Полная версия
Анархия
36
Альфред Рассел Уоллес (1823–1913) – британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.
37
Исидор-Мари-Огюст-Франсуа-Ксавье Конт (1798–1857) – французский философ, родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.
38
Давид Рикардо (1772–1823) – английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита.
39
Иеремия (Джереми) Бентам (1748–1832) – английский философ-моралист и правовед, социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма.
40
Карл Фохт (или Фогт) (1817–1895) – немецкий естествоиспытатель, зоолог, палеонтолог, врач (значительную часть карьеры работал в Швейцарии и во Франции). Известен также как философ, представитель вульгарного материализма.
41
Имеется в виду Джордж Генри Льюис (1817–1878) – британский философ, писатель, литературный и театральный критик.
42
Клод Бернар (1813–1878) – французский медик, исследователь процессов внутренней секреции, основоположник эндокринологии.
43
Якоб Молешотт (Молесхотт) (1822–1893) – итальянский физиолог и философ нидерландского происхождения, представитель вульгарного материализма.
44
Чарльз Лайель (Лайелл) (1797–1875) – основоположник современной геологии, один из самых выдающихся ученых XIX столетия. Убедил Дарвина опубликовать его знаменитую работу «Происхождение видов». Примкнул к учению Дарвина, отказавшись от многих воззрений, которыми руководствовался в течение всей своей научной деятельности.
45
Эжен Бюрнуф (1801–1852) – французский ученый-востоковед, сделавший значительный вклад в расшифровку древнеперсидской клинописи, крупнейший исследователь буддизма середины XIX века.
46
Анн-Робер-Жак Тюрго (1727–1781) – французский экономист, философ и государственный деятель. Вошел в историю как один из основоположников экономического либерализма.
47
Джон Стюарт Милль (1806–1873) – британский философ, социолог, экономист и политический деятель. Внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю.
48
Эмиль Литтре (1801–1881) – французский философ-позитивист, историк, филолог и лексикограф, наиболее энциклопедичный из всех французских учёных после Дидро. Составитель знаменитого «Словаря французского языка», более известного как «Словарь Литтре».
49
Жорж-Леопольд де Кювье (1769–1832) – французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии.
50
Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (1707–1788) – французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века. Высказал идею о единстве растительного и животного мира.
51
Жан-Батист-Пьер-Антуан де Моне, шевалье де Ламарк (1744–1829) – французский ученый-естествоиспытатель. Стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».
52
Рудольф Юлиус Эмануэль Клаузиус (1822–1888) – немецкий физик, механик и математик.
53
Герман фон Гельмгольц (полное имя – Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821–1894) – немецкий физик, врач, физиолог, психолог и акустик.
54
Густав Роберт Кирхгоф (1824–1887) – немецкий физик.
55
Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) – русский естествоиспытатель, физиолог и просветитель. Создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии.
56
Томас Генри Гексли (или Хаксли) (1825–1895) – английский зоолог, популяризатор науки и защитник эволюционной теории Чарльза Дарвина (за свои яркие полемические выступления он получил прозвище «Бульдог Дарвина»).
57
Эрнст Генрих Филипп Август Геккель (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ. Автор термина «питекантроп», а также ему часто приписывается авторство термина «экология».
58
Сэр Генри Джеймс Самнер Мэн (Мэйн) (1822–1888) – английский юрист, антрополог, историк и социолог права.
59
Максим Максимович Ковалевский (1851–1916) – русский историк, юрист, социолог и общественный деятель, один из руководителей русского масонства.
60
Георг Людвиг фон Маурер (1790–1872) – немецкий государственный деятель, правовед, историк. Премьер-министр и глава министерств иностранных дел и юстиции Баварии (1847).
61
Николай Иванович Костомаров (1817–1885) – российский историк, публицист, писатель, педагог и общественный деятель. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».
62
Иван Дмитриевич Беляев (1810–1873) – профессор Московского университета по кафедре русского законодательства, историк.
63
Фридрих Леопольд Август Вейсман (1834–1914) – немецкий зоолог и теоретик эволюционного учения. Стоя на позициях материализма, он отстаивал механистическое понимание жизненных явлений.
64
Майское восстание в Дрездене – восстание 3–9 мая 1849 года в Дрездене (столице Саксонии), ставшее одним из завершающих событий как Мартовской революции в Саксонии, так и революции 1848–1849 гг. в германских государствах в целом. Верховным руководителем восстания был Стефан Борн, в число его лидеров входил русский революционер М. А. Бакунин. К 9 мая восстание было подавлено саксонской армией при поддержке прусских сил, возглавляемых генералом Фридрихом фон Вальдерзее. Потери восставших составили, по разным данным, порядка от 190 до 250 человек убитыми и от 400 до 500 ранеными. Впоследствии многие выжившие участники восстания были приговорены судами к смертной казни или пожизненному заключению.
65
Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма. Главный труд его жизни – книга «Системы синтетической философии», которая должна была включать 10 томов.
66
Журнал «The Nineteenth Century» (Девятнадцатое столетие) начал выходить в Лондоне в марте 1877 года – как периодическое ежемесячное обозрение проблем науки, техники, культуры и политики. Он был рассчитан на высокообразованного читателя. Под таким названием журнал выходил до 1900 года. С 1901 по 1950 гг. издавался под названием «The N.С. and after» (Девятнадцатое столетие и после). Всего вышло 1049 номеров, которые сброшюрованы в 172 тома. Во времена сотрудничества Кропоткина издателем журнала был Джеймс Ноулз (James Knouls).
67
Смотри мою работу «Взаимопомощь как фактор эволюции». Относительно того, как Дарвин пришел к перемене своих взглядов на этот вопрос и стал все более и более допускать прямое воздействие среды на развитие новых видов, смотри мои статьи о естественном подборе и прямом воздействии в журнале «Nineteenth Century», июль, ноябрь и декабрь 1910 г. и март 1912 г. (Прим. П. А. Кропоткина)
68
Карл Федорович Кесслер (1815–1881) – русский зоолог, профессор и декан физико-математического факультета киевского Императорского университета Святого Владимира. Основатель Петербургского общества естествоиспытателей.
69
Жан-Мари-Антуан де Ланессан (1843–1919) – французский натуралист (естествоиспытатель), доктор медицинских наук и политик.
70
Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, автор труда «Любовь и любовные отношения животного мира» (1881) и многих других.
71
Альфред Теннисон (1809–1892) – английский поэт, любимый поэт королевы Виктории, которая дала ему титул барона, сделавший его в 1884 году пэром Соединенного королевства.
72
Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ-материалист, один из основателей современной политической философии, теории общественного договора и теории государственного суверенитета.
73
Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому все в мире развивается по единым законам. В самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтезис». Эта триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Противоречия, естественно, вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтезис (от греч. synthesis – сближение, соединение), то есть некое новое явление, которое включило в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтезис сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и так до бесконечности.
74
Уильям Годвин считал, что общество делится на два класса – богатых и бедных. Последние составляют 98 % населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти ничего, и почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. Причину социального неравенства и нищеты он видел в существовании частной собственности, которую предлагал уничтожить, – вместе с государством, покровительствующим богатым.
75
Луи-Жан-Жозеф Блан (1811–1882) – французский социалист, историк, журналист и политик, деятель революции 1848 года.
76
Это мнение было распространено даже среди французских республиканцев, во время Великой французской революции. Штаты Голландии – это неверный термин (не штаты, а провинции и не Голландии, а Нидерландов).
77
Лао-цзы – древнекитайский философ VI–V веков до н. э. В рамках современной науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он все равно определяется как основоположник даосизма. В основе даосизма лежит учение о «дао» – пути достижения гармонии. Дао – это начало всего, и основным его правилом является следование своей судьбе («потоку жизни») без сопротивления, а иногда и просто плывя по течению. Главным постулатом даосизма является принцип равновесия и взаимосвязи мужского начала «ян» и женского начала «инь».
78
Аристипп – древнегреческий философ из Кирены (Северная Африка), ученик и друг Сократа.
79
Зенон Китийский – древнегреческий философ из Афин, основоположник стоической школы.
80
Марк Иероним (Марко Джироламо) Вида (1490–1566) – итальянский гуманист, поэт, епископ Альбы (с 1532 года).
81
Гуситы – чешское реформаторское религиозное движение, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы.
82
Франсуа Рабле (1494–1553) – французский писатель, редактор, врач. Один из величайших французских сатириков, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
83
Франсуа де Салиньяк де Ла Мот-Фенелон (1651–1715) – французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа «Приключения Телемака» (1695).
84
Пьер-Жозеф Прудон писал, что анархия подразумевает отсутствие суверена, господина, давая им обозначение в лице правительства. Анархия у Прудона была мерой свободы, признающей лишь власть закона или «необходимости».
85
Чеки труда – по-английски labour cheques, по-французски bans du travail – это чеки, или ассигнации, обозначающие один, два, три, десять и т. д. часов труда (с их подразделением на минуты), которые выдавались бы рабочему в уплату за его труд. Банк мог бы принимать их совершенно так же, как теперь принимаются чеки или денежные знаки (звонкая монета или ассигнации). (Прим. П. А. Кропоткина)
86
Уильям Томпсон (1775–1833) – ирландский мыслитель, экономист, социолог и социальный реформатор. Его принято считать «первым ирландским социалистом» и предшественником Маркса.
87
Герберт Сомертон Фоксвелл (1849–1936) – английский экономист.
88
Стоимость человеческого труда является мерилом оценки стоимости товаров, как писал английский философ и социалист Роберт Оуэн. Его идеи подхватил американец Джошуа Уоррен. В 1826 году в городе Цинциннати он открыл магазин, в котором продавал товары за купоны, на которых указывалось время. Покупатель, владеющий каким-то ремеслом, предлагал в обмен на товары определенное количество времени, которое он был согласен потратить, оказывая свои услуги. Так возникла система обмена времени не на деньги, а на труд. Причем обмен происходил по себестоимости, без наценки, что привело к огромной популярности предприятия Уоррена.
89
Макс Штирнер (1806–1856) – немецкий философ, близкий к левым гегельянцам. Считается основателем философии индивидуалистического анархизма и предшественником нигилизма, экзистенциализма и постмодернизма. Он проповедовал право свободно распоряжаться собой, которое присуще любому человеку от рождения, рекомендовал образование «союзов эгоистов».
90
Джон Генри Маккей (1864–1933) – немецкий писатель шотландского происхождения, анархо-индивидуалист. Идеал политического устройства по Маккею – это безгосударственное общество мелких частных собственников, строящих отношения на основе свободного договора и свободных союзов. В основе экономических отношений анархического общества, считал Маккей, будут лежать принципы рыночной экономики («свободный и ничем не стесняемый обмен ценностей внутри и вовне»), предполагающий свободную, неограниченную конкуренцию и право частной собственности, основанное на захвате и личном труде индивидуума.
91
Виктор-Гийом Баш (1863–1944) – французский политик и профессор философии в Сорбонне, выходец из Венгрии.
92
Тред-юнион (от англ. trade – «профессия», «ремесло» и union – «объединение», «союз») – название профессиональных союзов в Великобритании и странах Британской империи.
93
Мютюэлизм (от фр. mutuel – «взаимный», «совместный») – это анархическое направление экономической теории и социальной и политической философии, восходящее к первой половине XIX века, в особенности к работам Пьера-Жозефа Прудона. Главным основанием свободы мютюэлисты считали право рабочего или группы рабочих распоряжаться землей и орудиями труда, необходимыми в процессе производства. Последователи Прудона не пользовались термином «анархизм», а предпочитали именовать себя мютюэлистами по названию тайной рабочей организации, действующей в Лионе в 1830-х гг., к которой принадлежал Прудон. В 1864 году группы мютюэлистов, соединившись с английскими трейд-юнионистами и европейскими социалистами, создали в Лондоне «Международное товарищество рабочих (Первый Интернационал). Мютюэлисты первыми выступили в качестве оппозиции Карлу Марксу и его сторонникам, отстаивающим тактику политической борьбы, захвата государственной власти и установления диктатуры пролетариата.
94
Арман Барбес (1809–1870) – французский левый политик и революционер.
95
Луи-Огюст Бланки (1805–1881) – участник политических обществ и заговоров. Провел в общей сложности почти 37 лет в тюремных заключениях. Идеолог левого революционного течения, названного в его честь бланкизмом (бланкизм – это левое революционное течение, отдающее приоритет заговорщической деятельности и террору против властей).
96
Виктор Консидеран (1808–1893) – французский философ и экономист, социалист-утопист, последователь Шарля Фурье, глава школы фурьеристов: выступал с идеей «примирения классов» путем создания ассоциации производителей. Стоял за привлечение рабочих к участию в доходах капиталистических предприятий.
97
Вильгельм Вейтлинг (1808–1871) – немецкий философ-утопист, один из теоретиков немецкого социализма (так называемого уравнительного коммунизма). Карл Маркс считал Вейтлинга одним из своих учителей в вопросах рабочего движения.
98
Интересно напомнить, что подобные же мысли, очень распространенные в то время, о государственном землепашестве при помощи «земледельческих армий» были восхваляемы в брошюре «Уничтожение пролетариата» Наполеоном III, который был тогда претендентом на пост президента республики. Ставши императором, он не прочь был применить те же мысли к орошению и облесению некоторых частей Франции, именно Солоньи. (Прим. П. А. Кропоткина)
99
Шарль-Константен Пеккёр (1801–1887) – французский экономист. Впервые употребил слово «коллективизм» в 40-х гг. и является первым представителем коллективизма. В своих главных трудах Пеккёр излагал основы наиболее справедливого, по его мнению, и наиболее выгодного для национального богатства общественного строя. Он требовал социализации (слово, им тоже впервые изобретенное) или обобществления лесов, путей сообщения, минеральных богатств и, в конце концов, всех производительных сил природы, орудий труда и кредита. Капитал, по его мнению, также должен сделаться общественным. Почти одновременно с Пеккёром, но независимо от него, к аналогичным выводам пришел Франсуа Видаль (1812–1872), который изложил свои идеи в книге «Жить работая!» (Vivre en travaillant!). Но Видаль не рассчитывал на чувство долга (в этом его существенное отличие от Пеккёра) и ожидал постепенного усиления государственной власти и, в конце концов, законодательного принуждения граждан к труду.
100
Небольшое количество экземпляров Манифеста Консидерана (на который обратил внимание Черкезов как на источник «Коммунистического Манифеста») и книг Pecqueur’a и Vidal’я одному из наших товарищей удалось разыскать на складе – в Москве! Замечательную книгу Buret о положении рабочего класса, очень широко использованную Энгельсом, как это тоже указал Черкезов, мне удалось достать также из Москвы; я купил в Париже экземпляр, некогда принадлежавший профессору Пешкову! (Прим. П. А. Кропоткина)
101
О том, насколько Энгельс и Маркс заимствовали у Пеккера в их «Коммунистическом Манифесте» в его построительной части, указал бельгийский профессор Андлер. См.: Шарль Андлер. Введение и Комментарий к Коммунистическому Манифесту, перев. с франц. под редакцией А. В. Киссина, Москва, 1906, изд. Петровской библиотеки в Москве. Там же, с. 43, указано на заимствования Коммунистического Манифеста у Бабефа. Немецкий коммунизм – прямой слепок с коммунизма Бабефа. (Прим. П. А. Кропоткина)
102
Для общего ознакомления с взглядами Прудона лучше всего брошюра Джеймса Гильома, изданная бакунистами в Женеве в 1874 г., – «Анархия по Прудону». (Прим. П. А. Кропоткина)
103
Этьен Кабе (1788–1856) – французский философ, публицист, глава коммунистической школы. Свое коммунистическое учение Кабе изложил в виде путевых записок английского лорда, посетившего фантастическую страну Икарию.
104
Из работы нашего друга Черкезова известно, что экономические положения, изложенные Марксом и Энгельсом в «Коммунистическом Манифесте», были ими взяты из Манифеста Консидерана, который носил название «Принципы социализма. Манифест демократии XIX в.» и был издан в 1848 г. Действительно, достаточно прочесть оба манифеста, чтобы убедиться, что не только экономические взгляды «Коммунистического Манифеста», но даже и форма были заимствованы Марксом и Энгельсом у Консидерана. (Прим. П. А. Кропоткина)
105
В это время социал-демократы еще не выставили системы государственного коллективизма – многие среди них были еще коммунисты-государственники. И, по-видимому, был совершенно забыт смысл понятий «государственный капитализм» и «распределение сообразно часам труда»; смысл, который был придан слову «коллективизм» перед революцией 1848 г. и во время ее, сначала С. Пеккером в 1839 г. («Социальная экономия: интересы торговли, промышленности и земледелия, и цивилизации вообще под влиянием пара») и в особенности в 1842 г. («Новая теория социальной и политической экономии: этюды по организации обществ») и затем Ф. Видалем, секретарем рабочей Люксембургской Комиссии в его замечательной работе «Жить работая! Проекты, перспективы и средства социальных реформ», появившейся в Париже в конце июня 1848 г. (Прим. П. А. Кропоткина)