Полная версия
А в строчках – вся история сама
Любовь Ларкина
А в строчках – вся история сама
От издателя
«Я мечтаю, чтоб песне моей
Суждено было речкой разлиться.»
Вашему вниманию, друзья, предлагается многолетний поэтический труд нашего постоянного, уважаемого автора-самородка Любови Фёдоровны Ларкиной, которая публикуется на страницах российского альманаха современной прозы и поэзии «Звёздный дождь» (г. Москва), а также в других периодических изданиях России. Кроме того, из-под её пера вышли в свет в бумажном и электронном форматах около двух десятков авторских поэтических сборников и произведений прозы, включая фантастику и сказки. В данное собрание сочинений, состоящее из трёх книг, вошли её избранные произведения в стихах – более двух тысяч. Самая ранняя дата написания представленных стихотворений значится – 1962 г. Самая поздняя – 2021 г. Охваченный срок, как видим, по меркам человеческой жизни немалый, охватывающий более полувека, сменяющийся ни одним поколением и даже ни одной эпохой. Все стихи по их названиям расположены в алфавитном порядке, то есть от «А» до «Я» как своеобразная стихотворная авторская энциклопедия… Чем, кстати, хорош алфавитный порядок размещения авторских творений? Прежде всего, он помогает выявить главные направления, темы и основные термины, понятия, чаще всего употребляемые творцом из своего словарного запаса в трёхтомнике: что ему ближе и дороже в этой жизни, к чему он более всего стремится, что принимает и любит, а что отвергает и с чем ведет непримиримую борьбу, стараясь донести до читателя своё выстраданное видение мира через череду многочисленных лирических мини-образов (большинство из публикуемых стихотворений Любови Федоровны представляют собой добротный, яркий, насыщенный красками богатой художественной палитры мини-образ). Вообще, по большому счёту, эти три объемных книги – автобиография поэта в стихах. Разумеется, как и любому художественному произведению, им тоже присущ вымысел, авторская фантазия, но доля художественного вымысла здесь незначительная – львиную же долю литературного текста составляет реальное жизнеописание автора с конкретными фактами из её отнюдь не простой, состоящей из многочисленных неурядиц, треволнений, драматических моментов, а также надежд и стремлений жизни.
Родилась Любовь Фёдоровна Ларкина 22 мая 1936 года в г. Балта Тираспольской области в Молдавской АССР. (Какое-то время Балта была даже столицей Молдавской АССР в составе Украинской ССР. А в 1940 году, после образования равноправной и полноценной в Союзе Молдавской ССР, Балта вошла в состав Одесской области Украины). Отец – Федор Алексеевич Ларкин – родом из г. Брянска – рабочий, сварщик. Мать – Ирина Тихоновна, по девичеству Иванова – родом из села Красный Яр Кировоградской области Украины, крестьянка.
Отец ушёл на финскую войну, а потом был направлен в Ленинградское военное училище, откуда ушёл младшим сержантом на фронт – на битву с немецко-фашистскими захватчиками, где и пропал без вести в 1943 году… Дальше приводим трогающие душу откровения самой Любови Фёдоровны: «Очень трудно рассказывать о себе, особенно, если этот рассказ похож на стон: военное детство, беспризорность, Детский дом, где я была единственной запевалой в строю; неудачное замужество, вечерняя школа…»
Но до вечерней школы и до замужества Любови удалось-таки встретиться с пропавшей в годы войны матерью.
«После землетрясения в Ашхабаде (это сильнейшее землетрясение произошло в октябре 1948 года, в результате которого практически весь город был стерт с лица земли, и под разрушенными постройками было погребено от 110 до 170 тысяч человек, уцелела лишь десятая часть жителей города, то есть порядка 20 тысяч – прим. редакции), – продолжаем цитировать воспоминания автора, – люди вербовались сюда со всех концов планеты, чтобы поднять из руин разрушенный город. Вот тогда и мать мою разыскали и привезли меня к ней. У неё уже была другая семья, моя маленькая сестрёнка Галочка. Вначале жили в палатке, а потом построили времянку. Я пошла в школу в 3-й класс, хотя должна была быть в 4-ом, но у меня было два месяца пропусков, и учительница 4-го класса запротестовала…
После окончания в детдоме третьего класса записалась в Доме пионеров вначале в хоровой кружок, потом – в танцевальный, а ещё рисовальный, кройки и шитья, художественного слова. Один мой акварельный натюрморт был направлен на выставку детского творчества в Киев. Кружок кройки и шитья научил меня неплохо шить; и я, признаюсь, за всю свою жизнь ни одного купленного платья не сносила. Потом научилась вязать, что, опять же, в дальнейшем очень помогало нашему домашнему бюджету… Всё, что я видела, ощущала и слышала в те годы, оставило в моей памяти незабываемый след. Поэтому я к ним без конца возвращаюсь в своих стихах. В 26 лет, без музыкальной подготовки, не имея в доме музыкального инструмента, поступила в музыкальное училище на отделение хорового дирижирования, окончив его лишь в 31 год, когда мой старший сын перешёл в шестой класс, а младший – в пятый. Так мы всей семьей и учились. Работала в оперном театре в хоре и писала свои песни. Всего их у меня – 62, из них одна песня на стихи С. Есенина, а пять песен – на стихи Махтум-Кули Фраги.
Первые мои поэтические строчки ещё в Детском доме были дополнением к ставшей впоследствии известной и популярной в народе песне:
«Ой, при лужке, при луне…»
«А наутро всё село,
Всё село узнало,
Что казачка казака
Крепко обнимала».
Когда спустя десятилетия я услышала эту песню с моими словами в автобусе, я просто расплакалась. Тогда мы ехали на уборку картошки (в советское время сложилась добрая традиция: город брал шефство над селом в помощи по уборке урожая – прим.редакции). Пылища просёлочной дороги, лица все укутанные, и слёз моих тогда никто не заметил. Да и что бы я тогда сказала моим коллегам?!.
С песнями и со стихами много лет ходила по школам г. Ашхабада, в местечко Фирюза, Гаями. Произведя обмен квартирами, на какое-то время переехала со своими детьми на Урал, в г. Асбест, где работала в вечерней музыкальной школе преподавателем теоретических дисциплин и вела общее фортепиано. К тому времени у меня были уже баян и пианино «Урал». Ученикам пыталась привить любовь к творческому мышлению. Они сочиняли мелодии на свои рисунки, на стихи из детских журналов, подбирали к ним по слуху аккомпанементы. Изображали акварелью то, о чём поют на уроках сольфеджио. Дети с удовольствием занимались всем этим, старались друг перед другом, и их сочинения были очень оригинальными. Было здорово видеть их счастливыми. Не секрет ведь, что многих детей насильно заталкивали в «музыкалку», а такое творческое разнообразие в занятиях помогало мне избегать нежелательных пропусков и невыполнения домашних заданий… А когда мы пели гаммы в терцию и трезвучия, то двери всех классов распахивались, чтобы послушать нас…
По местному радио в г. Асбесте я исполняла свои стихи и песни… Там же, на Урале, в 1993-ем году получила ГРАН-ПРИ за песню: «Серёжа»… До перестройки и распада СССР печаталась в газетах: «Вечерний Ашхабад», «Туркменская Искра», в литературном журнале «АШХАБАД», также регулярно выходили в свет подборки моих стихов в журналах «Собеседник», « Возрождение», в том числе публиковались переводы моих стихов на туркменском языке. Кроме того, 40 лет отдала рабкоровской работе. Мои фельетоны занимали подвалы в « Комсомольце Туркменистана». Десятки рассказов о тружениках, ветеранах войны Ашхабада опубликованы ещё при их жизни.
И все эти годы Муза словно ходила со мной рядом и тормошила, заставляя писать о том, что вижу, чувствую, вспоминаю… Да, не было у меня розовой ночной колыбельки, престижной школы, МГУ в Москве, Гарвардского Университета… Не было «Чистых прудов», Эрмитажа, Лувра! Не было «Ясной Поляны», Болдина! Не было кандидатских и академических званий! И многого, многого другого тоже, увы, не было! Был стог прошлогодней соломы, землянка в балке, Детский дом, злобная училка, выжившая меня из школы только потому, что я могла решать задачки в уме, а записать мне их не на чем было, ШРМ (школа рабочей молодежи) и однокомнатное жилище в гадюшнике…»
Как видим, друзья, совсем не баловала жизнь Любовь Фёдоровну, но это её нисколько не сломило и не ожесточило, а напротив – закалило и привило и как человеку, и как автору своих литературных произведений (в её литературном багаже несколько тысяч стихотворений и поэм, десятки вышедших в свет собственных сборников – рассказов, стихов, сказок, фантастики) доброту, гуманность и веру в светлое и позитивное. Всего в жизни ей приходилось добиваться собственным трудолюбием и неукротимым стремлением к прекрасному, возвышенному
Да, всё верно: Любовь Фёдоровна наделена Всевышним многогранным талантом: и поёт (кстати, и по сей день), и рисует, и пишет стихи, прозу, сказки…
Так сложилась судьба, что большую часть своей жизни Любовь Фёдоровна трудилась и творила в Туркменистане (в том же, возрождённом из руин г. Ашхабаде). Поэтому нередко в её рассказах и стихах перемежаются сочные краски южного колорита с выдержанными тонами безбрежных российских равнин, полей, лесов и рек… И лишь несколько лет назад она вновь вернулась к родным и близким на свою историческую родину – Урал, г. Асбест. Можно сказать, что эта незаурядная женщина – яркий пример того, как можно прекрасно уживаться с людьми разных народов и национальностей, если во главу угла отношений ставить общечеловеческие ценности, понятные и близкие каждому, у кого – отзывчивое сердце и добрая, светлая душа.
Несмотря на долгие прожитые годы, публиковать, издавать свои цельные, серьёзные, добротные вещи Любовь Фёдоровна Ларкина стала относительно недавно, то есть с нулевых лет XXI века.
Теперь, познакомившись вкратце с биографией автора, вам, дорогой читатель будет легко ориентироваться и в ее творчестве, в котором явно прослеживаются ее жизненные вехи и события, связанные с Украиной (период детства, выпавшего на тяжелейшие военные и послевоенные годы), Туркменией (Туркменистаном) и Уралом (молодые и зрелые годы, когда, в силу различных жизненных обстоятельств, приходилось разрываться между Россией и Туркменией), и лишь на склоне лет Любовь Фёдоровна воссоединяется со своими детьми и внуками, её мятущейся творческой душой был сделан окончательный выбор в пользу российских долин, гор и рек; о чём прочитаете здесь такие вот проникновенные строчки восхищения, идущие от авторского сердца:
«… Благословенная страна Уральских гор,
Валдайская, сибирская и Волги!
Мой путь к тебе в полвека очень долгий,
Благословенная страна Уральских гор!..»
Да, особо, конечно, стоит подчеркнуть, что автор – человек верующий, а потому её творческий труд вольно или невольно проходит как бы под покровительством Всевышнего, к которому она обращается в стихах постоянно; божественное и духовное ненавязчиво, сквозным образом проходит через всё её творчество.
Думается, суть творческих работ Любови Фёдоровны Ларкиной кроется вот в этом её высказывании (из стихотворения «Машинка»):
«… А в строчках – радость и печали,
И вся история сама.»
Как говорится, коротко и ясно, лучше и не скажешь, поскольку действительно на протяжении вдумчивого и внимательного чтения всего трёхтомника вы будете испытывать как радостные чувства, так и грустные, печальные (к счастью, радостные превалируют по причине авторского оптимизма: несмотря ни на что, поэт прославляет жизнь и верит в лучшее в ней: «Не теряй надежд напрасно: Лишь они нас вдохновляют!»
А что касается истории (как в глобальном, так и в личностном смыслах), то она явно прослеживается в книгах; особенно трогательно звучат авторские признания о ней самой и её семье:
«Спасибо, жизнь, что часто меня била,
Что унижала. Было нелегко!
Но иногда над грязью возносила,
И я парила очень высоко.
Но и того душе моей хватило,
Чтобы для песни силы отыскать,
Чтоб от восторга сердце трепетало,
И слово утешеньем могло стать.»
……………….
«Когда-то радость приносили
Мне смех открытый сыновей,
Их аппетит и шаловливый
Характер школьных светлых дней.
Проблем особых не бывало,
Хоть с нами не было отца:
Он променял нас очень рано
На водку, женщин без лица!..»
……………….
«О ком тоскует горная гряда,
И прядь седую распустила мята
В ручей, где леденящая вода.
От этих дум и мне тоскливо тоже,
И холодеет слабая душа:
Не стать мне вновь стройнее и моложе,
Подошвами полвека прошуршав.»
……………….
«…Благодарю тебя, читатель дорогой,
Что личной жизни скромные уроки
Из любопытства ты прочесть готов.
Не мучает ничтожная тревога,
Что родилась я нищей и умру.
Лишь губит и терзает бледность слога,
Который я осилить не могу.
Неуловимы прихоти Вселенной,
Капризной Музы драгоценный дар,
Лишающий рассудка на мгновенье,
Рождающий в душе моей пожар.
Так и живу я на краю стихии,
Готовая спастись иль умереть,
Не забывая про дела лихие,
Что потеряла, что могла б иметь…»
……………….
«Я скажу вам, коль выдался случай:
– Рано! Рано меня хоронить!
Хоть дорога все выше и круче,
Но я жизнь продолжаю любить.
И не тем, что слагаются вирши,
А обычною детской мечтой,
Что меня мой Господь вдруг услышит
В этой жизни, а может, в другой.
И не тем, что я белой вороной
Возмущала болотную гниль,
Утопая в тоске той зеленой,
Расчищая для солнышка синь.
Я не нищая! Все это знают,
Ведь богатство мозолит глаза.
В одном платье весь год щеголяю,
И ступню омывает роса.
До меня газетенкам нет дела:
Хоть в мозолях кровавых рука,
Моя слава еще не созрела,
Чтоб на разных склонять языках.
Поцелуи теперь только в щечку,
Но могу крепко руку пожать.
Моей жизни работает счетчик,
Но не стоит о том горевать…»
Стихотворение «ИВАНОВ ИВАН», в силу его гениальности (удалось в небольшом по объему творении вместить правдиво, просто и доступно для всех нас историю величайшего в мире советского государства – через призму его невыдуманного героического прошлого), уместно здесь будет привести целиком:
«Жил был в России Иванов Иван,
В трёх революциях кровь проливал,
И отступил перед ним капитал!
Был у Ивана сыночек Иван.
Зимний в семнадцатом он штурмовал,
И от Антанты страну отстоял.
Как сорок тысяч, ушёл он в село.
Там для Отчизны растил он зерно…
Выстрел! И сердце огнём обожгло.
Батя броню для Отчизны копил.
Сын же за хлебушек жизнь положил,
Но ничего он взамен не просил!
Горько, неведомо, как подрастал
Внук самый милый – Иванов Иван.
Дед у Ивана всё плавил металл.
Галстук горел на ребячьей груди.
Вдруг сворой черной фашисты пришли,
И под бронею поля полегли…
Кровью наполнилась чаша до дна.
Внучек Иванов меж тем подрастал
И к партизанам дорогу узнал.
Был он разведчиком, был и связным,
Но полицаем был схвачен одним,
Как чёрный коршун, спустился над ним!
Долго в застенках пытали огнём,
Но его тайна осталась при нём!
Жизнь оборвалась вдруг пасмурным днём…
Врага разгромили – ПОБЕДА пришла,
И мирная пашня зерном проросла!
И слава героев повсюду нашла.
В поле, где ноги Иванов прошли,
Алые маки весной расцвели.
Годы над прахом их былью легли.
Если увидишь, где мак полевой,
В грустном молчании в поле постой.
Пусть светлой памятью дом будет твой!»
Среди представленных в избранном собрании сочинений тем также стоит выделить следующие. Прежде всего, конечно же, хочется отметить огромную, неисправимую любовь автора к природе, которую Любовь Ларкина не только боготворит и ценит, с которой дружит и общается, но и прекрасно знает. Это хорошо прослеживается в самих стихах. Нередко поэт обращается к природе, как к лицу одушевленному, дорогой и любимой подруге, другу:
«… Здравствуй, зимушка-зима!
Вдоль дороги спят дома,
Завернувшись в чудо-шубы,
Натянув шарфы на губы.
Ах ты, зимушка-зима,
Где гуляла, где была?
По каким мела дорогам,
Заметала чьи пороги?
Где с морозом повенчалась,
Как в любви ему призналась?»
……………
«Налетел осенний ветер,
Оголил бесстыдник рощу.
И прощай, прости нас, лето, –
Моросящий здравствуй, дождик!»
…………
«Здравствуй, лес!
Здравствуй, радость моя!
Здравствуй тысячу лет,
Здравствуй тысячу раз:
Я люблю тебя, лес!
Я горжусь тобой, лес!
Я живу тобой, лес!..»
……………
«… Новой жизни торжество
На пригорках зеленеет,
Чувствую с травой родство:
К солнышку тянусь смелее.
Здравствуй, солнце! Здравствуй, лес!
Здравствуй, облачко над полем!
У весны столько чудес
И веснушек в моём доме!»
……………
«Всё для вас: ущелья, горы,
Виноградники, сады,
Копетдагские просторы,
Мои скромные труды.
Всю любовь мою, уменье
Вам и Богу я дарю:
Вы не жаждете измены,
И не спрячет Бог зарю…»
Согласитесь, друзья, что такие одухотворённые стихи, насыщенные позитивным зарядом, не могут не вызывать в душе восторг и радость, очищают её от всего наносного и зловредного.
Теме войны и мира тоже уделяется в сочинениях немало места, авторских усилий, рассуждений-осмыслений и призывов, поскольку она, война проклятая, можно сказать, безжалостно прошлась катком по-живому в её семье с самого раннего детства Любы, когда они с младшим братиком Витей и мамой находились под оккупацией врага на территории Украины, а отец сгинул, погиб на фронте. А потом – послевоенное, полуголодное, нищенское существование на грани смерти: девочка с мамой выжили, а братика схоронили…
«Сказкой дивною вспыхнула жизнь!
Но начало её – у войны…
Мне всегда не хватало любви:
Ни в детстве, ни в юности, ни потом.
Я изгоем росла меж людьми,
Забитым и диким ростком…»
……………
«… Здесь война, как чума, прокатилась,
На земле столько горя и слёз…»
Поскитавшись, я в дом воротилась:
Всем несладко в ту зиму жилось…»
……………
«Я шла по февральскому саду.
Воронки чернели в снегу.
Война откатилась на запад,
Но слышен сражения гул.
В тот день под весеннею крышей
Блеснула дождём синева,
А небо всё дальше и выше
Несло облаков кружева.
Тогда в Гуляйполе* весною
Сады зацвели торопливо,
Как будто хотели собою
Прикрыть дорогие могилы.
Спешили с фронтов похоронки,
И плакали вдовы, чернея,
И молча все слушали сводки,
Желая погибель злодеям…»
……………
«Растеклась по дорогам теплынь.
В лёгком мареве тонут просторы,
И купается в травах полынь,
Пахнут горечью синие взоры.
От того ли, что горечь земли
Ты впитала своими корнями,
От того ли, что слёзы прожгли
Этот край горемычными днями?
Ты под танки бросалась в войне,
Защищая святую твердыню,
И горела, как порох, в огне,
Но не стала врагу ты рабыней!»
……………
«Дороги и небо
Уже не забыть,
Когда лишь мгновенье –
И мне бы не жить!
Тогда над Россией
Гремела война,
Со страшною силой
Вздымалась земля,
И падали листья
Тяжёлым свинцом,
И серая мглистость
Со вздутым лицом.
И сквозь непогоду
Безумной войны
Я вышла в дорогу
С цветком лебеды…»
Кстати, о лебеде. Нынешним благополучным поколениям, пресыщенным от продовольственного изобилия, возможно, в диковинку будет узнать, что во времена военных лихолетий и реального голода эту незамысловатую, казалось бы, сорную траву, как и крапиву, люди с успехом использовали в качестве пищи, и она многих спасала от истощения и голодной смерти. Потому-то Любовь Фёдоровна с таким почтением пишет о той же лебеде, посвящая ей в сборнике целые гимны и оды:
«Обломками тысячелетий
Карабкались города,
Менялись народы, наречья,
Но вечно цвела лебеда!
Неброское дней украшенье
Развалин и старых домов,
Вокруг выпасов и селений –
Кормила сироток и вдов.
И в прошлом растрёпанном веке
Спасала от смерти людей.
Заботилась о человеке:
Природа сильнее врачей!
И мне довелось отведать
Её в те военные лета…»
……………
«Словно соль и горечь всей земли
Вытянули корни лебеды,
И малиновый несут в себе рассвет
На плечах земли в годину бед.
Те рассветы росные в дыму
Проклинали страшную войну.
Та, что хлебом нам была в нужде –
Кланяюсь солёной лебеде!
Не цветы нас звали в пустыри,
А побеги сочной лебеды.
Если б не было её, так быть беде.
Кланяюсь, кормилица, тебе!..»
Ещё одна острая тема, поднятая автором и которая заслуживает читательского внимания по причине её вечной актуальности в России, – повального воровства. Воруют без зазрения совести у нас действительно часто и много, нередко по-крупному, отчего творческий человек, неравнодушный к делам и заботам своей Родины, не может молчать. На сей счёт Любовь Фёдоровна выразилась просто и гениально:
«Воровать простительно голодным,
Но теперь воруют господа!
Да и раньше властью наделённый
Набивал валютою мешки,
А теперь, свободой окрылённы,
Грабят всё, и даже рудники!»
………………….
«В молодые годы
Все подвластны моде.
Горькую не пили,
Мальчиков любили.
Жили, не тужили
И пешком ходили.
Воровали понемногу:
Всё делили очень строго.
А теперь, поди ж ты, –
Короли да фишки!
Времена теперь настали –
Всю страну разворовали…»
………………….
«Сценаристы – садисты!
Режиссеры – садисты!
Актёры – садисты!
Продюсеры – садисты!
Сериалами кровавыми
Все каналы забиты!
Что с культурою стало?
Кто вправляет мозги нам?
Кто садизму нас учит,
Воровать, убивать?..»