bannerbanner
Хочу, чтобы всё было по-моему! Рецепт вкусной и полезной речи за 7 дней
Хочу, чтобы всё было по-моему! Рецепт вкусной и полезной речи за 7 дней

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Ирина Корсакова

Хочу, чтобы всё было по-моему! Рецепт вкусной и полезной речи за 7 дней

ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА?

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Вы открыли первую страницу – полдела сделано. Теперь Вам осталось решить – надо ли читать дальше. Давайте это выясним.

Для начала познакомимся. Меня зовут Ирина. Я преподавательница риторики. Учу людей вести переговоры, продавать, выступать перед аудиторией и просто общаться друг с другом уже (о, ужас!) больше двадцати лет. Сколько учеников прошло через мои тренинги – теперь и не сосчитать. Были среди них продавцы, менеджеры, юристы, медики, студенты, домохозяйки и даже один летчик-испытатель. Каждый мой новый курс отличался от предыдущего. Я не просто надиктовывала какой-то безликой аудитории некие стандартные правила, (хотя правила, конечно, были, куда же без них), а отвечала на конкретные вопросы живых людей.

Книга – другое дело. Прежде, чем начать писать, мне нужно было понять – для кого она, на чьи вопросы мне надо ответить. Оказалось, очень нелегко говорить с теми, кого не видишь. И я, как мне кажется, нашла выход. Вспомнила все самые повторяющиеся вопросы и задала их ещё раз сама себе. И ответила на них. Они касаются не только того, что надо делать, но того, почему надо делать именно это. Моя книга для тех, кому не достаточно получить инструкции по схеме: «Некогда объяснять, делай, как я!» Она для людей, желающих понимать причины и вероятные следствия происходящего, мотивы и особенности восприятия собеседника.

Это книга ответов для тех, кто недоумевает: почему всё происходит не так, как надо! Почему окружающие, выслушав их прекрасные логичные аргументы в пользу какого-либо действия, идут и делают по-своему. Выбирают не тот фильм, который Вы так красиво разрекламировали, не то кафе, которое Вы любите, отказываются от смартфона, который Вы хотите им продать. Почему Ваши, такие правильные, слова не производят должного эффекта? Теперь я знаю, в чём секрет и с удовольствием поделюсь рецептом эффективной речи. Расскажу: как подбирать и правильно сочетать ингредиенты, как приготовить это хитрое блюдо и под каким соусом его подать Вашей аудитории.

В этом месте кто-то непременно воскликнет: «Ничего себе рецепт! Семь дней готовить! Семь! Даже стол для грузинской свадьбы можно накрыть быстрее!»

И будет прав. Приготовить можно быстро, когда потратил некоторое время на то, чтобы научиться. Вы видели, как работают профессиональные шефы? С какой фантастической скоростью они остро отточенными ножами нарезают овощи. Я каждый раз тревожусь за их пальцы, но пальцы на месте, огурцы и помидоры красивым тройным веером разложены на тарелке, заправлены маслом, украшены зеленью. Полминуты – и готов маленький шедевр. Похоже на волшебство, но мы с Вами понимаем, что это просто навык, доведенный до совершенства. Начинается обучение кулинарному искусству совсем не так феерично.

С риторикой – та же история. Надо разобраться, попробовать, приноровиться, и в результате буде быстро, легко, красиво. И будет выглядеть, как волшебство.

У меня получилось, у моих учеников – тоже. Получится и у Вас, уважаемый читатель. До встречи на следующей странице!

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ЧТО ТВОРИТСЯ В НАШИХ ГОЛОВАХ!

Откуда ноги растут?

Новые знакомые, узнав, какой предмет я преподаю, частенько спрашивают меня: «А что это такое – риторика?» Или, наоборот, выражают осведомленность фразами вроде: « А! Риторика! Это про поговорить?» Самые знающие глубокомысленно кивают: «Да, да! Ораторское мастерство!»

Так что же это такое – риторика? Про поговорить? Нет, «про поговорить» – это семечки на лавочке. Ораторское мастерство? Уже ближе. Чтобы разобраться, давайте вернёмся на двадцать пять веков назад, во времена, когда создавались первые ораторские школы. Чему там учили, и, главное – куда потом трудоустраивались выпускники этих школ? А трудоустраивались они, например, в суды. Не удивляйтесь. Первые риторы, это те, кого сейчас мы называем адвокатами и прокурорами. Вспомним, как вершилось правосудие в древних Афинах. На площади собирались пятьсот граждан (прототип нынешних двенадцати присяжных), а представители конфликтующих сторон по очереди выходили на помост и пытались объяснить уважаемому собранию – на чьей стороне правда. Учитывая отсутствие в те времена дактилоскопии, звукозаписи, программы распознавания лиц и прочих прелестей современной криминалистики, без красноречия, и впрямь было не обойтись. Более амбициозные выпускники могли пойти в политику, потому что политические решения принимались примерно так же, как судебные, только на площадях собиралось уже всё половозрелое мужское население города. Ну, эта система благополучно дожила до наших дней без каких-либо существенных изменений.

Значит ли это, что риторика нужна только студентам юрфаков и депутатам Думы? Конечно, нет. Во-первых, сейчас, благодаря развитым средствам массовой информации, риторы могли бы использовать свои навыки в широчайших сферах торговли, маркетинга и рекламы. Во-вторых, любая попытка склонить людей к определённым действиям – это всегда немного политика и немного продажа. Но об этом мы ещё будем подробно говорить.

Какие же выводы мы сделаем из краткого экскурса в историю Греции? А вот какие: риторика возникла не из праздного желания красиво разглагольствовать в компании друзей, не как отвлеченное искусство хитросплетения слов, но как инструмент для сугубо практического использования.

Пришло время дать четкое определение предмета, который мы будем изучать.

Риторика – это искусство достижения цели посредством коммуникаций.

Вы заметили, что определение достаточно краткое. А сейчас мы разберем его буквально по косточкам, то есть по словам, чтобы понять – насколько оно ёмкое и точное.

Начнем со слова «искусство». Оно в нашем понимании тесно соседствует со словами «талант», «вдохновение», «творчество». Кого-то это порадует: «О! Творчество! Можно действовать по принципу: я художник, я так вижу!» У меня плохая новость для таких оптимистов. Нельзя, потому что в любом виде искусства есть ремесленная или, если хотите, технологическая часть. Живописец изучает законы перспективы и композиции, музыкант учится играть по нотам, а потом ещё упражняется до изнеможения. Я слышала, конечно, о людях, которые, взяв в руки кисть, сразу начинают творить шедевры или играют «Лунную сонату» с первого подхода к инструменту. Но это не таланты, это гении. Уникумы, которых единицы можно насчитать за всю историю человечества. Если вы таковы в риторике, то немедленно захлопните книгу и бегите очаровывать окружающих своим красноречием. Для остальных я продолжу.

Некоторых наоборот пугает слово «талант». Возникает законный вопрос: а что, если у меня его нет. Можно ли учиться риторике, если я не Демосфен, не Черчилль, не мой сосед Пафнутий, наконец, который безо всяких курсов у любого выпросит сотню до зарплаты, да, так, что и сам не заметишь, как полезешь в кошелёк? Для таких сомневающихся у меня хорошая новость! Можно, потому что в любом виде искусства есть технологическая часть. Её может освоить каждый. Я не прибавлю Вам таланта, но дам инструменты и приёмы, которые Вы сможете освоить. А в процессе освоения, как правило, выясняется, что у человека гораздо больше способностей, чем он предполагал.

Идем дальше. «Посредством коммуникации». Тут всё просто. Объясню на примере. Допустим – мне нужна яма на дачном участке. Способ первый – беру лопату, копаю. Способ второй – звоню знакомому, договариваюсь, он приезжает и копает. В обоих случаях я получаю свою яму, но во-втором – цель достигнута посредством коммуникаций.

И, наконец «Цель». Это настолько важно, что я посвящу этому отдельную главу.

Цель

Этот раздел я обычно начинаю с анекдота.

«Жил-был в семье маленький мальчик. Все, вроде бы, ничего, только не говорил он – молчал. Год родители страдали, три, пять… Привыкли, смирились. Было мальчику лет восемнадцать. Как-то за завтраком он возьми и скажи:

–Мам, не солёно! Передай, пожалуйста, соль!

Родители ну рыдать от счастья:

– Сынок, почему же ты раньше-то молчал?!

– А раньше меня всё устраивало!»

О чём эта маленькая история? О том, что любое действие (а говорение – это действие) имеет цель. И цель эта – получить то, чего не имеешь. Любая активность – результат недовольства. Если меня всё устраивает, то я не шевелюсь и молчу. И только когда у меня нога зачесалась, я начинаю чесать или, пользуясь посредством коммуникаций, прошу кого-то другого почесать мою ногу.

Осознание цели важно. У меня был такой случай, когда поздним зимним вечером нетрезвый мужчина, заблудившийся в моём спальном районе, увидев меня, обрадованно рванул мне навстречу с криком: «Эй! Как мне отсюда выбраться?» Я спросила: «А куда вам надо?» Он ответил: «Да, куда-нибудь! Скажите: в какую сторону идти!» Я тогда не стала издеваться над бедолагой, и говорить, что если всё равно, куда попасть, то идти можно в любую сторону. Он бы, всё равно, не оценил юмора. Объяснила, как пройти к ближайшему метро. Случай забавный и показательный. Чтобы бродить по свету, полагаясь на волю разумной вселенной и, в итоге, оказаться в нужное время в нужном месте, надо быть героем книг Паоло Коэльо. Простым смертным, необходимо, всё-таки, поставить отметку в навигаторе.

Я не предлагаю записывать свою цель на бумажку каждый раз, перед тем, как пошевелить пальцем или попросить передать деньги за проезд. В таких случаях мы, в большинстве своём действуем на «автомате». Но если предполагается крупный коммуникативный эпизод, как то: презентация, переговоры, продажа, серьёзный разговор с ребёнком/родителем/любимым человеком, то это я рекомендую сделать.

Как же правильно поставить цель? Я вовсе не хочу сказать, что бывают правильные и неправильные цели. Как поётся в песне: «Каждый выбирает для себя…». Но я утверждаю, что бывают правильные и неправильные формулировки. Сейчас мы поговорим о том, как правильно сформулировать свою цель.

Возможно, Вы слышали или читали о современном подходе к постановке цели, известном под аббревиатурой SMART. Это прекрасная схема, но, на мой взгляд, она требует некоторых уточнений и разъяснений. Сначала посмотрим, что мы можем найти в интернете.

Итак, SMART расшифровывается как: Specific (Конкретный), Measurable (Измеримый), Achievable or Attainable (Достижимый), Relevant (Значимый), Time bound (Ограниченный во времени). Разберёмся с каждым понятием отдельно.

Конкретный.

Что значит: конкретная задача? Я всегда прошу учеников определить цель своего прихода на курсы риторики, и в каждой группе находится, как минимум один человек, формулирующий так: «Хочу, чтобы меня понимали». Это один из самых ярких примеров «неконкретной» формулировки. Вслед за этим у меня с аудиторией происходит следующий небольшой диалог.

Я: «Пожалуйста, произнесите, кто-нибудь фразу: «Ирина Вячеславовна, встаньте со стула!»

Самый смелый ученик: «Ирина Вячеславовна, встаньте со стула!»

Я (продолжая сидеть): «Как вы думаете: какое слово во фразе «Встаньте со стула!» я не поняла?»

Смелый ученик (несмело улыбаясь): «Наверно, все поняли!»

Я: «Спасибо, что не считаете меня совсем уж бестолковой! А цель говорящего достигнута?»

Ученики хором: «Нет!»

Я: «Как же так? Я же всё поняла!»

Действительно, как же так? Дело в том, что целью было не моё понимание, а моё конкретное действие – вставание. Ещё один пример, бытовой: «Хочу больше внимания от супруга/супруги!» Что такое внимание? Встать напротив Вас и сорок минут внимательно разглядывать? Навряд ли это то, что Вам надо! А что Вам надо? Как сформулировать желание для себя и для других? Легко запутаться, но к счастью у меня есть простой способ проверить цель на конкретность-неконкретность. Это способ называется «Кинолентовидение». Театральный термин, которым успешно пользуются актеры и режиссёры.

Кинолентовидение – это воображаемое кино в голове. Мы каждый день прокручиваем такие ролики, когда что-то вспоминаем или мечтаем. Но, в отличие от реального кино, в котором есть только картинка и звук, в воображении можно включить режим «5D», то есть вспоминать или представлять ещё и вкус, запах, телесные ощущения.

Так вот, если Вы свою цель можете представить в виде мини-фильма – ваша формулировка верна, если нет – не верна. Приведу ниже табличку с примерами.

Ещё один пример, мой любимый. Навеян он необычайной популярностью тренингов «Личностного роста». Я понятия не имею, чем они там занимаются, но знаю, что формулировка цели: «Хочу расти, как личность!», с которой ко мне когда-то пришел один из учеников, не просто неконкретна, она совершенно не пригодна для практического применения. Я догадываюсь, что под этим подразумевается, скорее всего – изменение себя в лучшую сторону. Но где она, эта лучшая сторона, и зачем мне, вообще меняться, если меня всё устраивает в моей жизни? Незачем! А, вот, если не устраивает…, тогда вспоминаем анекдот в начале раздела. Его герой не пытался «личностно расти», а попросил о конкретном действии: передать соль.

Что делать, когда хочется и того и другого, и третьего? Не знаю, как у Вас, а со мной такое постоянно происходит. В этих случаях я создаю для каждой цели отдельный коммуникативный эпизод. «Хочу, чтобы мой сын не дергал девочек за косички!» – один разговор, «Хочу, чтобы он записался в секцию плавания!» – другой.

Тут мы плавно переходим к варианту глобальной цели. То есть, когда она не точечна, а понятийна. Если Вы хотите (допустим) чтобы Ваш ребенок вырос порядочным человеком. Вполне естественное желание для родителей. Необходимо для начала определить, что включает в себя понятие порядочности. Конкретно. А потом – работать с каждым компонентом в отдельности.

Правило:

Один эпизод – одна цель.

«А почему бы, – спросите Вы – не объединить две цели в одном эпизоде, если они не являются взаимоисключающими и тесно связаны между собой? Как в третьем примере из таблицы. Почему бы не получить и деньги и похвалы за один раз?» Действительно можно получить одобрение и финансирование, тут нет противоречий. Но, всё равно, необходимо выбрать из двух целей приоритетную. Вторая может быть реализована, но как этап и/или способ достижения первой. Именно по ней вы будете оценивать успешность своих действий. Прежде, чем начать разговор, Вам придется чётко определить для себя – что Вам важнее. Предпочтёте ли вы получить деньги без похвал или – бурные продолжительные аплодисменты, но без денег.

Измеримость

Измеримость предполагает необходимость критериев для измерения процесса выполнения цели. С этим всё просто. Наше кинолентовидение даёт возможность легко понять – достигли Вы желаемого или нет. В самом деле, «хорошесть» презентации» – критерий субъективный, а подпись на банковском чеке или договоре с инвесторами – объективная реальность. А с «видеоцелью» вы просто сравните кино, которое вы сочинили с тем, что произойдёт на самом деле.

Один нюанс. Если Вы стремитесь к получению материальных ценностей, то лучше представить себе конкретную сумму. Не просто: «Хочу кучу денег», а «Хочу один миллион долларов».

Достижимость

Под достижимостью подразумевается наличие необходимых ресурсов. Это могут быть: временные ресурсы, финансовые, трудовые, знания и опыт, доступ к информации, возможность принимать решения, физические возможности, личностные качества.

Я поставила себе целью написать эту книгу, понимая, что у меня хватит для этого знаний, опыта написания текстов, времени и терпения.

Значимость

Казалось бы, зачем это определять? Любое желание имеет значение, если оно родилось в моей голове. Любая цель значима. Вопрос: на сколько!

На просторах интернета я нашла такую рекомендацию: «В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды – такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании». Согласна полностью. Если доход от совершенной сделки не покроет расходов, связанных с её заключением, то зачем она нужна?! Проблема значимости в такой ситуации решается с помощью калькулятора. Но ценность жизненной цели не всегда выражается в денежном эквиваленте. Я могу хотеть автомобиль не потому, что он мне до зарезу нужен, чтобы заработать или, хотя бы, сэкономить. Мы еще будем подробно разбираться, что же, кроме банкнот, мотивирует нас на совершение тех или иных действий. Вот проверочное правило для определения значимости. Выглядит она так:

Цель значима, если Вы готовы потратить на неё имеющиеся ресурсы.

Мне не достаточно было иметь время на написание книги, я должна была быть готова потратить его именно на это, а не на встречи с друзьями, занятия спортом и прогулки в парке.

Ограниченность во времени

 Это значит, что должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс её достижения контролируемым.

Если Вы уговариваете кого-то пойти на классный фильм, то ваш срок – до начала сеанса плюс десять минут рекламы (про запас).

При реализации более крупных задач минуты могут не играть такой роли, но дни, недели и месяцы важны.

Временные рамки – это то, что превращает мечту в цель.

Если всё вышеизложенное выполнено, то Ура! Ваша цель грамотно сформулирована и соответствует подходу SMART!

В завершение темы еще одно правило:

Формулируйте в конструктивной форме.

То есть – через утверждение. Мы склонны иногда формулировать через отрицание, потому что увидеть желаемое не всегда просто. Мы часто сами не знаем – чего хотим, зато точно знаем – чего не хотим, что нас бесит и мешает радоваться жизни.

Например: «Не хочу больше оставаться на этой работе!» Сочувствую крику души, но формулировку изменила бы на такую: «Хочу в последнюю неделю августа этого года подписать заявление об уходе». Почему так? Почему отрицание не годится? Дело в том, что наше подсознание не знает частицы «не». Оно у нас, вообще, на русском не разговаривает, как, впрочем, и на других языках. Понимает только образы. В этом ещё одна прелесть работы с конолентовидением. Наш фильм загружается сразу в подсознание и оттуда тихонько и незаметно подпихивает нас к цели. Деконструктивное же формулирование создает диссонанс между сознанием, которое понимает, что «не» – это отрицание, и подсознанием, которое видит только образ. Особенно ярко это проявляется у маленьких детей с не развитым пока левым полушарием, отвечающим за язык и абстрактное мышление. Приведу пример, знакомый многим.

Родители часто жалуются: «Говорю ему: «Не подходи к розетке, а он возле неё только и увивается, неслух!»

Забавно, но он не неслух. Напротив – абсолютно послушен. Он уже понимает, что «не подходи» это запрет, но его подсознание видит картинку «он подходит к розетке». «Не» его подсознанием не распознаётся. Таким образом, ребёнок, увиваясь вокруг запретного объекта, изо всех сил пытается выполнить противоречивый приказ. Что в таком случае делать родителям? Переформулировать. «Держись подальше от розетки» или «Розетка – это бо-бо!», или любая другая конструктивная форма распоряжения.

Мы, конечно, не дети. Речь и абстрактное мышление у нас вполне развиты, но почему бы не поставить подсознание на службу нашим желаниям. Надо ли смущать свой мозг противоречивыми приказами? Если цель важна, стоит заручиться поддержкой такого серьезного компаньона.

Мы уделили работе с постановкой цели так много времени, потому что, возвращаясь к аналогии с навигатором, если конечная точка не в том месте, то весь путь к ней окажется напрасным. Теперь можем двигаться дальше.

Быть или не быть? Процесс принятия решения.

Каждый человек ежедневно принимает огромное количество решений. Принятие представляет собой процесс, развернутый во времени. Даже, если временной отрезок так мал, что мы не успеваем его заметить, он есть. «Для чего же мы собираемся рассмотреть этот процесс во всех подробностях?» – спросите Вы, – «Мы же не собираемся защищать кандидатскую по психологии или нейрофизиологии!» Верно! Зато собираемся побуждать слушателей принять решение, нужное нам, а значит – влиять на этот процесс. А что нужно, чтобы повлиять на какой-либо процесс? Для начала, надо изучить его структуру. Этим мы и займемся, прежде чем приступим к подготовке грамотного выступления. Посмотрим – что же происходит в наших головах, когда мы делаем выбор.

Всемирно известная попытка принять сложное решение описана в знакомом всем (хотя бы понаслышке) монологе Гамлета. Герой решает вопрос: быть, или не быть! Свести счёты с жизнью или продолжать бороться с невзгодами? Да, минует нас всех такая дилемма! Но вот другие вопросы, с которыми мы сталкиваемся очень часто:

С картошкой или с макаронами?

Купить или не купить? (туфли, дрель, мороженое, цветы)

Крым или Сочи?

Чай или кофе?

Очное или заочное?

Дом или квартира?

Уступить или не уступить место в транспорте?

Со льдом или без?

Что же объединяет такие разные по теме и значимости вопросы? То, что они все – ВОПРОСЫ. Чтобы их решить, их надо правильно сформулировать в виде таких вот дилемм. А почему «Ди»? (от греческого δί – два) Почему я представляю во всех случаях два варианта решения, исключая возможность третьего, четвёртого, пятого? На занятиях мне, нет-нет, да, и намекнут, что, мол, Крым и Сочи – это еще не все места, доступные для отдыха. Верно! Туристических направлений столько, что глаза разбегаются! Чтобы глаза не так сильно разбегались, я предлагаю вам уровневую схему принятия решений при большом выборе вариантов.

Схема «деление на два»

Она представляет собой следующее. Берём всё огромное количество вариантов, из которых нужно выбрать (в нашем случае с выбором места для поездки, это все уголки мира) и делим их на две части. Получаем две группы. Выбираем одну и проделываем с ней то же самое. Признак, по которому будем делить – на Ваше усмотрение.

Для начала я поделю все возможные места отдыха на «стандартные» и «нестандартные». Под «стандартными» я подразумеваю те места, которые есть в путеводителях. Туда проложены маршруты, там есть гостиницы, которые легко забронировать самостоятельно или через агентство. Под «нестандартными» – те, куда обычно добираются только «Врачи без границ».

Допустим, я выбрала «стандартные». Их тоже делим на две части. Лично я определяюсь с характером отдыха – пляжный или экскурсионный. Конечно, на деле он получается смешанным, но преимущественность времяпрепровождения всё равно присутствует. В Турции я непременно выбиралась на экскурсии, но большую часть времени, всё-таки, проводила под тентом у моря. И так, выбираю пляжный. Дальше – я оцениваю свои ресурсы, в данном случае – бюджет, и делю отдых на «бюджетный и «не бюджетный». Вторая группа отметается автоматически. Потом определяюсь со страной – в России или за границей. Выбираю Россию и добираюсь, наконец, до варианта – Крым или Сочи. Дальше, по такой же схеме, нахожу подходящий населённый пункт и место проживания. Вопрос решён! Повторюсь: критерии деления на два индивидуальны, свои я показала для примера. Тут главное – усвоить принцип. Графически это выглядит так:

Видите? Каждый уровень, обозначенный буквой, делим на два. Выбираем одну ветку, вторая «засыхает», то есть – перестаёт расти. Уровней может быть гораздо больше, но начинать следует с уровня А. При кажущейся громоздкости, эта схема отнимет меньше времени, чем попытка сделать выбор из огромного числа возможностей «в один подход».

Почему это важно, для конструктивного общения с другими людьми? Потому, что, как я писала выше, задача оратора – помочь человеку принять нужное решение, а для этого, надо понимать, на каком уровне находится наш слушатель. Странно расхваливать конкретный номер в отеле человеку, который не решил ещё – будет ли он, вообще, брать отпуск в этом году или сделает ремонт на отложенные деньги. Приведу ещё пример.

В фирменный автосалон заходит посетитель, которого продавец определяет, как потенциально перспективного. Этому продавцы учатся очень быстро, легко отличают настоящего покупателя от любителя поболтать и напроситься на тест-драйв. Задача продавца – продать. В идеале – самую дорогую машину. Он начинает говорить о достоинствах данной модели. Нахваливает её технические возможности, дизайн, комфорт, запах натуральной кожи в салоне. В целом – пытается донести до клиента мысль, что за «немного дороже», тот получит «намного лучше». И, под конец, намекает на возможность рассрочки на индивидуальных условиях. Правильно ли он поступает? Да! Да, если покупатель в данный момент решает для себя вопрос вроде этого: «Взять «крутую» и дорогую или попроще, но подешевле?»

На страницу:
1 из 3