bannerbanner
Антология суицидологии. Основные статьи зарубежных ученых. 1912–1993
Антология суицидологии. Основные статьи зарубежных ученых. 1912–1993

Полная версия

Антология суицидологии. Основные статьи зарубежных ученых. 1912–1993

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

2

С наибольшим почетом (лат.).

3

Первое впечатление Сатаны от ада после низвержения ангелов тьмы с небес Мильтон описывает следующим образом:

Мгновенно, что лишь Ангелам дано,

Он оглядел пустынную страну,

Тюрьму, где, как в печи, пылал огонь,

Но не светил, и видимою тьмой

Вернее был, мерцавшей лишь затем,

Дабы явить глазам кромешный мрак,

Юдоль печали, царство горя, край,

Где мира и покоя нет, куда

Надежде, близкой всем, заказан путь,

Где муки без конца и лютый жар

Клокочущих, неистощимых струй

Текучей серы.

Джон Мильтон. «Потерянный рай».

Кн. I, 11, с. 59–69. Пер. А. Штейнберга

4

Необходимое условие (лат.).

5

«Комитет» – группа, которую организовал З. Фрейд, привлекая самых известных и наиболее близких ему по взглядам коллег для сохранения целостности психоанализа после его смерти. (Здесь и далее: сноски, помеченные звездочками – Прим. ред.)

6

1. Подобно Королеве, Императрица является хорошо известным бессознательным символом матери.

7

Приведенное Джонсом стихотворение представляет собой монолог Елены Прекрасной из «танцевальной» поэмы Гейне «Доктор Фауст». См.: Гейне Г. Лорелея. СПб.: Кристалл, 1999. С. 401.

8

2. Подразумевающаяся здесь связь между садизмом и копрофилией подробно обсуждается в более поздней статье, публикуемой в качестве главы XXXI Papers on Psycho-Analysis того же автора, 2-е издание.

9

3. Многочисленные примеры этого можно найти в: Hanusch. Zeitschrift fur deutsche Mythologie // Jahrgang. V. IV. P. 200; Hock. Die Vampyrsagen und ihre Verwertung in der deutschen Literatur (1900). P. 24, 37, 43; Hors. Zauher-Bibliothek (1821), Erster Teil. P. 277; Krauss. Slaviscfie Volksforschungen (1908). P. 130; Sepр. Occident und Orient (1903). P. 268.

10

4. Один из моих пациентов с интересом предвкушал, что откроет в загробном мире авторство «писем Юниуса»! (Письма Юниуса – серия анонимных писем, публиковавшихся в одной из лондонских газет в 1768–1772 годы, критических по содержанию в отношении министров короля Георга III. Их авторство до сих пор не установлено, хотя приписывается ряду оппозиционных английских интеллектуалов той поры, например, Эдмунду Берку, Эдварду Гиббону, Филипу Фрэнсису и др.)

11

5. О тесной связи между ассоциациями истины и наготы см.: Furtmuller. Zeitschrift fur Psychoanalyse (1913). Bd. I. P. 273.

12

6. Возможно, интересен тот факт, что фамилия женщины, с которой фон Клейст отправился в свое путешествие в вечность, была Фогель, что значит «птица».

13

Значение «сходить по-большому», «сходить в туалет» в английском языке передается словом «movement», в русском у слов «испражнение» и «упражнение» имеется общий корень.

14

7. Эта ассоциация играет важную роль в часто встречающемся симптоме, известном под названием «Reisefieber» (состояние смешанных чувств радости, тревоги и волнения перед предстоящим путешествием), и близких к нему сновидениях, посвященных «упаковке вещей».

15

8. Стоит отметить, что вульгарное обозначение этого акта в немецком языке является этимологически близким к слову «стрелять».

16

9. С момента написания данной статьи то же было высказано в двух монографиях, опубликованных в Jahrbuch der Psychoanalyse.

17

10. Стоит отметить, что вульгарное слово, обозначающее этот акт как в английском, так и немецком языках, напоминает немецкое слово «путешествовать», «Fahrf».

18

11. То есть Торонто.

19

12. См.: раздел I выше.

20

13. См.: Journal of Abnormal Psychology. 1912. April.

21

14. См.: Jones E. Papers on Psycho-Analysis. 1918. Ch. Х.

22

Статья Карла Меннингера «Психоаналитические аспекты суицида» позднее была расширена и дополнена и вошла в виде главы «Три компонента, составляющих самоубийство» в его программную монографию «Man Against Himself», 1938 (рус. пер. – Меннингер К. Война с самим собой. Пер. с англ. М.: Эксмо, 2000. С. 31–89), которую один из корифеев современной суицидологии профессор Эдвин Шнейдман назвал «самой лучшей книгой о психологии самоубийства». При желании у читателя есть возможность проследить развитие творческой мысли Меннингера относительно суицидальной мотивации человека.

23

Сведения к абсурду, доведение до абсурда ошибочной в своей основе мысли таким ее развитием, при котором заключенная в ней ошибка становится очевидной (лат.).

24

Соматическая податливость – понятие, отражающее готовность и способность отдельных частей тела или систем органов вовлекаться в невротические процессы, обеспечивая им регрессивные соматические пути для разрядки конфликта между влечениями и защитой.

25

Мнения о связи самоубийства и психического заболевания и сегодня остаются противоречивыми. Классик современной суицидологии Эдвин Шнейдман утверждает: «Суицид не совсем правильно считать проявлением психоза, невроза или психопатии, точнее, его можно охарактеризовать как аффективное сужение сознания с ограничением использования интеллектуальных возможностей. Синонимом слова „сужение“ является „туннельность“ – резкое ограничение вариантов выбора, обычно доступных сознанию данного индивида, когда он находится в состоянии паники, доводящей его до дихотомического мышления» (Суицидология: Прошлое и настоящее. М., Когито-Центр, 2001. С. 356). С другой стороны, эмоциональные нарушения, в частности состояния депрессии, являются основными показателями возможности суицида. Очень высок уровень самоубийств среди больных алкоголизмом и наркоманией. От 5 до 10 % тех, у кого была диагностирована шизофрения, кончают с собой (см.: Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001. С. 339–341). В современной клинической психиатрии суицидальное поведение (умышленные самоповреждения) относится к состояниям, часто ассоциирующимся с психическими и поведенческими расстройствами (Карманное руководство к МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств с глоссарием и исследовательскими диагностическими критериями / Сост. и ред. Э. Купер. Киев: Сфера, 2000. С. 384–386).

26

Очевидно, речь идет о IV Вселенском Соборе христианской церкви, состоявшемся в 451 году в Халкидоне, близ Констанстинополя.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6