Полная версия
Территория души. О чем молчит церковь?
Но самая большая часть «верующих» занята «истинной духовной работой» – закупкой и растыкиванием в разнокалиберные подсвечники свечей самого разного размера, а также написанием на заботливо приготовленных для этого кусочках бумаги длиннющих перечней имен всех родственников до седьмого колена, и всех своих знакомых, и не очень знакомых – смотря по достатку – записки-то платные… Если народу в храме много, эти «верующие», нисколько не стесняясь, расталкивая локтями стоящих вокруг людей, пробивают себе дорогу обязательно к стоящим у самого иконостаса подсвечникам, минуя все боковые, и гордо водружают свои свечи, при этом машинально огрызаясь на людей, возмущенных их бесцеремонностью. Ну как же! Ему же немедленно надо поставить как можно более толстую свечку «за здравие» заболевшего простудой родственника! А тут какие-то люди кругом мешаются, поп что-то бубнит… В общем, храм полон «верующими». Особенно ярко все это заметно в крупных городских храмах.
И вот, стоя в стороне, и наблюдая за всем этим движением, невольно задаешься мыслью: а есть ли сейчас в храме среди этих людей хоть один человек, который бы пришел сюда не за «духовной услугой», а с мыслью о вечной жизни души? С просьбой к Богу о помощи не в этой, а в будущей, вечной жизни? Так и хочется еще и еще раз повторять для всех этих людей слова Христа: – «ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).
Свеча – это та же самая культовая жертва – жертвенное сожжение некоторого количества приобретенного для этих целей пчелиного воска (именно натурального воска, ибо Богу в жертву всегда предлагали – лучшее, а не технического парафина, являющегося отходами нефтепереработки; но об этом мы еще поговорим).
В чем отличие жертвенного сожжения воска от сожжения жертвенных животных, или иных жертвенных «всесожжений», которые посетители христианских храмов гневно называют «языческими»? Да ни в чем. Ставя свечу, человек совершает акт жертвенного сожжения. А ведь Христос явно указал людям правильное направление, пытаясь отвратить их от бесполезных, бессмысленных, а зачастую – жестоких жертвенных обрядов: «милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13).
Но не слышат люди, не хотят понять. И вот мы пришли к тому, что свеча стала чуть ли не главным атрибутом веры и храмовой жизни. Это прочно сидит в умах людей. Постоянно можно услышать: «пойду в храм, поставлю свечку». Заметьте – не «помолюсь», не «пообщаюсь с Богом», а именно – «поставлю свечку». Все просто и предельно прагматично. Заплатил деньги, поставил свечку (принес жертву) – совершил все, что мог, и теперь надеюсь на ощутимый результат. Церковная свеча и молитва слились воедино, а затем свеча в сознании большинства религиозных христиан подменила и вытеснила искреннюю молитву. Ту молитву, для которой не нужны никакие материальные выражения и атрибуты. Ту молитву, которая идет из глубины сердца, а не от выполнения религиозных обрядов и установленных традиций. Ту молитву, которую слышит Бог. А мы променяли ее на копоть свечи, сделанной из промышленных отходов.
А ведь Христос четко разграничил сферы духовного и материального: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:21). И результат будет закономерным: «по вере вашей да будет вам» (Мф 9:29).
Господь дал людям возможность просить у Него самого великого – Царствия Божия, Царствия Небесного. Прося у Бога ничтожного – физического здоровья, материального благополучия, тихой и спокойной жизни, то есть – закисания в духовном болоте, мы оскорбляем Господа.
«И это все приложится вам». То есть, приложится все материальное, что будет необходимо вам для вашего духовного роста. И Господь лучше нас самих определит наши потребности. Именно – потребности, а не то, что мы хотим иметь. И прося Царствия Небесного, то есть – возможности духовного роста, мы полностью вверяем себя в руку Божью.
Чего же, с материальной точки зрения, мы просим, прося у Бога Царствия Небесного? Мы просим – болезней, жизненных трудностей, оскорблений, унижений, несправедливостей по отношению к себе в этом мире, то есть – хороших условий для ускоренного духовного роста.
И нет ничего более бессмысленного, чем просить у Господа Царствия Божия, и рассчитывать на исчезновение всех жизненных неурядиц, ожидая тихой и безмятежной жизни. Духовный рост – это не безмятежное прозябание. Духовный рост – это – непрекращающаяся борьба. Борьба со своими слабостями, страстями и недостатками. Борьба с самим собой.
И только победивший в этой борьбе сможет войти в то состояние бытия, которое в религиозных источниках и называется – Царствие Небесное.
***
Что же такое – душа?
Скорее всего, вы утвердительно ответили на вопрос о вашей вере в бессмертие вашей души, ибо остальные, вероятно, уже закрыли эту книгу и швырнули ее в пыльный угол с выражением праведного негодования на лице. Итак, начнем нашу беседу.
Приступая к разговору о высоких материях в прямом, и переносном смыслах, необходимо сначала договориться о терминологии, которую мы будем использовать.
Среди великого множества информационных источников, в которых рассматриваются вопросы о вечном, существует проблема нестыковки понятий касательно устройства человеческого существа, а именно терминов дух, душа, тело. Во многих книгах душой называют то, что в других называют духом, поэтому необходима ясность в этом вопросе. И если с телом все более или менее понятно, то вот отделить друг от друга понятия «душа» и «дух» для многих становится крайне сложным. Давайте разбираться с самого начала.
Несомненно, что наиболее подробно на сегодня вопрос устройства человеческого существа освещен восточными философско-религиозными Учениями. Об их истинности мы поговорим позднее, пока же просто изучим теорию.
Человек – довольно сложная конструкция, состоящая из семи принципов (тел).
Первый – физическое тело (плотное; стхула шарира).
Второй – Прана. Прана – это жизненная энергия, поддерживающая физическую жизнь плотного тела. Она формирует эфирное тело человека и концентрируется в нем.
Третий – астральное тело (линга шарира – тело низших – животных чувств и эмоций). Это тело уже тонкоматериальное, и невидимо обычным зрением, но все же еще достаточно плотное, чтобы быть иногда видимым – как, например, привидения.
Четвертый – ментальное тело (кама-рупа). Создается мыслями и желаниями человека. Это еще более тонкая структура, которая уже никогда не может быть увидена обычным зрением человека.
Пятый – Манас; или – каузальное тело (интеллект, самоосознание, разум). Это способность мыслить не только как животное, но и как человек – нравственно. Все, что было перечислено до этого, есть и у животных. Манас – пограничная субстанция. Собственно, он подразделяется на нижний и высший. Нижний – это, если можно так выразиться, интеллект инстинктов, животный интеллект. Он присущ животным тоже. А вот высший Манас – нравственные устремления человека, все самые наивысшие и бескорыстные его стремления – это то, что отличает человека от животных. Животное не знает что такое – нравственность. Это уже отличительный признак человека. В восточной традиции низший Манас в соединении с четвертым принципом называют «животной душой», низшим «я», которое, как и все более низкие принципы, имеет свой срок жизни. Высший Манас в соединении с шестым принципом называют «духовной душой», высшим «я» человека, или «эго», которое бессмертно (вернее имеет срок существования, не поддающийся нашему пониманию и анализу).
Шестой – Буддхи (принцип высших чувств – любовь, радость бытия). Надо пояснить, что любовь к человеку как половому партнеру, пусть даже самая возвышенная – все равно грубо-чувственная, и относится не сюда, а к четвертому и самому началу (низу) пятого принципам. Сюда, хотя и со многими оговорками, можно отнести бескорыстную материнскую любовь к ребенку. Буддхи – это та беспредельная и бескорыстная любовь ко всему живому, о которой говорил Христос.
Седьмой – Атма (Абсолют в проявлении, или – дух). Собирает собою все принципы, однако, не вступая с ними в тесный контакт, ибо эта субстанция принципиально иного уровня, нежели все остальные. Собственно говоря, этот принцип не принадлежит человеку. Он сам – то высшее, частью которого и является человек, а не наоборот. Атма – это то, о чем говорит Библия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7), и Коран: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я сотворю человека из звучащей глины, облеченной в форму. А когда Я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь»» (Коран 15:28-29). Атма – это дыхание Божие, которое едино во всем, и частичка этого дыхания есть в каждом человеке, но принадлежит она не ему, а Богу.
Каждый вышестоящий принцип оживотворяет нижележащий, или, по-иному сказать, – если произвольно гипотетически разделить эти семь принципов на любые две группы – то высшая часть (та, где будет Атма) сможет жить дальше, а низшая часть оставшихся принципов будет обречена на полное и окончательное разложение, то есть – умрет.
Здесь надо пояснить, что то «астральное тело», которое некоторые экстрасенсы и люди, занимающиеся эзотерическими практиками «выделяют» из своего физического тела для совершения «астральных путешествий» – строго говоря, является не только астральным телом – третьим принципом, а всей совокупностью принципов начиная от третьего, и выше. Оставшаяся низшая часть – физическое тело и прана – погибнут и разложатся, если оживляющие их высшие принципы не вернутся вскоре. Именно поэтому такие практики весьма опасны.
Так, в общих чертах, выглядит строение человека. В общих, потому что специалисты, вплотную исследующие эти вопросы, каждый из семи принципов подразделяют еще на семь, и оперируют сорока девятью составляющими человеческой природы. Для наших целей это сейчас несущественно, а упомянуто об этом лишь для того, чтобы вы смогли осознать всю глубину науки о строении человека.
Сейчас везде часто упоминается понятие «аура» человека, и резонный вопрос – как она соотносится с перечисленными принципами. Аура – это не какой-то отдельный принцип. Аура – это эманация, то есть своего рода излучение от каждого из семи принципов, которая находится вокруг тел человека, и образует вокруг них что-то наподобие кокона в форме яйца. Аура есть у любого предмета, в том числе и неодушевленного.
Итак, когда мы, вторя христианской доктрине, упрощенно говорим «дух», «душа», «тело» – подразумевается следующее подразделение:
Дух (высшее «я», индивидуальность человека) – седьмой и шестой принципы – Атма и Буддхи, а так же часть пятого – высший Манас. Эта часть человеческого индивида бессмертна. Наивысшее проявление этой триады – комбинацию Атма и Буддхи – в некоторых источниках называют монадой человека. Буддхи плюс высший Манас – это есть «духовная душа», эго человека, согласно восточной традиции. Вся эта триада именуется «дух» – согласно христианской.
Душа (низшее «я», личность человека) – часть пятого и четвертый принципы человека – низший Манас плюс ментальное тело. Эта часть человеческого индивида не обладает бессмертием, но живет гораздо дольше физического тела. Эти принципы вместе образуют «животную душу» в восточной традиции, и «душу» – согласно христианской.
Вы удивлены, что христианская душа не бессмертна? Но прочитайте внимательно христианскую литературу. Везде вы встретите выражения вроде «спасти свою душу», «смерть вечная», «войти в жизнь вечную», «обрести жизнь вечную», и подобные им. Никто не говорил, что душа по умолчанию бессмертна, наоборот, везде говорится о том, что бессмертие надо заработать. Конечно, путаницы прибавляют выражения вроде «спасти свою бессмертную душу», такими фразами пестрит христианская, да и не только, литература, где понятия души и духа часто путаются или просто объединяются. Бессмертен может быть только дух. Значит, под душой здесь понимается именно дух, или по иному – духовная душа, как называют ее в некоторых источниках. Вопрос достижения бессмертия для своей души, вернее личности, подробно и очень доступно разобран в книге Анастасии Новых «АллатРа».
Обилие сегодня различной литературы по данным вопросам весьма радует. Значит, есть интерес. С другой стороны, это порождает невообразимую путаницу в терминах. Во многих и не только христианских книгах то, что понимается под «душой», на самом деле относится к духу человека – бессмертной единице, эго. Поэтому, надо в каждой книге сперва внимательно уяснить для себя – что же автор понимает под термином «душа».
Итак, о терминах. Как мы видим, понятие души для разных людей весьма расплывчато и неопределенно, и четко обозначает лишь некую субстанцию, которая однозначно переживет смерть физического тела. Кроме того, слова «дух» и «душа» у многих людей стали уже нарицательными, и могут закрыть от них суть повествования. Дальше нам этими терминами оперировать неудобно и мы оставим их религиозным проповедникам.
Высшую, бессмертную структуру человека – его седьмой, шестой и высшую часть пятого принципов, мы будем далее именовать индивидуальностью человека.
Среднюю, чувственно-мыслящую, временную структуру человека – его низшую часть пятого и четвертый принципы, мы будем далее именовать личностью человека.
И, наконец, тело – это третий, второй, и первый принципы –астральный двойник тела, называемый еще тонкоматериальным телом, прана, то есть жизненная энергия физического тела, и, собственно, само тело – кусок плоти – плотноматериальное, или физическое тело. Астральное тело переживает смерть физического тела, и может существовать какое-то время (зависит от факторов) до полного исчезновения.
Однако, если будет употребляться термин «тело», то по умолчанию, мы будем иметь в виду именно плотноматериальное тело – кусок плоти. То есть – всего лишь инструмент, который необходим нам как набор датчиков ощущений в этом плотном материальном мире. Тело человека смертно. Технически смерть наступает либо когда заканчивается запас праны (естественным образом, от старости), либо от нарушений функционирования одного или нескольких принципов (болезни), либо от внешнего воздействия (всеразличные случаи).
Собственно говоря, каждый принцип в отдельности тоже можно назвать соответствующим «телом», иными словами – что человек состоит из семи тел различной плотности и функционального назначения.
Это все теория, но чтобы каждый смог уяснить именно для себя, из чего же он сам состоит, рассмотрим примеры.
«Я живу», «я ощущаю», «я мыслю». А кто это я? Может быть тело? Но ни для кого уже не секрет многочисленные случаи отделения сознания от тела, и отрицать их бессмысленно. И где находится сознание. В мозгу? Но известны случаи, когда человек нормально мыслил с полностью атрофированным мозговым веществом, и, наоборот – у большинства умалишенных людей этот орган физически в полном порядке. При выходе из тела, например при клинической смерти, «я» выходит из тела и существует какое-то время независимо от него, перемещаясь в пространстве и наблюдая свое тело со стороны, в то время когда все органы чувств этого тела просто не функционируют. Тело при этом – просто остывающий кусок плоти. Значит «я» – это не тело.
Кто-то думает – ««я» – это моя личность»». Но смотрите: вот человек полностью теряет память вследствие, например, несчастного случая. Он не помнит, как его звали, он не помнит ничего из того, чем он занимался, с кем общался, есть ли у него родные – то есть ничего, с чем мы отождествляем самоидентификацию. Но чувство собственного «я» в нем осталось, оно живет дальше и самоосознает себя как сущность, хотя сознание чисто. Предыдущая личность – умерла. Человек начинает жить совершенно другой жизнью. И если память не вернется, он так и проживет эту часть своей жизни другой личностью, жизнь которой может кардинально отличаться от той жизни, которой он жил до потери памяти. Личность будет уже другая, но человек-то тот же. Значит, личность определяется всего лишь текущим отрезком памяти индивида. Стерта память – и нет больше личности. Но «я» то не умерло, оно продолжает существовать и нарабатывать новые слои памяти – новую личность.
Вторя христианской доктрине, человек говорит, что его сущность образовалась из небытия одновременно с рождением его тела в этот мир, и до момента рождения не существовала. Что каждый рожденный на Земле человек – это новая созданная сущность. Доказательство приводится то, что человек не помнит себя до рождения в этот мир. Я ничего не помню – значит, меня не было.
Это – логично, но относиться это может только к текущему отрезку памяти, то есть – личности.
Попробуйте вспомнить себя в возрасте, например, полгода, год, два года? Вряд ли вам это удастся. Ну, могут быть единичные проблески памяти, какие-то запечатленные картинки, не более. Ваша личность тогда еще не вполне сформировалась, и памяти о тех годах в сознании нет. Но ведь из этого не следует, что вас тогда не было?! Нет – вы были и тогда, и сейчас, и это были именно вы, а не другой человек. «Я» – это и есть индивидуальность, не обусловленная ничем, кроме своего существования, сама сущность – человек – в широком понимании этого слова.
Все остальные принципы условны и временны, и являются вспомогательными. Они выполняют свою функцию на каком-то определенном отрезке времени, затем уходят и уступают место новым. Индивидуальность же никуда не девается, она живет и совершенствуется, пополняясь результатами работы вспомогательных принципов – личностей. Все то, что достойно стать неотъемлемой частью индивидуальности – вбирает в себя высший Манас. То, что недостойно – остается в нижнем манасе, и более низких принципах.
Но память ушедшей личности не исчезает бесследно. Во Вселенной вообще никакая информация не исчезает бесследно. В этом можно убедиться, поучаствовав в сеансе гипноза любого человека. (Хотя гипноз и распространен сейчас, использовать его не рекомендуется, так как он далеко не безобиден, и наносит ощутимый физический вред организму гипнотизируемого. Из-за резкого перехода из одного состояния сознания в другое, к которым организм не приучен, часть мозговых нервных клеток не выдерживает перегрузки и погибает). Под гипнозом человек вспомнит все – и свое существование в младенческие годы, и – как это ни покажется странным, – и задолго до рождения своего физического тела. Хотя, чему же здесь удивляться? Ведь индивидуальность не рождается вместе с физическим телом. Она независима от вспомогательных принципов, и существовала уже задолго до момента соединения с новорожденным физическим телом – то есть момента обретения плоти – воплощения.
При рождении нового физического тела индивидуальность «вкладывается» и встраивается в него, чтобы начать строить новую личность. То, чего не может помнить наша личность, навечно сохранило в себе подсознание человека. Подсознание – это как бы хранилище памяти всего жизненного опыта индивидуальности, накопленного ею за время всего своего существования, и находится оно в сфере высших принципов. Поэтому низшие принципы, образующие личность, в обычном состоянии не имеют доступа к этому хранилищу. Они помнят только свою часть деятельности.
Отсюда видно, что индивидуальность имеет возможность вспомнить все, что составляет ее опыт, и этот момент, несомненно, наступит у каждой индивидуальности, но об этом позже.
Мы вплотную подошли к вопросу, который крайне волнует очень многих людей. Один ли только раз мы живем на Земле в плотном теле? Разумеется не один. Индивидуальность человека в процессе своего роста и совершенствования рождается на Земле в плотном теле, то есть воплощается, много раз. Мы теперь понимаем о чем речь: каждый раз индивидуальность формирует себе новую личность, и каждый раз обогащается жизненным опытом этой личности. Это и есть духовное развитие, рост человека (при условии положительного опыта личности), совершенствование его индивидуальности от воплощения к воплощению, для достижения своей цели – духовного совершенства и слияния с Богом, частью которого собственно и являются седьмой (Атма – дух), и шестой (Буддхи – любовь), высшие принципы. (Вспомните высказывание ученика Христа, Апостола Иоанна: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоанн 4:16). Так вот, это не метафора, а реальность). Эти высшие принципы объединяют и вбирают в себя все лучшее от каждой личности, что передается им через пограничный принцип – Манас.
Внимательный читатель видимо уже понял, что подразумевается под христианским «спасением души» – то есть личности. Если личность уже здесь, на Земле будет жить самыми высокими, благими и бескорыстными побуждениями, они сформируют высший Манас, и перейдут в бессмертную сущность – индивидуальность. Любые же эгоистичные и низменные побуждения никогда не поднимутся выше низшего Манаса, который есть субстанция временная, и если личность отождествляет себя с этими побуждениями и живет ими, то она неизбежно подлежит забвению. Именно забвению, а не смерти, ибо, как мы уже говорили, вся информация не исчезает бесследно, и может быть доступна тогда, когда это будет необходимо законам, управляющим жизнью Вселенной.
Итак, личность может стать частью индивидуальности, а индивидуальность – это, в свою очередь, часть Бога. Да-да, индивидуальность, «дух» – это не что иное, как часть Бога. Мы уже говорили об этом, рассматривая седьмой принцип – Атма, приводили выдержки из Библии и Корана, которые одинаково освещают этот вопрос. Необходимо добавить, что еще одна из главенствующих сейчас на земле религий – буддизм, и сопутствующие или близкие ей восточные Учения – имеют в своем основании именно этот постулат – единство всего сущего в Боге. Просто Бог в их Учении не имеет личностной характеристики, как например Бог иудеев, христиан, или мусульман. Правильно это или нет, об этом мы еще будем подробно говорить в дальнейшем. Пока же уясним себе, что все основные религии мира в этом вопросе говорят об одном и том же.
Как каждый атом в отдельности – является составной частью нашего тела, так и индивидуальность каждого существа – является составной частью Бога, но не может вступить с ним в прямое полноценное общение, пока вынуждена, подчиняясь законам Вселенной, проходить круг воплощений в плотных телах, раз за разом усваивая для себя что-то новое и полезное. Каждое воплощение – лишь очередной урок в школе жизни для индивидуальности. И только когда этот круг для индивидуальности будет завершен, она, обогащенная всем своим опытом всех своих личностей, «вспомнив все», сливается своим сознанием с сознанием Вселенной – Богом, и существует слившись с Ним, но все же сохраняя свою индивидуальность. Это состояние восточные Учения называют «Нирваной».
Как может Единая сущность состоять из индивидуальностей? Очень хорошо это демонстрируют обычные земные существа – косяки рыб, колонии муравьев, или рои пчел. Каждая пчела по отдельности – индивидуальна, но действуют они все совместно, и при необходимости каждая взятая в отдельности пчела готова пожертвовать своей жизнью ради интересов роя. Эгоизм здесь отсутствует – каждая пчела отдает всю себя на благо роя, и рой заботится о каждой пчеле в отдельности. Понаблюдайте, как летит рой пчел, большая стая птиц, или как движется косяк рыб в океане. Поражает слаженность движений всех его отдельных членов. Каждое отдельное существо одновременно поворачивает именно в том направлении, куда направляется весь коллектив. Туда, куда нужно. Хотя, зачастую, в плотном окружении собратьев, ничего вокруг себя не видит. И ошибок не бывает. В чем разгадка? Рой, или косяк, вся группа индивидов – это одна, единая астральная сущность. Все индивиды вместе взятые – это ее единое плотное тело, хотя его части и разделены пространственно. Как и в случае с человеком, видимой плотной материей здесь дело не ограничивается, и сознание всего роя – то есть единой, так же самоосознающей сущности, которая и управляет всеми движениями его членов, как мы, например, своими пальцами – лежит для нас в области невидимого мира. Но свое сознание мы же тоже не видим, однако никто не будет отрицать его существование. Это самый наглядный пример, как индивидуальность человека может являться составляющей частью более всеобъемлющего сознания, при этом оставаясь все же самоосознающей единицей Вселенной.
Так вот, частица Единого Бога есть в каждом из нас. Это и есть наша индивидуальность. Все мы несем в себе частицы одной Сущности, о чем, собственно, нас и учит Библия: «ибо часть Господа – народ Его» (втор 32:9). Слышите? Мы все – часть Господа! Именно поэтому Христос и называет всех людей «братьями», и учит: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40). Или: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:21). И опять мы видим, что это не метафора, и не нравоучение, как многие склонны интерпретировать Евангелие. Это реальность! Частица Бога в каждом из нас.