bannerbanner
«На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке
«На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Первоначально была затея Гале на себе апробировать колдовской обряд, выдумав какую-либо проблему. Воспользовавшись моим приездом, планировалось, что я выступлю в роли специалиста, который должен дать экспертную оценку особенностям работы колдуна и подготовить Галю, рассказав о способах наведения транса, тех ощущениях, которые могут при этом возникать, о том, как можно контролировать свое состояние, произвольно регулируя глубину своего погружения в транс, как противостоять возможным попыткам колдуна взять под свой полный контроль Галино поведение.

Другими словами, за 30—40 минут мне надо было из магистранта-этнографа сделать суперагентшу – Мату Хари, способную силой доброй воли, светом разума и чистотой своего подсознания подчинить черную дыру подсознания потомственного профессионального колдуна в …цатом поколении. Мне, конечно, было лестно ожидание от меня таких возможностей со стороны группы профессора Ершовой, но что-то меня остановило гарантировать 100-процентный результат такой подготовки.

Пообщавшись с Галей – прелестным, юным и нежным созданием, только вступающим во взрослую жизнь, и уяснив, что какой-либо серьезной предварительной информации об этих колдунах и способах их работы у Галины и ее команды нет, я предложил в качестве «жертвенного животного» себя.

В прошлом моя работа включала научно-практическое изучение возможности использования транса для оказания влияния на поведение человека. В начале 90-х годов вместе с моим учителем Леонидом Павловичем Гримаком мы как раз изучали способы, которые используют представители сект для завлечения новых адептов, исследовали возможности применения гипноза в криминальных целях. Леонид Павлович по результатам этой работы даже книжку написал – «Гипноз и преступность». Крайне интересная! Рекомендую!

То есть определенная подготовка у меня была. Плюс в своей работе я сам часто использую гипноз, а что касается транса, то какая же психотерапия без него?

В ходе обсуждения было решено, что Галина выдаст меня за своего родственника, находящегося в последнее время в угнетенном состоянии, который толком не говорит никому, что с ним происходит, но чахнет прямо на глазах: «Обследовался, где только можно, у светил медицины Европы и Америки, смотрели врачи, начиная от ухо-горло-нос, до проктолога. Никто ничего найти не может, а он молчит, как красный партизан на допросе у беляков, и чахнет. Мы его, болезного, и к бабкам нашим рязанским возили. Кто говорит «болезнь плохая», кто – порча. А какая, от чего, от кого, как помочь – никто не знает. Вот, дядька-колдун, приехали к вам как к последней надежде. Потому как о вас – гватемальских колдунах – по всему миру слава великая идет: мол, все умеют, все знают, всем помогают. Спаси сродственника. Жалко мужика все-таки!»

Тут следует заметить, что обсуждение это велось часа через три после моего триумфального выступления с лекцией об управлении стрессом в Университете им. Рафаэля Айяу. Поэтому я понял, что мне придется, вспомнив отечественную театральную классику от «Лебединого озера» до «Так победим!», настолько войти в образ горемыки с болезнью неясной этиологии, чтобы даже самый отпетый колдун воскликнул: «Верю!»

И вот мы едем на северо-запад от столицы Гватемалы. Часа через полтора езды по горам мы добираемся до небольшого городка (или большой деревни?) с названием, созвучным моему имени.

Подъехав к центральной части городка, где расположен католический храм, мы видим, что здесь не так, как в других подобных местах.



Место проведения шаманских ритуалов в Сан-Андрес-Итцапа


Перед храмом горят костры, от которых поднимается едкий черный дым. Слышится музыка, играют гитары, что-то по типу «Ай-ай-ай-я-яй, компанья… ку-ку-ру-ку-ку…»



Костры инквизиции? Инквизиция ликует?


«Костры инквизиции…, – подумалось мне, – Мы опоздали! Колдуны сожжены! Инквизиция ликует!» Тем более что шаманы проводят свои ритуалы на площади перед зданием бывшего католического храма.

Входим на территорию перед храмом, огороженную высоким забором. Подходим ближе. Костров несколько. Некоторые потушены, некоторые только разгораются, некоторые истово горят, источая черный дым. Вокруг каждого костра люди. Что-то делают, что – непонятно. Но все при делах. В основном индейцы и метисы, но есть и несколько европейской наружности.



На площади перед храмом каждый занят своими делами. Правда, непонятно какими


Возле одного ярко горящего костра стоит несколько человек. Один из них двигается больше других, то подходя к одному из стоящих, то отходя от него. Вокруг этого костра ходит трио гитаристов и хорошо поставленными голосами нефальшиво поют и играют что-то сугубо латиноамериканское. Похоже на антракт между представлениями в провинциальном цирке-шапито.



Местные мариачи вносят разнообразие в повседневность шаманских ритуалов


Входим в храм. Все пространство храма занимают большие металлические столы, на которых стоят разнокалиберные свечки. На месте алтаря возвышение, к которому ведут с обеих сторон ступеньки. На возвышении сидящая статуя человека с усами, в шляпе и костюме в натуральную величину. В дальнем углу за стеклом сиротливо жмутся две статуи каких-то католических святых.



Внутреннее убранство храма в Сан-Андрес-Итцапа


Стены увешаны многочисленными табличками со словами благодарности, с изображением фигуры мужчины, восседающего в алтарной части храма.



Таблички на стенах храма с благодарностями местному святому Сан Симону


Согласно одной из версий, имеющей хождение в основном среди местного населения, этот святой никто иной, как один из мэров этого городка, Сан Симон, живший много лет назад. Он еще при жизни помогал своим гражданам, а после смерти, говорят, стал помогать еще сильнее. Вот благодарные жители и решили поклоняться ему, а не каким-то незнакомым и, очевидно, менее полезным католическим святым. А церковь, видя усердие прихожан в поклонении вообще, не стала перечить, а взяла да и причислила хорошего человека-мэра к лику святых. И народ счастлив – есть к кому обратиться за помощью. И церковь при делах – контролирует паству3.

Буйная фантазия, распаленная видом горящих костров и отравленная их едким черным дымом (не галлюциногеном ли балуются?!), сразу представила столицу нашей Родины, Храм…, алтарь с двумя фигурами статуй в натуральную величину. Одну – в кепке, вторую – в хорошем костюме и в белой рубашке без галстука. И две стенки напротив друг друга… Интересно, на чьей будет больше табличек?

Господи, привидится же такое!.. Точно, «травку» палят!..

Народ в церкви ведет себя тоже интересно. Приходят семьями. Один из членов семьи, как потом выяснилось, владеющий искусством общения с высшими силами, начинает обряд со своим нуждающимся в помощи родственником.

Перед началом обряда семейный колдун на коленях по нескольку раз проползает от входа до алтаря, держа в руках свечку и тихо приговаривая что-то по себя. А уже после этого приступает к таинству. Все делается спокойно, буднично. На нас – «белых обезьян» с фото- и видеокамерами – никто внимания не обращает.

Пока мы пытались разобрать, кому и чем помог добрый святой Сан Симон, стараясь не наступить на готовящихся к обряду семейных колдунов, снующих по полу на коленях, выдающаяся шаманистка современности профессор Галина Ершова подготовила для нас мастер-класс шаманского обряда очищения. Все необходимые для этого ингредиенты – специальная трава, вода и прочие аксессуары, – продаются в лавочке при храме. Очень удобно!



Профессор Галина Ершова проводит практикум по шаманизму


Тут вернулся сеньор Марко в сопровождении колдуна, с которым ему удалось договориться.

Хотя он и свой, но для чистоты эксперимента Галина его посвятила только в «легендарную» версию о моем крайне удрученном состоянии. Поэтому она попросила сеньора Марко найти такого колдуна, который не будет разыгрывать шоу с бубном под аккомпанемент гитар, а действительно честно отработает свои деньги (кстати, немалые для Гватемалы).

Пришел индеец небольшого роста (они все маленькие), одетый в обычную чистую одежду, с красной тряпкой на голове, завязанной, как сказала потом Галина, ритуальным узлом. Галина еще раз ему рассказала нашу легенду, касаемую моего «плачевного состояния».

Я, вспомнив блестящую плеяду выдающихся отечественных актеров, начиная от Бориса Бабочкина в фильме «Чапаев», заканчивая Александром Калягиным, сами понимаете, в чем, сделал скорбное лицо и нахмурился.

Получилось смешно. Магистрант Галя, документировавшая всеми доступными способами всю прелюдию ритуала, едва не уронила дорогую камеру, а доктор Оля, еле сдерживая себя, чтобы «не разрыдаться от вселенской скорби», быстрыми шагами отошла в сторону.



Когда надо соответствовать моменту (хотя бы лицом)


Еще раз договорились о том, что все будет «по-взрослому», расплатились, и началась подготовка. На гонорар в лавке, располагавшейся тут же, были куплены свежие яйца, связки свечек, шары из травы, пропитанные смолой.



«Лавка чудес»


Колдун нарисовал мелом круг для костра, разделил его на 4 части, обложил его свечками и горючими шарами. Меня пригласил встать там, где мне будет удобно, поджег костер и начал ритуал.



Шаманский ритуал в разгаре


Подробности живописать не буду – они изложены в серии научных статей, докладов и справок.4 Атмосферу процесса достойно передают фото- и видеоматериалы, сделанные командой, руководимой профессором Галиной Ершовой. Скажу только, что дядька-колдун просто работал, выполняя рутинную для себя процедуру.



Окуривание «сигарой колдуна» (ну, теперь блох точно не будет!)

Кто-то шьет сапоги, кто-то печет печенье, кто-то ловит рыбу, а он колдует. Работа такая. Есть такая профессия – для людей колдовать!.. Вот он и колдует. Как колдовали его предки в …дцатом поколении.

Весь этот антураж в целом может оказать сильное психологическое воздействие на человека, нуждающимся в помощи. И это играет основную роль в работе колдуна. Он не использовал никакие особые приемы погружения в транс. Сама обстановка может воздействовать на неокрепшую под напором цивилизации психику аборигенов, заставить их самих непроизвольно войти в транс. Самогипноз. Спонтанная психическая саморегуляция.

Дымом, я, правда, надышался – пришлось вечером подольше в озере отмокать…

Когда все завершилось, и можно было выходить из сценического образа Джеймса Кука перед ритуалом священной трапезы, мне действительно полегчало.

Вот она – магия древнего ритуала!



После шаманского ритуала: живой и даже ни разу не раненый


Можно сделать вывод, что и «штатные», и «семейные» колдуны, и святой Сан Симон в этом индейском городке выполняют функцию, которую в Москве, например, выполняют психологи, психотерапевты, врачи и священники. Этакая бытовая этнопсихотерапия. И работает! Народ идет! Желания исполняются!

Эй, уехать, что ли в индейскую деревню! Стать индейцем! Просить доброго святого мэра исполнить заветное желание! И будет мне счастье…

Чудеса хороши тогда, когда они заканчиваются тогда, когда захочешь ты. В этом плане наши колдовские чудеса были великолепны.

Наш колдун, честно отстояв свою смену и удостоверившись, что его клиент (то есть я) не только не упал головой в костер, но еще и взбодрился, произвел завершающий тест, показав белый пепел на остатке сигары. В знак того, что дело сделано и все плохое превратилось в пепел, я левой ногой растоптал остатки сигары.



«Сигара колдуна» свидетельствует, что все у меня будет хорошо


На языке потусторонних сил, при содействии которых он меня «лечил», белый пепел означал, что его «диагноз» поставлен правильно, способ «лечения» и «дозировка» подобраны верно, «операция» прошла успешно, и даже в «операционной ране» никто не забыл свой «скальпель».

Свезло всем!

На том, довольные друг другом и собой, все стороны сердечно расстались.

По дороге мы, естественно, в соседней «лавке чудес» прикупили все составляющие для самостоятельного проведения магических ритуалов, чтобы магистрант Галя под руководством профессора Галины оттачивала свое профессиональное мастерство.

Ну, и так, на всякий случай, посмотреть, нет ли чего такого галлюциногенного, кое мой, тренированный жизнью в североевроазиатской стране, организм не заметил, а нежные тела потомков майя, взращенные в тропиках, воспринимают как рауш-наркоз. Сами понимаете – что русскому психотерапевту в кайф, то индейцу… психоанализ!..

Антигуа. Как город мертвых стал городом живых

Путь наш лежал в древнюю столицу Гватемалы, город Антигуа.

На самом деле, не такая уж она и «древняя столица»… Конечно, нынешняя столица Гватемалы посвежее ее будет, да и будет она помладше Москвы.

Основана она была испанцами в 16 веке, принесшими на эти благодатные земли еще большую «благодать». А разрушена в 1773 году в результате мощного землетрясения и извержения вулкана, которых и сейчас, и раньше было немало.

Насчет «благодати» тоже, конечно, вопрос неоднозначный. При всех известных и уже забытых забавах конкистадоров по приобщению аборигенов к европейским ценностям (господи, как же давно все это началось!), тем не менее, в Антигуа был свой университет, было свое книгопечатанье, а город входил в число самых крупных городов Америки.

Даже сейчас, спустя пять веков, видно, какой это был большой по тем временам и красивый город.



Вид на Антигуа со стороны montaña de la santa cruz


Сейчас это место паломничества туристов. Пожилые американцы с удовольствием покупают здесь жилье и приезжают сюда на месяц-полтора отдохнуть от суеты больших городов.

К сожалению, мы не смогли задержаться здесь дольше, потому что этот день для меня был последним, рано утром, еще затемно я должен был ехать в аэропорт, а очень хотелось посмотреть еще раз Храм, но уже при свете дня.

Но, тем не менее, мы не преминули зайти в одну из многочисленных кафешек и отметить десертами успешно завершившийся полевой эксперимент на живом человеке.



Вся команда проф. Ершовой: доктор Оля, супруга сеньора Марко, сам сеньор Марко, «живой человек», Галя Борисова, организатор, вдохновитель, умница, красавица, руководитель и замечательный человек (в одном лице) – Галина Ершова


В заведении даже российский триколор нашелся! Пусть крепнет российско-гватемальская дружба!

Дневной Храм

И вот мы дома – вернулись в монастырь. А ведь такое ощущение, что вернулся в дом родной. Блудный сын…



И в мыслях нет задавать глупые вопросы…


Вечереет, но еще довольно светло, и можно осмотреть Храм Мадре Инес при свете дня.

И при дневном свете он великолепен! Что значит вложена душа в это творение рук человеческих.



Храм монастыря в свете дня


Нас встречает сама Матушка и ведет по всему храму, рассказывая, с чем и кем связана та или иная икона и роспись. Кстати, храм расписывали российские мастера, Татьяна и Дмитрий, ныне проживающие в США. Эта история очень интересна и романтична, поэтому она будет описана отдельно (см. главу 4).



Роспись Храма. Купол




Внутреннее убранство Храма


Затем Матушка предлагает нам взобраться на самый верх. И сама, показывая чудеса ловкости, карабкается по отвесным винтовым лестницам на самый верх, к куполам. Это предложение можно расценить как знак особого доверия и расположения к нам Мадре Инес.

Да, действительно, здесь, с высоты, открывается великолепный вид на озеро Аматитлан, вулкан Пакайя, и даже можно видеть орлов, парящих под тобой!



С этого места можно смотреть не только вдаль, но и вглубь...


Великолепие Храма, его органичность с окружающим пространством, его внутренняя энергетика на самом деле вполне объяснимы. Он задумывался, проектировался, строился и обустраивался самой Мадре Инес. Она вложила в него не только душу, но и свой профессионализм – помимо прочего, она имеет архитектурное образование. Кроме того, в этом храме похоронен отец Мадре Инес – выдающийся государственный деятель Гватемалы.



Мадре Инес – настоятельница Свято-Троицкого православного монастыря. Это ее Храм


Действительно, этот Храм может помочь тебе приблизиться пониманию задумки Создателя относительно этого мира и твоего места в нем.

Приют

Стемнело. В тропиках это происходит практически одномоментно. Пора возвращаться на базу.

По дороге в Центр Галины зашли в приют, который содержит Матушка. Его часть – там, где живут младшие ребятишки, – находится на территории монастыря. Старшие ребята живут на территории монастыря, находящегося в центре Гватемала-Сити – им надо ходить в старшие классы школы.

В приюте на момент нашего посещения находились около 50 ребятишек в возрасте от 3—4 до 13—14 лет. Мальчики и девочки, от которых отказались родители.

Ребята живут в специально построенном для них благоустроенном здании, где есть спальни, классы, спортзал, комнаты отдыха и все, все, все, чтобы ребята чувствовали себя комфортно.



Здание монастыря


Все это организовано и содержится на средства семьи Матушки. Государство в этом процессе не участвует, чему радуются все, кроме чиновников (с ним никто «не делится»).

С младшими детишками занимаются и монахини, и работники монастыря, и специально нанятые педагоги, и волонтеры из других стран. Занимаются с ними и сотрудники Галины. Оля – врач из Москвы – уже давно с ними работает. Система работы с детьми открытая и все, кто хочет помочь, могут это сделать.

Ребята обеспечены хорошо. Нужды не знают ни в чем. Ни в чем, кроме родительского тепла. К сожалению, никакие, даже самые замечательные педагоги и воспитатели, не могут дать ребятишкам любовь семьи. Это видно по тому, как тянутся ребятишки, особенно маленькие, к взрослым. Каждый старается подлезть поближе к незнакомому суровому дядьке, только чтобы он обнял и погладил по голове. При этом в приюте царит оживленная, теплая атмосфера.

Мы попали как раз, когда ребята завершали ужин. Сидели в столовой. Ужин закончился, все встали, повернулись лицом в центр зала, к иконам, стоящим просто на подоконниках. Заиграла музыка, и все стали петь короткую благодарственную молитву. И как только прозвучал последний аккорд, с улицы в столовую заскочил рыжий котенок и с неистовым мявом, высоко поднимая голенастые задние лапы, промчался по всему залу.

Всё содрогнулось от смеха, и вся детская орава во главе с Матушкой, весело смеясь, дружно бросились его ловить и тискать. Кот остался жив, потому как Матушка его быстренько отобрала у детишек. У нее на руках он так и оставался все время, пока мы обсуждали, каким образом можно организовать волонтеров Профессиональной психотерапевтической лиги для работы с детишками приюта. Минут через пять кот уже тихо спал на руках у Матушки.



С Мадре Ивоной, Мадре Инес и проф. Галиной Ершовой в столовой монастыря


Мадре Инес, помимо Университета и детского приюта, организовала в монастыре научно-исследовательскую лабораторию по изучению местных лекарственных растений. Занимается этим Мадре Ивона – биолог, имеющая научную степень и многие публикации на эту тему.

День завершался.

Последнее купание в озере… Любование созвездием Ориона…

Конец Праздника… Ведь праздник воспринимается действительно как праздник тогда, когда он короток. А раз так, пора уезжать.

Последняя ночь в Месте Силы…

День отъезда

Но созвездие Ориона, очевидно, не очень хотело со мной расставаться…

Утром, еще затемно, приехало такси. До вылета 3 часа. До аэропорта 20 км. Аэропорт находится на окраине города, ближе к нам.

Минут через пятнадцать езды по уже просыпающимся улицам мы уперлись в мертвую пробку.

Мертвую!

Простояв, не шелохнувшись, на одном месте минут 5, прикинув в уме, что нам ехать еще километров 18, я начал ерзать. На совершенном русско-испанско-английском языке, подкрепляя его выразительной жестикуляцией, я быстро и доходчиво объяснил таксисту, что я опаздываю на самолет.

Таксист оказался понятливым и очень душевным. Воспринял все это, как будто везет в аэропорт загостившегося тестя, и тоже стал заметно нервничать. Его почти паническая атака выразилась прежде всего в том, что он начал отчаянно нажимать на клаксон, присоединившись к другим и без того сигналящим водилам.

– Ну, теперь-то уж точно поедем, – вслух, не без некоторого сарказма, сказал я на чисто русском языке.

Водила с тревогой покосился на меня. Они ведь, латиносы, очень чувствительны к интонациям. И о чудо! Буквально секунд через пять мы меееедлееенно, но поехали!

«Наверное, надо было чуть раньше выйти и по колесу постучать», – уже про себя подумал я.

Но чудо – оно чудо и есть! Оно ведь на то и чудо, чтобы произойти один раз, и тут же исчезнуть. Поэтому ехали мы оооччеень меееедлееенно.

Дорога петляла между гор. Объехать нельзя. Впереди и сзади хвосты машин, ползущих в город. И я уже реально опаздываю. А мимо на бешеной скорости пролетают мотики, мотоциклы, и прочая легко механизированная братия.

Принимаю командирское решение: пересесть на попутного мотоциклиста.

С помощью таксиста, беспокоящегося за своевременную отправку «любимого тестя», ловим мотоциклиста, на совершенном русско-испанско-английском языке, подкрепляя его выразительной жестикуляцией, доходчиво объясняем ему цель его остановки и мою конечную цель, и, вцепившись в упитанного индея, я уже несусь к аэропорту, чуть не сбивая зеркала машин и подрезая других, менее ловких, мотоциклистов.

Хорошо, что я сидел сзади и был занят тем, как бы удержаться в седле на крутых виражах. Несколько раз, в особо «трогательные» моменты (когда ты своими коленками легко трогаешь бок автобуса, обгоняемого на скорости под 90 км/ч), почему-то думалось о том, чтобы хотя бы жесткий диск с замечательными фотодокументами остался цел!

Но, с другой стороны, ведь они так ездят каждый день… Но, с третьей стороны, я так езжу не всегда… Но все обошлось. В аэропорт я приехал вовремя.

Это был красивый финал!

Уже в аэропорту, ожидая посадки, я вспомнил слова Галина Ершовой, когда в день приезда мы рассматривали зодиакальные знаки майя.

– Ты в каком месяце родился? – спросила она.

– В июне.

– Зодиакальный символ июня – Орион. Это твое созвездие. Созвездие, знаменующее начало жизни…

…Совпадение? Или «падение сов»?



– Прощай, Гватемала! Или до свидания?..


В завершение хочу выразить сердечную благодарность профессору Галине Ершовой, Мадре Инес, сотрудникам Центра Гале и Оле, а также всем тем, с кем довелось мне встретиться на гватемальской земле. Благодарю Галину Ершову и Галину Борисову за разрешение использовать часть фото- и видеоматериалов для иллюстрации этой главы.

На страницу:
2 из 3