родственнице (в иных документах говорится – невесте), маркизе Хантли, дочь которой, Леди Грэнвилл-Гордон, сумела сохранить поголовье этих собак. Именно благодаря ей, Леди Фодел Филлипс и ее мать смогли получить первого Чау – чемпиона английского разведения – Чемпиона Блу Блада. «Их знаменитый питомник Чау Амвелл действовал и оставался самым влиятельным на протяжении пятидесяти с лишним лет, перейдя со временем к дочери Леди Фодел Филлипе, графине Килмори, которая, к сожалению, после множества неудачных попыток отказалась от племенной работы.»22

«В 1887 году был импортирован кобель, которого назвали Перидот (Periodot), от него получен Перидот II (Periodot II), которого леди Гренвилл Гордон купила и на его основе создала знаменитый питомник Чау-Чау Леди Гренвилл Гордонскеннел (LadyGranvilleGordon’skennel).

Леди Фаудел Филипс (дочь леди Гренвилл Гордон) стала ведущим заводчиком Чау-Чау в Англии примерно с 1898 года.»23

«С тех пор высшая английская аристократия проявляла повышенный интерес к Чау-Чау. Англичане стали переделывать собак, усиливая их экзотическую внешность. А в 1895 г. в Великобритании был организован клуб любителей Чау-Чау и сразу же устроил первую специализированную выставку. Эталоном для написания стандарта породы послужил Чемпион Чау-УШ. Он обладал прекрасным типом, но, по слухам, имел отвратительный темперамент.

Первые этапы истории Чау в Англии описал Б.А. Барроуз. В июне 1893 года Кеннел-клаб приступил к их регистрации, а в 1894 году признал, как самостоятельную породу и стал вносить в свою племенную книгу. Это пошло ей только на пользу, поскольку до этого Чау причислялись в разряд зарубежных собак. Собакам тех лет нередко давали одни и те же клички, впрочем, никак не связанные с их разведением. Так, например, Чау принца Уэльского носил кличку Чан, а Чан-второй был японским хином.» 24

«Один из самых важных в истории Чау-Чау, безусловно, можно назвать 1895 год. В этом году произошло четыре важные для породы события:

•      Чау VIII (Chow VIII) стал первым Чау Чемпионом,

•      Перидот II (Periodot II) стал Бест ин Шоу на выставке чемпионата LKA (LadiesKennelAssociation),

•      1895 году создан английский клуб Чау-Чау,

•      написан первый стандарт породы Чау-Чау с собаки – Чау VIII (Chow VIII).»25

«В конце XIX века приобрел известность питомник Куай миссис Скарамонго, особенно благодаря своему Чемпиону Ред Крейзу. Одновременно с ним прославился и сын Чемпиона Пьюза оф Амвелл Леди Фодел Филлипс – Чемпион Пу-И оф Амвелл. В питомнике РоЧау мистера К.Д. Ротча проживали Чемпион РоЧау Дрэгон и Чемпион РоЧау Адъютант. Миссис Манук принадлежали необычайно знаменитые Чемпион ЧунэмХун-куан, Чемпион Чунэм Бриллиантина и особенно знаменитый – Чемпион Чунэм Бриллиантин оф Манчувер, которого в итоге продали в США за неслыханную по тем временам сумму в 1800 фунтов стерлингов. Его новой владелицей стала миссис Эрл Гувер.»26

«Собаки породы Чау-Чау стали модными в США примерно в то же самое время, что и в Англии. Чайниз Шум (ChineseChum) был экспортирован в Америку миссис Проктор, где он стал победителем первого конкурса Чау-Чау в США в 1905, и от него родилось много других чемпионов, БлакКлоуд (BlackCloud) и Найт оф Эйша (NightofAsie), которые стали основой питомника БлюДрагон (BlueDragon). Чайниз Шум (ChineseChum) также стал лучшим представителем породы в Вестминстерской выставке в 1906.

В 1906 году был основан американский Чау клуб (АСК). Вслед за этим в 1924 году учрежден французский Чау-Чау Клуб мадам Маршал (M-meMareschal), возрожденный после второй мировой войны мадам Ивонна Диот (M-meYvonneDiot).

Постепенно Чау-Чау стали все более широко известны и с 1920-х годов популярность породы, как компаньона, неуклонно растет, и продолжает расти по сей день.»27

Английские заводчики начали экспортировать Чау-Чау в другие страны примерно с начала XX века.

Первые упоминания о появлении Чау-Чау в России датируются конце XIX века (точных дат нет). Есть некоторые источники, в которых указывается, что у императрицы Александры был свой любимый рыжий Чау-Чау, но информации слишком мало об этом факте, только несколько фотографий, на которых можно точно узнать эту породу.

На страницу:
2 из 6