bannerbanner
Советы ученику. Практика на всю жизнь
Советы ученику. Практика на всю жизнь

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Самое главное здесь – непрерывность; это и вправду помогает. Если ты сегодня долго медитировал, а потом сделал перерыв на несколько дней, твой ум не сможет постоянно развиваться.

Сначала просмотри все положения темы, на которую намерен медитировать, и подели их на части, рассчитав, сколько времени у тебя уйдёт на освоение этой темы. Если на всю эту медитацию у тебя не хватит одного дня, в следующий раз возобнови её с того пункта, на котором остановился.

В зависимости от количества месяцев или недель, которые тебе потребовались для получения наставлений по каждой теме ламрим, то же самое время тебе нужно уделить их медитативному освоению.

Но это не означает, что тебе следует медитировать только на эту тему, а не на остальные. Это просто значит, что основной упор надо делать на ней.

Ежедневная практика преданности гуру и пустоты

Как бы ты ни продвинулся в своём освоении ламрима, тебе всё равно следует ежедневно выполнять по одной медитации на преданность гуру и на пустоту.

Для медитации на пустоту ты можешь использовать любой первоисточник, такой как «Сутра сердца», или любое безошибочное учение махамудры.

…А затем – без усилий

Повторяй циклы медитаций, пока не возникнут свершения

Когда ты завершишь один цикл – см. различные положения ламрима в Приложении 7 – начни с начала.

Продолжай таким образом, пока не обретёшь прочные свершения, и пока они не станут рождаться в твоём уме без каких-либо усилий.

Если ты будешь выполнять практики согласно моим советам, твоя жизнь не пройдёт впустую, и постепенно, потихоньку, ежедневно их повторяя, ты их все завершишь.

Практикуя так каждый день, ты накопишь небеса заслуг и очистишься от многих кальп неблагой кармы, особенно если будешь выполнять эти практики с бодхичиттой.

7. Различные положения медитаций на ламрим

Преданность гуру

Для достижения медитации без усилий, сколько бы на это ни потребовалось недель, месяцев или лет, продолжай практику, пока не обретёшь прочные свершения преданности гуру: то есть осознание, что один гуру – это все будды, а один будда – все твои гуру (т. е. те, с которыми у тебя есть связь), и причём они являют собой нераздельное единство, между ними нет ни малейшего различия. Тебе нужно видеть это на все сто процентов, не на краткий миг, но продолжительно и без усилий.

Ты должен увериться в этом от всего сердца. И это постижение должно длиться не всего лишь несколько дней, а неделями, месяцами и годами – сколько бы тебе ни пришлось усердствовать, стараясь обрести столь устойчивое свершение.

После этого тебе уже не придётся уделять этой теме столько времени, но всё равно будет необходимо продолжать медитацию на преданность гуру, чтобы её упрочить.

Личность малого уровня

Затем медитируй на этапы пути личности малого уровня, начиная с драгоценного человеческого рождения и вплоть до кармы, главным образом сосредоточиваясь на непостоянстве и смерти, что является важнейшей медитацией, поскольку она поможет тебе обрести другие свершения.

Это совершенное человеческое рождение

Когда ты медитируешь на совершенное человеческое рождение, пытайся достичь различных постижений, одного за другим, обдумывая все положения этой темы, и неважно, сколько недель, месяцев или лет у тебя займёт обретение прочного свершения.

Его драгоценность. Постигнув драгоценность человеческого рождения, ты почувствуешь, что эта жизнь – самое ценное, что у тебя есть, что она подобна чудесному камню, исполняющему все желания. Если у тебя есть драгоценность, исполняющая все желания, с её помощью ты получишь любую вещь, о которой молишься. Но когда ты осознаешь совершенство человеческого рождения, ты поймёшь, что оно гораздо ценнее бесчисленных чудесных камней исполнения желаний, даже драгоценнее неба, до краёв наполненного бесчисленными чудесными камнями исполнения желаний, и это непроизвольное чувство не будет тебя покидать ни днём, ни ночью.

Именно такое чувство должно у тебя возникнуть благодаря аналитической медитации; а когда оно появится, однонаправленно на нём сосредоточься. Всем сердцем ощущая, что это совершенное человеческое рождение невообразимо драгоценно, удерживай в себе это чувство. Это совершенное человеческое рождение исполняет все желания, оно невероятно; благодаря этому рождению ты сможешь обрести всё счастье – в этой и в будущих жизнях, освобождение от сансары и просветление.

Драгоценнее этого нет ничего, потому что ты встретился с учениями Махаяны, с учениями Сутры, с учениями Тантры, а также с благим другом.

Это драгоценнее бескрайних небес, полных бриллиантов, золота и чудесных камней исполнения всех желаний. Ты также встретился с безупречно чистыми учениями ламы Цонкапы, а они драгоценнее даже небес, заполненных чудесными камнями исполнения всех желаний.

Это совершенное человеческое рождение может подарить тебе любое счастье, но чудесный камень исполнения всех желаний не способен спасти тебя даже от перерождения в низших мирах, не говоря уже о помощи в обретении высшего счастья освобождения и просветления.

Поэтому тебе нужно от всего сердца осознать, как невообразимо, немыслимо драгоценна эта жизнь, и это чувство должно у тебя возникать не просто на несколько дней, но гореть в тебе огнём, не утихая неделями, месяцами и годами.

Его польза. Следующая медитация должна быть посвящена великой пользе совершенного человеческого рождения. Осознав её, ты никогда больше не будешь заниматься бессмысленными делами, ни на минуту, ни на секунду. Если твои поступки не станут Дхармой, ты будешь испытывать чувство невыразимой потери; тебе будет казаться, что совершенно напрасно прожил впустую даже минуту своей жизни.

Медитируй на это, пока не достигнешь прочного постижения этой темы, которое будет сохраняться неделями, месяцами и годами, сколько бы времени у тебя на это ни ушло.

Его сложно обрести. Затем медитируй на то, как трудно найти вновь совершенное человеческое рождение. Когда ты это осознаешь, опять же, ты не сможешь прожить впустую ни часа, ни минуты, ни секунды этой жизни. Если секундами или минутами этой жизни ты не практикуешь Дхарму, ты почувствуешь, что будто потерял большой мешок с золотом, или же бездумно развеял по ветру миллионы долларов. Медитируй, пока это чувство не возникнет у тебя непроизвольно и не будет сохранять свою силу неделями, месяцами и годами.

Непостоянство и смерть

Медитируя на непостоянство и смерть, ты осознаёшь, что можешь умереть уже на этой неделе, даже сегодня. Каждый раз, выходя на улицу, думай о том, что можешь умереть, не вернувшись домой.

Если же ты дома, думай, что можешь умереть, так и не выйдя на улицу. Смерть может нагрянуть в любую минуту, в любой час. Практикуй это, пока у тебя естественно не возникнет постижение неизбежности смерти и не пребудет в твоём уме неделями, месяцами и годами, а не всего лишь пару дней. Таким образом пытайся постичь непостоянство и смерть.

Вместе стем старайся не привязываться к своей семье, имуществу и даже к своему телу. Эти постижения должны дополнять друг друга.

Также выполняй полную девятикратную медитацию на смерть, думая о том, что смерть неизбежна, момент её наступления неизвестен, и что в это время тебе ничто не поможет, кроме Дхармы. Поэтому тебе нужно практиковать Дхарму прямо сейчас, и ничем, кроме этого, не заниматься.

Но практика Дхармы не означает лишь сидение в медитации. Если бы это было так, ты не смог бы практиковать Дхарму, выходя из дома, работая, употребляя пищу или сидя в туалете. Ты можешь практиковать Дхарму в любой ситуации, а если с этим не согласен, то сильно ошибаешься.

Низшие миры

Постижением страдания в низших мирах является чувство, что тебе нестерпимо, пока ты ещё жив, не очищаться от неблагой кармы даже на минуту или секунду.

Прибежище

Следующая тема – это Прибежище. Вспомни о качествах Будды, Дхармы и Сангхи и полностью на них положись. Не опирайся ни на что другое. Ищи Прибежище только в Будде, Дхарме и Сангхе.

После того как ты поразмыслишь об их достоинствах, они должны стать самыми важными объектами Прибежища в твоей жизни и всегда пребывать в твоём сердце. Это чувство должно возникать у тебя непроизвольно и укрепляться в сердце неделями, месяцами и годами.

Постижение Прибежища состоит в том, чтобы полностью и всецело полагаться на Будду, Дхарму и Сангху. Например, если ты заболеешь раком, ты примешься искать самое лучшее лекарство, самого лучшего врача и лучшую поддержку во всём мире. Но сейчас, в нашей жизни, мы должны опираться всеми силами на Будду, Дхарму и Сангху, и делать это постоянно, не надеясь на мирских существ, духов или друзей. Прибежище – это опора исключительно на Будду, Дхарму и Сангху, которые запредельны сансаре.

Карма

Затем постарайся постичь закон кармы. Нужно создавать даже малую благую карму и избегать даже малой неблагой.

Медитируй на четыре положения о карме (карма определённа; карма приумножается; невозможно испытать плоды не созданной кармы; и карма никогда не теряется). Помни, что тебе, несомненно, придётся пережить плоды любой созданной тобою кармы – ибо никакая созданная карма не теряется, и плоды её придётся пережить. Поняв это, ты будешь отбрасывать даже мельчайшую неблагую карму и создавать даже малейшую благую.

Это крайне важно.

Постижение кармы – это чувство, что даже созданная тобой мелкая неблагая карма крайне тяжела, и её нужно очистить немедля, как можно скорее, и важно создавать даже малую благую карму. На это нельзя смотреть сквозь пальцы – всё это имеет колоссальное значение.

Ты должен прилагать все силы к тому, чтобы очищаться от неблагого и создавать благую карму, при этом чувствуя, что это неотложное дело.

Отречение

Ты обретёшь отречение, когда у тебя не будет возникать ни малейшего интереса к ощущению счастья в этой жизни, не останется вообще никакого цепляния за нее, и ты будешь стремиться лишь к счастью в будущих жизнях, к освобождению или к благу других существ.

Личность среднего уровня

После того как ты обретёшь все эти свершения отречения от сансары в этой жизни, настанет пора тренироваться на пути личности среднего уровня, также отрекаясь от сансары в будущих жизнях.

Следуя положениям ламрима, медитируй, в частности, на страдание в мирах богов и людей – на общие страдания, на шесть и двенадцать видов страдания, на двенадцатичленную цепь зависимого возникновения и так далее.

Делай так до тех пор, пока не увидишь, что жизнь в сансаре подобна пребыванию в самом центре бушующего огня, в темнице и так далее.

Затем у тебя без усилий возникнет отречение-то есть желание освободиться от сансары. Это свершение должно длиться не день или два – оно должно пронизывать всё твоё существо каждый миг, и без малейших усилий.

Личность высшего уровня

Бодхичитта

Как только ты обретёшь непроизвольное отречение от всей сансары, посвяти всю свою жизнь постижению бодхичитты, медитируя на этапы пути личности высшего уровня.

Следуя положениям ламрима, медитируй на два способа порождения бодхичитты: а) семь пунктов причинно-следственной взаимосвязи и б) способ обмена себя на других.

Когда ты осуществишь бодхичитту, у тебя не останется ни малейшего помысла о собственном счастье – ты захочешь лишь счастья другим и будешь гореть этим желанием днём и ночью.

Продолжай так, пока этот помысел не начнёт возникать денно и нощно, без усилий, и пока ты не станешь желать просветления каждому встречному.

Пустота

Затем осваивай пустоту. Тебе нужно медитировать на пустоту ежедневно, понемногу, здесь нет какого-то определённого периода времени.

Ты можешь это делать, читая «Сутру сердца», выполняя четырёхчастный анализ, или даже на основе одной строфы о пустоте, сопровождая её чтение медитацией.

Практикуй так, пока не осознаешь, что реальное «я» – то, что тебе является и в которое ты веришь, – ложно. Ты осознаёшь, что оно ложно, а затем видишь его пустым. И после этого уже постигаешь, что оно совершенно пусто, что его вообще не существует.

Тренируя свой ум таким образом с самого начала, ты рано или поздно увидишь результат. Вначале ты познаешь абсолютную истину, а затем, посредством этого, истину для сознания-покрова, то есть то, что «я» существует просто номинально. Ты познаешь, что «я» – простое умственное обозначение. Именно поэтому «я» пусто. В этом и состоит союз пустоты и зависимого возникновения.

Так тренируя свой ум, ты достигнешь великого проникновения – постижения пустоты, объединённого с шине, безмятежностью ума, которая приносит телесное и умственное блаженство.

Эта тренировка ума приведёт к прямому постижению пустоты, которое пресечёт омрачения на корню, а если нет омрачений и кармы, нет и страдания.

И тогда можно достичь нирваны, абсолютной природы ума, свободного отомрачений и кармы.

А затем, с опорой на бодхичитту, обретается абсолютная мудрость. Развивая абсолютную мудрость – прямое восприятие пустоты, сопутствующий ей метод бодхичитты и так далее, – ты сможешь достичь полного просветления.

Ты будешь способен увидеть все тонкие завесы ума и затем обрести все свершения во всей их полноте. Тогда ты станешь безупречным проводником, способным сполна служить всем живым существам.

За бодхичиттой следует тантра

После порождения бодхичитты уделяй больше внимания тантре, её стадиям порождения и завершения.

Опыт без усилий

Как я упомянул в пункте 6, после достижения переживания с применением усилий постарайся обрести опыт без усилий, сколько бы месяцев или лет на это ни ушло. Начинай с самого начала, с преданности гуру, с этапов пути личности малого уровня, затем – среднего уровня, и, наконец, дойдя до этапа высшего уровня.

8. Прямая, или обзорная, медитация на ламрим

Существует два вида прямых, или обзорных, медитаций: первая – на ламрим, который является основой общего пути, а вторая – на необычайный тантрический путь.

Практика этих двух медитаций способствует подготовке твоего ума ко всем свершениям на пути, возможно, уже в этой жизни, и, вне всяких сомнений, в будущих.

По меньшей мере каждый день, ради обретения свершений на пути, ради собственного просветления и просветления всех живых существ как минимум читай молитву ламрима и напрямую (обзорно) рассматривай все положения этапов пути.

Молитва ламрима

Ежедневное чтение молитвы ламрима – основная ежедневная практика, которая придаёт каждому дню твоего существования наивысший смысл. Если в её конце есть строфы о практике тантры, это особенно полезно. Чем больше прямой медитации на весь ламрим ты выполняешь каждый день, тем больше благ от этого обретёшь.

Ты можешь читать самые разнообразные молитвы ламрима, такие как «Три основы пути», «Основа всех достоинств» и «Песнь о духовном опыте» ламы Цонкапы, а также обширный вариант молитвы Пабонки Дечена Ньингпо «Призывание Гуру издалека». Либо ты можешь медитировать на любую другую молитву, содержащую в себе суть всего пути.

Когда ты осознанно читаешь молитву ламрима с начала до конца, твоё чтение становится прямой медитацией на весь путь к просветлению и оставляет отпечатки, или семена, свершений на пути в потоке твоего сознания. С каждым её чтением ты приближаешься к просветлению, и, следовательно, приближаешь к просветлению всех живых существ, а это и есть основная цель твоей жизни, цель твоего существования.

В этом и заключается невообразимое благо выполнения прямой медитации на ламрим каждый день твоей жизни.

Молитва этапов пути тантры твоего личного божества

Также, если ты получил посвящение высшей йога-тантры, читай молитву об этапах пути тантры твоего личного божества. Подобные молитвы ты найдёшь в конце обширных садхан Ямантаки и Ваджрайогини.

Если ты будешь читать их осознанно, в твоём уме будут засеяны семена всего пути.

9. Объединение медитаций на ламрим с твоей повседневной жизнью

Во время перерывов – а это означает лишь твою жизнь в промежутках между сессиями сидячей медитации, а вовсе не промежутки между практикой Дхармы, – что бы ты ни делал, стоишь ли ты, идёшь куда-то, спишь или занимаешься чем-то ещё, – пытайся жить с тем переживанием, которое ты обрёл во время утренней медитации на ламрим. Сохраняй в уме чувство, обретённое благодаря твоей ежедневной медитации на преданность гуру, непостоянство и смерть, бессмысленность тела в этой жизни, природу страдания сансары, бодхичитту или пустоту – на чём бы ты в основном ни сосредоточивался в своей медитации.

Если ты меня послушаешь, ты сделаешь свою жизнь очень значимой не только в ходе сессий, но также и в остальное время. И это произойдёт главным образом потому, что твой опыт ламрима тебя воодушевит, и в результате ты станешь избегать дурных поступков. Ты всегда будешь тщательно практиковать Дхарму и отказываться от создания неблагой кармы. Тогда все твои действия станут причинами освобождения и просветления и, таким образом, превратятся в лекарство от сансары.

Это наставление о практике в промежутках между формальными сессиями медитации сочти для себя крайне важным – если ты меня послушаешься, твои сессии помогут тебе превратить твою жизнь в перерывах между сессиями в нечто крайне значимое и плодотворное.

Именно это имел в виду лама Цонкапа, когда он, в своём сочинении «Основа всех достоинств», говорил о необходимости извлекать самую суть драгоценного человеческого тела денно и нощно. Его Святейшество Далай-лама также объяснял значение этой строфы: мы должны весь день хранить в себе опыт, обретённый во время нашей утренней медитации, и от всего сердца советовал нам поступать именно так.

Таким образом, что бы ты ни делал, когда ты не сидишь в медитации, все твои остальные поступки должны быть сопряжены с ламримом. Когда твой ум един с ламримом, ты объединяешь свои обычные повседневные дела с любыми медитациями на ламрим, которые ты выполнил утром.

Делай всё с бодхичиттой

Самое главное – совершать все поступки с бодхичиттой. Это наилучший и наиболее значимый образ мышления в перерывах между сессиями. Это сделает твою жизнь по-настоящему полезной для других. Осознанно поддерживай в себе мотивацию бодхичитты и думай о ней, думай о помощи другим, пытаясь с таким настроем совершать все действия. Тогда всё, что ты будешь делать, станет причиной счастья.

Иначе же ты в конечном итоге превратишь свою драгоценнейшую человеческую жизнь в инструмент сотворения страдания. И вся твоя жизнь станет такой же – это так печально, ничего печальнее и быть не может! Хотя у тебя были все возможности для того, чтобы достичь просветления, высшего успеха, самого что ни на есть благотворного для всех живых существ, вместо этого ты всё это прозевал, потратил впустую.

Если ты станешь на это способен, даже твои трудовые будни превратятся в медитацию. Ты объединишь свою работу с Дхармой, особенно со своей медитацией на ламрим. Твой ум должен быть всегда умиротворённым и устойчивым, без взлётов и падений; в твоей жизни появятся покой, удовлетворённость и чувство, что ты живёшь не зря, и также ты сможешь больше помогать другим.

Из всех практик основной является медитация на ламрим – это нужно для обретения свершений в ламриме.

Атантрическая практика вторична.

Часть четвёртая. Другие практики

10. Дополнительные сущностные практики, необходимые для всех

1. Утренние простирания с начитыванием имён Тридцати пяти Будд

По возможности простирайся, произнося имена Тридцати пяти Будд покаяния, трижды каждое утро, или когда можешь. Всё вместе это [с произнесением всех имён] составляет 105 простираний.

Задумавшись об этом, ты поймёшь, что нужно срочно выполнять эту практику. Читая имена этих Будд и одновременно памятуя о накопленной в прошлом неблагой карме, ты очистишься от неё. Без такого очищения ты не обретёшь вновь совершенное человеческое рождение с его восемью свободами и десятью дарованиями, какими обладаешь сейчас, и вместо этого испытаешь противоположное: перерождение в низших мирах страдания.

Без очищения неблагая карма приумножается

Более того, если ты не очистишься от созданной неблагой кармы, она будет безмерно возрастать в твоём уме (см. ниже). Поэтому крайне важно от неё очищаться.

Предназначение Тридцати пяти Будд в том, чтобы живые существа быстро очистились от различной созданной ими неблагой кармы. Даже однократное прочтение имён этих Будд очищает от многих кальп дурной кармы; это, словно взрыв атомной бомбы, крайне быстро и мощно уничтожает дурную карму.

Лама Цонкапа сделал много сотен тысяч простираний с практикой покаяния перед Тридцатью пятью Буддами в своей пещере в Олка, Тибет. Лама Атиша также ежедневно совершал множество простираний, даже в преклонном возрасте. То же самое делали многие другие ламы линии преемственности ламрима. В итоге они обрели множество духовных свершений.

Следовательно, практика Тридцати пяти Будд должна стать неотъемлемой частью твоей жизни. Это лучшее, что ты можешь сделать, чтобы сохранить здоровье и в будущем ни о чём не жалеть.

2. По вечерам читай мантру Ваджрасаттвы

Каждый вечер перед сном читай мантру Ваджрасаттвы, чтобы неблагая карма, которую ты накопил за минувший день, не приумножалась. Без подобного очищения она будет возрастать вдвойне и втройне день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, вплоть до твоей кончины, и тогда даже неблагая карма, созданная за день, станет огромной и тяжёлой, как гора, – со временем даже один атом неочищенной дурной кармы может дорасти до размера Земли.

Даже если ты, может, и не создаёшь особо тяжкую неблагую карму, неочищенная негативная карма приумножается до бесконечности, и поэтому всего один мелкий проступок может ввергнуть тебя в низшие миры, где ты будешь многими кальпами испытывать сильнейшие мучения.

Мы должны ежедневно очищаться от неблагой кармы

Поскольку в низших мирах ты постоянно создаёшь всё больше неблагой кармы, тебе будет крайне трудно вновь переродиться в высших мирах, и поэтому у тебя почти не будет возможности практиковать Дхарму. Следовательно, ты должен очищаться от своей неблагой кармы ежедневно.

Очищение от неблагой кармы значительно облегчает достижение освобождения и просветления. Оно также избавляет от страданий и всевозможных препятствий. Очищение от неблагой кармы может означать, что тебе не придётся долгими кальпами страдать в низших мирах.

Нам нужно очиститься от препятствий и омрачений, чтобы обрести свершения на пути к просветлению и безупречно трудиться на благо живых существ, даруя им не просто временное счастье, но и высшее счастье – освобождение от сансары – чтобы им никогда вновь не пришлось страдать в сансаре, – и, наконец, приводя их к полному просветлению.

Достижение просветления означает устранение даже тонких изъянов ума и полное обретение всех свершений. Тем самым мы одновременно избавляемся и от проблем в этой жизни, например, в личных отношениях и со здоровьем, ведь все они – следствие неблагой кармы.

Даже стихийные бедствия, происходящие от земли, воды, огня и ветра, возникают в результате неблагой кармы. Поскольку мы также косвенно очищаемся от всей подобной дурной кармы, нам не придётся страдать от катастроф или таких болезней, как рак, а даже если и придётся, они не обернутся для нас большой бедой.

Всё это зависит от того, насколько горячо, непрерывно и безупречно ты практикуешь очищение; и это ответ на твой вопрос о том, как освободиться от всех этих страданий.

В заключение скажу, что, даже если ты завершил предварительную практику начитывания 100 000 мантр Ваджрасаттвы, ты не можешь на этом успокоиться, расслабиться и сказать себе: «Ну всё, я закончил предварительную практику Ваджрасаттвы, и теперь мне не придётся больше читать эту мантру». Тебе нужно продолжать ежедневно читать длинную мантру Ваджрасаттвы как минимум двадцать один раз, или короткую мантру по меньшей мере двадцать восемь раз, чтобы продолжать очищаться от своей неблагой кармы и её не приумножать.

3. Читай мантру Будды Медицины

Мантру Будды Медицины читают ради достижения успеха. Поскольку у нас масса проблем и мы жаждем преуспеть в жизни, нам нужно читать мантру Будды Медицины ежедневно. Она поможет нам избавиться от проблем, неприятностей и нежеланных страданий и обрести удачу, счастье и необходимые нам внутреннее развитие и свершения на пути.

Чтение мантры Будды Медицины может привести к рождению в чистых землях

Бхагаван Будда сказал своему помощнику Ананде, что даже животные, которые услышат мантру Будды Медицины, никогда не переродятся в низших мирах. Кьябдже Чоден Ринпоче, мастер, обретший высочайшие свершения и завершивший весь путь к просветлению, сказал, что, если во время смерти читаешь мантру Будды Медицины, переродишься в чистой земле. Следовательно, читать её нужно не только ради исцеления, но также и для помощи людям и животным, причём постоянно, живы они или при смерти.

На страницу:
2 из 3