Полная версия
Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса
Владимир Барабанщиков
Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса
Рекомендовано Ученым советом Высшей школы психологии в качестве учебного пособия по курсу «Общая психология»
Рецензенты:
В.И. Панов – член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией Психологического института РАО
А.В. Карпов – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова
© Когито-Центр, 2006
Предисловие
Психология восприятия имеет многовековую историю и принадлежит к числу наиболее разработанных областей психологической науки. Здесь сконцентрирован огромный фактический материал, сложился внушительный арсенал методов экспериментального исследования, предложены десятки специальных теорий. Вместе с тем эта область не лишена «белых пятен», к числу которых относятся представления о перцептивном процессе.
Несмотря на широкое употребление словосочетания «процесс восприятия», понятие перцептивного процесса остается неопределенным. Восприятие понимается абстрактно как динамика или изменение вообще, вне конкретного времени, безотносительно к свойствам и состояниям человека. Как целое перцептивный процесс неизвестен, а его природа отождествляется с динамикой отдельных сторон: приемом и переработкой информации, возникновением и разрушением гештальта, действием, нейродинамикой, активностью органов чувств и т. п. Главы или хотя бы параграфы, посвященные процессуальной стороне восприятия, отсутствуют не только в учебниках по общей психологии, но и в специальных руководствах.
Подобное положение дел ощутимо сдерживает развитие науки, а вакуум психологического знания заполняется либо соображениями здравого смысла, либо представлениями смежных дисциплин – физиологии сенсорных систем, информатики, эстетики, логики и др. Складывается впечатление, что психология восприятия не имеет собственной онтологической основы и занята коллекционированием феноменов, эффектов или иллюзий. Самостоятельность старейшей области знания вызывает сомнения.
Описанная ситуация во многом обусловлена принятым стилем научного мышления, в рамках которого выполнено подавляющее большинство исследований. Восприятие полагается как разновидность познания – ее непосредственно-чувственная ступень, а главная проблема исследования видится в описании: а) строения и структуры перцептивного образа и б) способов превращения воздействий среды в факты индивидуального сознания. И в том, и в другом случае восприятие рассматривается с точки зрения своего продукта как уже сложившееся образование, отражающее свойства независимо существующего объекта. Соответственно, перцептивный процесс выражает лишь внешнюю связь объекта и образа, образа и действия, образа и свойств (состояний) личности, которая выносится за скобки анализа, но всегда подразумевается.
Между тем, в последние десятилетия получен большой массив экспериментальных данных, убедительно показывающих динамизм отношений объект-образ и теснейшую взаимосвязь восприятия с другими психическими процессами, состояниями и свойствами личности. В ходе восприятия складывается не только образ объекта, но и сам этот объект, и субъект восприятия. Перцептивный процесс преодолевает рамки исходного явления и открывается как феномен бытия человека, в котором познавательное отношение играет роль необходимого момента или звена. Процесс восприятия (его внутреннее устройство, логика развития, свойства, детерминация и др.) становится центральной проблемой психологической науки.
Книга, предлагаемая Вашему вниманию, призвана восполнить недостаток знаний о процессуальности восприятия как психического явления. Она решает две задачи.
Во-первых, познакомить читателя с широким полем современных исследований перцептивных явлений: экспериментальными данными, концепциями, парадигмами. С сожалением приходится констатировать, что учебники (главы), посвященные психологии восприятия, нередко напоминают руководства по истории данной области знания, используют архаичный язык, устаревший эмпирический материал и стиль мышления.
Во-вторых, раскрыть психологическое содержание, способы организации и развития перцептивного процесса. Его реконструкция выполняется на основе понятия «событие», которое выражает укорененность восприятия в процессах бытия, его продуктивность и уникальность.
Перцептивное событие реализует познавательную (непосредственно-чувственную) связь индивида со средой. Это целостный фрагмент (эпизод) жизни человека, имеющий собственное относительно независимое бытие (онтологический статус), внутренне дифференцированный, развернутый в пространстве и времени, включенный в цепь других событий. Чувственный образ – основной феномен восприятия – открывается здесь в единстве условий своего существования и развития как компонент сложно организованного целого.
Архитектоника события охватывает три плана восприятия: ситуационный, апперцептивный и имидженарный. Ситуационный план выражает совокупность объективных обстоятельств (детерминант) возникновения, становления, функционирования и преобразования чувственной данности индивиду определенного фрагмента действительности. Событие открывается как феномен жизнедеятельности индивида, принимающий вид решения перцептивной задачи, ориентировочно-исследовательского действия, поведенческого акта, коммуникации либо научения (формирования и закрепления навыка). Содержанием апперцептивного плана является генезис внутренних условий восприятия, интегрированных в самостоятельное целое. Он включает конативный (потребность в чувственной информации и отношение к ней), когнитивный (способы организации информационного содержания), исполнительный (перцептивный план, операциональный состав восприятия), диспозиционный (перцептивная установка) и рефлексивный (осознанность и контроль воспринимаемого) компоненты. Благодаря апперцептивному комплексу в восприятие вовлекаются другие модальности психики. Наконец, имидженарный план характеризует «судьбу» чувственного образа как противоречивого единства информационного содержания и форм его организации (перцептивного строя, схемы и плана). Он возникает на основе синтеза предпосылок, сложившихся в опыте предшествующих взаимодействий индивида со средой, проходит путь внутренней дифференциации и реинтеграции информационного содержания, выполняет функцию регулятора текущего поведения и преобразуется (снимается) в рамках сменяющего его чувственного образа.
Перцептивное событие выражает перцептогенез в широком значении этого слова. Наряду с развитием образа (узкое значение) он предполагает развитие как субъекта, так и объекта восприятия. Это позволяет связать восприятие с другими психическими процессами, состояниями и свойствами личности и вывести его вовне, в сферу отношений индивида со средой, человека с миром. Благодаря онтологическому основанию восприятие не только отражает события жизни, но и определяет их течение. Целостность события притупляет различия в известных характеристиках восприятия: отражение, действие, решение наглядной задачи, функция стимуляции, переработка информации и т. п. Каждая из них выражает отдельный срез перцептивного процесса в целом.
Понятие «событие» оказывается адекватным психологической природе процесса восприятия и в этом смысле весьма перспективным. Оно позволяет выразить наиболее важные характеристики перцепции – целостность и развитие, вписав ее в естественный поток жизни. В контексте идеи события традиционные проблемы восприятия открываются в новом ракурсе и предполагают новые способы решения.
Основу книги составляют фрагменты монографий, изданных автором ранее (Барабанщиков, 1990; 1997; 2002; 2004). Вместе с тем, опубликованные тексты подверглись значительной переработке, коснувшейся не только стиля и структуры изложения материала, но и его концептуального строя. В часности, автор отказался от использования важного для ранних работ понятия «перцептивная система», включив его содержание в основной теоретический конструкт – «перцептивное событие». По-новому представлена архитектоника события, особенно его центральное звено – апперцептивный комплекс. Иначе расставлены акценты в описаниях вертикальной структуры события, более точно прописана темпоральная организация перцептивного процесса, развернуты следствия, вытекающие из предлагаемой концепции. По существу, это новая редакция онтологического подхода к исследованию восприятия человека.
В отличие от прежних изданий, данная книга целиком посвящена теории перцептивного процесса. Условно она состоит их трех частей: расширенного введения в проблему (глава 1), изложения принципов организации и развития перцептивного процесса (главы 2–4) и их конкретизации на примере микропроцесса зрительного восприятия (глава 5). Более детальное эмпирическое обоснование концепции можно найти в других публикациях автора.
Учебное пособие адресовано магистрантам, аспирантам и соискателям, готовящимся к экзамену кандидатского минимума по общей психологии. Оно может быть полезным студентам факультетов психологии при освоении базового курса «Психология ощущения и восприятия», а также тем, кто интересуется проблемами современной психологической науки. Готовя материал к печати, автор учел личный опыт преподавания данной тематики на факультетах психологии МГУ, Высшей школы психологии, Института психоанализа, МосГУ, СГУ, МГСА и других ВУЗов.
Представляемый труд издан по инициативе и при содействии Высшей школы психологии, с которым автор сотрудничает много лет. Особую признательность хотелось бы выразить Татьяне Николаевне Савченко и Илье Львовичу Базенкову, создавшим в этом учебном заведении доброжелательную творческую атмосферу, содействующую не только эффективной подготовке профессиональных психологов, но и развертыванию научных исследований. Автор выражает глубокую признательность генеральному директору издательства «Когито-Центр» Виктору Исаевичу Белопольскому, с которым его связывают давняя дружба и совместные научные исследования.
Техническая подготовка рукописи к печати выполнена К.И. Ананьевой.
Глава I
Процессуальность восприятия: феномен, теоретическая реконструкция, методология исследования
Окружающая действительность представлена каждому из нас в непосредственно-чувственной форме: многообразием красок, звуков, запахов, прикосновений или боли. Эти впечатления структурированы в пространстве и времени, носят предметный характер и обнаруживаются там, где локализуется их источник – в среде, внутри или на поверхности тела. Как элементы внутреннего мира, они включены в организацию психической жизни человека, и потому все, что касается его природы и отношений к действительности, предполагает чувственную основу, или перцептивную составляющую.
1.1. Восприятие в системе бытия
Восприятие выражает непрекращающуюся связь индивида со средой, человека с миром, в рамках которой среда, мир непосредственно открываются человеку и оказываются доступными ему. Благодаря восприятию живые существа становятся причастными действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность. В каком-то смысле жизнь и восприятие жизни неразличимы. Можно потерять зрение или слух, но нельзя лишиться самой способности воспринимать.
Из сказанного следует, что, во-первых, предметом восприятия являются события жизни человека – фрагменты или эпизоды его бытия; во-вторых, самое восприятие осуществляется в форме события, т. е. конкретного фрагмента или эпизода жизни. Превращение действительности в элемент чувственного опыта сопровождает собственная судьба элемента, его включенность в поток конкретного времени, обусловленность другими психическими явлениями и активностью индивида.
Восприятия «привязаны» к обстоятельствам жизни, воздействующим на органы чувств, обусловлены ими. Вместе с тем, они являются частью психики и подчинены логике ее организации и развития. Внешнее и внутреннее как бы соприкасаются друг с другом в точке настоящего – здесь и теперь, сохраняя зыбкое равновесие.
Фундаментальные отношения и качества перцептивных явлений
Подобно другим психическим явлениям восприятие включено во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира и обусловливается ими (Рубинштейн, 1957). Поэтому чтобы дать сколь-нибудь глубокую характеристику феномена, его необходимо рассмотреть в системе фундаментальных отношений: 1) к действительности, в которой пребывает человек, 2) к воспринимающему действительность индивиду, 3) к формам его активности и 4) к телесной организации. Каждое из отношений позволяет выделить особую группу качеств и описать особый класс закономерностей восприятия.
Психофизическое отношение. Для воспринимающего индивида действительность, бытие существует в формах среды (внешней и внутренней) или мира, определяющих его поведение. В отличие от природной среды мир создается руками людей и включает продукты культуры, в том числе язык и систему социальных отношений. Соответственно, действительность описывается в терминах физико-химических свойств, экологических событий, вещей и взаимоотношений между людьми. Действительность играет роль источника информации о предметах и событиях; то, что мы воспринимаем, в значительной степени «навязывается» нам извне (Сеченов, 1952). Самое же восприятие квалифицируется как репрезентация (воспроизведение) или образ действительности. В более привычной для отечественного читателя традиции психофизическое отношение фиксируется понятием отражения, т. е. представленности бытия в человеке (Ананьев, 1982; Леонтьев, 2000, Ломов, 1984; Рубинштейн, 1957). Однако содержание отражения – образы предметов, людей и событий – никогда не бывает изоморфным действительности; оно подвергается селекции, деформинируется, «теряет» отдельные звенья, и вместе с тем включает знание об отсутствующих элементах, связях и отношениях. Это означает, что продукт восприятия имеет собственную организацию и подчиняется не только внешним, но и внутренним обстоятельствам.
Аксиологическое отношение. В отличие от физических вещей и событий перцептивные явления не существуют сами по себе. Они всегда чьи-то, кому-то принадлежат. В качестве носителя восприятия, его субъекта выступает конкретный индивид, отражающий действительность. Именно он инициирует перцептивный процесс, управляет им и распоряжается продуктами восприятия. В рамках аксиологического отношения феномен восприятия принимает вид переживания. Что-то человека привлекает, а что-то отталкивает, что-то нравится, а что-то – нет. За переживаниями стоят позиция человека и его отношение к действительности. Поэтому содержание восприятия всегда пристрастно. Оно носит избирательный характер и структурируется в соответствии с потребностями, намерениями, ценностями и ожиданиями людей. Сам же перцептивный процесс включает эмоциональный компонент и смысловые образования личности. Хотя ощущения и восприятия открываются человеку как качества вещей, они являются и характеристикой воспринимающего субъекта.
Праксиологическое отношение. Активность или направленное взаимодействие человека с действительностью принимает формы поведения, деятельности, общения, игры или созерцания. Любая из них инициируется потребностью человека, предполагает цель, средства и способы ее достижения. Активность выполняет роль основания перцептивной динамики: что и как воспринимается индивидом зависит от того, что и как он делает, с кем и как общается или играет. Так или иначе, структура поведения отпечатывается в структуре образа. Соответственно, мотивы, цели, способы выполнения действий являются такими же детерминантами восприятия как форма, величина, удаленность или цвет элементов окружающей среды. В рамках праксиологического отношения феномен восприятия обнаруживает еще одно фундаментальное качество – способность ориентировать индивида в наличной ситуации и регулировать текущее поведение. В этом заключается назначение восприятия как психического явления. Обратим внимание, что оно не только строится на основе активности индивида, но и само выступает в качестве ее разновидности. Восприятие имеет внутренний план, позволяющий строить образы действительности и прогнозировать развитие внешних событий. Благодаря активности оно проявляется и внешней стороной: в сканирующих движениях глаз, касаниях, интонировании и т. п.
Психофизиологическое отношение. Данное отношение проявляет морфо-физиологический субстрат восприятия: констелляцию сенсорных систем, включающих органы чувств, различные структуры мозга и двигательные компоненты (мышечные аппараты глаз, рук, шеи, горла и т. п.). Феномен восприятия предстает в качестве функции подобной констелляции, обнаруживая зависимость от организмических процессов. Для самого воспринимающего эти процессы как бы не существуют, оказываются снятыми. В образе нет «ни грана вещества». Вместе с тем психофизиологическое отношение имеет и более широкое значение: отношение восприятия к телу человека. Последнее выступает как опора или своеобразное окно в мир, связывающее индивида с его непосредственным окружением. Оно является продолжением мира в человеке и, одновременно, способом полагания человека в мире. Тело выполняет роль «универсального измерителя» (Мерло-Понти, 1999) наличного бытия, структурирует его, поддерживает его целостность и гармонию. С этой точки зрения восприятие оказывается функцией тела как такового, обладающего физическими, биологическими и социо-культурными свойствами.
Включаясь в разные отношения бытия, феномен восприятия открывается разными гранями и описывается с помощью различных понятий. Восприятие многокачественно и потому многомерно. Каждое измерение проникает в другие и обусловливается ими. Взаимоопосредствуются и образуют самостоятельное целое «онтологические опоры» восприятия – объективная действительность, воспринимающий индивид и способы их взаимодействия. В данном контексте восприятие выступает не только как проявление бытия, но и как самое бытие.
Голографичность восприятия
Чувственная данность действительности изначально вписана не только во внешний, но и во внутренний мир человека. Она представляет его фрагмент, или органическую часть, подчиняется законам его организации и развития.
Хотя традиционно восприятие относится к числу познавательных процессов, по своему содержанию и функциональным возможностям оно значительно шире. Перцептивные явления включают и состояния индивида (установки, эмоции, внимание, волевой компонент), и его психические образования (перцептивный опыт, умения, навыки), и свойства личности (перцептивные способности, черты характера, направленность). Поэтому дифференцировать восприятие как самостоятельную область знания весьма непросто.
Трудности демаркации возникают и внутри познавательной сферы. В частности, в восприятии обнаруживаются ключевые признаки мышления – опосредованность и обобщенность. Так или иначе, чувственный образ преломляется прошлым опытом, потребностью, установкой и т. п.; непосредственного восприятия в строгом значении этого слова не существует (Брунер, 1977; Надирашвили, 1976). Наряду с уникальностью и неповторимостью содержания, каждый акт восприятия включает момент обобщения, фиксируемый в перцептивных категориях (Найсер, 1981; Norman, 1981). Подобно мышлению восприятие проявляет себя как процесс решения задачи, причем характеристики перцептивного процесса и наглядно-действенного мышления во многом совпадают (Arnheim, 1984).
В силу многомерности перцептивных явлений их классификации носят множественный, часто условный характер. В разных системах фундаментальных отношений основания классификации оказываются различными. Так, в зависимости от особенностей элементов среды или мира различают восприятие формы, величины, движения, удаленности. По-разному даются человеку физические, экологические и социальные события. В зависимости от модальности сенсорных систем дифференцируют зрительное, слуховое, тактильное и др. восприятия. По характеру отношения к активности говорят о произвольном или непроизвольном перцептивном процессе. Он может воспроизводить структуру деятельности, общения либо игры. В зависимости от установок человека восприятие оказывается аналитическим (расчленяющим) или синтетическим (объединяющим элементы среды), а его субъект – полезависимым либо поленезависимым и т. п.
Сказанное позволяет заключить, что границы восприятия и остальных психических явлений в значительной степени размыты. Восприятие вбирает в себя другие модальности психики, распространяя на них свое влияние. Психика как целое проявляется в восприятии в преобразованной форме. В этом смысле оно голографично. Целое, заключенное в своей части, обладает двумя неординарными свойствами: подчиняется основной функции – чувственному воспроизведению действительности и ориентировки в ней – и открыто любым модальностям и отправлениям психики. Это позволяет ему выполнять роль связующего звена между феноменом восприятия и его жизненной основой, с одной стороны, между восприятием и остальными психическими явлениями – с другой, между восприятием и формами активности человека – с третьей. Рассматриваемое целое выражает совокупность внутренних условий восприятия, взятых в их естественной взаимосвязи и взаимоотношении. Чувственная данность действительности как бы упакована в многокачественный элемент опыта, благодаря которому в каждый момент времени индивид сориентирован и в мире, и в себе самом.
Таким образом, онтологически (на уровне основания базовых детерминант) восприятие выступает как разнокачественная молярная единица, включенная в контекст жизни индивида и имеющая опору как во внешнем, так и во внутреннем мире. Можно выделить три взаимосвязанные плана восприятия: 1) собственно феномен, 2) преобразованная форма психики, в которую он включен, и 3) структурное основание, обеспечивающее их существование (субъект восприятия, его объект и способы их взаимодействия). В силу целостной природы перцептивных явлений их нельзя свести ни к отдельным характеристикам (образу, переживанию, действию или функции), ни к их внешнему объединению.
Восприятие как процесс
Последовательная смена чувственных впечатлений – первая и наиболее общая характеристика восприятия как психического процесса. Строго говоря, восприятие не может существовать в неизменной форме. Любая его определенность представляет момент родового движения, требующий времени и для возникновения, и для выполнения необходимой функции, и для преобразования.
Было бы неверно, однако, представлять перцептивный процесс как непрерывную цепь инноваций. Пестрый и на первый взгляд хаотичный поток чувственных впечатлений обеспечивает ориентировку индивида только в том случае, если эти изменения носят закономерный, устойчивый характер. Процесс восприятия выражает единство изменчивости и устойчивости, в котором изменчивости принадлежит ведущая роль.
Проблема процессуальности представляется стержневой для всей психологии восприятия. Как бы детально ни исследовались отдельные компоненты, «категории», свойства перцепции (например, воспринимаемый цвет, величина, форма), их взаимосвязи (в частности, интермодальное взаимодействие) или же структуры (гештальты, схемы), без обращения к их движению объяснить восприятие невозможно. В «логике понятий» оно оказывается безжизненным, неподвижным и потому с трудом приложимо на практике.
Процессуальность восприятия постоянно отмечалась классиками психологической науки. Особое внимание ей уделяли И. Гербарт (1895), Г. Спенсер (1876), В. Вундт (1880), У. Джеймс (1902), А. Бергсон (1913), Э. Титченер (1914), смотревшие на восприятие как на непрерывный ряд переживаемых состояний сознания.
Естественно-научная традиция изучения восприятия как процесса связана с именем И.М. Сеченова, согласно которому любое психическое явление развертывается во времени, т. е. имеет начало, продолжение и конец. Выявление способов движения психического, открывающегося субъекту в формах ощущения, восприятия, мысли, представления или чувства, рассматривалось им как одна из главных задач психологической науки (Сеченов, 1952).
Применительно к восприятию, идеи И.М. Сеченова экспериментально разрабатывались Н.Н. Ланге (1893), М.П. Никитиным (1985), Б.Г. Ананьевым (1960), П.О. Макаровым (1947), М.Д. Александровой (1953), Б.Ф. Ломовым (1966), Л.М. Веккером (1974), Б.М. Величковским (1982) и др. Было показано, что чувственный образ не является застывшим отпечатком действительности, а развивается в направлении все большей адекватности и полноты; установлены фазы перцептивного процесса и условия перехода с одной фазы на другую. Выявлено, что соотношение внешних и внутренних детерминант перцептивного микроразвития зависит от текущей фазы восприятия.